Belgorod, Russian Federation
Belgorod, Russian Federation
GRNTI 06.91 Экономика отдельных стран
BBK 659 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Мирового океана
Foreign direct investment is considered to be the most important element of private financial resources of the host country. There is a number of factors that attract and influence the flow of foreign direct investment into the country. This article considers the basic concepts associated with the determinants of foreign direct investment, especially: political, economic, legal and procedural determinants. This article also identifies the factors that attract foreign direct investment and analyzes the Syrian situation. This article is intended to demonstrate the positive impact of political stability, the existence of an integrated economic climate, the absence of a complex administrative system and the existence of legal norms that protect the rights of foreigners, especially intellectual property rights, to attract foreign direct investment in the host country. And also, the purpose of this article is to study the Syrian situation as an example and indicate the most important factors affecting the attraction of foreign direct investment in Syria.
foreign direct investment, determinants, political stability, economic factors, legal rules, administrative procedures, Syria
Введение. За последние десятилетия в мире наблюдается огромный рост мировых потоков капитала. Увеличение объёма инвестиционных потоков в основном связано с тем, что оценена важность и необходимость иностранного капитала и его роли в поддержке роста и развития экономики в большинстве стран мира, включая развивающиеся страны [34].
Нет сомнений в том, что прямые иностранные инвестиции являются наиболее важными элементами частных финансовых ресурсов, обеспечивающих более высокую стабильность из-за долгосрочной стратегии инвесторов и давая преимущества для принимающей страны, включая передачу технологий и позитивное влияние на экономический рост [2].
Исходя из этой логики, конкуренция между странами активизировалась с целью привлечь больше прямых иностранных инвестиций, устранив при этом барьеры и препятствия, предоставив им мотивацию и гарантии, которые облегчают им выход на местный рынок. Из-за этого все развивающиеся страны приняли законодательство, которое дает привлекательные стимулы для иностранных инвесторов и устраняет все ограничения, которые появляются на их пути. В этой связи актуализируются вопросы управления процессами привлечения иностранных инвестиций и создания для этого необходимых условий [33].
Методология. С целью достижения цели настоящей работы методологически важно ответить на вопросы: как оценить, является ли каждая инвестиционная среда страны благоприятной для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и насколько? Какие факторы влияют на решение иностранного инвестора выбрать ту или иную страну? Какие факторы способствуют привлечению прямых иностранных инвестиций? Каковы ключевые детерминанты ПИИ в современных условиях? Какой подход следует выбрать с целью обеспечения наилучшей ситуации для привлечения прямых иностранных инвестиций?
Применение методологии диалектического и системного анализа, принципов «от общего к частному, от абстрактного к конкретному», дескриптивного подхода, методов факторного анализа, а также структурирования и сравнительного метода в известной мере позволяет дать ответ на выше обозначенные вопросы. Используется группировка элементов и условий среды, описываются и структурируются детерминанты прямых инвестиций по их видам, а также ранжируются по значимости и степени развития на примере такой страны, как Сирия.
Основная часть. Для начала следует отметить, что Всемирная торговая организация (ВТО) определяет ПИИ как инвестиционное участие в зарубежных активах посредством совместного предприятия, слияния и поглощения с долгосрочной перспективой [24].
Важность прямых иностранных инвестиций даёт толчок местной экономике через её роль в улучшении способности взаимодействия с мировой экономикой и участие в международном производственном процессе. Приток прямых иностранных инвестиций является важнейшим элементом внешнего финансирования развития в развивающихся странах. Он является важным источником финансовых ресурсов, ноу-хау, локализации технологий, увеличения экспортных возможностей принимающих стран, создания новых рабочих мест, сокращения безработицы, подготовки национальной занятости, а также источником поддержки новых исследований и разработок [1]. Кроме того, положительное влияние на внутренние инвестиции заметно в том, что происходит увеличение темпов из-за создания национальных инвестиционных возможностей в дополнительных отраслях экономики [3].
Анализ показывает, что детерминанты инвестиций включают все экономические, политические, правовые и процедурные условия, которые могут повлиять на шансы на успех инвестиционного проекта в конкретном регионе или стране.
Вышеуказанные факторы взаимосвязаны, считаются вложенными элементами, влияют друг на друга, а большинство из них являются переменными факторами. Их взаимодействие создает новые ситуации с разными данными. Влияние этих факторов на решение иностранного инвестора варьируется от одной страны к другой. По словам Нурии Абд Мохаммад, степень этого влияния очевидна при сравнении развитых и развивающихся стран [34].
Политическая стабильность. Иностранные инвесторы вкладывают свой капитал только в том случае, когда знают, что в стране есть стабильная политическая среда и безопасность движения капитала.
Результаты исследования, проведенного компанией Busse&Hefeker (2007), свидетельствуют о том, что МНК рассматривают социально-политическую стабильность принимающей страны как один из важнейших элементов распределения средств для иностранных проектов [16].
Azzimonti & Sarte заявляют, что страны с высокой степенью политической нестабильности, как правило, демонстрируют высокие темпы экспроприации, что делает эти страны для инвестиций менее привлекательными [9].
В результате стабильное политическое состояние, в котором соблюдаются законы и правила, привлекает больше от ПИИ новых денег в страну.
Страна может переживать переход руководства на новый политический уровень, но при этом все еще привлекать ПИИ или даже увеличить приток ПИИ в страну. Alesina и другиепредполагают, что в этом случае приток ПИИ в страну можно объяснить тем, каким образом правительство может управлять процессом перехода. Чем лучше переход управляется, тем лучше восприятие страны и, в свою очередь, тем привлекательнее инвестиционные направления. Существует ряд социально-экономических элементов, которые МНК рассматривают при инвестировании в страну, которая претерпела переход руководства на новый политический уровень [5].
Lokesha & Leelavathy (2012) [17], соглашаясь с Buthe & Milner (2008) [13], заявляют, что для привлечения в страну ПИИ, нормативная и государственная политика должна быть открытой и гибкой, но надежной, поэтому важно добиться в ней баланса.
Это приводит к выводу, что политическая нестабильность отрицательно сказывается на потоке прямых иностранных инвестиций, и наоборот, политическая стабильность положительно влияет на поток прямых иностранных инвестиций.
Экономические факторы. По словам Нурии Абд Мохамед, экономический рост и экономическая стабильность являются наиболее важными факторами, обеспечивающими инвестиционные возможности, которые могут быть достигнуты за счет баланса общего бюджета, баланса платежного баланса, поддержания низких темпов инфляции, низких обменных курсов и высоких процентных ставок [34].
Исследование Schneider & Frey (1985), в которое входили 51 развивающаяся страна в 1985 году, поддерживает вышесказанное в том, что есть отрицательная корреляция между высокими уровнями инфляции и прямыми иностранными инвестициями, поскольку это показатель слабой экономики принимающих стран и представляет собой опасность для инвесторов в виде прогнозирования нежелательной политики [19].
Bilawal M., который провел исследование, чтобы проверить, повлиял ли обменный курс на прямые иностранные инвестиции в Пакистане или нет, обнаружил, что обменный курс оказал 67 % влияние на прямые иностранные инвестиции [11].
Busse M. отметил, что есть сильное влияние фактического режима обменного курса на приток ПИИ в развитых странах, но в развивающихся странахон оказывает меньшее влияние [12].
Хузама Абдул Азиз Аль-Жунди говорит, что экономические детерминанты прямых иностранных инвестиций в принимающей стране являются рыночными факторами, факторами ресурсов и факторами эффективности, о которых сообщалось ЮНКТАД в докладе о прямых иностранных инвестициях в 1998 году [33], [22]. (см. рис. 1).
Рис. 1. Экономические детерминанты принимающей страны для ПИИ [22]
Размер рынка положительно влияет на привлечение прямых иностранных инвестиций, это выводу пришел Табо Кобоэке в своем исследовании в 2012 году [16]. Amal M. [6] с коллегами, Dellis K. и др. [14], согласны с тем, что экономическая открытость и либерализация торговли эффективно способствуют привлечению прямых иностранных инвестиций.
Asiedu указывает в своем исследовании 2006 года, что присутствие природных ресурсов и инфраструктуры являются факторами, которые привлекают прямые иностранные инвестиции [8]. Azzimonti & Sarte 2007 указывает, что низкие затраты на рабочую силу привлекают прямые иностранные инвестиции в зависимости от уровня навыков, требуемых транснациональными корпорациями, но образованная рабочая сила имеет решающее значение [9].
Факторы эффективности связаны с прибылью от использования производительности, конкурентных затрат, стоимости активов, человеческих ресурсов, стоимости промежуточных производственных ресурсов, инвестиционных услуг и эффективности принимающей страны в региональных группах и двусторонних соглашениях. Предыдущие факторы играют важную и значительную роль в готовности иностранных инвесторов напрямую инвестировать, когда эти факторы существуют [4].
По мнению Нории Абд Мохаммад, экономическая политика играет ключевую роль в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которая является выигрышной картой для принимающих стран [34].
Babatunde and Shakirat A. завершили свое исследование в 2012 году на тему влияния налоговых стимулов на иностранные инвестиции и пришли к выводу, что политика налоговых стимулов принимающей страны положительно влияет на привлечение прямых иностранных инвестиций [10]. Это подтверждается исследованиями Edmiston K. Mudd S. и Valev N. 2003 года [15].
В 2008 году Buthe и Milner отмечают, что правительства развивающихся стран, стремящиеся привлечь прямые иностранные инвестиции, с этой целью могут использовать торговые соглашения, такие как ВТО и ПТА. Это означает, что членство в торговых организациях создает платформу для переговоров и, таким образом, смягчает инвестиционные риски [13].
Согласно исследованию Группы Всемирного банка, приватизация стратегических секторов, включая банковское дело, страхование и телекоммуникации, для внешних инвесторов создает среду, которая привлекает прямые иностранные инвестиции в другие секторы и облегчает международную торговлю [23].
В своем исследовании в 2012 году Нория Абд Мохаммад также указывает, что чем больше вариантов финансирования в стране либо путем принятия банковской системы, либо принятия системы финансового рынка, тем больше будет привлечено ПИИ [34].
На основе изложенного выше мы можем разделить экономические факторы, влияющие на привлечение прямых иностранных инвестиций, на две группы: первая касается потребностей инвестора и целей его инвестиций, вторая касается аспектов государственного управления экономикой, которая также разделена на две группы: первая связана со стабильностью экономики и экономическим ростом принимающей страны, а вторая – с экономической политикой, проводимой этими странами для привлечения прямых иностранных инвестиций (см. рис. 2).
Рис. 2. Экономические детерминанты ПИИ в принимающей стране
Можно сделать вывод, что сочетание этих элементов друг с другом неизбежно привлечет ПИИ. Таким образом, данное исследование показывает, что именно интегрированный экономический климат приводит к увеличению ПИИ.
Правовые правила и административные процедуры. Правовые правила и административные процедуры, влияющие на ПИИ, можно разделить на ряд элементов: правила, применимые к вводу ПИИ, законы об иностранной собственности, защиту иностранных инвесторов и их инвестиций, а также законодательство, регулирующее защиту интеллектуальной собственности.
Процедуры ввода прямых иностранных инвестиций в принимающее государство подразделяются на две категории: процедуры уведомления и процедуры утверждения. Steyt J. в своем исследовании в 2006 году говорил, что национальная система, применяющая процедуру уведомления, является хостингом для потоков ПИИ из страны, которая применяет предварительную процедуру утверждения и экспертизы к каждой иностранной инвестиции до её вложения. Они менее сложны и занимают меньше времени, чтобы начать инвестировать [20, с.82].
Что касается иностранной собственности и ограничений, согласно исследованиям Asiedu E. Esfahani A. 1998 года о структуре собственности в проектах ПИИ, степень, в которой реализуется политика правительства в отношении иностранной собственности, оказывает явное негативное влияние на структуру собственности [7, с.25]. Таким образом, можно сказать, что ослабление ограничений на владение иностранцами положительно влияет на привлечение ПИИ.
Tobin и Rose-Ackerman в своем исследовании 2005 года по ПИИ и деловой среде в развивающихся странах обнаружили, что слабая защита прав собственности препятствует ПИИ [21, с.33]. Это подтверждается докладом Paulovich от 2016 года, в котором отмечается, что инвестор в первую очередь учитывает объем защиты, предоставляемой внутренней правовой системой [18, с.13].
Что касается защиты прав интеллектуальной собственности, исследование YASED в Турции подтвердило, что укрепление системы прав интеллектуальной собственности способствовало способности страны привлекать прямые иностранные инвестиции, особенно в секторах, использующих технологии [25, с.14].
В результате можно с уверенностью сказать, что страна, которая не следует сложным и строгим административным процедурам, принимает специальные законы, разрешающие иностранную собственность и укрепляет законы и положение о защите интеллектуальной собственности, неизбежно привлечет прямые иностранные инвестиции (см. рис. 3).
Рис. 3. Правовые и административные детерминанты ПИИ в принимающей стране [7, 18, 20, 21, 25]
Ситуация Сирии. После этого были выявлены основные детерминанты ПИИ в принимающей стране. Сирийская ситуация может быть проанализирована в качестве примера, чтобы определить наиболее влиятельные факторы притока ПИИ в Сирию и дать рекомендации относительно более мощного прямого потока прямых иностранных инвестиций (таблица 1).
Анализ включает множество статистических данных по Сирии за период между 2006 годом – временем войны на юге Ливана, в которой Сирия участвовала в той или иной форме в результате политических альянсов в регионе, и 2011 годом, когда начался сирийский кризис в связи с распространением терроризма в регионе, в том же году Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) прекратила сообщать данные о потоках ПИИ в Сирию в своих докладах о глобальных инвестициях.
Анализ основан на статистических данных Сирии, опубликованных в периодических докладах ЮНКТАД; глобальных инвестиционных докладах; Всемирном индексе миролюбия института экономики и мира; Индексе экономической свободы, рассчитываемом газетой Wall Street Journal; Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума; докладах Сирийского Инвестиционного Органа; докладах Арабского Института об инвестиционной гарантии и экспортных кредитах; докладах об инвестиционном климате в арабских странах; доклады международных валютных фондов (МВФ).
Таблица 1
Реальность прямых иностранных инвестицих в Сирии в соответствии
с их детерминантами
Факторы |
Показатели |
Годы |
||||||
|
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
|
ПИИ в Сирию, млн. долларов |
600 |
1242 |
1467 |
2570 |
1469 |
804 |
|
Политические |
Всемирный индекс миролюбия (рейтинг) |
- |
77/121 |
75/140 |
92/144 |
115/149 |
116/153 |
|
Экономические |
|
Оценка Сирии - Глобальной конкурентоспособности (рейтинг) |
- |
80/131 |
78/132 |
94/133 |
97/139 |
98/142 |
Потребности инвестора |
Размер рынка (рейтинг) |
- |
62/131 |
63/132 |
64/133 |
65/139 |
66/142 |
|
Инфраструктура (рейтинг) |
- |
74/131 |
74/132 |
79/133 |
105/139 |
97/142 |
||
Технологическая готовность (рейтинг) |
- |
109/131 |
107/132 |
108/133 |
111/139 |
105/142 |
||
Эффективный товарный рынок (рейтинг) |
- |
81/131 |
92/132 |
101/133 |
115/139 |
102/142 |
||
Эффективность рынка труда (рейтинг) |
- |
117/131 |
123/132 |
128/133 |
132/139 |
134/142 |
||
Здоровье и образование (рейтинг) |
- |
69/131 |
70/132 |
70/133 |
64/139 |
62/142 |
||
Высшее образование и обучение (рейтинг) |
- |
104/131 |
101/132 |
104/133 |
107/139 |
106/142 |
||
Инновации и креативность (рейтинг) |
- |
93/131 |
80/132 |
100/133 |
115/139 |
111/142 |
||
Развитие финансовых рынков (рейтинг) |
- |
112/131 |
121/132 |
123/133 |
124/139 |
117/142 |
||
Либерализация торговли (рейтинг) |
145/157 |
142/157 |
144/157 |
141/179 |
145/179 |
140/179 |
||
Стабильность экономики и экономический рост |
Темпы экономического роста, % |
5,1 |
5,7 |
4,3 |
6,0 |
3,4 |
2,0 |
|
Уровень инфляции, % |
9,1 |
13,7 |
19,0 |
-7,5 |
7,8 |
7,0 |
||
Номинальная иностранная процентная ставка ВВП, % |
3,4 |
3,3 |
4,4 |
4,6 |
4,9 |
- |
||
Обменный курс лиры против $ 1 |
51 |
49,9 |
46,5 |
46,7 |
46,5 |
47,2 |
||
Платежный баланс в млрд. долларов |
-1,2 |
0,6 |
0,1 |
0,0 |
-0,5 |
- |
||
Правовые и процедурные |
|
Права собственности (рейтинг) |
- |
- |
30/132 |
46/133 |
62/139 |
51/142 |
Защита прав интеллектуальной собственности (рейтинг) |
- |
- |
54/132 |
59/133 |
75/139 |
72/142 |
||
Защита инвесторов (рейтинг) |
- |
- |
86/132 |
90/133 |
99/139 |
93/142 |
||
Процедуры запуска бизнеса (рейтинг) |
- |
- |
108/132 |
60/133 |
57/139 |
56/142 |
||
Распространение права собственности иностранцев (рейтинг) |
- |
- |
128/132 |
132/133 |
137/139 |
137/142 |
||
Влияние бизнес-правил на ПИИ (рейтинг) |
- |
- |
108/132 |
102/133 |
114/139 |
112/142 |
Источник: составлено авторами по: [26,27,28,29,30,31,32].
Данные, указанные в таблице, показывают резкое снижение суммарного рейтинга Сирии, по данным Всемирного индекса миролюбия, что, без сомнения, негативно отражается на потоке ПИИ в Сирию. Как видно, приток прямых иностранных инвестиций в 2009 году имеет самый высокий показатель, затем снижается до 2011 года примерно на -34 % в течение 3 лет, при этом общий рейтинг Сирии несколько улучшился на основании большинства экономических показателей, связанных с потребностями инвесторов.
Из этого можно сделать вывод, что экономические факторы, связанные с потребностями инвесторов, оказывают небольшое влияние на поток ПИИ в Сирию, а политические факторы оказывали на него более значительное влияние.
Что касается показателей роста экономики и экономической стабильности, можно увидеть степень их корреляции с потоками ПИИ. По нашим наблюдениям, высокие цифры были зафиксированы в 2009 году, когда наблюдался самый большой приток ПИИ в Сирию. Таким образом, наблюдается взаимосвязь между ростом и стабильностью сирийской экономики, с одной стороны, и притоком ПИИ, с другой. Можно сделать вывод, что рост экономики Сирии и стабильность сирийской экономики оказывали существенное влияние на потоки иностранных инвестиций в Сирию.
Здесь можно сослаться на экономическую политику, принятую сирийским правительством в целях увеличения притока ПИИ, наиболее важными компонентами, которой являются политика экономической открытости путем получения статуса члена-наблюдателя Всемирной торговой организации в 2010 году, подписание Соглашения о Европейском партнерстве в 2008 году и присоединение к наиболее важным международным экономическим организациям. Что касается налоговой политики, был опубликован Законодательный декрет № 8 от 2007 года об инвестициях, в котором инвестору были предоставлены существенные налоговые льготы. А что касается политики финансирования, то для установления Сирийского рынка ценных бумаг был издан Законодательный декрет № 55 от 2006 года. Здесь роль экономических стратегий может быть связана с экономическим ростом, стабильностью экономики и их вкладом в увеличение потоков ПИИ. Таким образом, экономическая политика может оказать положительное влияние на поток ПИИ.
Анализ показателей правовых и административных факторов демонстрирует, что снижение потоков ПИИ с 2009 по 2011 год совпадает с падением рейтинга Сирии в соответствии с этими показателями. Но данный факт не может наблюдается в период между 2008 и 2009, поскольку рейтинг Сирии упал в соответствии с показателями правовых и административных факторов, несмотря на увеличение потоков ПИИ. Однако качественный сдвиг в рейтинге Сирии в соответствии с показателем процедур, осуществляемых для начала бизнеса, где Сирия занимала 108-е место в 2008 году и потом 60-е в 2009 году, показывает важность этого показателя для ПИИ и эффективность экономической политики, принятой сирийским правительством. Таким образом, приходим к выводу, что правовые и административные факторы также оказывают влияние на поток ПИИ в Сирию и что процедуры, осуществляемые для начала бизнеса, оказывают сильное влияние на их поток.
На основе вышесказанного распределим факторы, влияющие на поток ПИИ в Сирию, от наиболее влиятельных до наименее влиятельных, следующим образом:
1. Политическая стабильность.
2. Рост экономики и экономическая стабильность.
3. Экономическая политика.
4. Правовые правила и административные процедуры.
5. Потребности инвестора. (таблица 2).
Таблица 2
Детерминанты прямых иностранных инвестиций в принимающей стране –
Оценка сирийской ситуации
Детерминанты |
Показатель |
Влияние |
Оценка сирийской ситуации в период с 2006 по 2011 год |
|
Положи-тельное |
Отрица-тельное |
|||
Политические |
Политическая стабильность |
|
|
1 |
Политическая нестабильность |
|
|
||
Экономические |
Рост экономики и экономическая стабильность |
|
|
2 |
Увеличение темпов инфляции |
|
|
||
Наличие природных ресурсов и инфраструктуры |
|
|
5 |
|
Увеличение размера и эффективности рынка |
|
|
||
Низкие трудозатраты |
|
|
||
Открытость рынка и либерализация торговли |
|
|
||
Применение политики налоговых льгот |
|
|
||
Присоединение к коммерческим организациям |
|
|
3 |
|
Приватизация стратегических секторов |
|
|
||
Множество вариантов финансирования |
|
|
||
Правовые и Административные |
Процедура уведомления для входа ПИИ |
|
|
4 |
Процедура утверждения для входа ПИИ |
|
|
||
Ограничение прав собственности для иностранцев |
|
|
||
Повышенная защита прав иностранных инвесторов |
|
|
||
Укрепление системы защиты интеллектуальной собственности |
|
|
Так, сирийскому правительству можно дать рекомендации, которые будут способствовать разработке будущей политики по возвращению ПИИ в Сирию, тем более что Сирия в настоящее время начинает выходить из состояния войны, которое длилось последние семь лет. Наиболее важные из этих рекомендаций:
- работать во всех направлениях, чтобы обеспечить политическую стабильность в Сирии: продвигать политический процесс в Сирии, укреплять двусторонние политические отношения, особенно с союзниками, работать над открытием новых политических каналов со странами, которые стремятся бороться с терроризмом, не нанося ущерба суверенитету государства;
- работать над развитием и модернизацией экономики с целью её восстановления после войны путем снижения темпов инфляции, улучшения обменного курса и сбалансирования платежного баланса;
- поддерживать принятую экономическую политику и работать над улучшением в частности политики налоговых стимулов, экономической открытости, активизации Дамасской фондовой биржи, активизации роли частных банков в диверсификации средств финансирования и приватизации стратегических секторов в стране;
- сохранять существовавшие до войны правовые нормы и административные процедуры, заниматься дальнейшей их разработкой;
- вести необходимые работы по восстановлению инфраструктуры за счет использования ПИИ и стремиться повысить уровень образования, обучения и здравоохранения в Сирии;
- создать четкую политику по привлечению сирийской рабочей силы и умов, которые мигрировали в другие страны из-за войны.
Заключение. Исследование показывает, что приток прямых иностранных инвестиций в основном зависит от интегральной экономической обстановки: общеполитических, экономических и институционально-правовых условий, преобладающих в принимающей стране. Эти факторы составляют инвестиционный климат, в котором происходит инвестиционный процесс, и мы не можем отделять эти элементы друг от друга, они составляют единое целое. Отсутствие одного или какого-либо другого компонента будет сказываться на принятии инвестиционного решений и являться причиной попадания в зону риска, с чем столкнется прямой иностранный инвестор.
Каждая детерминанта состоит из подмножества частных параметров, которые специфичны в каждой стране. Поэтому необходимы более точные методики оценки этих частных параметров с тем, чтобы количественно оценить уровень благоприятности интегральной инвестиционной среды в принимающей стране. Полученные в результате таких оценок данные будут служить основой для формирования стратегий привлечения ПИИ на макроуровне.
Источник финансирования. Работа выполнена в рамках Грант Президента РФ.
1. Kozhina E.A., Lavrenchuk E.N. Determinants of Direct Foreign Investments in the Regions of the Russian Federation: Results of Economic and Mathematical Modeling. Bulletin of Perm University, 2017, vol. 12. no. 3, pp. 404-420.
2. Sukhareva I.O., Yunusova N.N. Compressor for the economy - the effects of foreign direct investment inflows. Analytics. Analysis and Forecast, Banking, 2013, no. 4, pp. 30-38. Available at: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/BankDel/BD04_2013_Sukhareva_Unusova.pdf (accessed 25.01.2018).
3. Tretyakova E.V. Direct Foreign Investments: Assessment of attracting to the Republic of Belarus. Bulletin of GSTU named after P.O. Sukhoi, 2017, no. 3, pp. 75-83.
4. Shilkova V.V., Nikiforova E.P. Resource provision of the strategy of innovative development of the domestic economy. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov, 2016, no. 10, pp. 274-280.
5. Alesina, Alberto, Ozler S., Roubini N., Swagel P. Political Instability and Economic Growth. Journal of Economic Growth. 1996, vol. 1, no. 2, pp. 189-211. DOI:https://doi.org/10.1007/BF00138862, Available at: https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/4553024/alesina_instabilitygrowth.pdf?sequence=2 (accessed 25.01.2018).
6. Amal M., Tomio B. Raboch H. Determinants of Foreign Direct Investment in Latin America. GCG Georgetown University-UNIVERSIA. 2010, vol. 4, no. 3, pp. 116-133, Available at: https://gcg.universia.net/article/viewFile/394/520 (accessed 25.01.2018).
7. Asiedu E., Esfahani A. Ownership Structure in Foreign Direct Investment Projects. 1998, pp. 58, Available at: http://www2.ku.edu/~kuwpaper/Archive/papers/Pre1999/wp1998_3.pdf. (accessed 25.01.2018).
8. Asiedu E. Foreign Direct Investment in Africa: The Role of Natural Resources, Market Size, Government Policy, Institutions and Political Instability. United Nations University. 2006, pp. 63-77, Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.455.3069&rep=rep1&type=pdf (accessed 25.01.2018).
9. Azzimonti M., Sarte P. Barriers to Foreign Direct Investment Under Political Instability // Economic Quarterly. 2007, vol. 93, no. 3, pp. 287-315, Available at: https://www.richmondfed.org/~/media/richmondfedorg/publications/research/economic_quarterly/2007/summer/pdf/azzimontia_sarte.pdf (accessed 25.01.2018).
10. Babatunde. Shakirat A. The Impact of Tax Incentives on Foreign Direct Investment in the Oil and Gas Sector in Nigeria. IOSR Journal of Business and Management, 2012, vol. 6, no. 1, pp. 1-15, Available at: http://iosrjournals.org/iosr-jbm/papers/Vol6-issue1/A0610115.pdf (accessed 25.01.2018).
11. Muhammad B., Muhammad I., Amjad A., Muhammad S., Mansoor A. Iltaf H. Tehreem F. Impact of Exchange Rate on Foreign Direct Investment in Pakistan. Advances in Economics and Business, 2014, vol. 2, no. 6, pp. 223-231. DOI:https://doi.org/10.13189/aeb.2014.020602, Available at: http://www.hrpub.org/download/20140801/AEB2-11802487.pdf (accessed 25.01.2018).
12. Busse M., Hefeker C., Nelgen S. Foreign Direct Investment and Exchange Rate Regimes. Economics Bulletin, 2013, vol. 33, no. 1, pp. 843-858.
13. Buthe T., Milner H. The Politics of Foreign Direct Investment into Developing Countries: Increasing FDI through International Trade Agreements. American Journal of Political Science, 2008, vol. 52, no. 4, pp. 741-762.
14. Dellis K., Sondermann D., Vansteenkiste I. Determinants of FDI inflows in advanced economies: Does the quality of economic structures matter?. ECB. Working Paper, 2017, no. 2066, pp. 27, Available at: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecb.wp2066.en.pdf?036856d872808da8030f2f06611449c4 (accessed 25.01.2018).
15. Edmiston K., Mudd S., Valev N. Incentive Targeting, Influence Peddling, and Foreign Direct Investment // Georgia State University. Working Paper. 2000, pp. 23, Available at: https://www.researchgate.net/profile/Kelly_Edmiston/publication/226408020_Incentive_Targeting_Influence_Peddling_and_Foreign_Direct_Investment/links/0c960526fab8a37d97000000/Incentive-Targeting-Influence-Peddling-and-Foreign-Direct-Investment.pdf (accessed 25.01.2018).
16. Koboekae T., The impact of political risk on foreign direct investment decisions by South African multinational corporations. University of Pretoria. Research, 2012, pp. 95.
17. Lokesha B., Leelavathy D. Determinants of Foreign Direct Investment: A Macro Perspective. The Indian Journal of Industrial Relations, 2012, vol. 47, no. 3, pp. 459-469.
18. Paulovich Y. Foreign Direct Investment Protection in the United States and Russia. Universiteit Gent. Research, 2016, pp. 138.
19. Schneider F., Frey B. Economic and Political Determinants of Foreign Direct Investment. World Development, 1985, vol. 13, no. 2, pp. 161-175, Available at: https://www.bsfrey.ch/articles/C_135_1985.pdf (accessed 25.01.2018).
20. Steyt J., Comparative Foreign Direct Investment Law: Determinants of the Legal Framework and the Level of Openness and Attractiveness of Host Economies. New York. LL.M. Graduate Research Paper, 2006, pp. 143.
21. Tobin J. Rose-Ackerman S. Foreign Direct Investment and the Business Environment in Developing Countries: the Impact of Bilateral Investment Treaties, 2005, pp. 67, Available at: http://law.wisc.edu/gls/documents/foreign_investment6.pdf (accessed 25.01.2018).
22. UNCTAD, World Investment Report Trends and Determinants, United Nations. New York and Geneva, 1998, pp. 428, Available at: http://unctad.org/en/Docs/wir1998_en.pdf (accessed 25.01.2018).
23. World Bank Group, Privatization, Foreign Direct Investment and Export Performance: Evidence from Transition Economies // pp. 6, Available at: http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Kaminski-Premnote_1.pdf (accessed 25.01.2018).
24. World Trade Organization, "Trade in Value-Added and Global Value Chains" profiles Explanatory notes // pp. 7, Available at: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/miwi_e/Explanatory_Notes_e.pdf (accessed 25.01.2018).
25. YASED. Protection of Intellectual Property Rights in Turkey: Impact on Foreign Direct Investment. Report, 2008, pp. 48, Available at: https://www.istanbul-ekonomi.com/Content/Media/dosyalar/Protection_of_Impact_Intellectual_on_Foreign_Prop.pdf (accessed 25.01.2018).
26. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx
27. Institute for Economics and Peace (IEP) http://economicsandpeace.org/
28. Index of Economic Freedom https://www.heritage.org/index/ranking/
29. Global Competitiveness Index https://www.weforum.org/events/world-economic-forum-annual-meeting-2018
30. Syrian Investment Agency http://sia.gov.sy/emainsia.php
31. The Arab Investment and Export Credit Guarantee Corporation http://dhaman.net/en/
32. International Monetary Fund (IMF) http://www.imf.org/external/index.htm
33. ﺨﺯﺍﻤﻰ ﻋﺒﺩﺍﻟﻌﺯﻴﺯ ﺍﻟﺠﻨﺩﻱ ، ﺍﻻﺴﺘﺜﻤﺎﺭ ﻓﻲ ﺍﻟﺠﻤﻬﻭﺭﻴﺔ ﺍﻟﻌﺭﺒﻴﺔ ﺍﻟﺴﻭﺭﻴﺔ ، ﻤﺠﻠﺔ ﺠﺎﻤﻌﺔ ﺩﻤﺸﻕ ﻟﻠﻌﻠﻭﻡ ﺍﻻﻗﺘﺼﺎﺩﻴﺔ ﻭﺍﻟﻘﺎﻨﻭﻨﻴﺔ ، 2010 ، ﺍﻟﻤﺠﻠﺩ 26 ، ﺍﻟﻌﺩﺩ 20، ص 609 - 649.
34. نورية عبد محمد ، أثر الاستثمار الأجنبي في مستقبل الاستثمار العربي ، أطروحة دكتوراه ، جامعة سانت كليمنتس ، 2012 ، ص 217 .