ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА СМЕРЧЕЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТЕРМИНАЛОВ НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В России вопросу гидрометеорологической безопасности придается исключительное значение. Можно взять любое направление в отрасли и увидеть, что везде большую роль играет климатический погодный фактор. Роль экстремальных природных явлений в оценке риска эксплуатации морских терминалов нельзя не учитывать, так как частота и последствия бедствий, вызываемых экстремальными природными явлениями, резко увеличились за последнее столетие. В то же время увеличивается и воздействие бедствий, вызываемых техногенными угрозами. Такие события могут нарушать социальное, экономическое и экологическое равновесие в обществе на разных его уровнях. Проблема безопасности эксплуатации морских терминалов сложна в силу ее различных аспектов, одним из которых является тот факт, что морские терминалы, расположенные в смерчеопасных районах, таких, как Сочи, Туапсе и Новороссийск, могут быть подвержены их разрушительному действию.

Ключевые слова:
экстремальные явления, смерчи, прогноз, безопасность, мониторинг
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

 

Над Черным морем ежегодно и неоднократно формируются смерчи. За последние 5 лет над морем в 3–5 км от берега отмечалось 15 случаев с одним или несколькими смерчами, продолжительностью существования от нескольких минут до получаса.

Прогноз смерчей – это даже не методологическая проблема, а технологическая. Система мониторинга смерчей базируется на системе визуальных наблюдений сетью станций и постов, что практически позволяет определить только азимут перемещения смерча. На Черноморском побережье подготовку прогнозов о смерчевой опасности осуществляют Гидрометбюро Новороссийска. Специалистами накоплен значительный практический опыт, позволяющий прогнозировать условия, благоприятные для образования смерчей. Однако существующие подходы к прогнозу смерчей не позволяют определить время и место выхода их на сушу. Такой уровень прогнозирования смерчей не отвечает требованиям обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и инфраструктуры города и порта Новороссийск.  Оправдываемость штормовых предупреждений о смерчах составляет лишь 58%, а предупрежденность смерчей – 30-40 %. В связи с этим необходима разработка не только автоматизированной модели прогноза формирования микровихрей, в том числе смерчей, но и создание системы дистанционного мониторинга. Основными причинами недостаточной предупрежденности опасных явлений конвективного характера является дефицит исходной информации, а также недостаточность традиционных подходов для прогнозирования быстроразвивающихся локальных процессов. Повышение предупрежденности этих явлений может быть осуществимо в первую очередь путем развития систем инструментальных непрерывных (или учащенных) наблюдений за зонами активной конвекции, их перемещением и эволюцией. Детализация прогноза с указанием времени и места выхода смерча возможна только при наличии доплеровских локаторов. 

По основным сведениям наблюдений за погодой и смерчами, в частности, оценивает­ся сложившаяся обстановка и принимается решение, направленное на обеспечение безопасности объектов водного транспорта, которые могут стать потенциальными жертвами смерча и как следствие потенциальными источниками экологических катастроф [1].

К основным сведениям мониторинга смерчей относятся:

- наличие и количество в зоне катастрофического воздействия объектов водного транспорта, их состояние, местоположение и возможность оказания помощи в случае катастрофических воздействий;

- данные инженерного наблюдения в зоне катастрофического воздействия;

- метеорологическая обстановка в зоне катастрофического действия смерча и возмож­ность ее изменения в ходе мониторинга;

- максимально допустимая длительность проведения спаса­тельных работ для наиболее эффективной защиты объектов водного транспорта.

Для выработки эффективных и своевремен­ных мероприятий по снижению вредного воздей­ствия смерчей и других экстремальных природных явлений на морские терминалы необходимо обладать объектив­ной качественной и количественной информаци­ей о текущем состоянии окружающей среды и динамике его изменения. Такую информацию мо­гут дать дистанционные методы контроля и осо­бенно метод лазерного зондирования.

Мониторинг смерчей путем дистанционного лазерного зондирования дает возможность анализа и прогноза развития этих опасных явлений. Однако когда речь идет о морских терминалах, важен не только анализ и прогноз развития смерчей, но и их учет при эксплуатации. В связи с этим, встает вопрос о разработке рекомендаций по учету смерчей при эксплуатации морских терминалов, расположенных в смерчеопасных районах [2].

Смерчеопасность следует оценивать на основе данных о наличии предпосылок возникновения смерчей и об интенсивности выявленных их в районе расположения промышленного предприятия, определяемой с помощью лазерного зондирования. Выявленный смерч необходимо классифицировать по интенсивности, т.к. класс интенсивности определяет основные динамические параметры смерчевого вихря. Он устанавливается по F-шкале Фуджиты (таблица 1) на основе количественных и качественных описаний последствий прохождения смерча. [4].

На основании класса интенсивности определяются производные характеристики
смерчей – таблица 2.

                                                                                                                                      

 

Таблица 1

Классификация интенсивности смерча по F-шкале Фуджиты

Класс интенсивности смерча

Диапазон максимальных горизонтальных скоростей вращательного движения стенки смерча, м/с

Характер разрушений

0

До 33

Слабые повреждения. Некоторые повреждения труб и телевизионных антенн; сломанные ветки деревьев; поваленные деревья с неглубоко залегающими корнями.

1

33–49

Средние повреждения. Сорваны крыши; разбиты окна; перевернуты или передвинуты легкие автоприцепы; некоторые деревья вырваны с корнем или унесены; движущиеся автомобили снесены с дороги.

2

50–69

Значительные повреждения. Сорваны крыши каркасов домов (прочные вертикальные стены не разрушены); разрушены неустойчивые здания в сельских районах; разрушения жилые автоприцепы; крупные деревья вырваны с корнем или унесены; опрокинуты железнодорожные товарные вагоны; подняты в воздух легкие предметы; снесены автомобили с шоссе.

3

70–92

Серьезные повреждения. Сорваны крыши с каркасов домов и разрушена часть вертикальных стен; здания в сельской местности полностью разрушены; опрокинуты поезда; разорваны конструкции со стальной оболочкой типа ангаров или пакгаузов; автомобили отрывались от земли и подбрасывались в воздух; большинство деревьев в лесу вырваны с корнем, унесены или повалены на землю.

4

93–116

Опустошительные разрушения. Каркасы повалены на землю целиком, остались лишь груды обломков; стальные конструкции сильно разрушены, кора с деревьев содрана небольшими летящими обломками; автомобили или поезда отброшены на значительное расстояние; крупные летящие предметы в воздухе.

5

117–140

Потрясающие повреждения. Каркасы домов полностью сорваны с фундаментов; железобетонные конструкции сильно повреждены; в воздухе летящие предметы размером с автомобиль, могут возникать чрезвычайные явления.

6

141–330

(до скорости звука)

Невообразимые разрушения. Если случится смерч с максимальной скоростью ветра, превышающей класс 6, то степень и тип повреждений трудно предположить. Ряд летящих предметов, таких, как холодильники, водонагреватели, цистерны и автомобили, могут нанести серьезные вторичные повреждения конструкциям.

        Таблица 2

Диапазоны изменения основных характеристик смерчей

Класс интенсивности k

Максимальная горизонтальная скорость вращательного движения стенки смерча V, м/с

Поступательная скорость движения смерча U, м/с

Длина пути смерча L, км

Ширина пути смерча W, м

Перепад давления между периферией и центром воронки смерча Dp, ГПа

0

до 33

до 8

до 1,6

до 16

до 13

1

33 – 49

8 – 12

1,6 – 5

16 – 50

14 – 31

2

50 – 69

13 –17

5,1 – 16

51 – 160

32 – 60

3

70 – 92

18 – 23

16,1 – 50,9

161 – 509

61 - 104

4

93 – 116

24 – 29

51 – 160

510 – 1609

105 – 166

5

117 – 140

30 – 35

161 – 507

1610 – 5070

167 – 249

 

Далее определяется классификация по степени опасности. Предельные границы параметров, согласно которым осуществляется классификация по степени опасности:

I степень опасности – скорость ветра больше или равна 50 м/с; перепад давления больше или равен 3 кП; класс по шкале интенсивности соответствует F2 и выше; длина пути равна или более 5 км, а ширина пути равна или более 50 м.

II степень опасности –  скорость ветра менее 50 м/с; перепад давления меньше 3 кПа; класс по шкале интенсивности соответствует F1; длина пути менее 5 км, а ширина пути менее 50 м.

III степень опасности – скорость ветра меньше 35 м/с; перепад давления равен или меньше 1 кПа; класс по шкале интенсивности соответствует F0 и меньше F0; длина пути равна или меньше 1,6 км, а ширина пути равна или меньше 16 м [3].

После оценки производных характеристик смерчей необходимо приступить к оценке безопасности территории нефтяного терминала.

При наличии  параметров смерча следует выполнять оценку безопасности территории промышленного сооружения для оценки достаточности проектно-конструкторских решений и организационно-технических мероприятий на площадке промышленного сооружения.

При оценке смерчеопасности территории морского терминала следует учитывать:

– давление ветра, вызываемое прямым воздействием воздушного потока;

– давление, связанное с изменением поля атмосферного давления по мере прохождения смерча;

– ударные силы, вызываемые летящими предметами при прохождении смерча.

Максимальное расчетное значение ветрового давления при воздействии смерчей следует учитывать в виде векторной суммы максимальной горизонтальной скорости вращательного движения стенки смерча V и поступательной скорости движения смерча U. Определение ветрового давления при воздействии смерча проводится в соответствии с рекомендациями [6].

Для закрытых сооружений, где внутреннее давление остается равным атмосферному до прихода смерча, максимальное давление на сооружение в результате перепада давления при
r = 0 становится равным.

Для полностью открытых сооружений нагрузка от перепада давления принимается равной нулю. Для сооружений с проемами избыточное давление, действующее на наружные стены, определяется с учетом перепада давлений во внутренних помещениях сооружений при прохождении смерча.

При анализе параметров смерчеопасности территории промышленного сооружения следует учитывать, начиная с 3 класса интенсивности смерча, предметы, переносимые смерчем, в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ [5]:

– автомобиль массой 1800 кг;

200 мм бронебойный артиллерийский снаряд массой 125 кг;

– сплошная стальная сфера диаметром 2,5 см.

Площадь действия нагрузки принимается равной площади поперечного сечения предмета. Направление движения предмета при соударении с сооружением принимается наиболее неблагоприятным, т.е. перпендикулярным к наружной поверхности сооружения. Место соударения может быть произвольным, т.е. в любой точке на наружной поверхности сооружения.

В качестве ударной скорости при переносе смерчем предметов следует брать 35 % максимальной горизонтальной скорости вращательного движения стенки смерча V .

Максимальная суммарная нагрузка от смерча оценивается как сумма максимальных воздействий от давления ветра и от удара летящего предмета и половины максимального воздействия от перепада атмосферного давления [6].

Для выработки эффективных и своевремен­ных мероприятий по учету при строительстве и безопасной эксплуатации морских терминалов необходим постоянный мониторинг смерчей. Он должен включать в себя объектив­ную качественную и количественную информаци­ю о текущем состоянии окружающей среды и динамике ее изменения, которую мо­гут дать дистанционные методы контроля и осо­бенно метод лазерного зондирования.

 

Список литературы

1. Наливкин Д.В. Смерчи. М.: Наука, 1984. 112 с.

2. Туркин В.А. Туркин А.В.. Шеманин В.Г. Экологический Мониторинг припортовых акваторий с использованием лазерной системы. - Транспортное образование и наука. Опыт, проблемы, перспективы // Труды Научно-практической конференции. М: МИИТ, 2009. С. 6-8.

3. Гражданкин А.И., Лисанов М.В., Печеркин А.С., Сидоров В.И. Показатели и критерии опасности промышленных аварий//Безопасность труда в промышленности. 2003. №3. С.30-32

4. Переходцева Э.В. Объективный физико-статистический метод прогноза шквалов (20 м/с и более) на текущий день для европейской территории. Методические указания. - Москва, 1992.]. (Переходцева Э.В., Золин Л.В. Гидродинамико-cтатистический прогноз и экспертная система прогноза смерчей на Европейской территории России // Труды Гидрометцентра России. 2008. Вып. 342. С. 45-54

5. 50-SG-S11А. Учет экстремальных метеорологических явлений при выборе площадок АЭС (без учета тропических циклонов). Серия изданий по безопасности МАГАТЭ. № 50-SG-S11А. Вена, 1983.

6. Э. Симиу, Р. Сканлан. Воздействие ветра на здания и сооружения. М.: Стройиздат, 1984.


Войти или Создать
* Забыли пароль?