ИССЛЕДОВАНИЕ БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО СО СТАБИЛИЗИРУЮЩИМИ ДОБАВКАМИ МЕТОДАМИ ИНФРАКРАСНОЙ СПЕКТРОСКОПИИ И РЕНТГЕНОСПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Увеличение объемов щебеночно-мастичного асфальтобетона, применяемого в верхних слоях покрытий автомобильных дорог, требует разработки эффективных стабилизирующих добавок, обеспечивающих однородность асфальтобетонной смеси в период кратковременного хранения и транспортировки, а также улучшение свойств асфальтобетона. К числу таких добавок можно отнести комплексную стабилизирующую добавку следующего состава: 90 % целлюлозные волокна из макулатуры, 5 % резиновый порошок, 5 % вязкий нефтяной битум марки БНД 90/130. В данной статье приведены результаты исследования битума с добавкой «Viatop 66» и комплексной целлюлозосодержащей стабилизирующей добавкой (КСД). С помощью метода ИК-Фурье спектроскопии получены графические данные, в результате анализа которых установлено, что взаимодействие стабилизирующих добавок для щебеночно-мастичного асфальтобетона с битумом приводит к появлению дополнительных полос поглощения, характерных для ароматических соединений (СН, бензольного кольца), серосодержащих функциональных групп S=O st, R-SO-R, R-SO-OH, R-SO2-R, C=S st, а также для групп С-О-Н. Рентгеноспектральный анализ подтвердил наличие дополнительных серосодержащих спектров в составе стабилизирующих добавок. Установлено, что в зависимости от химического состава стабилизирующих добавок, физико-механические характеристики битумного вяжущего и полученного асфальтобетона изменяются.

Ключевые слова:
асфальтобетон, щебеночно-мастичный асфальтобетон, стабилизирующая добавка, инфракрасная спектроскопия, битум
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В настоящее время одним из самых распространённых материалов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог является щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Свою популярность он получил за счёт высоких прочностных характеристик, которые позволяют сделать такой материал наиболее долговечным. Примечательно то, что в отличие от традиционных асфальтобетонов в составе ЩМА присутствуют стабилизирующие добавки, основная задача которых предотвратить расслоение смеси в период кратковременного хранения и укладки асфальтобетона. Авторами в данной работе было изучено влияние стабилизирующих добавок на битум БНД 90/130 с помощь ИК-Фурье спектроскопии и рентгеноспектрального анализа. Битумы представляют собой сложную смесь высокомолекулярных углеводородов нефтяного происхождения, в том числе парафиновых (CnH2n+2), нафтеновых (CnH2n), ароматических (CnH2n-6) рядов, а также их производных, содержащих кислород, серу, азот и комплексные соединения металлов. Введение стабилизирующих добавок различной природы и химического состава позволит модифицировать битум, улучшая его реологические характеристики [1-10].

Методика. Для проведения качественного и количественного фазового анализа был применён метод ИК-Фурье спектроскопии на приборе «Nicolet iS10». Метод инфракрасной спектроскопии является универсальным физико-химическим методом, который применяется в исследовании структурных особенностей различных органических и неорганических соединений. Метод основан на явлении поглощения группами атомов испытуемого объекта электромагнитных излучений в инфракрасном диапазоне. Поглощение связано с возбуждением молекулярных колебаний квантами инфракрасного света. При облучении молекулы инфракрасным излучением поглощаются только те кванты, частоты которых соответствуют частотам валентных, деформационных колебаний молекул. Достоинства ИК-Фурье спектрометра: высокое отношение сигнал - шум, возможность работы в широком диапазоне длин волн без смены диспергирующего элемента, быстрая регистрация спектра, высокая разрешающая способность до 0,001 см-1.

Результатом исследования является зависимость интенсивности рассеянного излучения от угла рассеяния [11]. Исследование проводилось на образцах: №1 Битум БНД 90/130; № 2 Битум БНД 90/130 + «Viatop 66»; № 3 Битум БНД 90/130 + КСД. ИК спектры соединений регистрировали в диапазоне 4000-400 см-1 (рис. 1). Обработку результатов исследования проводили с помощью программного комплекса «OMNIC».

Подготовка образцов исследования проводилась следующим образом: из заранее подготовленных образцов № 1, № 2, № 3 была отобрана средняя проба битума. Данные пробы тщательно перемешивались с порошком KBr в соотношении 1:100, после чего помещались в ИК-Фурье спектрофотометр «Nicolet iS10», с помощью которого была произведена запись ИК спектров всех образцов.

Основная часть. Результаты ИК-Фурье спектроскопии образцов № 1, № 2, № 3 приведены на рис. 1.

 

Рис. 1.  ИК спектры образцов: № 1 Битум БНД 90/130; № 2 Битум БНД 90/130 + «Viatop 66»;

№ 3 Битум БНД 90/130 + КСД

 

 

При расшифровке полученных ИК-спектров на рис. 1, установлено, что в области 4000 – 400 см-1, за исключением пиков, входящих в интервалы от 1700 до 1500 см-1, от 1000 до 500 см-1, присутствуют характерные для битумов интенсивные полосы в области 2852 и 2921 см-1 (валентные колебания СН в группах СН2, свиде­тельствующие о значительном количестве предельных углеводородов, битумов, парафинов, масел [13-15]. Анализ приведенных спектров указывает на повышенное содержание в модифицированном битуме высокомолекулярных асфальтенов с некоторым увеличением структурирующих смол.

Поэтому для идентификации ИК спектров битума БНД 90/130, битума БНД 90/130 + «Viatop 66» и битума БНД 90/130 + КСД была выбрана область «отпечатков пальцев» 1800-400 см-1, так как основные отличительные особенности расположения пиков поглощения, их относительная интенсивность находятся в данном интервале. Для удобства идентификации полос поглощения эта область была разбита на два интервала от 1800 до 1200 см-1 (рис. 2а) и от 1200 до 600 см-1 (рис. 2б).

Отличительные признаки ИК-спектров образцов битума БНД 90/130, битума БНД 90/130 + «Viatop 66» и битума БНД 90/130 + КСД в области «отпечатков пальцев» приведены в табл. 1.

Анализ полученных данных (рис. 2а) позволил установить, что в области поглощения от 1750 до 1640 см-1 имеются отличия по распределению пиков поглощения и их относительной интенсивности во всех образцах. В данной области у образца № 1 имеются полосы поглощения 1697,12 см-1 и 1603,64 см-1, 1304,66 см-1. У образца № 2 отмечаются полосы поглощения 1695,67 см-1 и 1668,05 см-1, 1312,87 см-1 с некоторым смещением от образца № 1, а также дополнительные полосы поглощения 1538,76 см-1 и 1504,45 см-1 характерные для «Viatop 66». У образца № 3 имеются полосы поглощения 1697,03 см-1, 1600,25 см-1, 1310,59 см-1 с некоторым смещением от образца № 1, а также дополнительные полосы поглощения, характерные для КСД 1702,54 см-1, 1673,73 см-1, 1659,72 см-1, 1650,24 см-1, 1558,64 см-1, 1537,52 см-1, 1503,3 см-1, 1261,31 см-1.

 

а

б

Рис. 2. ИК спектры: №1 Битум БНД 90/130; №2 Битум БНД 90/130 + «Viatop 66»; №3 Битум БНД 90/130 + КСД. а) области поглощения спектров 1800 – 1200 см-1, б) области поглощения спектров 1200 – 600 см-1

 

 

Таблица 1

Отличительные признаки ИК-спектров полос поглощения образцов № 1-3

 

№ п/п

Полосы поглощения

Структурные фрагменты

Волновые числа, см-1

1

 

Для кетонов

α, β непредельные C=C-CO

1695–1660

арилалкилкетоны Ar-CO-Alk

1700–1680

диарилкетоны Ar-CO-Aк

1170–1660

β-Дикетоны Енольная форма -СО-С=С-ОН

1640–1535

2

Для карбоновых кислот

Кислоты с Н-связями

1680–1650

Карбоксилатанионы

1650–1550

3

Для сложных эфиров

-COH=CHCOOR 

1655–1635

4

Для альдегидов

α, β, - непредельные

C=C-CHO

1705–1685

Сопряженные полиеновые С=С-С=С

1680–1660

Ароматические

1715–1695

5

Для ароматических соединений

Монозамещенные

770–730, 710–690

1,2-замещенные

770–735

1,4- и 1,2,3,4- замещенные

860–800

1,2,3 замещенные

800–770, 720–685

6

Для серосодержащих
функциональных групп

S=O st

1225–980

R-SO-R

1060–1015

R-SO-OH

~1100

R-SO2-R

1170–1110

C=S st

1100–1020, 1070–1000

7

Для других колебаний, связанных с группой
С-О-Н

R-O-H

750–650

 

В области 1200-600 см-1 присутствуют полосы поглощения, характерные для ароматических соединений, внеплоскостные деформационные колебания С-Н в области 1000-650 см-1:

В области 1200-400 см-1 для образца № 1 имеются следующие характерные полосы поглощения: 1032,81 см-1, 964,54 см-1, 870,12 см-1, 814,56 см-1, 744,35 см-1, 722,06 см-1. У образца № 2 имеются полосы поглощения, характерные для битумов в области 1032,81 см-1, 964,54 см-1, 870,12 см-1, 813,29 см-1, 745,56 см-1, 721,88 см-1, а также дополнительные полосы поглощения, характерные для «Viatop 66» - 1076,30 см-1. У образца № 3 имеются полосы поглощения, характерные для битумов в области 1033,66 см-1, 969,66 см-1, 867,25 см-1, 812,82 см-1, 745,31 см-1, 721,48 см-1, а также имеются дополнительные полосы поглощения: 1165,13 см-1, 1180,80 см-1, 1072,51 см-1, 1057,70 см-1, 920,14 см-1, 875,49 см-1, 783,69 см-1, 678,88 см-1, 660,49 см-1, 647,77 см-1. Для удобства сравнения полос поглощения результаты представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Характерные и дополнительные полосы поглощения в образцах № 1-3

 

№ п/п

Область поглощения, см-1

Образцы

Характерные полосы

поглощения, см-1

Дополнительные полосы
поглощения, см-1

1

1800–1200

Битум БНД 90/130

1697,12; 1603,64; 1304,66

Битум БНД 90/130 + «Viatop 66»

1695,67; 1668,05; 1312,87

1538,76; 1504,45

Битум БНД 90/130 + КСД

1697,03; 1600,25; 1310,59

1702,54; 1673,73; 1659,72; 1650,24; 1558,64; 1537,52; 1503,3; 1261,31

2

1200–600

Битум БНД 90/130

1032,81; 964,54; 870,12; 814,56; 744,35; 722,06

-

Битум БНД 90/130 + «Viatop 66»

1032,81; 964,54; 870,12; 813,29; 745,56; 721,88

1076,30

Битум БНД 90/130 + КСД

1033,66; 969,66; 867,25; 812,82; 745,31; 721,48

1165,13; 1180,80; 1072,51; 1057,70; 920,14; 875,49; 783,69; 678,88; 660,49; 647,77   

 

а

б

Рис. 3. Рентгеноспектральный анализ. а – волокно СД «Viatop 66», б – волокно КСД

 

Таким образом, в образцах № 2 и № 3 дополнительно, в отличие от образца № 1, появились полосы поглощения характерные для ароматических соединений С=Н группа, серосодержащих функциональных групп S=O st, R-SO-R, R-SO-OH, R-SO2-R, C=S st а также для групп С-О-Н. Также установлено, что в битуме с КСД происходит большое образование сероорганических соединений (табл. 2). Таким образом, можно предположить, что данное увеличение вызвано наличием в составе КСД резинового порошка, который при взаимодействии с битумом образует химические связи, представленные в табл. 1.

Для подтверждения данной гипотезы были проведены исследования волокон стабилизирующих добавок «Viatoр 66» и КСД методом рентгеноспектрального анализа. Результаты исследования приведены на рис. 3. Полученные данные, в результате исследования химического состава «Viatop 66» и КСД методом рентгено­спектрального анализа, согласуются с результатами, полученными методом инфракрасной спектроскопии на наличие серосодержащих соединений. Острота пиков на рис. 3а и рис. 3б характеризует наличие химических элементов в составе добавок. Таким образом, установлено, что в КСД по сравнению с «Viatop 66» значительно преобладает сера (S).

Для определения влияния и зависимостей стабилизирующих добавок «Viatop 66» и КСД на структурно-механические свойства битума до и после кратковременного старения применялись стандартные методы исследования, описанные в ГОСТ 22245-90, 11505-75, 11506-73, 11501-78, 33140-2014. Результаты исследований приведены в табл. 3.

 

Таблица 3

Структурно-механические свойства битума с добавками до и после кратковременного старения

Вид добавки

в битуме

Глубина проникания иглы, мм

Растяжимость, см

Температура размягчения, оС

Температура хрупкости, оС

Старение

Старение

Старение

Старение

до

после

до

после

до

после

до

после

Битум БНД 90/130

121

118

98

92

45,1

42,1

–25,0

–22,7

Битум БНД 90/130
 + 0,4 % КСД

96

93

74

71

46,5

44,8

–27,4

–30,3

Битум БНД 90/130
 + 0,4 % Viatop 66

91

86

71

67

49,0

47,6

–26,5

–25,7

 

Установлено, что после кратковременного старения в битуме с КСД расширяется интервал пластичности с 73,3 до 75,1. Полученные данные коррелируются с результатами пенетрации и растяжимости битума, где на 7,5 % выше глубина проникания иглы и на 5,6 % растяжимость, в сравнении с битумом, содержащем добавку «Viatop 66». Рациональное сочетание компонентов добавки приводит к образованию сероорганических соединений, набуханию волокон, повышению эластичности системы и устойчивости к старению, обеспечивая повышение прочности асфальтобетона и снижение чувствительности к температурным воздействиям, предотвращая образование микротрещин. Таким образом, можно утверждать, что сочетание целлюлозного волокна и резинового порошка модифицирует битум, увеличивая его реологические свойства.

Изучение физико-механических характеристик щебеночно-мастичного асфальтобетона с добавками «Viatop 66» и КСД выполнялось стандартными методами по ГОСТ 12801-98 и 31015-2002 путём испытания образцов-цилиндров в возрасте 1 суток. Результаты исследований приведены в табл. 4.

 

Таблица 4

Физико-механических свойства ЩМА с добавками «Viatop 66» и КСД

 

Наименование показателя

Ед. изм.

Требования ГОСТ 31015-2002

Свойства ЩМА с добавкой

Viatop 66

КСД

Предел прочности при сжатии при температуре, 0 °С

МПа

-

8,42

7,64

Предел прочности при сжатии при температуре, 20 °С

МПа

не менее 2,2

2,5

2,9

Предел прочности при сжатии при температуре, 50 °С

МПа

не менее 0,65

1,5

1,7

Предел прочности на растяжение при расколе, 0 °С

МПа

не менее 2,5 не более 6,0

3,2

3,3

Водонасыщение

%

от 1,0 до 4,0

1,8

1,6

Стекание органического вяжущего

%

не более 0,2

0,14

0,12

Коэффициент внутреннего трения

 

не менее 0,93

0,94

0,95

Сцепление при сдвиге

 

не менее 0,18

0,28

0,31

 

Установлено, что введение КСД в ЩМА приводит к увеличению физико-механических свойств асфальтобетона по сравнению с «Viatop 66»: на 13 % повышается прочность при 20 °С; на 10 % прочность при 50 °С; на 10 % увеличивается сцепление при сдвиге; на 25 % снижается стекание вяжущего. Увеличение прочностных характеристик ЩМА обусловлено наличием резинового порошка в дисперсной среде асфальтобетона, который образует дополнительные эластичные центры, адсорбирующие и удерживающие битум в межзерновом пространстве ЩМА.

Выводы. При введении КСД в битум образуется полосы поглощения различной интенсивности (1165,13 см-1; 1180,80 см-1; 1072,51 см-1; 1057,70 см-1; 920,14 см-1; 875,49 см-1; 783,69 см-1; 678,88 см-1; 660,49 см-1; 647,77 см-1), характерные для данной добавки. Наличие такого количества полос обусловлено присутствием в составе КСД резинового порошка, который при взаимодействии с битумом образует ароматические и сероорганические соединения за счёт частичного растворения частиц резинового порошка в битуме.

Рентгеноспектральный микроанализ подтверждает данные ИК-Фурье спектроскопии на предмет наличия сероорганических соединений в битуме с добавкой КСД.

Введение стабилизирующих добавок в битум приводит к образованию дополнительных химических связей, что улучшает качество битума и щебеночно-мастичного асфальтобетона.

Установлено, что при введении КСД в битум происходят изменения структурно-механических свойств битума: вязкость повышается на 21,2 %, температура размягчения повышается на 6 %, температуры хрупкости снижении на 10 %, расширяется интервал пластичности вяжущего на 13,7 %.

Список литературы

1. Костин В.И. Щебеночно-мастичный асфальтобетон для дорожных покрытий // Нижний Новгород: НГАСУ. 2009. 67 с.

2. Кирюхин Г.Н., Смирнов Е.А. Покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона. М.: ООО «Издательство "Элит"». 2009. 176 с.

3. Мухаметханов А.М., Нугманов О.К., Гаврилов В.И. Способ получения стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 6. С. 204-210.

4. Ястремский Д.А., Абайдуллина Т.Н., Пахомов И.А. Изучение влияния вида и типа стабилизирующих добавок в ЩМА смесях // Сборник материалов XV научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов, соискателей и магистрантов ТюмГАСУ. - Т.I. Тюмень: РИО ТюмГАСУ. 2015 г. С. 213-218.

5. Ястремский Д.А., Чепур П.В., Абайдуллина Т.Н. Численное моделирование напряженно-деформированного состояния дорожного покрытия из ЩМА с применением стабилизирующей добавки «Армидон» // Фундаментальные исследования. 2016. № 7-2. С. 277-281.

6. Superpave Mixes. Asphalt concrete Institute of Superpav series No. 2 (SP-2), printing house. 1996. 117 p.

7. Herren K.H., Erhard H., Hoggenmuller F., Kast O. Splittmastixasphalt // LEITFADEN. Deutscher Asphaltverband (DAV). 27 р.

8. Emery J., Woodman C., Burlie R. Stone Mastic Asphalt Technology for Urban Pavements. // XIII IRF World Meeting, Toronto, Ontario, Canada. 1997.

9. NAPA (National Asphalt Pavement Association) Designing and Constructing SMA Mixtures - State of the Practice. QIP 122. 1999.

10. Louay N. Mahammad., Zheng Z. Tan., Baoshan Huang. Fundamental Properties of SMA and CMHB Mixes // Proceedings BCRA'98, Norway. 1998.

11. Васильев А.В., Гриненко Е.В., Щукин А.О., Федулина Т.Г. Инфракрасная спектроскопия органических и природных соединений: Учебное пособие. СПб.: СПбГЛТА. 2007. 54 с.

12. Анисимова Н.А. Идентификация органических соединений: учебное пособие // ГорноАлтайск: РИО ГАГУ. 2009. 95 с.

13. Абдрафикова И.М., Каюкова Г.П., Вандюкова И.И. Исследование состава асфальтенов и продуктов их фракционирования методом ИК Фурье спектроскопии // Вестник Казанского технологического института. 2011. №49. С. 179-183.

14. Гладких, В.А. Сероасфальтобетон, модифицированный комплексной добавкой на основе серы и нейтрализаторов эмиссии токсичных газов: дис… канд. техн, наук. М., 2016. 220 с.

15. Аюпов Д.А., Потапова Л.И., Мурафа A.B., Фахрутдинова В.Х., Хакимуллин Ю.Н., Хозин В.Г. Исследование особенностей взаимодействия битумов с полимерами // Известия КазГАСУ. Казань. 2011. № 1 (15). С. 140-145.


Войти или Создать
* Забыли пароль?