ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ МОРСКИХ ПАССАЖИРСКИХ ТЕРМИНАЛОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области развития транспортной инфраструктуры является модернизация морской портовой инфраструктуры России, создание современных конкурентоспособных транспортно-пересадочных узлов и других архитектурных объектов со сложной функционально-планировочной структурой. Данная статья посвящена изучению особенностей функционально-технологических решений современных морских пассажирских терминалов и требованиям к их решениям с учетом интересов потребителей, в том числе маломобильных групп населения. Приведена функциональная схема пассажирского здания морского порта, виды операций предрейсовой подготовки пассажиров. Показано, что эффективное решение задач по оптимизации функционально-технологических и архитектурно-планировочных решений морских пассажирских терминалов возможно с применением современных ИТ-решений и технологий по обслуживанию пассажиров. С позиции системного подхода задачи оптимизации функционально-технологических решений направлены на достижение качества архитектурной среды и являются задачами математического программирования.

Ключевые слова:
транспортно-пересадочный узел, морской пассажирский терминал, архитектурный объект, функционально-технологические решения, архитектурно- планировочные решения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Введение. На общероссийском уровне с октября 2018 г. на период до 2024 г. реализуется Национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации 30 сентября 2018 года № 2101-р). План включает 11 федеральных проектов, направленных на расширение и модернизацию как транспортной, так и энергетической инфраструктуры страны и регионов. Реализация Комплексного плана направлена на развитие транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг», расширение и модернизацию транспортной инфраструктуры авиационного, автодорожного, железнодорожного, морского и речного сообщения, а также обеспечение доступной электроэнергией и повышение связности регионов России. Развитие и модернизация сети основных видов транспортной системы России затрагивает актуальные вопросы функционально-технологических решений транспортно-пересадочных узлов и транспортно-пересадочных комплексов, развития сети объектов водных видов транспорта.

Согласно стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года [1], разработанной ФГУП «Росморпорт», среди важных направлений развития инфраструктуры для обеспечения пассажироперевозок является создание новых и модернизация существующих морских пассажирских терминалов.

Теоретическим и практическим аспектам формирования системы различных вокзальных комплексов и транспортно-пересадочных узлов посвящены работы ряда авторов [2–7]. Новейшим подходам к дизайну городских улиц и общественных пространств, их проектированию на основе последних достижений архитектуры посвящено издание [8]. Организации иерархической структуры коммуникационного каркаса градостроительных систем в рамках системной методологии посвящена работа [9]. Проблемы организации транспортного обслуживания инвалидов в городах и вопросы формирования безбарьерной архитектурной среды изложены в публикациях [10, 11].

Различным аспектам организации современных морских вокзальных комплексов посвящены работы Корольковой А.В. [12, 13]. Вопросы формирования среды портов и портовых сооружений изложены в работах [14, 15]. Аспектам использования моделирования в исследовании операционных процессов обслуживания пассажиров в морском пассажирском терминале посвящены исследования [16, 17]. Вопросы параметрической оптимизации функциональных и планировочных решений архитектурных объектов на основе системного подхода отражены в работе [18]. Современным условиям создания комфортного архитектурного средового пространства и микроклимата посвящены публикации [19, 20].

Анализ научных публикаций позволяет придти к выводу о том, что в настоящее время в архитектурно-градостроительной теории и практике нет единого подхода к трактовке архитектурных объектов со сложной функционально-технологической схемой, которыми являются пассажирские терминалы, как подсистем многоуровневой иерархической транспортной системы. Сложность функциональных процессов в аспекте цифрового и технологического развития требует системного мышления и системного подхода в вопросах формирования и модернизации   современных транспортно-пересадочных узлов и терминалов, что и определило цель данного исследования.

Материалы и методы. Объектом данного исследования являются морские пассажирские терминалы как подсистема многоуровневой архитектурно-градостроительной системы транспортно-пересадочных узлов населенных мест. Предмет исследования: специфика функционально-технологической организации современных морских пассажирских терминалов.

Цель исследования: выявление и обоснование особенностей разработки функционально-технологических решений архитектурных объектов со сложной планировочной организацией на примере морских пассажирских терминалов. Методика исследования базируется на системном подходе применительно к целостным архитектурным объектам разных уровней иерархии.

Основная часть. Пассажирские терминалы представляют собой архитектурно-градостроительные объекты со сложной планировочной и технологической организацией. Следует выделить два основных варианта расположения морских терминалов в структуре города: в центральной его части и на периферии. Пассажирский район порта проектируют на обособленном участке акватории порта в изоляции от грузовых причалов.

Пассажирские терминалы классифицируют по виду обслуживаемых суден и программе маршрутов судов на: яхтные, круизные (по обслуживанию лайнеров или небольших круизных судов), паромные и контейнерные. По единовременной вместимости на: малые (до 700 чел.), средние (700–1500 чел.) и большие (от 1500 чел.). По сложности функциональных процессов в архитектурно-градостроительной практике различают одно- и многофункциональные морские пассажирские терминалы и комплексы [12, 13].

Согласно п. 5.7 норматива [21] пассажирские терминалы различают по специализации причалов для следующих видов водных транспортных средств:

– пассажирских водоизмещающих судов (катеров);

– грузопассажирских водоизмещающих судов (паромов);

– судов скоростных линий – с динамическими принципами движения (суда на воздушной подушке (СВП); суда на подводных крыльях (СПК); глиссирующие; суда на подводных крыльях с воздушным крылом; суда с искусственной каверной; суда с «воздушной смазкой» («морские сани»); экранопланы).

На рис. 1 представлена схема, отражающая структуру пассажирского терминала, согласно [21]. Компоновке зданий и сооружений терминала предшествует компоновка порта – разработка оптимального решения по взаимоувязке всех его элементов: территории, акватории, водных подходов и подъездов железнодорожного и автомобильного транспорта, обеспечивающего эффективное использование территории, районирование порта, выбор наиболее рациональной конфигурации причальной линии, компоновку терминалов; а также компоновку акватории порта с учетом существующих и намечаемых к строительству объектов инфраструктуры, перспективы развития порта.

Набережные, оборудованные устройствами для швартовки пассажирских судов (причальный фронт) сооружают в зависимости от условий местности в виде: а) открытого фронта; б) бассейнов (ковшовый тип); в) пирсов и комбинированного типа. Морские пассажирские терминалы могут включать следующие виды дополнительно используемого транспорта: общественный автобусный, железнодорожный и особые виды транспорта (канатная дорога, вертолет, монорельс и т.д.).

Достаточно широкий круг функционально-технических, градостроительных, экологических, социальных и художественно-эстетических требований влияет на формирование структуры и архитектурного облика транспортно-пересадочных узлов и зданий морских пассажирских терминалов, в частности. Архитектурно-планировочные и композиционные приемы организации объекта связаны с функционально-технологическими процессами в здании, на привокзальной площади и пирсе (перроне), организацией движения основных потоков пассажиров отправления и прибытия, очередностью совершаемых ими операций. Приемы организации пространства также зависят от характера операций, проводимых в здании вокзала, эксплуатационных характеристик терминала, определяемых рядом критериев:

– продолжительность операций для пассажиров;

уровень комфортности;

протяженность пешего пути пассажира от стоянок автотранспорта до места посадки на судне (и обратно);

организация безопасности движения;

пересечения технологических путей движения пассажиров (их наличие или отсутствие) [22].

 

Структура терминала

Рис. 1. Структурная схема пассажирского терминала

 

 

Следует обратить внимание на специфику организации работы морских пассажирских терминалов: технологический процесс, состоящий из рабочих процессов, операций и приемов, предполагает совокупность способов и средств, обеспечивающих выполнение функций, связанных с отправлением, прибытием или пересадкой пассажиров, таких как: специфика работы каждого подразделения терминала и четкая последовательность и оперативность выполнения процедур, в том числе операций таможенного, паспортного контроля, покупки билетов и перевозки багажа, функциональное размещение помещений и использование технических средств; организация средств безопасности как пассажиров прибытия и отправления, так и обслуживающего персонала с использованием эффективных механических и автоматизированных устройств, передовых методов выполнения операций [22].

При этом состав и планировочные решения помещений зданий морских портов имеют ряд особенностей, связанных с необходимостью выполнения таможенных и пограничных процедур в специальных помещениях [22, 23, 24]. Обслуживание пассажиров международных линий предполагает широкий набор помещений, которые целесообразно сгруппировать вокруг вестибюля или залов ожидания, сформировав операционные залы.

Таким образом, технологический процесс работы терминала содержит данные: о его производственной и технической характеристике; об организации следующих производственных процессов: продажа билетов, работа информационно-справочной службы, движение пассажиропотоков, работа багажного отделения и камер хранения ручной клади, а также о режиме уборки помещений терминала и пространства платформ; о слаженности работы подразделений вокзала, причалов, подъездных путей, перегрузочном оборудовании, служебно-вспомогательных зданий и сооружений; о культурно-бытовом обслуживании пассажиров.

Количество обслуживаемых пассажиров и расчетная вместимость (число одновременно находящихся в здании пассажиров в наиболее интенсивный час расчетных суток) влияют на определение размеров терминала. Объемно-планировочная структура терминала должна соответствовать ряду требований:

  1. потоки пассажиров прибытия и отправления и посетителей должны быть разделены;
  2. операционные устройства и помещения (билетные и багажные кассы, справочные бюро, камеры хранения, паспортного контроля и др.) формируют основные потоки движения пассажиров;
  3. залы ожидания для пассажиров, объекты общественного питания и торгово-бытового обслуживания необходимо приближать к основным потокам движения пассажиров;
  4. помещения длительного ожидания, комнаты матери и ребенка необходимо размещать вдали от шумных помещений и зон терминала, погрузочно-перегрузочных машин и оборудования;
  5. должны быть обеспечены удобства для работы и отдыха персонала терминала [24].

Архитектурно-планировочные схемы морских вокзальных комплексов и пассажирских терминалов могут быть представлены тремя видами компоновочных схем [12]: одноуровневые, двухуровневые, многоуровневые и многоуровневые многофункциональные.

В научной публикации [13] представлен вариант функционально-структурной схемы пассажирского терминала (рис. 2), содержащей требуемый технологически взаимосвязанный набор зон:

  • распределительная с основными операционными функциями;
  • обслуживания пассажиров с дополнительными функциями;
  • регистрации;
  • ожидания;
  • прибытия;
  • таможенного контроля;
  • административная;
  • эксплуатационно- техническая;
  • многофункционального пространства.

 

 

Технологическая схема

Рис. 2. Функциональная схема пассажирского здания морского порта

 

 

Состав помещений пассажирского здания терминала определяют основные виды обслуживания пассажиров отправления и прибытия: билетные кассы, залы ожидания, камеры хранения багажа и ручной клади, информационно-справочное бюро, помещения паспортного и таможенного контроля, а также дополнительного обслуживания: объекты торговли и общественного питания (буфет, кафе, ресторан), медицинский пункт, почтовое отделение, парикмахерские, банкоматы, киоски, санитарные помещения, курительные; при соблюдении ряда требований: удобство навигации пассажиропотоков; своевременность регистрации; эффективность досмотра и обработки багажа; быстрая посадка на борт.

Следует отметить, что поведение и мотивация групп потоков пассажиров и отдельно идущего человека различны [17]. Важное значение для пассажиров отправления, особенно для маломобильных групп населения, имеет последовательность размещения операционных помещений, определяющих функцию терминала, начиная от входа в здание: вестибюль, информационный центр, билетные и багажные кассы, камеры хранения, зона регистрации, зал ожидания. Наиболее удобные и короткие пути выхода к остановкам общественного транспорта вне помещений вокзала, без пересечения потоков пассажиров отправления актуальны для пассажиров прибытия. Решению данных задач способствуют современные технологии и оборудование.

На рис. 3 приведены примеры организации отдельных операций в обслуживании пассажиров. Применение современного оборудования, ИТ—решения позволяют увеличить скорость обслуживания при регистрации пассажиров на сравнительно небольших площадях и снизить эксплуатационные расходы оператора терминала. Снижению нагрузки до 50 % на зоны регистрации способствует прохождение регистрации в пунктах пропуска автомобилей. Деление регистрации по группам пассажиров уменьшает очередь на регистрации и сокращает время обслуживания. Обслуживание пассажиров после регистрации предусматривает таможенное оформление, досмотр безопасности и пограничный контроль, оборудование которых включает кабину паспортного контроля или автоматический турникет паспортного контроля.

 

 

Регистрация и сдача багажа

Рис. 3. Операции предрейсовой подготовки пассажиров

 

Предрейсовая подготовка предшествует и обеспечивает посадку пассажирам через телескопический трап на палубу. Багаж со стоек регистрации проходит таможенную проверку на интроскопе и загрузку в грузовой трюм судна. Прибывающие пассажиры получают багаж на карусели в зале выдачи багажа.

Планировку здания пассажирского терминала следует разрабатывать универсальной и гибкой, позволяющей вносить изменения в размеры и планировку помещений при совершенствовании технологического процесса обслуживания пассажиропотоков. При определении площади основных помещений пассажирского здания учитывают расчетную вместимость, нормы площади, установленные на одного пассажира, расстановку и габаритные размеры оборудования, требуемые проходы и т.п. [22, 24].

В пассажирском здании терминала следует предусмотреть:

  • группа основных операционных помещений (вестибюль, информационный центр, операционные залы, зоны регистрации, залы ожидания, комнаты матери и ребенка);
  • группы пассажирских помещений вспомогательного назначения (почта–телеграф, рестораны, кафе-буфеты, торговые киоски);
  • административно-служебные помещения (служба безопасности, кабинеты администрации, диспетчерские, лоцманские, комнаты дежурных по вокзалу, инженерно-технические помещения и др.);
  • подсобно-технические помещения (котельные, бойлерные, трансфер).

Согласно [22] вестибюли могут быть запроектированы как распределительные зоны, операционно-кассовые залы, или комбинированные, компактно и удобно связанные с залами ожидания и обладающие достаточной для накопления пассажиров отправления площадью. Вблизи входа в основное распределительное пространство целесообразно размещение информационно-справочного бюро, оборудованного телефоном, радио другими средствами связи, информационные стенды, щиты, содержащие информацию по обслуживанию пассажиров.

Различают два основных приема компоновки билетных касс: открытый (банковского типа) или групповой (закрытые кабины встроенного типа). Между осями касс предусматривают расстояние 2,0 м, перед кассами – свободную зону накопления пассажиров глубиной не менее 3,0–4,0 м. Кассы оборудуют диспетчерской связью и билетопечатающими устройствами. Технологически для работы билетных касс необходимы служебные помещения: комната отдыха кассиров, комната старшего кассира. По направлению движения потока пассажиров отправления, в зале целесообразно размещение автоматов по продаже билетов и билетопечатающего оборудования. При определении расположения билетных и багажных касс, камеры хранения имеет значение расчет фронт билетных касс и фронт приема и выдачи ручной клади и багажа.

Багажные кассы целесообразно размещать вблизи мест хранения ручного багажа. Камеры хранения ручной клади при этом проектируют с учетом доступа и удобного пользования пассажирами двух маршрутов: как прибытия, так и отправления. Для объемного и тяжелого багажа багажные отделения располагают с учетом удобных подъездов электрокаров, автокар, тележек и автотранспорта. Размеры багажных помещений устанавливают исходя из условий технологических процессов и удобства комплектования, сортировки, погрузки–выгрузки багажа, почтовых, складских и других подобных операций с учетом оборудования специальными устройствами для механизации погрузо-разгрузочных работ.

Зал ожидания примыкает к вестибюлю и желательно располагать в стороне от движения пассажиропотоков, при организации удобной связи с рестораном (кафе, буфетом) и выходами на перрон (пирс). Пассажирские залы разрабатывают с учетом схем пассажирского потока. Смежно с залами ожидания располагают непроходные залы ресторана, кафе, столовых-закусочных или буфетов, подсобные помещения которых проектируют, предусматривая отдельный вход для доставки продуктов, и вывоза тары и отходов. Состав и площади помещений объектов общественного питания принимают с учетом пропускной способности терминала, контингента пассажиров, принятых видов питания, габаритов и вариантов расстановки оборудования и мебели.

Операционный зал и зал ожидания допустимо объединять при использовании стационарных или мобильных рекламных стендов, торговых модулей, секционной мебели, ландшафтных композиций и других приемов зонирования пространства интерьера. Непосредственно в зале ожидания или в зале, примыкающем к нему, располагают торговые киоски для продажи минеральной воды, кофе, чая, бутербродов, книг, газет и журналов, кондитерских и аптекарских товаров, сувениров. Возможно устройство залов для просмотра кинофильмов и телепередач, лекционные и читательские залы. Вблизи залов ожидания возможно размещение парикмахерской с подсобными помещениями, помещения для срочного ремонта обуви, одежды, часов, заправки авторучек и других помещений бытового обслуживания пассажиров.

Медицинский пункт следует проектировать с входами со стороны пирса. Комната матери и ребенка включает ряд помещений: приемную, спальни, столовую, комнату для игр, санитарный узел. В пассажирском здании порта комнаты длительного отдыха пассажиров размещают изолированно от шумных помещений и основных потоков пассажиров.

Связанные с обслуживанием пассажиров административные помещения целесообразно приближать к залам ожидания и вестибюлю; другие служебно-технические и административные помещения здания вокзала необходимо располагать компактно. Группу служебных помещений проектируют с отдельным входом. Диспетчерскую размещают с возможно более полным обозрением пирса; помещение дежурного проектируют в одном уровне с площадками пассажирского пирса.

В пассажирском здании проектируют раздельные санитарные узлы (женские и мужские), располагая их без непосредственного выхода в операционные залы. Габариты помещений санитарных узлов принимают согласно норматива [25]. Санитарные узлы оборудуют умывальниками, могут быть предусмотрены душевые кабины размером 1,0×2,0 м. Смежно с санитарными узлами располагают непроходные курительные комнаты (одна или несколько).

Бытовые помещения для работников следует располагать обособленно от основных пассажирских помещений. Вспомогательные сооружения (гараж малой механизации, трансформаторные подстанции, насосные, вентиляционные устройства и т.п.) целесообразно проектировать встроенными.

Высоту этажа залов пассажирского здания и зала ресторана принимают от 3,6 м (желательно, не менее 4,8 м) с учетом вместимости залов и объемно-планировочной структуры здания. Минимальную высоту помещений в свету (от пола до низа выступающих конструкций перекрытия или покрытия) принимают [24]:

  • для надземных и подземных пассажирских помещений, залов – не менее 3,3 м;
  • для залов с машинными системами кондиционирования воздуха – не менее 4,5 м;
  • для остальных надземных помещений пассажирского здания, включая технические, – не менее 2,5 м.

Нормами проектирования [24] рекомендовано проектировать основные помещения для пассажиров с минимальным количеством опор, с возможностью вариабельности в зонировании внутреннего пространства, а при необходимости – реконструкции, расширения здания по вертикали (надстройка) или горизонтали (достройка). Применение отдельных опор и светопрозрачных стеновых ограждений позволяет создать необходимую обозреваемость операционных залов с площади морского вокзала, а также видимость пирса из залов ожидания и помещений технологического назначения. Применение светопрозрачных ограждений должно удовлетворять требованиям защиты от шума извне.

Для обслуживания групп маломобильного населения целесообразно объединение операционных залов и залов для ожидания в единое пространство, исключая необходимость передвижения таких пассажиров по вертикали. Для перемещения пассажиров-инвалидов при незначительных перепадах уровней между залами устраивают пандусы, либо лестницы дублируют подъемниками. Пространственные ориентиры и система визуальных коммуникаций, предназначенных как для пассажиров, так и персонала, в том числе в помощь инвалидам различных категорий, позволяет определить рациональные пути перемещения в здании вокзала и на территории терминала.

С целью удобства обслуживания маломобильных пассажиров, группу основных операционных помещений (вестибюли кассовые залы, багажные отделения и др.) целесообразно компоновать со стороны привокзальной площади. Торговые киоски, почтовые отделения следует размещать вблизи основных пассажирских помещений. В основных операционных помещениях пассажирского здания для инвалидов необходимо предусмотреть: организацию свободного пространства перед кассами и автоматами для продажи билетов и другими устройствами с целью создания возможности маневрирования инвалида на кресле-коляске при большом скоплении пассажиров; устройство окошек касс, киосков, камер хранения ручной клади и другого оборудования на высоте 0,8 м от уровня пола. Зоны перед справочными бюро, билетными кассами, ограниченные стойками с поручнями и с проходом, необходимо предусматривать с возможностью проезда инвалида на кресле-коляске после обслуживания предыдущего клиента [24, 25].

Залы ожидания должны быть обеспечены зонами для размещения инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках (2,1 м2 на одно место) [25]. С этой целью часть диванов или скамей в залах ожидания размещают на расстоянии друг от друга более или равно 2,7 м. На главных пешеходных путях следует устраивать движущиеся дорожки (траволаторы), тротуары. С целью повышения оперативности и механизации процесса перемещения багажа, особенно в зоне таможенного контроля, целесообразно применение транспортеров и других механизированных устройств. Для маломобильных пассажиров необходимо устройство лифтов, подъемников.

Места общего пользования необходимо обозначать специальными знаками или символами доступности: оборудованные для передвижения инвалидов входы в здание и помещения, наличие переходов через транспортные коммуникации, подъемников, общественные санузлы и т.д. В пассажирском здании терминала важную роль играет звуковое оповещение (централизованное, локальное), особенно для инвалидов с дефектами зрения [9, 10, 25]. Системы средств информации, предназначенные для пассажиров с ограниченными возможностями должны быть комплексными: визуальными, звуковыми и тактильными.

Выводы

1. Разработка технологических решений современных архитектурно-градостроительных объектов со сложной функционально-планировочной структурой связана с эффективным распределением материально-технических, социальных, природных ресурсов и должна отвечать требованиям безопасности и энергетической эффективности технологических процессов при одновременном компактном объемно-планировочном решении объекта. Функционально-технологические решения морских пассажирских терминалов с учетом интересов потребителей должны отвечать требованиям:

  • социального назначения (адресность услуг, в том числе для маломобильных групп населения с установлением режима оказания услуг);
  • разделения пассажиропотоков с целью обеспечения непрерывного движения;
  • точности и своевременности исполнения операций;
  • безопасности и охраны окружающей среды;
  • беспрепятственной ориентации в среде терминала, пассажирских причалов и внутри здания вокзала; информативности пространства, наличию понятной навигации и доступности обслуживающих помещений по ходу движения пассажиров;
  • композиционной целостности и гармоничности архитектурного облика интерьера и экстерьера).

При этом определение категории обслуживаемых пассажиров задает состав и площадь основных помещений, последовательность их размещения, специфику и очередность технологических операций, принципиальное архитектурно-пространственное решение здания.

2. Функционально-технологические решения лежат в основе задач по оптимизации параметров объекта проектирования как малого масштаба, так и задач уровня управления развитием и функционированием крупных архитектурно-градостроительных объектов, которыми являются многофункциональные транспортно-пересадочные узлы. По своему содержанию задачи оптимизации функционально-технологических и архитектурно-планировочных решений с точки зрения математической постановки являются задачами математического программирования.

3. Решающими этапами в процессе оптимизации функционально-технологических и планировочных решений являются: этап научных разработок и обоснований, а также этап вариантного проектирования. Данные этапы направлены на достижение качества архитектурной среды. На каждом этапе оптимизация должна осуществляться на основе ограничений, с учетом их функционально-динамического характера, то есть – на базе применения системного подхода и разработки динамических моделей архитектурных систем.

 

Список литературы

1. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. Одобрена на совещании членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (протокол от 28 сентября 2012 г. № 2(18)). [Электронный ресурс]. М.: ФГУП «Росморпорт», 2013. 190 с. URL: http://rosmorport.ru/media/File/State-Private_Partnership/strategy_2030.pdf (дата обращения: 20.11.2019).

2. Агасьянц А.А. Сеть автомобильных магистралей в крупнейших городах: транспортно-градостроительные проблемы: монография. М.: МГСУ: АСВ, 2010. 248 с.

3. Азаренкова З.В. Транспортно-пересадочные узлы в планировке городов. М.: ОАО «Типография «Новости»», 2011. 96 с.

4. Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю., Дешев В.Ю., Ройтман В.М., Лакутинова Е.П., Столярова М.Ю., Егоров С.Ю., Петров А.В., Астафьев С.А., Брехунец А.А. Развитие и реконструкция социально-транспортной инфраструктуры мегаполиса. Надземные автомагистрали над железной дорогой: монография; под общ. ред. Ю. В. Алексеева. М.: АСВ, 2011. 328 с.

5. Правдин Н.В., Негрей В.Я., Подкопаев В.А. Взаимодействие различных видов транспорта: (примеры и расчеты). Под ред. Н.В. Правдина. М.: Транспорт, 1989. 208 с.

6. Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов. М.: АСВ, 2007. 288 с.

7. Теличенко В.И. Современные технологии комплексного освоения подземного пространства мегаполисов. М.: АСВ, 2010. 360 с.

8. Проектирование городских улиц: пер. с англ.: Н. Андреев. Сост.: Дж. Мелло и др.; NACTO М.: Альпина нон-фикшн: Городские проекты, 2015. 192 с.

9. Шевелев В.Г. Иерархическая структура коммуникационного каркаса градостроительных систем в рамках концепции демоэкологии // Вестник Воронежского ГАСУ. 2013. Вып. № 1 (29). С. 114-120.

10. Сафронов К.Э. Эффективность организации транспортного обслуживания инвалидов в городах. М.: АСВ, 2010. 208 с.

11. Тарасенко В.Н., Черныш Н.Д. Многокритериальность задачи формирования компетенций в сфере создания безбарьерной архитектурной среды // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. № 12. С. 76-79. DOI: https://doi.org/10.12737/22850 (дата обращения: 10.11.2019).

12. Королькова А.В. Принципы формирования архитектуры современных морских вокзальных комплексов [Электронный ресурс] // AMIT. 2017. №1 (38). С. 200-212. Режим доступа: URL: https://www.marhi.ru/AMIT/2017/1kvart17/korolkova/index.php

13. Котельникова А.В. Особенности развития архитектурно-планировочной организации морского вокзала [Электронный ресурс] // AMIT. 2016. №1 (34). С. 1-12. Режим доступа: URL: https://marhi.ru/AMIT/2016/1kvart16/kotel/abstract.php

14. Левачев С.Н., Корчагин Е.А., Пиляев С.И., Кантаржи И.Г., Шурухин Л.А. Порты и портовые сооружения [Электронный ресурс] М.: АСВ, 2015. 536 с. Режим доступа: URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785432300935.html

15. Смирнов Г.Н. Порты и портовые сооружения. М: АСВ, 2003. 464 с.

16. Майоров Н.Н. Методологический базис организации сети морских пассажирских перевозок // Вестник АГТУ. Сер.: Морская техника и технология. 2018. № 2. С. 28-37. doi:https://doi.org/10.24143/2073-15742018-2-28-37.

17. Майоров Н.Н., Фетисов В.А. Исследование операционных процессов обслуживания пассажиров в морском пассажирском терминале с использованием моделирования // Вестник ГУ Морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2016. Вып. 6 (40). С. 70-80. doi:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2016-8-6-70-80.

18. Vasilenko N.A. Parametric optimization of an architectural object's form as a method to improve its energy efficiency // IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 2018. Volume 463, Part 2. Article 032086. doi:https://doi.org/10.1088/1757-899X/552/1/012027.

19. Черныш Н.Д., Тарасенко В.Н. Современные условия создания комфортного архитектурного средового пространства // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2017. №. 1. С. 101-104. DOI: https://doi.org/10.12737/23737 (дата обращения: 10.11.2019).

20. Черныш Н.Д., Тарасенко В.Н. Микроклимат селитебной территории как многоком-понентная среда архитектурно-строительного проектирования // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2015. № 6. С. 57-61.

21. ГОСТ Р 55507-2013 Эксплуатация речных портов. Термины и определения. Дата введения 2014 07-01 [Электронный ресурс]. М.: Стандартинформ, 2014 URL: http://docs.cntd.ru/document/1200107593

22. СП 350.1326000.2018 Нормы технологического проектирования морских портов. М.: Стандартинформ, 2018. 218 с.

23. Постановление правительства Российской Федерации от 2.02.2005 № 50 О порядке применения средств и методов контроля на пограничных переходах [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12138677/paragraph/1371:0

24. МДС 32-1.2000. Рекомендации по проектированию вокзалов. М.: ГУП ЦПП, ЦНИИП градостроительства Госстроя России, 1998. 60 с.

25. СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 [Электронный ресурс]. М.: Минстрой России, 2017. URL: http://docs.cntd.ru/document/456033921.


Войти или Создать
* Забыли пароль?