ROLE OF LANDSCAPE ARCHITECTURE IN THE FORMATION OF PUBLIC SPACES OF A MODERN CITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Public spaces are urban environments that local residents can use at any time. Public spaces include such districts and parts of the city in which the main part of people's lives is concentrated: squares, recreational areas, squares, parks, sports grounds, streets, boulevards and coastal areas. The article examines the role of landscape architecture in the process of forming public spaces, characterizes the features and basic principles of designing public areas: interaction with the environment, structuring, optimization, continuity and harmonization. As a result of the work on the article, the rich theoretical and practical experience of domestic urban planning is analyzed and summarized. On the example of several cities, the experience of reconstruction and design of public spaces is analyzed, priority directions in the development of projects for the improvement of the territory are identified. This problem is relevant in modern landscape architecture, since now in many cities there is a need to create and equip recreational zones in the urban environment. In the near future, an innovative and strategic approach will be developed in the design of public spaces in Russian cities, combining art, science and technology in landscape design. The design principles listed in the article are reflected in the master plans of most cities in Russia, due to which the individual and unique appearance of each city is formed.

Keywords:
public space of the city, landscape architecture, design features, an innovative approach to design, modern urban environment.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Современный ландшафт города, как собирательная структура, динамично изменяется и берет за основу социальную, экономическую и экологическую сферу. «Под влиянием новых социальных условий и материальных возможностей людей, под воздействием развивающейся техники и научно-технического прогресса изменяются представления человека о своем жилище, его оценка с точки зрения комфортности, степени удовлетворенности тем
или иным решением» [6].

В ландшафте отражается история города, его природное и культурное наследие. Урбанистические процессы, которые происходят в современном городе, также характеризует ландшафтная архитектура [1].

Задача сохранения экологии становится все более первостепенной и важной в современном обществе. Поэтому все особенности и структура ландшафта затрагивает не только область ландшафтной архитектуры, но и другие науки: экономику, экологию, социологию, энергетику, ресурсосбережение.

Материалы и методы. Архитектурные и ландшафтные проекты берут за свою основу теоретические исследования, представляющие собой комплекс мер и требований, направленных на изменение городской структуры, которая зависит от характеристики пространства города. Во время работы над проектом проводится большая исследовательская работа, затрагивающая разные уровни городской среды. В результате полученных исследований и выводов, принимается решение о масштабах и виде требуемых изменений, это может быть: редевелопмент территории, реабилитация, перепрофилирование, реорганизация. На этом этапе специалисты делают заключение о необходимости привнесения новых компонентов в среду города [5].

С течением времени, города развиваются и растут, а значит и ландшафт требует комплексных изменений, затрагивающих экологию, планирование и инфраструктуру. При помощи ландшафтной архитектуры можно восстановить общность городской среды, экологическое и культурное процветание города.

Основная часть. В архитектурной практике всегда уделялось большое внимание созданию общественных пространств, что объясняется основной ролью этих территорий в образовании планировки и архитектурно-художественном образе города [2]. 

В средневековых городах площадь зачастую была их сердцем, местом встречи жителей города на открытом пространстве (рис. 1). На площади размещался рынок, проходили праздники и городские мероприятия, люди узнавали последние новости, обсуждали политические изменения или просто наслаждались прогулками. Невозможно представить себе средневековый город без главной площади. В большинстве стран общественные пространства под открытым небом до сих пор служат важным местом, на котором горожане выражают поддержку той или иной партии за изменения в политической сфере [11].


Рис. 1. Болонья (вверху) и Монпазье (в нижнем левом углу).  Центральные кварталы, заштрихованные на плане Болоньи, сохраняют следы прямоугольной древнеримской планировки. Регулярный город Монпазье (южная Франция) построен в конце XIII в. 1-2 - точки схода радиальных улиц, возникших в средние века

Основные принципы  проектирования общественных пространств были разработаны отечественными градостроителями в ХХ в.  Благодаря этой долгой и кропотливой работе был раскрыт их функциональный и смысловой потенциал. Градостроители выявили правила, по которым можно определить внутреннее и композиционное содержание формы архитектурно-планировочной структуры, создать такое общественное пространство, которое будет учитывать условия благоприятного восприятия. Правила и принципы создания комфортных общественных пространств реализованы в проектах большинства российских городов [3].

Ландшафт города воспринимается как фундамент для планирования и развития городской среды, на котором основаны социальные, экологические, культурные и производственные процессы.

В наши дни возрастает важность создания уличных пространств, относящихся к совершенно новому типу. Речь идет о месте, которое используется группой людей, объединенных общими интересами: например, специально обустроенные участки, предназначенные для ходьбы, занятия спортом и играми; пространства, распределенные по территориям жилых комплексов; внутренние дворы и сады, которые используются посетителями, пациентами и работниками разнообразных учреждений; площадки для прогулок и активных игр в детских садах; а также участки между зданиями, использующиеся для отдыха и проведения социальных мероприятий [15].

Основная идея заключается в том, что общественное пространство во-первых, должно быть адаптивным – проектироваться и управляться таким образом, чтобы отвечать потребностям пользователей; во-вторых, демократичным – обеспечивать доступ для всех групп населении, чтобы люди могли получить свободу действий; в-третьих, значимым – позволять людям свободно взаимодействовать с внешним миром и развиваться.

Современные ландшафтные проекты благоустройства и озеленения общественных пространств делятся на несколько видов:

а) инфраструктурные проекты («Висячие сады» Маркессак);

б) маломасштабные проекты, которые включают в себя значимое культурное и природное наследие (современный проект ландшафтного благоустройства Версаля);

в) проекты регионального значения (Парк Багатель в Париже).

г) проекты, предусматривающие расширение территории («Чудо-сад» в городе Дубай);

К основным принципам проектирования общественных пространств относятся: взаимодействие с окружением, структуризация, оптимизация, преемственность и гармонизация [8]. Разберем и проанализируем эти принципы проектирования общественных пространств.

Главный принцип проектирования – взаимодействие с окружением. Он включает в себя функциональную и композиционную связь проектируемого объекта с элементами городской среды. К таким элементам можно отнести природный ландшафт и другие виды архитектурного зонирования. Благодаря принципу взаимодействия с окружением происходит связь разных частей города, объединяются архитектурные и природно-ландшафтные территории, в результате чего развиваются новые, современные общественные пространства [9].

У проектирования, использующего принцип взаимодействия с окружением, есть большое количество плюсов, среди них: определение границ совместных интересов общественных самоуправлений для развития коллективного пространства; разработка новых концепций, формирующих локальные системы расселения крупных городов, пространственных кластеров.

Примером ландшафтного проекта, созданного с соблюдением принципа взаимодействия с окружением является набережная Енисея в Дивногорске.

На сегодняшний день Дивногорская набережная – центр притяжения для жителей Красноярска и других ближайших городов (рис. 2). После проведения благоустройства набережной, множество людей ежедневно посещают это место. Ведь именно отсюда открывается потрясающий вид на противоположный берег Енисея и Дивные горы, которые дали городу название и стали его визитной карточкой.

С учетом принципа взаимодействия с окружением, набережная разделена на несколько зон: участок для отдыха детей, на котором оборудован парк аттракционов и огороженная прогулочная зона; рекреационная зона, включающая в себя сквер с удобными деревянными скамейками, качелями, информационным центром и местом общественного питания. Помимо этого, на набережной есть спортивная зона с тренажерами разных видов. Желающие могут спуститься к берегу Енисея и покормить уток со специально оборудованной пристани. Возле деревянной надписи «Дивный» гости города делают фотографии на память.

Набережная Енисея в Дивногорске давно стала обязательным пунктом для посещения туристов. Настоящим отдыхом для души может стать прогулка по набережной с возможностью рассмотреть живописный берег реки Енисей. Таким образом, используя принцип взаимодействия с окружением, архитекторам удалось создать связь между всеми общественными пространствами набережной Енисея с элементами природного ландшафта. Пожалуй, это одно из самых запоминающихся и ярких мест города-спутника Красноярска.

Рис. 2. Схема функционального зонирования набережной Енисея в городе Дивногорск

Структуризация – принцип, в результате использования которого формируются различные типы инфраструктуры. Используя принцип структуризации, в городской среде выделяется несколько  инфраструктур: производственная, социальная, рекреационная, транспортная, ландшафтная и историко-культурная. Кроме того появляются общественные пространства, где активность населения повышена. Плюс структуризации заключается в том, что этот метод предполагает разработку в генеральном плане общественных пространств разнообразных территорий и функциональных зон. Ярким примером принципа структуризации является центральная площадь в городе Ижевск.

Главная площадь столицы Удмуртской Республики представляет собой её культурный и общественно-политический центр и располагается в центре города (рис. 3). Она была построена во второй половине XX века в соответствии с генеральным планом города. Центральная площадь Ижевска занимает одну из самых высоких точек города, благодаря чему с этого места открывается панорамный вид на город. Площадь берёт начало от республиканского дома правительства и заканчивается возле монумента «Дружба народов». За монументом начинается лестничный спуск, по которому можно добраться на набережную зодчего Дудина. Центральная площадь – одно из самых любимых мест отдыха горожан, поскольку она является частью длинного пешеходного маршрута от центральных улиц до набережной пруда. Используя принцип структуризации, на центральной площади Ижевска были созданы общественные пространства, подразумевающие высокую функциональную активность населения. Благодаря этому сформировались различные типы инфраструктуры. На площади располагается множество рекреационных зон, а самое настоящее место притяжения горожан – это светомузыкальный фонтан.

Рис. 3. Схема функционального зонирования центральной площади Ижевска

Оптимизация – это принцип проектирования, который основан на организации общественных пространств, учитывающих индивидуальные особенности каждого города. Принцип оптимизации опирается на планы и программы развития города, в результате чего происходит развитие поселений, улучшение качества жизни людей и формируются новые общественные пространства. Примером оптимизации служит парк Гайдара в Арзамасе.

Этот парк располагается в центре города на границе с территорией исторического поселения. Раньше на территории парка находились карьеры по добыче глины, из которой производили кирпичи. Об этом свидетельствует сложный рельеф территории с большими перепадами высот. Именно из этих кирпичей и был построен исторический центр Арзамаса. Торжественное открытие парка состоялось в 1957 году, а через 2 года ему присвоили имя известного детского писателя Аркадия Гайдара. Территория парка включает в себя зелёную зону, небольшой пруд, детскую площадку, аттракционы, шахматный клуб, мемориальную зону и несколько памятников (рис. 4). Концепция парка Гайдара в Арзамасе была разработана с использованием принципа оптимизации, как связующее звено между историческим центром города и жилой периферией. Для реализации этой идеи были предложены архитектурные, функциональные и программные решения. Перед архитекторами в рамках благоустройства было поставлено несколько задач: изменить функциональное зонирование парка таким образом, чтобы оно соответствовало современным требованиям; использовать нераскрытый потенциал территории и добавить новые функции; продумать транспортно-пешеходную сеть, планировку и новый визуальный стиль парка. Так же необходимо было создать условия для новых видов отдыха, жизни и творчества современных местных жителей, чтобы они чувствовали, что их город ничем не уступает другим крупным городам. В итоге, благодаря оптимизации, получилось создать благоустройство, включающее в себя исторический и городской контекст и отражающее новый стилистический и функциональный образ Арзамаса.

Рис. 4. Функциональное зонирование парка Аркадия Гайдара в Арзамасе

Преемственность – это принцип, благодаря которому развиваются ценные градостроительные традиции. Преемственность сохраняет и использует историческое и культурное наследие в организации общественных пространств. В результате совершенствования общественных пространств, затрагивающих историко-культурную инфраструктуру, происходит развитие экономической сферы города.

Примером может служить проект  преобразования главной площади Азатлык в Набережных Челнах – это совершенно новый взгляд на роль общественного городского пространства. До проведения реконструкции, площадь заполнялась людьми лишь пару раз в год – во время проведения крупных городских праздников, оставаясь при этом пустой в остальное время.

В ходе реставрации площади, с учетом принципа преемственности, пешеходная ось была перемещена от центра к краю, где уже росли плотно посаженные деревья: липы, красные клёны, голубые ели. В результате этого передвижение по площади стало защищенным от ветра и солнца и обрело связь с окружающей застройкой. На получившейся пешеходной зоне появились киоски, обзорные и игровые площадки, подиум. Площадь превратилась в увлекательное, динамичное общественное пространство с многофункциональной средой, учитывающей желания разных слоев и групп населения (рис. 5).

Рис. 5. Схема функционального зонирования площади Азатлык в Набережных Челнах

На освободившейся от циркуляции пешеходов центральной зоне появилась анфилада из трех площадей, каждая из которых по-своему интересна. Площадь мероприятий – большое замощенное пространство для активной молодежи и размещения временных рынков. Зеленая площадь – место для отдыха на траве среди больших цветочных композиций. Площадь культуры – пространство для выступления разнообразных коллективов и артистов под открытым небом. Таким образом, используя принцип преемственности, удалось создать общественное пространство, которое обеспечивает связь между разными частями города и помогает сохранить историко-культурное наследие.

Гармонизация – это принцип организации композиции общественного пространства, который учитывает систему архитектурно-ландшафтных ансамблей города. Используя принцип гармонизации, формируется особенный архитектурно-художественный образ города, генеральные планы наполняются новыми объемными, пространственными, архитектурными и художественными моделями. Ярким примером принципа гармонизации является парковый комплекс у подножия Мамаева кургана в Волгограде.

Не так давно в Волгограде, у подножия Мамаева кургана, завершилась масштабная реконструкция паркового комплекса. В результате этого, с использованием принципа гармонизации, была создана новая благоустроенная зона отдыха, которая рассчитана на людей из разных возрастных групп и учитывающая разнообразные интересы жителей и гостей региона (рис. 6). Сейчас этот парковый комплекс представляет собой самый крупный современный сквер областного центра. Благодаря активному участию студентов-архитекторов в создании и реализации проекта, многое было сделано для детей и молодежи.

Реконструированная территория включает в себя спортивные зоны, множество зон отдыха, велодорожки, площадки для проведения массовых мероприятий. Развитие парка на этом не завершается, поскольку сейчас идет подготовка к следующему этапу работы над проектом, который связан с размещением в парке военной техники. С помощью принципа гармонизации, у подножия Мамаева кургана был разработан архитектурно-ландшафтный ансамбль, формирующий особый художественный образ Волгограда.

Заключение.

Ландшафтная архитектура имеет все более значимую роль в формировании городских общественных пространств. Озеленение городов должно быть продуманным, при этом необходимо учитывать интересы каждого человека и делать все для пользы общества. Архитекторам, градостроителям, урбанистам нужно всегда помнить о том, что пребывание в городской среде оказывает непосредственное влияние на жизнь и самочувствие человека.

В статье приведены основные системные принципы проектирования общественных городских пространств, которые нашли отражение в генеральных планах большинства городов России, благодаря чему сформирован индивидуальный и неповторимый облик каждого города.

Рис. 6. Функциональное зонирование паркового комплекса у подножия Мамаева кургана в Волгограде

References

1. Perkova M.V. Urban development of the regional settlement system and its elements: dissertation abstract for the degree of Doctor of Architecture [Gradostroitel'noe razvitie regional'noj sistemy rasseleniya i eyo elementov: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora arhitektury]. St. Petersburg. 2019. 40 p. (rus)

2. Perkova MV, Drebezgova M.Yu., Chernysheva NV, Perkova A.Yu., Stoykovich N. Variant design of "green" offices for small and medium-sized businesses based on additive-modular technologies [Variantnoe proektirovanie «zelenyh» ofisov dlya malogo i srednego biznesa na osnove additivno-modul'nyh tekhnologij]. Additive manufacturing technologies. Vol. 1. Pp. 22-34. (rus)

3. Yarmosh T.S. The interaction of a person and an urban living environment in the socio-cultural dimension: the topic of the dissertation and the abstract of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation 22.00.06. [Vzaimodejstvie cheloveka i gorodskoj zhiloj sredy v sociokul'turnom izmerenii: tema dissertacii i avtoreferata po VAK RF 22.00.06.]. Belgorod. 2019. 188 p. (rus)

4. Shemarova V.S., Yarmosh T.S. Factors in the formation of a modern living environment [Faktory formirovaniya sovremennoj zhiloj sredy]. Publishing house Internauka, 2017. Pp. 6-10. (rus)

5. Yarmosh T.S. Housing and people [ZHilishche i chelovek]. City management: theory and practice. 2012. Pp. 125-126. (rus)

6. Afonina M.I. The basics of urban gardening [Osnovy gorodskogo ozeleneniya]. MGSU Publishing House. 2010. 208 p. (rus)

7. Luntz L.B. Urban green building: a textbook for universities [Gorodskoe zelenoe stroitel'stvo: uchebnik dlya vuzov]. Moscow: Publishing house Stroyizdat. 1974. 275 p. (rus)

8. Manzhilevskaya S.E. Environmental monitoring of environmental safety in the areas of construction, reconstruction and operation of facilities [Ekologicheskij monitoring ekologicheskoj bezopasnosti v zonah stroitel'stva, rekonstrukcii i funkcionirovaniya ob"ektov]. Building materials and products. 2019. No. 3. Pp. 78-84. (rus)

9. Aganina N.S., Tretyakova M.S. On the issue of the specifics of Russian design [K voprosu o specifike russkoj proektnosti]. Technical aesthetics and design research. 2011. No. 1. Pp. 10-16. (rus)

10. Ikonnikov A.V. Art, Wednesday, Time. Aesthetic organization of the urban environment [Iskusstvo, sreda, vremya. Esteticheskaya organizaciya gorodskoj sredy]. Moscow: Publishing house Stroyizdat. 1985. 336 p. (rus)

11. Savarenskaya T.F. History of urban planning art [Istoriya gradostroitel'nogo iskusstva]. Moscow: Publishing house Stroyizdat. 1984. 376 p. (rus)

12. Semenov V.N. Improvement of cities [Blagoustrojstvo gorodov]. Moscow: Publishing house of Editorial URSS. 2003. 232 p. (rus)

13. Yargina Z.N., Kositskiy Ya.V., Vladimirov V.V. Foundations of the theory of urban planning: a textbook for universities. Specialty "Architecture" [Osnovy teorii gradostroitel'stva: uchebnik dlya vuzov. Special'nost' «Arhitektura»]. Moscow: Publishing house Stroyizdat. 1986. 327 p. (rus)

14. Brouwers H.J.H., Radix H.J. Self-Compacting Concrete: Theoretical and experimental study. Cement and Concrete Research. 2005. Vol. 35. Pp. 2116-2136

15. Yarmosh T.S., Ivanilova E.I. Formation of a greening system for city territories as a means of improving the quality of life of the urban population [Formirovanie sistemy ozeleneniya territorij goroda, kak sredstvo uluchsheniya kachestva zhizni gorodskogo naseleniya]. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2017. No. 12. Pp. 109-112. (rus)


Login or Create
* Forgot password?