RECONSTRUCTION OF SPASO-KAMENNY MONASTERY AND DEVELOPMENT OF A FUNCTIONAL ZONE FOR PILGRIMS AND TOURISTS ON THE SHORE OF THE KUBENSKY LAKE
Journal: TECHNICAL AESTHETICS AND DESIGN RESEARCH ( Volume 3 № 1 , 2021)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The growing interest in Orthodox Christianity and the transfer of many monasteries that were previously closed to the Russian Orthodox Church have led to an increase in the number of pilgrims and tourists willing to visit the Orthodox monasteries. This resulted in some problems relating to the need for the development of the necessary infrastructure and the necessity to provide the best possible conditions for both the visitors and monastery inhabitants. These problems are particularly acute in the monasteries of the Russian North. Many of which were previously destroyed and abandoned. The Spaso-Kamenny monastery of the Vologda Diocese located on a small island of the Kubensky lake is one of such monasteries. In this work, recommendations on the development of this monastery in the current conditions were proposed. These recommendations are based on the previously formulated four main principles of reconstruction and development of Orthodox monastery complexes in the Russian North. Authors show that for the further development of the Spaso-Kamenny monastery, it is reasonable to create a functional zone for pilgrims and tourists on the shore of the Kubensky lake. The building complex was designed, where the necessary and important one element for this zone the monastery museum was proposed. In this work, specific recommendations for an arrangement of this museum were given. It was shown that the main principles for reconstruction and development of Orthodox monastery complexes are also applicable for the monasteries, restoration of which has not been completed yet.

Keywords:
Orthodox monastery complexes, pilgrims and tourists, Spaso-Kamenny monastery, territory zoning, monastery museum
Text

Введение. Более тридцати лет назад в нашей стране начался процесс передачи Русской Православной Церкви закрытых ранее монастырей. Наряду с ростом интереса к православию, этот процесс привел к увеличению числа людей, желающих посетить монастыри, т.е. паломников и туристов. Многие возрождаемые в настоящее время монастырские комплексы оказались не готовы к приему большого числа посетителей, которые, к тому же, преследуют различные цели. Если паломники стремятся поклониться святым местам и помолиться перед чудотворными иконами, то туристы направляются в монастыри, участвуя в экскурсиях и познавательных поездках. Большое число посторонних людей, постоянно присутствующих на монастырской территории, существенно осложняет функционирование монастыря. В особенности, это относится к монастырям севера России многие из которых были фактически уничтожены вследствие революции 1917 г. и последующих за ней событий [1, 2]. Поэтому разработка подходов к реконструкции православных монастырских комплексов в условиях роста паломничества и развития туризма представляет собой важную задачу.

В настоящее время существует лишь небольшое число работ, посвященных этой проблеме. Среди этих работ следует выделить исследования И.К. Белоярской [3–5], С.В. Ильвицкой (см работы [6–8] и ссылки в них), и Л.А. Федотовой [9–11] (основные результаты, полученные в этих работах, кратко перечислены во введении к недавней работе [12]). В работе [12] были предложены и обоснованы четыре общих принципа реконструкции и развития православных монастырских комплексов Русского Севера в современных условиях. Реализация этих принципов позволяет сформировать доступную многофункциональную архитектурно-пространственную среду монастыря с зонированием его территории и сохранением как ансамбля монастырского комплекса, так и окружающего природного ландшафта. В работе [12] показано, как предложенные принципы могут быть использованы для разработки конкретных рекомендаций по реконструкции и развитию православных монастырей.

Целью настоящей работы является применение этих общих принципов к одному из древнейших монастырей Русского Севера – Спасо-Каменному монастырю [13, 14], который в годы советской власти был закрыт и полностью снесен. Таким образом, объектом работы является Спасо-Каменный монастырь, расположенный на Каменном острове Кубенского озера в Усть-Кубинском районе Вологодской области.

Кубенское озеро достаточно велико: его длина составляет 54 км, а ширина – 12 км, тогда как размер Каменного острова довольно мал (70 м на 120 м). Отметим, что площадь Каменного острова примерно в четыре раза меньше, чем, например, площадь острова, занимаемого восстанавливаемым Антониево-Сийским монастырем [15]. Кроме того, погодные условия на Кубенском озере очень сложные: озеро издавна считалась опасным для рыболовства и судоходства [16]. Это связано с тем, что даже летом при сильном западном ветре на озере могут разыгрываться внезапные бури. Не случайно, что именно здесь, на острове при Спасо-Каменном монастыре, в 1876 г. была открыта первая в Вологодской губернии спасательная станция Императорского Российского общества спасения на водах [17], работавшая в период навигации, т.е. с апреля по ноябрь. Весной озеро часто окружают горы льда, и тогда связь с материком прекращается более чем на две недели. Уже эти два факта указывают на то, что разработка проекта восстановления и развития Спасо-Каменного монастыря является нетривиальной задачей.

В то же время, в силу своей многовековой истории, культурного и духовного значения, Спасо-Каменный монастырь не может не привлекать внимание туристов и паломников. Всего несколько лет тому назад трудно было предположить, что он может стать объектом постоянного туристического или даже паломнического посещения. Тем не менее, в настоящее время Спасо-Каменный монастырь посещается большим количеством людей. В сентябре 2018 г. в Спасо-Каменный монастырь была возвращена одна из его святынь – мощи святого Иосафа Спасокаменногo [18]. Туристы осматривают уцелевшую и отреставрированную Успенскую церковь-колокольню, часовню во имя Всех вологодских святых, гостиницу для богомольцев, дом священнослужителей, музей и спасательную станцию. Паломнические поездки в Спасо-Каменный монастырь предлагаются агентствами православного паломничества в составе паломнических туров (см., например, ссылку [19]), а регулярные туристические поездки осуществляются туристическими агентствами г. Вологды. Поэтому задача обустройства Спасо-Каменного монастыря с учетом современных условий роста числа паломников и туристов является весьма актуальной. Очевидно, что обустройство этого монастыря серьезно осложнено природными условиями, островным расположением монастыря, тяжелейшими утратами его зданий и т.д.

Задачи, решаемые настоящим исследованием, определяются поставленной целью. Поэтому основные задачи работы состоят в: 1) выявлении тех принципов, которые в первую очередь могут быть в применены при реконструкции Спасо-Каменного монастыря; 2) разработке рекомендаций по обустройству этого монастыря на основе выявленных принципов, и 3) оценке тех результатов, которые ожидается получить в ходе воплощения предлагаемых рекомендаций.

Методология. Решение поставленных задач может быть достигнуто только на основе комплексного подхода, учитывающего историю архитектуры Спасо-Каменного монастыря и результаты работ по его восстановлению, выполненных к настоящему времени. Таким образом, в данной работе было использовано несколько различных методов, в число которых входят: 1) изучение документов по истории и архитектуре Спасо-Каменного монастыря, данных фотофиксации и графической реконструкции утраченных зданий монастырского ансамбля; 2) анализ результатов проведенных восстановительных работ; 3) комплексная оценка предлагаемых решений по реконструкции монастыря с учетом современных условий.

Основная часть. Прежде чем анализировать возможность применения в Спасо-Каменном монастыре архитектурных принципов работы [12], обратимся к его истории и проследим, как формировался архитектурный ансамбль этого монастыря, который послужил началом целого архитектурного направления. В работе [20] это направление названо северным архитектурным монастырским стилем. Поэтому Спасо-Каменный монастырь является одним из интереснейших и важнейших памятников русской архитектуры.

Хотя дискуссия по поводу даты основания Спасо-Каменного монастыря продолжается и в наши дни (см. работу [20] и ссылки в ней), принято считать, что монастырь был основан в августе 1260 г. [21]. Согласно “Сказанию о Спасо-Каменном монастыре”, составленному в XV в игуменом Паисием Ярославом, монастырь был основан Белозерским князем Глебом Васильчиковым, сыном Ростовского князя Василька Константиновича и Черниговской княжны Марии Михайловны. Корабль князя был застигнут характерной для Кубенского озера внезапной бурей. Князь дал обет, что в случае спасения он построит церковь и монастырь. В сказании сообщается, что ветер отнес судно князя к Каменному острову. На острове уже жили 23 инока (старца), у которых не было храма. Иноки жили в землянках, а молились в небольшой деревянной часовне. В благодарность за спасение князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный монастырь.

Уже в XV в. Спасо-Каменный монастырь представлял собой крупный религиозно-культурный центр. Во многом это произошло благодаря игумену Дионисию Греку (Святогорцу), который затем был возведен в сан епископа Ростовского и Ярославского. С именем игумена Дионисия связывают целую плеяду русского миссионерского монашества. Действительно, во время настоятельства Дионисия, в Спасо-Каменном монастыре постриглись в монахи Дионисий Глушитский, Александр Куштский, Пахомий Святолуцкий и Ефимий Сянжемский, позднее основавшие многие известные монастыри севера России [20].    

В 1481 г. ростовскими мастерами в Спасо-Каменном монастыре был возведен двуглавый каменный Спасо-Преображенский собор, который стал первым каменным храмом на Русском Севере. Кирпич для его возведения доставлялся из Твери, а белый камень – из Старицы [20]. Позднее те же ростовские мастера построили сохранившиеся до наших дней соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей. Спасо-Преображенский собор представлял собой трехапсидный крестово-купольный четырехстолпный храм на подклете с тремя ярусами кокошников и световой главой в центре. Собор был перекрыт коробовыми сводами. Еще одной интересной особенностью собора являлась необычная конструкция голосников. Вполне вероятно, что облик Спасо-Преображенского собора был обусловлен тем влиянием, которое оказал на ростовских мастеров архитектурный стиль Московского княжества того времени. В XVI в. на деньги, пожалованные Спасо-Каменному монастырю Василием III, а также и благодаря решению Ивана Грозного освободить на три года монастырских крестьян от податей, была построена каменная церковь Успения Божьей Матери с трапезной. Церковь была освящена в 1548–1549 гг. [22]. В 1558 г. в монастыре была построена надвратная церковь во имя Усекновения Главы Иоана Предтечи – третья каменная церковь монастыря. Однако в 1774 г. в монастыре произошел крупный пожар, надвратная церковь была уничтожена и уже не восстанавливалась.

Спасо-Каменный монастырь проходил несколько этапов своего развития и упадка. Временем наивысшего расцвета монастыря принято считать вторую половину XVII в. Общее число насельников обители составляло тогда 93 человека, а сам монастырь владел 7 селами, 4 сельцами и 98 деревнями с 819 душами крестьян мужского пола. Также в собственности монастыря было 2 подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Наконец, в это время монастырь активно занимался торговлей. 

Первый упадок Спасо-Каменного монастыря наступил в результате секуляризационной реформы 1764 г., проведенной Екатериной II. Целями этой реформы являлись изъятие церковных владений и упразднение части монастырей [23]. После пожара 1774 г. Спасо-Каменный монастырь был упразднен. Уцелевшее монастырское имущество было передано Спасо-Прилуцкому монастырю, а братия переселилась в Вологодский Свято-Духов монастырь. Спасо-Каменный монастырь был открыт снова в 1801 г. под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни. Изменение названия монастыря объясняется тем, что в него был переведен братия Белавинской Богоявленской пустыни с имуществом. Второй период расцвета монастыря, хотя уже не столь сильный, начался с визита в монастырь великого князя Александра Александровича 17-го июня 1870 г. (см. рис. 1). Сделанные им пожертвования позволили начать восстановление обители. В 1876 г. здесь была открыта станция спасения на водах и построен маяк. Немногочисленная монастырская братия под руководством настоятеля занималась обслуживанием маяка зимой, разметкой зимней дороги по озеру, спасением заблудившихся путников и провалившихся под лед повозок. В 1892 г. указом священного Синода Спасо-Каменному монастырю было возвращено его прежнее название.

Спасо-Каменный монастырь был закрыт 27-го июня 1925 г. В его помещениях расположилась колония для малолетних преступников, которая просуществовала лишь до осени 1925 г., когда в монастыре произошел сильный пожар, уничтоживший все жилые и храмовые постройки. Спасо-Преображенский собор был взорван в 1937 г., т.к. кирпич, из которого он был сложен, планировалось использовать для строительства местного дома культуры [24].

В 1945–1960 гг. уцелевшие здания монастыря (гостиница, Успенская церковь-колокольня и погреба) использовались рыбзаводом. Пожар 1970 г. уничтожил последнее жилое здание монастыря – монастырскую гостиницу. После этого остров практически пустовал. К середине 80-х годов на нем сохранилась лишь Успенская церковь-колокольня.

 

Рис. 1. Вид на Спасо-Каменный монастырь с южной стороны, литография 1886 г.

Fig. 1. View of the Spaso-Kamenny Monastery from the south, lithograph 1886

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Спасо-Преображенский собор, фотография 1926 г.

Fig. 2. Spaso-Preobrazhensky Cathedral, photo from 1926

 

Отметим, что уничтоженные здания Спасо-Каменного монастыря можно восстановить в их прежнем облике благодаря фотофиксации и обмерам, выполненным в 1920-х гг. (см. рис. 2) [20].  Более того, в 1965 г. под руководством C.C. Подъяпольского была проведена археологическая экспедиция, результаты которой позволили выполнить подробный анализ архитектуры Спасо-Каменного монастыря [14].

 

 

Рис. 3. Панорамный вид Спасо-Каменного монастыря, фотография 2019 г.

Fig. 3. Panoramic view of the Spaso-Kamenny Monastery, photo of 2019

 

Восстановление Спасо-Каменного монастыря началось в 1991 г. силами архитектора-реставратора А. А. Асафова (19481993) и А.H. Плигина (19472004), инженера, предпринимателя и энтузиаста [25, 26]. По инициативе А. А. Асафова в мае 1983 г. на острове было проведено выездное совещание комиссии Вологодского облисполкома по вопросу проведения реставрационных работ ансамбля Спасо-Каменного монастыря [27].  В результате, в 1983 г. монастырь был включен в проект “Наследие”, в котором А.А. Асафов был главным архитектором. В настоящее время восстановлением монастыря занимается вдова А.Н. Плигина и его сыновья. Несмотря на прекращение государственного финансирования ремонтных работ еще в 1994 г., восстановление Спасо-Каменного монастыря продолжалось на собственные средства семьи Плигиных. К настоящему времени восстановлены колокольня и гостиница, а также построена часовня во имя Всех вологодских святых, см. рис. 3. В 2013 г. на острове был проведен водопровод, построен ветрогенератор, установлена подстанция и протянута линия электропередачи.

В 2006 г. комплекс зданий Спасо-Каменного монастыря был передан Вологодской епархии в безвозмездное пользование. В том же 2006 г. в составе Вологодской епархии было образовано архиерейское подворье “Спасо-Каменный монастырь”, а в 2009 г. в Успенском храме отслужили первый молебен. Успенский храм был освящен 17.08.2010 архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом. С момента освящения богослужения в храме стали регулярными. Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь был вновь открыт 06.10.2017 постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви. В настоящее время Спасо-Каменный монастырь является одной из самых малых действующих обителей России.

Сформулированные в работе [12] общие принципы реконструкции и развития православных монастырей включают в себя: 1) принцип разделения монастырского комплекса на функциональные зоны; 2) принцип максимальной доступности территорий и зданий монастырских комплексов лицам с ограниченными возможностями; 3) принцип сохранения и восстановления объемно-пространственной композиции архитектурного ансамбля; 4) принцип сохранения и использования природного ландшафта монастырских территорий. Проанализируем возможность применения каждого из этих принципов для реконструкции Спасо-Каменного монастыря. Принцип разделения монастырского комплекса на функциональные зоны заключается в разделении территории монастыря на различные функциональные зоны, число которых может достигать шести.  К этим функциональным зонам относятся: 1) зона монастырской братии, 2) зона обслуживания паломников и туристов, 3) хозяйственная зона, 4) рекреационная зона, 5) музейно-туристическая зона, и 6) сакральная зона [12]. Разделение территории на функциональные зоны должно проводиться на основе всестороннего анализа архитектурной организации реконструируемого монастыря.

Учитывая островное положение Спасо-Каменного монастыря, а также результаты работ по его воссозданию, естественно расположить зону монастырской братии и сакральную зоны на самом Каменном острове. Принимая во внимание малую территорию острова и большой объем работ, который необходимо выполнить для восстановления монастыря, целесообразно ограничить доступ паломников и туристов на Каменный остров. Ограничение доступа посетителей на остров особенно актуально в свете ожидаемого дальнейшего увеличения числа паломников и туристов. Вообще говоря, такое решение вполне соответствует историческим традициям Спасо-Каменного монастыря. Действительно, строгий устав афонских обителей был введен в Спасо-Каменном монастыре Дионисием – игуменом монастыря во время Дмитрия Донского. Отметим, что ограничение доступа не означает полный его запрет. Посещение Каменного острова паломниками и туристами должно осуществляться в определенные дни и часы. Большую часть времени паломники и туристы должны проводить в предназначенной для них зоне, которую следует расположить на берегу озера. Создание зоны паломников и туристов на берегу позволить решить и вопрос с инженерными коммуникациями и, в частности, с подключением к электросетям. Действительно, в этом случае отпадает необходимость трудоемкого и дорогостоящего проведения необходимых посетителям инженерных коммуникаций на Каменный остров через Кубенское озеро. Это особенно важно учитывая короткий сезон, в который возможны какие-либо работы на озере. 

Таким образом, зона паломников и туристов должна играть главную роль при ознакомлении посетителей со Спасо-Каменным монастырем. Это обусловливает состав помещений этой зоны, являющейся одновременно и монастырским подворьем. Таким образом, в зоне паломников и туристов на берегу Кубенского озера должны располагаться:

  1. гостиница,
  2. трапезная и кухня,
  3. церковь с иконной лавкой,
  4. музей с кинозалом,
  5. лодочный причал со вспомогательным помещением.

Лодочный причал и вспомогательные обслуживающие помещения будут использоваться для организации посещений Каменного острова. Назначение остальных помещений очевидно. Отдельного рассмотрения требуют строительство церкви и гостиницы, и, особенно, монастырского музея.

Прежде всего, следует определить требуемую вместимость планируемых к постройке церкви и монастырской гостиницы. Для этого, в свою очередь, нужно располагать надежной статистикой о количестве паломников и туристов, посещающих Спасо-Каменный монастырь. К сожалению, несмотря на включение Спасо-Каменного монастыря в ряд туристических и паломнических маршрутов, такие данные в настоящее время недоступны. Поэтому сбор, систематизация и тщательный анализ данных о посещаемости монастыря в течении достаточно репрезентативного периода времени (например, 3–5 лет) должны стать первыми шагами к обустройству зоны паломников и туристов. Разработка комплексных проектов церкви и гостиницы для подворья Спасо-Каменного монастыря будет предметом дальнейших исследований.

При предлагаемой в данной работе организации Спасо-Каменного монастыря и его подворья будет выполнен и второй принцип реконструкции и развития православных монастырей Русского Севера [12] – принцип максимальной доступности территорий и зданий монастырских комплексов лицам с ограниченными возможностями. Действительно, при строительстве новых зданий церкви, гостиницы, и монастырского музея можно будет сразу же сделать их приспособленными для лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, не возникнет необходимости в переделке или каком-либо дополнительном обустройстве уже восстановленных на Каменном острове Успенской колокольни и монастырской гостиницы.

Наконец, будут учтены и два других оставшихся принципа [12]. Отсутствие необходимости нового строительства на Каменном острове позволит сохранить объемно-пространственную композицию архитектурного ансамбля. Очевидно, что предлагаемое в настоящей работе монастырское подворье на займет большую территорию. Его можно будет расположить и обустроить так, чтобы не перекрывать вид на монастырь с главных видовых точек и не нанести ущерба природному ландшафту.  

Обсудим организацию музея в функциональной зоне паломников и туристов Спасо-Каменного монастыря. Отметим, что вследствие резкого увеличения числа туристов, посещающих православные монастыри, строительство новых и модернизация имеющихся монастырских музеев стали важными задачами современной архитектуры. Согласно Российской музейной энциклопедии [28], имеется два основных вида музеев Русской Православной Церкви: музей-монастырь и церковный музей. Музей монастырь – это ансамблевый музей, который организован путем превращения в музей комплекса зданий монастыря. В противоположность этому, церковный музей может быть создан при монастыре, отдельной церкви, епархии или ином религиозном объединении. Очевидно, что применительно к Спасо-Каменному монастырю речь может идти именно о создании церковного (монастырского) музея.  В работах [29, 30] были проанализированы два основных подхода к созданию монастырского музея: строительство нового здания вблизи исторической территории монастыря и размещение музея в уже существующем здании исторической территории.  Включение здания музея в состав зоны паломников и туристов на березу озера отвечает первому, дорогостоящему, но более предпочтительному подходу [30].

Не вызывает сомнений, что проект здания музея должен учитывать коллекцию экспонатов, которую предлагается показывать посетителям. Спасо-Каменный монастырь обладал замечательными памятниками декоративно-прикладного искусства и иконописи. К настоящему времени сохранилась Чудотворная Икона Богоматери “Умиление Подкубенская”, Потир и блюдо из серебра, которые находятся в Вологодском музее-заповеднике. Кроме того, монастырь владел уникальной коллекцией печатных и рукописных книг, среди которых были “Хождения Даниила в Святую Землю” (памятник паломнической литературы Киевской Руси XII в.), “Острожская Библия” Ивана Федорова (первое полное издание Библии на церковнославянском языке, 1581 г.) и многие другие книги. Как отмечается в работе [20], описание художественных ценностей, которые находились в Спасо-Каменном монастыре, должно стать предметом отдельного исследования. Тем не менее, в настоящий момент монастырь не располагает экспонатами, которые можно было бы показать в монастырском музее. По этой причине, а также принимая во внимание уникальную историю обители, предлагается посвятить музей истории Спасо-Каменного монастыря и той роли, которую он сыграл в развитии Православия на Русском Севере.

В настоящее время, как за рубежом, так и в нашей стране, интенсивно развиваются новые походы к организации музейных экспозиций с использованием современных интерактивных мультимедийных стендов и систем. К настоящему времени разработан целый ряд интерактивных технологий, успешно применяемых в музейном деле (см, например, работы [31–33] и ссылки в них). В настоящей работе предлагается максимально широко применить такие технологии при организации монастырского музея Спасо-Каменного монастыря. Это предложение обусловлено двумя основными причинами.

Во-первых, практически все художественные ценности Спасо-Каменного монастыря или утеряны, или находятся в светских музеях нашей страны. Современные технологии дают возможность показать их в стенах самого этого монастыря. Даже если привезти в монастырь подлинник той или иной старинной книги, посетители музея не смогут прикасаться к ее страницам в силу требований сохранности экспоната. В то же время, интерактивная музейная витрина даст возможность “пролистать” эту книгу. Такая витрина позволит получить необходимые пояснения, перевести текст с церковно-славянского языка и т.д. На мониторе компьютера или интерактивной витрины можно рассмотреть самые тонкие детали уникальных икон, объяснить построение иконостаса, смысл каждого его ряда и сюжета каждой иконы, сделать каноны иконографии и особенности живописных приемов мастеров разных эпох доступными для каждого желающего.

Во-вторых, любой музей XXI в. должен стать более занимательным и интерактивным, отвечая реальным потребностям общества. Далеко не все музеи остаются в наши дни интересными для широкой публики. Это связано с засильем массовой культуры, быстрым развитием информационных технологий и интернета. Хотя взаимоотношения музеев и массовой культуры требуют своего осмысления (см, например, работу [34]), очевидно, что необходимым условием успешной деятельности любого современного музея является его способность заинтересовать своих потенциальных посетителей. Это особенно актуально для церковного или монастырского музея. Действительно, в результате революции 1917 г. и последовавших за ней событий церковь была отделена от школы, а традиция приобщения к религиозным знаниям была прервана, став доступной лишь узкому кругу профессионалов: историков, искусствоведов, художников, реставраторов и т.д. Поэтому, несмотря на всплеск интереса к Православию в современной России, не приходится рассчитывать на глубокое знание и понимание церковного искусства большинством посетителей музея. По этой причине для монастырского музея особенно актуально быть увлекательным, наглядным и доступным. Отметим, что Кубенское озеро постепенно мелеет. К настоящему времени юго-западная сторона озера отошла от его старого крутого берега примерно на 2 км, а северо-восточная сторона – на 10–16 м. [35]. Поэтому представляется важным посвятить хотя бы один зал музея озеру, природе и погодным условиям Русского Севера, а также воде, как одному из древнейших религиозных символов, занимающих ключевое место в Священном Писании. При обустройстве этой части экспозиции использование интерактивных мультимедийных систем особенно актуально.

Выводы. В настоящем исследовании разработан и обоснован ряд подходов к восстановлению Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии в современных условиях увеличения числа посещающих монастырь паломников и туристов. Для этого были использованы принципы реконструкции и развития монастырей Русского Севера, предложенные в работе [12]. Анализ объемно-пространственной композиции Спасо-Каменного монастыря, истории ее формирования и понесенных утрат, оценка проведенных восстановительных работ, а также учет природных условий позволили заключить, что оптимальным решением при дальнейшем восстановлении этого монастыря станет создание функциональной зоны паломников и туристов на берегу Кубенского озера. Каменный остров, на котором располагается монастырь, должен использоваться только в качестве зоны монастырской братии. Предложен набор зданий и сооружений, которые должны находиться в составе функциональной зоны паломников и туристов. Особое внимание уделено музею Спасо-Каменного монастыря: разработаны конкретные рекомендации по обустройству такого музея и по возможному составу его экспозиции. Полученные в настоящей работе результаты свидетельствуют о применимости общих принципов реконструкции и развития православных монастырей даже к тем обителям, которые были практически полностью уничтожены, их восстановление еще далеко не закончено.

 

References

1. Brumfield W.C., Hensley H. Architecture at the end of the Earth: Photographing the Russian North, Duke University Press, Durham and London, 2015. 256 p.

2. Brumfield W.C. Lost Russia: Photographing the Ruins of Russian Architecture. Duke University Press. Durham and London, 1995. 130 p.

3. Beloyarskaya I.K. Monastyrskie kompleksy Vologodskoj oblasty. Principy sovremennoj reabilitacii: diss…kand. Arhitektury. Saint-Petersburg, 2002. 257 p. (rus)

4. Beloyarskaya I.K. [Arhitekturnoe nasledie Vologodskoj oblasti v kontekste sovremennoj kul'tury v Russkaja kul'tura novogo stoletija: Problemy izuchenija, sohranenija i ispol'zovanija istoriko-kul'turnogo nasledija] Architectural heritage of the Vologda region in the context of modern culture in Russian culture of the new century: Problems of study, conservation and use of historical and cultural heritage. Vologda: Knizhnoe nasledie, 2007. 838 p. (rus)

5. Beloyarskaya I.K. Arhitekturnyj ansambl' Spaso-Sumorina monastyrya v Preobrazhenie v vekah: issledovaniya i materialy po istorii Spaso-Sumorina monastyrya [Architectural ensemble of the Spaso-Sumorin monastery. Transformation in the centuries: The studies and materials on history of the Spaso-Sumorin monastery]. Vologda: Book heritage, 2007. 199 p. (rus)

6. Ilvitskaya S.V. Zakonomernosti formirovanija arhitektury pravoslavnyh monastyrskih kompleksov: na primere balkanskih stran: diss… dokt. arhitektury [Patterns in formation of architecture of Orthodox monastic complexes: On the example of Balkan countries]. Moscow, 2005. 696 p. (rus)

7. Ilvitskaya S.V. Arhitektura pravoslavnyh monastyrej: tradicii i sovremennost'. [Architecture of Orthodox monasteries: tradition and modernity]. Kishinev: Labitint (Moscow), 2007. 256 p. (rus)

8. Ilvitskaya S.V. Arhitekturno-komparativnyj aspekt pravoslavnyh monastyrej balkanskih stran i Rossii [The Architectural comparative aspect of orthodox monasteries in the Balkan countries and Russia]. Moscow: Infra-M, 2018. 99 p. (rus)

9. Fedotova L.A. Arhitekturnaya organizaciya istoricheskih kompleksov palomnicheskogo turizma: diss…kand. arhitektury [Architectural organization of historical complexes for pilgrim tourism]. Moscow, 2013. 211 p. (rus)

10. Fedotova L.A. Religioznyj turizm kak put' vozrozhdenija istoriko-kul'turnogo nasledija (na primere Kolomenskogo rajona) [Religious tourism as a way to restore historical and cultural heritage (on the example of the Kolomensky region)]. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. 2012. No. 9. Pp. 29-31. (rus)

11. Rodionovskaya I.S., Fedotova L.A. Sovremennaja arhitektura zhiloj sredy religiozno-palomnicheskogo turizma. Modern architecture of the living environment of religious and pilgrim tourism Zhilishhnoe stroitel'stvo. 2013. No. 1. Pp. 23-26. (rus)

12. Shvetsova-Shilovskaya E.A., Ilvitskaya S.V. Principy rekonstrukcii i razvitiya pravoslavnyh monastyrej Russkogo Severa [Principles of reconstruction and development of orthodox monasteries in Russian North]. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2021. No. 2. Pp. 49-59. (rus)

13. Soikin P.P. Spaso-Kamennyj monastyr' v Vologodskom uezde v Pravoslavnye russkie obiteli: Polnoe illyustrirovannoe opisanie pravoslavnyh russkih monastyrej v Rossijskoj Imperii i na Afone [Spaso-Kamenny monastery in Vologda county in Orthodox Russian monastery abodes: Complete illustrated description of Russian Orthodox monasteries in the Russian Empire and Mount Athos]. Saint-Petersburg: Resurrection, 1994. 712 p. (rus)

14. Pod’yapol'skij S.S. Arhitekturnye pamyatniki Spaso-Kamennogo monastyrya (XV-XV veka) v Drevnerusskoe iskusstvo. Hudozhestvennaya kul'tura Moskvy i prilezhashchih k nej knyazhestv. XIV-XVI veka]. Architectural monuments of the Spaso-Kamenny Monastery (XV-XV centuries) in Old Russian Art. Art culture of Moscow and adjacent principalities. XIV-XVI centuries Moscow: Science, 1970. 504 p. (rus)

15. Shvetsova-Shilovskaya E.A. Svyato-Troickij Antonievo-Sijskij monastyr': arhitektura i osobennosti ob"emno-prostranstvennoj kompozicii [Holy Trinity Antony of Siya monastery: Architecture and compositional features]. Architekton: Proceedings of Higher Education. 2013. No. 41. Pp. 95-106 (rus)

16. Konin S.N. Konosha i konoshane [Konosha and konoshane]. Konosha: Konoshdky kur’er, 2018. 531 p. (rus)

17. Istoriya pervoj spasatel'noj stancii na vologodchine. Sajt vologodskogo VOSVOD. Vserossijskoe obshchestvo spasaniya na vodah (VOSVOD)]. [The history of the first rescue station in the Vologda region. The site of the Vologda VOSVOD. All-Russian Society for Rescue on Water (VOSVOD)] URL: www.vosvod35.ru (date of the application:10.04.2021).

18. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov'. Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata [Russian Orthodox Church. Official website of the Moscow Patriarchy. Google Chrome]. URL: www.patriarchia.ru/db/text/5273050.html (date of the application:10.04.2021).

19. Agentstvo pravoslavnogo palomnichestva Marfa i Mariya [Orthodox Pilgrimage Agency Martha and Maria]. URL: https://marfamaria.ru/tours/vologda-spas-kamen-svet-fresok-dionisiya/ (date of the application: 10.04.2021).

20. Solov’ev K.A., Nikonova E.V. Spas-Kamennyj monastyr' na Kubenskom ozere - unikal'naya obitel' Severnoj Fivaidy i ee istoricheskie predaniya [Spas-Kamenny Monastery on Kubenskoye Lake - a unique abode of the Northern Thebais and its historical legends], Liberal Arts in Russia. 2018. No. 4. Pp. 312-320 (rus)

21. Prokhorov G.M., Semechko S.A. Skazanie Paisiya YAroslavova o Spaso-Kamennom monastyre v Svyatye podvizhniki i obiteli Russkogo Severa [The Legend of Paisiy Yaroslavov about the Spaso-Kamenny Monastery in Holy ascetics and monasteries of the Russian North]. Saint-Petersburg: Oleg Abyshko Publishing House, 2005. 413 p. (rus)

22. Dement’ev V.V. Svet maloj Rodiny. Otchizna i dedina [Light of the Small Homeland. Fatherland and grandfather]. Moscow: Veche, 2008. 528 p. (rus)

23. Drevo. Otkrytaya pravoslavnaya enciklopediya. Drevo. Open orthodox encyclopedia. URL: www.drevo-info.ru/articles/16854.html (date of the application:10.04.2021). (rus)

24. Vygolov V.P., Udralova N.V. V krayu belyh nochej [In the region of white nights]. Moscow: Profizdat, 1986. 320 p. (rus)

25. Vygolov V.P., Udralova N.V. V krayu belyh nochey, M.: Profizdat. 1986, 320 s.

26. Vologodskaya mitropoliya [Elektronnyy resurs]. URL: www.vologda-mitropolia.ru/articles/item/7228-chelovek-kotoryj-vernul-k-zhizni-spaso-kamennyj-monastyr (data obrascheniya: 10.04.2021).

27. Novosti Vologdy. Aleksandr i ego Nadezhda. Ko dnyu pamyati Aleksandra Pligina [Elektronnyy resurs]. URL: www.vologda-poisk.ru/articles/aleksandr-i-ego-nadezhda-ko-dnyu-pamyati-aleksandra-pligina (data obrascheniya: 10.04.2021).

28. Sayt avtonomnogo uchrezhdeniya “Centr kul'tury, bibliotechnogo obsluzhivaniya i sporta Ust'-Kubinskogo rayona” [Elektronnyy resurs]. URL: https://ukub-kbsc.vlg.muzkult.ru/news/59550222 (data obrascheniya: 10.04.2021).

29. Rossiyskaya muzeynaya enciklopediya [Elektronnyy resurs]. URL: www.museum.ru/rme (data obrascheniya: 23.08.2020).

30. Il'vickaya S.V., Shvecova-Shilovskaya E.A. Obustroystvo sovremennogo monastyrskogo muzeya na primere muzeya Svyato-Troickogo Antonievo-Siyskogo monastyrya // Rossiyskiy Nauchnyy Zhurnal. 2014. №3. S. 278-281.

31. Il'vickaya S.V., Shvecova-Shilovskaya E.A. Arhitekturnaya organizaciya sovremennogo monastyrskogo muzeya na primere Svyato-Troickogo Antonievo-Siyskogo monastyrya Arhangel'skoy oblasti // Vestnik MGSU. 2018. №2. S. 148-154.

32. Lehn D., Heath C. Accounting for new technology in museum exhibitions // International Journal of Arts Management. 2005. №7. Pp. 11-21.

33. Jewitt C. Digital technologies in museums: New routes to engagement and participation’ // Designs for Learning. 2012. Vol. 5. №1-2. Pp. 74-93.

34. Vasil'eva P.O., Kachurovskaya D.V., Mihaylova A.V., Feoktistova S.E. Muzey v cifrovuyu epohu: perezagruzka. [B. m.]: Izdatel'skie resheniya. 2018. 124 s.

35. Maylz. R. Kak muzei nauchilis' mobilizovat' resursy. Desyatiletie peremen v muzeynom sektore Velikobritanii // Materialy rosiysko-britanskogo seminara “Muzei Sankt-Peterburga v usloviyah rynochnoy ekonomiki”. CPb.: Kontrfors. 1997. 162 s.

36. Izmaylova A.V. Kubenskoe ozero. Nauchno-populyarnaya enciklopediya “Voda Rossii” [Elektronnyy resurs]. Sistem. trebovaniya: Google Chrome. URL: www.water-rf.ru/Vodnye_ob'ekty/1141/Kubenskoe_ozero (data obrascheniya: 11.04.2021).

Login or Create
* Forgot password?