докторант с 01.01.2019 по 01.01.1922
Белгород, Белгородская область, Россия
сотрудник
Россия
сотрудник
Белгородская область, Россия
студент
Белгородская область, Россия
ВАК 05.02.2000 Машиностроение и машиноведение
ВАК 05.17.00 Химическая технология
УДК 69 Строительство. Строительные материалы. Строительно-монтажные работы
В статье излагаются результаты исследования аспектов персонификации объектов образования как общественных пространств. Акцентировано внимание на возрастающее значения общественных пространств для роста качества жизни и благосостояния социума. Выделены существующие формы проявления и организации общественных пространств. Определены методологическими причины необходимости персонификации объектов образования как общественных пространств. Выделены концепции организации общественных пространств в объектах образования: технократическая, социально-экономическая, экспертная, психологическая. Определен методологический базис персонификации объектов образования как общественных пространств: цель, основные задачи, требования. Авторами сформулирована гипотеза о метаморфизме объектов различного назначения в общественные пространства в зависимости от целевой ориентации развития общества, исследованы особенности данных свойств. На основе многовариантности восприятия общественного пространства авторами предложена классификация общественных пространств. Проанализированы эмпирические аспекты персонификация объектов образования как общественных пространств. Выделены критерии персонификации объектов образования как общественных пространств. Получены выводы, раскрывающие эмпирические аспекты персонификации объектов образования как общественных пространств.
эмпирические аспекты, персонификация объекта, объекты образования, общественное пространство, гипотеза метаморфизма.
Введение. Возрастающее осознание значения общественных пространств для роста качества жизни и благосостояния населения сопровождается повышением внимания к развитию форм проявления данного общественного явления. Эволюционные метаморфозы состояния и качественное развитие общественных пространств в современной социокультурной среде приводит к социально-экономическим сдвигами, переориентации общественных настроений и ценностей, позволяет управлять и переориентировать настроение общественной массы. На уровне психосоматического воздействия способствует решению структурных общественных проблем, восстанавливает общественное равновесие, задает мутационную направленность социально-культурному восприятию и формированию общественных ценностей. Современная теория и практика развития общественных пространств существенно различаются. В зависимости от применяемых инструментов, способов и методов развития общественных пространств, та или иная функциональная территория имеет шансы попасть как в группу высокоразвитых общественных пространств, так и в группу аутсайдеров и деградантов. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости эмпирической манипуляции при организации общественных пространств. Потребности и возможности в организации общественных пространств в пределах организаций образования одного и того же региона могут различаться в частности, потребности населения сельских районов будут отличаться от потребностей жителей городов, все это требует эмпирической персонификации объектов образования как общественных пространств.
Методология. В отечественной литературе проблема развития общественных пространств основывается на поиске адекватных инструментов, методов и объектов, и возможностей. Необходимо учитывать большое количество факторов, оказывающих влияние на состояние и возможность развития общественных пространств. Многие ученые пытаются сочетать статистические показатели и результаты социологических или экспертных опросов, оперировать различными критериями и индикаторами необходимости развития общественного пространства. Различные представления приводят к рассогласованности определения общественно значения организации общественного пространства в том числе и объектах образования.
Необходимость персонификации объектов образования как общественных пространств связана со следующими методологическими причинами: 1) влиянием объектов образования на качество жизни населения региона; 2) необходимостью создания персонифицированных общественных пространств; 3) оценкой эмпирической адекватности общественных пространств в объектах образования; 4) проблемами выбора оптимальных видов, принципов и критериев; 5) выработкой ключевых элементов организации общественных пространств в объектах образования;
6) адекватная оценка эффекта от мобилизации факторов общественного пространства в объектах образования; 8) необходимостью выбора оптимальных вариантов общественных пространств для объектов образования, адаптированных к перспективам и задачам в сфере образования.
В современной науке нашли проявление следующие концепции организации общественных пространств в объектах образования: 1) технократическая концепция – исходя из технической возможности и необходимости организации; 2) социально-экономическая концепция – соотношение затрат на организацию совокупного эффекта; 3) экспертная концепция – решение группой экспертов; 5) психологическая концепция – социальная интерпретация групповых представлений об организации общественного пространства.
Целью персонификации объектов образования как общественных пространств является отражение качественного состояния и критерием организации.
Основными задачами персонификации объектов образования как общественных пространств являются: 1) определение индикативных направлений; 2) преодоление разбалансированности; 3) формирование системных представлений по формации; 4) определение деформаций между целями и ресурсами; 5) формирование механизмов выделения приоритетных направлений.
Формирование механизма персонификации объектов образования как общественных пространств должно осуществляться с учетом следующих основных требований: 1) многообразие подходов организации общественного пространства, дающее возможность сопоставления различных вариантов с учетом целевых ориентиров развития; 2) осуществление непрерывного развития – осуществление корректировки общественного пространства, исходя из соответствия потребностей и социальных приоритетов; 3) отказ от формирования унифицированной модели общественного пространства в объектах образования; 4) ориентация на концептуальные основы образовательной политики. Сформированное на базе учета упомянутых требований общественное пространство будет нацелено на решение назревших проблем образования.
Основная часть. Понятие «общественное пространство» в сегодняшнем понимании для большинства обывателей представляется некоторой площадью, на которой сосредоточены различные элементы, позволяющие удовлетворить потребности человека в еде, развлечениях, отдыхе. Под настоящие определения сразу подходят торговые центры, парки, бульвары и скверы. Если с торговыми центрами ситуация в мире обстоит одинаково (множество ярких магазинов, объединенных сетью переходов, наличие парка аттракционов, кинотеатра и зоны фудкорта), то, касаемо остальных объектов, в России ситуация обстоит не лучшим образом. [1] Понятие «парка, сквера и бульвара» в России до не давнего времени ограничивалось размещением пары лишних скамеек, наличием малой архитектурной формы, например, фонтана, и наличие множества пешеходных дорожек. На рис. 1 представлены примеры «парков» в России и в Европе.
|
|
Парк Эль-Ретиро, Мадрид, Испания |
Парк Даманского острова, Ярославль, Россия |
Рис. 1. Примеры парков, расположенных на территории России и Европы [2, 3]
На сегодняшний момент ситуация начала меняться и теперь в разных городах России можно увидеть парковые зоны европейского образца (рис. 2).
|
|
Парк Зарядье, Москва, Россия |
Парк Победы, Белгород, Россия |
Рис. 2. Примеры новых современных парков, расположенных на территории России [4, 5]
Таким образом, в сознании обывателя понятие «общественное пространство» ограничивается только рамками торговых центров и парков.
Гипотеза о метаморфизме общественного пространства предполагает представление общественного пространства как видоизменяющего «живого организма» регулирующего общественную активность населения. Организация общественного пространства в данном контексте напрямую связана с целью переориентации социального поведения и самосознания на позитивное восприятие общественных изменений, реабилитации социальных настроений.
С точки зрения экономики общественное пространство – это совокупность территорий, генерирующая потоки денежных средств, потоки потребления, потоки формирования потребительских ценностей и стереотипов потребления; потоки экономических интересов.
С социальной позиции общественное пространство – это место концентрации, выражения и объединения интересов общественных групп, формирования общественного мнения и настроения. есть там, где собираются городские сообщества – группы людей, объединенных общими интересами.
Интерес к развитию общественных пространств основан на возможности с их помощью решать общественные проблемы и задавать целевые векторы развития социальных, экономических, политических, интеллектуальных интересов и программ группового поведения [6].
Исходя из гипотезы метаморфизма общественным пространством может выступать как отдельный объект недвижимости (парк, сквер, площадь), так и может быть включено в состав комплекса зданий и сооружений (общеобразовательная организация, медицинское учреждение и т.п.).
Метаморфизм сущности общественного пространства приводит к такому же разнообразию в классификациях и типологиях. Далее на рис. 3 представлена обобщенная классификация представления общественного пространства как социокультурного явления.
Развитие общего образование одна из приоритетных задач, поставленных Президентом РФ. Инструментом данного развития должны стать объекты образования как общественные пространства. Большинство объектов образования в России в настоящее время характеризуются стагнацией развития на уровне «постсовецкого» этапа, что отражается социальном и психологическом поведении учащихся и работников данных образовательных учреждений. Большинство школьных зданий, представлены «безликими» типовыми коробками, подобным зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий, что отрицательно сказывается на социальном развитии общества. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости персонификации объектов образования как общественных пространств.
Существовали разные попытки решить эти проблему. К примеру, с 60-х годов стали появляться школы, здания которых были больше похожи на современные вузы – технологичные, с индивидуальной архитектурой, формирующей общественное пространство (рис. 4).
Персонификация объектов образования как общественных пространств способствует обучающимся социализироваться и развивать творческие подходя при решении не тривиальных образовательных задач. Общественные пространства способствуют формированию чувства причастности и позволяют моделировать целевое социальное поведения в образовательном процессе. Примером такого моделирования является формирование общественного и образовательного пространства в виде школ-офисов, где у детей есть свои индивидуальные кубиклы или даже маленькие кабинеты. Подобные школы в мировой практике стали появляться в 90-е (рис. 5).
Рис. 3. Классификация общественных пространств
Рис. 4. Университетская гимназия (школа-интернат) МГУ имени М.В. Ломоносова
Рис. 5. Школа-офис в Аризоне
При организации такого вида общественных пространств в образовательных учреждениях создается возможность психологического программирования обучающихся культуре поведения и делового общения нацеленного на решение индивидуально каждым учащимся коллективной задачи, позволяет сформировать социальный опыт.
Персонификация объектов образования как общественных пространств способствует развитию личностных качеств ученика, создает возможности саморазвития и самовыражения, создается себя индивидуальное и свободное общественно-культурное пространство, в котором обучающийся хочет находиться, в котором он проводит время, учится, развивается, радуется и играет. Таким образом, общественное пространство в объектах образования в условиях неопределенности учащихся формируют «определенные» предложения социального взаимодействия.
Таблица 1
Критерии персонификации объектов образования как общественных пространств
№ п/п |
Критерий |
Пример |
1 |
Открытость (пример – архитектурная концепция «Умной школы»,
|
|
2 |
Просторность (пример – один из атриумов «Хорошколы», г. Москва)
|
|
3 |
Мобильность (пример – атриум в инженерном корпусе школы № 548,
|
|
4 |
Креативность (пример – лестница в одной из школ штата Вайоминг) |
|
Персонификация объектов образования как общественных пространств должно быть основано на активном коммуникационном подходе в том числе с применением on-line технологий, позволяющих ученику транслировать эмоции, настроение, образ связанный с пребыванием в объекте образования. Общественное пространство позволяет транслировать возможности, которые открывает перед учеником социум, формировать представление о выгодах, реализуемых жизненных устремлениях и социального поведения. Персонификация объектов образования как общественных пространств на современном этапе требует четко сфокусированного акцента на явную и осязаемую выгоду для будущих участников социально-культурной среды. Главная задача общественного пространства побудить ученика совершать действий заданные социокультурным поведением, купировать протестные настроения.
Необходимо вовлечение целевой группы общественного пространства в процесс его формирования с целью выявления положительных и запоминающихся впечатления и желаний учащихся. Современные презентационные технологии 3D-mapping, дополненная реальность, 3D-интерактивные модели общественных пространств позволят структурировать персональные представления, ожидания психологический отклик потенциальных пользователей, продаж позволит сэкономить средства, время и задать необходимый целевой и эмоциональный фон для потенциальных пользователей. Подготовке общественного пространства должна предшествовать обширная работа по психологическому анализу целевой аудитории с целью создания ощущения комфорта и благополучия данного общественного пространства. Немаловажным является и запах придающий атмосфере общественного пространства приятные оттенки, которые возможно создать с использованием автоматических аэрозолей-ароматизаторов.
Технология персонификации объектов образования как общественных пространств позволяет формировать потенциал обучающихся, формировать их будущее социальное поведение, посредством применения современных, креативных инструментов привлечения, позволяющих сформировать чувство удовлетворенности и необходимости социального развития.
В таблице представлено содержание основных эмпирических критериев персонификации объектов образования как общественных пространств.
Выводы. В настоящее время персонификации объектов образования как общественных пространств представляет собой объективную необходимость, хотя теоретический, методологический и методический базис находится на стадии формирования и развития.
Качественное наполнение объектов образования как общественных пространств проявляется в переосмыслении и постановке социальных проблем, основанных на комбинаторике системного, психологического анализа и целевых ориентиров социально-экономического развития. Персонификация объектов образования как общественных пространств будет способствовать преодолению нарастания негативных тенденций, обусловленных социальной деформацией в образовательных учреждениях. Первоочередной задачей общественного пространства в объектах образование является ориентирование учащихся на целевую вариативность социального развития общества, создание условий высокого уровня агрегирования социального поведения и восприятия действительности. На основе моделирования многовариантности организации общественных пространств возможно провести оценку эмпирического восприятия социальной средой целевых ориентиров будущего общественного развития.
1. Демидова Т. Десять самых больших торговых центров Европы. ЦИАН ГРУПП. 2018. Режим доступа: https://belgorod.cian.ru/stati-desjat-samyh-krupnyh-torgovyh-tsentrov-evropy-286804/.
2. 17 лучших городских парков в Европе. Terraoko - мир твоими глазами. 2017. Режим доступа: http://terraoko.com/?p=342668.
3. Тарасов В. Лучшие городские парки России Gotonature.ru. 2018. Режим доступа: https://gotonature.ru/1692-luchshie-gorodskie-parki-rossii.html.
4. Официальный сайт ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье». Режим доступа: https://www.zaryadyepark.ru.
5. Дом.рф. В рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», реализуемого Минстроем России. 2017-2018 «Города будущего». Режим доступа: http://города-будущего.рф/belgorod.
6. Abakumov R.G., Avilova I.P., Ursu I.V., Kapustina E.O. Methodical Toolkit of Managing Reproduction of the Fixed Assets of an Organization // The Social Sciences. 2015. Vol. 10 (6). P. 1449-1455.
7. Дворниченко Т.С., Абакумов Р.Г. Инновации в высшем образовании: сущность и содержание // Образование. Наука. Карьера. Сборник научных статей 2-й Международной научно-методической конференции. 2019. С. 198-202.
8. Абакумова М.М., Абакумов Р.Г. Перспективы и необходимость развития информационного моделирования в высшем образовании // Образование. Наука. Карьера. Сборник научных статей 2-й Международной научно-методической конференции. 2019. С. 7-10