ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ БЕРЕГОВОЙ ПОЛОСЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. САМАРЫ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данное исследование рассматривает особенности проектирования объектов общего пользования в структуре береговой полосы в связи со значительными экономическими и социальными возможностями данных территорий. Актуализируется проблемы внедрения объектов общего пользования в структуру береговой полосы, так как это способствовало бы увеличению социальной активности за счет внедрения развитого функционального диапазона. Авторами исследования проведен анализ современного опыта проектирования по объектам яхт-клубы, спортивным центрам, культурным центрам, гостиничным комплексам и открытым общественным пространствам. Все это позволило группировать объекты по доминирующим функциональным направлениям в группы: «Яхта», «Спорт», «Досуг», «Отдых», «Удовольствие» и «Многофункционал». В каждой группе выявлен основной функциональный состав. Для того, чтобы применить выявленные группы к территориям г. Самара была проанализирована береговая полоса реки Волга, определены основные черты и типы прибрежных территорий: тип 1 «Набережная», тип 2 «Набережная + Пляж», тип 3 «Пляж», тип 4 «Пляж + Стоянка», тип 5 «Стоянка», тип 6 «Берег», тип 7 «Склон», тип 8 «Застройка вдоль береговой линии». В итоге разработана концептуальная модель на реке Волга в г. Самара. Модель разработана для территории тип 5 «Стоянка» и использован объект группа «Яхта». В итоге сделан вывод, что объекты общего пользования в структуре береговой полосы могут способствовать формированию активной социальной среды с возможностью ее круглогодичного использования.

Ключевые слова:
объекты береговой полосы, социальная и туристическая активность, инфраструктура, общественные зоны, архитектурно-планировочная организация
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Города с выходом к водным объектам исторически имеют преимущество, так как это дает им торговые, коммерческие и деловые связи с внешним миром, способствует развитию территорий [1–3]. Однако, в настоящее время города, насыщенные водными объектами, сталкиваются с проблемами загрязнения акваторий, и это носит глобальный характер [4, 5]. В 2023 году количество случаев экстремально высокого загрязнения водоемов в России увеличилось на
62 %, согласно данным аналитической службы FinExpertiza, основанным на информации Росгидромета. Большинство случаев загрязнения были обнаружены в Свердловской области (29,2 %), Смоленской области (8,1 %), Мурманской области (7,1 %), Московской области (5,6 %), Красноярском крае (5,3 %), Челябинской области (2,6 %), Оренбургской области (2,4 %) и Вологодской области (1,8 %). Всего в 2023 году было зафиксировано 2762 случая существенного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водоемах, что на 12 % больше, чем в 2022 году [6]. Водная стратегия Российской Федерации на период до 2035 года определяет экологическую безопасность страны. Основными задачами и направлениями развития водохозяйственного комплекса являются следующие: сохранение и восстановление водных ресурсов, гарантированное обеспечение населения водой, защита от наводнений, эффективное управление водными ресурсами и расширение международного сотрудничества в данной области [7].

Прибрежные территории городов обладают значительными экономическими и социальными возможностями по сравнению с другими городами, также важное значение имеют и водные объекты, находящиеся в городской структуре [8–10]. Однако, из-за ухудшения экологической ситуации и резкого снижения количества зеленых насаждений в городах и на прибрежных территориях, необходимо изменить тактику организации и использования береговой полосы. Развитие таких территорий должно опираться на принцип многофункциональности, предполагающий внедрение недостающих элементов спортивного, культурно-досугового, делового или туристического назначения, что будет способствовать росту социальной активности [11–13].

Для примера рассмотрим Самарскую область, протяженность водных путей которой составляет 687 км. Объем грузоперевозок в Самаре водным транспортом оценивается в 6–7 % от общего объема в регионе [14]. Связь с крупными акваториями, различными регионами России и зарубежными странами организована по большим и малым рекам Самарской области. Волга – это самая крупная судоходная река области, связывающая целый ряд городов. К малые рекам, по которым осуществляется внутреннее судоходство, относятся: Самара, Сок, Чапаевка, Криуша, Уса, Безенчук. 

Самарская область не включена в список туристических регионов России в 2023 году (по информации Центра информационных коммуникаций «Рейтинг»), так как не имеет развитой туристической инфраструктуры и гостиничного обслуживания [15]. Список «лидеров» возглавляют Москва, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Республика Крым. Однако, и Самарская область, и Самара, благодаря наличию береговой полосы и огромному потенциалу в развитии ее инфраструктуры может рассчитывать на привлечение туристов как отечественных, так и иностранных.

Содержание маломерных судов, которых в Самаре по официальным данным зарегистрировано более 50 тыс., приводит к появлению на берегах больших и малых рек лодочных станций, яхт-клубов и станций по обслуживанию судов. Используются данные транспортные средства как в личных, так и в коммерческих целях. Но на сегодняшний день эти объекты уже морально устарели, им требуется частичная или полная модернизация. Однако, имея такое негативное влияние с эстетической и экологической точки зрения, все-таки прибрежная зона является местом притяжения горожан. 

Все вышеприведенные данные свидетельствуют об актуальности данной темы для Самары и необходимости дополнительных исследований в этой области, что будет способствовать росту городской социальной активности за счет внедрения развитого функционального диапазона и круглогодичной привлекательности прибрежной зоны [16–18].

Цель исследования – выявить доминирующие по функциональным направлениям объекты, расположенные в структуре береговой полосы, и разработать концептуальную модель по интеграции в городскую среду на примере Самары. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучить современный опыт, чтобы понять специфику проектирования объектов береговой полосы; объединить объекты, расположенные в структуре береговой полосы, по доминирующим признакам в группы; провести анализ инфраструктуры прибрежной полосы реки Волга; выявить основные типы прибрежных территорий и представить их характеристики; разработать концептуальную модель. Объектом исследования являются открытые общественные пространства и здания, являющиеся элементами прибрежных территорий. Предмет исследования рассматривает градостроительное размещение, типологические характеристики и архитектурно-планировочные особенности общественных объектов береговой полосы.

Материалы и методы. В данном исследовании применяется комплексный подход к анализу факторов, влияющих на архитектурно-планировочную организацию объектов береговой полосы с использованием следующих методов:

  • Исторический анализ. Этот метод включает в себя изучение исторических данных, документов и архивных материалов, связанных с развитием прибрежной зоны Самары. Анализировались ключевые события, изменения в использовании территории, а также влияние социальных, экономических и экологических факторов на формирование данной зоны.
  • Анализ современного опыта. В рамках этого метода был проведен обзор современных практик проектирования объектов, аналогичных исследуемой типологии. Изучены успешные примеры проектирования прибрежных объектов в других регионах и странах, а также проведен анализ их функциональности и эстетики.
  • Классификация. Систематизированы и упорядочены полученные данные, что позволило идентифицировать и анализировать различные типы прибрежных территорий и их функциональные особенности.
  • Сравнительный анализ. Этот метод включает в себя сопоставление различных типов прибрежных территорий в Самаре, основываясь на их историческом развитии и функциональных характеристиках. Были выявлены общие черты, а также уникальные особенности, присущие каждой категории.
  • Практическая апробация. В рамках данного метода результаты исследования были применены к разработке концептуальной модели яхт-клуба, интегрированной в структуру береговой полосы. Это включало в себя проектирование, моделирование и оценку функциональности предложенной концепции.

Теоретическую основу исследования составили работы по ряду аспектов:

  • Градостроительному (М.Г. Бархин, В.В. Владимиров, В.Л. Глазычев, A.B. Иконников, Е.И. Ладик, М.В. Перькова, В.Н. Семенов, Д.Л. Тимофеев, Н.В. Чернышева, З.Н. Яргина и др.).
  • Типологическому (А.Г. Большаков, Н.А. Василенко, А.П. Вергунов, О.Н. Воронина, В.А. Нефедов, П.В. Ноздрачева, Дж.О. Саймондс, И.В. Сотникова, О.Н. Рудакова и др.).
  • Комплексному (H.H. Баранов, М.Г. Бархин, A.A. Высоковский, В.В. Гладнев, М.Ф. Денисов, Е.В. Гуськова, Ю.А. Лактионова, Е.А. Муныкина, О.В. Тараканов, А.И. Чурсин и др.).

Хотелось бы отметить, что несмотря на то, что многие исследователи занимаются изучением особенностей формирования береговой полосы, многие аспекты остаются не затронутыми или нуждаются в корректировке. Важно разнообразить функции общественных центров на прибрежных территориях, чтобы стимулировать социальную и туристическую активность горожан, а также совершенствовать транспортно-пешеходную инфраструктуру города [19, 20].

Основная часть. Как говорилось ранее, в развитии городов значимую роль играют прибрежные территории. Если уделять внимание внедрению новых общественных центров и развивать инфраструктуру береговой полосы, то можно создать активное социальное окружение, доступное для использования круглый год.

Анализ истории развития прибрежной зоны Самары показал, что она прошла путь от хозяйственной функции в XVII в. до общественных пространств в конце XX в. Однако большая часть прибрежной территории, особенно центральной части города, до сих пор остается недостаточно задействованной и имеет исключительно коммунально-хозяйственную функцию. Протяженность береговой линии центральной части города составляет 6 км, она формируется Набережной и общественным пляжем, который имеет протяженность 5 км. На данный момент территория Набережной трактуется как в основном пешеходная зона, не имеющая достаточного насыщения разнообразными функциями и объектами. Водные объекты, которые являются элементами береговой полосы, такие как лодочные станции, речной вокзал и речной порт, нуждаются в обновлении и требуют модернизации, так как морально устарели.

Объекты общего пользования представляют собой общедоступные поверхностные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, каждый гражданин имеет право на доступ к объектам общего пользования, а также использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено федеральным законом. Для понимания особенностей проектирования объектов общего пользования береговой полосы был проведен анализ современного опыта проектирования в этой области. Выявлено, что важную роль в формировании береговой полосы играют яхт-клубы, представляющие собой спортивные или рекреационные центры. Их размещение на прибрежной территории придает водному объекту особый статус. Рассмотрим один из примеров более подробно. В центре Монте-Карло на набережной размещается YACHT CLUB DE MONACO (Монте-Карло, Монако, арх. бюро Foster + Partners, 2014 г.). Чтобы оживить гавань, на уровне набережной размещаются магазины. На нижних этажах расположились гребной клуб и школа парусного спорта (аудитории, мастерские и помещения для лодок), а также бар и ресторан. На верхних этажах – служебные квартиры и комнаты для гостей, а также общественные пространства для мероприятий. На крыше устроен ландшафтный парк. Вход осуществляется через застекленный атриум. В здании использованы технологии системы охлаждения морской воды, солнечные панели и фотоэлектрические элементы (рис. 1).

 

Рис. 1. YACHT CLUB DE MONACO, Монте-Карло, Монако, арх. бюро Foster + Partners, 2014 г.

[Yacht Club de Monaco / Foster + Partners | ArchDaily]

 

Также важную роль в структуре общественных зон береговой полосы играет спортивная функция, которая позволяет развивать спортивные виды деятельности и привлекать различные социальные группы. В центральной части города в структуре береговой полосы озера Мичиган расположен спортивный комплекс NORTHWESTERN UNIVERSITY RYAN - WALTER ATHLETICS CENTER (Иллинойс, США, арх. бюро Perkins+Will, 2018 г.). Четырехэтажный центр предназначен для студентов-спортсменов. В его составе имеются службы поддержки спортсменов, столовая, центр спортивных достижений, медицинский и спортивный блоки, помещения для тренеров и администрации. Также организованы открытые спортивные площадки. Центр работает круглогодично и предусмотрен не только для тренировок, но и является местом для отдыха и проведения мероприятий (рис. 2).

Культурные центры, расположенные на береговой полосе города, предлагают разнообразные развлекательные возможности, в структуру зданий могут быть включены концертные залы, музеи, выставочные центры и прочее. Это способствует привлечению как местных жителей, так и туристов. Изучение подобных культурных центров позволяет понять их многогранность, что способствует разнообразию досуга на береговой полосе города. Например, WUZHEN THEATER (Чжэцзян, Китай, арх. бюро KRIS YAO / ARTECH, 2010 г.) располагается в центре города на берегу реки Гуксин и обслуживает как театральные представления (залы на 1200 и 600 мест), так и туристические мероприятия (выступления, показы мод, свадебные мероприятия и прочее). Посетители могут попасть в театр двумя способами: на лодках и пешком с острова через мост (рис. 3).

 

 

Рис. 2. NORTHWESTERN UNIVERSITY RYAN - WALTER ATHLETICS CENTER, Иллинойс, США,
арх. бюро Perkins+Will, 2018 г.
[
Northwestern University Ryan - Walter Athletics Center / Perkins+Will | ArchDaily]

 

 

 

Рис. 3. WUZHEN THEATER, Чжэцзян, Китай, арх. бюро KRIS YAO / ARTECH, 2010 г.

[Wuzhen Theater / KRIS YAO | ARTECH | ArchDaily]

 

Другой пример – MELBOURNE CONVENTION AND EXHIBITION CENTRE (Мельбрун, Австралия, арх. бюро Woods Bagot, 2009 г.) располагается в центре города вдоль реки Ярра и включает в себя зал на 5000 мест, способный разделиться на три части, каждая из которых может использоваться по отдельности. Главное фойе служит общественным центром с видом на реку. Кроме того, в центре имеется конференц-зал и банкетный зал (рис. 4).

 

Рис. 4. MELBOURNE CONVENTION AND EXHIBITION CENTRE, Мельбрун, Австралия, арх. бюро Woods Bagot, 2009 г. [Melbourne Convention and Exhibition Centre / Woods Bagot | ArchDaily]

 

Уникальная структура гостиничных комплексов на берегу позволяет определить особенности функциональной наполненности и выделить категории номеров. Примером такого комплекса является W BARCELONA HOTEL (Барселона, Испания, арх. бюро Ricardo Bofill, 2010 г.). Это отель из серебряного стекла в форме паруса высотой 105 м, к которому примыкает горизонтальный объем конгресс-зала с огромными окнами. Открытые общественные пространства размещаются на огромных террасах (рис. 5). В отеле также есть спа-центр, пейзажный бассейн, тренажерный зал, сауна, бар на крыше и роскошные номера (473 номера, 67 люксов).

Также были рассмотрены открытые общественные пространства прибрежных территорий, например, BEACH PROMENADE & SAILING CLUB (Хертинг, Дания, арх. бюро Spektrum Arkitekter, 2011 г.). На периферии города находится набережная с развитой инфраструктурой и изменяющимся рельефом по всей протяженности. Некоторые участки набережной расположены на плоской местности и включают плавучий причал и океанский бассейн. Территория рядом с причалом в зависимости от приливов становится то островом, то песчаной площадкой для отдыха. Бассейн имеет форму бухты, переходит в океан, что дает возможность купаться круглый год при любых погодных условиях. Другая часть набережной расположена на возвышенном рельефе, там размещается парусный клуб, привлекающий любителей серфинга, моряков и даже зимних купальщиков (рис. 6).

 

Рис. 5. W BARCELONA HOTEL, Барселона, Испания, арх. бюро Ricardo Bofill, 2010 г.

[W Barcelona (Official Site) - Beachfront Luxury Hotel in Barceloneta]

 

Рис. 6. ESBJERG BEACH PROMENADE & SAILING CLUB, Хертинг, Дания, арх. бюро Spektrum Arkitekter, 2011 г. [Esbjerg Beach Promenade & Sailing Club / Spektrum Arkitekter, Sofie Willems, Nathan Romero, Joan Raun, Stine Christiansen, Kira Snowman | ArchDaily]

 

Анализ современного опыта проектирования и строительства позволил предложить объединение объектов общего пользования, расположенных в структуре береговой полосы, исходя из следующих критериев: доминирование основных функций, целевая аудитория, периодичность использования. В результате предложено сгруппировать объекты по доминирующим функциональным направлениям в следующие группы: «яхта», «спорт», «досуг», «отдых», «удовольствие». В каждой группе выявлен основной функциональный состав (рис. 7). Рассмотрим каждую группу подробно.

 

 

Рис. 7. Основной функциональный состав объектов береговой полосы по доминирующим функциональным направлениям

 

Группа «Яхта». По функциональному назначению яхт-клубы делятся на спортивные и рекреационные. Спортивные могут осуществлять подготовку и любителей, и профессионалов. Рекреационные предлагают разнообразные возможности для отдыха и развлечений, а также предоставляют услуги по организации стоянки и обслуживанию судов различного класса. Основные функциональные элементы включают: парковку для посетителей, места для стоянки маломерных судов и яхт, заправочную станцию, сервисный центр и магазин запчастей, зоны для осмотра судов, шоу-рум и ресторан. Такие объекты могут быть предназначены для использования владельцами маломерных судов в частном порядке.

Группа «Спорт». Спортивные комплексы для водных видов спорта делятся на следующие основные категории: летние (не имеют основного здания), зимние и круглогодичные (основное здание позволяет тренироваться на протяжении всего года, не зависимо от погодных условий). Комплекс может быть предназначен и для новичков, и для опытных спортсменов. В круглогодичном комплексе имеется широкий спектр возможностей для занятий спортом, таких как тренажерный зал, спортивные площадки, учебные аудитории, прокат оборудования, кафе, а также гребной бассейн, акватория с гоночной трассой, площадки для осмотра маломерных судов. Эти спортивные объекты могут использоваться для организации и проведения соревнований.

Группа «Досуг». Предполагается внедрение некоторых типов культурно-досуговых объектов: выставочных или библиотечных пространств, многофункциональных зрительных залов. Данные типы пространств могут существовать как самостоятельно, так и группироваться с другими рассмотренными выше типами. Культурно-досуговые центры рассматриваются как сезонными (например, только летними, быть разборными и переносными), так и круглогодичными. Центр может быть предназначен для мероприятий районного или городского значения, а также для ежедневного досуга горожан.

Группа «Отдых». Функциональная наполненность гостиниц зависит от туристических целей (путешествие, оздоровление, активный или пассивный отдых) и может представлять собой бунгало, апартаменты, отель-клуб, гостиницу, хостел. Для того, чтобы объект использовался не только в туристических целях, но и для проведения развлекательных, деловых мероприятий и ежедневного досуга, необходимо расширять функциональный состав за счет группировки с другими рассмотренными выше типами.

Группа «Удовольствие». Наличие центра получения удовольствий позволит повысить социальную активность на территории и привлечь большое количество различных слоев населения. Предлагается основной функциональный состав: общественное питание, магазины и бутики, парк развлечений, парк отдыха или сквер, аквапарк, прокат для любителей, смотровая площадка и пирс. Для расширения центра в развлекательных или деловых целях необходимо группировать с рассмотренными выше типами.

Помимо выявленных групп с доминирующими функциональными направлениями, можно выделить еще одну группу – «Многофункционал», которая является в объекте береговой полосы соединением всех представленных выше групп в равном соотношении.

Для того, чтобы применить выявленные группы с доминирующими функциональными направлениями к прибрежным территориям города Самары, была проанализирована инфраструктура береговой полосы вдоль реки Волги. Это позволило определить общие черты и основные типы прибрежных территорий в Самаре, обусловленные историческим развитием, и выявить потенциал данной зоны (рис. 8).

Тип 1 «Набережная». В Самаре вдоль реки Волги размещается линейная Набережная. Это пешеходная зона вдоль берега, которую от проезжей части отделяют зеленые насаждения. На набережной есть кафе и магазины. Тип участка «Набережная» может подходить для объектов группы «Досуг», которые разнообразят существующие общественные зоны и будут притягивать местных жителей и туристов не зависимо от времени года.

Тип 2 «Набережная + Пляж». Помимо Набережной может быть организован выход к берегу с пляжем, который размещается вдоль береговой линии. Данный участок подойдет для размещения объектов группы «Спорт» и «Досуг», которые дополнят отдых на берегу.

Тип 3 «Пляж». Не все пляжи Самары, которые размещаются вдоль береговой линии, оборудованы необходимыми элементами. Некоторые вообще не имеют даже минимальной инфраструктуры, но это не мешает местным жителям и туристам ими пользоваться. Данный тип участка может быть использован для размещения объектов группы «Спорт», «Удовольствие», а также «Отдых», работающих только в летний период.

Тип 4 «Пляж + Стоянка». Совместное размещение на прибрежной территории пляжа и стоянки для маломерных судов в Самаре часто не наполнено даже минимальной необходимой инфраструктурой. На данный момент эти участки прибрежной территории нуждаются в обновлении. Данный тип участка подходит для формирования объектов группы «Яхта», «Спорт», «Отдых», «Многофункционал». Развитие таких проектов поможет улучшить городскую среду.

Тип 5 «Берег + Стоянка». На реках в Самаре размещаются стоянки для маломерных судов. В настоящее время практически все стоянки нуждаются в обновлении, но ими продолжают пользоваться за неимением других вариантов. Большинство стоянок испытывают сложности из-за отсутствия оборудованного подъезда к ним и специального оборудования для спуска и поднятия судна на воду, что приводит к неправильному использованию водных объектов и загрязнению реки. Данный тип участка подходит для развития объектов группы «Яхта», «Отдых», «Удовольствие» с полной или частичной модернизацией территории.

 

 

Рис. 8. Типы участков в структуре береговой полосы г. Самара

 

Тип 6 «Берег». На некоторых территориях Самары имеются участки, на которых отсутствует какая-либо прибрежная инфраструктура. Ряд участков являются естественным ландшафтом и размещаются рядом с лесом, а некоторые находятся в деградирующем состоянии и портят вид со стороны береговой линии реки Волги. Такие земельные участки вдоль береговой полосы могут быть использованы для любых объектов разных типов, так как на данный момент не имеют определенного функционального назначения. Эти территории легко поддаются адаптации под различные нужды, а плоский берег позволяет строить различные сооружения.

Тип 7 «Склон». Большинство склонов реки Волги представляют естественные природные очертания, но есть участки, где рельеф изменен застройкой, которая является на данный момент заброшенной и требует реновации. Такие участки подходят для объектов групп «Досуг», «Удовольствие», «Отдых», которым не требуется прямой доступ к воде, но они необходимы, так как обеспечивают панорамный вид с Волги и с другого берега.

Тип 8 «Застройка вдоль береговой линии». Данный тип участка встречается достаточно редко на берегах крупных городов. На данном участке возможно строительство объектов на воде или на грани воды и берега. Этот тип участка подходит для создания объектов группы «Спорт» и «Досуг» как на воде, так и на грани воды и берега. Предполагается строительство как мобильных, так и стационарных объектов. 

Анализ инфраструктуры береговой полосы реки Волги в Самаре и выявленные в ходе исследования группы по доминирующим функциональным направлениям прошли апробацию в концептуальной модели яхт-клуба в структуре береговой полосы. В концептуальной модели используется территория тип 5 «Берег + Стоянка» и объект группы «Яхта». На Ульяновском спуске в Самаре планируется разместить яхт-клуб малой вместимости (рис. 9). Он будет находиться на территории плавучего ресторана, соединенного с лодочной станцией. В пешеходной доступности от выбранной территории есть Набережная. Для рационального использования объекта запроектировано два входа: со стороны парковки и со стороны пирса. Организована пешеходная связь пирса с существующей Набережной. На уровне первого этажа размещается пирс, причал для речных такси, двухэтажный эллинг на 5 маломерных судов (ремонтные работы летом и хранение зимой), сервис для маломерных судов, магазин запчастей и оборудования для маломерных судов, летняя стоянка на 10 мест. Предполагается двухуровневый пирс: в уровне с проезжей частью, немного выше уровня воды. Второй этаж предполагает зону отдыха, ресторан и смотровую площадку.

 

 

Рис. 9. Концептуальная модель яхт-клуба в г. Самара, студентка каф. АЖОЗ СамГТУ Корешкова К.Э.,
преподаватель: д. арх., проф. Генералова Е.М.

 

Выводы. В итоге исследования можно сделать следующие выводы:

  • На основании изученного современного опыта проектирования и строительства были выявлены группы для объектов береговой полосы по доминирующим функциональным направлениям: «Яхта», «Спорт», «Досуг», «Отдых», «Удовольствие» и «Многофункционал».
  • Для выявленных групп по доминирующим функциональным направлениям предложен основной функциональный состав.
  • Определены типы прибрежных территорий в г. Самара с учетом инфраструктуры береговой полосы реки Волги: тип 1 «Набережная», тип 2 «Набережная + Пляж», тип 3 «Пляж», тип 4 «Пляж + Стоянка», тип 5 «Берег + Стоянка», тип 6 «Берег», тип 7 «Склон», тип 8 «Застройка вдоль береговой линии».
  • На рассмотренных типах прибрежных территорий определены характерные общие черты и даны рекомендации по внедрению объектов по группам с доминирующим функциональным направлением.
  • Предложена концептуальная модель Яхт-клуба в городе Самара на Ульяновском спуске по выявленному типу прибрежной территории тип 5 «Берег + Стоянка» и объект группа «Яхта». 

Следовательно, можно заключить, что преобразование прибрежных территорий необходимо для устойчивого развития и роста городов, и поэтому строительство общественных объектов и обновление водной инфраструктуры будет способствовать формированию активной социальной среды с возможностью круглогодичного использования.

Список литературы

1. Ладик Е.И., Перькова М.В., Чернышева Н.В. Особенности градостроительного освоения территорий вдоль Староладожского канала Ленинградской области // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2024. № 11. С. 56‒70. DOI:https://doi.org/10.34031/2071-7318-2024-9-11-56-70

2. Рудакова О.Н. Функциональное освоение береговых территорий, как контактных зон урбанизированного и природного ландшафтов (на примере Приднестровского Приречья) // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2017. № 4. С. 60‒66. DOI:https://doi.org/10.12737/article_58e61337bd4f67.22808324

3. Karetnikov V., Ol’Khovik E., Butsanets A. Structure and the basic operating principles of test water zone for the testing of unmanned and self-piloted vessels // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2022. Vol. 988. 042053. DOI:https://doi.org/10.1088/1755-1315/988/4/042053

4. Ахмедова Е.А., Жоголева А.В., Филипенкова Н.В. Устойчивое освоение береговых и пойменных территорий в условиях урбанизации // Градостроительные проблемы поволжских мегаполисов. Под ред. Е.А. Ахмедовой, Т.В. Караковой. Самара, 2017. С. 140‒149.

5. Nitavska N., Skujane D., Markova M., Spage A. Enhancing ecological, functional, social and aesthetic quality of street green space by planning green pockets // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 2021. Vol. 1203(3). 032019. DOI:https://doi.org/10.1088/1757-899x/1203/3/032019

6. Количество экстремальных загрязнений рек и водоемов возросло в полтора раза [Электронный ресурс] URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2024/kol-ekstr-zagr-rek-vozroslo/ (дата обращения: 20.12.2024).

7. Водная стратегия РФ на период до 2035 года [Электронный ресурс] URL: https://raww.ru/assets/modckeditor/default/0/novaya-vodnaya-strategiya-do-2035.pdf (дата обращения: 20.12.2024).

8. Ткачева С.С., Ткачева Т.А., Пилипко-Осипович И.В. Доступность как основополагающий фактор реновации береговой полосы и формирования набережных в жилых районах // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации. 2022. № 6. С. 232‒241.

9. Vavilova T.Ya., Zhdanova I.V., Bakhareva Yu.A., Kayasova D.S. Barrier-free environment as an indicator of sustainable development of the city. priorities and experience in Samara (Russia) // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Science and Technology. 2021. Vol. 1079. 022032. DOI:https://doi.org/10.1088/1757-899X/1079/2/022032

10. Cheirchanteri G. Architectural wayfinding design as a means of communication in environmental perception // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2021. Vol. 1203(3). 032003. DOI:https://doi.org/10.1088/1757-899x/1203/3/032003

11. Гладнев В.В., Лактионова Ю.А. Экология застроенных территорий водоохранных зон // Актуальные проблемы природообустройства, кадастра и землепользования. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию факультета землеустройства и кадастров ВГАУ. 2016. С. 29‒35.

12. Brouard M. Setting sail in a tokenized world: an exploration of the Bored ape yacht club and the co-created consumer experience // International Journal of Research in Marketing. 2024. DOI:https://doi.org/10.1016/j.ijresmar.2024.03.002

13. Generalov V.P., Generalova E.M., Kalinkina N.A., Zhdanova I.V. Typological diversity of tall buildings and complexes in relation to their functional structure // E3S Web of Conferences. 2018. Vol. 33. 01020. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183301020

14. Самарская область в цифрах [Электронный ресурс] URL: https://razvitie63.ru/investors/facts/ (дата обращения: 25.12.2024).

15. Национальный туристический рейтинг – 2023[Электронный ресурс] URL: https://russia-rating.ru/info/22275.html (дата обращения: 25.12.2024).

16. Ярмош Т.С., Краснопивцева П.В., Галдин Р.Е., Алейникова Н.В. Формирование современного общественно-рекреационного пространства вдоль р. Северский Донец в г. Белгород // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2022. № 2. С. 65‒75. DOI:https://doi.org/10.34031/2071-7318-2021-7-2-65-75

17. Тараканов О.В., Чурсин А.И., Муныкина Е.А. Состояние зон отдыха и туризма на территории Пензенской области как фактор, влияющий на планировку и застройку // Астраханский вестник экологического образования. 2023. № 3 (75). С. 73‒81. DOI:https://doi.org/10.36698/2304-5957-2023-3-73-81

18. Rusinov I., Ouami A. Key profitability factors for strategic alliances in shipping industry // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2022. Vol. 988. 042043. DOI:https://doi.org/10.1088/1755-1315/988/4/042043

19. Генералова Е.М., Корешкова К.Э. Исторические аспекты и перспективы формирования типологии яхт-клубов в России // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн. Сборник статей, электронный ресурс. под редакцией М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, Е.А. Ахмедовой. Самара, 2018. С. 57‒62.

20. Yastrebova N.A., Eterevskaya I.N. The communicative environment of a large city as an evolution of its system of open urban spaces // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Science and Technology. 2021. Vol. 1079. 022024. DOI:https://doi.org/10.1088/1757-899X/1079/2/022024


Войти или Создать
* Забыли пароль?