Abstract and keywords
Abstract (English):
For the analysis and design of logistics systems is a basic principle of the system approach. Use of technology represented in block diagram form and is based on the principles of the system analysis. The scheme of the implementation phase of description and analysis of the research object and sequence of the final stages of system analysis. Certain tasks step description and analysis of the objects of research

Keywords:
logistics system, material flow system analysis, system approach, building and assembly jobs
Text
Text (PDF): Read Download

Логистическая система в строительстве –это самоорганизующаяся адаптивная, сложная динамическая и стохастическая структура, состоящая из многочисленных взаимодействующих и взаимосвязанных многоуровневых иерархических элементов относительно стабильного целевого и функционального назначения, функционирование которой направлено на своевременное  и качественное обеспечение строительного производства необходимыми материальными ресурсами с максимальной полезностью для потребителей [1, 2].

Ло­гистика строительного производства – это раздел науки об управлении и ав­томатизации материальных потоков, потоков услуг по производству строительно-монтажных работ (СМР) и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной экономической системе строительно-монтажной организации (СМО) для достижения поставленных перед ней це­лей по выполнению строительных процессов и возведению объектов [3].

С позиций строительного бизнеса: «Логистика строительного производ­ства – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей  организации бизнеса (строительства) за счет эффективности от снижения  общих затрат и удовлетворения требований  конечных потребителей (заказчиков) к качеству строительной продукции при производстве СМР от управления материаль­ными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками  информации и финансовых средств» [3].

Основной объект исследований логистики строительного производства – это материальный поток, определяемый проектами поточного строительства (ППС) объектов и комплексов или ППС на годовые программы СМО.

Для анализа и проектирования логистических систем (ЛС), методов и приёмов логистического менеджмента разработаны и апробированы многие методо­логические принципы, основным из которых применительно к строи­тельному производству (СП) является системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов ЛС СП как взаимосвязанных и взаимосодействующих достижению конечной цели (результата) – сдаче объекта.

При формировании ЛС СП необходимо применение методологии систем­ного анализа.

Системный подход нашёл успешное применение к синтезу логистических систем управления, объектами которых являются предприятия и организации различных видов транспорта [3, 4]. Применительно к проблеме построения ЛС СП необходимо подчеркнуть принципиальную новизну постановки за­дачи, заключающуюся в следующем:

- новом рыночном экономическом окружении (внешней среде);

- необходимости учета международного разделения труда и кооперации, координации исследований с международными программами в области логи­стики, торговли и транспорта;

- новом интегральном характере взаимодействия логистических посред­ников для достижения главной цели ЛС СП;

- оптимизации всех видов ресурсов в процессах проектирования, разра­ботки и внедрения ЛС СП.

Основываясь на принципах системного подхода, изложенных выше, тех­нологию его применения к проблеме формирования ЛС СП можно предста­вить в виде блок-схемы (рис. 1) [3, 4].

При системном анализе необходимо выявить состав и содержание транс­портных и сопутствующих логистических услуг, где они создаются и как проявляются, как оценивается их качество и какие существуют недостатки транспортно-логистического сервиса, каков рынок этих услуг; оценить фак­торы влияющие на проблему.

 

 

 

Проблемы функционирования  и управления

 

 

Задачи

 

Функции

 

Структура

Постановка проблемы исследования

Объект управления

Субъект управления

Конкретизация целей и задач исследования

Разработка и анализ альтернатив

 

- организационно-функциональной структуры

- комплекса обеспечивающих систем

Выбор альтернатив по структуре и обеспечивающему комплексу

 

 

Рис. 1. Блок схема проведения системного анализа проблемы формирования логистической системы

 

 

Задачи этапа описания и анализа объектов исследования (ЛС СП) состоят в его системном описании, удобном для дальнейшего формирования ЛС. На этом этапе определяются:

-    цели функционирования ЛС СП;

-    основные задачи, конкретизирующие эти цели;

-    предварительные организационно-функциональные структуры объекта и субъекта управления в ЛС;

-    критерии и показатели функционирования;

-    проблемы взаимодействия видов транспорта на рынке транспортно-ло­гистических услуг и др.

Возможная схема реализации этапа описания и анализа объекта исследо­вания представлена на рис. 2 [3, 4].

Заключительные этапы системного анализа проблемы формирования ЛС СП состоят в анализе и выборе альтернатив по организационно-функцио­нальной структуре ЛС и комплексу обеспечивающих подсистем. Последова­тельность выполнения этих этапов приведена на рис. 3

Согласно алгоритма (рис. 3) до начала проектирования ЛС СП необхо­димо провести качественный и количественный анализ имеющихся альтер­натив, оценить их влияние на эффективность ЛС и качество логистического сервиса. Необходимо определить целесообразность каждого мероприятия в соответствии с поставленными задачами, возможность его реализации и по­требные ресурсы.

Возможная схема реализации этапа описания и анализа объекта исследо­вания представлена на рис. 2 [3, 4].

Задачи для разработки и внедрения ЛС СП ставятся в ППС объектов и комплексов, а также в ППС на годовые программы СМО.

Поточное строительство предусматривает согласованное движение трудо­вых, материальных, финансовых и информационных потоков. Системная це­лостность строительного производства обеспечивается интеграцией поточ­ных процессов в логистической цепи, состоящей из элементов (звеньев) предприятий поставщиков, транспортных и строительных организаций. Эф­фективность логистической цепи достигается регулированием и выполне­нием логистических процессов теми участниками, которые СП выполняют их с минимальными затратами. При разработке и внедрении ППС объектов и комплексов необходимо предусматривать логистические цепи совокупностей  сбалансированных трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков в организационно – технологическом и экономическом единстве в движении во времени и пространстве.

Логистика в строительстве рассматривается в отдельной строительной ор­ганизации на микроуровне и (или) в региональном комплектовочно-транс­портно-строительном комплексе (КТСК) на макроуровне [1].

Логистика СМО ориентируется на показатели:

-    запасы материалов и изделий;

-    загрузка мощностей строительных подразделений;

-    комплектность поставок и величина партий;

-    время укладки материалов и изделий при производстве СМР на строи­тельстве объектов [1].

Основным компонентом логистики СМО является материалопоток, являющийся предметом труда логистических служб. Главной задачей логи­стики СП является организация потоков материально-технических ресурсов прямо на стройплощадку к рабочему месту строителей в соответствии с ор­ганизационно-техническими решениями проектов поточного строительства.

Поточное строительство предусматривает согласованное движение трудо­вых, материальных, финансовых и информационных потоков. Системная це­лостность строительного производства обеспечивается интеграцией поточ­ных процессов в логистической цепи, состоящей из элементов (звеньев) предприятий поставщиков, транспортных и строительных организаций. Эф­фективность логистической цепи достигается регулированием и выполне­нием логистических процессов теми участниками, которые выполняют их с минимальными затратами. При разработке и внедрении ППС объектов и комплексов необходимо предусматривать логистические цепи совокупностей  сбалансированных трудовых, материальных, финансовых и информационных потоков в организационно – технологическом и экономическом единстве в движении во времени и пространстве.

Сложность и динамичность производственно-хозяйственных свя­зей строительства в рыночных условиях вызвали необходимость рас­смотрения потоков  в их логистической взаимосвязи.

При формировании логистических систем строительного производ­ства необходимо применение методологии системного анализа.

Резервы повышения эффективности в строительном производстве заключаются в комплексном подходе к управлению трудовыми, матери­альными, финансовыми, информационными и другими потоками.

 

 

 

Цель и объект исследования

Описание объекта исследования

Цели и задачи ЛС  СП

Объект управления

Описание внешней среды

Требования внешней среды к ЛС

Субъект управления

Модель технического процесса взаимодействия в ЛС  СП

Показатели оценки качества функционирования объектов

Функции и организационные проблемы управления взаимодействием

Ситуации при взаимодействии материальных, информационных и финансовых потоков

Оценка ситуации

Технология логистического менеджмента

Предварительная модель

 

Рис. 2. Схема реализации этапа описания и анализа объекта исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

Альтернатива

Оценка полезности (эффективности) альтернативы

Анализ причин

неудовлетворения

Альтернатива приемлема?

Влияние

альтернативы на другие ситуации

и внешнюю среду

Сравнение с другими альтернативами по проблеме

Анализ влияния

альтернативы на

состояние всей ЛС

Оценка затрат на

реализацию

альтернативы

Альтернатива

Координация

с другими

программами

и проектами

Разработка проекта ЛС    СП

нет

да

нет

да

Рис. 3. Алгоритм оценки и выбора альтернатив в процессе формирования ЛС СП

 

 

 

 

 

Информационные потоки, циркулирующие внутри логистической системы между ее элементами, а также связанные с внешней средой, об­разуют логистическую информационную систему, определяемую как интерактивная структура из персонала, оборудования и технологий, объ­единенных связанной информацией.

References

1. Zhavoronkov E.P. «Effektivnost' logistiki v stroitel'stve». M.: KIAcentr, 2002 136s.

2. Zhavoronkov E.P., Permyakova L.V. Me-nedzhment v stroitel'stve. OOO «Izdatel'stvo Elit», 2005. 416s.

3. Sergeev V.I. Logistika v biznese: M.: INFRA - M, 2001. 608s.

4. Semenenko A.I., Sergeev V.I. Logistika. Osnovy teorii: SPb: «Soyuz», 2003 544 s.

5. Lebedev V.M. Modelirovanie sistemokvantov stroitel'nogo proizvodstva: Belgorod: Izd-vo BGTU, 2010. 244 s.

6. Lebedev V.M. Sistemotehnika stroi-tel'stva i formirovaniya funkcional'nyh sistem zdaniy. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2013. 165s.

7. Sivohina N.P., Rodinov V.B., Gorbunov N.M. Logistika. M.: OOO «Izdatel'stvo ACT», ZAO «RIK Rusanova», 2000. 224 s.

8. Stahanov V.N., Ivakin E.K. Logistika v stroitel'stve. M.: «Izdatel'stvo Prior», 2001. 176 s.

9. Lebedev V.M. Sistemokvanty stroi-tel'no-montazhnoy funkcional'noy sistemy proizvodstva. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2014. 266s.

10. Lebedev V.M. Sistemotehnika i sistemokvanty stroitel'nogo proizvodstva. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2015. 239 s.


Login or Create
* Forgot password?