ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРИНИМАЮЩИХ СТРАНАХ – СИТУАЦИЯ СИРИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Прямые иностранные инвестиции считаются наиболее важными элементами частных финансовых ресурсов для принимающей страны. Есть целый ряд факторов влияющих на по-токи прямых иностранных инвестиций в страну. В данной статье рассмотрены основные понятия, связанные с детерминантами прямых иностранных инвестиций, таких как политические, экономические, правовые и процедурные детерминанты, выделены факторы, способствующие привлечению прямых иностранных инвестиций, и проанализирована ситуация Сирии. Эта статья призвана продемонстрировать позитивное влияние политической стабильности, наличия экономического климата, отсутствия сложной административной си-стемы и наличия правовых норм, защищающих права иностранцев, особенно прав интеллектуальной собственности, на привлечение прямых иностранных инвестиций в принимающую страну. Цель статьи - изучить сирийскую ситуацию в качестве примера и указать наиболее важные факторы, влияющие на привлечение прямых иностранных инвестиций в Сирию

Ключевые слова:
прямые иностранные инвестиции, детерминанты, политическая стабильность, экономиче-ские факторы, правовые правила, административные процедуры, Сирия.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. За последние десятилетия в мире наблюдается огромный рост мировых потоков капитала. Увеличение объёма инвестиционных потоков в основном связано с тем, что оценена важность и необходимость иностранного капитала и его роли в поддержке роста и развития экономики в большинстве стран мира, включая развивающиеся страны [34].

Нет сомнений в том, что прямые иностранные инвестиции являются наиболее важными элементами частных финансовых ресурсов, обеспечивающих более высокую стабильность из-за долгосрочной стратегии инвесторов и давая преимущества для принимающей страны, включая передачу технологий и позитивное влияние на экономический рост [2].

Исходя из этой логики, конкуренция между странами активизировалась с целью привлечь больше прямых иностранных инвестиций, устранив при этом барьеры и препятствия, предоставив им мотивацию и гарантии, которые облегчают им выход на местный рынок. Из-за этого все развивающиеся страны приняли законодательство, которое дает привлекательные стимулы для иностранных инвесторов и устраняет все ограничения, которые появляются на их пути. В этой связи актуализируются вопросы управления процессами привлечения иностранных инвестиций и создания для этого необходимых условий [33].

Методология. С целью достижения цели настоящей работы методологически важно ответить на вопросы: как оценить, является ли каждая инвестиционная среда страны благоприятной для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и насколько? Какие факторы влияют на решение иностранного инвестора выбрать ту или иную страну? Какие факторы способствуют привлечению прямых иностранных инвестиций? Каковы ключевые детерминанты ПИИ в современных условиях? Какой подход следует выбрать с целью обеспечения наилучшей ситуации для привлечения прямых иностранных инвестиций?

Применение методологии диалектического и системного анализа, принципов «от общего к частному, от абстрактного к конкретному», дескриптивного подхода, методов факторного анализа, а также структурирования и сравнительного метода в известной мере позволяет дать ответ на выше обозначенные вопросы. Используется группировка элементов и условий среды, описываются и структурируются детерминанты прямых инвестиций по их видам, а также ранжируются по значимости и степени развития на примере такой страны, как Сирия.

Основная часть. Для начала следует отметить, что Всемирная торговая организация (ВТО) определяет ПИИ как инвестиционное участие в зарубежных активах посредством совместного предприятия, слияния и поглощения с долгосрочной перспективой [24].

Важность прямых иностранных инвестиций даёт толчок местной экономике через её роль в улучшении способности взаимодействия с мировой экономикой и участие в международном производственном процессе. Приток прямых иностранных инвестиций является важнейшим элементом внешнего финансирования развития в развивающихся странах. Он является важным источником финансовых ресурсов, ноу-хау, локализации технологий, увеличения экспортных возможностей принимающих стран, создания новых рабочих мест, сокращения безработицы, подготовки национальной занятости, а также источником поддержки новых исследований и разработок [1]. Кроме того, положительное влияние на внутренние инвестиции заметно в том, что происходит увеличение темпов из-за создания национальных инвестиционных возможностей в дополнительных отраслях экономики [3].

Анализ показывает, что детерминанты инвестиций включают все экономические, политические, правовые и процедурные условия, которые могут повлиять на шансы на успех инвестиционного проекта в конкретном регионе или стране.

Вышеуказанные факторы взаимосвязаны, считаются вложенными элементами, влияют друг на друга, а большинство из них являются переменными факторами. Их взаимодействие создает новые ситуации с разными данными. Влияние этих факторов на решение иностранного инвестора варьируется от одной страны к другой. По словам Нурии Абд Мохаммад, степень этого влияния очевидна при сравнении развитых и развивающихся стран [34].

Политическая стабильность. Иностранные инвесторы вкладывают свой капитал только в том случае, когда знают, что в стране есть стабильная политическая среда и безопасность движения капитала.

Результаты исследования, проведенного компанией Busse&Hefeker (2007), свидетельствуют о том, что МНК рассматривают социально-политическую стабильность принимающей страны как один из важнейших элементов распределения средств для иностранных проектов [16].

Azzimonti & Sarte заявляют, что страны с высокой степенью политической нестабильности, как правило, демонстрируют высокие темпы экспроприации, что делает эти страны для инвестиций менее привлекательными [9].

В результате стабильное политическое состояние, в котором соблюдаются законы и правила, привлекает больше от ПИИ новых денег в страну.

Страна может переживать переход руководства на новый политический уровень, но при этом все еще привлекать ПИИ или даже увеличить приток ПИИ в страну. Alesina и другиепредполагают, что в этом случае приток ПИИ в страну можно объяснить тем, каким образом правительство может управлять процессом перехода. Чем лучше переход управляется, тем лучше восприятие страны и, в свою очередь, тем привлекательнее инвестиционные направления. Существует ряд социально-экономических элементов, которые МНК рассматривают при инвестировании в страну, которая претерпела переход руководства на новый политический уровень [5].

Lokesha & Leelavathy (2012) [17], соглашаясь с Buthe & Milner (2008) [13], заявляют, что для привлечения в страну ПИИ, нормативная и государственная политика должна быть открытой и гибкой, но надежной, поэтому важно добиться в ней баланса.

Это приводит к выводу, что политическая нестабильность отрицательно сказывается на потоке прямых иностранных инвестиций, и наоборот, политическая стабильность положительно влияет на поток прямых иностранных инвестиций.

Экономические факторы. По словам Нурии Абд Мохамед, экономический рост и экономическая стабильность являются наиболее важными факторами, обеспечивающими инвестиционные возможности, которые могут быть достигнуты за счет баланса общего бюджета, баланса платежного баланса, поддержания низких темпов инфляции, низких обменных курсов и высоких процентных ставок [34].

Исследование Schneider & Frey (1985), в которое входили 51 развивающаяся страна в 1985 году, поддерживает вышесказанное в том, что есть отрицательная корреляция между высокими уровнями инфляции и прямыми иностранными инвестициями, поскольку это показатель слабой экономики принимающих стран и представляет собой опасность для инвесторов в виде прогнозирования нежелательной политики [19].

Bilawal M., который провел исследование, чтобы проверить, повлиял ли обменный курс на прямые иностранные инвестиции в Пакистане или нет, обнаружил, что обменный курс оказал 67 % влияние на прямые иностранные инвестиции [11].

Busse M. отметил, что есть сильное влияние фактического режима обменного курса на приток ПИИ в развитых странах, но в развивающихся странахон оказывает меньшее влияние [12].

Хузама Абдул Азиз Аль-Жунди говорит, что экономические детерминанты прямых иностранных инвестиций в принимающей стране являются рыночными факторами, факторами ресурсов и факторами эффективности, о которых сообщалось ЮНКТАД в докладе о прямых иностранных инвестициях в 1998 году [33], [22]. (см. рис. 1).

 

المحددات الاقتصادية.jpg

Рис. 1. Экономические детерминанты принимающей страны для ПИИ [22]

 

 

Размер рынка положительно влияет на привлечение прямых иностранных инвестиций, это выводу пришел Табо Кобоэке в своем исследовании в 2012 году [16]. Amal M. [6] с коллегами, Dellis K. и др. [14], согласны с тем, что экономическая открытость и либерализация торговли эффективно способствуют привлечению прямых иностранных инвестиций.

Asiedu указывает в своем исследовании 2006 года, что присутствие природных ресурсов и инфраструктуры являются факторами, которые привлекают прямые иностранные инвестиции [8]. Azzimonti & Sarte 2007 указывает, что низкие затраты на рабочую силу привлекают прямые иностранные инвестиции в зависимости от уровня навыков, требуемых транснациональными корпорациями, но образованная рабочая сила имеет решающее значение [9].

Факторы эффективности связаны с прибылью от использования производительности, конкурентных затрат, стоимости активов, человеческих ресурсов, стоимости промежуточных производственных ресурсов, инвестиционных услуг и эффективности принимающей страны в региональных группах и двусторонних соглашениях. Предыдущие факторы играют важную и значительную роль в готовности иностранных инвесторов напрямую инвестировать, когда эти факторы существуют [4].

По мнению Нории Абд Мохаммад, экономическая политика играет ключевую роль в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которая является выигрышной картой для принимающих стран [34].

Babatunde and Shakirat A. завершили свое исследование в 2012 году на тему влияния налоговых стимулов на иностранные инвестиции и пришли к выводу, что политика налоговых стимулов принимающей страны положительно влияет на привлечение прямых иностранных инвестиций [10]. Это подтверждается исследованиями Edmiston K. Mudd S. и Valev N. 2003 года [15].

В 2008 году Buthe и Milner отмечают, что правительства развивающихся стран, стремящиеся привлечь прямые иностранные инвестиции, с этой целью могут использовать торговые соглашения, такие как ВТО и ПТА. Это означает, что членство в торговых организациях создает платформу для переговоров и, таким образом, смягчает инвестиционные риски [13].

Согласно исследованию Группы Всемирного банка, приватизация стратегических секторов, включая банковское дело, страхование и телекоммуникации, для внешних инвесторов создает среду, которая привлекает прямые иностранные инвестиции в другие секторы и облегчает международную торговлю [23].

В своем исследовании в 2012 году Нория Абд Мохаммад также указывает, что чем больше вариантов финансирования в стране либо путем принятия банковской системы, либо принятия системы финансового рынка, тем больше будет привлечено ПИИ [34].

На основе изложенного выше мы можем разделить экономические факторы, влияющие на привлечение прямых иностранных инвестиций, на две группы: первая касается потребностей инвестора и целей его инвестиций, вторая касается аспектов государственного управления экономикой, которая также разделена на две группы: первая связана со стабильностью экономики и экономическим ростом принимающей страны, а вторая – с экономической политикой, проводимой этими странами для привлечения прямых иностранных инвестиций (см. рис. 2).

 

ааааааааааааааааа.png

Рис. 2. Экономические детерминанты ПИИ в принимающей стране

 

Можно сделать вывод, что сочетание этих элементов друг с другом неизбежно привлечет ПИИ. Таким образом, данное исследование показывает, что именно интегрированный экономический климат приводит к увеличению ПИИ.

Правовые правила и административные процедуры. Правовые правила и административные процедуры, влияющие на ПИИ, можно разделить на ряд элементов: правила, применимые к вводу ПИИ, законы об иностранной собственности, защиту иностранных инвесторов и их инвестиций, а также законодательство, регулирующее защиту интеллектуальной собственности.

Процедуры ввода прямых иностранных инвестиций в принимающее государство подразделяются на две категории: процедуры уведомления и процедуры утверждения. Steyt J. в своем исследовании в 2006 году говорил, что национальная система, применяющая процедуру уведомления, является хостингом для потоков ПИИ из страны, которая применяет предварительную процедуру утверждения и экспертизы к каждой иностранной инвестиции до её вложения. Они менее сложны и занимают меньше времени, чтобы начать инвестировать [20, с.82].

Что касается иностранной собственности и ограничений, согласно исследованиям Asiedu E. Esfahani A. 1998 года о структуре собственности в проектах ПИИ, степень, в которой реализуется политика правительства в отношении иностранной собственности, оказывает явное негативное влияние на структуру собственности [7, с.25]. Таким образом, можно сказать, что ослабление ограничений на владение иностранцами положительно влияет на привлечение ПИИ.

Tobin и Rose-Ackerman в своем исследовании 2005 года по ПИИ и деловой среде в развивающихся странах обнаружили, что слабая защита прав собственности препятствует ПИИ [21, с.33]. Это подтверждается докладом Paulovich от 2016 года, в котором отмечается, что инвестор в первую очередь учитывает объем защиты, предоставляемой внутренней правовой системой [18, с.13].

Что касается защиты прав интеллектуальной собственности, исследование YASED в Турции подтвердило, что укрепление системы прав интеллектуальной собственности способствовало способности страны привлекать прямые иностранные инвестиции, особенно в секторах, использующих технологии [25, с.14].

В результате можно с уверенностью сказать, что страна, которая не следует сложным и строгим административным процедурам, принимает специальные законы, разрешающие иностранную собственность и укрепляет законы и положение о защите интеллектуальной собственности, неизбежно привлечет прямые иностранные инвестиции (см. рис. 3).

 

 

العوامل القانونية.jpg

Рис. 3. Правовые и административные детерминанты ПИИ в принимающей стране [7, 18, 20, 21, 25]

 

 

Ситуация Сирии. После этого были выявлены основные детерминанты ПИИ в принимающей стране. Сирийская ситуация может быть проанализирована в качестве примера, чтобы определить наиболее влиятельные факторы притока ПИИ в Сирию и дать рекомендации относительно более мощного прямого потока прямых иностранных инвестиций (таблица 1).

Анализ включает множество статистических данных по Сирии за период между 2006 годом – временем войны на юге Ливана, в которой Сирия участвовала в той или иной форме в результате политических альянсов в регионе, и 2011 годом, когда начался сирийский кризис в связи с распространением терроризма в регионе, в том же году Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) прекратила сообщать данные о потоках ПИИ в Сирию в своих докладах о глобальных инвестициях.

Анализ основан на статистических данных Сирии, опубликованных в периодических докладах ЮНКТАД; глобальных инвестиционных докладах; Всемирном индексе миролюбия института экономики и мира; Индексе экономической свободы, рассчитываемом газетой Wall Street Journal; Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума; докладах Сирийского Инвестиционного Органа; докладах Арабского Института об инвестиционной гарантии и экспортных кредитах; докладах об инвестиционном климате в арабских странах; доклады международных валютных фондов (МВФ).

 

Таблица 1

Реальность прямых иностранных инвестицих в Сирии в соответствии

с их детерминантами

Факторы

Показатели

Годы

 

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

 

ПИИ в Сирию, млн. долларов

600

1242

1467

2570

1469

804

Политические

Всемирный индекс миролюбия (рейтинг)

-

77/121

75/140

92/144

115/149

116/153

Экономические

 

Оценка Сирии - Глобальной конкурентоспособности (рейтинг)

-

80/131

78/132

94/133

97/139

98/142

Потребности инвестора

Размер рынка (рейтинг)

-

62/131

63/132

64/133

65/139

66/142

Инфраструктура (рейтинг)

-

74/131

74/132

79/133

105/139

97/142

Технологическая готовность (рейтинг)

-

109/131

107/132

108/133

111/139

105/142

Эффективный товарный рынок (рейтинг)

-

81/131

92/132

101/133

115/139

102/142

Эффективность рынка труда (рейтинг)

-

117/131

123/132

128/133

132/139

134/142

Здоровье и образование (рейтинг)

-

69/131

70/132

70/133

64/139

62/142

Высшее образование и обучение (рейтинг)

-

104/131

101/132

104/133

107/139

106/142

Инновации и креативность (рейтинг)

-

93/131

80/132

100/133

115/139

111/142

Развитие финансовых рынков (рейтинг)

-

112/131

121/132

123/133

124/139

117/142

Либерализация торговли  (рейтинг)

145/157

142/157

144/157

141/179

145/179

140/179

Стабильность экономики и экономический рост

Темпы экономического роста, %

5,1

5,7

4,3

6,0

3,4

2,0

Уровень инфляции, %

9,1

13,7

19,0

-7,5

7,8

7,0

Номинальная иностранная процентная ставка ВВП, %

3,4

3,3

4,4

4,6

4,9

-

Обменный курс лиры против $ 1

51

49,9

46,5

46,7

46,5

47,2

Платежный баланс в млрд. долларов

-1,2

0,6

0,1

0,0

-0,5

-

Правовые и процедурные

 

Права собственности (рейтинг)

-

-

30/132

46/133

62/139

51/142

Защита прав интеллектуальной собственности (рейтинг)

-

-

54/132

59/133

75/139

72/142

Защита инвесторов (рейтинг)

-

-

86/132

90/133

99/139

93/142

Процедуры запуска бизнеса (рейтинг)

-

-

108/132

60/133

57/139

56/142

Распространение права собственности иностранцев (рейтинг)

-

-

128/132

132/133

137/139

137/142

Влияние бизнес-правил на ПИИ (рейтинг)

-

-

108/132

102/133

114/139

112/142

Источник: составлено авторами по: [26,27,28,29,30,31,32].

 

 

Данные, указанные в таблице, показывают резкое снижение суммарного рейтинга Сирии, по данным Всемирного индекса миролюбия, что, без сомнения, негативно отражается на потоке ПИИ в Сирию. Как видно, приток прямых иностранных инвестиций в 2009 году имеет самый высокий показатель, затем снижается до 2011 года примерно на -34 % в течение 3 лет, при этом общий рейтинг Сирии несколько улучшился на основании большинства экономических показателей, связанных с потребностями инвесторов.

Из этого можно сделать вывод, что экономические факторы, связанные с потребностями инвесторов, оказывают небольшое влияние на поток ПИИ в Сирию, а политические факторы оказывали на него более значительное влияние.

Что касается показателей роста экономики и экономической стабильности, можно увидеть степень их корреляции с потоками ПИИ. По нашим наблюдениям, высокие цифры были зафиксированы в 2009 году, когда наблюдался самый большой приток ПИИ в Сирию. Таким образом, наблюдается взаимосвязь между ростом и стабильностью сирийской экономики, с одной стороны, и притоком ПИИ, с другой. Можно сделать вывод, что рост экономики Сирии и стабильность сирийской экономики оказывали существенное влияние на потоки иностранных инвестиций в Сирию.

Здесь можно сослаться на экономическую политику, принятую сирийским правительством в целях увеличения притока ПИИ, наиболее важными компонентами, которой являются политика экономической открытости путем получения статуса члена-наблюдателя Всемирной торговой организации в 2010 году, подписание Соглашения о Европейском партнерстве в 2008 году и присоединение к наиболее важным международным экономическим организациям. Что касается налоговой политики, был опубликован Законодательный декрет № 8 от 2007 года об инвестициях, в котором инвестору были предоставлены существенные налоговые льготы. А что касается политики финансирования, то для установления Сирийского рынка ценных бумаг был издан Законодательный декрет № 55 от 2006 года. Здесь роль экономических стратегий может быть связана с экономическим ростом, стабильностью экономики и их вкладом в увеличение потоков ПИИ. Таким образом, экономическая политика может оказать положительное влияние на поток ПИИ.

Анализ показателей правовых и административных факторов демонстрирует, что снижение потоков ПИИ с 2009 по 2011 год совпадает с падением рейтинга Сирии в соответствии с этими показателями. Но данный факт не может наблюдается в период между 2008 и 2009, поскольку рейтинг Сирии упал в соответствии с показателями правовых и административных факторов, несмотря на увеличение потоков ПИИ. Однако качественный сдвиг в рейтинге Сирии в соответствии с показателем процедур, осуществляемых для начала бизнеса, где Сирия занимала 108-е место в 2008 году и потом 60-е в 2009 году, показывает важность этого показателя для ПИИ и эффективность экономической политики, принятой сирийским правительством. Таким образом, приходим к выводу, что правовые и административные факторы также оказывают влияние на поток ПИИ в Сирию и что процедуры, осуществляемые для начала бизнеса, оказывают сильное влияние на их поток.

На основе вышесказанного распределим факторы, влияющие на поток ПИИ в Сирию, от наиболее влиятельных до наименее влиятельных, следующим образом:

1. Политическая стабильность.

2. Рост экономики и экономическая стабильность.

3. Экономическая политика.

4. Правовые правила и административные процедуры.

5. Потребности инвестора. (таблица 2).

 

Таблица 2

Детерминанты прямых иностранных инвестиций в принимающей стране –
Оценка сирийской ситуации

Детерминанты

Показатель

Влияние

Оценка сирийской ситуации в период с 2006 по 2011 год

Положи-тельное

Отрица-тельное

Политические

Политическая стабильность

  •  

 

1

Политическая нестабильность

 

  •  

Экономические

Рост экономики и экономическая стабильность

  •  

 

2

Увеличение темпов инфляции

 

  •  

Наличие природных ресурсов и инфраструктуры

  •  

 

5

Увеличение размера и эффективности рынка

  •  

 

Низкие трудозатраты

  •  

 

Открытость рынка и либерализация торговли

  •  

 

Применение политики налоговых льгот

  •  

 

Присоединение к коммерческим организациям

  •  

 

3

Приватизация стратегических секторов

  •  

 

Множество вариантов финансирования

  •  

 

Правовые и Административные

Процедура уведомления для входа ПИИ

  •  

 

4

Процедура утверждения для входа ПИИ

 

  •  

Ограничение прав собственности для иностранцев

 

  •  

Повышенная защита прав иностранных

инвесторов

  •  

 

Укрепление системы защиты интеллектуальной собственности

  •  

 

 

Так, сирийскому правительству можно дать рекомендации, которые будут способствовать разработке будущей политики по возвращению ПИИ в Сирию, тем более что Сирия в настоящее время начинает выходить из состояния войны, которое длилось последние семь лет. Наиболее важные из этих рекомендаций:

  • работать во всех направлениях, чтобы обеспечить политическую стабильность в Сирии: продвигать политический процесс в Сирии, укреплять двусторонние политические отношения, особенно с союзниками, работать над открытием новых политических каналов со странами, которые стремятся бороться с терроризмом, не нанося ущерба суверенитету государства;
  • работать над развитием и модернизацией экономики с целью её восстановления после войны путем снижения темпов инфляции, улучшения обменного курса и сбалансирования платежного баланса;
  • поддерживать принятую экономическую политику и работать над улучшением в частности политики налоговых стимулов, экономической открытости, активизации Дамасской фондовой биржи, активизации роли частных банков в диверсификации средств финансирования и приватизации стратегических секторов в стране;
  • сохранять существовавшие до войны правовые нормы и административные процедуры, заниматься дальнейшей их разработкой;
  • вести необходимые работы по восстановлению инфраструктуры за счет использования ПИИ и стремиться повысить уровень образования, обучения и здравоохранения в Сирии;
  • создать четкую политику по привлечению сирийской рабочей силы и умов, которые мигрировали в другие страны из-за войны.

Заключение. Исследование показывает, что приток прямых иностранных инвестиций в основном зависит от интегральной экономической обстановки: общеполитических, экономических и институционально-правовых условий, преобладающих в принимающей стране. Эти факторы составляют инвестиционный климат, в котором происходит инвестиционный процесс, и мы не можем отделять эти элементы друг от друга, они составляют единое целое. Отсутствие одного или какого-либо другого компонента будет сказываться на принятии инвестиционного решений и являться причиной попадания в зону риска, с чем столкнется прямой иностранный инвестор.

Каждая детерминанта состоит из подмножества частных параметров, которые специфичны в каждой стране. Поэтому необходимы более точные методики оценки этих частных параметров с тем, чтобы количественно оценить уровень благоприятности интегральной  инвестиционной среды в принимающей стране. Полученные в результате таких оценок данные будут служить основой для формирования стратегий привлечения ПИИ на макроуровне.

Источник финансирования. Работа выполнена в рамках Грант Президента РФ.

Список литературы

1. Кожина Е.А., Лавренчук Е.Н. Детер-минанты Прямых Иностранных Инвестиций В Регионы Российской Федерации: Резултаты Экономикоматематического моделирования // Вестник Пермского Университета. 2017. Том. 12. №3. С. 404-420.

2. Сухарева И.О., Юнусова Н.Н., «Ком-прессор» для экономики - эффекты притока прямых иностранных инвестиций [Электрон-ный ресурс] // Аналитика/Анализ и прогноз. Банковское дело. 2013. №4. С. 30-38. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/BankDel/BD04_2013_Sukhareva_Unusova.pdf (25.01.2018).

3. Трейтьякова Е.В. Прямые Иностран-ные Инвестиции: Оценка привлечения в Рес-публику Беларусь // Вестник ГГТУ ИМ. П. О. Сухого. 2017. №3. С. 75-83.

4. Шилькова В.В., Никифорова Е.П. Ре-сурсное обеспечение стратегии инновацион-ного развития отечественной экономики // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2016. №10. С. 274- 280.

5. Alesina, Alberto, Ozler S., Roubini N., Swagel P. Political Instability and Economic Growth [Электронный ресурс] // Journal of Economic Growth. 1996, Vol. 1. №. 2. Pp. 189-211. DOI:https://doi.org/10.1007/BF00138862 URL: https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/4553024/alesina_instabilitygrowth.pdf?sequence=2 (дата обращения 25.01.2018).

6. Amal M., Tomio B., Raboch H. Determi-nants of Foreign Direct Investment in Latin America [Электронный ресурс] // GCG Georgetown University-UNIVERSIA. 2010, Vol. 4, no. 3, pp. 116-133. URL: https://gcg.universia.net/article/viewFile/394/520 (дата обращения 25.01.2018).

7. Asiedu E., Esfahani A. Ownership Struc-ture in Foreign Direct Investment Projects [Элек-тронный ресурс]. 1998, pp. 58. URL: http://www2.ku.edu/~kuwpaper/Archive/papers/Pre1999/wp1998_3.pdf (дата обращения 25.01.2018).

8. Asiedu E. Foreign Direct Investment in Africa: The Role of Natural Resources, Market Size, Government Policy, Institutions and Politi-cal Instability [Электронный ресурс] // United Nations University. 2006, pp. 63-77. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.455.3069&rep=rep1&type=pdf (дата обращения 25.01.2018).

9. Azzimonti M., Sarte P. Barriers to Foreign Direct Investment Under Political Instability [Электронный ресурс] // Economic Quarterly. 2007. Vol. 93, no. 3, pp. 287-315. URL: https://www.richmondfed.org/~/media/richmondfedorg/publications/research/economic_quarterly/2007/summer/pdf/azzimontia_sarte.pdf (дата обращения 25.01.2018).

10. Babatunde. Shakirat A. The Impact of Tax Incentives on Foreign Direct Investment in the Oil and Gas Sector in Nigeria [Электронный ресурс] // IOSR Journal of Business and Man-agement. 2012. Vol. 6. №. 1. Pp. 1-15. URL: http://iosrjournals.org/iosr-jbm/papers/Vol6-issue1/A0610115.pdf (дата обращения 25.01.2018).

11. Muhammad B., Muhammad I., Amjad A., Muhammad S. Mansoor A. Iltaf H. Tehreem F. Impact of Exchange Rate on Foreign Direct Investment in Pakistan [Электронный ресурс] // Advances in Economics and Business. 2014. Vol. 2. №.6. Pp. 223-231. DOI:https://doi.org/10.13189/aeb.2014.020602, URL: http://www.hrpub.org/download/20140801/AEB2-11802487.pdf (дата обращения 25.01.2018).

12. Busse M., Hefeker C., Nelgen S. Foreign Direct Investment and Exchange Rate Regimes // Economics Bulletin. 2013, Vol. 33, no. 1, pp. 843-858.

13. Buthe T., Milner H. The Politics of For-eign Direct Investment into Developing Coun-tries: Increasing FDI through International Trade Agreements // American Journal of Political Sci-ence. 2008, Vol. 52. №. 4. Pp. 741-762.

14. Dellis K., Sondermann D. Vansteenkiste I. Determinants of FDI inflows in advanced economies: Does the quality of economic struc-tures matter? [Электронный ресурс] // ECB. Working Paper. 2017. № 2066. Pp. 27 URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecb.wp2066.en.pdf?036856d872808da8030f2f06611449c4 (дата обращения 25.01.2018).

15. Edmiston K., Mudd S., Valev N. Incen-tive Targeting, Influence Peddling, and Foreign Direct Investment [Электронный ресурс] // Georgia State University. Working Paper. 2000. Pp. 23, URL: https://www.researchgate.net/profile/Kelly_Edmiston/publication/226408020_Incentive_Targeting_Influence_Peddling_and_Foreign_Direct_Investment/links/0c960526fab8a37d97000000/Incentive-Targeting-Influence-Peddling-and-Foreign-Direct-Investment.pdf (дата обращения 25.01.2018).

16. Koboekae T. The impact of political risk on foreign direct investment decisions by South African multinational corporations // University of Pretoria. Research. 2012, pp. 95.

17. Lokesha B., Leelavathy D. Determinants of Foreign Direct Investment: A Macro Perspec-tive // The Indian Journal of Industrial Relations. 2012, Vol. 47. №. 3. Pp. 459-469.

18. Paulovich Y. Foreign Direct Investment Protection in the United States and Russia // Uni-versiteit Gent. Research. 2016. Pp. 138.

19. Schneider F. Frey B. Economic and Polit-ical Determinants of Foreign Direct Investment [Электронный ресурс] // World Development. 1985. Vol. 13. №. 2. Pp. 161-175. URL: https://www.bsfrey.ch/articles/C_135_1985.pdf (дата обращения 25.01.2018).

20. Steyt J., Comparative Foreign Direct In-vestment Law: Determinants of the Legal Framework and the Level of Openness and At-tractiveness of Host Economies // New York. LL.M. Graduate Research Paper. 2006, pp. 143.

21. Tobin J. Rose-Ackerman S. Foreign Di-rect Investment and the Business Environment in Developing Countries: the Impact of Bilateral Investment Treaties [Электронный ресурс] // 2005, pp. 67. URL: http://law.wisc.edu/gls/documents/foreign_investment6.pdf (дата обращения 25.01.2018).

22. UNCTAD, World Investment Report Trends and Determinants, United Nations [Элек-тронный ресурс] // New York and Geneva, 1998, pp. 428. URL: http://unctad.org/en/Docs/wir1998_en.pdf (дата обращения 25.01.2018).

23. World Bank Group, Privatization, Foreign Direct Investment and Export Performance: Evi-dence from Transition Economies [Электрон-ный ресурс] // pp. 6 URL: http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Kaminski-Premnote_1.pdf (дата обращения 25.01.2018).

24. World Trade Organization, "Trade in Value-Added and Global Value Chains" profiles Explanatory notes [Электронный ресурс] // pp.7 URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/miwi_e/Explanatory_Notes_e.pdf (дата обращения 25.01.2018).

25. YASED. Protection of Intellectual Prop-erty Rights in Turkey: Impact on Foreign Direct Investment [Электронный ресурс] // Report, 2008, pp. 48. URL: https://www.istanbul-ekonomi.com/Content/Media/dosyalar/Protection_of_Impact_Intellectual_on_Foreign_Prop.pdf (дата обращения 25.01.2018).

26. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx

27. Institute for Economics and Peace (IEP) http://economicsandpeace.org/

28. Index of Economic Freedom https://www.heritage.org/index/ranking/

29. Global Competitiveness Index https://www.weforum.org/events/world-economic-forum-annual-meeting-2018

30. Syrian Investment Agency http://sia.gov.sy/emainsia.php

31. The Arab Investment and Export Credit Guarantee Corporation http://dhaman.net/en/

32. International Monetary Fund (IMF) http://www.imf.org/external/index.htm

33. ﺨﺯﺍﻤﻰ ﻋﺒﺩﺍﻟﻌﺯﻴﺯ ﺍﻟﺠﻨﺩﻱ ، ﺍﻻﺴﺘﺜﻤﺎﺭ ﻓﻲ ﺍﻟﺠﻤﻬﻭﺭﻴﺔ ﺍﻟﻌﺭﺒﻴﺔ ﺍﻟﺴﻭﺭﻴﺔ ، ﻤﺠﻠﺔ ﺠﺎﻤﻌﺔ ﺩﻤﺸﻕ ﻟﻠﻌﻠﻭﻡ ﺍﻻﻗﺘﺼﺎﺩﻴﺔ ﻭﺍﻟﻘﺎﻨﻭﻨﻴﺔ ، 2010 ، ﺍﻟﻤﺠﻠﺩ 26 ، ﺍﻟﻌﺩﺩ 20، ص 609 - 649.

34. نورية عبد محمد ، أثر الاستثمار الأجنبي في مستقبل الاستثمار العربي ، أطروحة دكتوراه ، جامعة سانت كليمنتس ، 2012 ، ص 217 .


Войти или Создать
* Забыли пароль?