РОМАНТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРНОЙ КОНКУРСНОЙ ПРАКТИКЕ ДОНСКОГО РЕГИОНА КОНЦА XIX – НАЧ. XX ВВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию архитектурной конкурсной практики на территории Донского региона в период расцвета романтических тенденций в архитектуре России второй половины XIX – начала XX вв. Этот период явился временем бурного промышленного и экономического развития городов Нижнего дона и Приазовья, таких как Ростов-на-Дону и Таганрог. Резкое увеличение жителей и рост их благосостояния способствовали активизации строительной деятельности и, вместе с тем, расширения стилистики региональной архитектуры. В работе приведены и изучены примеры некоторых конкурсных проектов. Проблема данного исследования заключается в выявлении романтических тенденций в региональной архитектурно-строительной практики Донского региона конца XIX – начала XX вв. , посредством анализа конкурсных предложений архитекторов. Авторы предлагают новый подход к проблеме формирования стилистических тенденций в регионе, в котором важную роль играет архитектурный конкурс, как площадка внедрения популярных стилистических идей в общественное сознание. Исследовав вопрос проявления идей романтизма в региональной конкурсной архитектурно-строительной практики, можно сделать вывод, что романтические тенденции присутствуют в проектных предложениях, представленных на архитектурных конкурсах Донского региона. Наблюдается проникновение актуальных и популярных на тот момент тенденций романтизма в архитектуре в региональную архитектурно-строительную практику.

Ключевые слова:
архитектура, архитектурный конкурс, романтизм, романтические тенденции, Донской регион.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточной изученностью региональной архитектурной конкурсной практики на территории Донского региона в период расцвета романтических тенденций в архитектуре России второй половины XIX – начала XX вв. Исследование проявлений романтизма в регионе, а также развитие архитектурных конкурсов, способствует формированию целостной картины архитектуры Юга России конца XIII - начала XX вв.

Значительный вклад в изучение практики архитектурных конкурсов внесли, такие зарубежные и российские учёные, как De Jong, Cees., Nasar, J. L., Prinz, F., Jonas E Andersson, В.Г. Басс, А.Ю. Воробьёв, А.И. Александров, И.А. Казусь. Их работы связаны с различными аспектами архитектурной конкурсной практики, которые ограничены определёнными временными и тематическими рамками. Что касается архитектуры романтизма, то, несмотря, на появление ряда работ, посвященных различным аспектам романтизма России, например труды А.В. Иконникова, Е.И. Кириченко, Е.А. Борисовой, Н.А. Евсиной, В.Г. Лисовского, В.И. Горюнова исследования формирования архитектуры южного региона, в контексте направления романтизма, никогда не проводились. Поэтому интересны разные формы проявления романтизма в архитектуре Донского региона, в том числе и в архитектурной конкурсной практике. Отдельные вопросы истории архитектуры и градостроительства региона, стилистические особенности изучения отдельных направлений архитектуры Донского региона и в целом Юга России Х1Х-начала XX вв. рассмотрены в работах: Г.В. Есаулова, А.М. Ивановой-Ильичевой, О.С. Субботина, В.В. Пищулиной, Е.В. Пьявченко, А.Г. Токарева, С.Д. Сулименко, Л.Ф. Волошиновой.

«Архитектурный конкурс – это тип соревнования, в котором организация, намеревающаяся построить новое здание, приглашает архитекторов представить проектные предложения. Проект-победитель обычно выбирается жюри, представленное независимой группой профессионалов и заинтересованных сторон. В качестве профессионалов выступают компетентные представители архитектурной профессии, а в качестве заинтересованной стороны выступают представители заказчика, который может быть частным, государственным, либо концессионным. Процедура архитектурного конкурса часто используется для генерирования новых идей в сфере проектирования зданий, чтобы стимулировать общественные дебаты, для рекламного продвижения проекта, что позволяет новым дизайнерам получить возможность заявить о себе и представить свой проект» [1].

Архитектурный конкурс как институт архитектурно-строительной практики имеет длительную историю формирования. В России этот тип конкуренции возник в первой половине XIX века и получил достаточно широкое распространение. Количество конкурсов в России во 2-ой половине XIX века значительно увеличивается, хоть и уступает, таким ведущим в сфере архитектурных конкурсов европейским державам, как Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды и др. Тем не менее, популярность архитектурного конкурса в России растет, чему, в значительной степени, поспособствовала работа Санкт-Петербургского Общества архитекторов [2]. Также стоит отметить значительный вклад в создание института архитектурного конкурса и его становления на территории России видного архитектурного деятеля России В.А. Шрётера, стоявшего у истоков создания Санкт-Петербургского Общества архитекторов [3].

Целью данного исследования является выявление романтических тенденций и идей в практике архитектурного конкурса на примере архитектуры России XIX - начала XX вв., в частности Донского региона.

В исследовании были поставлены следующие задачи: изучить предпосылки и влияние распространения романтических тенденций в архитектуре проектных предложений архитекторов и проанализировать конкурсные проекты Донского региона конца XIX – начала XX вв.

Объектом исследования является архитектура зданий, представленная на конкурсных проектах Донского региона конца XIX – начала XX вв.

Вторая половина XIX века - период расцвета романтических тенденций в архитектуре России. Этот период явился временем бурного промышленного и экономического развития городов Нижнего дона и Приазовья, таких как Ростов-на-Дону и Таганрог. Резкое увеличение жителей и рост их благосостояния способствовали активизации строительной деятельности и, вместе с тем, расширения стилистики региональной архитектуры. Среди архитекторов-профессионалов, практикующих в XIX - начале XX вв. на Юге России, преобладают выпускники Санкт-Петербургских учебных заведений. Отличает этот период эклектическое многообразие стилевых течений, в том числе романтических, которые приходят с архитектурной столичной «модой» из Санкт-Петербурга и Москвы.

Направление романтизма не имело четких границ и норм, выражалось в идеализации народного зодчества, использовании форм и традиций неакадемических стилей, новизны пространственных впечатлений, формировании новых художественных закономерностей, стремлении к театрализации архитектурной среды, проявившегося в зодчестве эпохи романтизма. К концу XIX века в России формы романтизма - готический, романский, русско-византийский, барокко, классицистический, ренессансный стиль - переплетались с мотивами неорусского и псевдорусского стилей. Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение [4]. Так как архитектура романтизма не обладала стилистической определенностью, романтизм проявлялся в самых различных исторических одеяниях, не сковывая себя какими-то стилистическими правилами и нормами [5].

Архитектурный конкурс, с одной стороны, призван стимулировать новаторство, с другой - в значительной степени зависит от потребностей и желания заказчика. Таким образом, авторами кратко рассмотрен вопрос, насколько соответствуют передовые и популярные тенденции в архитектуре, региональной строительной практике, а проекты, представленные на местных архитектурных конкурсах, станут своеобразным лекалом распространения и применения идей романтизма в архитектурно-строительной практике Донского региона. Важно отметить, что организатором и арбитром практически всех региональных конкурсов выступало Санкт-Петербургское Общество архитекторов, по запросу и при участии местных организаций.

Методология. Исследование основано на архитектурно-художественном и сравнительно-историческом анализе, включая исследование архивных и библиографических источников.

Основная часть. В период 2-ой половины XIX - начала XX веков можно выделить несколько наиболее значимых архитектурных конкурсов, состоявшихся на территории г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога. Это конкурсы проектов для: Петровского Реального мужского училища г. Ростов-на-Дону 1874 г.; Здания вокзала г. Таганрог 1897 г.; Управления Владикавказской железной дороги г. Ростов-на-Дону 1910 г.; Городского доходного дома г. Ростов-на-Дону 1911 г.; Зимнего коммерческого клуба г. Ростов-на-Дону 1912 г.; Народного дома г. Ростов-на-Дону 1913 г.; Общества Взаимного Кредита г. Ростов-на-Дону 1915 г. [6].

Одним из первых архитектурных конкурсов, объявленных в Ростове-на-Дону, стал конкурс на проект Петровского Реального мужского училища в 1874 г. Здание предполагалось построить на одной из главных городских улиц, улице Садовой. Здание к настоящему времени не сохранилось, конкурсные предложения также неизвестны, но сохранилось конкурсное задание на его проектирование и некоторые фотографии того периода (рис. 1) [7]. Училище предполагалось построить из камня в два этажа с подвальным помещением и квартирами для служащих. Многие вопросы отдавались на усмотрение архитектора.

Рис. 1. Петровское  Реальное училище [7]

На рисунке 1 видны детали и характерные черты для направления романтизма, а именно: ренессансные сдвоенные полуциркульные «флорентийские окна» верхнего этажа, со средней раздельной колонной, применение штукатурной рустовки, массивный карниз с наклонными вытянутыми сухариками. Стилистика фасада переходная от позднего сдержанного классицизма к неоренессансу. Заимствованные в архитектуре эпохи возрождения широкие арочные окна позволяли лучше осветить помещения, чем окна прямоугольной формы, распространенные в архитектуре классицизма.

Рис. 2. Вокзал, г. Таганрог  [8]                                            Рис. 3. Вокзал, г. Таганрог [8]

Следующий конкурс состоялся в 1897 г. на проект здания Вокзала в г. Таганроге. На рисунке 2 представлен проект архитектора Р.Р. Бернгарда, а на рисунке 3 проектное предложение гражданского инженера А.П. Максимова и архитектора А.Л. Шишко.

На рисунке 2 двухэтажное здание построено в духе романтического направления эклектики, в его оформлении сочетаются элементы разных архитектурных стилей. Металлическая кровля характерна для модерна, а ее форма и силуэт свойственны для псевдоготики романтического направления (шпиль, вытянутые витражные окна, раздвоенные тонкими колоннами) и древнерусской архитектуры.

Карнизы выполнены с ритмично повторяющимися декоративными элементами, представляя мотивы русского узора. Здание имеет сложный силуэт и свободу планировочного решения. В основе композиции лежит принцип асимметрии. В данном проекте представлено оригинальное решение архитектурно-художественного облика – элементов и мотивов, взятых из зодчества немецкого и русского средневековья, в духе романтического направления. Особую схожесть с теремом строение приобретает за счёт соединения разных архитектурных объемов.

В проекте на рисунке 3 также проявляются романтические тенденции. Архитектор совмещает элементы древнерусского зодчества с декором в стиле модерн. «Взлетающий силуэт» высокой шатровой башни с щипцовыми завершениями с разных точек обзора формирует уникальные образы здания, единым компонентом которых она является. Так же здесь явно видно нарушение симметрии плана. Характерен динамизм в формировании объёмов здания. Выделяется принцип построения фасада с выраженным доминированием центральной части здания, характеризующейся большим оконным проемом, в стиле модерн и соподчинением боковых его частей (динамичной и статичной).

Также в контексте применения идей романтизма в конкурсных проектах можно рассмотреть проектные предложения, представленные на архитектурном конкурсе на здание Зимнего коммерческого клуба в 1912 г. «Первый конкурс был объявлен Санкт-Петербургским Обществом архитекторов в 1906 г. по поручению дирекции Коммерческого клуба г. Ростова-на-Дону. В конкурсе приняли участие 35 архитекторов, из которых 25 были местными. Конкурс был признан успешным, а проекты под девизами «Заря» и «Три Карты» (рис. 4) были рекомендованы к приобретению» [6].

Рис. 4. Рекомендованные к приобретению проекты [9]

 

Дирекцией Коммерческого клуба было принято решение провести второй конкурс, который состоялся в 1912 г. [10, 11]. Этот конкурс не смог привлечь внимание широкого круга архитекторов, хоть и был отмечен достаточно хорошими премиями (рис. 5–8) [12].

                                                                

                     Рис. 5.  I-я премия                                                        Рис. 6.  II-я премия

 

                        Рис. 7.  III-я премия [9]                                                 Рис. 8.  IV-я премия [9]

Романтизм существовал на протяжении всего XIX века и предопределил развитие в архитектуре нового загадочного и изысканного стиля «Модерн» [13]. В представленных проектах (рис. 6, 8) есть явные отличительные оконные проемы характерные для направления модерна. Другие проекты (рис. 4, 5, 7) имеют более классические объемы, элементы и формы, но выполнены в русле романтического течения. Все говорит о важной роли классической традиции в архитектуре периода модерна [14].

Одним из ярких примером этого периода архитектурно-строительной практики стало строительство зданий нового типа, одно из них – Народный дом, который стал новым типом многофункционального общеобразовательного и культурного центра. Народные дома строились по всей России, и многие с помощью привлечения института архитектурного конкурса. В Народных домах размещались помещения для проведения занятий и чтения лекций, книжные лавки и столовые, концертные залы и даже обсерватории [6].

 

Рис. 9. Проект Народного дома, арх. Ф.О. Шехтель, г. Москва  [15]

 

Рис. 10. Проект Народного дома, арх. Ф.О. Шехтель, г. Москва [16]

 

Рис. 11. Проект Народного дома, арх. Ф.О. Шехтель, г. Москва [16]

Новые тенденции в строительстве выразились в виде новых требований в отношении к площади учебных заведений, к инсоляции, устройству рекреационных зон. «Новейшей тенденцией в школьном строительстве стало стремление связать рекреационные залы здания с площадкой для отдыха в свободное от занятий время и игр, находящихся во дворе» [17]. Всё это требовало нового взгляда на архитектуру многофункциональных общеобразовательных и культурных центров, таких как Народные дома. Институт Народного дома получил широкое распространение от Санкт-Петербурга до Владивостока. Многие проекты несли элементы и черты романтизма. Так, один из ярких примеров, это проект Народного дома архитектора Ф.О. Шехтеля в г. Москве, выполненный в «неорусском стиле», с характерными формами на основе «сильного национального чувства»  (рис. 9-11) [18].

Проведя анализ конкурсных проектных предложений остальных обозначенных в статье конкурсов, ещё в одном премированном предложении можно выделить яркие черты романтических тенденций в архитектуре. Это конкурсный проект Народного дома, архитектора П.П. Светлицкого для г. Ростова-на-Дону, получивший третью премию (рис. 12) [19].

В этом проекте Народного дома мы можем увидеть идеи неорусского стиля. Выбор формы металлической кровли характерен для «романтического модерна», а силуэт напоминает готику [5]. Смещение крыльца с центра в сторону, также свойственно модерну. Небольшие оконные арочные проемы оформлены наличниками, элементами народной архитектуры. На строгий классицистический объем стен наложены элементы традиционного русского орнамента. Окна округлой формы с декоративными элементами. Карнизы выполнены с ритмично повторяющимися декоративными элементами, напоминая мотивы тканевого узора. Здесь так же можно наблюдать - сложный силуэт, свободу планировочного решения, отсутствие симметрии. Сочетая «вычурный неорусский» стиль, «монументальный классицизм» и модерн, П.П. Светлицкому удалось создать причудливый симбиоз.

Рис. 12.  Проект Народного дома арх. П.П. Светлицкий III-я премия [20]

Выводы.

1. Резкое увеличение жителей и рост их благосостояния способствовали активизации строительной деятельности и, вместе с тем, расширению стилистики региональной архитектуры.

2. Архитектура романтизма, в том числе, и в Донском регионе не обладала стилистической определенностью, романтизм проявлялся в самых различных исторических одеяниях, не сковывая себя какими-то стилистическими правилами и нормами.

3. Среди архитекторов-профессионалов, практикующих в XIX – начале XX вв. на Юге России, преобладают выпускники Санкт-Петербургских учебных заведений.

4. Исследовав вопрос – проявления идей романтизма в региональной архитектурно-строительной практике посредством анализа конкурсных предложений архитекторов, можно сделать вывод, что романтические тенденции присутствуют в проектных предложениях, представленных на архитектурных конкурсах Донского региона в конце XIX – начале XX вв. Наблюдается проникновение актуальных и популярных на тот момент идей романтизма в архитектуру, в региональную архитектурно-строительную практику.

5. Значительный вклад в этот процесс внесли архитектурные конкурсы, являвшиеся площадкой межпрофессиональной коммуникации архитекторов. Вследствие публичного представления и обсуждения проектов шёл профессиональный обмен мнениями, идеями и видением современных тенденций. Участие в конкурсах столичных и именитых архитекторов стимулировало местное архитектурное сообщество к самосовершенствованию. Также конкурсы становились рекламной площадкой для мастеров и приносили заказы от местной элиты стремящейся жить в соответствии с самыми последними модными тенденциями в архитектуре.

Список литературы

1. Jonas E Andersson, Gerd Bloxham Zettersten. Architectural Competitions - Histories and Practice // Rio Kulturkooperativ. 2013. Р. 350.

2. Лангваген Я. Обзор деятельности Петербургского общества архитекторов // Зодчий. 1872. № 1. С. 4.

3. Комарова И.И. Архитектурные общества в России XIX - нач. XX в. // Архитектура СССР. 1985. № 5.

4. Белова А.Ю., Петрусенко Ю.В. Романтизм в архитектуре доходных домов творчества Николая Матвеевича Соколова // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2020. № 1. С. 32-40.

5. Борисова. Е. А. Русский модерн. М.: Рип-холдинг,2014. 351 с.

6. Оболенский А.В. Роль архитектурных конкурсов в архитектурно-строительной практике г. Ростова-на-Дону второй половины XIX - нач. XX вв.: дис. маг. Реконструкции и реставрации архитектурного наследия - Ростов-на-Дону, 2017. 195 с.

7. Конкурс на составление проекта здания для Петровского реального училища и женской гимназии в г. Ростове-на-Дону // Зодчий. 1874. № 5. С. 68-69.

8. Коммерческий клуб. Зодчий. 1897. Приложение лист№1.

9. Конкурсные проекты здания коммерческого клуба в г. Ростове-на-Дону // Зодчий. 1907. С. 14-18.

10. Ростовский-на-Дону Коммерческий клуб // Зодчий. 1912. № 15. С. X.

11. Отзыв комиссии судей по конкурсу на составление проекта здания Коммерческого Клуба в городе Ростове-на-Дону // Зодчий. 1907. № 15. С. 155-159.

12. Конкурс Коммерческого клуба. Утро юга. 1914. № 46. С. 13

13. Горюнов В.С. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. / В.С. Горюнов, М.П Тубли. Стройиздат. С.-Петербург, 1994. 360 с.

14. Волков В.И., Горюнов В.С., Заварихин С.П., Кондратьева Л.Н. Неоклассицизм и неоромантизм: единство противоположностей в архитектуре эпохи модерна // Вестник гражданских инженеров.2016.№6(59). С. 19-23.

15. Проект народного дома // Зодчий 1902. №14. С.172.

16. Проект Народного дома // Зодчий. 1902. Приложение, лист № 16.

17. Иванова-Ильичева А.М. Рационалистические тенденции в архитектуре городов Нижнего Дона и Приазовья второй половины XIX начала XX вв. (на примере Таганрога, Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону, Новочеркасска): дис. канд. архитектуры // Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства. М., 2000. С. 265.

18. He Luxi, Liu Daping. The presentation of Russian «National Romanticism» on architecture of art Nouveau. The New Ideas of New Century.The Sixteenth International Scientific Conference Proceedings// Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. Vol. 1. Pp. 377-386.

19. Нидермейер А. Императорское С.-Петербургское Общество Архитекторов по поручению Ростовского-на-Дону Общества Народного Дома памяти пятидесятилетия освобождения крестьян объявляет конкурс на составление проектов здания Народного Дома в Ростове на Дону // Зодчий. 1913. № 31. С. 340-342.

20. Конкурсные проекты Народного дома в Ростове на Дону в память 50-летия освобождения крестьян // Зодчий. 1914. С. 14-15.


Войти или Создать
* Забыли пароль?