сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
аспирант
ООО “СТРОЙПРОЕКТ”
г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 2.1.13 Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов
УДК 71 Планировка в масштабе страны. Районная планировка.Градостроительство. Ландшафтная и садово-парковая архитектура. Преобразование ландшафта
Архитектурная среда - пространство, включающее в себя архитектурные объекты (здания, сооружения), малые архитектурные формы, связующие элементы инфраструктуры между ними (проезды, тротуары, площади). Специалисты различных областей: градостроители, архитекторы, художники, реставраторы формируют свой собственный образ архитектурной среды. Но создание единой гармонии в разработке фасадных решений, элементов планировочной структуры, интеграции идей в существующую среду возможно при объединении интересов специалистов, компетентных в архитектурно-градостроительном развитии. В статье представлен материал о предлагаемом принципе архитектурно-градостроительного воспитания не только специалистов градостроительства и архитектуры, но и профессионалов смежных специальностей, совместная деятельность которых формирует архитектурную окружающую нас среду. Процесс воспитания формируется с помощью внедрения архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное, дополнительное образование и интеграции соучаствующего проектирования в образовательный процесс профильных архитектурно-строительных учебных заведений профессионального и дополнительного образования. Результат материала - разработка гипотетических моделей образовательного подхода. Сформирован контролирующий аппарат, отвечающий за реорганизацию образовательного процесса, состоящий из органов государственной и муниципальной власти. Представлена апробация на примере муниципального образования “город Людиново и Людиновский район” Калужской области. Город Людиново - малый город, численность населения которого составляет менее 40 тысяч человек.
образовательный процесс, органы государственной власти, муниципальное образование “г. Людиново” Калужской области, принцип архитектурно-градостроительного воспитания, градостроительная политика
Введение. Целью настоящей статьи является выявление предпосылок, теоретического обоснования принципа архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой деятельности развития архитектурной среды.
Объектом исследования выступает образовательный процесс средних, средне-специальных и высших учебных заведений малых городов. Предметом исследования является архитектурно-градостроительное воспитание специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики [1].
Предпосылки возникновения принципа образовательного подхода
Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в учебные заведения
Один из исследователей Воронежского государственного архитектурно-строительного университета А. В. Анисимов настаивает на обучении основам архитектуры в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях, чтобы люди относились к работам архитекторов с большей осторожностью и вниманием, понимая, что первоначальные замыслы, идеи архитекторов-градостроителей, их произведения искусства очень легко сгубить, если необдуманно применять какие-либо усовершенствования, шаги по благоустройству или просто совершать по отношению к ним акты разрушения и вандализма [2, 3].
Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс
Перспективы развития городской среды, в том числе и архитектурной составляющей, требуют интеграции в архитектурно-градостроительную сферу такого понятия, как “соучаствующее проектирование” [4, 5].
Профессор Университета Северной Каролины - Генри Санофф дает следующее определение: “Соучаствующее проектирование” — это процесс проектирования с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, локального бизнеса, инвесторов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных в проекте сторон для совместного определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем и потребностей людей, совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта [6, 7, 8].
Основываясь на предпосылках совместного архитектурно-градостроительного проектирования, возможно попытаться интегрировать методику соучаствующего проектирования в образовательный процесс профильных архитектурно-строительных колледжей, академий, университетов.
Основная часть.
Теоретическое обоснование принципа образовательного подхода
Опираясь на рассмотренные предпосылки архитектурно-градостроительного воспитания специалистов предлагается два параллельных пути формирования данного процесса:
- Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное и дополнительное образование;
- Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс архитектурно-строительных учебных заведений.
Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс
Доктор психологических наук, профессор ЮУГУ (г. Челябинск) Е.Л. Солдатова в одной из своих работ по особенностям восприятия информации в зависимости от возраста человека поясняет, что у обучающихся, не достигших 10 лет развиваются потребность в саморазвитии. Следовательно, автором предлагается название дисциплины: “красивый дом”, что в полной мере описывает суть учебной дисциплины. Дом – всеми нам понятное с раннего детства место пребывания, мы постепенно закладываем мысль у ребенка, что дом – место, которое нужно беречь, следить за чистотой.
В раннем дошкольном возрасте (3-5 лет) развивается мышление – наглядно-действенное на основе интенсивного развития восприятия, ассоциативное запоминание и воспроизведение. Развивающая деятельность: предметная и сюжетная игра. Предлагается воспитание в игровой манере, например: убрать из множества зеленых домиков все красные домики, тем самым мы даем понимание о сочетании и не сочетании цветовой гаммы.
Старший дошкольный возраст, по словам Е.Д. Солдатовой (5-7 лет) – это наглядно-образное мышление на основе интенсивного развития воображения, кроме того, формируются задатки отвлеченного, логического мышления. Память образная, непроизвольная – механическое запоминание и воспроизведение.
Для обучающихся, не достигших 15 лет (с 5 по 9 классы) автором предлагается следующее название дисциплины: “удобный город”, как отдельные разделы дисциплин: история архитектуры, художественная культура, обществознание (обществоведение), основы безопасности и жизнедеятельности и т.д., так и отдельная дисциплина.
Младший школьный возраст (с 7 до 10 лет) развиваются учебно-познавательные мотивы (познавательная потребность и потребность в саморазвитии). В младшем подростковом возрасте (с 10 до 13 лет) формируется потребность в самообразовании и самосовершенствовании. Подростковый возраст (с 13 до 15 лет) – активное, самостоятельное, творческое познание. Индивидуализация интеллектуально-эстетических увлечений. Предлагается акцент на вопросах: в городе должна быть больница. Пожарная часть, поликлиника, школа и т.д. [9].
Автором настоящего исследования в рамках рассматриваемого вопроса о внедрении в образовательный процесс архитектурно-градостроительной дисциплины в общее (с 10 по 11 классы), профессиональное (профильные учебные заведения) и дополнительное образование (дополнительное – для взрослых, дополнительное профессиональное – для взрослых, имеющих диплом) предлагается создание дисциплины – “градостроительная политика”.
Выбор названия “градостроительная политика” обосновано тем, что в основу предложенного термина положены принципы соответствия функциональному процессу, художественному фактору и экономической составляющей формирования архитектурной среды [Ст. 48 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», 10].
Чтобы развивать грамотно-сформированную архитектурную среду, необходимо посвящать в подобный процесс особый круг специалистов.
Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в образовательный процесс должно затрагивать те направления, которые в комплексе путем грамотной коммуникации образуют процесс формирования комфортной архитектурной среды [11, 12].
В соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию предлагаются следующие специальности средне-специальных и высших учебных заведений: архитектура, градостроительство, реставрация, строительство, экономика, дизайн архитектурной среды, политология, девелопмент, государственное и муниципальное управление, искусствоведение.
Таблица 1
Табличное выражение внедрения архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное и дополнительное образование в соответствии с ОКСО в рамках архитектурно-градостроительного воспитания специалистов [ОК 009-2016. «Общероссийский классификатор специальностей по образованию»]
Архитектурно-градостроительное воспитание специалистов различных областей. 1 ПУТЬ: Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное (в части) и дополнительное образование (в части) |
|||
№ |
Название предлагаемой дисциплины |
Возраст (классы) |
Наименование уровня общего образования |
1 |
Красивый дом |
до 6-7 лет |
Дошкольное |
2 |
7-10 лет (1-4 классы) |
Начальное общее |
|
3 |
Удобный город |
11-15 лет (5-9 классы) |
Основное общее |
4 |
Градостроительная политика |
16-18 лет (10-11 классы) |
Среднее общее |
№ |
Название предлагаемой дисциплины |
Кодовое обозначение специальности или направления подготовки |
Наименование специальности или направления подготовки |
Раздел II. Специальности среднего профессионального образования |
|||
5 |
Градостроительная политика |
07.02.01 |
Архитектура |
6 |
08.02.01 |
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений |
|
7 |
08.02.02 |
Строительство и эксплуатация инженерных сооружений |
|
8 |
08.02.03 |
Производство неметаллических строительных изделий и конструкций |
|
9 |
08.02.04 |
Водоснабжение и водоотведение |
|
10 |
08.02.11 |
Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома |
|
11 |
38.02.01 |
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
|
12 |
38.02.04 |
Коммерция (по отраслям) |
|
13 |
54.02.04 |
Реставрация |
|
Раздел III. Направления подготовки высшего образования - бакалавриата |
|||
14 |
Градостроительная политика |
07.03.01 |
Архитектура |
15 |
07.03.02 |
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия |
|
16 |
07.03.03 |
Дизайн архитектурной среды |
|
17 |
07.03.04 |
Градостроительство |
|
18 |
08.03.01 |
Строительство |
|
19 |
38.03.01 |
Экономика |
|
20 |
38.03.02 |
Менеджмент |
|
21 |
38.03.04 |
Государственное и муниципальное управление |
|
22 |
38.03.10 |
Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура |
|
23 |
41.03.03 |
Политология |
|
24 |
54.03.04 |
Реставрация |
|
Раздел IV. Направления подготовки высшего образования - магистратуры |
|||
25 |
Градостроительная политика |
07.04.01 |
Архитектура |
26 |
07.04.02 |
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия |
|
27 |
07.04.03 |
Дизайн архитектурной среды |
|
28 |
07.04.04 |
Градостроительство |
|
29 |
08.04.01 |
Строительство |
|
30 |
38.04.01 |
Экономика |
|
31 |
38.04.02 |
Менеджмент |
|
32 |
38.04.04 |
Государственное и муниципальное управление |
|
33 |
38.04.10 |
Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура |
|
34 |
41.04.03 |
Политология |
|
35 |
54.04.04 |
Реставрация |
|
Раздел V. Специальности высшего образования - специалитета |
|||
36 |
Градостроительная политика |
08.05.01 |
Строительство уникальных зданий и сооружений |
37 |
54.05.01 |
Монументально-декоративное искусство |
|
Раздел VI. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре |
|||
38 |
Градостроительная политика |
07.06.01 |
Архитектура |
39 |
08.06.01 |
Техника и технологии строительства |
|
40 |
38.06.01 |
Экономика |
|
41 |
50.06.01 |
Искусствоведение |
|
Раздел VII. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре |
|||
42 |
Градостроительная политика |
07.07.01 |
Архитектура |
43 |
08.07.01 |
Техника и технологии строительства |
|
44 |
38.07.01 |
Экономика |
|
Раздел IX. Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки |
|||
45 |
Градостроительная политика |
07.09.01 |
Архитектура |
46 |
07.09.02 |
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия |
|
47 |
07.09.03 |
Дизайн архитектурной среды |
|
48 |
07.09.04 |
Градостроительство |
|
49 |
54.09.01 |
Монументально-декоративное мастерство |
|
50 |
54.09.07 |
Искусство реставрации (по видам) |
|
Дополнительные образовательные программы |
|||
51 |
Градостроительная политика |
- |
Дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)) |
Предлагаемые выше дисциплины целесообразно оставить без какой-либо системы оценивания, так как цель внедрения подобных дисциплин – больше ознакомительная, чем учебная [13].
Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс архитектурно-строительных учебных заведений
Второй путь архитектурно-градостроительного воспитания населения в целях создания комфортной архитектурной среды – интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс архитектурно-строительных учебных заведений.
Развитие любого архитектурного или градостроительного проекта предполагает участие всех заинтересованных лиц, например жителей рассматриваемой территории, органов исполнительной власти, контролирующих территорию и обеспечивающих муниципальное управление в границах рассматриваемой территории.
Таблица 2
Табличное выражение интеграции соучаствующего проектирования в образовательный процесс в соответствии с ОКСО в рамках архитектурно-градостроительного воспитания специалистов [Ст. 10, 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Разделы 2-7, 9 ОК 009-2016. «Общероссийский классификатор специальностей по образованию»]
Архитектурно-градостроительное воспитание специалистов различных областей. 2 ПУТЬ: интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс (учебные практики) |
|
Кодовое обозначение специальности или направления подготовки |
Наименование специальности или направления подготовки |
Раздел II. Специальности среднего профессионального образования |
|
07.02.01 |
Архитектура |
08.02.01 |
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений |
08.02.02 |
Строительство и эксплуатация инженерных сооружений |
08.02.03 |
Производство неметаллических строительных изделий и конструкций |
08.02.04 |
Водоснабжение и водоотведение |
08.02.11 |
Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома |
38.02.01 |
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
38.02.04 |
Коммерция (по отраслям) |
54.02.04 |
Реставрация |
Раздел III. Направления подготовки высшего образования - бакалавриата |
|
07.03.01 |
Архитектура |
07.03.02 |
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия |
07.03.03 |
Дизайн архитектурной среды |
07.03.04 |
Градостроительство |
08.03.01 |
Строительство |
38.03.01 |
Экономика |
38.03.02 |
Менеджмент |
38.03.04 |
Государственное и муниципальное управление |
38.03.10 |
Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура |
41.03.03 |
Политология |
54.03.04 |
Реставрация |
Раздел IV. Направления подготовки высшего образования - магистратуры |
|
07.04.01 |
Архитектура |
07.04.02 |
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия |
07.04.03 |
Дизайн архитектурной среды |
07.04.04 |
Градостроительство |
08.04.01 |
Строительство |
38.04.01 |
Экономика |
38.04.02 |
Менеджмент |
38.04.04 |
Государственное и муниципальное управление |
38.04.10 |
Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура |
41.04.03 |
Политология |
54.04.04 |
Реставрация |
Раздел V. Специальности высшего образования - специалитета |
|
08.05.01 |
Строительство уникальных зданий и сооружений |
54.05.01 |
Монументально-декоративное искусство |
Раздел VI. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре |
|
07.06.01 |
Архитектура |
08.06.01 |
Техника и технологии строительства |
38.06.01 |
Экономика |
50.06.01 |
Искусствоведение |
Раздел VII. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре |
|
07.07.01 |
Архитектура |
08.07.01 |
Техника и технологии строительства |
38.07.01 |
Экономика |
Раздел IX. Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки |
|
07.09.01 |
Архитектура |
07.09.02 |
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия |
07.09.03 |
Дизайн архитектурной среды |
07.09.04 |
Градостроительство |
54.09.01 |
Монументально-декоративное мастерство |
54.09.07 |
Искусство реставрации (по видам) |
Дополнительные образовательные программы |
|
- |
Дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)) |
Создание контролирующего и ответственного аппарата за реорганизацию образовательного процесса общего, профессионального и дополнительного образования
В рамках интеграции соучаствующего проектирования в архитектурно-градостроительное воспитание и внедрения архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс старших классов и высшего образования предлагается создать контролирующий и ответственный аппарат.
Вышеупомянутый аппарат должен отвечать за реорганизацию образовательного процесса профессионального и дополнительного образования. Аппарат может быть образован из органов исполнительной власти Российской Федерации федерального и регионального значений и муниципальных органов власти [14, 15].
Такими органами могут выступать министерства, департаменты, управления образования и науки рассматриваемого региона [Ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 31 Федерального закона от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 28.07.2018 г. № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»].
Разработка гипотетических моделей образовательного подхода на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области
На основе изученных предпосылок и теоретически обоснованного принципа архитектурно-градостроительного воспитания населения путем внедрения архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс и интеграции соучаствующего проектирования в образовательный процесс автором настоящего исследования разработаны гипотетические модели образовательного подхода.
Гипотетическая модель образовательного подхода через внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс (рис. 1) отражает формирование системы внедрения предметов различного названия и уровня материалов для обучения в соответствии с возрастом обучающегося. Данная система формируется органами государственной власти федерального значения, контролируется региональными органами власти в области образования и науки и исполняется муниципальными органами власти и образовательными учреждениями. На примере малого города Людиново Калужской области показана модель создания системы архитектурно-градостроительного воспитания в рамках конкретных дисциплин общего образования и направлений средне-специального и высшего образования под контролем аппарата государственной власти.
Рис. 1. Гипотетическая модель архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики в рамках формирования комфортной городской среды на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области. Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное и дополнительное образование
Гипотетическая модель образовательного подхода путем интеграции соучаствующего проектирования в учебный процесс (рис. 2) отражает формирование системы объединения учебных практик средне-специальных и высших учебных заведений определенного ряда специальностей с практикой разработки, согласования и строительства архитектурно-градостроительных проектов. Данная система также формируется органами государственной власти федерального значения, контролируется региональными органами власти в области образования и науки и исполняется муниципальными органами власти и образовательными учреждениями. На примере малого города Людиново Калужской области показана модель создания системы интеграции учебного времени в практическое поле реализации проектов под контролем аппарата органов власти.
Рис. 2. Гипотетическая модель архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики в рамках формирования комфортной городской среды на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области. Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс
Выводы
- Автором настоящего исследования выявлены предпосылки, теоретически обоснован принцип архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики.
- В материале представлены результаты в виде гипотетических моделей образовательного подхода через внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное, дополнительное образование и интеграцию соучаствующего проектирования в учебный процесс архитектурно-строительных учебных заведений в рамках формирования комфортной архитектурной среды на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области.
- Полученные результаты настоящего исследования представляют интерес в архитектурно-градостроительном сообществе. Архитектурно-градостроительное воспитание всех заинтересованных лиц – перспектива комфорта архитектурной среды.
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. Офиц. сайт Администрации Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 23.05.2022).
2. Шемелина О.С., Ванина О.Е. Аспекты психологического восприятия современной городской среды // Ценности и смыслы. 2009. №1(1). С. 72-89.
3. Анисимов А.В. Архитектурное воспитание общества (Учить архитектуре!) // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. 2005. С. 268-271.
4. Абагеро Д.Д. Концепция соучаствующего проектирования Генри Саноффа // Вестник московского университета. сер. 18. социология и политология. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2021. Том 27. №1. С. 239-250.
5. Щербина Е.Ю., Клочкова Е.Р. Соучаствующее проектирование как инструмент развития городской среды // Управленческое консультирование. 2021. №7(151). С. 68-79.
6. Sanoff H. Democratic Design. Participation Case Studies in Urban and Small Town Environments. . New York, 2010. 161 p.
7. Снигирева Н., Смирнов Д. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Г. Санофф, пер. с англ. Вологда: Проектная группа 8, 2015. 170 с.
8. Верещагина Е.И. Соучаствующее проектирование: особенности подхода в России // Городские исследования и практики. 2021. Том 6. № 2. 19 с.
9. Солдатова Е.Л. Возрастно-психологические особенности восприятия как критерий эффективности массовой коммуникации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Южно-Уральский государственный университет. 2013. №1. С. 33-38.
10. Градостроительная политика [Электронный ресурс]. Офиц. сайт Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. URL : https://stroi.mos.ru/ (дата обращения: 29.04.2022).
11. Баженова Е.С. Модернизация архитектурного образования // Аккредитация в образовании. 2014. №1(69). С. 35-37.
12. Жилкина Т.А. Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор социально-экономического развития общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Научно-исследовательский московский государственный строительный университет. 2019. С. 43-47.
13. Бугаев К.В. Системы оценивания успеваемости студентов: проблемы и перспективы // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. Сибирский институт бизнеса и информационных технологий. 2017. №2. С. 107-113.
14. Полномочия Президента РФ и Правительства страны [Электронный ресурс]. Офиц. сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. URL : http://duma.gov.ru/news/57129/ (дата обращения: 17.01.2022).
15. Полномочия исполнительных органов государственной власти РФ [Электронный ресурс]. Офиц. сайт Правительства России. URL : http://government.ru/ (дата обращения: 20.01.2023).
16. Полномочия отдела образования администрации муниципального района “город Людиново и Людиновский район” [Электронный ресурс]. Офиц. сайт отдела образования администрации муниципального района “город Людиново и Людиновский район”. URL : http://40423s007.edusite.ru (дата обращения: 24.02.2023).