THE PRINCIPLE OF ARCHITECTURAL AND URBAN PLANNING EDUCATION OF SPECIALISTS INTERDISCIPLINARY COORDINATION AND REGULATION OF URBAN PLANNING POLICY ACTIVITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Architectural environment - a space that includes architectural objects (buildings, structures), small architectural forms, the connecting elements of infrastructure between them (passages, sidewalks, squares). Specialists in various fields: urban planners, architects, artists, restorers form their own image of the architectural environment. However, the creation of a unified harmony in the development of facade solutions, elements of the planning structure, the integration of ideas into the existing environment is possible by combining the interests of specialists competent in architectural and urban development. The article presents the material about the proposed principle of architectural and town-planning education not only for the specialists in town planning and architecture, but also for the professionals of related professions, whose joint activity forms the architectural environment surrounding us. The educational process is formed by means of introduction of architectural and urban planning disciplines in general, professional, additional education and integration of co-creative design in the educational process of specialized architectural and construction educational institutions of professional and additional education. The result of the material is the development of hypothetical models of educational approach. The controlling apparatus responsible for the reorganization of the educational process, consisting of state and municipal authorities, is formed. Approbation on the example of the municipality "the city of Lyudinovo and Lyudinovo district" is presented. Kaluga Oblast. The town of Lyudinovo is a small town with a population of less than 40 thousand people.

Keywords:
educational process, public authorities, municipal formation "Lyudinovo" of Kaluga region, principle of architectural and urban planning education, urban planning policy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Целью настоящей статьи является выявление предпосылок, теоретического обоснования принципа архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой деятельности развития архитектурной среды.

Объектом исследования выступает образовательный процесс средних, средне-специальных и высших учебных заведений малых городов. Предметом исследования является архитектурно-градостроительное воспитание специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики [1].

Предпосылки возникновения принципа образовательного подхода

Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в учебные заведения

Один из исследователей Воронежского государственного архитектурно-строительного университета А. В. Анисимов настаивает на обучении основам архитектуры в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях, чтобы люди относились к работам архитекторов с большей осторожностью и вниманием, понимая, что первоначальные замыслы, идеи архитекторов-градостроителей, их произведения искусства очень легко сгубить, если необдуманно применять какие-либо усовершенствования, шаги по благоустройству или просто совершать по отношению к ним акты разрушения и вандализма [2, 3].

Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс

Перспективы развития городской среды, в том числе и архитектурной составляющей, требуют интеграции в архитектурно-градостроительную сферу такого понятия, как “соучаствующее проектирование” [4, 5].

Профессор Университета Северной Каролины - Генри Санофф дает следующее определение: “Соучаствующее проектирование” — это процесс проектирования с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, локального бизнеса, инвесторов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных в проекте сторон для совместного определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем и потребностей людей, совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта [6, 7, 8].

Основываясь на предпосылках совместного архитектурно-градостроительного проектирования, возможно попытаться интегрировать методику соучаствующего проектирования в образовательный процесс профильных архитектурно-строительных колледжей, академий, университетов.

 

Основная часть.

Теоретическое обоснование принципа образовательного подхода

Опираясь на рассмотренные предпосылки архитектурно-градостроительного воспитания специалистов предлагается два параллельных пути формирования данного процесса:

  • Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное и дополнительное образование;
  • Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс архитектурно-строительных учебных заведений.

Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс

Доктор психологических наук, профессор ЮУГУ (г. Челябинск) Е.Л. Солдатова в одной из своих работ по особенностям восприятия информации в зависимости от возраста человека поясняет, что у обучающихся, не достигших 10 лет развиваются потребность в саморазвитии. Следовательно, автором предлагается название дисциплины: “красивый дом”, что в полной мере описывает суть учебной дисциплины. Дом – всеми нам понятное с раннего детства место пребывания, мы постепенно закладываем мысль у ребенка, что дом – место, которое нужно беречь, следить за чистотой.

В раннем дошкольном возрасте (3-5 лет) развивается мышление – наглядно-действенное на основе интенсивного развития восприятия, ассоциативное запоминание и воспроизведение. Развивающая деятельность: предметная и сюжетная игра. Предлагается воспитание в игровой манере, например: убрать из множества зеленых домиков все красные домики, тем самым мы даем понимание о сочетании и не сочетании цветовой гаммы.

Старший дошкольный возраст, по словам Е.Д. Солдатовой (5-7 лет) – это наглядно-образное мышление на основе интенсивного развития воображения, кроме того, формируются задатки отвлеченного, логического мышления. Память образная, непроизвольная – механическое запоминание и воспроизведение.

Для обучающихся, не достигших 15 лет (с 5 по 9 классы) автором предлагается следующее название дисциплины: “удобный город”, как отдельные разделы дисциплин: история архитектуры, художественная культура, обществознание (обществоведение), основы безопасности и жизнедеятельности и т.д., так и отдельная дисциплина.

Младший школьный возраст (с 7 до 10 лет) развиваются учебно-познавательные мотивы (познавательная потребность и потребность в саморазвитии). В младшем подростковом возрасте (с 10 до 13 лет) формируется потребность в самообразовании и самосовершенствовании. Подростковый возраст (с 13 до 15 лет) – активное, самостоятельное, творческое познание. Индивидуализация интеллектуально-эстетических увлечений. Предлагается акцент на вопросах: в городе должна быть больница. Пожарная часть, поликлиника, школа и т.д. [9].

 Автором настоящего исследования в рамках рассматриваемого вопроса о внедрении в образовательный процесс архитектурно-градостроительной дисциплины в общее (с 10 по 11 классы), профессиональное (профильные учебные заведения) и дополнительное образование (дополнительное – для взрослых, дополнительное профессиональное – для взрослых, имеющих диплом) предлагается создание дисциплины – “градостроительная политика”.

Выбор названия “градостроительная политика” обосновано тем, что в основу предложенного термина положены принципы соответствия функциональному процессу, художественному фактору и экономической составляющей формирования архитектурной среды [Ст. 48 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», 10].

Чтобы развивать грамотно-сформированную архитектурную среду, необходимо посвящать в подобный процесс особый круг специалистов.

Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в образовательный процесс должно затрагивать те направления, которые в комплексе путем грамотной коммуникации образуют процесс формирования комфортной архитектурной среды [11, 12].

В соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию предлагаются следующие специальности средне-специальных и высших учебных заведений: архитектура, градостроительство, реставрация, строительство, экономика, дизайн архитектурной среды, политология, девелопмент, государственное и муниципальное управление, искусствоведение.

Таблица 1

Табличное выражение внедрения архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное и дополнительное образование в соответствии с ОКСО в рамках архитектурно-градостроительного воспитания специалистов                                                          [ОК 009-2016. «Общероссийский классификатор специальностей по образованию»]

Архитектурно-градостроительное воспитание специалистов различных областей.

1 ПУТЬ: Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное (в части) и дополнительное образование (в части)

Название предлагаемой дисциплины

Возраст (классы)

Наименование уровня общего образования

1

Красивый дом

до 6-7 лет

Дошкольное

2

7-10 лет (1-4 классы)

Начальное общее

3

Удобный город

11-15 лет (5-9 классы)

Основное общее

4

Градостроительная политика

16-18 лет (10-11 классы)

Среднее общее

Название предлагаемой дисциплины

Кодовое обозначение специальности или направления подготовки

Наименование специальности или направления подготовки

Раздел II. Специальности среднего профессионального образования

5

Градостроительная политика

07.02.01

Архитектура

6

08.02.01

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

7

08.02.02

Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

8

08.02.03

Производство неметаллических строительных изделий и конструкций

9

08.02.04

Водоснабжение и водоотведение

10

08.02.11

Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

11

38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

12

38.02.04

Коммерция (по отраслям)

13

54.02.04

Реставрация

Раздел III. Направления подготовки высшего образования - бакалавриата

14

Градостроительная политика

07.03.01

Архитектура

15

07.03.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

16

07.03.03

Дизайн архитектурной среды

17

07.03.04

Градостроительство

18

08.03.01

Строительство

19

38.03.01

Экономика

20

38.03.02

Менеджмент

21

38.03.04

Государственное и муниципальное управление

22

38.03.10

Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура

23

41.03.03

Политология

24

54.03.04

Реставрация

Раздел IV. Направления подготовки высшего образования - магистратуры

25

Градостроительная политика

07.04.01

Архитектура

26

07.04.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

27

07.04.03

Дизайн архитектурной среды

28

07.04.04

Градостроительство

29

08.04.01

Строительство

30

38.04.01

Экономика

31

38.04.02

Менеджмент

32

38.04.04

Государственное и муниципальное управление

33

38.04.10

Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура

34

41.04.03

Политология

35

54.04.04

Реставрация

Раздел V. Специальности высшего образования - специалитета

36

Градостроительная политика

08.05.01

Строительство уникальных зданий и сооружений

37

54.05.01

Монументально-декоративное искусство

Раздел VI. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

38

Градостроительная политика

07.06.01

Архитектура

39

08.06.01

Техника и технологии строительства

40

38.06.01

Экономика

41

50.06.01

Искусствоведение

Раздел VII. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре

42

Градостроительная политика

07.07.01

Архитектура

43

08.07.01

Техника и технологии строительства

44

38.07.01

Экономика

Раздел IX. Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

45

Градостроительная политика

07.09.01

Архитектура

46

07.09.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

47

07.09.03

Дизайн архитектурной среды

48

07.09.04

Градостроительство

49

54.09.01

Монументально-декоративное мастерство

50

54.09.07

Искусство реставрации (по видам)

Дополнительные образовательные программы

51

Градостроительная политика

-

Дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023))

 

Предлагаемые выше дисциплины целесообразно оставить без какой-либо системы оценивания, так как цель внедрения подобных дисциплин – больше ознакомительная, чем учебная [13].

Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс архитектурно-строительных учебных заведений

Второй путь архитектурно-градостроительного воспитания населения в целях создания комфортной архитектурной среды – интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс архитектурно-строительных учебных заведений.

Развитие любого архитектурного или градостроительного проекта предполагает участие всех заинтересованных лиц, например жителей рассматриваемой территории, органов исполнительной власти, контролирующих территорию и обеспечивающих муниципальное управление в границах рассматриваемой территории.

Таблица 2

Табличное выражение интеграции соучаствующего проектирования в образовательный процесс в соответствии с ОКСО в рамках архитектурно-градостроительного воспитания специалистов [Ст. 10, 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Разделы 2-7, 9 ОК 009-2016. «Общероссийский классификатор специальностей по образованию»]

Архитектурно-градостроительное воспитание специалистов различных областей.

2 ПУТЬ: интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс

(учебные практики)

Кодовое обозначение специальности или направления подготовки

Наименование специальности или направления подготовки

Раздел II. Специальности среднего профессионального образования

07.02.01

Архитектура

08.02.01

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

08.02.02

Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

08.02.03

Производство неметаллических строительных изделий и конструкций

08.02.04

Водоснабжение и водоотведение

08.02.11

Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.04

Коммерция (по отраслям)

54.02.04

Реставрация

Раздел III. Направления подготовки высшего образования - бакалавриата

07.03.01

Архитектура

07.03.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

07.03.03

Дизайн архитектурной среды

07.03.04

Градостроительство

08.03.01

Строительство

38.03.01

Экономика

38.03.02

Менеджмент

38.03.04

Государственное и муниципальное управление

38.03.10

Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура

41.03.03

Политология

54.03.04

Реставрация

Раздел IV. Направления подготовки высшего образования - магистратуры

07.04.01

Архитектура

07.04.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

07.04.03

Дизайн архитектурной среды

07.04.04

Градостроительство

08.04.01

Строительство

38.04.01

Экономика

38.04.02

Менеджмент

38.04.04

Государственное и муниципальное управление

38.04.10

Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура

41.04.03

Политология

54.04.04

Реставрация

Раздел V. Специальности высшего образования - специалитета

08.05.01

Строительство уникальных зданий и сооружений

54.05.01

Монументально-декоративное искусство

Раздел VI. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

07.06.01

Архитектура

08.06.01

Техника и технологии строительства

38.06.01

Экономика

50.06.01

Искусствоведение

Раздел VII. Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре

07.07.01

Архитектура

08.07.01

Техника и технологии строительства

38.07.01

Экономика

Раздел IX. Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

07.09.01

Архитектура

07.09.02

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

07.09.03

Дизайн архитектурной среды

07.09.04

Градостроительство

54.09.01

Монументально-декоративное мастерство

54.09.07

Искусство реставрации (по видам)

Дополнительные образовательные программы

-

Дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023))

 

 

Создание контролирующего и ответственного аппарата за реорганизацию образовательного процесса общего, профессионального и дополнительного образования

В рамках интеграции соучаствующего проектирования в архитектурно-градостроительное воспитание и внедрения архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс старших классов и высшего образования предлагается создать контролирующий и ответственный аппарат.

Вышеупомянутый аппарат должен отвечать за реорганизацию образовательного процесса профессионального и дополнительного образования. Аппарат может быть образован из органов исполнительной власти Российской Федерации федерального и регионального значений и муниципальных органов власти [14, 15].

Такими органами могут выступать министерства, департаменты, управления образования и науки рассматриваемого региона [Ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 31 Федерального закона от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 28.07.2018 г. № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»].

Разработка гипотетических моделей образовательного подхода на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области

На основе изученных предпосылок и теоретически обоснованного принципа архитектурно-градостроительного воспитания населения путем внедрения архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс и интеграции соучаствующего проектирования в образовательный процесс автором настоящего исследования разработаны гипотетические модели образовательного подхода.

Гипотетическая модель образовательного подхода через внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в учебный процесс (рис. 1) отражает формирование системы внедрения предметов различного названия и уровня материалов для обучения в соответствии с возрастом обучающегося. Данная система формируется органами государственной власти федерального значения, контролируется региональными органами власти в области образования и науки и исполняется муниципальными органами власти и образовательными учреждениями. На примере малого города Людиново Калужской области показана модель создания системы архитектурно-градостроительного воспитания в рамках конкретных дисциплин общего образования и направлений средне-специального и высшего образования под контролем аппарата государственной власти.

Рис. 1. Гипотетическая модель архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики в рамках формирования комфортной городской среды на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области. Внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное и дополнительное образование

Гипотетическая модель образовательного подхода путем интеграции соучаствующего проектирования в учебный процесс (рис. 2) отражает формирование системы объединения учебных практик средне-специальных и высших учебных заведений определенного ряда специальностей с практикой разработки, согласования и строительства архитектурно-градостроительных проектов. Данная система также формируется органами государственной власти федерального значения, контролируется региональными органами власти в области образования и науки и исполняется муниципальными органами власти и образовательными учреждениями. На примере малого города Людиново Калужской области показана модель создания системы интеграции учебного времени в практическое поле реализации проектов под контролем аппарата органов власти.

Рис. 2. Гипотетическая модель архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики в рамках формирования комфортной городской среды на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области. Интеграция соучаствующего проектирования в образовательный процесс

 

Выводы

  1. Автором настоящего исследования выявлены предпосылки, теоретически обоснован принцип архитектурно-градостроительного воспитания специалистов межотраслевой координации и регулирования деятельности градостроительной политики.
  2. В материале представлены результаты в виде гипотетических моделей образовательного подхода через внедрение архитектурно-градостроительных дисциплин в общее, профессиональное, дополнительное образование и интеграцию соучаствующего проектирования в учебный процесс архитектурно-строительных учебных заведений в рамках формирования комфортной архитектурной среды на примере муниципального образования “г. Людиново” Калужской области.
  3. Полученные результаты настоящего исследования представляют интерес в архитектурно-градостроительном сообществе. Архитектурно-градостроительное воспитание всех заинтересованных лиц – перспектива комфорта архитектурной среды.
References

1. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 № 204 [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. No. 204]. Official website of the Administration of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (date of treatment: 23.05.2022).

2. Shemelina O.S., Vanina O.E. Aspekty psihologicheskogo vospriyatiya sovremennoj gorodskoj sredy [Aspekty psihologicheskogo vospriyatiya sovremennoj gorodskoj sredy]. Cennosti i smysly. 2009. No. 1(1). Pp. 72-89. (rus)

3. Anisimov A.V. Architectural education of society (Teach Architecture!) [Arhitekturnoe vospitanie obshchestva (Uchit' arhitekture!)]. Vek tolerantnosti. Nauchno-publicisticheskij vestnik. Novosibirskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet. 2005. Pp. 268-271. (rus)

4. Abagero D.D. Henry Sanoff's Concept of Collaborative Creative Design [Koncepciya souchastvuyushchego proektirovaniya Genri Sanoffa]. Vestnik moskovskogo universiteta. ser. 18. sociologiya i politologiya. Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. M.V. Lomonosova. 2021. Vol. 27. No. 1. Pp. 239-250. (rus)

5. Shcherbina E.Y., Klochkova E.R. Co-participatory design as a tool for the development of urban environment [Souchastvuyushchee proektirovanie kak instrument razvitiya gorodskoj sredy]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2021. No. 7(151). Pp. 68-79. (rus)

6. Sanoff H. Democratic Design. Participation Case Studies in Urban and Small Town Environments. . New York, 2010. 161 p.

7. Snigireva N., Smirnov D. Co-participatory Design. Practices of public participation in the formation of the environment of cities and towns. G. Sanoff, translated from English [Souchastvuyushchee proektirovanie. Praktiki obshchestvennogo uchastiya v formirovanii sredy bol'shih i malyh gorodov. G. Sanoff, per. s angl.]. Proektnaya gruppa 8. 2015. 170 p. (rus)

8. Vereshchagina E.I. Co-creative Design: Features of the Approach in Russia [Souchastvuyushchee proektirovanie: osobennosti podhoda v Rossii]. Gorodskie issledovaniya i praktiki. 2021. Vol. 6. No. 2. Pp. 7-25. (rus)

9. Soldatova E.L. Age-psychological peculiarities of perception as a criterion of mass communication efficiency [Vozrastno-psihologicheskie osobennosti vospriyatiya kak kriterij effektivnosti massovoj kommunikacii]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. YUzhno-Ural'skij gosudarstvennyj universitet. 2013. No. 1. Pp. 33-38. (rus)

10. Urban Planning Policy [Gradostroitel'naya politika]. Official website of the Moscow Urban Planning Policy and Construction Complex. URL : https://stroi.mos.ru/ (date of treatment: 29.04.2022).

11. Bazhenova E.S. Modernization of architectural education [Modernizaciya arhitekturnogo obrazovaniya]. Akkreditaciya v obrazovanii. 2014. No. 1(69). Pp. 35-37. (rus)

12. Zhilkina T.A. Continuous architectural and construction education as a factor of socio-economic development of society [Nepreryvnoe arhitekturno-stroitel'noe obrazovanie kak faktor social'no-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva]. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Moskovskij gosudarstvennyj stroitel'nyj universitet (nacional'nyj issledovatel'skij universitet). 2019. No. 11. Pp. 43-47. (rus)

13. Bugaev K.V. Systems for Student Assessment: Problems and Prospects [Sistemy ocenivaniya uspevaemosti studentov: problemy i perspektivy]. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij. Sibirskij institut biznesa i informacionnyh tekhnologij. 2017. No. 2. Pp. 107-113. (rus)

14. Powers of the President of the Russian Federation and the Government of the country [Polnomochiya Prezidenta RF i Pravitel'stva strany]. Official site of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. URL : http://duma.gov.ru/news/57129/ (date of treatment: 17.01.2022).

15. Powers of the executive bodies of state power of the Russian Federation [Polnomochiya ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti RF]. Official site of the Government of Russia. URL : http://government.ru/ (date of reference: 20.01.2023).

16. Powers of the Department of Education of the Administration of the Municipal District "Lyudinovo City and Lyudinovo District". [Polnomochiya otdela obrazovaniya administracii municipal'nogo rajona “gorod Lyudinovo i Lyudinovskij rajon”]. Official website of the Department of Education of the Municipal District Administration "Lyudinovo City and Lyudinovo District". URL: http://40423s007.edusite.ru (date of accession: 24.02.2023).


Login or Create
* Forgot password?