ВОЗРОЖДЕНИЕ СПАСО-КАМЕННОГО МОНАСТЫРЯ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗОНЫ ПАЛОМНИКОВ И ТУРИСТОВ НА БЕРЕГУ КУБЕНСКОГО ОЗЕРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рост интереса к православию и передача ряда закрытых ранее монастырей Русской Православной Церкви привели к увеличению числа паломников и туристов, желающих посетить православные монастыри. В результате возник целый ряд проблем, связанных с развитием требуемой инфраструктуры и необходимостью обеспечить наилучшие возможные условия как для посетителей, так и для насельников монастыря. Особенно остро эти проблемы стоят в монастырях Русского Севера, многие из которых были разрушены и заброшены. Одним из таких монастырей является Спасо-Каменный монастырь Вологодской епархии, находящийся на маленьком острове Кубенского озера. В настоящей работе предложены рекомендации по развитию этого монастыря в современных условиях. Эти рекомендации разработаны на основе четырех сформулированных ранее принципов реконструкции и развития православных монастырских комплексов Русского Севера. Показано, что для дальнейшего развития Спасо-Каменного монастыря целесообразно создать функциональную зону паломников и туристов на берегу Кубенского озера. Разработаны состав зданий и сооружений этой зоны, главным из которых должен стать монастырский музей. В работе даны конкретные рекомендации по обустройству этого музея. Показано, что общие принципы реконструкции и развития православных монастырей применимы и к монастырям, восстановление которых еще не закончено

Ключевые слова:
православные монастырские комплексы, паломники и туристы, Спасо-Каменный монастырь, зонирование территории, монастырский музей
Текст

Введение. Более тридцати лет назад в нашей стране начался процесс передачи Русской Православной Церкви закрытых ранее монастырей. Наряду с ростом интереса к православию, этот процесс привел к увеличению числа людей, желающих посетить монастыри, т.е. паломников и туристов. Многие возрождаемые в настоящее время монастырские комплексы оказались не готовы к приему большого числа посетителей, которые, к тому же, преследуют различные цели. Если паломники стремятся поклониться святым местам и помолиться перед чудотворными иконами, то туристы направляются в монастыри, участвуя в экскурсиях и познавательных поездках. Большое число посторонних людей, постоянно присутствующих на монастырской территории, существенно осложняет функционирование монастыря. В особенности, это относится к монастырям севера России многие из которых были фактически уничтожены вследствие революции 1917 г. и последующих за ней событий [1, 2]. Поэтому разработка подходов к реконструкции православных монастырских комплексов в условиях роста паломничества и развития туризма представляет собой важную задачу.

В настоящее время существует лишь небольшое число работ, посвященных этой проблеме. Среди этих работ следует выделить исследования И.К. Белоярской [3–5], С.В. Ильвицкой (см работы [6–8] и ссылки в них), и Л.А. Федотовой [9–11] (основные результаты, полученные в этих работах, кратко перечислены во введении к недавней работе [12]). В работе [12] были предложены и обоснованы четыре общих принципа реконструкции и развития православных монастырских комплексов Русского Севера в современных условиях. Реализация этих принципов позволяет сформировать доступную многофункциональную архитектурно-пространственную среду монастыря с зонированием его территории и сохранением как ансамбля монастырского комплекса, так и окружающего природного ландшафта. В работе [12] показано, как предложенные принципы могут быть использованы для разработки конкретных рекомендаций по реконструкции и развитию православных монастырей.

Целью настоящей работы является применение этих общих принципов к одному из древнейших монастырей Русского Севера – Спасо-Каменному монастырю [13, 14], который в годы советской власти был закрыт и полностью снесен. Таким образом, объектом работы является Спасо-Каменный монастырь, расположенный на Каменном острове Кубенского озера в Усть-Кубинском районе Вологодской области.

Кубенское озеро достаточно велико: его длина составляет 54 км, а ширина – 12 км, тогда как размер Каменного острова довольно мал (70 м на 120 м). Отметим, что площадь Каменного острова примерно в четыре раза меньше, чем, например, площадь острова, занимаемого восстанавливаемым Антониево-Сийским монастырем [15]. Кроме того, погодные условия на Кубенском озере очень сложные: озеро издавна считалась опасным для рыболовства и судоходства [16]. Это связано с тем, что даже летом при сильном западном ветре на озере могут разыгрываться внезапные бури. Не случайно, что именно здесь, на острове при Спасо-Каменном монастыре, в 1876 г. была открыта первая в Вологодской губернии спасательная станция Императорского Российского общества спасения на водах [17], работавшая в период навигации, т.е. с апреля по ноябрь. Весной озеро часто окружают горы льда, и тогда связь с материком прекращается более чем на две недели. Уже эти два факта указывают на то, что разработка проекта восстановления и развития Спасо-Каменного монастыря является нетривиальной задачей.

В то же время, в силу своей многовековой истории, культурного и духовного значения, Спасо-Каменный монастырь не может не привлекать внимание туристов и паломников. Всего несколько лет тому назад трудно было предположить, что он может стать объектом постоянного туристического или даже паломнического посещения. Тем не менее, в настоящее время Спасо-Каменный монастырь посещается большим количеством людей. В сентябре 2018 г. в Спасо-Каменный монастырь была возвращена одна из его святынь – мощи святого Иосафа Спасокаменногo [18]. Туристы осматривают уцелевшую и отреставрированную Успенскую церковь-колокольню, часовню во имя Всех вологодских святых, гостиницу для богомольцев, дом священнослужителей, музей и спасательную станцию. Паломнические поездки в Спасо-Каменный монастырь предлагаются агентствами православного паломничества в составе паломнических туров (см., например, ссылку [19]), а регулярные туристические поездки осуществляются туристическими агентствами г. Вологды. Поэтому задача обустройства Спасо-Каменного монастыря с учетом современных условий роста числа паломников и туристов является весьма актуальной. Очевидно, что обустройство этого монастыря серьезно осложнено природными условиями, островным расположением монастыря, тяжелейшими утратами его зданий и т.д.

Задачи, решаемые настоящим исследованием, определяются поставленной целью. Поэтому основные задачи работы состоят в: 1) выявлении тех принципов, которые в первую очередь могут быть в применены при реконструкции Спасо-Каменного монастыря; 2) разработке рекомендаций по обустройству этого монастыря на основе выявленных принципов, и 3) оценке тех результатов, которые ожидается получить в ходе воплощения предлагаемых рекомендаций.

Методология. Решение поставленных задач может быть достигнуто только на основе комплексного подхода, учитывающего историю архитектуры Спасо-Каменного монастыря и результаты работ по его восстановлению, выполненных к настоящему времени. Таким образом, в данной работе было использовано несколько различных методов, в число которых входят: 1) изучение документов по истории и архитектуре Спасо-Каменного монастыря, данных фотофиксации и графической реконструкции утраченных зданий монастырского ансамбля; 2) анализ результатов проведенных восстановительных работ; 3) комплексная оценка предлагаемых решений по реконструкции монастыря с учетом современных условий.

Основная часть. Прежде чем анализировать возможность применения в Спасо-Каменном монастыре архитектурных принципов работы [12], обратимся к его истории и проследим, как формировался архитектурный ансамбль этого монастыря, который послужил началом целого архитектурного направления. В работе [20] это направление названо северным архитектурным монастырским стилем. Поэтому Спасо-Каменный монастырь является одним из интереснейших и важнейших памятников русской архитектуры.

Хотя дискуссия по поводу даты основания Спасо-Каменного монастыря продолжается и в наши дни (см. работу [20] и ссылки в ней), принято считать, что монастырь был основан в августе 1260 г. [21]. Согласно “Сказанию о Спасо-Каменном монастыре”, составленному в XV в игуменом Паисием Ярославом, монастырь был основан Белозерским князем Глебом Васильчиковым, сыном Ростовского князя Василька Константиновича и Черниговской княжны Марии Михайловны. Корабль князя был застигнут характерной для Кубенского озера внезапной бурей. Князь дал обет, что в случае спасения он построит церковь и монастырь. В сказании сообщается, что ветер отнес судно князя к Каменному острову. На острове уже жили 23 инока (старца), у которых не было храма. Иноки жили в землянках, а молились в небольшой деревянной часовне. В благодарность за спасение князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный монастырь.

Уже в XV в. Спасо-Каменный монастырь представлял собой крупный религиозно-культурный центр. Во многом это произошло благодаря игумену Дионисию Греку (Святогорцу), который затем был возведен в сан епископа Ростовского и Ярославского. С именем игумена Дионисия связывают целую плеяду русского миссионерского монашества. Действительно, во время настоятельства Дионисия, в Спасо-Каменном монастыре постриглись в монахи Дионисий Глушитский, Александр Куштский, Пахомий Святолуцкий и Ефимий Сянжемский, позднее основавшие многие известные монастыри севера России [20].    

В 1481 г. ростовскими мастерами в Спасо-Каменном монастыре был возведен двуглавый каменный Спасо-Преображенский собор, который стал первым каменным храмом на Русском Севере. Кирпич для его возведения доставлялся из Твери, а белый камень – из Старицы [20]. Позднее те же ростовские мастера построили сохранившиеся до наших дней соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей. Спасо-Преображенский собор представлял собой трехапсидный крестово-купольный четырехстолпный храм на подклете с тремя ярусами кокошников и световой главой в центре. Собор был перекрыт коробовыми сводами. Еще одной интересной особенностью собора являлась необычная конструкция голосников. Вполне вероятно, что облик Спасо-Преображенского собора был обусловлен тем влиянием, которое оказал на ростовских мастеров архитектурный стиль Московского княжества того времени. В XVI в. на деньги, пожалованные Спасо-Каменному монастырю Василием III, а также и благодаря решению Ивана Грозного освободить на три года монастырских крестьян от податей, была построена каменная церковь Успения Божьей Матери с трапезной. Церковь была освящена в 1548–1549 гг. [22]. В 1558 г. в монастыре была построена надвратная церковь во имя Усекновения Главы Иоана Предтечи – третья каменная церковь монастыря. Однако в 1774 г. в монастыре произошел крупный пожар, надвратная церковь была уничтожена и уже не восстанавливалась.

Спасо-Каменный монастырь проходил несколько этапов своего развития и упадка. Временем наивысшего расцвета монастыря принято считать вторую половину XVII в. Общее число насельников обители составляло тогда 93 человека, а сам монастырь владел 7 селами, 4 сельцами и 98 деревнями с 819 душами крестьян мужского пола. Также в собственности монастыря было 2 подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Наконец, в это время монастырь активно занимался торговлей. 

Первый упадок Спасо-Каменного монастыря наступил в результате секуляризационной реформы 1764 г., проведенной Екатериной II. Целями этой реформы являлись изъятие церковных владений и упразднение части монастырей [23]. После пожара 1774 г. Спасо-Каменный монастырь был упразднен. Уцелевшее монастырское имущество было передано Спасо-Прилуцкому монастырю, а братия переселилась в Вологодский Свято-Духов монастырь. Спасо-Каменный монастырь был открыт снова в 1801 г. под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни. Изменение названия монастыря объясняется тем, что в него был переведен братия Белавинской Богоявленской пустыни с имуществом. Второй период расцвета монастыря, хотя уже не столь сильный, начался с визита в монастырь великого князя Александра Александровича 17-го июня 1870 г. (см. рис. 1). Сделанные им пожертвования позволили начать восстановление обители. В 1876 г. здесь была открыта станция спасения на водах и построен маяк. Немногочисленная монастырская братия под руководством настоятеля занималась обслуживанием маяка зимой, разметкой зимней дороги по озеру, спасением заблудившихся путников и провалившихся под лед повозок. В 1892 г. указом священного Синода Спасо-Каменному монастырю было возвращено его прежнее название.

Спасо-Каменный монастырь был закрыт 27-го июня 1925 г. В его помещениях расположилась колония для малолетних преступников, которая просуществовала лишь до осени 1925 г., когда в монастыре произошел сильный пожар, уничтоживший все жилые и храмовые постройки. Спасо-Преображенский собор был взорван в 1937 г., т.к. кирпич, из которого он был сложен, планировалось использовать для строительства местного дома культуры [24].

В 1945–1960 гг. уцелевшие здания монастыря (гостиница, Успенская церковь-колокольня и погреба) использовались рыбзаводом. Пожар 1970 г. уничтожил последнее жилое здание монастыря – монастырскую гостиницу. После этого остров практически пустовал. К середине 80-х годов на нем сохранилась лишь Успенская церковь-колокольня.

 

Рис. 1. Вид на Спасо-Каменный монастырь с южной стороны, литография 1886 г.

Fig. 1. View of the Spaso-Kamenny Monastery from the south, lithograph 1886

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Спасо-Преображенский собор, фотография 1926 г.

Fig. 2. Spaso-Preobrazhensky Cathedral, photo from 1926

 

Отметим, что уничтоженные здания Спасо-Каменного монастыря можно восстановить в их прежнем облике благодаря фотофиксации и обмерам, выполненным в 1920-х гг. (см. рис. 2) [20].  Более того, в 1965 г. под руководством C.C. Подъяпольского была проведена археологическая экспедиция, результаты которой позволили выполнить подробный анализ архитектуры Спасо-Каменного монастыря [14].

 

 

Рис. 3. Панорамный вид Спасо-Каменного монастыря, фотография 2019 г.

Fig. 3. Panoramic view of the Spaso-Kamenny Monastery, photo of 2019

 

Восстановление Спасо-Каменного монастыря началось в 1991 г. силами архитектора-реставратора А. А. Асафова (19481993) и А.H. Плигина (19472004), инженера, предпринимателя и энтузиаста [25, 26]. По инициативе А. А. Асафова в мае 1983 г. на острове было проведено выездное совещание комиссии Вологодского облисполкома по вопросу проведения реставрационных работ ансамбля Спасо-Каменного монастыря [27].  В результате, в 1983 г. монастырь был включен в проект “Наследие”, в котором А.А. Асафов был главным архитектором. В настоящее время восстановлением монастыря занимается вдова А.Н. Плигина и его сыновья. Несмотря на прекращение государственного финансирования ремонтных работ еще в 1994 г., восстановление Спасо-Каменного монастыря продолжалось на собственные средства семьи Плигиных. К настоящему времени восстановлены колокольня и гостиница, а также построена часовня во имя Всех вологодских святых, см. рис. 3. В 2013 г. на острове был проведен водопровод, построен ветрогенератор, установлена подстанция и протянута линия электропередачи.

В 2006 г. комплекс зданий Спасо-Каменного монастыря был передан Вологодской епархии в безвозмездное пользование. В том же 2006 г. в составе Вологодской епархии было образовано архиерейское подворье “Спасо-Каменный монастырь”, а в 2009 г. в Успенском храме отслужили первый молебен. Успенский храм был освящен 17.08.2010 архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом. С момента освящения богослужения в храме стали регулярными. Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь был вновь открыт 06.10.2017 постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви. В настоящее время Спасо-Каменный монастырь является одной из самых малых действующих обителей России.

Сформулированные в работе [12] общие принципы реконструкции и развития православных монастырей включают в себя: 1) принцип разделения монастырского комплекса на функциональные зоны; 2) принцип максимальной доступности территорий и зданий монастырских комплексов лицам с ограниченными возможностями; 3) принцип сохранения и восстановления объемно-пространственной композиции архитектурного ансамбля; 4) принцип сохранения и использования природного ландшафта монастырских территорий. Проанализируем возможность применения каждого из этих принципов для реконструкции Спасо-Каменного монастыря. Принцип разделения монастырского комплекса на функциональные зоны заключается в разделении территории монастыря на различные функциональные зоны, число которых может достигать шести.  К этим функциональным зонам относятся: 1) зона монастырской братии, 2) зона обслуживания паломников и туристов, 3) хозяйственная зона, 4) рекреационная зона, 5) музейно-туристическая зона, и 6) сакральная зона [12]. Разделение территории на функциональные зоны должно проводиться на основе всестороннего анализа архитектурной организации реконструируемого монастыря.

Учитывая островное положение Спасо-Каменного монастыря, а также результаты работ по его воссозданию, естественно расположить зону монастырской братии и сакральную зоны на самом Каменном острове. Принимая во внимание малую территорию острова и большой объем работ, который необходимо выполнить для восстановления монастыря, целесообразно ограничить доступ паломников и туристов на Каменный остров. Ограничение доступа посетителей на остров особенно актуально в свете ожидаемого дальнейшего увеличения числа паломников и туристов. Вообще говоря, такое решение вполне соответствует историческим традициям Спасо-Каменного монастыря. Действительно, строгий устав афонских обителей был введен в Спасо-Каменном монастыре Дионисием – игуменом монастыря во время Дмитрия Донского. Отметим, что ограничение доступа не означает полный его запрет. Посещение Каменного острова паломниками и туристами должно осуществляться в определенные дни и часы. Большую часть времени паломники и туристы должны проводить в предназначенной для них зоне, которую следует расположить на берегу озера. Создание зоны паломников и туристов на берегу позволить решить и вопрос с инженерными коммуникациями и, в частности, с подключением к электросетям. Действительно, в этом случае отпадает необходимость трудоемкого и дорогостоящего проведения необходимых посетителям инженерных коммуникаций на Каменный остров через Кубенское озеро. Это особенно важно учитывая короткий сезон, в который возможны какие-либо работы на озере. 

Таким образом, зона паломников и туристов должна играть главную роль при ознакомлении посетителей со Спасо-Каменным монастырем. Это обусловливает состав помещений этой зоны, являющейся одновременно и монастырским подворьем. Таким образом, в зоне паломников и туристов на берегу Кубенского озера должны располагаться:

  1. гостиница,
  2. трапезная и кухня,
  3. церковь с иконной лавкой,
  4. музей с кинозалом,
  5. лодочный причал со вспомогательным помещением.

Лодочный причал и вспомогательные обслуживающие помещения будут использоваться для организации посещений Каменного острова. Назначение остальных помещений очевидно. Отдельного рассмотрения требуют строительство церкви и гостиницы, и, особенно, монастырского музея.

Прежде всего, следует определить требуемую вместимость планируемых к постройке церкви и монастырской гостиницы. Для этого, в свою очередь, нужно располагать надежной статистикой о количестве паломников и туристов, посещающих Спасо-Каменный монастырь. К сожалению, несмотря на включение Спасо-Каменного монастыря в ряд туристических и паломнических маршрутов, такие данные в настоящее время недоступны. Поэтому сбор, систематизация и тщательный анализ данных о посещаемости монастыря в течении достаточно репрезентативного периода времени (например, 3–5 лет) должны стать первыми шагами к обустройству зоны паломников и туристов. Разработка комплексных проектов церкви и гостиницы для подворья Спасо-Каменного монастыря будет предметом дальнейших исследований.

При предлагаемой в данной работе организации Спасо-Каменного монастыря и его подворья будет выполнен и второй принцип реконструкции и развития православных монастырей Русского Севера [12] – принцип максимальной доступности территорий и зданий монастырских комплексов лицам с ограниченными возможностями. Действительно, при строительстве новых зданий церкви, гостиницы, и монастырского музея можно будет сразу же сделать их приспособленными для лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, не возникнет необходимости в переделке или каком-либо дополнительном обустройстве уже восстановленных на Каменном острове Успенской колокольни и монастырской гостиницы.

Наконец, будут учтены и два других оставшихся принципа [12]. Отсутствие необходимости нового строительства на Каменном острове позволит сохранить объемно-пространственную композицию архитектурного ансамбля. Очевидно, что предлагаемое в настоящей работе монастырское подворье на займет большую территорию. Его можно будет расположить и обустроить так, чтобы не перекрывать вид на монастырь с главных видовых точек и не нанести ущерба природному ландшафту.  

Обсудим организацию музея в функциональной зоне паломников и туристов Спасо-Каменного монастыря. Отметим, что вследствие резкого увеличения числа туристов, посещающих православные монастыри, строительство новых и модернизация имеющихся монастырских музеев стали важными задачами современной архитектуры. Согласно Российской музейной энциклопедии [28], имеется два основных вида музеев Русской Православной Церкви: музей-монастырь и церковный музей. Музей монастырь – это ансамблевый музей, который организован путем превращения в музей комплекса зданий монастыря. В противоположность этому, церковный музей может быть создан при монастыре, отдельной церкви, епархии или ином религиозном объединении. Очевидно, что применительно к Спасо-Каменному монастырю речь может идти именно о создании церковного (монастырского) музея.  В работах [29, 30] были проанализированы два основных подхода к созданию монастырского музея: строительство нового здания вблизи исторической территории монастыря и размещение музея в уже существующем здании исторической территории.  Включение здания музея в состав зоны паломников и туристов на березу озера отвечает первому, дорогостоящему, но более предпочтительному подходу [30].

Не вызывает сомнений, что проект здания музея должен учитывать коллекцию экспонатов, которую предлагается показывать посетителям. Спасо-Каменный монастырь обладал замечательными памятниками декоративно-прикладного искусства и иконописи. К настоящему времени сохранилась Чудотворная Икона Богоматери “Умиление Подкубенская”, Потир и блюдо из серебра, которые находятся в Вологодском музее-заповеднике. Кроме того, монастырь владел уникальной коллекцией печатных и рукописных книг, среди которых были “Хождения Даниила в Святую Землю” (памятник паломнической литературы Киевской Руси XII в.), “Острожская Библия” Ивана Федорова (первое полное издание Библии на церковнославянском языке, 1581 г.) и многие другие книги. Как отмечается в работе [20], описание художественных ценностей, которые находились в Спасо-Каменном монастыре, должно стать предметом отдельного исследования. Тем не менее, в настоящий момент монастырь не располагает экспонатами, которые можно было бы показать в монастырском музее. По этой причине, а также принимая во внимание уникальную историю обители, предлагается посвятить музей истории Спасо-Каменного монастыря и той роли, которую он сыграл в развитии Православия на Русском Севере.

В настоящее время, как за рубежом, так и в нашей стране, интенсивно развиваются новые походы к организации музейных экспозиций с использованием современных интерактивных мультимедийных стендов и систем. К настоящему времени разработан целый ряд интерактивных технологий, успешно применяемых в музейном деле (см, например, работы [31–33] и ссылки в них). В настоящей работе предлагается максимально широко применить такие технологии при организации монастырского музея Спасо-Каменного монастыря. Это предложение обусловлено двумя основными причинами.

Во-первых, практически все художественные ценности Спасо-Каменного монастыря или утеряны, или находятся в светских музеях нашей страны. Современные технологии дают возможность показать их в стенах самого этого монастыря. Даже если привезти в монастырь подлинник той или иной старинной книги, посетители музея не смогут прикасаться к ее страницам в силу требований сохранности экспоната. В то же время, интерактивная музейная витрина даст возможность “пролистать” эту книгу. Такая витрина позволит получить необходимые пояснения, перевести текст с церковно-славянского языка и т.д. На мониторе компьютера или интерактивной витрины можно рассмотреть самые тонкие детали уникальных икон, объяснить построение иконостаса, смысл каждого его ряда и сюжета каждой иконы, сделать каноны иконографии и особенности живописных приемов мастеров разных эпох доступными для каждого желающего.

Во-вторых, любой музей XXI в. должен стать более занимательным и интерактивным, отвечая реальным потребностям общества. Далеко не все музеи остаются в наши дни интересными для широкой публики. Это связано с засильем массовой культуры, быстрым развитием информационных технологий и интернета. Хотя взаимоотношения музеев и массовой культуры требуют своего осмысления (см, например, работу [34]), очевидно, что необходимым условием успешной деятельности любого современного музея является его способность заинтересовать своих потенциальных посетителей. Это особенно актуально для церковного или монастырского музея. Действительно, в результате революции 1917 г. и последовавших за ней событий церковь была отделена от школы, а традиция приобщения к религиозным знаниям была прервана, став доступной лишь узкому кругу профессионалов: историков, искусствоведов, художников, реставраторов и т.д. Поэтому, несмотря на всплеск интереса к Православию в современной России, не приходится рассчитывать на глубокое знание и понимание церковного искусства большинством посетителей музея. По этой причине для монастырского музея особенно актуально быть увлекательным, наглядным и доступным. Отметим, что Кубенское озеро постепенно мелеет. К настоящему времени юго-западная сторона озера отошла от его старого крутого берега примерно на 2 км, а северо-восточная сторона – на 10–16 м. [35]. Поэтому представляется важным посвятить хотя бы один зал музея озеру, природе и погодным условиям Русского Севера, а также воде, как одному из древнейших религиозных символов, занимающих ключевое место в Священном Писании. При обустройстве этой части экспозиции использование интерактивных мультимедийных систем особенно актуально.

Выводы. В настоящем исследовании разработан и обоснован ряд подходов к восстановлению Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии в современных условиях увеличения числа посещающих монастырь паломников и туристов. Для этого были использованы принципы реконструкции и развития монастырей Русского Севера, предложенные в работе [12]. Анализ объемно-пространственной композиции Спасо-Каменного монастыря, истории ее формирования и понесенных утрат, оценка проведенных восстановительных работ, а также учет природных условий позволили заключить, что оптимальным решением при дальнейшем восстановлении этого монастыря станет создание функциональной зоны паломников и туристов на берегу Кубенского озера. Каменный остров, на котором располагается монастырь, должен использоваться только в качестве зоны монастырской братии. Предложен набор зданий и сооружений, которые должны находиться в составе функциональной зоны паломников и туристов. Особое внимание уделено музею Спасо-Каменного монастыря: разработаны конкретные рекомендации по обустройству такого музея и по возможному составу его экспозиции. Полученные в настоящей работе результаты свидетельствуют о применимости общих принципов реконструкции и развития православных монастырей даже к тем обителям, которые были практически полностью уничтожены, их восстановление еще далеко не закончено.

 

Список литературы

1. Brumfield W.C., Hensley H. Architecture at the end of the Earth: Photographing the Russian North, Duke University Press, Durham and London, 2015. 256 p.

2. Brumfield W.C. Lost Russia: Photographing the Ruins of Russian Architecture, Duke University Press, Durham and London, 1995. 130 p.

3. Белоярская И.К. Монастырские комплексы Вологодской области. Принципы современной реабилитации: дисс…канд. архитектуры. C.-Пб., 2002. 257 с.

4. Белоярская И.К. Архитектурное наследие Вологодской области в контексте современной культуры // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия, Вологда: Книжное наследие. 2007, 838 с.

5. Белоярская И.К. Архитектурный ансамбль Спасо-Суморина монастыря // Преображение в веках: исследования и материалы по истории Спасо-Суморина монастыря, Вологда: Книжное наследие. 2007, 199 С., C. 60-67.

6. Ильвицкая С.В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов: на примере балканских стран: дисс. докт. архитектуры. М., 2005. 696 с.

7. Ильвицкая С.В. Архитектура православных монастырей: традиции и современность, Кишенев: Лабиринт (М.). 2007, 256 с.

8. Ильвицкая С.В. Архитектурно-компаративный аспект православных монастырей балканских стран и России, М.: Инфра-М. 2018, 99 с.

9. Федотова Л.А. Архитектурная организация исторических комплексов паломнического туризма: дисс…канд. архитектуры. М., 2013. C. 22-63.

10. Федотова Л.А. Религиозный туризм как путь возрождения историко-культурного наследия (на примере Коломенского района) // Промышленное и гражданское строительство. 2012. №9. С. 29-31.

11. Родионовская И.С., Федотова Л.А. Современная архитектура жилой среды религиозно-паломнического туризма // Жилищное строительство. 2013. № 1. С. 23-26.

12. Швецова-Шиловская Е.А., Ильвицкая С.В. Принципы реконструкции и развития православных монастырей русского севера // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2021. № 2. С. 49-59.

13. Сойкин П.П. Спасо-Каменный монастырь в Вологодском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне, Санкт-Петербург: Воскресение. 1994, 712 с.

14. Подъяпольский С.С. Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря (XV-XV века) // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв., М.: Наука. 1970. С. 437-457.

15. Швецова-Шиловская Е.А. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь: архитектура и особенности объемно-пространственной композиции // Архитектон: известия вузов. 2013. №4. С. 95-106.

16. Конин С.Н. Коноша и коношане, Коноша: Коношский курьер. 2018, 531 с.

17. История первой спасательной станции на вологодчине. Сайт вологодского ВОСВОД. Всероссийское общество спасания на водах (ВОСВОД) [Электронный ресурс]. URL: www.vosvod35.ru (дата обращения: 10.04.2021).

18. Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. URL: www.patriarchia.ru/db/text/5273050.html (дата обращения: 10.04.2021).

19. Агентство православного паломничества Марфа и Мария [Электронный ресурс]. URL: https://marfamaria.ru/tours/vologda-spas-kamen-svet-fresok-dionisiya/

20. (дата обращения: 10.04.2021).

21. Соловьев К.А., Никонова Е.В. Спас-Каменный монастырь на Кубенском озере - уникальная обитель Северной Фиваиды и ее исторические предания // Российский гуманитарный журнал. 2018. №4. С. 312-330.

22. Прохоров Г.М., Семечко С.А. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре // Святые подвижники и обители Русского Севера, СПб.: Издательство Олега Абышко. 2005, C. 7-35.

23. Дементьев В.В. Свет малой Родины. Отчизна и дедина, М.: Вече. 2008, 528 с.

24. Древо. Открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: www.drevo-info.ru/articles/16854.html (дата обращения: 10.04.2021).

25. Выголов В.П., Удралова Н.В. В краю белых ночей, М.: Профиздат. 1986, 320 с.

26. Вологодская митрополия [Электронный ресурс]. URL: www.vologda-mitropolia.ru/articles/item/7228-chelovek-kotoryj-vernul-k-zhizni-spaso-kamennyj-monastyr (дата обращения: 10.04.2021).

27. Новости Вологды. Александр и его Надежда. Ко дню памяти Александра Плигина [Электронный ресурс]. URL: www.vologda-poisk.ru/articles/aleksandr-i-ego-nadezhda-ko-dnyu-pamyati-aleksandra-pligina (дата обращения: 10.04.2021).

28. Сайт автономного учреждения “Центр культуры, библиотечного обслуживания и спорта Усть-Кубинского района” [Электронный ресурс]. URL: https://ukub-kbsc.vlg.muzkult.ru/news/59550222 (дата обращения: 10.04.2021).

29. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: www.museum.ru/rme (дата обращения: 23.08.2020).

30. Ильвицкая С.В., Швецова-Шиловская Е.А. Обустройство современного монастырского музея на примере музея Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря // Российский Научный Журнал. 2014. №3. С. 278-281.

31. Ильвицкая С.В., Швецова-Шиловская Е.А. Архитектурная организация современного монастырского музея на примере Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря Архангельской области // Вестник МГСУ. 2018. №2. С. 148-154.

32. Lehn D., Heath C. Accounting for new technology in museum exhibitions // International Journal of Arts Management. 2005. №7. Pp. 11-21.

33. Jewitt C. Digital technologies in museums: New routes to engagement and participation’ // Designs for Learning. 2012. Vol. 5. №1-2. Pp. 74-93.

34. Васильева П.О., Качуровская Д.В., Михайлова А.В., Феоктистова С.Э. Музей в цифровую эпоху: перезагрузка. [Б. м.]: Издательские решения. 2018. 124 с.

35. Майлз. Р. Как музеи научились мобилизовать ресурсы. Десятилетие перемен в музейном секторе Великобритании // Материалы росийско-британского семинара “Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики”. CПб.: Контрфорс. 1997. 162 с.

36. Измайлова А.В. Кубенское озеро. Научно-популярная энциклопедия “Вода России” [Электронный ресурс]. Систем. требования: Google Chrome. URL: www.water-rf.ru/Водные_объекты/1141/Кубенское_озеро (дата обращения: 11.04.2021).

Войти или Создать
* Забыли пароль?