Белгородская область, Россия
Белгородская область, Россия
ГРНТИ 06.91 Экономика отдельных стран
ББК 659 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Мирового океана
Прямые иностранные инвестиции считаются наиболее важными элементами частных финансовых ресурсов для принимающей страны. Есть целый ряд факторов влияющих на по-токи прямых иностранных инвестиций в страну. В данной статье рассмотрены основные понятия, связанные с детерминантами прямых иностранных инвестиций, таких как политические, экономические, правовые и процедурные детерминанты, выделены факторы, способствующие привлечению прямых иностранных инвестиций, и проанализирована ситуация Сирии. Эта статья призвана продемонстрировать позитивное влияние политической стабильности, наличия экономического климата, отсутствия сложной административной си-стемы и наличия правовых норм, защищающих права иностранцев, особенно прав интеллектуальной собственности, на привлечение прямых иностранных инвестиций в принимающую страну. Цель статьи - изучить сирийскую ситуацию в качестве примера и указать наиболее важные факторы, влияющие на привлечение прямых иностранных инвестиций в Сирию
прямые иностранные инвестиции, детерминанты, политическая стабильность, экономиче-ские факторы, правовые правила, административные процедуры, Сирия.
Введение. За последние десятилетия в мире наблюдается огромный рост мировых потоков капитала. Увеличение объёма инвестиционных потоков в основном связано с тем, что оценена важность и необходимость иностранного капитала и его роли в поддержке роста и развития экономики в большинстве стран мира, включая развивающиеся страны [34].
Нет сомнений в том, что прямые иностранные инвестиции являются наиболее важными элементами частных финансовых ресурсов, обеспечивающих более высокую стабильность из-за долгосрочной стратегии инвесторов и давая преимущества для принимающей страны, включая передачу технологий и позитивное влияние на экономический рост [2].
Исходя из этой логики, конкуренция между странами активизировалась с целью привлечь больше прямых иностранных инвестиций, устранив при этом барьеры и препятствия, предоставив им мотивацию и гарантии, которые облегчают им выход на местный рынок. Из-за этого все развивающиеся страны приняли законодательство, которое дает привлекательные стимулы для иностранных инвесторов и устраняет все ограничения, которые появляются на их пути. В этой связи актуализируются вопросы управления процессами привлечения иностранных инвестиций и создания для этого необходимых условий [33].
Методология. С целью достижения цели настоящей работы методологически важно ответить на вопросы: как оценить, является ли каждая инвестиционная среда страны благоприятной для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и насколько? Какие факторы влияют на решение иностранного инвестора выбрать ту или иную страну? Какие факторы способствуют привлечению прямых иностранных инвестиций? Каковы ключевые детерминанты ПИИ в современных условиях? Какой подход следует выбрать с целью обеспечения наилучшей ситуации для привлечения прямых иностранных инвестиций?
Применение методологии диалектического и системного анализа, принципов «от общего к частному, от абстрактного к конкретному», дескриптивного подхода, методов факторного анализа, а также структурирования и сравнительного метода в известной мере позволяет дать ответ на выше обозначенные вопросы. Используется группировка элементов и условий среды, описываются и структурируются детерминанты прямых инвестиций по их видам, а также ранжируются по значимости и степени развития на примере такой страны, как Сирия.
Основная часть. Для начала следует отметить, что Всемирная торговая организация (ВТО) определяет ПИИ как инвестиционное участие в зарубежных активах посредством совместного предприятия, слияния и поглощения с долгосрочной перспективой [24].
Важность прямых иностранных инвестиций даёт толчок местной экономике через её роль в улучшении способности взаимодействия с мировой экономикой и участие в международном производственном процессе. Приток прямых иностранных инвестиций является важнейшим элементом внешнего финансирования развития в развивающихся странах. Он является важным источником финансовых ресурсов, ноу-хау, локализации технологий, увеличения экспортных возможностей принимающих стран, создания новых рабочих мест, сокращения безработицы, подготовки национальной занятости, а также источником поддержки новых исследований и разработок [1]. Кроме того, положительное влияние на внутренние инвестиции заметно в том, что происходит увеличение темпов из-за создания национальных инвестиционных возможностей в дополнительных отраслях экономики [3].
Анализ показывает, что детерминанты инвестиций включают все экономические, политические, правовые и процедурные условия, которые могут повлиять на шансы на успех инвестиционного проекта в конкретном регионе или стране.
Вышеуказанные факторы взаимосвязаны, считаются вложенными элементами, влияют друг на друга, а большинство из них являются переменными факторами. Их взаимодействие создает новые ситуации с разными данными. Влияние этих факторов на решение иностранного инвестора варьируется от одной страны к другой. По словам Нурии Абд Мохаммад, степень этого влияния очевидна при сравнении развитых и развивающихся стран [34].
Политическая стабильность. Иностранные инвесторы вкладывают свой капитал только в том случае, когда знают, что в стране есть стабильная политическая среда и безопасность движения капитала.
Результаты исследования, проведенного компанией Busse&Hefeker (2007), свидетельствуют о том, что МНК рассматривают социально-политическую стабильность принимающей страны как один из важнейших элементов распределения средств для иностранных проектов [16].
Azzimonti & Sarte заявляют, что страны с высокой степенью политической нестабильности, как правило, демонстрируют высокие темпы экспроприации, что делает эти страны для инвестиций менее привлекательными [9].
В результате стабильное политическое состояние, в котором соблюдаются законы и правила, привлекает больше от ПИИ новых денег в страну.
Страна может переживать переход руководства на новый политический уровень, но при этом все еще привлекать ПИИ или даже увеличить приток ПИИ в страну. Alesina и другиепредполагают, что в этом случае приток ПИИ в страну можно объяснить тем, каким образом правительство может управлять процессом перехода. Чем лучше переход управляется, тем лучше восприятие страны и, в свою очередь, тем привлекательнее инвестиционные направления. Существует ряд социально-экономических элементов, которые МНК рассматривают при инвестировании в страну, которая претерпела переход руководства на новый политический уровень [5].
Lokesha & Leelavathy (2012) [17], соглашаясь с Buthe & Milner (2008) [13], заявляют, что для привлечения в страну ПИИ, нормативная и государственная политика должна быть открытой и гибкой, но надежной, поэтому важно добиться в ней баланса.
Это приводит к выводу, что политическая нестабильность отрицательно сказывается на потоке прямых иностранных инвестиций, и наоборот, политическая стабильность положительно влияет на поток прямых иностранных инвестиций.
Экономические факторы. По словам Нурии Абд Мохамед, экономический рост и экономическая стабильность являются наиболее важными факторами, обеспечивающими инвестиционные возможности, которые могут быть достигнуты за счет баланса общего бюджета, баланса платежного баланса, поддержания низких темпов инфляции, низких обменных курсов и высоких процентных ставок [34].
Исследование Schneider & Frey (1985), в которое входили 51 развивающаяся страна в 1985 году, поддерживает вышесказанное в том, что есть отрицательная корреляция между высокими уровнями инфляции и прямыми иностранными инвестициями, поскольку это показатель слабой экономики принимающих стран и представляет собой опасность для инвесторов в виде прогнозирования нежелательной политики [19].
Bilawal M., который провел исследование, чтобы проверить, повлиял ли обменный курс на прямые иностранные инвестиции в Пакистане или нет, обнаружил, что обменный курс оказал 67 % влияние на прямые иностранные инвестиции [11].
Busse M. отметил, что есть сильное влияние фактического режима обменного курса на приток ПИИ в развитых странах, но в развивающихся странахон оказывает меньшее влияние [12].
Хузама Абдул Азиз Аль-Жунди говорит, что экономические детерминанты прямых иностранных инвестиций в принимающей стране являются рыночными факторами, факторами ресурсов и факторами эффективности, о которых сообщалось ЮНКТАД в докладе о прямых иностранных инвестициях в 1998 году [33], [22]. (см. рис. 1).
Рис. 1. Экономические детерминанты принимающей страны для ПИИ [22]
Размер рынка положительно влияет на привлечение прямых иностранных инвестиций, это выводу пришел Табо Кобоэке в своем исследовании в 2012 году [16]. Amal M. [6] с коллегами, Dellis K. и др. [14], согласны с тем, что экономическая открытость и либерализация торговли эффективно способствуют привлечению прямых иностранных инвестиций.
Asiedu указывает в своем исследовании 2006 года, что присутствие природных ресурсов и инфраструктуры являются факторами, которые привлекают прямые иностранные инвестиции [8]. Azzimonti & Sarte 2007 указывает, что низкие затраты на рабочую силу привлекают прямые иностранные инвестиции в зависимости от уровня навыков, требуемых транснациональными корпорациями, но образованная рабочая сила имеет решающее значение [9].
Факторы эффективности связаны с прибылью от использования производительности, конкурентных затрат, стоимости активов, человеческих ресурсов, стоимости промежуточных производственных ресурсов, инвестиционных услуг и эффективности принимающей страны в региональных группах и двусторонних соглашениях. Предыдущие факторы играют важную и значительную роль в готовности иностранных инвесторов напрямую инвестировать, когда эти факторы существуют [4].
По мнению Нории Абд Мохаммад, экономическая политика играет ключевую роль в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которая является выигрышной картой для принимающих стран [34].
Babatunde and Shakirat A. завершили свое исследование в 2012 году на тему влияния налоговых стимулов на иностранные инвестиции и пришли к выводу, что политика налоговых стимулов принимающей страны положительно влияет на привлечение прямых иностранных инвестиций [10]. Это подтверждается исследованиями Edmiston K. Mudd S. и Valev N. 2003 года [15].
В 2008 году Buthe и Milner отмечают, что правительства развивающихся стран, стремящиеся привлечь прямые иностранные инвестиции, с этой целью могут использовать торговые соглашения, такие как ВТО и ПТА. Это означает, что членство в торговых организациях создает платформу для переговоров и, таким образом, смягчает инвестиционные риски [13].
Согласно исследованию Группы Всемирного банка, приватизация стратегических секторов, включая банковское дело, страхование и телекоммуникации, для внешних инвесторов создает среду, которая привлекает прямые иностранные инвестиции в другие секторы и облегчает международную торговлю [23].
В своем исследовании в 2012 году Нория Абд Мохаммад также указывает, что чем больше вариантов финансирования в стране либо путем принятия банковской системы, либо принятия системы финансового рынка, тем больше будет привлечено ПИИ [34].
На основе изложенного выше мы можем разделить экономические факторы, влияющие на привлечение прямых иностранных инвестиций, на две группы: первая касается потребностей инвестора и целей его инвестиций, вторая касается аспектов государственного управления экономикой, которая также разделена на две группы: первая связана со стабильностью экономики и экономическим ростом принимающей страны, а вторая – с экономической политикой, проводимой этими странами для привлечения прямых иностранных инвестиций (см. рис. 2).
Рис. 2. Экономические детерминанты ПИИ в принимающей стране
Можно сделать вывод, что сочетание этих элементов друг с другом неизбежно привлечет ПИИ. Таким образом, данное исследование показывает, что именно интегрированный экономический климат приводит к увеличению ПИИ.
Правовые правила и административные процедуры. Правовые правила и административные процедуры, влияющие на ПИИ, можно разделить на ряд элементов: правила, применимые к вводу ПИИ, законы об иностранной собственности, защиту иностранных инвесторов и их инвестиций, а также законодательство, регулирующее защиту интеллектуальной собственности.
Процедуры ввода прямых иностранных инвестиций в принимающее государство подразделяются на две категории: процедуры уведомления и процедуры утверждения. Steyt J. в своем исследовании в 2006 году говорил, что национальная система, применяющая процедуру уведомления, является хостингом для потоков ПИИ из страны, которая применяет предварительную процедуру утверждения и экспертизы к каждой иностранной инвестиции до её вложения. Они менее сложны и занимают меньше времени, чтобы начать инвестировать [20, с.82].
Что касается иностранной собственности и ограничений, согласно исследованиям Asiedu E. Esfahani A. 1998 года о структуре собственности в проектах ПИИ, степень, в которой реализуется политика правительства в отношении иностранной собственности, оказывает явное негативное влияние на структуру собственности [7, с.25]. Таким образом, можно сказать, что ослабление ограничений на владение иностранцами положительно влияет на привлечение ПИИ.
Tobin и Rose-Ackerman в своем исследовании 2005 года по ПИИ и деловой среде в развивающихся странах обнаружили, что слабая защита прав собственности препятствует ПИИ [21, с.33]. Это подтверждается докладом Paulovich от 2016 года, в котором отмечается, что инвестор в первую очередь учитывает объем защиты, предоставляемой внутренней правовой системой [18, с.13].
Что касается защиты прав интеллектуальной собственности, исследование YASED в Турции подтвердило, что укрепление системы прав интеллектуальной собственности способствовало способности страны привлекать прямые иностранные инвестиции, особенно в секторах, использующих технологии [25, с.14].
В результате можно с уверенностью сказать, что страна, которая не следует сложным и строгим административным процедурам, принимает специальные законы, разрешающие иностранную собственность и укрепляет законы и положение о защите интеллектуальной собственности, неизбежно привлечет прямые иностранные инвестиции (см. рис. 3).
Рис. 3. Правовые и административные детерминанты ПИИ в принимающей стране [7, 18, 20, 21, 25]
Ситуация Сирии. После этого были выявлены основные детерминанты ПИИ в принимающей стране. Сирийская ситуация может быть проанализирована в качестве примера, чтобы определить наиболее влиятельные факторы притока ПИИ в Сирию и дать рекомендации относительно более мощного прямого потока прямых иностранных инвестиций (таблица 1).
Анализ включает множество статистических данных по Сирии за период между 2006 годом – временем войны на юге Ливана, в которой Сирия участвовала в той или иной форме в результате политических альянсов в регионе, и 2011 годом, когда начался сирийский кризис в связи с распространением терроризма в регионе, в том же году Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) прекратила сообщать данные о потоках ПИИ в Сирию в своих докладах о глобальных инвестициях.
Анализ основан на статистических данных Сирии, опубликованных в периодических докладах ЮНКТАД; глобальных инвестиционных докладах; Всемирном индексе миролюбия института экономики и мира; Индексе экономической свободы, рассчитываемом газетой Wall Street Journal; Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума; докладах Сирийского Инвестиционного Органа; докладах Арабского Института об инвестиционной гарантии и экспортных кредитах; докладах об инвестиционном климате в арабских странах; доклады международных валютных фондов (МВФ).
Таблица 1
Реальность прямых иностранных инвестицих в Сирии в соответствии
с их детерминантами
Факторы |
Показатели |
Годы |
||||||
|
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
|
ПИИ в Сирию, млн. долларов |
600 |
1242 |
1467 |
2570 |
1469 |
804 |
|
Политические |
Всемирный индекс миролюбия (рейтинг) |
- |
77/121 |
75/140 |
92/144 |
115/149 |
116/153 |
|
Экономические |
|
Оценка Сирии - Глобальной конкурентоспособности (рейтинг) |
- |
80/131 |
78/132 |
94/133 |
97/139 |
98/142 |
Потребности инвестора |
Размер рынка (рейтинг) |
- |
62/131 |
63/132 |
64/133 |
65/139 |
66/142 |
|
Инфраструктура (рейтинг) |
- |
74/131 |
74/132 |
79/133 |
105/139 |
97/142 |
||
Технологическая готовность (рейтинг) |
- |
109/131 |
107/132 |
108/133 |
111/139 |
105/142 |
||
Эффективный товарный рынок (рейтинг) |
- |
81/131 |
92/132 |
101/133 |
115/139 |
102/142 |
||
Эффективность рынка труда (рейтинг) |
- |
117/131 |
123/132 |
128/133 |
132/139 |
134/142 |
||
Здоровье и образование (рейтинг) |
- |
69/131 |
70/132 |
70/133 |
64/139 |
62/142 |
||
Высшее образование и обучение (рейтинг) |
- |
104/131 |
101/132 |
104/133 |
107/139 |
106/142 |
||
Инновации и креативность (рейтинг) |
- |
93/131 |
80/132 |
100/133 |
115/139 |
111/142 |
||
Развитие финансовых рынков (рейтинг) |
- |
112/131 |
121/132 |
123/133 |
124/139 |
117/142 |
||
Либерализация торговли (рейтинг) |
145/157 |
142/157 |
144/157 |
141/179 |
145/179 |
140/179 |
||
Стабильность экономики и экономический рост |
Темпы экономического роста, % |
5,1 |
5,7 |
4,3 |
6,0 |
3,4 |
2,0 |
|
Уровень инфляции, % |
9,1 |
13,7 |
19,0 |
-7,5 |
7,8 |
7,0 |
||
Номинальная иностранная процентная ставка ВВП, % |
3,4 |
3,3 |
4,4 |
4,6 |
4,9 |
- |
||
Обменный курс лиры против $ 1 |
51 |
49,9 |
46,5 |
46,7 |
46,5 |
47,2 |
||
Платежный баланс в млрд. долларов |
-1,2 |
0,6 |
0,1 |
0,0 |
-0,5 |
- |
||
Правовые и процедурные |
|
Права собственности (рейтинг) |
- |
- |
30/132 |
46/133 |
62/139 |
51/142 |
Защита прав интеллектуальной собственности (рейтинг) |
- |
- |
54/132 |
59/133 |
75/139 |
72/142 |
||
Защита инвесторов (рейтинг) |
- |
- |
86/132 |
90/133 |
99/139 |
93/142 |
||
Процедуры запуска бизнеса (рейтинг) |
- |
- |
108/132 |
60/133 |
57/139 |
56/142 |
||
Распространение права собственности иностранцев (рейтинг) |
- |
- |
128/132 |
132/133 |
137/139 |
137/142 |
||
Влияние бизнес-правил на ПИИ (рейтинг) |
- |
- |
108/132 |
102/133 |
114/139 |
112/142 |
Источник: составлено авторами по: [26,27,28,29,30,31,32].
Данные, указанные в таблице, показывают резкое снижение суммарного рейтинга Сирии, по данным Всемирного индекса миролюбия, что, без сомнения, негативно отражается на потоке ПИИ в Сирию. Как видно, приток прямых иностранных инвестиций в 2009 году имеет самый высокий показатель, затем снижается до 2011 года примерно на -34 % в течение 3 лет, при этом общий рейтинг Сирии несколько улучшился на основании большинства экономических показателей, связанных с потребностями инвесторов.
Из этого можно сделать вывод, что экономические факторы, связанные с потребностями инвесторов, оказывают небольшое влияние на поток ПИИ в Сирию, а политические факторы оказывали на него более значительное влияние.
Что касается показателей роста экономики и экономической стабильности, можно увидеть степень их корреляции с потоками ПИИ. По нашим наблюдениям, высокие цифры были зафиксированы в 2009 году, когда наблюдался самый большой приток ПИИ в Сирию. Таким образом, наблюдается взаимосвязь между ростом и стабильностью сирийской экономики, с одной стороны, и притоком ПИИ, с другой. Можно сделать вывод, что рост экономики Сирии и стабильность сирийской экономики оказывали существенное влияние на потоки иностранных инвестиций в Сирию.
Здесь можно сослаться на экономическую политику, принятую сирийским правительством в целях увеличения притока ПИИ, наиболее важными компонентами, которой являются политика экономической открытости путем получения статуса члена-наблюдателя Всемирной торговой организации в 2010 году, подписание Соглашения о Европейском партнерстве в 2008 году и присоединение к наиболее важным международным экономическим организациям. Что касается налоговой политики, был опубликован Законодательный декрет № 8 от 2007 года об инвестициях, в котором инвестору были предоставлены существенные налоговые льготы. А что касается политики финансирования, то для установления Сирийского рынка ценных бумаг был издан Законодательный декрет № 55 от 2006 года. Здесь роль экономических стратегий может быть связана с экономическим ростом, стабильностью экономики и их вкладом в увеличение потоков ПИИ. Таким образом, экономическая политика может оказать положительное влияние на поток ПИИ.
Анализ показателей правовых и административных факторов демонстрирует, что снижение потоков ПИИ с 2009 по 2011 год совпадает с падением рейтинга Сирии в соответствии с этими показателями. Но данный факт не может наблюдается в период между 2008 и 2009, поскольку рейтинг Сирии упал в соответствии с показателями правовых и административных факторов, несмотря на увеличение потоков ПИИ. Однако качественный сдвиг в рейтинге Сирии в соответствии с показателем процедур, осуществляемых для начала бизнеса, где Сирия занимала 108-е место в 2008 году и потом 60-е в 2009 году, показывает важность этого показателя для ПИИ и эффективность экономической политики, принятой сирийским правительством. Таким образом, приходим к выводу, что правовые и административные факторы также оказывают влияние на поток ПИИ в Сирию и что процедуры, осуществляемые для начала бизнеса, оказывают сильное влияние на их поток.
На основе вышесказанного распределим факторы, влияющие на поток ПИИ в Сирию, от наиболее влиятельных до наименее влиятельных, следующим образом:
1. Политическая стабильность.
2. Рост экономики и экономическая стабильность.
3. Экономическая политика.
4. Правовые правила и административные процедуры.
5. Потребности инвестора. (таблица 2).
Таблица 2
Детерминанты прямых иностранных инвестиций в принимающей стране –
Оценка сирийской ситуации
Детерминанты |
Показатель |
Влияние |
Оценка сирийской ситуации в период с 2006 по 2011 год |
|
Положи-тельное |
Отрица-тельное |
|||
Политические |
Политическая стабильность |
|
|
1 |
Политическая нестабильность |
|
|
||
Экономические |
Рост экономики и экономическая стабильность |
|
|
2 |
Увеличение темпов инфляции |
|
|
||
Наличие природных ресурсов и инфраструктуры |
|
|
5 |
|
Увеличение размера и эффективности рынка |
|
|
||
Низкие трудозатраты |
|
|
||
Открытость рынка и либерализация торговли |
|
|
||
Применение политики налоговых льгот |
|
|
||
Присоединение к коммерческим организациям |
|
|
3 |
|
Приватизация стратегических секторов |
|
|
||
Множество вариантов финансирования |
|
|
||
Правовые и Административные |
Процедура уведомления для входа ПИИ |
|
|
4 |
Процедура утверждения для входа ПИИ |
|
|
||
Ограничение прав собственности для иностранцев |
|
|
||
Повышенная защита прав иностранных инвесторов |
|
|
||
Укрепление системы защиты интеллектуальной собственности |
|
|
Так, сирийскому правительству можно дать рекомендации, которые будут способствовать разработке будущей политики по возвращению ПИИ в Сирию, тем более что Сирия в настоящее время начинает выходить из состояния войны, которое длилось последние семь лет. Наиболее важные из этих рекомендаций:
- работать во всех направлениях, чтобы обеспечить политическую стабильность в Сирии: продвигать политический процесс в Сирии, укреплять двусторонние политические отношения, особенно с союзниками, работать над открытием новых политических каналов со странами, которые стремятся бороться с терроризмом, не нанося ущерба суверенитету государства;
- работать над развитием и модернизацией экономики с целью её восстановления после войны путем снижения темпов инфляции, улучшения обменного курса и сбалансирования платежного баланса;
- поддерживать принятую экономическую политику и работать над улучшением в частности политики налоговых стимулов, экономической открытости, активизации Дамасской фондовой биржи, активизации роли частных банков в диверсификации средств финансирования и приватизации стратегических секторов в стране;
- сохранять существовавшие до войны правовые нормы и административные процедуры, заниматься дальнейшей их разработкой;
- вести необходимые работы по восстановлению инфраструктуры за счет использования ПИИ и стремиться повысить уровень образования, обучения и здравоохранения в Сирии;
- создать четкую политику по привлечению сирийской рабочей силы и умов, которые мигрировали в другие страны из-за войны.
Заключение. Исследование показывает, что приток прямых иностранных инвестиций в основном зависит от интегральной экономической обстановки: общеполитических, экономических и институционально-правовых условий, преобладающих в принимающей стране. Эти факторы составляют инвестиционный климат, в котором происходит инвестиционный процесс, и мы не можем отделять эти элементы друг от друга, они составляют единое целое. Отсутствие одного или какого-либо другого компонента будет сказываться на принятии инвестиционного решений и являться причиной попадания в зону риска, с чем столкнется прямой иностранный инвестор.
Каждая детерминанта состоит из подмножества частных параметров, которые специфичны в каждой стране. Поэтому необходимы более точные методики оценки этих частных параметров с тем, чтобы количественно оценить уровень благоприятности интегральной инвестиционной среды в принимающей стране. Полученные в результате таких оценок данные будут служить основой для формирования стратегий привлечения ПИИ на макроуровне.
Источник финансирования. Работа выполнена в рамках Грант Президента РФ.
1. Кожина Е.А., Лавренчук Е.Н. Детер-минанты Прямых Иностранных Инвестиций В Регионы Российской Федерации: Резултаты Экономикоматематического моделирования // Вестник Пермского Университета. 2017. Том. 12. №3. С. 404-420.
2. Сухарева И.О., Юнусова Н.Н., «Ком-прессор» для экономики - эффекты притока прямых иностранных инвестиций [Электрон-ный ресурс] // Аналитика/Анализ и прогноз. Банковское дело. 2013. №4. С. 30-38. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/BankDel/BD04_2013_Sukhareva_Unusova.pdf (25.01.2018).
3. Трейтьякова Е.В. Прямые Иностран-ные Инвестиции: Оценка привлечения в Рес-публику Беларусь // Вестник ГГТУ ИМ. П. О. Сухого. 2017. №3. С. 75-83.
4. Шилькова В.В., Никифорова Е.П. Ре-сурсное обеспечение стратегии инновацион-ного развития отечественной экономики // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2016. №10. С. 274- 280.
5. Alesina, Alberto, Ozler S., Roubini N., Swagel P. Political Instability and Economic Growth [Электронный ресурс] // Journal of Economic Growth. 1996, Vol. 1. №. 2. Pp. 189-211. DOI:https://doi.org/10.1007/BF00138862 URL: https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/4553024/alesina_instabilitygrowth.pdf?sequence=2 (дата обращения 25.01.2018).
6. Amal M., Tomio B., Raboch H. Determi-nants of Foreign Direct Investment in Latin America [Электронный ресурс] // GCG Georgetown University-UNIVERSIA. 2010, Vol. 4, no. 3, pp. 116-133. URL: https://gcg.universia.net/article/viewFile/394/520 (дата обращения 25.01.2018).
7. Asiedu E., Esfahani A. Ownership Struc-ture in Foreign Direct Investment Projects [Элек-тронный ресурс]. 1998, pp. 58. URL: http://www2.ku.edu/~kuwpaper/Archive/papers/Pre1999/wp1998_3.pdf (дата обращения 25.01.2018).
8. Asiedu E. Foreign Direct Investment in Africa: The Role of Natural Resources, Market Size, Government Policy, Institutions and Politi-cal Instability [Электронный ресурс] // United Nations University. 2006, pp. 63-77. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.455.3069&rep=rep1&type=pdf (дата обращения 25.01.2018).
9. Azzimonti M., Sarte P. Barriers to Foreign Direct Investment Under Political Instability [Электронный ресурс] // Economic Quarterly. 2007. Vol. 93, no. 3, pp. 287-315. URL: https://www.richmondfed.org/~/media/richmondfedorg/publications/research/economic_quarterly/2007/summer/pdf/azzimontia_sarte.pdf (дата обращения 25.01.2018).
10. Babatunde. Shakirat A. The Impact of Tax Incentives on Foreign Direct Investment in the Oil and Gas Sector in Nigeria [Электронный ресурс] // IOSR Journal of Business and Man-agement. 2012. Vol. 6. №. 1. Pp. 1-15. URL: http://iosrjournals.org/iosr-jbm/papers/Vol6-issue1/A0610115.pdf (дата обращения 25.01.2018).
11. Muhammad B., Muhammad I., Amjad A., Muhammad S. Mansoor A. Iltaf H. Tehreem F. Impact of Exchange Rate on Foreign Direct Investment in Pakistan [Электронный ресурс] // Advances in Economics and Business. 2014. Vol. 2. №.6. Pp. 223-231. DOI:https://doi.org/10.13189/aeb.2014.020602, URL: http://www.hrpub.org/download/20140801/AEB2-11802487.pdf (дата обращения 25.01.2018).
12. Busse M., Hefeker C., Nelgen S. Foreign Direct Investment and Exchange Rate Regimes // Economics Bulletin. 2013, Vol. 33, no. 1, pp. 843-858.
13. Buthe T., Milner H. The Politics of For-eign Direct Investment into Developing Coun-tries: Increasing FDI through International Trade Agreements // American Journal of Political Sci-ence. 2008, Vol. 52. №. 4. Pp. 741-762.
14. Dellis K., Sondermann D. Vansteenkiste I. Determinants of FDI inflows in advanced economies: Does the quality of economic struc-tures matter? [Электронный ресурс] // ECB. Working Paper. 2017. № 2066. Pp. 27 URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecb.wp2066.en.pdf?036856d872808da8030f2f06611449c4 (дата обращения 25.01.2018).
15. Edmiston K., Mudd S., Valev N. Incen-tive Targeting, Influence Peddling, and Foreign Direct Investment [Электронный ресурс] // Georgia State University. Working Paper. 2000. Pp. 23, URL: https://www.researchgate.net/profile/Kelly_Edmiston/publication/226408020_Incentive_Targeting_Influence_Peddling_and_Foreign_Direct_Investment/links/0c960526fab8a37d97000000/Incentive-Targeting-Influence-Peddling-and-Foreign-Direct-Investment.pdf (дата обращения 25.01.2018).
16. Koboekae T. The impact of political risk on foreign direct investment decisions by South African multinational corporations // University of Pretoria. Research. 2012, pp. 95.
17. Lokesha B., Leelavathy D. Determinants of Foreign Direct Investment: A Macro Perspec-tive // The Indian Journal of Industrial Relations. 2012, Vol. 47. №. 3. Pp. 459-469.
18. Paulovich Y. Foreign Direct Investment Protection in the United States and Russia // Uni-versiteit Gent. Research. 2016. Pp. 138.
19. Schneider F. Frey B. Economic and Polit-ical Determinants of Foreign Direct Investment [Электронный ресурс] // World Development. 1985. Vol. 13. №. 2. Pp. 161-175. URL: https://www.bsfrey.ch/articles/C_135_1985.pdf (дата обращения 25.01.2018).
20. Steyt J., Comparative Foreign Direct In-vestment Law: Determinants of the Legal Framework and the Level of Openness and At-tractiveness of Host Economies // New York. LL.M. Graduate Research Paper. 2006, pp. 143.
21. Tobin J. Rose-Ackerman S. Foreign Di-rect Investment and the Business Environment in Developing Countries: the Impact of Bilateral Investment Treaties [Электронный ресурс] // 2005, pp. 67. URL: http://law.wisc.edu/gls/documents/foreign_investment6.pdf (дата обращения 25.01.2018).
22. UNCTAD, World Investment Report Trends and Determinants, United Nations [Элек-тронный ресурс] // New York and Geneva, 1998, pp. 428. URL: http://unctad.org/en/Docs/wir1998_en.pdf (дата обращения 25.01.2018).
23. World Bank Group, Privatization, Foreign Direct Investment and Export Performance: Evi-dence from Transition Economies [Электрон-ный ресурс] // pp. 6 URL: http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Kaminski-Premnote_1.pdf (дата обращения 25.01.2018).
24. World Trade Organization, "Trade in Value-Added and Global Value Chains" profiles Explanatory notes [Электронный ресурс] // pp.7 URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/miwi_e/Explanatory_Notes_e.pdf (дата обращения 25.01.2018).
25. YASED. Protection of Intellectual Prop-erty Rights in Turkey: Impact on Foreign Direct Investment [Электронный ресурс] // Report, 2008, pp. 48. URL: https://www.istanbul-ekonomi.com/Content/Media/dosyalar/Protection_of_Impact_Intellectual_on_Foreign_Prop.pdf (дата обращения 25.01.2018).
26. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx
27. Institute for Economics and Peace (IEP) http://economicsandpeace.org/
28. Index of Economic Freedom https://www.heritage.org/index/ranking/
29. Global Competitiveness Index https://www.weforum.org/events/world-economic-forum-annual-meeting-2018
30. Syrian Investment Agency http://sia.gov.sy/emainsia.php
31. The Arab Investment and Export Credit Guarantee Corporation http://dhaman.net/en/
32. International Monetary Fund (IMF) http://www.imf.org/external/index.htm
33. ﺨﺯﺍﻤﻰ ﻋﺒﺩﺍﻟﻌﺯﻴﺯ ﺍﻟﺠﻨﺩﻱ ، ﺍﻻﺴﺘﺜﻤﺎﺭ ﻓﻲ ﺍﻟﺠﻤﻬﻭﺭﻴﺔ ﺍﻟﻌﺭﺒﻴﺔ ﺍﻟﺴﻭﺭﻴﺔ ، ﻤﺠﻠﺔ ﺠﺎﻤﻌﺔ ﺩﻤﺸﻕ ﻟﻠﻌﻠﻭﻡ ﺍﻻﻗﺘﺼﺎﺩﻴﺔ ﻭﺍﻟﻘﺎﻨﻭﻨﻴﺔ ، 2010 ، ﺍﻟﻤﺠﻠﺩ 26 ، ﺍﻟﻌﺩﺩ 20، ص 609 - 649.
34. نورية عبد محمد ، أثر الاستثمار الأجنبي في مستقبل الاستثمار العربي ، أطروحة دكتوراه ، جامعة سانت كليمنتس ، 2012 ، ص 217 .