УСАДЬБЫ ВЫСШЕЙ ЗНАТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И БЛИЖНИХ УЕЗДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В 18 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Наследие усадеб России в целом и в том числе в Санкт-Петербургской губернии в настоящее время является почти уничтоженным, поэтому исследование темы, связанной с возможностью сохранения объектов усадебной архитектуры является особенно актуальной для реставрационного научного направления. Усадьбы высшей знати занимают особое место в истории архитектуры, но множество особенно уникальных усадебных комплексов остались только в воспоминаниях, а у большинства уцелевших сохранилась лишь небольшая часть построек в неудовлетворительном состоянии. Изучение территорий исторического Санкт-Петербурга и его ближайших окрестностей, охватывает сотни усадеб. Среди них можно выявить десятки очень крупных и исторически значимых. В работе выделен новый тип исторических усадебных объектов на территории Санкт-Петербурга и пригородных уездах Санкт-Петербургской губернии – «ближние усадьбы высшей знати» (усадьбы представителей первых 4 рангов в табели о рангах Российской Империи, отличающиеся особо крупными размерами территорий- до 200 га - и особо сложной структурой), которые несколькими поясами охватывали императорскую столицу и её окрестности. Сделан вывод, на основе проведенного анализа действующих предметов охраны, что они не учитывают главные особенности таких усадеб, так как чаще всего в них (предметах охраны) отсутствуют градостроительные и нематериальные составляющие предмета охраны.

Ключевые слова:
усадьбы высшей знати, Санкт-Петербургская губерния, предметы охраны усадеб, градостроительные предметы охраны, нематериальные предметы охраны, Санкт-Петербургский уезд, Шлиссельбургский уезд, Петергофский уезд, Царскосельский уезд, объекты культурного наследия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Изучение территорий исторического Санкт-Петербурга и его ближайших окрестностей (ближних уездов – Санкт-Петербургского, Шлиссельбургского, Петергофского, Царскосельского), охватывает сотни усадеб. Среди них можно выявить десятки очень крупных и исторически значимых. Такие крупнейшие усадьбы мы определяем, как «усадьбы высшей знати» или («ближние усадьбы высшей знати»). Это новое понятие, которое ранее не встречалось в исследовательских кругах. Оно определяет особый морфологический и социальный феномен в строительстве усадеб, сформированных несколькими поясами вокруг исторического Санкт-Петербурга, предназначенных для представителей высших слоев русского дворянства, проживавших в зонах дневной доступности вокруг российской столицы (с учетом скорости передвижения в XVIII - первой половине XIX века).

Выявленный тип «ближние усадьбы высшей знати» представлял собой яркое украшение императорской столицы и ее ближайших окрестностей. Они входят в общую типологическую группу «усадеб высшей знати», расположенных вокруг Санкт-Петербурга, но имеют различия, предопределяющие параллельное рассмотрение ближних усадеб (в границах четырех пригородных уездов – Санкт-Петербургского, Шлиссельбургского, Петергофского, Царскосельского) и дальних усадеб (в границах четырех дальних уездов Санкт-Петербургской губернии – Лужского, Гдовского, Ямбургского, Новоладожского, а также ближних к Санкт-Петербургу фрагментов Выборгской и Новгородской губерний). Схожие по характеристикам усадьбы есть и в других регионах Российской Федерации (Московская область, Крым, Смоленская область и другие.), однако больше всего их именно в исторической Санкт-Петербургской губернии, как части исторической Санкт-Петербургской агломерации. Аналогичные усадьбы характерны и для европейских стран.

В разное время изучением усадебной темы занимались архитекторы, историки, культурологи, искусствоведы такие как: И.В. Барсова [54], С.Е. Гусева [55, 56], Т.Е. Исаченко [57-60], Н.В. Мурашова [61-67], Л.П. Мыслина [63-67], О.В. Литвинцева [68], Е.П. Щукина [69], Т.Б. Дубяго [70], М.В. Нащокина [7173], С.В. Семенцов [74], Е.Ю. Шуваева [74] и другие. Тема отдельного типа усадеб, таких как «ближние усадьбы высшей знати», нигде не раскрывалась.

 

Рис. 1. Схема размещения поясов «ближних» и «дальних усадеб высшей знати»

Объект исследования – «ближние усадьбы высшей знати» в границах исторического Санкт-Петербурга и пригородных уездов исторической Санкт-Петербургской губернии, созданные до 1917 года.

Предмет исследования – особенности создания и развития ближних усадеб высшей знати на территории исторического Санкт-Петербурга и пригородных уездов исторической Санкт-Петербургской губернии, а также формирование предложений по сохранению и приспособлению этих усадеб для современного использования и охране объектов культурного наследия.

Цель исследования – выделение в отдельный тип объектов «ближние усадьбы высшей знати»; предложения по уточнению предметов охраны; определение основных принципов и направлений в их сохранения и современного использования с учетом их уникальной специфики, выявленных типологических особенностей и морфологических закономерностей формирования.

Границы исследования.

Территориальные – в административных границах исторического Санкт-Петербурга и пригородных уездов исторической Санкт-Петербургской губернии.

Хронологические. Временные границы исследования охватывают период с 18 века и до публикации в 1917 году декретов о национализации недвижимости и земли. За это время ближние усадьбы высшей знати прошли полный цикл развития – от возникновения до исчезновения.

Материалы и методы. В качестве ключевых фактических способов исследования объектов можно выделить: изучение исторических документов, в том числе иконографических (планы, показывающие этапы развития населенного пункта и/или прилегающей территории, архитектурные проектные и фиксационные чертежи, живопись, графика, фотоматериалы и т. п.); свидетельства современников – упоминания в художественной и научной литературе периода создания объектов; проведение натурных архитектурно-художественных и визуальное обследований, обмеров, фотофиксации; широкий анализ градостроительной ситуации; визуально-ландшафтный анализ композиции; поиск объектов аналогов, относящихся к тому же автору и/или периоду создания и др.

Основная часть. В результате многолетнего исследования поставлена гипотеза о наличии среди многих сотен усадеб Санкт-Петербургской губернии очень крупных и исторически значимых усадеб, как на территории исторического Санкт-Петербурга, так и его ближайших окрестностей (ближних уездов – Санкт-Петербургского, Шлиссельбургского, Петергофского, Царскосельского). Такие крупнейшие усадьбы мы определяем, как «усадьбы высшей знати» или («ближние усадьбы высшей знати»)

В процессе исследования закономерностей и типологических особенностей формирования исторической усадебной застройки на территории ближних уездов Санкт-Петербургской губернии сформулированы следующие выводы и получены следующие результаты:

Выявлены «ближние усадьбы высшей знати», как особый тип усадебного строительства на территориях исторического Санкт-Петербурга и исторической Санкт-Петербургской губернии. Выделен из общего массива усадеб особый тип исторических усадебных объектов (владельцами которых были представители высших титулов Российской империи и четырех высших рангов по Табели о рангах), расположенные на территории самого исторического Санкт-Петербурга и ближних пригородных уездов Санкт-Петербургской губернии. Общее число таких ближних усадеб на этих территориях – 160. Сюда входят петербургские городские полицейские части и пригородные полицейские участки – 20 усадеб; ближние уезды Санкт-Петербургской губернии (Санкт-Петербургский уезд – 37 усадеб, Шлиссельбургский уезд – 40 усадеб, Петергофский уезд – 29 усадеб, Царскосельский уезд – 34 усадьбы) (рис. 2, 3).

 

 

Рис. 2. Схема размещения «ближних усадеб высшей знати» на территориях, которые позднее вошли в состав центра Санкт-Петербурга

 

 

Изучены хронологические этапы создания и развития «усадеб высшей знати». Выявлены следующие шесть этапов создания и развития усадеб высшей знати на территориях исторического Санкт-Петербурга и пригородных уездах: 1-й этап – 1703–1725 гг., 2-й – 1725–1761 гг.,
3-й – 1762–1800 гг., 4-й – 1801–1836 гг., 5-й – 1837–1900 гг., 6-й – 1901–1916 гг. (рис. 4)

Определены характерные особенности, основные признаки, морфологические отличия «ближних усадеб». Дана классификация изученных объектов на основе историко-архитектурных, градостроительно-ландшафтных, типологических, стилевых, композиционных и морфологических признаков, в числе: создание усадеб силами лучших в России архитекторов и садовников в самых модных стилях; особенности размещения объектов в границах исторического Санкт-Петербурга и исторических пригородов; уникальная площадь каждой усадьбы от 5 га до 200 га; уникальность размещения на территории каждой усадьбы их парадных ядер, а также широкого разнообразия служебных и вспомогательных построек, включая многочисленные особые престижные и специально устроенные уникальные элементы усадебных ансамблей и комплексов («Горы Парнас», «Острова Любви», «Лабиринты», «Зеленые театры», «Павильоны Дружбы» и т. д.); топографические особенности размещения ядра усадьбы относительно главных элементов природных и рукотворных ландшафтов; характер сезонного использования усадеб владельцами; категория современной охраны и система охраны, степень сохранности в настоящее время усадьбы в целом, ее ландшафтов и объектов.

 

 

Рис. 3. Схема размещения «ближних усадеб высшей знати», на территории ближних уездов Санкт-Петербургской губернии

 

 

Рис. 4. Схема поэтапного формирования «ближних усадеб высшей знати»

 

 

Сформулированы территориальные и ландшафтно-географические закономерности размещения и структурной организации ближних усадеб высшей знати. Выявлены общие закономерности организации и планировочные характеристики усадебных ансамблей и комплексов высшей знати на территориях ближних уездов, основанные на ландшафтно-географических особенностях размещения данного типа усадеб и их объектов относительно водных и сухопутных коммуникаций, а также на ландшафтно-географических характеристиках размещения усадеб и их компонентов. Как следствие, можно выделить следующие типы усадеб, расположенных соответственно: 1) на берегах крупных водных объектов (крупных рек и озер); 2) небольших реках и ручьях; 3) равнинах без естественных водных объектов; 4) Ижорском плато; 5) берегу Финского залива в Предглинтовом районе (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Схема размещения «ближних усадеб высшей знати» относительно водных и сухопутных коммуникаций

 

 

Отмечены особенности размещения ближних усадеб в структуре исторической Санкт-петербургской агломерации. В том числе - особенности размещения ближних усадеб высшей знати в структуре исторической Санкт-Петербургской агломерации, отражающие сезонные принципы расселения высших слоев исторического петербургского общества, а также влияние этих усадеб на формирование и развитие локальных территориальных структур (включая города Придворного ведомства, поселки, деревни, посады и производственные городки) в исторической Санкт‑Петербургской агломерации в целом.

Показаны хронологический и территориальный векторы развития усадебной застройки высшей знати в ближней зоне исторического Санкт-Петербурга вплоть до 1917 г. Отмечены хронологический и территориальный вектор развития усадебной застройки высшей знати в ближней зоне исторического Санкт-Петербурга вплоть до 1917 г.: «усадьбы» сформировали особую «кольцевую» (в непосредственной близости от столицы и загородных императорских ансамблей) и «сетчатую» (чуть далее, в тех же в пригородных уездах, но вне непосредственного влияния пригородных императорских ансамблей) типы размещения. «Ближние усадьбы высшей знати» были не только материальными памятниками, но и включали особый культурно-социальный фактор, значительно повлиявший на культурную жизнь столицы.

Предложены рекомендации по уточнению системы сохранения и определения предметов охраны «ближних усадеб высшей знати», включая уточнение системы охраны важнейших композиционных и стилистических особенностей усадеб в их исторической среде (с непременным уточнением состава предметов охраны и принципов системы охранного зонирования).

Проведенные углубленные исследования системы усадеб на территориях исторической Санкт-Петербургской губернии позволили выявить особый тип усадеб: «усадьбы высшей знати» (усадьбы членов Императорской фамилии и представителей высших 4 рангов в Табели о рангах). В данной статье рассмотрена часть таких усадеб – «ближние усадьбы высшей знати» – на территориях исторического центра Санкт-Петербурга (появившихся изначально на внегородских территориях и позднее вошедших в ткань города в результате его неоднократных расширений) и в границах ближних к нему пригородных уездов (Санкт-Петербургского, Шлиссельбургского, Петергофского, Царскосельского). Рассмотрены закономерности их хронологического формирования, уникальные типологические и морфологические особенности, а также существующие проблемы их сохранения.

Анализ действующих предметов охраны на подавляющем большинстве объектов культурного наследия (ОКН) позволяет говорить о том, что чаще всего в системе предметов охраны ОКН присутствуют традиционные «объектные» предметы охраны, но отсутствуют градостроительные и нематериальные. В процессе исследования предложено дополнять предметы охраны усадеб описанием градостроительных и нематериальных составляющих. Нематериальные предметы охраны (при их наличии) позволят сохранить «душу» усадьбы – то есть ее характерные черты, что были запечатлены в лучших произведениях современников (как например в усадьбах Пушкина или Вяземских). Градостроительные предметы охраны позволяют сохранить доминирующую роль ближних усадеб высшей знати в окружающей застройке, а также их уникальность.

Выводы.

  1.  Выделен из общего массива усадеб особый тип исторических усадебных объектов – «ближние усадьбы высшей знати», расположенные на территории самого исторического Санкт-Петербурга и ближних пригородных уездов Санкт-Петербургской губернии. К высшей знати относились: члены Императорской фамилии по Манифесту о наследовании, 1797 г., представители высших 4 рангов по Табели о рангах (1722 г.). Общее число ближних усадеб на территориях исторического Санкт-Петербурга (современный исторический центр города) и его исторических уездов – 160. Сюда входят: санкт-петербургские городские полицейские части, пригородные полицейские участки (20 усадеб), Санкт-Петербургский уезд (37 усадеб), Шлиссельбургский уезд (40 усадеб), Петергофский уезд (29 усадеб), Царскосельский уезд (34 усадьбы).
  2.  В границах изучаемой территории выявлено 160 ближних усадеб высшей знати, в исследовании Шуваевой Е.Ю. выявлено 148 «дальних усадьбы высшей знати», что суммарно дает по территории всей Санкт-Петербургской агломерации 308 усадеб высшей знати.
  3.  Выявлены общие закономерности организации и планировочные особенности усадебных ансамблей и комплексов высшей знати на территориях ближних уездов, основанные на ландшафтно-географических характеристиках размещения данного типа усадеб и их объектов относительно водных и сухопутных коммуникаций.

Как следствие, можно выделить следующие типы усадеб, расположенных соответственно: 1) на берегах крупных водных объектов (крупных рек и озер); 2) небольших реках и ручьях; 3) равнинах без естественных водных объектов; 4) Ижорском плато; 5) берегу Финского залива в Предглинтовом районе.

  1.  Отмечены особенности размещения ближних усадеб высшей знати в структуре исторической Санкт-Петербургской агломерации, отражающие сезонные принципы расселения высших слоев исторического санкт-петербургского общества («ближние усадьбы высшей знати» рассмотрены как единая система сезонного расселения); показано влияние этих усадеб на формирование и развитие локальных территориальных структур и исторической Санкт-Петербургской агломерации в целом.
  2.  Показаны хронологический и территориальный векторы развития усадебной застройки высшей знати в ближней зоне исторического Санкт-Петербурга вплоть до 1917 г. «Ближние усадьбы высшей знати» сформировали особые «кольцевую» (непосредственно рядом со столицей и загородных императорских ансамблей) и «сетчатую» (чуть далее, в тех же в пригородных уездах, но вне влияния пригородных императорских ансамблей) типы размещения. В целом, система усадеб высшей знати в пригородных уездах имела центрическую систему, центром которой был Санкт-Петербург. «Ближние усадьбы высшей знати» были не только материальными памятниками, но и включали особый культурно-социальный фактор, отражавшийся в системе письменных источников и значительно повлиявший на культурную жизнь исторического Санкт-Петербурга.
Список литературы

1. Барсова И.В. Усадебные парки Ленинградской области и принципы их использования: дис. … канд. архитектуры: Т. 1. Л., 1971. 221 с.

2. Гусева С.Е. Аллеи в усадьбах Санкт-Петербургской губернии // Промышленное и гражданское строительство. 2007. № 7. С. 49-50.

3. Гусева С.Е. Садово-парковый комплекс сельских дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии (типологический аспект) : дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01. СПб., 2008. 172 с.

4. Исаченко Т.Е. Взаимосвязь природно-культурных комплексов дворянских усадеб и ландшафтов: дис. … канд. геогр. наук: 25.00.23: Т. 1. СПб., 2003. 199 с.

5. Исаченко Т.Е. Дворянские усадьбы в ландшафте Ижорского плато // Русская усадьба: сборник ОИРУ. 2001. Вып. 7 (23). С. 41-55.

6. Исаченко Т.Е. Дворянские усадьбы и ландшафт: три века взаимодействия // Вестник СПбГУ. СПб., 2003. Вып. 4 (31). С. 88-101.

7. Исаченко Т.Е. Природно-культурные комплексы старинных усадеб в ландшафтах Санкт Петербургского региона // Известия Русского географического общества. 2003. Т. 135, вып. 2. С. 1-14.

8. Мурашова Н.В. Усадьба Белогорка // Адреса Петербурга. 2004. № 15/27. С. 94-99.

9. Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: исторический справочник. СПб.: Выбор, 2005. 399 с.

10. Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр Блиц, 2001. 352 с.

11. Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб.: Информационный центр «Выбор», 2003. 280 с.

12. Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Всеволожский район. СПб.: Алаборг, 2008. 320 с.

13. Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье. Кировский и Волховский районы. СПб.: Алаборг, 2009. 368 с.

14. Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Волосовский район. СПб.: Аврора, 2020. 624 с.

15. Литвинцева О.В. Формирование сельских дворянских усадеб Новгородской губернии конца XVIII - XIX вв. : дис. … канд. архитектуры: 18.00.01: Т. 1. Санкт-Петербург, 2006. 130 с.

16. Щукина Е.П. Подмосковные усадебные сады и парки конца XVIII века. М., Институт природного и культурного наследия имени Д. С. Лихачева, 2007. 384 с.

17. Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. Л.: Стройиздат, 1963. 344 с.

18. Нащокина М.В. Актуальные проблемы изучения русской усадьбы // Русская усадьба: сборник ОИРУ. 2008. Вып. 13 - 14 (29 - 30). С. 7-16.

19. Нащокина М.В. Ботанические сады и дендрариии русских усадеб XVIII - начала XX века // Русская усадьба: сборник ОИРУ. 2017. Вып. 22 (38). С. 310-331.

20. Нащокина М.В. Влияние местных культур и строительных традиций на архитектуру крымских усадеб конца XVIII - начала XX века // Художественная культура. 2020. № 1 (32). С. 143-158.

21. Sementsov S.V., Kozyreva E.A., Shuvaeva E.Yu. Estates of the highest nobility of the St. Petersburg province as a special spatial structure of the historical St. Petersburg agglomeration // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2020. № 775. 012073.


Войти или Создать
* Забыли пароль?