Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Отсутствие преемственности систем градостроительной документации между СССР и Российской Федерацией и достаточного количества специалистов градостроительного профиля, адаптированных к новым рыночным условиям градостроительной деятельности, привели к формированию новой системы градостроительных отношений. В документах территориального планирования и градостроительного проектирования исчезли разделы комплексной оценки территорий, а также пласт документов эколого-ориентированного планирования – территориальные комплексные схемы охраны природы, которые в СССР разрабатывались на разные административно-территориальные единицы и подлежали обязательному учету при подготовке проектной документации. Значительное упрощение состава и содержания документов территориального планирования (схем территориального планирования и генеральных планов), определили интерес к зарубежной практике решения вопросов охраны окружающей природной среды и обеспечения устойчивого развития территорий. Как заимствование западного опыта устойчивого развития на перспективу, в нашей стране стали внедряться конъюнктурные документы «мастер-планы», по сути, не привносящие ничего нового в решении актуальных задач в градостроительстве и развитии территорий. При этом в нашей стране имеются фундаментальные отечественные градостроительные методико-технические наработки, доказавшие свою многолетнюю эффективность на практике, которые необходимо использовать при подготовке градостроительной документации и развития правовой системы градостроительной деятельности. Методология исследования основана на использовании комплексного системного подхода в анализе процессов градостроительного развития территорий с позиций эколого-ориентированного планирования. В изучении пространственных аспектов природно-экологического каркаса территорий, взаимодействия его структурных составляющих с другими элементами градостроительных систем, использованы комплексный анализ, аналитические, логические, графические методы исследований и моделирование. Использование системного научно-методического подхода позволило выявить общие закономерности эколого-ориентированных подходов развития территорий, как необходимую составляющую градостроительных систем и обеспечения устойчивого развития. Основные научные результаты: обоснована роль применения эколого-ориентированного подхода в подготовке и реализации градостроительной документации в России. Рассмотрены варианты имплементации в российскую градостроительную систему документов экологического планирования, как в виде отдельного отраслевого планирования, существовавшего в практике планирования СССР, так и в виде отдельных разделов комплексной оценки территорий и мероприятий по охране окружающей природной среды в составе градостроительной документации.

Ключевые слова:
эколого-ориентированное территориальное планирование, территориальные комплексные схемы охраны природы (терКСОП), ландшафтное планирование, генеральный план, пригородная лесопарковая зона, природно-экологический каркас, территориально-природные комплексы (ТПК)
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Термин «эколого-ориентированное планирование (проектирование)» достаточно давно и часто используется в публикациях, посвященных градостроительной деятельности, но получил правовое закрепление в новом национальном проекте «Экологическое благополучие» (2025-2030 гг.), пришедшем на смену нацпроекту «Экология» [1]. Минстрою России совместно с другими органами власти и институтами развития предстоит разработать стандарты эколого-ориентированного городского проектирования, которые предполагают, в том числе создание вокруг городов лесопарковых зеленых поясов.

На современном этапе социально-экономического развития страны для достижения стратегических целей в природоохранной сфере необходим переход к рыночным инструментам использования природных ресурсов, охраны природы и окружающей среды, что в свою очередь требует совершенствования нормативно-правовой базы. В ряду первоочередных задач экологического развития стоят задачи:

– реализация прав человека на благоприятную окружающую среду;

– обеспечение экологически ориентированного роста экономики с внедрением эффективных инновационных технологий, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду;

– восстановление нарушенных естественных экосистем, сохранение биологического разнообразия;

– внедрение экологически безопасного обращения с отходами;

– бережное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей;

– совершенствование правопорядка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности населения и территорий.

Несомненно, приоритетом была и остается экологическая безопасность – указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. План по реализации данного документа включает 108 мероприятий, выполнение которых находится под контролем Правительства РФ [2].

Экологическое развитие регламентируется документами федерального уровня как общего действия, так и направленными на отдельные компоненты природной среды. При этом особое значение имеет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», как базовый документ в области экологического развития и обеспечения экологической безопасности. Нормативная правовая база в области охраны природы и снижения неблагоприятного воздействия на окружающую среду ежегодно пополняется десятками регулирующих правовых актов.

Так с первого марта 2025 г. вводится новый порядок и правила проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (Постановление Правительства РФ от 28.11.2024 № 1644 «О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду». ОВОС разрабатывается для всех объектов, которые проходят государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ)). Также наряду с производственным экологическим контролем в области охраны природы вводится общественный экологический контроль и др.

На оздоровление окружающей среды и создание достойных условий для жизни людей в период 2025–2030 гг. направлена реализация национального проекта «Экологическое благополучие» вместо нацпроекта «Экология», из которого перешли федеральные проекты: «Генеральная уборка» и «Экономика замкнутого цикла», включающего 6 федеральных проектов – по созданию инфраструктуры для сортировки и переработки отходов, ликвидации свалок и расчистке водоемов, сохранению лесов, снижению выбросов в атмосферу, сбережению биологического разнообразия и развитию экологического туризма.

Реализация мероприятий федерального проекта «Вода России» в составе данного нацпроекта позволит улучшить условия проживания более чем 23 млн человек, проживающих на приморских и приречных территориях регионов с наиболее высокой плотностью населения. Будет продолжена работа по обеспечению населения качественной питьевой водой и развитию рекреационного потенциала особо охраняемых территорий и объектов.

Устойчивое развитие территории является основополагающим принципом и целью градостроительной деятельности, обеспечивающее «стабильное социально-экономическое сбалансированное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее непрерывный прогресс общества» [3].

В основных принципах законодательства о градостроительной деятельности (ст. 2 ГР К РФ) экологические требования присутствуют в 7 из 12 позиций, которые, однако имеют декларативный характер, так как не находят полноценного раскрытия в последующих статьях, регулирующих все виды градостроительной деятельности по развитию территорий (ст. 1 Гр К РФ), прежде всего в регламентации подготовки градостроительной документации. Термин градостроительная документация широко используется для обозначения всей совокупности и включает документы территориального планирования, документацию по планировке территории и по ее межеванию, хотя в Гр К РФ этот термин относится лишь к проектам планировки и проектам межевания территории.

Нормативное правовое регулирование в области развития территорий постоянно и преемственно развивается, как в градостроительной, так и природоохраной сферах, что находит отражение в особенностях осуществления как градостроительной, так и экологической политики государства в разные исторические периоды развития страны.

Этапы нормативного и правового регулирования вопросов рационального природопользования, охраны окружающей среды в градостроительной документации:

Первый этап: Период 1917 – 1930-х гг.

Проблемам сохранения и рационального использования природных богатств в стране Советов изначально придавалось большое значение. В первые годы после революции издавались декреты, распоряжения, постановления об охране земель, лесов, вод, растительного и животного мира. По данным В. В. Соколова, в 1917-1920 годах было издано 268 декретов, постановлений, распоряжений руководящих органов, посвященных проблемам природопользования и охраны природы [4]. Уже в этот период были заложены правовые основы охраны окружающей среды крупных городов и промышленных объектов.

В разработке правовых актов Советской страны принимали участие опытные специалисты – представители научной и педагогической школ дореволюционного времени, что способствовало созданию ряда государственных комитетов и комиссий, в том числе Государственного комитета по охране природы (1925 г.), Всероссийского общества охраны природы (1924 г.), а также расширению общественного движения по охране природы. В этот период также был принят принципиально важный документ для городского строительства: «Положение о нормах чистоты сточных вод» (1923 г.), – декрет «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921), по которому можно было объявлять участки природы, представляющие собой научную и культурно-историческую ценность; Лесной кодекс РСФСР (1923), декрет «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» (1924), стал основой разработки инструкции «Об учете и охране памятников природы»; декрет «Об охране участков природы и ее отдельных произведений, имеющих преимущественно научное и культурно-историческое значение» (1925).

Второй этап: Период 1930 – 960-х гг.

На указанный период приходится принятие очень важных документов в области экологического оздоровления территорий. В 1930-е годы приняты нормативы в природопользовании, установлены предельно-допустимые концентрации (ПДК) для 12 вредных веществ, также декрет «О загрязнении воздуха выбросами электростанций» (1937 г.), «Временный стандарт качества воды, подаваемой в сеть хозяйственно-питьевых водопроводов» (1939 г.), а позднее и ГОСТы по питьевой воде (1944 г.). В октябре 1960 г. принимается закон «Об охране природы в РСФСР». Таким образом, в законодательстве было закреплено исключительное право государства на природопользование, в том числе и на уровне городского планирования и строительства [5].

Третий этап: Период 1960 – 1991-х гг.

Данный период характеризуется самым масштабным и эффективным с позиций законодательного регулирования учета природно-экологических условий при подготовке градостроительной документации в СССР. Причиной таких изменений стали продолжающиеся интенсивные темпы индустриализации, экстенсивное развитие народного хозяйства и нарастающая деградация уникальных природных комплексов потребовали принятия специальных постановлений Совета Министров СССР по решению ряда проблем в отношении: озера Байкал, Каспийского моря, крупных рек Волга и Урал. Однако, для радикального улучшения ситуации принятые меры оказались недостаточными. По мнению специалистов, лишь к концу 1960-х годов природоохранительная функция государства оформилась как самостоятельное направление, что позволило перейти на новый уровень решения экологических проблем.

В 1970-1980-е гг. проблемы охраны окружающей среды в стране были признаны приоритетными. В связи с этим в начале 1970-х гг. активизировалась работа по совершенствованию механизмов природопользования и охраны окружающей среды, усилилось влияние общественности на процессы принятия экологически значимых решений. В этот период были разработаны и приняты фундаментальные законы о земельных и водных ресурсах, недрах, лесах, атмосферном воздухе, животном мире и здравоохранении.

В 1970-х годах завершилось создание системы охраны природы на всех уровнях государственного управления и контроля за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов, которые стали осуществляться разными государственными органами.

Характерной чертой этого периода стал поиск экономических решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также вопросы управления в сфере окружающей среды.

В Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 29 декабря 1972 года № 898 «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» отмечается, что многие министерства, ведомства, предприятия и организации не занимаются должным образом вопросами охраны окружающей природной среды от загрязнения и обеспечением рационального использования природных ресурсов.

К постановлению разработано 7 приложений, включающих: задания по проведению в 1973-1975 годах мероприятий по уменьшению вредных выбросов в атмосферу, список 48 городов с наибольшим загрязнением атмосферного воздуха, перечень объектов капитального строительства предприятий по производству специального оборудования по очистке сточных вод городов и промышленных предприятий, производству аппаратуры для очистки газов налаживанию серийного выпуска продукции.

Однако уже 1 декабря 1978 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» [5].

Указанные постановления послужили основанием для введения Госстроем СССР нового документа для эколого-планировочного и эколого-хозяйственного развития города – Комплексной схемы охраны окружающей среды (КСООС).

Госстроем СССР, Госпланом СССР и Госкомитетом по науке и технике в ноябре 1982 г были утверждены «Методические указания по составлению комплексных схем охраны природы».

В указанных документах должны были решаться задачи по нормированию антропогенных нагрузок на окружающую природную среду, нивелирования последствий от негативного влияния промышленных предприятий, сельского хозяйства, развития инфраструктуры и рекреационной деятельности, установление планировочных ограничений для сохранения ландшафтного разнообразия и экологической устойчивости территорий. Выработка рекомендаций по формированию экологически сбалансированной среды для проживания населения, рациональному природопользованию, средозащитным мероприятиям, выделению проблемных ареалов окружающей природной среды, требующих сохранения и восстановления.

ТерКСОПы разрабатывались на 10-25 лет в зависимости от административно-территориальной единицы планирования (рис. 1).

Методикой было предусмотрено разработка КСОП для городов и крупных промышленных центров, производственно-территориальных и отдельных природных комплексов, а также для областей, краев, автономных и союзных республик, укрупненных регионов, охватывающих несколько областей или республик. Эти методические указания стали основой для составления методических рекомендаций КСОП области и города.

 

Рис. 1. Пример территориальной комплексной схемы охраны природы Республики Коми
(Презентация НИИ ПГ)

 

 

В 1986 г. ЛенНИИПградостроительства были разработаны «Методические рекомендации по составлению территориальных комплексных схем охраны природы области» (авторский коллектив: канд. арх. В. И. Смирнов, И. А. Жаворонкова и И. Ф. Михайлова. Научные редакторы: канд. философ. наук Г.М. Воропаева и д. биол. наук О. Г. Чертов) на основе обобщения опыта подготовки КСОП Ленинградской, Мурманской и Архангельской областей.

ТерКСОПы разрабатывались как самостоятельная документация территориального планирования регионального уровня, или как природоохранный раздел в проектах и схемах районной планировки. Подготовка нового вида территориально-планировочной документации велась институтами градостроительного профиля с привлечением специализированных научных, проектных и других организаций, занимающихся природопользованием. Работы выполнялись за счет госбюджета по плану министерств и ведомств, согласованных с Госпланом СССР. Заказчиками таких работ могли выступать: Госстрой союзной, автономной республики, краевой и областной исполкомы, а в отдельных случаях – министерства и ведомства СССР [7].

Аналоги терКСОПов появились и в большинстве европейских государств, в частности в Германии имеется отраслевая система эколого-ориентированного планирования, которая называется ландшафтное планирование. Необходимо пояснить, что понятие ландшафт в России и Германии отличаются по-своему сутевому значению. Ландшафт в немецком правовом и научном толковании – это участки природной среды, свободные от застройки, в отличии от сложной иерархии ландшафтной дифференциации, которая сложилась в российском научном направлении ландшафтоведения начиная от неделимой единицы биотопа фации до природно-климатической зоны. Цели и задачи ландшафтного планирования регламентируются Федеральным законом об охране природы Германии, согласно которому использование природных ресурсов и ландшафтов не должно нарушать природное равновесие. Целью ландшафтного анализа является изучение структуры и экологического состояния природных ландшафтов, характера землепользования и проблемных ситуаций, определение допустимого уровня антропогенной нагрузки. В результате оценки ландшафтов устанавливается степень пригодности ландшафтов (участков природы) для того или иного видов использования с учетом устойчивости к нагрузкам и проводится зонирование территории, определяющее функции ландшафтов (лесохозяйственные, сельскохозяйственного использования, урбанизированные, рекреационные, курортные и другие). Ландшафтное планирование также включает информацию по возможным неблагоприятным воздействиям на ландшафты, что позволяет спрогнозировать возникновение конфликтных ситуаций и предусмотреть мероприятия по их устранению. Таким образом, ландшафтное планирование взаимосвязано с общей пространственной организацией территории.

Также, как и территориальное планирование, ландшафтное планирование осуществляется на нескольких иерархических уровнях с соответствующим уровнем детализации и масштабом проработки. Планируемые положения и предписания всех уровней последовательно детализируются. Программа развития ландшафтов, разрабатываемая на уровне федеральных земель, реализуется в рамках региональных планов ландшафтных планов. В ландшафтном планировании на муниципальном уровне (община, город) на основе рамочных предписаний вышестоящих уровней уточняются цели охраны природы и сохранения ландшафтов для соответствующего планируемого пространства и разрабатываются ландшафтные планы общин, планы озеленения с непосредственной привязкой к земельным участкам – в городах [8, 9].

Современный период развития градостроительной деятельности ознаменован принятием нового градостроительного кодекса РФ в 2004 году, в содержании которого не оказалось экологического планирования, подготовка ТерКСОПов была прекращена, а методические рекомендации по их составлению потеряли свою легитимность.

Небольшие разделы, по комплексной оценке, территорий, которые требовались при подготовке градостроительной документации окончательно были исключены принятием поправок 41- ФЗ в градостроительный кодекс РФ в 2011 году.

Однако, многие коллективы традиционных градостроительных институтов используют методические рекомендации по терКСОПам для разработки материалов обоснований и выработки качественных проектных решений при подготовке документов территориального планирования – схем территориального планирования, генеральных планов, крупномасштабных проектов документации по планировке территорий. В частности, продолжают использоваться в Научно-Исследовательском Институте Перспективного Градостроительства (НИИ ПГ, Санкт-Петербург) для выполнения отдельных задач (природоохранное и хозяйственное районирование, эколого-планировочное зонирование, определение предельно-допустимых антропогенных, в том числе демографических или рекреационных нагрузок на территориально-природные комплексы) в составе документов территориального планирования [10].

Опыт подготовки документов территориального планирования на принципах системно- экологического проектирования, в частности, был осуществлен при разработке проекта схемы территориального планирования Всеволожского муниципального района Ленинградской области (Схема территориального планирования Всеволожского района Ленинградской области утверждена в 2012 году. Рук. П.П. Спирин, ГАП Т.В. Варгина, ГИП М.М. Амиров, специалисты: Ю.С. Вязилова, В.М. Мякиненков, Э.А. Миленина, Н.П. Фомичева, С.Г. Кудымова и др.) на административной границе с Санкт-Петербургом. Район является зоной взаимных интересов по использованию его территории: Ленинградской областью, Санкт-Петербургом, собственно муниципальным районом и входящими в него муниципальными образованиями (поселениями), поэтому увязка многочисленных и разнонаправленных интересов по использованию его территории стала важнейшей задачей разрабатываемого документа.

Всеволожский район является одним из самых развитых по экономическим показателям, транспортной инфраструктуре, плотности и численности населения и остается одним из самых привлекательных для инвестиций вследствие его непосредственного примыкания к Санкт-Петербургу.

Территория Всеволожского района – это также зеленая лесопарковая зона, лёгкие крупнейшего мегаполиса; рекреация (еженедельная, сезонная). Во Всеволожском районе сосредоточено более 80 % всех садоводческих некоммерческих объединений Санкт-Петербурга (в настоящее время более 1000 ед.); места элитного малоэтажного жилищного строительства, а также несоразмерно большие массивы многоэтажных жилых кварталов, как продолжение окраин мегаполиса на территории соседнего региона Ленинградской области.

Привлекательность Всеволожского района определяется также расположением на его территории объектов инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга в электроэнергетике, водоснабжении, мусоропереработке и др.

Анализ принятых за последние годы генеральных планов муниципальных образований первого уровня, в том числе – Муринского, Ново-Девяткинского, Бугровского, Заневского, Колтушского, а также Всеволожского и Сертоловского городских поселений показал, что объемы запроектированного на их территориях жилищного строительства позволят разместить в нем порядка одного миллиона человек при общей численности населения Ленинградской области в то время – 1 600 000 человек.

Проектировщики генеральных планов и проектов планировки первоочередных жилых районов стремились максимально удовлетворить запросы инвесторов – крупных строительных компаний исходя из площади территорий, включенных в границы населенных пунктов земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда.

При этом в большей части сельских поселений района перспективная численность населения не была увязана с соответствующим созданием рабочих мест. Проектировщику необходимо решить задачи по снижению доли будущей официальной и скрытой безработицы, предусматривать мероприятия по стабилизации градообразующей базы поселений, ликвидации территориальной диспропорции в структуре занятости.

Одной из самых сложных проблем подготовки проекта схемы территориального планирования Всеволожского района являлось определение перспективной численности населения, что требовало учета демографической структуры постоянного и сезонно пребывающего на территории населения, а также учета специфики хозяйственной и градостроительной деятельности. В этих целях анализировалось и оценивалось сложившееся положение в структуре занятости, определялись перспективы видов экономической деятельности во всех поселениях района, моделировалось соотношение занятых в основных отраслях (промышленности, производственно-логистической деятельности, транспорте, инфраструктуре, сельском хозяйстве, рекреации, сфере услуг).

Оптимизация численности населения особенно затруднительна для поселений, примыкающих к границе Санкт-Петербурга. Для муниципальных образований, примыкающих к кольцевой автодороге (КАД), характерна преимущественно логистическо-складская и транспортная специализация, которые в градообразующей базе муниципальных образований не играют системообразующей роли и не формируют большую численность населения.

В расчетах были использованы критерии оптимальной численности населения:

– рациональное соотношение экономически активного и нетрудоспособного населения;

– максимальная занятость трудоспособного населения с наличием резерва трудовых ресурсов;

– соответствие структуры трудовых ресурсов требованиям хозяйственной специализации, типу населенного пункта и градостроительной ситуации.

Под влиянием инвесторов при подготовке генеральных планов муниципальных образований «прикадовской» зоны численность населения определялась в зависимости от территориальных ресурсов, в основном за счет включенных в границы населенных пунктов земель других категорий, преимущественно, сельскохозяйственного назначения [11].

На рисунке 2 представлены диаграммы перспективной численности населения по современному состоянию, максимальному и оптимальному сценариям с отображением на картосхемах плотности населения по каждому поселению, выполненные в составе Схемы территориального планирования Всеволожского района.

Так в дер. Кудрово Заневского сельского поселения с населением 91 человек, по генеральному плану планируется 80 тыс. чел., из них реально подтверждено расчетом градообразующей базы чуть более 10 тыс. человек – такой анализ был проведен по каждому населенному пункту зоны, примыкающей к Санкт-Петербургу.

Ориентировочные расчёты перспективного населения выполнялись с выделением трёх групп населения (постоянного зарегистрированного, живущего постоянно, но незарегистрированного и сезонного населения) и проведены для каждого муниципального образования индивидуально.

Фактически достигнутая численность постоянного населения (зарегистрированного) Всеволожского района на 2024 год составляет
554,3 тыс. человек, что достаточно близко к показателям, определенным в СТП Всеволожского района, с учетом изменений статуса части сельских населенных пунктов на городские, а также возможностей легализации постоянного проживания в садоводствах. Сегодня статус города получили бывшие сельские населенные пункты: Мурино и Колтуши, статус поселка городского типа – дер. Б. Янино.

Экологическое состояние Всеволожского района определяется воздействием промышленных производств, сельскохозяйственных комплексов, находящихся на территории района, транспорта, но основным источником антропогенного воздействия является расположенный с наветренной (западной) стороны г. Санкт-Петербург.

В районе продолжается интенсивное развитие производственных зон, вводится в эксплуатацию жилая многоэтажная застройка практически во всех приближенных к границам Санкт-Петербурга муниципальных образованиях, а, следовательно, возрастает трафик движения транспорта, что негативно отражается на состоянии окружающей среды. В результате увеличения антропогенной нагрузки на природные комплексы, ухудшается состояние сосновых древостоев, отмечается нарушение лишайникового покрова и сокращение их видов, др.

Дополнительно выявлено, что прогрессируют процессы разрушения традиционного природопользования – сельскохозяйственной деятельности, значительно осложняется решение задач сохранения экологического равновесия и создания новых особо охраняемых и рекреационных территорий.

Основным направлением деятельности по оздоровлению экологической обстановки и охраны окружающей среды на территории Всеволожского района является проведение превентивных и реабилитационных мероприятий по каждому природному комплексу: атмосферный воздух, поверхностные и питьевые воды, почвы, природные ландшафты.

В составе материалов по обоснованию СТП Всеволожского района были проведены инженерные изыскания по оценке окружающей среды и разработана ландшафтная карта Всеволожского района с выделением территориально-природных комплексов (ТПК) по типам ландшафтов и установлением максимально возможных нагрузок на ТПК (рис. 3, 4, 5).

В ходе подготовки проекта были определены предельно допустимые – антропогенная, рекреационная и демографическая емкости территории ТПК каждого поселения, примыкающего к границам Санкт-Петербурга, при превышении которой процессы деградации не могут компенсироваться естественными природными процессами и требуют значительных инвестиционных ресурсов для восстановления. Сложившийся природный каркас территории является частью природно-экологического каркаса территории Всеволожского района, Карельского перешейка и Ленинградской области в целом.

Для сохранения экологического баланса при осуществлении градостроительной деятельности на территории любого городского или сельского поселения в границах района должны учитываться экологические и природоохранные ограничения, предъявляемые к территории, входящей в границы района. Все планируемые мероприятия должны проверяться с точки зрения сохранения природных комплексов, её особо охраняемых природных территорий и объектов и не должны нарушать регламенты природопользования в разных зонах каркаса [12–14].

Схема территориального планирования Всеволожского муниципального района Ленинградской области утверждена Решением Совета депутатов МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области № 88 от 20.12.2012 г. и остается до настоящего времени актуальным действующим документом [15].

Важным стратегическим направлением охраны окружающей среды и сохранения естественных экосистем является сохранение биоразнообразия и повышение устойчивости естественных экосистем к антропогенным нагрузкам. Основной формой защиты, охраны и поддержки всего биоразнообразия являются особо охраняемые природные территории (ООПТ). На территории Всеволожского муниципального района после 2008 года организовано две ООПТ – Токсовские высоты – памятник природы площадью 59 га (2014 г.), Токсовский природный парк площадью 2753 га (2019 г.). При этом площадь юридически оформленных ООПТ чрезвычайно мала – 1,5 % от площади района.

Рис. 2. Сценарии перспективной численности населения: оптимальный и максимальный в сравнении
 с современным состоянием

 

Главной особенностью Всеволожского муниципального района является его геоэкологическое положение в качестве буфера между Санкт-Петербургом и Ладожским озером, в связи с чем, важное значение приобретает регламентация хозяйственной деятельности на территориях, имеющих природоохранное, средозащитное и средоформирующее значение.

Планирование устойчивого развития территории района проводится с учетом необходимости сохранения пространственных связей между экологически ценными природными комплексами. Под экологическим каркасом территории понимается совокупность её экосистем, с индивидуальными характеристиками природопользования для каждого участка, образующих пространственно-организованную структуру, которая поддерживает экологическую стабильность территории, предотвращая потерю биоразнообразия и деградацию природных систем [16]. Формирование экологического каркаса на территории Всеволожского муниципального района направлено на развитие и регламентацию существующих форм территориальной охраны природы и регулирования природопользования.

 

 

Рис. 3. Ландшафтная карта Всеволожского
муниципального района Ленинградской области

 

Рис. 4. Предельно допустимая рекреационная нагрузка на природно-территориальные комплексы

Условные обозначения для рисунка 3 Ландшафтная карта Всеволожского муниципального района Ленинградской области

1. Округлые холмы и группы холмов с крутыми склонами (5 – 25º), сложенные безвалунными, реже галечными и мелковалунными песками и супесями, хорошо дренируемые с сосняками зеленомошными и лишайниковыми на подзолистых иллювиально-гумусово-железистых почвах.

2. Плоско-волнистые равнины, с нормальным или кратковременно избыточным увлажнением на валунных суглинках, частично антропогенно освоенные с мелколиственными и мелколиственно-еловыми зеленомошными лесами на дерново-подзолистых т болотно-подзолистых почвах.

3. Низменные плоские и волнистые равнины с нормальным или кратковременно избыточным увлажнениемна озерно-ледниковых песках и супесях, слабо освоенные с сосняками зеленомошными и лишайниковыми на подзолистых и болотно-подзолистых почвах.

4. Плоские и слабоволнистые равнины с длительным избыточным увлажнением на безкарбонатном валунном суглинке с сосново-еловыми и еловыми долгомошными и черпично-сфагновыми лесами на болотно-подзолистых почвах.

5. Плоские равнины с длительным избыточным увлажнением на озерно-ледниковых суглинках и глинах, неравномерно освоенные с мелколиственными травяными и еловыми зеленомошными лесами на дерново-подзолистых и болотно-подзолистых почвах.

6. Плоские равнины с длительным избыточным увлажнением на озерно-ледниковых песках с сосновыми сфагновыми и долгомошными заболоченными лесами на болотно-подзолистых почвах.

7. Олиготрофные верховые болота (преимущественно грядово-мочажинные) с сосновыми кустарниково-сфагновыми лесами на болотных почвах.

8. Олиготрофные и мезоолиготрофные торфяники с осушительной сетью с сосновыми кустарниково-сфагновыми лесами на болотных почвах (частично минерализованных).

9. Мезоолиготрофные и мезотрофные торфяники переходных и низинных болот с мохово-травяным, травяным и травяно-сфагновым растительным покровом на на болотных почвах (частично минерализованных).

10. Поймы и надпойменные террасы рек с мелколиственными травяными лесами с участками закустаренных лугов на пойменных дерново-глеевых почвах.

 

Рис. 5. Влияние демографической нагрузки на состояние природно-территориальных комплексов

Экологический каркас состоит из площадных и линейно вытянутых элементов. Площадные структуры играют роль ядер, биоцентров – это в основном особо охраняемые природные территории, имеющие самостоятельную природоохранную ценность. Это обширные экосистемы, внутри которых протекают природные процессы, стабилизирующие экологическую обстановку на значительной территории. Они включают существующие и планируемые особо охраняемые природные территории (ООПТ): заказники, памятники природы, охраняемые природные ландшафты (рис. 6).

Транзитные территории – участки, посредством которых, осуществляются экологические связи между ключевыми территориями, осуществляется перенос потоков вещества и энергии. Прежде всего, это линейные элементы ландшафта (долины рек, прибрежная акватория Ладожского озера, водоохранные зоны водных объектов) - экологические коридоры, а также обширные участки природных и природно-антропогенных ландшафтов между ядрами каркаса: водораздельные возвышенности.

В структуре экологического каркаса также выделяются буферные территории, защищающие ключевые и транзитные территории от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Эколого-ориентированный подход в подготовке градостроительной документации на примере СТП Всеволожского района находится в единой связи с актуальным вопросом воссоздания лесопаркового пояса вокруг Санкт-Петербурга.

Положения статей 62.1-62.5 главы IX.1. Лесопарковые зеленые пояса, введенных Федеральным законом от 03.07. 2016 № 353-ФЗ, регулируют создание, режим особой охраны природных объектов и другие вопросы. В соответствии со статьей 62.1 «В целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса – зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции».

 

 

Рис. 6. Природно-экологический каркас Всеволожского района

 

 

Первые предложения по формированию вокруг Ленинграда пригородной лесопарковой зеленой зоны были сделаны еще в 1932 году, когда все леса пригородного района в границах, совпавших с границами большого Ленинграда (Гослесфонд, учебно-опытные и местного значения), были перечислены в леса особого назначения с отнесением к лесам общегосударственного значения». Далее в 1948 г. 164,1 тыс. га леса, находившегося в пригородной зоне Ленинграда, была передана в распоряжение Ленинградского Горисполкома.

На территории выделенной лесопарковой пригородной зоны Ленинграда было создано Управление пригородной лесопарковой зоны Исполкома Ленгорсовета с финансированием лесохозяйственных мероприятий на территории данной зоны из городского бюджета.

Однако в соответствии с приказом Рослесхоза от 2008 года, на основании внесенных в Лесной кодекс РФ изменений территория лесничеств пригородной лесопарковой зоны Санкт-Петербурга (Ленинграда) вошла в состав Ломоносовского, Кировского и Приозерского лесничеств Ленинградской области. Таким образом, лесопарковая зона Санкт-Петербурга фактически прекратила существование.

В декабре 2017 года Правительство Санкт-Петербурга выступило с инициативой воссоздания зеленого пояса вокруг Санкт-Петербурга как города федерального значения на отдельных территориях Ленинградской области. Инициатива была поддержана Общественной палатой Санкт-Петербурга и Министерством природных ресурсов и экологии РФ с учетом необходимости доработки представленных материалов и проведения публичных слушаний Общественной палатой Ленинградской области.

К настоящему времени (май 2025 г.) все необходимые по закону процедуры по созданию вокруг границ Санкт-Петербурга лесопаркового зеленого пояса выполнены, проведены публичные слушания, получено одобрение обоих субъектов Федерации, а также Правительства Российской Федерации. В закон о новом генеральном плане Санкт-Петербурга с расчетным сроком – до 2040 года с прогнозным периодом до 2050 года внесены сведения о развитии «лесопаркового зеленого пояса» вокруг административных границ города.

В связи с вышеизложенным, можно сделать несколько выводов:

  1. Территориальное планирование и градостроительное проектирование - инструменты обеспечения устойчивого развития территорий, направленные на комплексное развитие экономических, социальных и природных систем. В современных социально-экономических условиях достаточно актуальны вопросы эффективного использования территорий, сохранения природно-экологических качеств окружающей среды;
  2. Сравнительный анализ систем документов экологического планирования отечественных ТерКСОПов и ландшафтного планирования в Германии показывает, что более комплексный характер имеют территориальные схемы охраны природы, методический и технический инструментарий которых может быть использован при решении задач рационального природопользования в пространственной организации территории как субъекта Российской Федерации, так и муниципального образования;
  3. Отечественная школа эколого-ориентированного планирования (градостроительной экологии) имеет все необходимые методические и технические наработки для формирования рациональной системы природопользования, создания качественной, безопасной, комфортной среды жизнедеятельности и в обязательном порядке должна быть составной частью градостроительной деятельности;
  4. Система документов экологического планирования (аналоги систем терКСОПов в СССР или ландшафтное планирования в Германии) может быть интегрирована в качестве полноценных разделов в градостроительную документацию России: документы территориального планирования соответствующего уровня (схемы территориального планирования, генеральные планы) приобретая, таким образом, нормативно-обязательный характер. Подготовка документов экологического планирования возможна также отраслевым, самостоятельным образом параллельно с разработкой градостроительной документацией для обязательного учета экологических ограничений и природоохранных мероприятий;
  5. Ландшафтное планирование по сути является отраслевым экологическим планированием охраны природы и сохранения ландшафтов (участков природы) в Германии. Положения отраслевого экологического планирования подлежат обязательному исполнению только после интеграции в планы пространственной организации (градостроительную документацию). В основном, отраслевое экологическое планирование представляет собой отдельные проекты или разделы охраны природы и экологических мероприятий в градостроительной документации (в зависимости от законодательства конкретной Федеральной земли Германии), которые используются для пространственного (территориального) планирования.
Список литературы

1. Новый национальный проект «Экологическое благополучие» (2025-2030 гг.). https://finance.rambler.ru/economics/53402634-v-novom-natsproekte-zakrepyat-ekologo-orientirovannoe-planirovanie-gorodov. Дата обращения 31.01.2025.

2. Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «Об утверждении стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025». [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879 (дата обращения 28.05.2025).

3. Ершов Б.А., Устинова Е.А. Новые подходы в экологическом развитии России // Journal «Agrarian History». 2022. № 9. DOI:https://doi.org/10.52270/27132447_2022_9_13

4. Соколов В.В. Социализация природы в Советской России (1917-1940 г.г.). СПб., 1994. С. 5.

5. Шмыглева А.В. Природоохранная политика Советского государства: основные этапы формирования и механизм реализации // 1917 год в России: социалистическая идея, революционная мифология и практика: сборник научных трудов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. С. 159–171.

6. Шмыглева А.В. Реализация государственной экологической политики в Западной Сибири в 1970-1980-е гг.: монография; Сиб. гос. индустр. ун-т. 2-е изд. перераб. и доп. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2017. 242 с.

7. Дубино А.М., Перькова М.В. Формирование природно-экологического каркаса г. Белгорода // Вестник МГСУ. 2025. Т. 20, № 2. С. 167–179. DOI:https://doi.org/10.22227/1997-0935.2025.2.167-179. EDN EVYPDV.

8. Maiboroda V.A., Maiboroda E.T., Spirin P.P. Formation and legal regulation of urban agglomerations in the Russian Federation: ensuring sustainable development of territories // Journal of Law Studies. 2023. Vol. 4, No. 76. P. 1-15. DOIhttps://doi.org/10.26668/revistajur.2316-753X.v4i76.4211. EDN RKBMWS.

9. Красноярова Б.А., Спирин П.П., Риффель Н.И., Шарабарина С.Н. Опыт ландшафтно-экологической оценки территории в схемах территориального планирования муниципальных образований особой эколого-экономической ответственности // Регионы нового освоения: экологические проблемы, пути их решения : материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Хабаровск, 10–12 октября 2008 года. Том 1. Хабаровск: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2008. С. 116–118. EDN SCIYRP.

10. Сидоренко Н.М., Варгина Т.В., Спирин П.П., Гаевская З.А. Основные подходы к определению приоритетных направлений пространственного развития сельских территорий Российской Федерации // Экономика и управление. 2016. № 1(123). С. 17-22. EDN VPCDAX.

11. Алимова Д.Н., Перькова М.В. Сравнительный анализ международных экологических стандартов, регулирующих процессы «зеленого» строительства // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2023. № 4. С. 55–66. DOIhttps://doi.org/10.34031/2071-7318-2023-8-4-55-66. EDN LJNXJI.

12. Митягин С.Д. Правовые изъяны градостроительной проектной деятельности // Academia. Архитектура и строительство. 2024. № 3. С. 101–105. DOI:https://doi.org/10.22337/2077-9038-2024-3-101-105. EDN FRNNUG.

13. Перькова М.В., Дубино А.М. Выявление и классификация градостроительных конфликтов при использовании водных ресурсов в г. Белгороде // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2021. № 12. С. 54–62. DOI:https://doi.org/10.34031/2071-7318-2021-6-12-54-62. EDN VWWKSS.

14. Спирин П.П. О гармонизации отображения объектов в документах территориального планирования и градостроительного зонирования // Градостроительное право. 2024. № 2. С. 34–37. DOIhttps://doi.org/10.18572/2500-0292-2024-2-34-37. EDN RFGJSP.

15. Схема территориального планирования Всеволожского муниципального района Ленинградской области утверждена Решением Совета депутатов МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области № 88 от 20.12.2012. https://www.vsevreg.ru/about/grad/docplan/skhema-raiona/?ysclid=mb7o88igld391805666 (дата обращения 28.05.2025)

16. Спирин П.П. Градостроительное развитие территорий высокой экологической ответственности (на примере Республики Алтай) // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2025. № 5. С. 30–44. DOI:https://doi.org/10.34031/2071-7318-2025-10-5-30-44


Войти или Создать
* Забыли пароль?