Белгородская область, Россия
Белгородская область, Россия
ГРНТИ 67.03 Инженерно-теоретические основы строительства
ББК 38 Строительство
Для анализа и проектирования логистических систем основным принципом является системный подход. Технология его применения представлена в виде блок-схемы и основана на принципах системного анализа. Представлена схема реализации этапа описания и анализа объекта исследо¬вания и последовательность выполнения заключительных этапов системного анализа. Определенны задачи этапа описания и анализа объектов исследования.
логистическая система, материальный поток, системный анализ, системный подход, строительно-монтажные работы
Логистическая система в строительстве –это самоорганизующаяся адаптивная, сложная динамическая и стохастическая структура, состоящая из многочисленных взаимодействующих и взаимосвязанных многоуровневых иерархических элементов относительно стабильного целевого и функционального назначения, функционирование которой направлено на своевременное и качественное обеспечение строительного производства необходимыми материальными ресурсами с максимальной полезностью для потребителей [1, 2].
Логистика строительного производства – это раздел науки об управлении и автоматизации материальных потоков, потоков услуг по производству строительно-монтажных работ (СМР) и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной экономической системе строительно-монтажной организации (СМО) для достижения поставленных перед ней целей по выполнению строительных процессов и возведению объектов [3].
С позиций строительного бизнеса: «Логистика строительного производства – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса (строительства) за счет эффективности от снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей (заказчиков) к качеству строительной продукции при производстве СМР от управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств» [3].
Основной объект исследований логистики строительного производства – это материальный поток, определяемый проектами поточного строительства (ППС) объектов и комплексов или ППС на годовые программы СМО.
Для анализа и проектирования логистических систем (ЛС), методов и приёмов логистического менеджмента разработаны и апробированы многие методологические принципы, основным из которых применительно к строительному производству (СП) является системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов ЛС СП как взаимосвязанных и взаимосодействующих достижению конечной цели (результата) – сдаче объекта.
При формировании ЛС СП необходимо применение методологии системного анализа.
Системный подход нашёл успешное применение к синтезу логистических систем управления, объектами которых являются предприятия и организации различных видов транспорта [3, 4]. Применительно к проблеме построения ЛС СП необходимо подчеркнуть принципиальную новизну постановки задачи, заключающуюся в следующем:
- новом рыночном экономическом окружении (внешней среде);
- необходимости учета международного разделения труда и кооперации, координации исследований с международными программами в области логистики, торговли и транспорта;
- новом интегральном характере взаимодействия логистических посредников для достижения главной цели ЛС СП;
- оптимизации всех видов ресурсов в процессах проектирования, разработки и внедрения ЛС СП.
Основываясь на принципах системного подхода, изложенных выше, технологию его применения к проблеме формирования ЛС СП можно представить в виде блок-схемы (рис. 1) [3, 4].
При системном анализе необходимо выявить состав и содержание транспортных и сопутствующих логистических услуг, где они создаются и как проявляются, как оценивается их качество и какие существуют недостатки транспортно-логистического сервиса, каков рынок этих услуг; оценить факторы влияющие на проблему.
Проблемы функционирования и управления
Задачи
Функции
Структура |
Постановка проблемы исследования |
Объект управления |
Субъект управления |
Конкретизация целей и задач исследования |
Разработка и анализ альтернатив
- организационно-функциональной структуры - комплекса обеспечивающих систем |
Выбор альтернатив по структуре и обеспечивающему комплексу |
Рис. 1. Блок схема проведения системного анализа проблемы формирования логистической системы
Задачи этапа описания и анализа объектов исследования (ЛС СП) состоят в его системном описании, удобном для дальнейшего формирования ЛС. На этом этапе определяются:
- цели функционирования ЛС СП;
- основные задачи, конкретизирующие эти цели;
- предварительные организационно-функциональные структуры объекта и субъекта управления в ЛС;
- критерии и показатели функционирования;
- проблемы взаимодействия видов транспорта на рынке транспортно-логистических услуг и др.
Возможная схема реализации этапа описания и анализа объекта исследования представлена на рис. 2 [3, 4].
Заключительные этапы системного анализа проблемы формирования ЛС СП состоят в анализе и выборе альтернатив по организационно-функциональной структуре ЛС и комплексу обеспечивающих подсистем. Последовательность выполнения этих этапов приведена на рис. 3
Согласно алгоритма (рис. 3) до начала проектирования ЛС СП необходимо провести качественный и количественный анализ имеющихся альтернатив, оценить их влияние на эффективность ЛС и качество логистического сервиса. Необходимо определить целесообразность каждого мероприятия в соответствии с поставленными задачами, возможность его реализации и потребные ресурсы.
Возможная схема реализации этапа описания и анализа объекта исследования представлена на рис. 2 [3, 4].
Задачи для разработки и внедрения ЛС СП ставятся в ППС объектов и комплексов, а также в ППС на годовые программы СМО.
Поточное строительство предусматривает согласованное движение трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков. Системная целостность строительного производства обеспечивается интеграцией поточных процессов в логистической цепи, состоящей из элементов (звеньев) предприятий поставщиков, транспортных и строительных организаций. Эффективность логистической цепи достигается регулированием и выполнением логистических процессов теми участниками, которые СП выполняют их с минимальными затратами. При разработке и внедрении ППС объектов и комплексов необходимо предусматривать логистические цепи совокупностей сбалансированных трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков в организационно – технологическом и экономическом единстве в движении во времени и пространстве.
Логистика в строительстве рассматривается в отдельной строительной организации на микроуровне и (или) в региональном комплектовочно-транспортно-строительном комплексе (КТСК) на макроуровне [1].
Логистика СМО ориентируется на показатели:
- запасы материалов и изделий;
- загрузка мощностей строительных подразделений;
- комплектность поставок и величина партий;
- время укладки материалов и изделий при производстве СМР на строительстве объектов [1].
Основным компонентом логистики СМО является материалопоток, являющийся предметом труда логистических служб. Главной задачей логистики СП является организация потоков материально-технических ресурсов прямо на стройплощадку к рабочему месту строителей в соответствии с организационно-техническими решениями проектов поточного строительства.
Поточное строительство предусматривает согласованное движение трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков. Системная целостность строительного производства обеспечивается интеграцией поточных процессов в логистической цепи, состоящей из элементов (звеньев) предприятий поставщиков, транспортных и строительных организаций. Эффективность логистической цепи достигается регулированием и выполнением логистических процессов теми участниками, которые выполняют их с минимальными затратами. При разработке и внедрении ППС объектов и комплексов необходимо предусматривать логистические цепи совокупностей сбалансированных трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков в организационно – технологическом и экономическом единстве в движении во времени и пространстве.
Сложность и динамичность производственно-хозяйственных связей строительства в рыночных условиях вызвали необходимость рассмотрения потоков в их логистической взаимосвязи.
При формировании логистических систем строительного производства необходимо применение методологии системного анализа.
Резервы повышения эффективности в строительном производстве заключаются в комплексном подходе к управлению трудовыми, материальными, финансовыми, информационными и другими потоками.
Цель и объект исследования |
Описание объекта исследования |
Цели и задачи ЛС СП |
Объект управления |
Описание внешней среды |
Требования внешней среды к ЛС |
Субъект управления |
Модель технического процесса взаимодействия в ЛС СП |
Показатели оценки качества функционирования объектов |
Функции и организационные проблемы управления взаимодействием |
Ситуации при взаимодействии материальных, информационных и финансовых потоков |
Оценка ситуации |
Технология логистического менеджмента |
Предварительная модель |
Рис. 2. Схема реализации этапа описания и анализа объекта исследования
Альтернатива |
Оценка полезности (эффективности) альтернативы |
Анализ причин неудовлетворения |
Альтернатива приемлема? |
Влияние альтернативы на другие ситуации и внешнюю среду |
Сравнение с другими альтернативами по проблеме |
Анализ влияния альтернативы на состояние всей ЛС |
Оценка затрат на реализацию альтернативы |
Альтернатива |
Координация с другими программами и проектами |
Разработка проекта ЛС СП |
нет |
да |
нет |
да |
Информационные потоки, циркулирующие внутри логистической системы между ее элементами, а также связанные с внешней средой, образуют логистическую информационную систему, определяемую как интерактивная структура из персонала, оборудования и технологий, объединенных связанной информацией.
1. Жаворонков Е.П. «Эффективность логистики в строительстве». М.: КИАцентр, 2002 136с.
2. Жаворонков Е.П., Пермякова Л.В. Ме-неджмент в строительстве. ООО «Издательство Элит», 2005. 416с.
3. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: М.: ИНФРА - М, 2001. 608с.
4. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: СПб: «Союз», 2003 544 с.
5. Лебедев В.М. Моделирование системоквантов строительного производства: Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. 244 с.
6. Лебедев В.М. Системотехника строи-тельства и формирования функциональных систем зданий. Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. 165с.
7. Сивохина Н.П., Родинов В.Б., Горбунов Н.М. Логистика. М.: ООО «Издательство ACT», ЗАО «РИК Русанова», 2000. 224 с.
8. Стаханов В.Н., Ивакин Е.К. Логистика в строительстве. М.: «Издательство Приор», 2001. 176 с.
9. Лебедев В.М. Системокванты строи-тельно-монтажной функциональной системы производства. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. 266с.
10. Лебедев В.М. Системотехника и системокванты строительного производства. Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. 239 с.