РОЛЬ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Общественные пространства - это такая часть городской среды, которая постоянно и бесплатно доступна для населения. Чаще всего под общественными пространствами понимаются места, где сосредоточена городская общественная жизнь, такие как: площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, парки и другие. В статье рассматривается роль ландшафтной архитектуры в процессе формирования общественных пространств в современном отечественном градостроительстве, дается характеристика особенностей проектирования территорий общественного назначения. Раскрываются основные принципы проектирования общественных пространств: взаимодействие с окружением, структуризация, оптимизация, преемственность, гармонизация; проводится анализ и обобщение богатого теоретического и практического опыта отечественного градостроительства. На примере нескольких городов анализируется опыт реконструкции и проектирования общественных пространств, выявляются приоритетные направления в разработке проектов по благоустройству территории. Данная проблема является актуальной в современной ландшафтной архитектуре, поскольку сейчас во многих городах ощущается необходимость создания и обустройства рекреационных зон в городской среде. В ближайшее время в области проектирования общественных пространств российских городов следует ожидать стремительное развитие инновационного и стратегического подходов, в результате чего будет происходить формирование методологической базы, синтезирующей науку, технику и искусство в ландшафтном проектировании. Данные принципы успешно применяются в проектах генеральных планов многих российских городов, где на их основе формируется индивидуальный, неповторимый облик каждого города.

Ключевые слова:
общественное пространство города, ландшафтная архитектура, особенности проектирования, инновационный подход к проектированию, современная городская среда.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Современный ландшафт города, как собирательная структура, динамично изменяется и берет за основу социальную, экономическую и экологическую сферу. «Под влиянием новых социальных условий и материальных возможностей людей, под воздействием развивающейся техники и научно-технического прогресса изменяются представления человека о своем жилище, его оценка с точки зрения комфортности, степени удовлетворенности тем
или иным решением» [6].

В ландшафте отражается история города, его природное и культурное наследие. Урбанистические процессы, которые происходят в современном городе, также характеризует ландшафтная архитектура [1].

Задача сохранения экологии становится все более первостепенной и важной в современном обществе. Поэтому все особенности и структура ландшафта затрагивает не только область ландшафтной архитектуры, но и другие науки: экономику, экологию, социологию, энергетику, ресурсосбережение.

Материалы и методы. Архитектурные и ландшафтные проекты берут за свою основу теоретические исследования, представляющие собой комплекс мер и требований, направленных на изменение городской структуры, которая зависит от характеристики пространства города. Во время работы над проектом проводится большая исследовательская работа, затрагивающая разные уровни городской среды. В результате полученных исследований и выводов, принимается решение о масштабах и виде требуемых изменений, это может быть: редевелопмент территории, реабилитация, перепрофилирование, реорганизация. На этом этапе специалисты делают заключение о необходимости привнесения новых компонентов в среду города [5].

С течением времени, города развиваются и растут, а значит и ландшафт требует комплексных изменений, затрагивающих экологию, планирование и инфраструктуру. При помощи ландшафтной архитектуры можно восстановить общность городской среды, экологическое и культурное процветание города.

Основная часть. В архитектурной практике всегда уделялось большое внимание созданию общественных пространств, что объясняется основной ролью этих территорий в образовании планировки и архитектурно-художественном образе города [2]. 

В средневековых городах площадь зачастую была их сердцем, местом встречи жителей города на открытом пространстве (рис. 1). На площади размещался рынок, проходили праздники и городские мероприятия, люди узнавали последние новости, обсуждали политические изменения или просто наслаждались прогулками. Невозможно представить себе средневековый город без главной площади. В большинстве стран общественные пространства под открытым небом до сих пор служат важным местом, на котором горожане выражают поддержку той или иной партии за изменения в политической сфере [11].


Рис. 1. Болонья (вверху) и Монпазье (в нижнем левом углу).  Центральные кварталы, заштрихованные на плане Болоньи, сохраняют следы прямоугольной древнеримской планировки. Регулярный город Монпазье (южная Франция) построен в конце XIII в. 1-2 - точки схода радиальных улиц, возникших в средние века

Основные принципы  проектирования общественных пространств были разработаны отечественными градостроителями в ХХ в.  Благодаря этой долгой и кропотливой работе был раскрыт их функциональный и смысловой потенциал. Градостроители выявили правила, по которым можно определить внутреннее и композиционное содержание формы архитектурно-планировочной структуры, создать такое общественное пространство, которое будет учитывать условия благоприятного восприятия. Правила и принципы создания комфортных общественных пространств реализованы в проектах большинства российских городов [3].

Ландшафт города воспринимается как фундамент для планирования и развития городской среды, на котором основаны социальные, экологические, культурные и производственные процессы.

В наши дни возрастает важность создания уличных пространств, относящихся к совершенно новому типу. Речь идет о месте, которое используется группой людей, объединенных общими интересами: например, специально обустроенные участки, предназначенные для ходьбы, занятия спортом и играми; пространства, распределенные по территориям жилых комплексов; внутренние дворы и сады, которые используются посетителями, пациентами и работниками разнообразных учреждений; площадки для прогулок и активных игр в детских садах; а также участки между зданиями, использующиеся для отдыха и проведения социальных мероприятий [15].

Основная идея заключается в том, что общественное пространство во-первых, должно быть адаптивным – проектироваться и управляться таким образом, чтобы отвечать потребностям пользователей; во-вторых, демократичным – обеспечивать доступ для всех групп населении, чтобы люди могли получить свободу действий; в-третьих, значимым – позволять людям свободно взаимодействовать с внешним миром и развиваться.

Современные ландшафтные проекты благоустройства и озеленения общественных пространств делятся на несколько видов:

а) инфраструктурные проекты («Висячие сады» Маркессак);

б) маломасштабные проекты, которые включают в себя значимое культурное и природное наследие (современный проект ландшафтного благоустройства Версаля);

в) проекты регионального значения (Парк Багатель в Париже).

г) проекты, предусматривающие расширение территории («Чудо-сад» в городе Дубай);

К основным принципам проектирования общественных пространств относятся: взаимодействие с окружением, структуризация, оптимизация, преемственность и гармонизация [8]. Разберем и проанализируем эти принципы проектирования общественных пространств.

Главный принцип проектирования – взаимодействие с окружением. Он включает в себя функциональную и композиционную связь проектируемого объекта с элементами городской среды. К таким элементам можно отнести природный ландшафт и другие виды архитектурного зонирования. Благодаря принципу взаимодействия с окружением происходит связь разных частей города, объединяются архитектурные и природно-ландшафтные территории, в результате чего развиваются новые, современные общественные пространства [9].

У проектирования, использующего принцип взаимодействия с окружением, есть большое количество плюсов, среди них: определение границ совместных интересов общественных самоуправлений для развития коллективного пространства; разработка новых концепций, формирующих локальные системы расселения крупных городов, пространственных кластеров.

Примером ландшафтного проекта, созданного с соблюдением принципа взаимодействия с окружением является набережная Енисея в Дивногорске.

На сегодняшний день Дивногорская набережная – центр притяжения для жителей Красноярска и других ближайших городов (рис. 2). После проведения благоустройства набережной, множество людей ежедневно посещают это место. Ведь именно отсюда открывается потрясающий вид на противоположный берег Енисея и Дивные горы, которые дали городу название и стали его визитной карточкой.

С учетом принципа взаимодействия с окружением, набережная разделена на несколько зон: участок для отдыха детей, на котором оборудован парк аттракционов и огороженная прогулочная зона; рекреационная зона, включающая в себя сквер с удобными деревянными скамейками, качелями, информационным центром и местом общественного питания. Помимо этого, на набережной есть спортивная зона с тренажерами разных видов. Желающие могут спуститься к берегу Енисея и покормить уток со специально оборудованной пристани. Возле деревянной надписи «Дивный» гости города делают фотографии на память.

Набережная Енисея в Дивногорске давно стала обязательным пунктом для посещения туристов. Настоящим отдыхом для души может стать прогулка по набережной с возможностью рассмотреть живописный берег реки Енисей. Таким образом, используя принцип взаимодействия с окружением, архитекторам удалось создать связь между всеми общественными пространствами набережной Енисея с элементами природного ландшафта. Пожалуй, это одно из самых запоминающихся и ярких мест города-спутника Красноярска.

Рис. 2. Схема функционального зонирования набережной Енисея в городе Дивногорск

Структуризация – принцип, в результате использования которого формируются различные типы инфраструктуры. Используя принцип структуризации, в городской среде выделяется несколько  инфраструктур: производственная, социальная, рекреационная, транспортная, ландшафтная и историко-культурная. Кроме того появляются общественные пространства, где активность населения повышена. Плюс структуризации заключается в том, что этот метод предполагает разработку в генеральном плане общественных пространств разнообразных территорий и функциональных зон. Ярким примером принципа структуризации является центральная площадь в городе Ижевск.

Главная площадь столицы Удмуртской Республики представляет собой её культурный и общественно-политический центр и располагается в центре города (рис. 3). Она была построена во второй половине XX века в соответствии с генеральным планом города. Центральная площадь Ижевска занимает одну из самых высоких точек города, благодаря чему с этого места открывается панорамный вид на город. Площадь берёт начало от республиканского дома правительства и заканчивается возле монумента «Дружба народов». За монументом начинается лестничный спуск, по которому можно добраться на набережную зодчего Дудина. Центральная площадь – одно из самых любимых мест отдыха горожан, поскольку она является частью длинного пешеходного маршрута от центральных улиц до набережной пруда. Используя принцип структуризации, на центральной площади Ижевска были созданы общественные пространства, подразумевающие высокую функциональную активность населения. Благодаря этому сформировались различные типы инфраструктуры. На площади располагается множество рекреационных зон, а самое настоящее место притяжения горожан – это светомузыкальный фонтан.

Рис. 3. Схема функционального зонирования центральной площади Ижевска

Оптимизация – это принцип проектирования, который основан на организации общественных пространств, учитывающих индивидуальные особенности каждого города. Принцип оптимизации опирается на планы и программы развития города, в результате чего происходит развитие поселений, улучшение качества жизни людей и формируются новые общественные пространства. Примером оптимизации служит парк Гайдара в Арзамасе.

Этот парк располагается в центре города на границе с территорией исторического поселения. Раньше на территории парка находились карьеры по добыче глины, из которой производили кирпичи. Об этом свидетельствует сложный рельеф территории с большими перепадами высот. Именно из этих кирпичей и был построен исторический центр Арзамаса. Торжественное открытие парка состоялось в 1957 году, а через 2 года ему присвоили имя известного детского писателя Аркадия Гайдара. Территория парка включает в себя зелёную зону, небольшой пруд, детскую площадку, аттракционы, шахматный клуб, мемориальную зону и несколько памятников (рис. 4). Концепция парка Гайдара в Арзамасе была разработана с использованием принципа оптимизации, как связующее звено между историческим центром города и жилой периферией. Для реализации этой идеи были предложены архитектурные, функциональные и программные решения. Перед архитекторами в рамках благоустройства было поставлено несколько задач: изменить функциональное зонирование парка таким образом, чтобы оно соответствовало современным требованиям; использовать нераскрытый потенциал территории и добавить новые функции; продумать транспортно-пешеходную сеть, планировку и новый визуальный стиль парка. Так же необходимо было создать условия для новых видов отдыха, жизни и творчества современных местных жителей, чтобы они чувствовали, что их город ничем не уступает другим крупным городам. В итоге, благодаря оптимизации, получилось создать благоустройство, включающее в себя исторический и городской контекст и отражающее новый стилистический и функциональный образ Арзамаса.

Рис. 4. Функциональное зонирование парка Аркадия Гайдара в Арзамасе

Преемственность – это принцип, благодаря которому развиваются ценные градостроительные традиции. Преемственность сохраняет и использует историческое и культурное наследие в организации общественных пространств. В результате совершенствования общественных пространств, затрагивающих историко-культурную инфраструктуру, происходит развитие экономической сферы города.

Примером может служить проект  преобразования главной площади Азатлык в Набережных Челнах – это совершенно новый взгляд на роль общественного городского пространства. До проведения реконструкции, площадь заполнялась людьми лишь пару раз в год – во время проведения крупных городских праздников, оставаясь при этом пустой в остальное время.

В ходе реставрации площади, с учетом принципа преемственности, пешеходная ось была перемещена от центра к краю, где уже росли плотно посаженные деревья: липы, красные клёны, голубые ели. В результате этого передвижение по площади стало защищенным от ветра и солнца и обрело связь с окружающей застройкой. На получившейся пешеходной зоне появились киоски, обзорные и игровые площадки, подиум. Площадь превратилась в увлекательное, динамичное общественное пространство с многофункциональной средой, учитывающей желания разных слоев и групп населения (рис. 5).

Рис. 5. Схема функционального зонирования площади Азатлык в Набережных Челнах

На освободившейся от циркуляции пешеходов центральной зоне появилась анфилада из трех площадей, каждая из которых по-своему интересна. Площадь мероприятий – большое замощенное пространство для активной молодежи и размещения временных рынков. Зеленая площадь – место для отдыха на траве среди больших цветочных композиций. Площадь культуры – пространство для выступления разнообразных коллективов и артистов под открытым небом. Таким образом, используя принцип преемственности, удалось создать общественное пространство, которое обеспечивает связь между разными частями города и помогает сохранить историко-культурное наследие.

Гармонизация – это принцип организации композиции общественного пространства, который учитывает систему архитектурно-ландшафтных ансамблей города. Используя принцип гармонизации, формируется особенный архитектурно-художественный образ города, генеральные планы наполняются новыми объемными, пространственными, архитектурными и художественными моделями. Ярким примером принципа гармонизации является парковый комплекс у подножия Мамаева кургана в Волгограде.

Не так давно в Волгограде, у подножия Мамаева кургана, завершилась масштабная реконструкция паркового комплекса. В результате этого, с использованием принципа гармонизации, была создана новая благоустроенная зона отдыха, которая рассчитана на людей из разных возрастных групп и учитывающая разнообразные интересы жителей и гостей региона (рис. 6). Сейчас этот парковый комплекс представляет собой самый крупный современный сквер областного центра. Благодаря активному участию студентов-архитекторов в создании и реализации проекта, многое было сделано для детей и молодежи.

Реконструированная территория включает в себя спортивные зоны, множество зон отдыха, велодорожки, площадки для проведения массовых мероприятий. Развитие парка на этом не завершается, поскольку сейчас идет подготовка к следующему этапу работы над проектом, который связан с размещением в парке военной техники. С помощью принципа гармонизации, у подножия Мамаева кургана был разработан архитектурно-ландшафтный ансамбль, формирующий особый художественный образ Волгограда.

Заключение.

Ландшафтная архитектура имеет все более значимую роль в формировании городских общественных пространств. Озеленение городов должно быть продуманным, при этом необходимо учитывать интересы каждого человека и делать все для пользы общества. Архитекторам, градостроителям, урбанистам нужно всегда помнить о том, что пребывание в городской среде оказывает непосредственное влияние на жизнь и самочувствие человека.

В статье приведены основные системные принципы проектирования общественных городских пространств, которые нашли отражение в генеральных планах большинства городов России, благодаря чему сформирован индивидуальный и неповторимый облик каждого города.

Рис. 6. Функциональное зонирование паркового комплекса у подножия Мамаева кургана в Волгограде

Список литературы

1. Перькова М.В. Градостроительное развитие региональной системы расселения и её элементов: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры. Санкт-Петербург. 2019. 40 с.

2. Перькова М.В., Дребезгова М.Ю., Чернышева Н.В., Перькова А.Ю., Стойкович Н. Вариантное проектирование «зеленых» офисов для малого и среднего бизнеса на основе аддитивно-модульных технологий // Технологии аддитивного производства. Т. 1. С. 22-34.

3. Ярмош Т.С. Взаимодействие человека и городской жилой среды в социокультурном измерении: тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06. Белгород. 2019. 188 с.

4. Шемарова В.С., Ярмош Т.С. Факторы формирования современной жилой среды. М.: Изд-во Интернаука, 2017. С. 6-10.

5. Ярмош Т.С. Жилище и человек // Управление городом: теория и практика. 2012. С. 125-126.

6. Афонина М.И. Основы городского озеленения. М.: Изд-во МГСУ, 2010. 208 с.

7. Лунц Л.Б. Городское зеленое строительство: учебник для вузов. М.: Изд-во Стройиздат, 1974. 275 с.

8. Манжилевская С.Е. Экологический мониторинг экологической безопасности в зонах строительства, реконструкции и функционирования объектов // Строительные материалы и изделия. 2019. № 3. С. 78-84.

9. Аганина Н.С., Третьякова М.С. К вопросу о специфике русской проектности // Техническая эстетика и дизайн-исследования. 2011. № 1. С. 10-16.

10. Иконников А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. М.: Изд-во Стройиздат, 1985. 336 с.

11. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М.: Изд-во Стройиздат, 1984. 376 с.

12. Семенов В.Н. Благоустройство городов. М.: Изд-во Едиториал УРСС, 2003. 232 с.

13. Яргина З.Н., Косицкий Я.В., Владимиров В.В. Основы теории градостроительства: учебник для вузов. Специальность «Архитектура». М.: Изд-во Стройиздат, 1986. 327 с.

14. Brouwers H.J.H., Radix H.J. Self-Compacting Concrete: Theoretical and experimental study. Cement and Concrete Research. 2005. Vol. 35. Pp. 2116-2136

15. Ярмош Т.С., Иванилова Е.И. Формирование системы озеленения территорий города, как средство улучшения качества жизни городского населения // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2017. № 12. С. 109-112


Войти или Создать
* Забыли пароль?