Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена жизни и творческому пути Александра Петровича Бурышкина, младшего брата известного петроградского-ленинградского архитектора Давида Петровича Бурышкина. Выходцы их одесского художественного училища они оба стали архитекторами. А.П.Бурышкин пошел по пути своего старшего брата, однако в отличии от него Александр Петрович окончил Ленинградский институт гражданских инженеров, поэтому он совместил две специальности став, не только архитектором-практиком, но и инженером-технологом. Практические и проектные навыки, приобретенные А.П.Бурышкиным во время обучения в училище, помогли ему с самого начала показать себя, как квалифицированного чертежника и руководителя строительством. Уже во время учебы он был востребован в качестве помощника архитектора и десятника. Это позволило ему благополучно закончить обучение в трудное для страны время. К сожалению, постройки А.П.Бурышкина практически неизвестны. А.П. Бурышкин всю творческую жизнь проработал в сфере проектирования промышленных предприятий, поэтому очень сложно провести атрибутирование авторства отдельных объектов архитектора, однако о некоторых из них пойдет речь в статье. В статье раскрывается сфера архитектурного и инженерного творчества А.П.Бурышкина. Представленное исследование выполнено на основе ранее не известных архивных и библиографических материалов, которые позволяют по-новому взглянуть на деятельность А.П.Бурышкина, как архитектора, инженера, осмысливающего практическую сторону работы проектировщика.

Ключевые слова:
архитектура Ленинграда, строительство, Ленинградский институт гражданских инженеров, инженер-строитель, промышленное строительство
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Александр Петрович Бурышкин – младший брат известного архитектора Давида Петровича Бурышкина. Однако о творчестве Александра Бурышкина мало кто знает. В интернете можно найти одно здание, автором которого считается Александр Бурышкин но это тоже не совсем так.

Целью статьи является изучение творчества Александра Петровича Бурышкина в контексте истории архитектуры и строительства 1930‒1970-х гг. Рассматривается характерный авторский почерк. Проводиться сравнительный анализ подходов старшего и младшего Бурышкиных, влияние состоявшегося архитектора Д.П. Бурышкина на младшего брата, поскольку в начале своей деятельности, еще обучаясь в институте Александр Петрович работал под началом Давида Петровича Бурышкина.

В связи с поставленной целью будет рассмотрен жизненный и творческий пути Александра Петровича Бурышкина, его творческое кредо, как архитектора и инженера, специалиста, занимающегося вопросами эффективной организации промышленных предприятий. Будут рассмотрены и проанализированы объекты, проектированием которых он непосредственно занимался.

Приведенные и рассмотренные в статье материалы, многие из которых были введены в научный оборот впервые, позволят вернуть известность еще одному ленинградскому архитектору, принадлежащему к творческой плеяде братьев Бурышкиных.  

Материалы и методы.  Методика исследования основана на комплексном подходе, включающем обобщение архивных, иконографических источников, изучение библиографических историко-архитектурных и градостроительных материалов по изучаемой теме, выполненние натурных обследований. Таким образом, данная методика демонстрирует элементы аналитико-теоретического и системно-структурного анализа.

Кроме этого, изучение творческого наследия Александра Петровича Бурышкина дает возможность через архитектурно-исторического осмысление проблематики, практической деятельности и теоретической мысли представить общую картину истории русской архитектуры 1930-1970-х гг.

Основная часть. Так же, как два его старших брата, Исаак Бурышкин свое начальное профессиональное образование получил в Одесском художественном училище [1]. Это училище было одним их трех подобных учебных заведений на территории Российской Империи, после успешного окончания которых можно было поступить без экзаменов в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге [2]. Поэтому после успешного прохождения курса в Одесском Художественном училище в 1920 г. Исаак Бурышкин приехал в Петроград.

Кардинальное изменение всех сторон жизни не могло не затронуть сферу образования. Прошлое было перечеркнуто, а на «руинах» Императорской Академии художеств были образованы Петроградские государственные свободные художественные мастерские [3].

 

 

Рис.1. Исаак Пейсахович Бурышкин. Портрет в учетной карточке

поступающего в ВХУ. [Источник: Архив академии художеств ф.7, оп 8; е.х. 385]

 

 

Издание декрета об упразднении Академии художеств от 14 апреля 1918 года [4] способствовало коренным изменениям в «академической жизни» высшего художественного училища. Так, в соответствии с этим документом «все капиталы и все имущество Академии художеств поступают в собственность Советской Республики, как фонд, предназначенный для специальных нужд художественной культуры» [3], высшее художественное училище и Музей Академии переходил под контроль Наркомпроса. Организация учебного процесса и система образования были построены на основе нового Устава. Этот документ был подготовлен отделом изобразительных искусств Наркомпроса, который в этот период находился под влиянием художников-авангардистов «левых» течений. Приверженцы этих направлений, воодушевленные революционными идеями, стремились к слому старого художественного образованию, считая его устаревшим, сковывающим творческий потенциал творца [5]. Все профессора старой школы, многие из которых являлись представителями реалистических направлений, подверглись увольнению.

В государственные свободные мастерские мог поступить любой желающий без предварительного специального образования. Такая же система действовала в Баухаусе, подобном учреждении в Германии. Однако в свободных мастерских пошли дальше: студентам была предоставлена беспрецедентная свобода выбора. Они могли обучаться самостоятельно без наставника или выбирать наставника путем голосования. При этом «кандидат» на преподавание должен был набрать 20 и более голосов. Эта система предполагала отказ от жесткой программы и академических дисциплин. Акцент делался на самостоятельный творческий поиск и развитие индивидуального стиля.

Не смотря на изменившуюся социально-культурную ситуацию в образовании, Исаак Бурышкин, приехав в Петероград, все же планирует поступать в ПГСХУМ на архитектурное отделение. Об этом свидетельствует его личное дело, сохранившееся в архиве Академии художеств [6] (рис. 1). Однако, в дальнейшем, возможно под влиянием брата, Давида Бурышкина, он меняет свою образовательную траекторию. Дело в том, что его брат в это время преподавал во 2-м политехническом институте (бывших женских курсах), кроме него занятия на отделении архитектуры вели профессора Академии художеств и практикующие архитекторы Л.Н. Бенуа, С.П. Гелензовский, О.Р. Мунц, Я.Г. Гевирц, И.А. Фомин, В.А. Щуко и др. Некоторые из них совмещали преподавание в двух учебных заведениях, 2-ом политехническом институте и бывшей Академии художеств [7].

В связи с этим он решает подать документы в политехнический институт. Мы имеем письмо на имя ректора 2-го политехнического института, в котором он объясняет свою позицию: «Я был направлен в государственные художественные мастерские (ранее — Академия художеств). Однако из-за неудовлетворительной организации учебного процесса и моего стремления изучать архитектуру прошу разрешить мне пройти вступительные испытания» [8].

Это было правильное решение. Известен такой пример, когда архитектор Ной Давидович Троцкий, не удовлетворенный системой преподавания в Государственных свободных мастерских, учился одновременно и в них, и во Втором политехническом университете, чтобы пополнить свои знания, приобрести более глубокое специальное образование. Таким образом, Троцкий закончил оба образовательных учреждений в 1921 году.

Учитывая высокую профессиональную подготовку, которую Исаак Бурышкин получил в процессе обучения в Одесском художественном училище, его сразу перевели на второй курс.

Наряду с высокой квалификацией техника-чертежника, являющейся результатом обучения в художественном училище, он освоил и практическую сторону строительной деятельности. Работа в Одессе с отцом в качестве помощника десятника дала ему неоценимый практический опыт, знание строительных операций, материалов, конструктивных особенностей сооружений. Весь этот багаж знаний помог Исааку быстро найти работу. В этот период в городе шло возрождение промышленности, восстановление жилых объектов и инженерной инфраструктуры, поэтому специальность руководителя работ – десятника, была очень востребована. Бурышкина охотно брали на работу в этом качестве.

Кроме этого брат – Давид Бурышкин, как активный участник конкурсного проектирования всесоюзного и городского уровней, приглашал Исаака в качестве помощника. Конкуренция на этих конкурсах была невероятно высокой, в них участвовали все ведущие архитекторы этого времени (А.А. Оль, Н. Троцкий, И.А. Фомин, Д.М. Тверской, А.Е. Белогруд, Л.А. Ильин и др.) [9]. Приглашение на выполнение работ для конкурсных проектов демонстрирует признание высокой квалификации младшего брата, состоявшимся архитектором Давидом Бурышкиным.

Таким образом, работа у брата, в качестве чертежника и помощника-архитектора укрепила профессиональные позиции Исаака Бурышкина, обеспечила ему дополнительный источник дохода и бесценный опыт [10] (рис. 2).

Обучение во втором политехническом институте было бесплатным, нуждающимся студентам платили стипендию. Поскольку Исаак Бурышкин совмещал обучение и работу, он отказался от выплат института.

В 1924 году правительство решило провести реформу как школьного, так и профессионального образование [11]. Был взят курс на сокращение учебных заведений и стандартизацию образовательных программ. Под ликвидацию попал и 2-ой Ленинградский технологический университет, в соответствии с постановлением «об изменениях сети высших учебных заведений». Студенты были переведены в профильные учебные заведения, в соответствии со своей специализацией. Поэтому Исаак Бурышкин свой последний курс обучения заканчивал в Ленинградском институте гражданских инженеров (ЛИГИ). Здесь же была выполнена его дипломная работа «Дворец труда» [12, 13].

В ЛИГИ студенты должны были платить за обучение. Это резко изменило финансовое положение Исаака Бурышкина. В 1922 году в Одессе умер его отец, и он должен был не только обеспечивать себя, но и оказывать материальную поддержку своей семье – матери и младшей сестре. Его материальное положение иллюстрирует прошение на получение стипендии, которые были введены для малообеспеченных студентов платных отделений Ленинградских вузов. В этой бумаге он подробно описывает источники своего дохода. Он пишет, что его заработок чертежником в проектном отделе организации «Откомхоз» составлял 2,3 рубля в месяц, а за работу десятником, руководителем работ по восстановлению фабрики «Скороход», он получал 3.3 рубля в месяц. Это были довольно скромные заработки, учитывая инфляцию того времени и стоимости жизни в городе. Кроме работы он должен был уделять много времени учебе, о чем он также сообщает в прошении. Эта ситуация была типичной для студентов этого времени, которые должны были совмещать работу с учебой, получением образования [14] (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Д.П. Бурышкин и А.П. Бурышкин на строительстве жилмассива рабочих-текстильщиков, 1926–1929 гг. (из личного архива семьи Давида Петровича Бурышкина)

 

Неизвестна точная дата, когда Исаак Бурышкин изменил свое имя и отчество и стал Александром Петровичем, но этот шаг он сделал почти в конце своего обучения в ЛИГИ. В 1926 году Александр Бурышкин завершает свое обучение, получив квалификацию инженера-строителя.

До войны с 1931 по 1935 года он работал архитектором в Промстройпроект, где занимался разработкой архитектурно-строительных чертежей для различных заводских объектов. Этот опыт, безусловно, способствовал его профессиональному росту и подготовил его к более ответственным ролям в будущем. С 1936 по 1941 год Александр Бурышкин занял должность главного архитектора Гипроникеля. На этом этапе его карьера продолжает развиваться, он принимал участие в создании значимых строительных объектов промышленного назначения.

Однако с началом Великой Отечественной войны его жизнь кардинально изменилась. Он был призван в ряды Советской Армии и стал частью военно-технического состава. Воевал он во второй минно-инженерной бригаде Южного фронта, где его навыки и знания инженера оказались чрезвычайно полезными. На момент демобилизации в 1943 году, Александр Петрович имел звание военного инженера 2-го ранга, что соответствовало званию майора. Все боевые распоряжения, которые он отдавал, проходили предварительную детальную проверку и проработку в виде инженерных чертежей, что позволяло обеспечить их своевременное и эффективное выполнение. В его наградном листе, в связи с вручением ему ордена Красного знамени за боевые заслуги, особое внимание уделялось моменту умелой организации осуществления мероприятий, выполняемых отделением части бригады по сооружению огневых точек на переднем крае во время наступления, а также оперативной организации строительства переправы через дельту Дона. Он сам выполнял инженерные чертежи сооружения, способствовал быстрой доставки материалов, организовывал эффективное выполнение задачи, руководил выполнением работ. Благодаря его квалифицированным действиям переправа, длина которой составила 556 метра, была сооружена за 11 дней, что было сделано на семь дней раньше установленного срока [15].

 

Рис. 3. Проект Кировской теплоэлектростанции. Авторы Д.П. Бурышкин, А.П. Бурышкин.
[Источник: Ежегодник Ленинградского отделения союза советских архитекторов.
1934-1939 [Изоматериал]: альбом. Вып. 1-2/ 1940. 55 с.]

 

О первых проектах и архитектурно-строительных работах выпускника ЛИГИ мы не знаем. Его значимые проекты упоминаются в контексте работ его старшего брата ‒ Давида Петровича Бурышкина. Как уже упоминалось, Александр Бурышкин помогал брату при выполнении чертежей в процессе подготовки конкурсных проектов.

Из довоенных проектов, где в авторах кроме Давида Бурышкина значится и его брат Алекандр, нам известен один – проект Кировской теплоэлектростанции. Можно предположить, что Александр, имея квалификацию инженера-строителя, был приглашен братом для работы над проектом здания со сложной технологической и конструктивной системой [16]. Спроектированное в 1934 году здание, по своему объемно-пространственному решению, соотношению масс, можно отнести к недавнему стилю – конструктивизму, однако деталировка и его архитектурно-художественное оформление демонстрирует поворот к новой архитектурно-художественной парадигме, а именно к стилистике ар-деко (рис. 3).

Известен еще один проект архитектурного сотрудничества двух братьев. Он был разработан сразу после войны, а именно в 1944-1949 годах. Это было здание Лужского железнодорожного вокзала, выполненного в стилистике послевоенного классицизма [17] (рис. 4).

Высоко оценивая Александра Петровича Бурышкина, как инженера и практика, Давид Петрович приглашает его в качестве главного инженера при проектировании еще одного вокзала на этой железнодорожной ветке. Проект железнодорожного вокзала в Гатчине проектировался одновременно с Лужским вокзалом. Архитектурный проект вокзала в Гатчине выполнялся Д.П. Бурышкиным при участии И.И. Фомина (рис. 4).

И все-таки несколько построек, в которых автором значится А.П.Бурышкин, нам известно. В одной из них больше вопросов, чем ответов. В 1930-х годах, когда Александр Петрович работал бригадиром-архитекторов в институте Промстройпроект, им было спроектировано здание на территории сталепрокатного завода, включавшее заводоуправление и столовую для работников. Здание было расположено на угловом участке, где сходятся 25-ая и Косая линии [18]. Поскольку это здание было хорошо видно с Большого проспекта Петроградской стороны, оно было решено как некий композиционный акцент архитектурной среды этой части (рис. 5).

К сожалению, у нас нет точной информации, какой первоначальный облик имело это сооружение, каким его задумал Александр Бурышкин, так как нынешний фасад здания был оформлен стилистике послевоенной архитектуры и никак не мог относиться к стилистическими свойствами 1930-х годов. Скорее всего зданию придали новый облик уже после войны. Одно можно с уверенностью утверждать, что Александр Бурышкин (рис. 5) был автором общего объемно-пространственного решения сооружения. В частности, его подчерк проявляется в ритмике ордерных форм и изогнутой угловой части. Изогнутая форма организует зону входа в здание, похожий прием часто использовал брат Александра Давид Петрович Бурышкин на аналогичных угловых участках [19].

 

 

Рис. 4. Проект железнодорожного вокзала в Луге.

Архитекторы Д.П. Бурышкин, А.П. Бурышкин. 1944–1949 гг. [Источник Архив А.М. Лобковского.
Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. оп.1345,
код 000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012317916]

 

 

 

 

Рис. 5. Заводоуправление сталепрокатного завода. 25‑я линия В. О., 8А.
[Заводоуправление сталепрокатного завода. 25‑я линия В. О., 8А. Электронный ресурс
https://p3.citywalls.ru/photo_79-81407.jpg?mt=1300351289]

 

 

Рис. 6. Послевоенная фотография
Александра Петровича Бурышкина.
[Источник: Память народа Электронный ресурс.
URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero93956294/.]

О возможном новом облике здания заводоуправления, позволяет судить архитектурное решение еще одного объекта авторства А.П. Бурышкина, строительство которого было начато в 1941 году. Это здание гостиницы «Север» в городе Мончегорске на ул. Металлургов (в прошлом ул. Жданова) дом 7. Окончанию строительства помешала война. В 1950-е годы проект был несколько переработан архитекторами А. Бровцовым и М. Римской-Корсаковой, после чего было закончено строительство.

Что можно сказать об объемном и архитектурно-художественном решении. Сочленение объемов с башенным элементом, расположенном на 1/3 длины здания, ассоциируется с конструктивистским подходом такого решения. Акцентный элемент делает сбивку красной линии, в результате чего происходит отступ одного корпуса относительно другого. Этот отступ позволяет выделить входную часть здания, над которой устроен балкон в виде козырька. Архитектурное решение фасада сдержано. Пластический акцент в виде эркера можно видеть только на башенном объеме (рис. 7). Вертикальные цветовые элементы, немного загубленные относительно поверхности стены, с оконными создают ритмику на плоском фасаде здания [20]. Несмотря на отдельные классические элементы, в целом стилистику здания можно отнести к периоду постконструктивизма (рис. 8).

 

 

 

Рис. 7. Мончегорск Гостиница «Север» 1950-е гг. [https://m.my.mail.ru/community/moncha/photo/15/16.html]

 

 

Во второй половине ХХ века наступил наиболее плодотворный этап жизни Александра Петровича Бурышкина, он ярко проявился, как инженер и архитектор, занимающийся масштабными работами, в качестве главного архитектора организации ЛенНИИГипрохим. Вот только некоторое из объектов, в которых в качестве главного инженера выступает Александр Петрович: опытно-экспериментальный корпус института ЛенНииГипрохим (1979 г.), производственная база в Красном Селе (1971 г.), а также химические заводы в Тольятти (1963 г.) и Алаверди (1962 г.). Это лишь малая часть объектов, которые были спроектированы А.П. Бурышкиным. К сожалению, являясь промышленными зданиями, их авторство зачастую не атрибутировано.

 

 

Рис. 8. Мончегорск. Гостиница «Север». Настоящее время

[Источник: Электронный ресурс https://travel.murman.ru/murman/south.shtml]

 

Picture background

Рис. 9. Профилакторий завода «Красный химик» в деревне Лимузи

[Источник: https://wikimapia.org/5683730/ru/Бывший-профилакторий-завода-«Красный-химик»]

 

Смена стилистического направления в конце 1950-х годов отразилась на творчестве вчех практикующих архитекторов. Примером такого объекта, авторства А.П.Бурышкина является профилакторий завода «Красный химик» в деревне Лимузи (1972 г.). Это один из объектов социального назначения для восстановления работников химической отрасли [21], запроектированный Александром Петровичем. В настоящее время объект является заброшенным (рис. 9).

Уникальность подхода А.П. Бурышкина заключается в его глубоком понимании как архитектурных, так и инженерных, и технологических аспектов проектирования. В этом ярко проявляется его роль не только архитектора, но и главного инженера во многих выполненных им проектах. Этот опыт стал основой его научной деятельности. Статья «Обогатительная фабрика» в «Справочнике Промстройпроекта» заложила основы его научного интереса, касающегося эффективной организации промышленных объектов. В период 1964‒1966 годов А.П. Бурышкин участвовал в разработке «Санитарных норм» проектирования заводов химической промышленности, в частности раздела, регулирующего архитектурные решения для предприятий, производящих фосфатные, сернокислотные, хлорсульфатные и щелочные материалы [22]. Следует отметить, что предстоит еще большая работа по выявлению и авторской атрибуции объектов, выполненных А.С. Бурышкиным, что должно стать вкладом в изучение одного из представителя творческой семьи Бурышкиных.

Выводы. Статья о жизни и творчестве Александра Петровича Бурышкина не смогла вместить в себя все сведения этой интересной и творческой биографии.

Факты биографии Александра Петровича Бурышкина демонстрируют непосредственную связь его пути, как архитектора с развитием архитектуры.

Ленинградский институт гражданских инженеров А.П. Бурышкин заканчивает уже сформировавшимся архитектором и инженером. Его работа во время учебы способствовала оттачиванию свободного творческого мышления и созданию инженерно-строительных основ профессии. Это позволило ему сразу после окончания института стать автором значительных объектов промышленного назначения. Инженерно-техническая подготовка позволила А.П. Бурышкину эффективно применять практические навыки в нестандартных условиях военного времени. Послевоенная работа А.П. Бурышкина связана с институтом ЛенНииГипрохимом, где он являлся главным архитектором. Среди проектов этого периода былм как объекты промышленного назначения во всех регионах страны, так и здания культурно-бытового и жилого назначения. В статье о жизни и творчестве Александра Петровича Бурышкина отражены далеко не все произведения зодчего. Кроме того, некоторые факты его биографии требуют уточнения и изучения, поэтому предстоит дальнейшая работа над этой темой.

 

Список литературы

1. Золотарева М.В. Давид Петрович Бурышкин. Архитектор и время // Архитектурный альманах. 2020. № 5. С. 52‒72.

2. Крыжантовская О.А. Истоки архитектурно-художественного образования в Одессе в период 1837‒1917 // Сучаснi проблеми архiтектури та мiстобудування. 2011. Вип. 28. С. 58‒63.

3. Лисовский В. Академия художеств. СПб.: Алмаз, 1997.

4. Декрет Совета Народных Комиссаров. Об упразднении Академии Художеств, реорганизации Высшего Художественного Училища и передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения Музея Академии Художеств. [Электронный ресурс]. URL https://istmat.org/node/29188 (дата обращения: 01.11.2023)

5. ЦГА СПБ форд Р-3178, оп.3, д. 7579

6. Родосская О. Академия художеств в 1920–1930 годы // Диалог искусств. 2008. № 5. С. 6‒13.

7. Архив академии художеств, ф.7, оп 8; е.х. 385

8. Золотарева М.В. Давид Петрович Бурышкин, как представитель ленинградской архитектурной школы первой половины ХХ в. Коллективная монография «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков» М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, PAX, Московский политехнический университет, 2020. 612 с.

9. ЦГА СПб ФЗ-4398 оп.1, д.565

10. Золотарева М.В. Давид Петрович Бурышкин: Монография. СПбГАСУ. СПб: СПБГАСУ, 2023. 184 с.

11. Блинкин А.Г., Володин П.А., Корнфельд Я.А. История советской архитектуры. 1917‒1958. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. 1962. 348 с.

12. Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. Декрет от 8 августа 1924 г. Об изменениях сети высших учебных заведений. [Электронный ресурс]. URL: https://libussr.ru/doc_ussr/ussr_2118.htm (дата обращения: 01.11.2023)

13. Заварихин С.П. Первый строительный вуз России // Зодчий. 2012. № 2. С. 10‒14.

14. Заварихин С.П. Институт гражданских инженеров // Три века. Энциклопедия. Кн. 2. СПб., 2004. 639 с.

15. Золотарева М.В. Давид Петрович Бурышкин: Монография. СПбГАСУ. СПб: СПБГАСУ, 2023. 184 с.

16. Память народа [Электронный ресурс]. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero93956294/. Дата публикации: 07 апреля 2017 г. (дата обращения: 01.11. 2023)

17. Ежегодник Ленинградского отделения союза советских архитекторов. 1934‒1939. Вып. 1-2/ 1940. 55 с.

18. Архив А.М. Лобковского. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. оп.1345, код 000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012317916

19. Заводоуправление сталепрокатного завода. 25 я линия В. О., 8А. [Электронный ресурс]. URL: https://p3.citywalls.ru/photo_79-81407.jpg?mt=1300351289 (дата обращения: 01.11.2023)

20. Семенцов С.В. Архитектура и инженерия ансамблей Санкт-Петербурга // Вестник гражданских инженеров. 2012. № 3 (32). С. 61–67.

21. Старый Мончегорск. [Электронный ресурс]. URL: https://m.my.mail.ru/community/moncha/photo/15/16.html (дата обращения: 01.11. 2023)

22. Профилакторий завода «Красный химик» в деревне Лимузи. [Электронный ресурс]. URL: https://wikimapia.org/5683730/ru/Бывший-профилакторий-завода-«Красный-химик» (дата обращения: 01.11. 2023)

23. ЦГАЛИ СПб ф.Р 341 оп.12 д.5


Войти или Создать
* Забыли пароль?