Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the life and creative career of Alexander Petrovich Buryshkin, the younger brother of the famous Petrograd-Leningrad architect David Petrovich Buryshkin. Natives of their Odessa art school, they both became architects. A.P.Buryshkin followed the path of his older brother, but unlike him, Alexander Petrovich graduated from the Leningrad Institute of Civil Engineers, so he combined the two specialties, becoming not only an architect-practitioner, but also an engineer-technologist. The practical and design skills acquired by A.P.Buryshkin during his studies at the college helped him from the very beginning to prove himself as a qualified draftsman and construction supervisor. Already during his studies, he was in demand as an assistant architect and foreman. This allowed him to finish his studies safely at a difficult time for the country. Unfortunately, the buildings of A.P.Buryshkin are practically unknown. A.P. Buryshkin spent his entire creative life working in the field of designing industrial enterprises, so it is very difficult to attribute the authorship of individual objects to the architect, but some of them will be discussed in the article. The article reveals the sphere of architectural and engineering creativity of A.P.Buryshkin. The presented research is based on previously unknown archival and bibliographic materials, which allow us to take a fresh look at the work of A.P.Buryshkin as an architect and engineer who understands the practical side of the designer's work.

Keywords:
architecture of Leningrad, construction, Leningrad Institute of Civil Engineers, civil engineer, industrial construction.
Text
Text (PDF): Read Download

Введение. Александр Петрович Бурышкин – младший брат известного архитектора Давида Петровича Бурышкина. Однако о творчестве Александра Бурышкина мало кто знает. В интернете можно найти одно здание, автором которого считается Александр Бурышкин но это тоже не совсем так.

Целью статьи является изучение творчества Александра Петровича Бурышкина в контексте истории архитектуры и строительства 1930‒1970-х гг. Рассматривается характерный авторский почерк. Проводиться сравнительный анализ подходов старшего и младшего Бурышкиных, влияние состоявшегося архитектора Д.П. Бурышкина на младшего брата, поскольку в начале своей деятельности, еще обучаясь в институте Александр Петрович работал под началом Давида Петровича Бурышкина.

В связи с поставленной целью будет рассмотрен жизненный и творческий пути Александра Петровича Бурышкина, его творческое кредо, как архитектора и инженера, специалиста, занимающегося вопросами эффективной организации промышленных предприятий. Будут рассмотрены и проанализированы объекты, проектированием которых он непосредственно занимался.

Приведенные и рассмотренные в статье материалы, многие из которых были введены в научный оборот впервые, позволят вернуть известность еще одному ленинградскому архитектору, принадлежащему к творческой плеяде братьев Бурышкиных.  

Материалы и методы.  Методика исследования основана на комплексном подходе, включающем обобщение архивных, иконографических источников, изучение библиографических историко-архитектурных и градостроительных материалов по изучаемой теме, выполненние натурных обследований. Таким образом, данная методика демонстрирует элементы аналитико-теоретического и системно-структурного анализа.

Кроме этого, изучение творческого наследия Александра Петровича Бурышкина дает возможность через архитектурно-исторического осмысление проблематики, практической деятельности и теоретической мысли представить общую картину истории русской архитектуры 1930-1970-х гг.

Основная часть. Так же, как два его старших брата, Исаак Бурышкин свое начальное профессиональное образование получил в Одесском художественном училище [1]. Это училище было одним их трех подобных учебных заведений на территории Российской Империи, после успешного окончания которых можно было поступить без экзаменов в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге [2]. Поэтому после успешного прохождения курса в Одесском Художественном училище в 1920 г. Исаак Бурышкин приехал в Петроград.

Кардинальное изменение всех сторон жизни не могло не затронуть сферу образования. Прошлое было перечеркнуто, а на «руинах» Императорской Академии художеств были образованы Петроградские государственные свободные художественные мастерские [3].

 

 

Рис.1. Исаак Пейсахович Бурышкин. Портрет в учетной карточке

поступающего в ВХУ. [Источник: Архив академии художеств ф.7, оп 8; е.х. 385]

 

 

Издание декрета об упразднении Академии художеств от 14 апреля 1918 года [4] способствовало коренным изменениям в «академической жизни» высшего художественного училища. Так, в соответствии с этим документом «все капиталы и все имущество Академии художеств поступают в собственность Советской Республики, как фонд, предназначенный для специальных нужд художественной культуры» [3], высшее художественное училище и Музей Академии переходил под контроль Наркомпроса. Организация учебного процесса и система образования были построены на основе нового Устава. Этот документ был подготовлен отделом изобразительных искусств Наркомпроса, который в этот период находился под влиянием художников-авангардистов «левых» течений. Приверженцы этих направлений, воодушевленные революционными идеями, стремились к слому старого художественного образованию, считая его устаревшим, сковывающим творческий потенциал творца [5]. Все профессора старой школы, многие из которых являлись представителями реалистических направлений, подверглись увольнению.

В государственные свободные мастерские мог поступить любой желающий без предварительного специального образования. Такая же система действовала в Баухаусе, подобном учреждении в Германии. Однако в свободных мастерских пошли дальше: студентам была предоставлена беспрецедентная свобода выбора. Они могли обучаться самостоятельно без наставника или выбирать наставника путем голосования. При этом «кандидат» на преподавание должен был набрать 20 и более голосов. Эта система предполагала отказ от жесткой программы и академических дисциплин. Акцент делался на самостоятельный творческий поиск и развитие индивидуального стиля.

Не смотря на изменившуюся социально-культурную ситуацию в образовании, Исаак Бурышкин, приехав в Петероград, все же планирует поступать в ПГСХУМ на архитектурное отделение. Об этом свидетельствует его личное дело, сохранившееся в архиве Академии художеств [6] (рис. 1). Однако, в дальнейшем, возможно под влиянием брата, Давида Бурышкина, он меняет свою образовательную траекторию. Дело в том, что его брат в это время преподавал во 2-м политехническом институте (бывших женских курсах), кроме него занятия на отделении архитектуры вели профессора Академии художеств и практикующие архитекторы Л.Н. Бенуа, С.П. Гелензовский, О.Р. Мунц, Я.Г. Гевирц, И.А. Фомин, В.А. Щуко и др. Некоторые из них совмещали преподавание в двух учебных заведениях, 2-ом политехническом институте и бывшей Академии художеств [7].

В связи с этим он решает подать документы в политехнический институт. Мы имеем письмо на имя ректора 2-го политехнического института, в котором он объясняет свою позицию: «Я был направлен в государственные художественные мастерские (ранее — Академия художеств). Однако из-за неудовлетворительной организации учебного процесса и моего стремления изучать архитектуру прошу разрешить мне пройти вступительные испытания» [8].

Это было правильное решение. Известен такой пример, когда архитектор Ной Давидович Троцкий, не удовлетворенный системой преподавания в Государственных свободных мастерских, учился одновременно и в них, и во Втором политехническом университете, чтобы пополнить свои знания, приобрести более глубокое специальное образование. Таким образом, Троцкий закончил оба образовательных учреждений в 1921 году.

Учитывая высокую профессиональную подготовку, которую Исаак Бурышкин получил в процессе обучения в Одесском художественном училище, его сразу перевели на второй курс.

Наряду с высокой квалификацией техника-чертежника, являющейся результатом обучения в художественном училище, он освоил и практическую сторону строительной деятельности. Работа в Одессе с отцом в качестве помощника десятника дала ему неоценимый практический опыт, знание строительных операций, материалов, конструктивных особенностей сооружений. Весь этот багаж знаний помог Исааку быстро найти работу. В этот период в городе шло возрождение промышленности, восстановление жилых объектов и инженерной инфраструктуры, поэтому специальность руководителя работ – десятника, была очень востребована. Бурышкина охотно брали на работу в этом качестве.

Кроме этого брат – Давид Бурышкин, как активный участник конкурсного проектирования всесоюзного и городского уровней, приглашал Исаака в качестве помощника. Конкуренция на этих конкурсах была невероятно высокой, в них участвовали все ведущие архитекторы этого времени (А.А. Оль, Н. Троцкий, И.А. Фомин, Д.М. Тверской, А.Е. Белогруд, Л.А. Ильин и др.) [9]. Приглашение на выполнение работ для конкурсных проектов демонстрирует признание высокой квалификации младшего брата, состоявшимся архитектором Давидом Бурышкиным.

Таким образом, работа у брата, в качестве чертежника и помощника-архитектора укрепила профессиональные позиции Исаака Бурышкина, обеспечила ему дополнительный источник дохода и бесценный опыт [10] (рис. 2).

Обучение во втором политехническом институте было бесплатным, нуждающимся студентам платили стипендию. Поскольку Исаак Бурышкин совмещал обучение и работу, он отказался от выплат института.

В 1924 году правительство решило провести реформу как школьного, так и профессионального образование [11]. Был взят курс на сокращение учебных заведений и стандартизацию образовательных программ. Под ликвидацию попал и 2-ой Ленинградский технологический университет, в соответствии с постановлением «об изменениях сети высших учебных заведений». Студенты были переведены в профильные учебные заведения, в соответствии со своей специализацией. Поэтому Исаак Бурышкин свой последний курс обучения заканчивал в Ленинградском институте гражданских инженеров (ЛИГИ). Здесь же была выполнена его дипломная работа «Дворец труда» [12, 13].

В ЛИГИ студенты должны были платить за обучение. Это резко изменило финансовое положение Исаака Бурышкина. В 1922 году в Одессе умер его отец, и он должен был не только обеспечивать себя, но и оказывать материальную поддержку своей семье – матери и младшей сестре. Его материальное положение иллюстрирует прошение на получение стипендии, которые были введены для малообеспеченных студентов платных отделений Ленинградских вузов. В этой бумаге он подробно описывает источники своего дохода. Он пишет, что его заработок чертежником в проектном отделе организации «Откомхоз» составлял 2,3 рубля в месяц, а за работу десятником, руководителем работ по восстановлению фабрики «Скороход», он получал 3.3 рубля в месяц. Это были довольно скромные заработки, учитывая инфляцию того времени и стоимости жизни в городе. Кроме работы он должен был уделять много времени учебе, о чем он также сообщает в прошении. Эта ситуация была типичной для студентов этого времени, которые должны были совмещать работу с учебой, получением образования [14] (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Д.П. Бурышкин и А.П. Бурышкин на строительстве жилмассива рабочих-текстильщиков, 1926–1929 гг. (из личного архива семьи Давида Петровича Бурышкина)

 

Неизвестна точная дата, когда Исаак Бурышкин изменил свое имя и отчество и стал Александром Петровичем, но этот шаг он сделал почти в конце своего обучения в ЛИГИ. В 1926 году Александр Бурышкин завершает свое обучение, получив квалификацию инженера-строителя.

До войны с 1931 по 1935 года он работал архитектором в Промстройпроект, где занимался разработкой архитектурно-строительных чертежей для различных заводских объектов. Этот опыт, безусловно, способствовал его профессиональному росту и подготовил его к более ответственным ролям в будущем. С 1936 по 1941 год Александр Бурышкин занял должность главного архитектора Гипроникеля. На этом этапе его карьера продолжает развиваться, он принимал участие в создании значимых строительных объектов промышленного назначения.

Однако с началом Великой Отечественной войны его жизнь кардинально изменилась. Он был призван в ряды Советской Армии и стал частью военно-технического состава. Воевал он во второй минно-инженерной бригаде Южного фронта, где его навыки и знания инженера оказались чрезвычайно полезными. На момент демобилизации в 1943 году, Александр Петрович имел звание военного инженера 2-го ранга, что соответствовало званию майора. Все боевые распоряжения, которые он отдавал, проходили предварительную детальную проверку и проработку в виде инженерных чертежей, что позволяло обеспечить их своевременное и эффективное выполнение. В его наградном листе, в связи с вручением ему ордена Красного знамени за боевые заслуги, особое внимание уделялось моменту умелой организации осуществления мероприятий, выполняемых отделением части бригады по сооружению огневых точек на переднем крае во время наступления, а также оперативной организации строительства переправы через дельту Дона. Он сам выполнял инженерные чертежи сооружения, способствовал быстрой доставки материалов, организовывал эффективное выполнение задачи, руководил выполнением работ. Благодаря его квалифицированным действиям переправа, длина которой составила 556 метра, была сооружена за 11 дней, что было сделано на семь дней раньше установленного срока [15].

 

Рис. 3. Проект Кировской теплоэлектростанции. Авторы Д.П. Бурышкин, А.П. Бурышкин.
[Источник: Ежегодник Ленинградского отделения союза советских архитекторов.
1934-1939 [Изоматериал]: альбом. Вып. 1-2/ 1940. 55 с.]

 

О первых проектах и архитектурно-строительных работах выпускника ЛИГИ мы не знаем. Его значимые проекты упоминаются в контексте работ его старшего брата ‒ Давида Петровича Бурышкина. Как уже упоминалось, Александр Бурышкин помогал брату при выполнении чертежей в процессе подготовки конкурсных проектов.

Из довоенных проектов, где в авторах кроме Давида Бурышкина значится и его брат Алекандр, нам известен один – проект Кировской теплоэлектростанции. Можно предположить, что Александр, имея квалификацию инженера-строителя, был приглашен братом для работы над проектом здания со сложной технологической и конструктивной системой [16]. Спроектированное в 1934 году здание, по своему объемно-пространственному решению, соотношению масс, можно отнести к недавнему стилю – конструктивизму, однако деталировка и его архитектурно-художественное оформление демонстрирует поворот к новой архитектурно-художественной парадигме, а именно к стилистике ар-деко (рис. 3).

Известен еще один проект архитектурного сотрудничества двух братьев. Он был разработан сразу после войны, а именно в 1944-1949 годах. Это было здание Лужского железнодорожного вокзала, выполненного в стилистике послевоенного классицизма [17] (рис. 4).

Высоко оценивая Александра Петровича Бурышкина, как инженера и практика, Давид Петрович приглашает его в качестве главного инженера при проектировании еще одного вокзала на этой железнодорожной ветке. Проект железнодорожного вокзала в Гатчине проектировался одновременно с Лужским вокзалом. Архитектурный проект вокзала в Гатчине выполнялся Д.П. Бурышкиным при участии И.И. Фомина (рис. 4).

И все-таки несколько построек, в которых автором значится А.П.Бурышкин, нам известно. В одной из них больше вопросов, чем ответов. В 1930-х годах, когда Александр Петрович работал бригадиром-архитекторов в институте Промстройпроект, им было спроектировано здание на территории сталепрокатного завода, включавшее заводоуправление и столовую для работников. Здание было расположено на угловом участке, где сходятся 25-ая и Косая линии [18]. Поскольку это здание было хорошо видно с Большого проспекта Петроградской стороны, оно было решено как некий композиционный акцент архитектурной среды этой части (рис. 5).

К сожалению, у нас нет точной информации, какой первоначальный облик имело это сооружение, каким его задумал Александр Бурышкин, так как нынешний фасад здания был оформлен стилистике послевоенной архитектуры и никак не мог относиться к стилистическими свойствами 1930-х годов. Скорее всего зданию придали новый облик уже после войны. Одно можно с уверенностью утверждать, что Александр Бурышкин (рис. 5) был автором общего объемно-пространственного решения сооружения. В частности, его подчерк проявляется в ритмике ордерных форм и изогнутой угловой части. Изогнутая форма организует зону входа в здание, похожий прием часто использовал брат Александра Давид Петрович Бурышкин на аналогичных угловых участках [19].

 

 

Рис. 4. Проект железнодорожного вокзала в Луге.

Архитекторы Д.П. Бурышкин, А.П. Бурышкин. 1944–1949 гг. [Источник Архив А.М. Лобковского.
Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. оп.1345,
код 000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012317916]

 

 

 

 

Рис. 5. Заводоуправление сталепрокатного завода. 25‑я линия В. О., 8А.
[Заводоуправление сталепрокатного завода. 25‑я линия В. О., 8А. Электронный ресурс
https://p3.citywalls.ru/photo_79-81407.jpg?mt=1300351289]

 

 

Рис. 6. Послевоенная фотография
Александра Петровича Бурышкина.
[Источник: Память народа Электронный ресурс.
URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero93956294/.]

О возможном новом облике здания заводоуправления, позволяет судить архитектурное решение еще одного объекта авторства А.П. Бурышкина, строительство которого было начато в 1941 году. Это здание гостиницы «Север» в городе Мончегорске на ул. Металлургов (в прошлом ул. Жданова) дом 7. Окончанию строительства помешала война. В 1950-е годы проект был несколько переработан архитекторами А. Бровцовым и М. Римской-Корсаковой, после чего было закончено строительство.

Что можно сказать об объемном и архитектурно-художественном решении. Сочленение объемов с башенным элементом, расположенном на 1/3 длины здания, ассоциируется с конструктивистским подходом такого решения. Акцентный элемент делает сбивку красной линии, в результате чего происходит отступ одного корпуса относительно другого. Этот отступ позволяет выделить входную часть здания, над которой устроен балкон в виде козырька. Архитектурное решение фасада сдержано. Пластический акцент в виде эркера можно видеть только на башенном объеме (рис. 7). Вертикальные цветовые элементы, немного загубленные относительно поверхности стены, с оконными создают ритмику на плоском фасаде здания [20]. Несмотря на отдельные классические элементы, в целом стилистику здания можно отнести к периоду постконструктивизма (рис. 8).

 

 

 

Рис. 7. Мончегорск Гостиница «Север» 1950-е гг. [https://m.my.mail.ru/community/moncha/photo/15/16.html]

 

 

Во второй половине ХХ века наступил наиболее плодотворный этап жизни Александра Петровича Бурышкина, он ярко проявился, как инженер и архитектор, занимающийся масштабными работами, в качестве главного архитектора организации ЛенНИИГипрохим. Вот только некоторое из объектов, в которых в качестве главного инженера выступает Александр Петрович: опытно-экспериментальный корпус института ЛенНииГипрохим (1979 г.), производственная база в Красном Селе (1971 г.), а также химические заводы в Тольятти (1963 г.) и Алаверди (1962 г.). Это лишь малая часть объектов, которые были спроектированы А.П. Бурышкиным. К сожалению, являясь промышленными зданиями, их авторство зачастую не атрибутировано.

 

 

Рис. 8. Мончегорск. Гостиница «Север». Настоящее время

[Источник: Электронный ресурс https://travel.murman.ru/murman/south.shtml]

 

Picture background

Рис. 9. Профилакторий завода «Красный химик» в деревне Лимузи

[Источник: https://wikimapia.org/5683730/ru/Бывший-профилакторий-завода-«Красный-химик»]

 

Смена стилистического направления в конце 1950-х годов отразилась на творчестве вчех практикующих архитекторов. Примером такого объекта, авторства А.П.Бурышкина является профилакторий завода «Красный химик» в деревне Лимузи (1972 г.). Это один из объектов социального назначения для восстановления работников химической отрасли [21], запроектированный Александром Петровичем. В настоящее время объект является заброшенным (рис. 9).

Уникальность подхода А.П. Бурышкина заключается в его глубоком понимании как архитектурных, так и инженерных, и технологических аспектов проектирования. В этом ярко проявляется его роль не только архитектора, но и главного инженера во многих выполненных им проектах. Этот опыт стал основой его научной деятельности. Статья «Обогатительная фабрика» в «Справочнике Промстройпроекта» заложила основы его научного интереса, касающегося эффективной организации промышленных объектов. В период 1964‒1966 годов А.П. Бурышкин участвовал в разработке «Санитарных норм» проектирования заводов химической промышленности, в частности раздела, регулирующего архитектурные решения для предприятий, производящих фосфатные, сернокислотные, хлорсульфатные и щелочные материалы [22]. Следует отметить, что предстоит еще большая работа по выявлению и авторской атрибуции объектов, выполненных А.С. Бурышкиным, что должно стать вкладом в изучение одного из представителя творческой семьи Бурышкиных.

Выводы. Статья о жизни и творчестве Александра Петровича Бурышкина не смогла вместить в себя все сведения этой интересной и творческой биографии.

Факты биографии Александра Петровича Бурышкина демонстрируют непосредственную связь его пути, как архитектора с развитием архитектуры.

Ленинградский институт гражданских инженеров А.П. Бурышкин заканчивает уже сформировавшимся архитектором и инженером. Его работа во время учебы способствовала оттачиванию свободного творческого мышления и созданию инженерно-строительных основ профессии. Это позволило ему сразу после окончания института стать автором значительных объектов промышленного назначения. Инженерно-техническая подготовка позволила А.П. Бурышкину эффективно применять практические навыки в нестандартных условиях военного времени. Послевоенная работа А.П. Бурышкина связана с институтом ЛенНииГипрохимом, где он являлся главным архитектором. Среди проектов этого периода былм как объекты промышленного назначения во всех регионах страны, так и здания культурно-бытового и жилого назначения. В статье о жизни и творчестве Александра Петровича Бурышкина отражены далеко не все произведения зодчего. Кроме того, некоторые факты его биографии требуют уточнения и изучения, поэтому предстоит дальнейшая работа над этой темой.

 

References

1. Zolotareva M.V. David Petrovich Buryshkin. Architecture and time [David Petrovich Bury`shkin. Arxitektor i vremya]. Architectural Almanac. 2020. No. 5. Pp. 52‒72 (rus)

2. Kryzhantovskaya O.A. The origins of architectural and artistic education in Odessa in the period 1837-1917 [Istoki arxitekturno-xudozhestvennogo obrazovaniya v Odesse v period 1837-1917]. There are many problems with the architecture of that mystery. 2011. Vol. 28. Pp. 58‒63. (rus)

3. Lisovsky V. Academy of Arts [Akademiya xudozhestv] St. Petersburg: Almaz, 1997. (rus)

4. Decree of the Council of People's Commissars. On the abolition of the Academy of Arts, the reorganization of the Higher Art School and the transfer of the Museum of the Academy of Arts to the jurisdiction of the People's Commissariat of Education [Dekret Soveta Narodnyh Komissarov. Ob uprazdnenii Akademii Hudozhestv, reorganizacii Vysshego Hudozhestvennogo Uchilishcha i peredache v vedenie Narodnogo Komissariata Prosveshcheniya Muzeya Akademii Hudozhestv]. URL: https://istmat.org/node/29188 (Accessed 11/01/2023) (rus)

5. TSGA SPB ford R-3178, op.3, 7579 (rus)

6. Rodosskaja O. Academy of Arts in 1920‒1930 [Akademiya xudozhestv v 1920–1930 gody`]. Dialogue of Arts. 2008. No. 5. Pp. 6‒13. (rus)

7. Archive of the Academy of Arts f. 7 [Arhiv akademii hudozhestv], op 8; E.H. 385 (rus)

8. Zolotareva M.V. David Petrovich Buryshkin, as a representative of the Leningrad architectural school of the first half of the twentieth century [David Petrovich Bury`shkin, kak predstavitel` leningradskoj arxitekturnoj shkoly` pervoj poloviny` XX v.]. Collective monograph «VKHUTEMAS space in the world culture of the XX-XXI centuries» M.: MARKHI, Stroganov Moscow State University of Architecture, PAX, Moscow Polytechnic University, 2020. 612 p. (rus)

9. Central State Administration of St. Petersburg FZ-4398 op .1 [CGA SPb FZ-4398], 565. (rus)

10. Zolotareva M.V. David Petrovich Buryshkin [David Petrovich Buryshkin]. SPbGASU. St. Petersburg: SPBGASU, 2023. 184 p. (rus)

11. Blinkin A.G., Volodin P.A., Kornfeld Ya.A. History of Soviet architecture. 1917-1958 [Istoriya sovetskoj arxitektury`. 1917-1958]. M: State Publishing House of Literature on Construction, Architecture and building materials. 1962. 348 p. (rus)

12. Council of People's Commissars of the R.S.F.S.R. Decree of August 8, 1924 On changes in the network of higher educational institutions [Sovet Narodnyh Komissarov R.S.F.S.R. Dekret ot 8 avgusta 1924 g. Ob izmeneniyah seti vysshih uchebnyh zavedenij]. URL: https://libussr.ru/doc_ussr/ussr_2118.htm (Accessed 11/01/2023) (rus)

13. Zavarikhin S.P. The First Construction University in Russia [Pervy`j stroitel`ny`j vuz Rossii]. The architect. 2012. No. 2. Pp.10‒14. (rus)

14. Zavarikhin S.P. Institute of Civil Engineers. Three centuries. Encyclopedia [Institut grazhdanskih inzhenerov] Book 2. St. Petersburg, 2004. 639 p. (rus)

15. Zolotareva M.V. David Petrovich Buryshkin: Monograph [David Petrovich Buryshkin]. SPbGASU. St. Petersburg: SPBGASU, 2023. 184 p. (rus)

16. Memory of the people Electronic resource. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero93956294 /. Date of publication: April 07, 2017 (Accessed 11/01/2023) (rus)

17. Yearbook of the Leningrad Branch of the Union of Soviet Architects. 1934‒1939. 1940. Iss.1-2. 55 p. (rus)

18. Archive of A.M. Lobkovsky. The Russian National Library. Department of Manuscripts [Arhiv A.M. Lobkovskogo. Rossijskaya nacional'naya biblioteka. Otdel rukopisej.]. op. 1345, code 000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012317916 (rus)

19. Plant management of the steel rolling plant. 25th line V.O., 8A [Zavodoupravlenie staleprokatnogo zavoda. 25 ya liniya V. O., 8A.]. URL: https://p3.citywalls.ru/photo_79-81407.jpg?mt=1300351289 (Accessed 11/01/2023) (rus)

20. Sementsov S.V. Architecture and engineering of ensembles of St. Petersburg [Arhitektura i inzheneriya ansamblej Sankt-Peterburga]. Bulletin of Civil Engineers. 2012. No. 3 (32). Pp. 61‒67. (rus)

21. Old Monchegorsk [Staryj Monchegorsk]. URL: https://m.my.mail.ru/community/moncha/photo/15/16.html (Accessed 11/01/2023) (rus)

22. The dispensary of the Krasny Khimik plant in the village of Limuzi [Profilaktorij zavoda «Krasnyj himik» v derevne Limuzi.]. URL: https://wikimapia.org/5683730/ru/The former dispensary of the Krasny Khimik plant, accessed 11/01/2023) (rus)

23. CGALI SPb f.R 341 op.12 d.5


Login or Create
* Forgot password?