ANCIENT ARCHITECTURAL MONUMENT OF BELGOROD «USPENSKO-NICHOLAS CATHEDRAL” 1692–1703, – FIRST HALF OF THE XIX
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article highlights the history of construction the most ancient in the Belgorod region Russian Orthodox Uspensko-Nicholas Cathedral, which has survived to the present day. Bibliographic information relating to the history and time of church construction, erected in the era of Moscow baroque – a new style in the architecture of Moscow region of the late XVII – early XVIII centuries, is given. This style is characterized by consistency in the mass ratio, the pomp of white-stone decor, in which the ornamental and order elements of Western European baroque –- cartouches, “torn” pediments, columns and pilasters with plant capitals – are peculiarly interpreted. The location of the Cathedral is described. It is built in the former residential settlement Zhiloy, located to the west of Belgorod, constructed according to the general plan of 1768 by architect A.V. Kvasov after the fire of 1766. In addition, the modern urban situation of the cathedral’s location in the structure of modern urban development is presented. Historical planning frame is considered. The space-planning and space-spatial solution of the cathedral church in historical chronology, as well as constructive solutions of the cathedral’s octagon on cube, bell tower and two-column refectory, built in the first half of the XIX century, the decorative design of the facades and interiors are analyzed. The main construction stages of the church from its creation to the restoration works carried out in 2005 are considered. Strengthening and restoration on the preservation of cultural heritage are described. Cartographic material, plans building at different construction stages, archival and modern photographs of the exteriors and interiors, both during and after the restoration process, are given.

Keywords:
church, cathedral, volume, planning, restoration, facade, dome, frieze, apse, octagon on cube, bell tower, tent.
Text
Publication text (PDF): Read Download

В истории русской культуры XVII век занимает особое место. Современники называли его «бунташным» из-за бунтов и народных войн, широкой волной прокатившимися по Руси, и теми переменами, которые за ними последовали. В архитектуре культовых и светских зданий развивается новое направление, получившее название барокко, позднее – московское барокко, которое включает в себя различные стили, среди которых: строгановский, нарышкинский, голицынский стили, петровское барокко, русское барокко елизаветинского времени.

К первому этапу развития русского барокко относится «нарышкинское барокко» название этого архитектурного течения было обязано боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко [9].

Московское барокко – это условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII вв., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. В различных регионах России объемно-пространственные решения и характерная система оформления (но в несколько упрощенном виде) прослеживается вплоть до конца XVIII в. [10].

С развитием Петербурга и ориентацией на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I, происходит постепенное затухание «московского барокко».

Московское барокко в своем классическом варианте представляет собой стилистически довольно однородное явление. Вне зависимости от географического расположения художественные элементы оформления: ордер, обрамления оконных и дверных проемов, колокольни с шатровым завершением и другие элементы декора следуют стандартной модели и потому легко узнаваемы (рис. 1) [10].   

Дух петровских начинаний последних десятилетий XVII — первых лет XVIII вв. напрямую коснулся и архитектуры [11]. Последние десятилетия XVII в. отмечены большим размахом церковного строительства. Постройкой церквей и соборов занимались, как разбогатевшие купцы, так и прихожане (т. н. строительство храмов «всем миром»).

 

243 а

cerkov_preobrazheniya_gospodnya_v_kostrome_4 б

001

в

Рис. 1. Примеры храмов, построенных в стиле московского барокко: а – Покровский храм в Филях

(«нарышкинское барокко») 1690–1694 гг.; б – Спасо-Преображенский собор в Костроме 1685–1688 гг.;
 в – Вознесенская церковь Александровского монастыря в Суздале 1695 г.

 

Иван Башилов – курский землемер, составивший в 1785 году «Описание курского наместничества вообще и порознь всякого города и уезда с планами городам и картами уездам», описывая застройку г. Белгорода, сообщает интересные сведения о дате начала строительства Успенско-Николаевского храма – 1692 г. [1]. И хотя это свидетельство не подтверждается ссылками на подлинные архивные документы рубежа XVII-XVIII вв., оно не вызывает сомнений. Убедиться в его достоверности позволяет стилистический анализ памятника. Рассматривая объемно-пространственное построение храма, его планировку и архитектурный декор, можно сделать однозначный вывод, что храм был построен в эпоху «московского барокко».

Успенско-Николаевский соборный храм был возведен в бывшей слободе Жилой по ул. Батальонная (современная ул. Пушкина), которая «была заселена ратными людьми Белгородского гарнизона и носила второе название «Солдатская». Слобода Жилая была расположена западнее города Белгорода за Ново-Московской улицей. После пожара, случившегося в Белгороде в 1766 г., Белгород был отстроен по новому генеральному плану 1768 г., разработанного архитектором А.В. Квасовым. Прилегающие слободы в генплан не были включены и до 1954 г. первоначальная планировка и застройка слободы Жилой практически не менялась. С образованием Белгородской области в 1954 г. прилегающие слободы были включены в городскую территорию, исторически сложившаяся планировочная структура, как слобод, так и города, стала быстро изменяться. В структуре современной застройки города слобода Жилая расположена западнее исторического центра. Между ними проходит в направлении север-юг пр. Б. Хмельницкого (бывшая Ново- Московская улица).

Во второй половине XVIII века севернее Успенского собора была возведена Покровская церковь, которая перестраивалась в XIX в.  Сегодня эти два здания составляют единый церковный ансамбль XVII–XIX вв. и приписаны к Марфо-Мариинскому женскому монастырю (рис. 2, 15).

 

а

б

Рис. 2. Карты города: а – выкопировка из плана 1911 г.: 1 – Успенско-Николаевский собор,
2 – Покровская церковь, 3 – Свято-Троицкий собор мужского монастыря;  б –  выкопировка из плана города 2018 г.: 1 –Успенско-Николаевский собор, 2 – Покровская церковь,
3 – местоположение Свято-Троицкого собора мужского монастыря

 

Успенско-Николаевский собор был вторым кирпичным храмом в Белгороде после Свято-Троицкого собора мужского монастыря, возведенного на территории последней Белгородской крепости в 1690 г. (не сохранился до наших дней) (рис. 2). Священник Г. Введенский - исследователь истории собора, во второй половине XIX века писал: «Успенско-Николаевский собор в городе Белгороде Курской епархии замечательный храм в истории русской церковной архитектуры. По времени построения он древнее многих русских церквей; по системе или плану постройки он во многом отличен от церквей новых, которые строились в настоящем и прошлом столетиях» [2].

Строительство собора осуществлялось силами солдат белгородского Гарнизона и московскими стрельцами во главе с Иваном Прокофьевым, о которых сообщает Иван Башилов [1]. Это сообщение позволяет предположить, что Московская бригада Мастеров привнесла характерные для московского зодчества того времени объемно-планировочные, декоративные и конструктивные решения в архитектуру Успенско-Николаевского собора.

Объемно-пространственная композиция первоначального вида представляла собой высокий четверик храма с тремя полукруглыми алтарными апсидами и завершением из пяти глав, и отдельно стоящей колокольней с шатровым завершением, расположенной на продольной оси храма (рис. 3).

 

 

а

б

Рис. 3. Первоначальная объемно-пространственная композиция храма:

а – северный фасад;  б – план храма и колокольни

 

 

Объемно-композиционное решение  храма и колокольни представляло собой: храм – двухсветный доминирующий  по высоте мощный четверик из керамического кирпича с  тремя полукруглыми алтарными апсидами, завершенный  высокой четырехскатной крышей, несущей пять крупных луковичных глав с крестами, стоящих на глухих барабанах; фасады четверика храма декорированы по углам сдвоенными полуколоннами, сами углы закреплены трехчетверными колоннами, световые проемы двух типов – в нижнем  уровне – арочные, выше – высокие прямоугольные, обрамленные наличниками в виде полуколонок, поддерживающих "разорванные" фронтоны,  украшенные в местах раскреповки стилизованными вазами; завершены фасады четверика храма – антаблементом, состоящим из: архитрава, имитированного полочками, украшенными снизу трехчастным  поребриком,  высокого фриза, декорированного  архивольтами   на импостах, выполненных из лекального кирпича трех типов и невысокого ступенчатого карниза. Фасады апсид прорезаны арочными проемами,  верхняя часть фасадов опоясана фризом из трехчастного поребрика и простым карнизом; алтарные апсиды перекрыты кирпичными сводами (конхами), храм – перекрыт четырехлотковым сомкнутым кирпичным сводом, по углам свода заложены голосники (глиняные кувшины, выполняющие роль резонаторов звука); отдельно стоящая колокольня, возведенная по типу «восьмерик на четверике» из керамического кирпича, по высоте уступает четверику храма; грани восьмерика имеют килевидные завершения и арочные проемы звона; на гранях кирпичного шатра в два ряда размещены маленькие арочные слухи с фронтончиками; шатер  завершен глухим барабанчиком с луковичной главкой и крестом.

До сих пор в памяти людей живы воспоминания о том, что Петр I пожертвовал деньги на строительство собора. Этому событию есть документальные подтверждения. В книге «Белгород с уездом», изданной в 1882 г. в Харькове и переизданной в 1886 г., автор А.М.  Дренякин цитирует текст документа связанного с постройкой собора: «1701 года июля в 15 день великий государь и великий Князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России самодержец пожаловал на свое Государское Богомолье на строения каменныя церкви Успение Пресвятые Богородицы да великого чудотворца Николы что строица в Белгороде в солдатской слободе Жилой сто рублев денег» [3]. Из этого текста следует, что в 1701 г. на храме еще велись строительные работы, и Петр I пожертвовал деньги на продолжение его строительства, которое было завершено в 1703 г.

В конце 30-х начале 40-х годов XIX века были начаты работы по строительству большой трапезной части храма, которая должна была объединить четверик храма и отдельно стоящую колокольню. В процессе этих работ южная алтарная апсида была расширена для соединения с новой алтарной апсидой, устроенной в юго-восточной части нового объема трапезной. Западный вход в четверик храма при этих работах был растесан под устройство большой арки в 1842 г. Большая площадь трапезной была разделена по продольной оси двумя мощными столбами, несущими сводчатые перекрытия. Об этом пишет Г. Введенский: "Широкая зала (трапезная) разделена на две части, северную и южную, столбами, между которыми ставятся в зимнее время стеклянные перегородки, чтобы была теплою южная часть залы, где алтарь Николая Чудотворца. Этот алтарь отделяется от залы старинным резным позолоченным иконостасом в пять ярусов икон. В северной зале (трапезной) на восточной стороне, между аркою, ведущею в большой квадрат (в четверик храма), и северною стеною залы, в углу, приставлен новый алтарь в честь Иоанна Предтечи в 1851 г. Из северной залы теперь аркою, а до 42 года малою дверью проход в высокий квадрат (в четверик храма). Здесь в западной стене его, или над головами входящих в эту часть, были хоры. На северной и южной стенах находятся стенные картины Иисуса Страждущего, на западной стене около входа картина Архангела Михаила, поражающего Сатану, и Чудотворца Николая, над хорами изображена вечеря Господня...Иконостас алтаря Успения Божией Матери старинной резной работы, вызолоченный листовым золотом, о шести ярусах икон. В алтаре, в среднем полукружии против окна на восток, было, как видно из описи 1829 года «горнее место и древняя живопись». Горнее место деревянное резное, о шести гладких колоннах, покрыто все листовым золотом. Между колоннами с правой стороны изображение Живоначальной Троицы, а с левой сошествие Святого Духа. В окне по обеим сторонам изображены апостолы Петр и Павел. Над окном сверх карниза на фронтоне написан Бог Отец, над этим живописным образом по правую сторону деревянное вызолоченное Евангелие, по левую деревянные вызолоченные скрижали, между Евангелием и скрижалями такая же чаша. Все это обнесено деревянным вызолоченным сиянием. Под аркою, ведущею в южное полукружие на правой стороне, изображен собор апостолов, а на левой страстная икона – положение во гроб Спасителя. Жертвенник устроен на четырех колоннах, между задними колоннами в рамах изображение Рождества Христова, а выше образ Святого Духа. По левую сторону жертвенника изображение иконы Спасителя, а на окне (в северном полукружии) с одной стороны Предтеча, а с другой – праведный Ной, приносящий жертву Богу. Горнего места и древней живописи в алтаре теперь нет и неизвестно время их уничтожения" [2]. Из этого текста можно сделать вывод, что к 1851 году строительство трапезной части было закончено, так как в этом году: «между аркою, ведущею в большой квадрат (в четверик храма), и северною стеною залы (трапезной), в углу, приставлен новый алтарь в честь Иоанна Предтечи».

После возведения трапезной планировка храма меняется. План становится асимметричным благодаря тому, что южная стена трапезной значительно продвинута на юг относительно четверика храма. Этот прием позволил расположить в юго-восточном углу трапезной полукруглый алтарь Николая Чудотворца и помещение для ризницы за ним, соединившее новый алтарь и южную алтарную апсиду четверика храма, расширенную в южную сторону. Благодаря этому приему первоначальный алтарь и новый соединяются между собой через ризницу. Окна (первый свет) и дверь на южном фасаде четверика храма и окна на западном фасаде были заложены. Объемно-планировочная композиция храма приобрела редкий для Белгородского региона оригинальный асимметричный план с бесстолпным храмом и двухстолпной трапезной. Объемно-пространственное решение храма становится целостной монументальной композицией с мощным, доминирующим по высоте объемом четверика храма (рис. 4).

В 1859 году храм сильно пострадал от пожара: сгорели деревянная крыша, купола, иконостас, обгорели стены. Западная стена трапезной в южной половине и юго-западный угол колокольни получили повреждения, возможно связанные с просадками грунта.  В процессе восстановительных работ в архитектуру храма были привнесены изменения, исказившие его  первоначальный облик. Первоначально большие луковичные главы четверика храма были заменены малыми главками. Появилась высокая крыша над трапезной, выполненная с применением подсечки в верхней трети ее высоты. С севера и юга колокольня была обстроена небольшими одноэтажными помещениями, выполнявшими роль контрофорсов (рис. 5, 6).

 

а

001

 

б

Рис. 4. Вид храма после завершения строительства трапезной:

а – северный фасад, б – план храма

 

В «Путеводителе по Белгороду», вышедшему в 1911 г., автор И. Кулегаев в главе «Достопримечательности Белгорода и исторические памятники» сообщает: «При Успенско-Николаевском соборе, на углу церковной ограды изящная часовня, сооруженная в 1889 г. в память избавления Государя императора Александра III и его Августейшего Семейства от угрожавшей опасности при крушении поезда 17 октября 1887 г.» [4].

 

Рис. 5. Северный фасад Успенско–Николаевского собора. Фото 1911 г.

 

 

de6f93b27632

Рис. 6. Вид Успенско-Николаевского собора с юго-западной стороны. Фото 1911 г.

 

 

На фотографии, выполненной до 1917 г.
(рис. 5), в северо-западном углу церковной ограды просматривается небольшой объем выше упомянутой часовни. Ограда представляла собой высокий каменный забор с лежачими нишами по всему периметру, по ее углам были поставлены круглые башенки, завершенные восьмигранными куполами, с северной, юго-западной, и, возможно, восточной сторон были устроены ворота с массивными столбами, декорированными нишами экседрами (рис. 6).

В начале 30-х годов XX века собор был закрыт. С 40-х годов стал использоваться под хозяйственные нужды. В процессе эксплуатации и послевоенных разрушений собор претерпел значительные изменения. В связи с приспособлением здания к технологическому процессу хлебозавода были осуществлены значительные переделки интерьера: устроен плоский потолок в помещении храма, прорублены широкие проемы в северной стене трапезной, изменены помещения алтарной части главного престола (заложен арочный проем, ведущий из храмового помещения в алтарную часть). Часть окон заложены. С северной, западной и южной сторон пристроены многочисленные помещения. Утрачены колокольня и завершение храма, искажены конструкции кровли алтарной части и трапезной (рис. 7). Полностью разрушена часовня и утрачено убранство интерьеров.

 

а

б

Рис. 7. Фасады храма до реставрации: а-северный фасад,  фото 1986 г.; б-вид храма с юго-восточной стороны, фото 1997 г.

 

В 1986 году храм был взят под государственную охрану как памятник архитектуры регионального значения. В 1998 году передан Белгородской и Старооскольской епархии, в 1999 г. к празднику Пасхи вошел в состав Марфо-Мариинского женского монастыря. Главный престол – в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный престол – во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца, в трапезной, в северной ее части устроен алтарь во имя Святого Иоанна Крестителя.

С момента передачи храма Белгородской и Старооскольской епархии начались восстановительные работы, которые первоначально заключались в демонтажных работах, по разборке пристроенных к храму помещений и внутренних конструкций поздних перекрытий и перегородок. После завершения демонтажных работ были выполнены натурные исследования, в результате которых были выявлены два строительных периода храма – XVII и XIX вв., что подтверждалось  устройством и глубиной заложения фундаментов четверика храма, апсид и колокольни, которые выполнены из обожженного кирпича и заложены на глубину около 2-х метров, в то время как фундаменты трапезной, возведенные на насыпном грунте, выложены из бутового камня и  имеют неглубокое заложение около 50 см. Были обнаружены следы перекладки южной алтарной апсиды четверика храма; также и анализ архитектурного решения трапезной показал, что фасадный декор  более характерен для середины XIX века, чем для эпохи московского барокко.

В процессе реставрационных работ были выполнены первоочередные укрепительные работы, которые включили укрепление фундаментов трапезной с помощью бетонной обоймы, соединенной с бутовой кладкой арматурой, забитой в фундамент в шахматном порядке; выполнена обвязка стен трапезной, и арочного проема, растесанного в 1842 году,  металлическими швеллерами; вертикальная обвязка столбов металлическими уголками горизонтальными металлическими полосами и сеткой; укреплены воздушные связи; восстановлена северная стена трапезной; выполнена вычинка разрушенного кирпича в кладке стен и фасадном декоре (Рис. 8, 9). В процессе реставрации были восстановлены луковичные главы на четверике храма, восьмерик колокольни с луковичной главой и помещения, пристроенные к северному и южному фасадам колокольни.

В конце 2005 года были завершены реставрационные работы (авторский коллектив проектировщиков: арх.  Колесникова Л.И. совместно с ОАО «Белпромпроект»; реставрационные работы выполнило ООО «Возрождение»).

 

P4110375

а

P4110378

б

Рис. 8. Реставрационные работы:
а – обвязка стен металлическими швеллерами; б – восстановленная северная стена трапезной. Фото 2005 г.

 

 

007

Рис. 9. Храм в процессе реставрации фасадов
и колокольни. Фото 2005 г.

 

После завершения строительных реставрационных работ (рис. 11, 12) были выполнены новые иконостасы в четверике храма (престол в честь Успения Пресвятой Богородицы) и в трапезной – перед алтарем свт. Николая архиепископа Мир Ликийского (рис. 10, 13, 14), Чудотворца, храм наполнен убранством. В четверике храма над западною аркою возведены хоры, на которые можно подняться по винтовой лестнице.

Освящен собор 24 декабря 2005 г. Архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (рис. 10).

В состав Марфо-Мариинского женского монастыря, открытого в 1999 г., входят два бывших приходских храма: Успенско-Николаевский собор и Покровский храм, образующих церковный ансамбль  XVII – XIX вв. Кроме этих храмов на территории монастыря имеется  мемориальная часовня, два дома – для паломников и проживания монахинь, и  хозяйственный корпус. Все строения  обнесены общим высоким  кирпичным забором. Территория Марфо-Мариинского женского монастыря вытянута с севера на юг вдоль ул. Пушкина,  расположенная перпендикулярно к бульвару Святителя Иоасафа, являющимся продолжением Свято-Троицкого бульвара, замыкает бульвар с западной стороны (рис. 2, 15).

001

 

Рис. 10. Освящение храма Архиепископом

 Белгородским и Старооскольским Иоанном
24 декабря 2005 года

 

Рис. 11. Храм после реставрации. Вид  храма

со стороны алтарных апсид

Фото 2007 г

 

В современной застройке города церковный ансамбль  XVII – XIX вв.  Марфо - Мариинского женского монастыря занимает видное место. Его архитектурно - культурная значимость определена не только стилевыми характеристиками обоих храмов, но и древностью Успенско-Николаевского собора начатого строительством в конце XVII века, история которого связана с именем Петра I, и всеми перипетиями последующих веков.

 

79784.b

Рис 12. Храм после реставрации. Северный фасад. Фото 2007 г.

 

 

 

 

13465_20161020_110046

а

б

в

Рис. 13. Интерьеры храма: а – вид из северной половины трапезной на иконостас в четверике храма через арку, растесанную в 1842 г.; б – интерьер алтаря при четверике храма; в – интерьер северной половины
трапезной залы

 

 

 

brumfieldbelgd-02-31a_b  

а

13465_20170703_094212    б

 

в

Рис. 14. Интерьеры храма:  а – интерьер южной половины трапезной залы; б – иконостас перед алтарем во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца; в – вид на столбы, разделяющие
трапезную на две части: северную и южную

 

 

656_0184047b

 Рис. 15. Общий вид Марфо-Мариинского монастыря

 

Источник финансирования. Программа развития опорного университета на базе БГТУ им. В.Г. Шухова.

References

1. Bashilov I.F. Description of the Kursk governorship in general and separately of every city and county, with plans of the city and maps of the county. Kursk, 1785.

2. Vvedensky G. Uspensky-Nicholas Cathe-dral of Belgorod, Smolensk Cathedral of Belgo-rod. Sat. Belgorod shrines. Belgorod, 1995.

3. Drenyakin A.M. Belgorod with the coun-ty: Istoriko-statistical essay. Kharkov, 1882.

4. Kolegaev I. V. Guide to Belgorod. Satel-lite coming with a plan of the city. Kharkov, 1911.

5. Zlatoverkhovnikov N.I. Monuments of antiquity and New time. Kursk, 1902.

6. Pokryshkin N.P. Kursk Province Bel-city. Uspensky Nicholas Cathedral (1701-1709) and other churches (extracts from pa-ports): Coll. Belgorod shrines. Belgo-Rod, 1995.

7. Anatoly, Archimandrite. Belgorod and its shrines. In Sat. Sources, vyp. I. Belgorod, 1993.

8. Kolesnikova L.I. Orthodox temples of Belgorod and Stary Oskol. Belgorod, 2012.

9. Moscow baroque, elegance of style [Elec-tronic resource] URL: http://fb.ru/article/57727/moskovskoe-barokko-izyaschestvo-stilya / (circulation date 05/05/2018).

10. Moscow Baroque [Electronic resource] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0Be%D0%B2%D1%81 % D0% BA% D0% BE% D0% B5_% D0% B1% D0% B0% D1% 80% D0% BE% D0% BA% D0% BA% D0% BE (circulation date 07/05/2018).

11. Architecture of Russia of the 18th centu-ry [Electronic resource] URL: http://totalarch.ru/art_history/18th_century/russia/architecture (circulation date 05/05/2018).


Login or Create
* Forgot password?