ДРЕВНИЙ БЕЛГОРОДСКИЙ ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ «УСПЕНСКО-НИКОЛАЕВСКИЙ СОБОР», 1692–1703 ГОДОВ, – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье освещается история строительства древнейшего в Белгородской области, сохранившегося до наших дней, русского православного храма «Успенско-Николаевский собор». Приводятся библиографические сведения, касающиеся истории и времени строительства храма, возведенного в эпоху московского барокко – нового стилевого направления в архитектуре Москвы и Подмосковья конца XVII - начала XVIII вв., для которого характерны логичность в соотношении масс, пышность белокаменного декора, в котором своеобразно интерпретированы орнаментальные и ордерные элементы западноевропейского барокко - картуши, "разорванные" фронтоны, колонки и пилястры с растительными капителями и т.п. Описываются местоположение храма, возведенного в бывшей слободе Жилой, расположенной западнее города Белгорода, застроенного по генеральному плану 1768 г. арх. А.В. Квасова после пожара, случившегося в 1766 г., и современная градостроительная ситуация местоположения храма в структуре современной городской застройки. Рассматривается исторический планировочный каркас. Анализируются: объемно-планировочное и объемно-пространственное решение соборного храма в исторической хронологии, а также конструктивные решения четверика храма, колокольни и двухстолпной трапезной, возведенной в первой половине XIX века, декоративное оформление фасадов и интерьеров. Рассмотрены основные строительные этапы храма от его создания до проведения реставрационных работ, выполненных в 2005 году. Описываются укрепительные и реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия. Приводится картографический материал, планы здания храма разных строительных этапов, архивные и современные фотографии экстерьеров и интерьеров, как в процессе реставрационных работ, так и после реставрации.

Ключевые слова:
храм, собор, объем, планировка, реставрация, фасад, свод, купола, фриз, апсида, четверик, колокольня, шатер, укрепительные работы, картография, фото фиксация, зодчество, москов-ское барокко
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В истории русской культуры XVII век занимает особое место. Современники называли его «бунташным» из-за бунтов и народных войн, широкой волной прокатившимися по Руси, и теми переменами, которые за ними последовали. В архитектуре культовых и светских зданий развивается новое направление, получившее название барокко, позднее – московское барокко, которое включает в себя различные стили, среди которых: строгановский, нарышкинский, голицынский стили, петровское барокко, русское барокко елизаветинского времени.

К первому этапу развития русского барокко относится «нарышкинское барокко» название этого архитектурного течения было обязано боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко [9].

Московское барокко – это условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII вв., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. В различных регионах России объемно-пространственные решения и характерная система оформления (но в несколько упрощенном виде) прослеживается вплоть до конца XVIII в. [10].

С развитием Петербурга и ориентацией на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I, происходит постепенное затухание «московского барокко».

Московское барокко в своем классическом варианте представляет собой стилистически довольно однородное явление. Вне зависимости от географического расположения художественные элементы оформления: ордер, обрамления оконных и дверных проемов, колокольни с шатровым завершением и другие элементы декора следуют стандартной модели и потому легко узнаваемы (рис. 1) [10].   

Дух петровских начинаний последних десятилетий XVII — первых лет XVIII вв. напрямую коснулся и архитектуры [11]. Последние десятилетия XVII в. отмечены большим размахом церковного строительства. Постройкой церквей и соборов занимались, как разбогатевшие купцы, так и прихожане (т. н. строительство храмов «всем миром»).

 

243 а

cerkov_preobrazheniya_gospodnya_v_kostrome_4 б

001

в

Рис. 1. Примеры храмов, построенных в стиле московского барокко: а – Покровский храм в Филях

(«нарышкинское барокко») 1690–1694 гг.; б – Спасо-Преображенский собор в Костроме 1685–1688 гг.;
 в – Вознесенская церковь Александровского монастыря в Суздале 1695 г.

 

Иван Башилов – курский землемер, составивший в 1785 году «Описание курского наместничества вообще и порознь всякого города и уезда с планами городам и картами уездам», описывая застройку г. Белгорода, сообщает интересные сведения о дате начала строительства Успенско-Николаевского храма – 1692 г. [1]. И хотя это свидетельство не подтверждается ссылками на подлинные архивные документы рубежа XVII-XVIII вв., оно не вызывает сомнений. Убедиться в его достоверности позволяет стилистический анализ памятника. Рассматривая объемно-пространственное построение храма, его планировку и архитектурный декор, можно сделать однозначный вывод, что храм был построен в эпоху «московского барокко».

Успенско-Николаевский соборный храм был возведен в бывшей слободе Жилой по ул. Батальонная (современная ул. Пушкина), которая «была заселена ратными людьми Белгородского гарнизона и носила второе название «Солдатская». Слобода Жилая была расположена западнее города Белгорода за Ново-Московской улицей. После пожара, случившегося в Белгороде в 1766 г., Белгород был отстроен по новому генеральному плану 1768 г., разработанного архитектором А.В. Квасовым. Прилегающие слободы в генплан не были включены и до 1954 г. первоначальная планировка и застройка слободы Жилой практически не менялась. С образованием Белгородской области в 1954 г. прилегающие слободы были включены в городскую территорию, исторически сложившаяся планировочная структура, как слобод, так и города, стала быстро изменяться. В структуре современной застройки города слобода Жилая расположена западнее исторического центра. Между ними проходит в направлении север-юг пр. Б. Хмельницкого (бывшая Ново- Московская улица).

Во второй половине XVIII века севернее Успенского собора была возведена Покровская церковь, которая перестраивалась в XIX в.  Сегодня эти два здания составляют единый церковный ансамбль XVII–XIX вв. и приписаны к Марфо-Мариинскому женскому монастырю (рис. 2, 15).

 

а

б

Рис. 2. Карты города: а – выкопировка из плана 1911 г.: 1 – Успенско-Николаевский собор,
2 – Покровская церковь, 3 – Свято-Троицкий собор мужского монастыря;  б –  выкопировка из плана города 2018 г.: 1 –Успенско-Николаевский собор, 2 – Покровская церковь,
3 – местоположение Свято-Троицкого собора мужского монастыря

 

Успенско-Николаевский собор был вторым кирпичным храмом в Белгороде после Свято-Троицкого собора мужского монастыря, возведенного на территории последней Белгородской крепости в 1690 г. (не сохранился до наших дней) (рис. 2). Священник Г. Введенский - исследователь истории собора, во второй половине XIX века писал: «Успенско-Николаевский собор в городе Белгороде Курской епархии замечательный храм в истории русской церковной архитектуры. По времени построения он древнее многих русских церквей; по системе или плану постройки он во многом отличен от церквей новых, которые строились в настоящем и прошлом столетиях» [2].

Строительство собора осуществлялось силами солдат белгородского Гарнизона и московскими стрельцами во главе с Иваном Прокофьевым, о которых сообщает Иван Башилов [1]. Это сообщение позволяет предположить, что Московская бригада Мастеров привнесла характерные для московского зодчества того времени объемно-планировочные, декоративные и конструктивные решения в архитектуру Успенско-Николаевского собора.

Объемно-пространственная композиция первоначального вида представляла собой высокий четверик храма с тремя полукруглыми алтарными апсидами и завершением из пяти глав, и отдельно стоящей колокольней с шатровым завершением, расположенной на продольной оси храма (рис. 3).

 

 

а

б

Рис. 3. Первоначальная объемно-пространственная композиция храма:

а – северный фасад;  б – план храма и колокольни

 

 

Объемно-композиционное решение  храма и колокольни представляло собой: храм – двухсветный доминирующий  по высоте мощный четверик из керамического кирпича с  тремя полукруглыми алтарными апсидами, завершенный  высокой четырехскатной крышей, несущей пять крупных луковичных глав с крестами, стоящих на глухих барабанах; фасады четверика храма декорированы по углам сдвоенными полуколоннами, сами углы закреплены трехчетверными колоннами, световые проемы двух типов – в нижнем  уровне – арочные, выше – высокие прямоугольные, обрамленные наличниками в виде полуколонок, поддерживающих "разорванные" фронтоны,  украшенные в местах раскреповки стилизованными вазами; завершены фасады четверика храма – антаблементом, состоящим из: архитрава, имитированного полочками, украшенными снизу трехчастным  поребриком,  высокого фриза, декорированного  архивольтами   на импостах, выполненных из лекального кирпича трех типов и невысокого ступенчатого карниза. Фасады апсид прорезаны арочными проемами,  верхняя часть фасадов опоясана фризом из трехчастного поребрика и простым карнизом; алтарные апсиды перекрыты кирпичными сводами (конхами), храм – перекрыт четырехлотковым сомкнутым кирпичным сводом, по углам свода заложены голосники (глиняные кувшины, выполняющие роль резонаторов звука); отдельно стоящая колокольня, возведенная по типу «восьмерик на четверике» из керамического кирпича, по высоте уступает четверику храма; грани восьмерика имеют килевидные завершения и арочные проемы звона; на гранях кирпичного шатра в два ряда размещены маленькие арочные слухи с фронтончиками; шатер  завершен глухим барабанчиком с луковичной главкой и крестом.

До сих пор в памяти людей живы воспоминания о том, что Петр I пожертвовал деньги на строительство собора. Этому событию есть документальные подтверждения. В книге «Белгород с уездом», изданной в 1882 г. в Харькове и переизданной в 1886 г., автор А.М.  Дренякин цитирует текст документа связанного с постройкой собора: «1701 года июля в 15 день великий государь и великий Князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России самодержец пожаловал на свое Государское Богомолье на строения каменныя церкви Успение Пресвятые Богородицы да великого чудотворца Николы что строица в Белгороде в солдатской слободе Жилой сто рублев денег» [3]. Из этого текста следует, что в 1701 г. на храме еще велись строительные работы, и Петр I пожертвовал деньги на продолжение его строительства, которое было завершено в 1703 г.

В конце 30-х начале 40-х годов XIX века были начаты работы по строительству большой трапезной части храма, которая должна была объединить четверик храма и отдельно стоящую колокольню. В процессе этих работ южная алтарная апсида была расширена для соединения с новой алтарной апсидой, устроенной в юго-восточной части нового объема трапезной. Западный вход в четверик храма при этих работах был растесан под устройство большой арки в 1842 г. Большая площадь трапезной была разделена по продольной оси двумя мощными столбами, несущими сводчатые перекрытия. Об этом пишет Г. Введенский: "Широкая зала (трапезная) разделена на две части, северную и южную, столбами, между которыми ставятся в зимнее время стеклянные перегородки, чтобы была теплою южная часть залы, где алтарь Николая Чудотворца. Этот алтарь отделяется от залы старинным резным позолоченным иконостасом в пять ярусов икон. В северной зале (трапезной) на восточной стороне, между аркою, ведущею в большой квадрат (в четверик храма), и северною стеною залы, в углу, приставлен новый алтарь в честь Иоанна Предтечи в 1851 г. Из северной залы теперь аркою, а до 42 года малою дверью проход в высокий квадрат (в четверик храма). Здесь в западной стене его, или над головами входящих в эту часть, были хоры. На северной и южной стенах находятся стенные картины Иисуса Страждущего, на западной стене около входа картина Архангела Михаила, поражающего Сатану, и Чудотворца Николая, над хорами изображена вечеря Господня...Иконостас алтаря Успения Божией Матери старинной резной работы, вызолоченный листовым золотом, о шести ярусах икон. В алтаре, в среднем полукружии против окна на восток, было, как видно из описи 1829 года «горнее место и древняя живопись». Горнее место деревянное резное, о шести гладких колоннах, покрыто все листовым золотом. Между колоннами с правой стороны изображение Живоначальной Троицы, а с левой сошествие Святого Духа. В окне по обеим сторонам изображены апостолы Петр и Павел. Над окном сверх карниза на фронтоне написан Бог Отец, над этим живописным образом по правую сторону деревянное вызолоченное Евангелие, по левую деревянные вызолоченные скрижали, между Евангелием и скрижалями такая же чаша. Все это обнесено деревянным вызолоченным сиянием. Под аркою, ведущею в южное полукружие на правой стороне, изображен собор апостолов, а на левой страстная икона – положение во гроб Спасителя. Жертвенник устроен на четырех колоннах, между задними колоннами в рамах изображение Рождества Христова, а выше образ Святого Духа. По левую сторону жертвенника изображение иконы Спасителя, а на окне (в северном полукружии) с одной стороны Предтеча, а с другой – праведный Ной, приносящий жертву Богу. Горнего места и древней живописи в алтаре теперь нет и неизвестно время их уничтожения" [2]. Из этого текста можно сделать вывод, что к 1851 году строительство трапезной части было закончено, так как в этом году: «между аркою, ведущею в большой квадрат (в четверик храма), и северною стеною залы (трапезной), в углу, приставлен новый алтарь в честь Иоанна Предтечи».

После возведения трапезной планировка храма меняется. План становится асимметричным благодаря тому, что южная стена трапезной значительно продвинута на юг относительно четверика храма. Этот прием позволил расположить в юго-восточном углу трапезной полукруглый алтарь Николая Чудотворца и помещение для ризницы за ним, соединившее новый алтарь и южную алтарную апсиду четверика храма, расширенную в южную сторону. Благодаря этому приему первоначальный алтарь и новый соединяются между собой через ризницу. Окна (первый свет) и дверь на южном фасаде четверика храма и окна на западном фасаде были заложены. Объемно-планировочная композиция храма приобрела редкий для Белгородского региона оригинальный асимметричный план с бесстолпным храмом и двухстолпной трапезной. Объемно-пространственное решение храма становится целостной монументальной композицией с мощным, доминирующим по высоте объемом четверика храма (рис. 4).

В 1859 году храм сильно пострадал от пожара: сгорели деревянная крыша, купола, иконостас, обгорели стены. Западная стена трапезной в южной половине и юго-западный угол колокольни получили повреждения, возможно связанные с просадками грунта.  В процессе восстановительных работ в архитектуру храма были привнесены изменения, исказившие его  первоначальный облик. Первоначально большие луковичные главы четверика храма были заменены малыми главками. Появилась высокая крыша над трапезной, выполненная с применением подсечки в верхней трети ее высоты. С севера и юга колокольня была обстроена небольшими одноэтажными помещениями, выполнявшими роль контрофорсов (рис. 5, 6).

 

а

001

 

б

Рис. 4. Вид храма после завершения строительства трапезной:

а – северный фасад, б – план храма

 

В «Путеводителе по Белгороду», вышедшему в 1911 г., автор И. Кулегаев в главе «Достопримечательности Белгорода и исторические памятники» сообщает: «При Успенско-Николаевском соборе, на углу церковной ограды изящная часовня, сооруженная в 1889 г. в память избавления Государя императора Александра III и его Августейшего Семейства от угрожавшей опасности при крушении поезда 17 октября 1887 г.» [4].

 

Рис. 5. Северный фасад Успенско–Николаевского собора. Фото 1911 г.

 

 

de6f93b27632

Рис. 6. Вид Успенско-Николаевского собора с юго-западной стороны. Фото 1911 г.

 

 

На фотографии, выполненной до 1917 г.
(рис. 5), в северо-западном углу церковной ограды просматривается небольшой объем выше упомянутой часовни. Ограда представляла собой высокий каменный забор с лежачими нишами по всему периметру, по ее углам были поставлены круглые башенки, завершенные восьмигранными куполами, с северной, юго-западной, и, возможно, восточной сторон были устроены ворота с массивными столбами, декорированными нишами экседрами (рис. 6).

В начале 30-х годов XX века собор был закрыт. С 40-х годов стал использоваться под хозяйственные нужды. В процессе эксплуатации и послевоенных разрушений собор претерпел значительные изменения. В связи с приспособлением здания к технологическому процессу хлебозавода были осуществлены значительные переделки интерьера: устроен плоский потолок в помещении храма, прорублены широкие проемы в северной стене трапезной, изменены помещения алтарной части главного престола (заложен арочный проем, ведущий из храмового помещения в алтарную часть). Часть окон заложены. С северной, западной и южной сторон пристроены многочисленные помещения. Утрачены колокольня и завершение храма, искажены конструкции кровли алтарной части и трапезной (рис. 7). Полностью разрушена часовня и утрачено убранство интерьеров.

 

а

б

Рис. 7. Фасады храма до реставрации: а-северный фасад,  фото 1986 г.; б-вид храма с юго-восточной стороны, фото 1997 г.

 

В 1986 году храм был взят под государственную охрану как памятник архитектуры регионального значения. В 1998 году передан Белгородской и Старооскольской епархии, в 1999 г. к празднику Пасхи вошел в состав Марфо-Мариинского женского монастыря. Главный престол – в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный престол – во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца, в трапезной, в северной ее части устроен алтарь во имя Святого Иоанна Крестителя.

С момента передачи храма Белгородской и Старооскольской епархии начались восстановительные работы, которые первоначально заключались в демонтажных работах, по разборке пристроенных к храму помещений и внутренних конструкций поздних перекрытий и перегородок. После завершения демонтажных работ были выполнены натурные исследования, в результате которых были выявлены два строительных периода храма – XVII и XIX вв., что подтверждалось  устройством и глубиной заложения фундаментов четверика храма, апсид и колокольни, которые выполнены из обожженного кирпича и заложены на глубину около 2-х метров, в то время как фундаменты трапезной, возведенные на насыпном грунте, выложены из бутового камня и  имеют неглубокое заложение около 50 см. Были обнаружены следы перекладки южной алтарной апсиды четверика храма; также и анализ архитектурного решения трапезной показал, что фасадный декор  более характерен для середины XIX века, чем для эпохи московского барокко.

В процессе реставрационных работ были выполнены первоочередные укрепительные работы, которые включили укрепление фундаментов трапезной с помощью бетонной обоймы, соединенной с бутовой кладкой арматурой, забитой в фундамент в шахматном порядке; выполнена обвязка стен трапезной, и арочного проема, растесанного в 1842 году,  металлическими швеллерами; вертикальная обвязка столбов металлическими уголками горизонтальными металлическими полосами и сеткой; укреплены воздушные связи; восстановлена северная стена трапезной; выполнена вычинка разрушенного кирпича в кладке стен и фасадном декоре (Рис. 8, 9). В процессе реставрации были восстановлены луковичные главы на четверике храма, восьмерик колокольни с луковичной главой и помещения, пристроенные к северному и южному фасадам колокольни.

В конце 2005 года были завершены реставрационные работы (авторский коллектив проектировщиков: арх.  Колесникова Л.И. совместно с ОАО «Белпромпроект»; реставрационные работы выполнило ООО «Возрождение»).

 

P4110375

а

P4110378

б

Рис. 8. Реставрационные работы:
а – обвязка стен металлическими швеллерами; б – восстановленная северная стена трапезной. Фото 2005 г.

 

 

007

Рис. 9. Храм в процессе реставрации фасадов
и колокольни. Фото 2005 г.

 

После завершения строительных реставрационных работ (рис. 11, 12) были выполнены новые иконостасы в четверике храма (престол в честь Успения Пресвятой Богородицы) и в трапезной – перед алтарем свт. Николая архиепископа Мир Ликийского (рис. 10, 13, 14), Чудотворца, храм наполнен убранством. В четверике храма над западною аркою возведены хоры, на которые можно подняться по винтовой лестнице.

Освящен собор 24 декабря 2005 г. Архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (рис. 10).

В состав Марфо-Мариинского женского монастыря, открытого в 1999 г., входят два бывших приходских храма: Успенско-Николаевский собор и Покровский храм, образующих церковный ансамбль  XVII – XIX вв. Кроме этих храмов на территории монастыря имеется  мемориальная часовня, два дома – для паломников и проживания монахинь, и  хозяйственный корпус. Все строения  обнесены общим высоким  кирпичным забором. Территория Марфо-Мариинского женского монастыря вытянута с севера на юг вдоль ул. Пушкина,  расположенная перпендикулярно к бульвару Святителя Иоасафа, являющимся продолжением Свято-Троицкого бульвара, замыкает бульвар с западной стороны (рис. 2, 15).

001

 

Рис. 10. Освящение храма Архиепископом

 Белгородским и Старооскольским Иоанном
24 декабря 2005 года

 

Рис. 11. Храм после реставрации. Вид  храма

со стороны алтарных апсид

Фото 2007 г

 

В современной застройке города церковный ансамбль  XVII – XIX вв.  Марфо - Мариинского женского монастыря занимает видное место. Его архитектурно - культурная значимость определена не только стилевыми характеристиками обоих храмов, но и древностью Успенско-Николаевского собора начатого строительством в конце XVII века, история которого связана с именем Петра I, и всеми перипетиями последующих веков.

 

79784.b

Рис 12. Храм после реставрации. Северный фасад. Фото 2007 г.

 

 

 

 

13465_20161020_110046

а

б

в

Рис. 13. Интерьеры храма: а – вид из северной половины трапезной на иконостас в четверике храма через арку, растесанную в 1842 г.; б – интерьер алтаря при четверике храма; в – интерьер северной половины
трапезной залы

 

 

 

brumfieldbelgd-02-31a_b  

а

13465_20170703_094212    б

 

в

Рис. 14. Интерьеры храма:  а – интерьер южной половины трапезной залы; б – иконостас перед алтарем во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца; в – вид на столбы, разделяющие
трапезную на две части: северную и южную

 

 

656_0184047b

 Рис. 15. Общий вид Марфо-Мариинского монастыря

 

Источник финансирования. Программа развития опорного университета на базе БГТУ им. В.Г. Шухова.

Список литературы

1. Башилов И.Ф. Описание Курского наместничества вообще и порознь всякого города и уезда, с планами города и картами уезда. Курск, 1785.

2. Введенский Г. Успенско-Николаевский собор г. Белгорода, Смоленский собор г. Бел-города. // Сб. Белгородские святыни. Белго-род, 1995.

3. Дренякин А.М. Белгород с уездом: Ис-торико-статистический очерк. Харьков, 1882.

4. Кулегаев И.В. Путеводитель по Белго-роду. Спутник приезжающего с планом горо-да. Харьков, 1911.

5. Златоверховников Н.И. Памятники старины и Нового времени. Курск, 1902.

6. Покрышкин Н.П. Курской губ. г. Белгород. Успенско-Николаевский собор (1701-1709 гг.) и другие церкви, (извлечения из ра-портов): // Сб. Белгородские святыни. Белгород, 1995.

7. Анатолий, архимандрит. Белгород и его святыни // В сб. Истоки, вып. I. Белгород, 1993.

8. Колесникова Л.И. Православные храмы Белгорода и Старого Оскола. Белгород, 2012.

9. Московское барокко, изящество стиля [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/57727/moskovskoe-barokko-izyaschestvo-stilya / (дата обращения 5.05.2018).

10. Московское барокко [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE (дата обращения 7.05.2018).

11. Архитектура России 18 века [Элек-тронный ресурс] URL: http://totalarch.ru/art_history/18th_century/russia/architecture (дата обращения 10.05.2018).


Войти или Создать
* Забыли пароль?