сотрудник с 01.01.2018 по настоящее время
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 72 Архитектура
ОКСО 07.07.01 Архитектура
BISAC ARC022000 Adaptive Reuse & Renovation
В данной статье рассмотрены тенденции мировой и отечественной практики в сфере перепрофилирования заброшенных промышленных комплексов. Отображено важное значение индустриальных объектов в существующей исторической застройке города. Установлено немаловажное значение экономических, социальных и культурных аспектов рефункционализации промышленной архитектуры. С точки зрения типа вмешательства в существующую структуру адаптируемого объекта, изученные аналоги распределены на три группы: градообразующее архитектурно-пространственное значение модернизации проекта; влияние изменения фасада здания на историческую городскую структуру и функционально-планировочные решения внутренних пространств бывших промышленных комплексов. Проведено сравнение универсальных и индивидуальных подходов в концепции преобразования и адаптации объектов индустриального наследия, утративших первоначальное назначение. Установлено благоприятное влияние реализованных проектов на социальную и культурную жизнь городов. Осмысление накопленного опыта говорит о значимости разработки новых практических подходов и моделей преобразования к адаптации устаревшей индустриальной архитектуры с целью сохранения специфики места.
адаптивное повторное использование, реновация, рефункционализация, повторное перепрофилирование, промышленная архитектура, фабрика, завод
Введение. В настоящее время историческое наследие больших городов выражается не только в архитектуре парадных дворцовых ансамблей, придворных особняков, культовых построек, площадей и музеев, но и в индустриальном зодчестве. Объекты промышленного наследия являются важной частью развития истории человечества, а также наглядным пособием эволюции технических возможностей в ходе исторических событий. Фабрики, заводы, цеха, газгольдеры, электростанции возводились для массового индустриального производства [1]. Архитектура этих зданий представляет собой уникальную материальную память, сохранившую в себе временные отпечатки и рассказывающую нам о важных периодах индустриального развития городов. В мировой практике стремление к сохранению исторической индустриальной архитектуры и преобразованию в новые пространства выражено в создании большого количества впечатляющих проектов адаптивного повторного использования промышленных комплексов.
В процессе адаптации исторических промышленных объектов, вышедших из употребления, немаловажным фактором является их значимость в общей структуре города. В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" комплекс мероприятий, направленный на их приспособление к новым функциям, не должен влиять на их историческую ценность. В процессе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу исторические промышленные комплексы и сооружения потеряли свое функциональное предназначение, в результате чего стали объектами, создающими нездоровую социальную атмосферу. В середине и конце XIX века они играли важную роль в экономической, социальной и культурной жизни общества, но технический прогресс вывел эти выдающиеся постройки «на обочину» истории наших городов [2]. Зачастую, промышленные комплексы строились с учетом многих градообразующих факторов, таких, как общее расположение относительно уже сложившегося исторического центра, легкодоступность подъездов к самим комплексам, возможность проживания рядом с объектом рабочей силы и другие. Если посмотреть на развитие промышленных комплексов с исторической точки зрения, то можно увидеть, как они вплетались в городскую канву, преобразовывая прилегающие территории и развивая новую инфраструктуру вокруг себя [3]. Аутентичность промышленной архитектуры заключается в уникальных масштабных пространствах, которые возводились, чтобы вмещать мощный технический процесс производства с соответствующим оборудованием и выдерживать тяжелые нагрузки. Это отразилось в планировочных решениях промышленных комплексов, толщине стен, высоте потолков и ферм перекрытия корпусов. Архитектурные особенности многих промышленных комплексов являлись новаторским достижением определенного исторического отрезка и отражали технические возможности своего времени. В процессе перехода к индустриальному периоду многие заводы, фабрики, вокзалы становились атрибутом смелости архитектурной мысли. Они пришли на смену индивидуальному подходу в создании дворцовых комплексов и культовых сооружений.
Объемно-планировочные структуры многих комплексов были связаны со спецификой производства и технического оснащения определенной отрасли промышленности [4]. Несмотря на то, что индустриальная архитектура стремилась к более типовому подходу, как это было характерно для жилой застройки, именно конкретные технологии производства диктовали особое инженерное обеспечение каждого промышленного объекта. Определенный технологический процесс предъявлял особые требования к габаритам помещений, освещению, способам их вентиляции, температурным и влажностным режимам, техническому оснащению и санитарным нормам. Все это определяло характерные черты внутренних пространств промышленной архитектуры. Точкой отсчета в пространстве теперь уже являлся не человек, а именно техника, которая выполняла основную работу и требовала определенных условий существования. В связи с этим перед архитекторами и инженерами стояла непростая задача. Внутреннее пространство промышленных комплексов должно было учитывать габариты технического оснащения и быть готовым к их изменениям в процессе развития машинного обеспечения. Эти старые здания содержат огромное количество бесценной исторической информации, связанной с историей строительных технологий. Объекты промышленного наследия, которые устарели и не используются, все чаще воспринимаются как ресурс, который станет основой для развития общественной и культурной жизни в будущем. Обращение к мировому опыту в адаптации и восстановлении исторических постиндустриальных комплексов позволяет увидеть влияние таких проектов на социально-экономическое развитие территории, а также издержки перехода к рыночным отношениям [5].
Методика. В основу методологии легла система структурного анализа осуществлённых проектов повторного перепрофилирования промышленной архитектуры. Рефункционализация индустриальных зданий и сооружений под иные функции не является новым феноменом. В прошлом конструктивно надежные здания приспосабливались для соответствия новым нуждам и требованиям. Эти изменения проводились в прагматичных целях, без каких-либо намеков на сохранение исторического наследия. Основной подоплёкой являлась финансовая и функциональная выгода [6].
В настоящее время работа с заброшенными промышленными комплексами, их восстановление и повторное использование позволяет по-новому увидеть уже сложившуюся, сформировавшуюся городскую среду, улучшить культурную, социальную и экономическую сферы жизни общества. Адаптация промышленной архитектуры заключается в проработке внутренних пространств за счет использования различных железобетонных конструкций, что приводит к унификации архитектурной оболочки здания [7]. Современные тенденции адаптации индустриальной архитектуры для новых функций включают в себя массу различных понятий. Подходы к сохранению промышленной архитектуры очень разнообразны. «Адаптивное повторное использование» – общий термин, включающий в себя такие понятия, как «рефункционализация», «ревитализация», «реновация», «конверсия» и другие. Все это в той или иной степени связано с изменением первоначального функционального назначения старых зданий, сооружений и прилегающих территорий, имеющих историческую ценность, с современным использованием их под иные цели [8]. При этом, изменения не затрагивают внешний облик здания, сохраняя его как подлинный историко-культурный объект.
«Адаптивное повторное использование (adaptive reuse) – это процесс, который превращает неиспользуемый или неэффективный элемент в новый элемент, который можно использовать для другой цели» [9]. Возобновляя жизнь и получая новое предназначение, бывшие промышленные комплексы сохраняют свой архитектурный облик и передают характер времени и места, и при этом возрождают социальную и культурную жизнь, учитывая изменения технологий, спроса, потребностей и использования. Адаптивное повторное использование представляет собой развитие в обратном направлении: участок и здание определены заранее, а использование и восстановление остаются переменными. Уже существующая оболочка, взаимодействуя с потребителем и отвечая на его запросы, предлагает различные варианты сценариев рефункционализации. Согласно статье 44 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы, направленные на перепрофилирование объектов культурного наследия для современного использования не должны наносить ущерб его историко-художественной значимости. Сохранение индустриального наследия - деликатная и сложная задача, требующая междисциплинарного подхода, который затрагивает экономические, градостроительные, экологические, социальные и культурные аспекты. Мотивы преобразования, поддержания и повторного использования существующих промышленных комплексов заключаются не только в сохранении культурных и исторически значимых зданий, идентичности мест и «панорамы городов» в целом, но также в экономической и экологической выгоде для общества [10].
Основная часть. Существует множество проектов по созданию современных музейных пространств, арт-кластеров, бутиков и офисных центров на базе бывших промышленных фабрик и заводов. Одной из основных проблем в создании эффективной концепции повторного перепрофилирования, остается поиск и разработка уникального механизма, который способствует актуальному развитию пространства и своевременному расширению возможностей адаптируемого объекта [11]. Основным из направлений повышения эффективности концепции стало переосмысление предыдущего опыта и выбор будущего вектора развития исторических промышленных объектов.
Каждый из рассмотренных аналогов повторного использования фабрик и заводов отражает баланс между эстетическим использованием и сохранением исторической значимости индустриального объекта. По характеру адаптации архитектурно-планировочных и конструктивных решений большинство изученных успешных примеров перепрофилирования промышленной архитектуры можно условно разделить на 3 группы: 1 – объемно-пространственные решения всего комплекса с внедрением современных архитектурных принципов и его взаимосвязь с городской средой; 2 – архитектурно-художественный подход с элементами современной адаптации, реставрации и консервации фасадов зданий; 3 – функционально-планировочная реорганизация, которая затрагивает только интерьеры фабричных корпусов и заводов, учитывая статус сохранности объекта.
Проекты первой группы, такие как «Manufaktura» в г. Лодзь (рис. 1), Дизайн-квартал «Флакон» (рис. 3) и «Винзавод» (рис. 2) в Москве, а также «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге, возродили потенциально неблагоприятные территории промышленных территорий и наполнили их новой социальной активностью, вдохнули в них новую жизнь, стали своеобразным кодом места. Переосмысление промышленных пространств для новых целей приводит к физическому вмешательству и зависит от исторической, памятной и социальной значимости объекта. Степень вмешательства в существующую структуру зависит от состояния конструктивных элементов адаптируемых промышленных объектов и позиции в отношении сохранения культурного наследия [12]. Исторические промышленные комплексы чаще всего обеспечены транспортными связями, различными ресурсами и имеют определенную градообразующую структуру. Таким образом, пространственная реорганизация промышленной архитектуры в музейные комплексы, деловые центры, зрелищные сооружения, библиотеки, образовательные учреждения, торговые комплексы и гостиницы является экономически привлекательной и целесообразной.
«Manufaktura» (г. Лодзь, Польша).
Одним из ярчайших примеров таких преобразований является проект ревитализации текстильных фабрик Израиля Познаньского и Карла Шейблера, превратившийся в многофункциональный торгово-развлекательный комплекс «Manufaktura» в Польском городе Лодзь. В конце XIX – начале XX веков этот комплекс считался одним из самых крупных в Европе, и когда в 1992 году фабрика закрылась, по сути, вымер целый квартал. Многие не верили в успех проекта по возрождению этого места. Но уже в 2006 году на территории бывшего текстильного комплекса, который включал в себя ткацкую фабрику, отделочный цех, электростанцию и здание пожарной части, открылся культурно-развлекательный центр «Manufaktura» (рис. 1а).
Союз архитекторов из бюро «Virgile&Stone» и «Sud Architectes» создал поразительный проект ревитализации, который стал одним из любимых мест для отдыха жителей города Лодзь. В структуру «Manufaktura» входит более 250 магазинов, отель, музеи, центр науки и лаборатории, планетарий, театр звука, 3D-кинотеатр, а также открытая площадь для проведения различных спортивных и художественных мероприятий. С 2017 года это место официально называется Rynek Włókniarek ódzkie [13]. Возрождение этого постиндустриального пространства является удачным сочетанием истории и современности. Бывшие фабричные здания были тщательно отремонтированы с сохранением характерных элементов промышленной архитектуры. Восстановлены монументальные ворота на ул. Ogrodowa, которые являются визитной карточкой «Manufaktura», башни лестничных маршей, а исторические кирпичные фасады интересным образом контрастируют со стеклянным фасадом входа в главное здание торгового центра (рис. 1б). В интерьерах самого большого ткацкого корпуса, приспособленного под дизайн-отель, удачным образом соединены исторические детали с современными элементами. На первом этаже сохранились своды Монье и металлические балки, но при этом в центральной части отеля был создан атриум с мягкой цветной подсветкой [14]. Архитекторы не упустили возможность использовать большие пространства фабричных помещений. Например, довольно большой зал для танцев можно превратить в камерный, передвинув перегородки. Номера дизайн-отеля размещены там, где раньше стояли ткацкие станки. «Manufaktura» является отличным примером ревитализации постиндустриальной архитектуры, соединяя в себе бережное сохранение истории места и современный подход к функциональному использованию промышленных корпусов.
Рис. 1. Ревитализация «Manufaktura», г.Лодзь, Польша [13]
В России адаптивное повторное использование бывших промышленных комплексов только набирает обороты. У многих городов в нашей стране есть огромный потенциал для создания интересных проектов перепрофилирования. Многие объекты находятся в заброшенном, убыточном состоянии в ожидании своих потенциальных инвесторов, при этом очевидно, что их влияние на прилегающую территорию может быть очень положительным. Из удачных российских примеров ревитализации можно сказать о таких проектах как дизайн-квартал «Флакон», «Винзавод» в Москве и «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге.
«Винзавод» и «Флакон» (г. Москва, Россия).
Как и зарубежные примеры повторной адаптации, Дизайн-квартал «Флакон» и центр современного искусства «Винзавод» представляют собой креативные кластеры, которые переросли в целые районы, благодаря постоянному взаимодействию с посетителями и созданию живой творческой атмосферы.
Центр современного искусства «Винзавод» (рис. 2 а, б) является одним из первых российских проектов адаптации и самым большим в частном секторе центром современного искусства. Он расположен на территории бывшего московского комбината виноградных и десертных вин – пивоваренного завода «Московская Бавария». Зарождение фабрики начинается в начале XIX века, и уже в 1840-х годах это фабрика была второй по величине в Москве. История предприятия весьма плодотворна, и в советское время комбинат лишь расширил ассортимент выпускаемых вин. Но в конце XX века комбинат закрыл свое производство, и в 2007 году на территории завода открылся Центр современного искусства «Винзавод». По замыслу архитектора А. Бродского этот лофт-проект представляет собой комплекс из семи промышленных корпусов конца XIX века. В четырех из них располагаются главные выставочные пространства, которые сохранили традиционное историческое название винного комбината: «Цех красного», «Цех белого», «Бродильный цех» и «Большое винохранилище» [15]. На территории «Винзавода» собраны все направления современной культуры. В одном пространстве для широкой аудитории существуют творческие мастерские и различные арт-пространства, на территории которых проводятся художественные мастер-классы, образовательные программы и различные мероприятия.
Дизайн-квартал «Флакон» (рис. 3 а) также является отличным примером повторного адаптирования столичной промышленной архитектуры. На протяжении 150 лет бывший хрустальный завод имени Калинина производил флаконы для духов, а с 2009 года стал творческой площадкой для креативной индустрии в Москве [16]. В процессе адаптации были сохранены исторический облик зданий из красного кирпича и символичное название. Это уникальное место, на территории которого идеально сосуществуют выставочный центр, коворкинг-зона, дизайн-студии, архитектурные бюро, рекламные агентства и арт-кафе. Так же комплекс включает в себя три специализированных площадки для проведения мероприятий: «The Cube», двухуровневое пространство со сценой «Кафедра» и третья площадка, которая используется для небольших мероприятий.
Собрав в себе различные направления современного искусства и культуры в одном пространстве, эти площадки, открытые для широкой аудитории, поддерживают актуальное российское искусство и создают комфортную среду для его развития (рис. 3 б).
Ко второй группе объектов адаптивного повторного использования относятся работы с решением фронтальной композиции промышленной архитектуры. Такие проекты представляют собой связующее звено между историческим районом и современным подходом к решению фасада, утратившего свой облик. Они экономически привлекательны для редевелопмента, а также пользуются популярностью среди современных музеев и коворкинг-пространств. Использование существующего объекта позволяет избежать проблем с поиском нового места для возведения здания, затрат на новое строительство, эффективно снижает количество новых материалов, используемых во время строительства, что несет экономическую, экологическую и социальную пользу. Здание уже содержит в себе воплощенную энергию. Моделирование процессов современной адаптации положительным образом отражается на экономической и социальной жизни города. Яркими примерами являются Музей современного искусства «Moderna museet» в Стокгольме (рис. 4), «Верфь 1862» в Шанхае (рис. 5), отель Wythe в Нью-Йорке, скалолазный зал «Allez UP» в Монреале, «Даниловская мануфактура 1867» (рис. 6) и «Красная Роза 1875» в Москве.
На территории заброшенных построек бывшей электростанции, недалеко от центрального вокзала города Мальмё, расположился филиал знаменитого Музея современного искусства Стокгольма «Moderna museet». Уникальная индустриальная архитектура бывшего машинного зала с полуцилиндическим сводом и нарядными торцевыми фасадами, построенного в 1901 г., стала идеальным местом для демонстрации искусства великих художников [18].
Рис. 2. Центр современного искусства «Винзавод», г. Москва, Россия. [15, 18]
Рис. 3. Дизайн-квартал «Флакон», г. Москва, Россия: а) пресс-служба дизайн-завода «Флакон»;
б) Иванов И. [16]
Проект музея был разработан архитекторами стокгольмского бюро «Tham & Videgård», которые знамениты своим нестандартным подходом в решении архитектурных задач. Изюминкой «Moderna museet» в Мальмё стала оригинальная оболочка, которая представляет собой лаконичный оранжевый куб с перфорацией, вписанный между старинными зданиями электростанции, построенными в стиле неоренессанса (рис. 4 а). Адаптация пространства закончилась в 2009 году и существенно не повлияла на внутреннюю структуру помещений, их лишь объединили с помощью новых частей. Просторный выставочный зал, расположенный в бывшем машинном корпусе, стал главным украшением внутренних пространств музея. Здесь выставлены коллекции выдающихся скульпторов, фотографов и художников XX и XXI веков. В коллекцию музея входят шедевры величайших художников, таких, как В. Кандинский, А. Матисс, С. Дали, П. Пикассо и другие. В ярком кубе, ставшем символом нового музея, расположены кафе и магазин. Несмотря на то, что «Moderna museet» в Мальмё является филиалом столичного музея в Стокгольме, их выставочная политика является полностью независимой [19]. В просторных залах музея проходят выставки от классического модернизма до экспериментальных работ современных художников. Также, помимо выставочной деятельности, музей проводит образовательные программы, направленные на знакомство жителей региона с современным искусством (рис. 4 б). Замысел музея в объединении XX и XXI вв. отразился не только в экспозициях, но и в самой архитектуре музея.
Рис. 4. Музей современного искусства «Moderna museet», г.Стокгольм, Швеция (Фото: Аke E:son Lindman) [19] «Moderna museet» (г. Мальмё, Швеция).
«Верфь 1862» (г. Шанхай, Китай).
Еще один проект рефункционализации бывшего промышленного комплекса разработала компания Кенго Кума в 2018 году. Архитекторы превратили шанхайскую верфь на берегу реки Хуанпу в многофункциональный комплекс, который получил название «Верфь 1862» (рис. 5 а). Сюда вошли выставочный зал с театром и коммерческими помещениями. В процессе повторной адаптации была сохранена структурная целостность здания с огромными внутренними пространствами, в которых когда-то размещались крупномасштабные суда, и добавлены новые архитектурные решения в процессе восстановления фасада верфи [20]. Чтобы сохранить целостность здания, на северном фасаде была восстановлена оригинальная кирпичная кладка, южный фасад был полностью разрушен, а восстановленный западный фасад был покрыт перфорированным кирпичом. Кенго Кума разработал пиксельную градиентную кирпичную систему, которая соединяет север и юг, отражая уникальный восстановленный выветренный кирпич и является напоминанием о том, чего уже не существует. Большие глиняные кирпичи с градацией красного цвета, подвешенные на стальных тросах, постепенно теряют свою проницаемость к прозрачному южному фасаду. В этом проекте большое значение уделяется именно материальности, как способу передачи информации и исторической значимости места (рис. 5 б). В интерьере используется пустое пространство, чтобы подчеркнуть вертикальность и монументальность сооружения. Внутреннее пространство бывшей верфи представляет собой пятиэтажный атриум с востока на запад, соединяющий два меньших атриума с севера на юг, которые служат связующим звеном между городом и набережной Хуанпу. Этот подход усугубляет сомасштабность между человеком и монументальным зданием верфи. Внутри сохранены оригинальные колонны и балки, и представлены как ядро пространства, а сохранившиеся воздуховоды интегрированы в общую инфраструктуру здания. В этом проекте используются промышленные материалы, такие, как панели из оксидированной стали, пенобетон и сетка из нержавеющей стали, которые создают диалог с исторической структурой верфи [21].
Автор акцентирует внимание на том, что каждое здание имеет свою уникальную структуру, которая его определяет, и проводит параллель между повторным раскрытием материальности здания и адаптивным использованием бывшей промышленной архитектуры. Этот проект является синтезом современного подхода к сохранению исторической значимости места и отражает одну из главных идей архитектора Кенго Кума, которая заключается в том, что каждая архитектура имеет свою уникальную структуру, которая ее идентифицирует.
Рис. 5. «Верфь 1862», г. Шанхай, Китай (Фото: а) Julien Lanoo; б) Erieta Attali) [20]
«Даниловская мануфактура 1867» (г. Москва, Россия).
Один из самых интересных отечественных проектов повторного использования заброшенных комплексов фабричной архитектуры можно увидеть в Москве.
«Даниловская мануфактура 1867» - проект, который бережно соединил историю места и новую жизнь. История Даниловской мануфактуры насыщена различными событиями, свойственным многим мануфактурам нашей страны (рис. 6 а). От зарождения предприятия, взлета и развития производства в индустриальный период и до кризисных моментов во время национализации. Эта мануфактура представляет собой интересный пример перестройки спустя годы запустения. В 2006 году девелоперская компания «KR Properties» вместе с архитекторами мастерской «Сити-Арх» в рамках московской программы реорганизации промышленных территорий реконструировала старые цеха под новые офисы делового квартала в лофт-стиле. Классический вид цехов времен «промышленной революции» был сохранен архитекторами, а также восстановлены проемы и разбивка стен, которые соединили корпуса современными стеклянными переходами. Фасады зданий были тщательно отреставрированы, но при этом доработаны стеклянными коробами с лестницами и металлическими деталями. Сегодня «Даниловская мануфактура» представляет собой успешный бизнес-квартал с апартаментами и отлично развитой инфраструктурой, которая свойственна многим фабричным комплексам, построенным в XIX веке. На территории современной мануфактуры расположились кафе, магазины, модное заведение Mary Jane, салон красоты и первый в Москве лофт-отель Azimut. Основной дизайнерской идеей было создание расширенной пешеходной зоны и улучшения качества среды, в результате чего появилась открытая галерея с шоурумами за сплошным витражным остеклением. Несущие конструкции мануфактуры были сохранены, демонтированы лишь внутренние перегородки и кровля, взамен возведены новые перекрытия и мансардный этаж. Стальные массивные двутавры являются ключевым дизайнерским элементом, прошедшим через весь проект [22]. Их роль в процессе реставрации здания в стилистической поддержке оказалась не менее важна, как роль несущего элемента. Двутавровая балка стала символом проекта, тем самым напоминая об исторической принадлежности здания к промышленной архитектуре (рис. 6 б). Это место стало дружелюбной творческой платформой для различных медиакомпаний и арт-студий.
Рис. 6. «Даниловская мануфактура 1867», г. Москва, Россия (Фото: © Сити-Арх) [22]
Третья группа проектов основывается на взаимосвязи между дизайном и адаптивностью пространства с преимущественным восприятием изнутри. Они сочетают в себе сохранение исторической структуры фасада и современные элементы в решении адаптации интерьеров. Здесь промышленная архитектура выступает как подлинный источник информации о развитии культуры и социума. Такой подход применим в случае работы с объектами культурного наследия, что приводит к определенным ограничениям в выборе функционального назначения бывших фабрик и заводов. Но в то же время это позволяет сохранить аутентичность места и не разрушать взаимосвязь с окружающей средой. Просторные интерьеры бывших промышленных корпусов и складских помещений становятся новым домом для творческих мастерских, спортивных и образовательных центров. К таким проектам можно отнести отель «Whitworth Locke» на территории бывшей хлопковой фабрики в Манчестере, коворкинг-пространство вместо заброшенного склада в Барселоне, многофункциональный офис в цехе бывшего машиностроительного завода Burckhardt в Базеле (рис. 7), офисы компаний «Boti'n Foundation» в Мадриде и «Hayden Place» в Калвер Сити (рис. 8), а также «Севкабель» Порт (рис. 9) в Санкт-Петербурге.
Говоря об адаптивном использовании промышленных комплексов, нельзя не сказать об архитектуре Англии, так как она является родоначальником промышленной революции.
Рис. 7. «The Forge Offices», г. Лондон, Великобритания (Фото: Алан Уильямс) [23]
«The Forge Offices» – проект архитектурной студии «Emrys Architects» – представляет собой современное вмешательство в историческую атмосферу бывшего металлургического завода «Millwall», построенного в XIX веке в период расцвета судостроительного производства в Англии (рис. 7 а). В 2017 году здесь разместились выставочное пространство «Craft Central» и новая штаб-квартира благотворительной организации, которая занимается продвижением мастеров в области ремесел и предоставляет для них доступные студийные помещения. Главной идеей этого дизайн-проекта было возвращение производства на остров «Собачий», который исторически был связан с производственной отраслью. Доминантой современной адаптации бывшего завода является отдельно стоящая двухэтажная модульная деревянная конструкция, которую можно адаптировать для различных размеров студий, максимально наполненных естественным освещением (рис. 7 б). Она не касается оригинального здания, тем самым сохраняет его историческую ценность и целостность, что позволяет одновременно сосуществовать прошлому и настоящему в одном пространстве. Использование березовой фанеры и оцинкованной стали как части палитры промышленных материалов дополняет исторический язык бывшего металлургического завода. В структуру входит ряд автономных студий для творческих профессионалов, которые хотят иногда где-то работать, а не присутствовать в офисе полный рабочий день. Одновременно с творческими предприятиями, реализуются общественные программы ремесленных мастерских, а в конференц-залах проводятся различные выставки и мероприятия.
Расширяя используемое пространство за счет больших исторических окон и позволяя ему «общаться» с прохожими, «Craft Centra» сделал его центром внимания местного сообщества [23]. Новое наполнение возрождает историю промышленной архитектуры, подчеркивая наследие и характер главного здания, и возвращает его к жизни в современном использовании.
Рис. 8. «Hayden Place», г. Калвер Сити, Калифорния (Фото: Cuningham Group):
а) открытый план этажа; б) рабочие станции и галерея [26]
Офис «Hayden Place» (г. Калвер Сити, Калифорния).
«Без барьеров стен или кабинок творчество и сотрудничество свободно текут через Хайден Плейс», – сказала младший директор Вероника Стерлинг [25]. Рабочая среда «Hayden Place» приветствует социальное взаимодействие и способствует развитию творческой энергии, необходимой для достижения целей Cuningham Group. В «Hayden Place» также предусмотрены зона галереи на открытой площадке для обмена творческими идеями с клиентами.
Деревянная конструкция, расположенная в виде ламелей и существующая как тематический намек на близлежащую пригородную линию «Expo Rail», представляет собой скульптурный туннель, в котором расположены конференц-залы, и создает визуальную связь между стеклянными фасадами в передней и задней части офиса (рис. 8 а, б).
Для многих сотрудников поездки на работу также являются экологически чистыми, так как они добираются на работу на велосипеде. «Мы находимся недалеко от велосипедной дорожки Баллона-Крик и остановок Expo Light Rail, поэтому Hayden Place позволяет сотрудникам легко воспользоваться альтернативными вариантами транспорта», – сказал Стерлинг. «Многие из нас ездят на велосипедах или добираются до работы общественным транспортом. Близость к этим возможностям позволяет легко вести экологически чистый образ жизни в офисе и за его пределами» [26].
«Севкабель» Порт (г. Санкт-Петербург, Россия).
Проект адаптации заводских корпусов «Севкабель» порта охватывает огромную территорию бывшего кабельного завода на Васильевском острове в г. Санкт-Петербурге. Здесь в 2017 году началась реконструкция зданий, которая тщательным образом сохраняет историческую ценность промышленной архитектуры (рис. 9 а). Когда речь идет об объектах культурного наследия, для их современного использования стоит помнить об их статусе сохранности, который во многом ограничивает возможности архитекторов и инвесторов.
Рис. 9. «Севкабель» Порт, г. Санкт-Петербург, Россия (Фото: Архитектурное бюро «Хвоя»)
Мануфактура немецкой компании «Siemens & Halske» была построена в 1879 году. Основная деятельность заключалась в строительстве телеграфных линий, освещении электричеством улиц города, дворцов, пассажей и театров. После национализации в 1918 году мануфактура была переименована в «Северный кабельный завод», а затем и в «Севкабель». Деятельность завода была направлена на электрификацию отечественных городов и сыграла одну из важнейших ролей в истории советской индустриализации. В 2001 году здание заводоуправления, а также котельная с трубой и ворота были включены в список вновь выявленных объектов культурного наследия [27].
До недавнего времени промышленная территория была закрыта для простых посетителей, но теперь порт «Севкабель» стал культурно-деловым пространством и одним из любимых мест гостей и жителей г. Санкт-Петербурга. Особенностью адаптируемой территории является модернизация завода, на участке которого можно увидеть наслоение исторических промышленных корпусов разных стилей. Здесь можно увидеть дореволюционные краснокирпичные здания, соседствующие с огромным бетонным корпусом советского периода. Архитектурные решения разрабатывало петербургское бюро «Хвоя», которое старалось радикально не вмешиваться в существующие пространства, чтобы не нарушать характер места и сохранить как можно больше исторических артефактов (рис. 9 б). Смелый ход предприняли современные художники в рамках фестиваля «Present Perfect», оформив муралами стены цеха, тем самым оживив атмосферу порта [28]. В помещениях сохранены некоторые станки и кабельные катушки, которые являются своеобразной памятью места. Благоустройство территории завода еще продолжается, но уже сейчас в заводских корпусах «Севкабель» порта проводятся различные мероприятия, выставки, фестивали и концерты.
Выводы.
1. Проекты повторного использования и рефункционализации бывших промышленных зданий оживляют не только их внутреннюю структуру, но и прилегающую территорию. Многие из этих проектов восстанавливают специфику места, элементы первоначальной структуры, а также возрождают интерес к богатому историческому прошлому района. В некоторых случаях существующие материалы переработаны и включены в реконструкцию, что позволяет сэкономить деньги и одновременно сохранить исторические элементы. Возрождение и обновление заброшенной промышленной архитектуры с новым функциональным наполнением приносят обществу больше рабочих мест, новые творческие пространства, офисы, магазины и рестораны. Такие объекты могут стать как своеобразными достопримечательностями, знаковыми местами, привлекательными для туристов и местных жителей, так и многоцелевыми комплексами, повышающими удобство проживания в своем районе.
2. Отечественный и зарубежный опыт перепрофилирования заброшенных промышленных объектов показывает необходимость в адаптации такой архитектуры к современным нуждам и потребностям общества. Многообразие объемно-планировочных решений показывают творческую многогранность и целесообразность повторного использования старых зданий. Изучение накопленного опыта направлено на поиск новых решений повторного использования и разработку методики рефункционализации устаревших промышленных объектов
1. Гвоздецкий В.Л. Индустриальное развитие Российской Империи (1861-1917 гг.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.portal-slovo.ru/impressionism/36299.php (дата обращения: 10.04.2020).
2. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историко-экономическое исследование. Т. I. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. СПб.: Изд. О. Н. Поповой, 1900. 561 с.
3. Зильберт А.Э. Планировка промышленной территории // Проблемы архитектуры: Сборник материалов. 1936. Т.1, № 2. С. 7-38.
4. Антипов И., Варгазин Б. Проблема детали в архитектуре промышленного ансамбля // Проблемы архитектуры: Сборник материалов. 1936. Т.1, № 2. С. 111-128.
5. Бабенко Г.В. Социально-экономические реалии и перспективы развития исторических центров российских городов и методическое обеспечение решения данной задачи // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. 2013. № 9. С. 241-245.
6. Чадович А.А. Сохранение или снос? Компромисс! [Электронный ресурс]. URL: https://marhi.ru/AMIT/2013/1kvart13/chadovich/chadovich.pdf (дата обращения: 23.08.2020).
7. Шеин В.В. Направления трансформации реконструируемых промышленных зданий на примере объектов Южного федерального округа // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2018. № 9. С. 62-67.
8. University of Washington. «Adaptive Reuse Principles», South Lake Union Background and Draft Options for Urban Center Plan. [Электронный ресурс]. URL: http://courses.washington.edu/wcstudio/SLU/7-AdaptiveReuseSection.pdf (дата обращения: 07.11.2019).
9. Gause J.A., Hoch B.M., Macomber J.D., Rose J.F.P. New Uses for Obsolete Buildings. Urban Land Institute. Washington, DC: Urban Land Institute, 1996. 178 p.
10. Kostic A., Kekovic A., Stankovic D., Turnsek B., Tanic M. Adaptive reuse of industrial heritage-case of the textile factory “Kosta Stamenkovic” in Serbia // Architecture. Construction. Education. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/325444641_Adaptive_reuse_of_industrial_heritage-case_of_the_textile_factory_Kosta_Stamenkovic_in_Serbia (дата обращения: 28.11.2019).
11. Золотых М.А. Реновация промышленных зон в современных условиях города // StudArctic forum. 2017. № 2 (6). [Электронный ресурс]. URL: http://saf.petrsu.ru/journal/article.php?id=1183 (дата обращения: 23.08.2020).
12. Bloszies C. Foreword by Hugh Hardy. Old Buildings, New Design. Architectural transformations. Princeton Architectural Press. New York. 2012. 247 p.
13. Официальный сайт «Manufaktura». [Электронный ресурс]. URL: https://www.manufaktura.com/site/479/powstanie-manufaktury/rewitalizacja (дата обращения: 13.01.2019).
14. Цимер А. Фабрики Лодзи: вчера и сегодня. [Электронный ресурс]. URL: https://culture.pl/ru/article/fabriki-lodzi-vchera-i-segodnya (дата обращения: 15.01.2019).
15. Официальный сайт «Винзавод». [Электронный ресурс]. URL: http://www.winzavod.ru/residents/places// (дата обращения: 23.04.2019).
16. Официальный сайт «Флакон». [Электронный ресурс]. URL: https://flacon.ru// (дата обращения: 29.04.2019).
17. Официальный сайт «Винзавод». [Электронный ресурс]. URL: http://www.winzavod.ru/news/novye-molodye-v-novoy-teryakovke-dar-vinzavoda/ (дата обращения: 23.04.2019).
18. Официальный сайт «Moderna Museet Malmo». [Электронный ресурс]. URL: https://www.modernamuseet.se/malmo/en/category/moderna-museet-malmo-2/ (дата обращения: 17.04.2020).
19. Archdaily: Moderna Museet Malmo - Tham & Videgard Arkitekter. [Электронный ресурс]. URL: https://www.archdaily.com/55428/moderna-museet-malmo-tham-videgard-arkitekter (дата обращения: 17.04.2020).
20. Architonic: Project by Kengo Kuma «Shipyard 1862». [Электронный ресурс]. URL: https://www.architonic.com/en/project/kengo-kuma-shipyard-1862/5106177 (дата обращения: 21.04.2020).
21. Leardi L. Kengo Kuma transforms Shanghai Shipyard into multi-use complex. [Электронный ресурс]. URL: https://www.archdaily.com/889132/kengo-kuma-transforms-shanghai-shipyard-into-multi-use-complex (дата обращения: 21.04.2020).
22. Archi.ru: Реконструкция фабрики «Даниловская мануфактура» под деловой центр LOFT (корпус «Мещерина»). [Электронный ресурс]. URL: https://archi.ru/projects/russia/8979/rekonstrukciya-fabriki-danilovskaya-manufaktura-pod-delovoi-centr-loft-korpus-mescherina (дата обращения: 23.04.2019).
23. Archdaily: The Forge Offices and Exhibition Space - Emrys Architects. [Электронный ресурс]. URL: https://www.archdaily.com/922922/the-forge-offices-and-exhibition-space-emrys-architects (дата обращения: 23.04.2020).
24. Официальный сайт «Cuningham group». Office Conversion, LEED Gold Pending. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cuningham.com/portfolio/8665-hayden-place/ (дата обращения: 19.10.2020).
25. Feichtner A.D. Hayden Place Makes Culver City Greener. [Электронный ресурс]. URL: https://www.workdesign.com/2013/06/hayden-place-makes-culver-city-greener/ (дата обращения: 19.10.2020).
26. Meinhold B. Hayden Place is a Sustainable Office for the Cuningham Group in Culver City. [Электронный ресурс]. URL: https://inhabitat.com/hayden-place-is-a-sustainable-office-for-the-cuningham-group-in-culver-city/ (дата обращения: 25.10.2020).
27. Citywalls: Кабельный завод АО «Сименс и Гальске». Завод «Севкабель». [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house12377.html (дата обращения: 09.09.2020).
28. Иорданов С. «Порт Севкабель»: Новая жизнь после открытия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village.ru/city/city-guide/326053-port-sevkabel-2-0 (дата обращения: 19.10.2020)