Шебекино, Россия
с 01.01.2019 по 01.01.1921
Белгород, Россия
Россия
Россия
Россия
Белгород, Белгородская область, Россия
УДК 625.084 Укатка. Дорожные катки
УДК 625.76 Содержание и ремонт дорог и улиц. Дорожно-эксплуатационная служба. Служба очистки дорог
ГРНТИ 55.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ
ОКСО 15.00.00 Машиностроение
ББК 393 Автодорожный транспорт
ТБК 5 ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ. ТЕХНИКА. МЕДИЦИНА
BISAC TEC TECHNOLOGY & ENGINEERING
Объектом исследования являются малогабаритные одновальцовые вибрационные дорожные катки, необходимые для уплотнения грунтов и асфальтобетонных покрытий в ограниченных условиях, включая городскую застройку, подъездные пути и пешеходные зоны. Актуальность работы обусловила необходимость повышения эффективности дорожной техники в условиях роста требований к качеству и скорости строительства, а также с учётом возникновения современных технологий и материалов. Методы исследования включают анализ открытых источников, патентной документации, а также разработку расчётного модуля в среде MS Excel для проектирования оптимальных параметров вибрационных систем. Основные научные результаты заключаются в разработке принципиально нового закона движения рабочего процесса, основанного на асимметричных колебаниях, который позволяет улучшить показатели уплотнения при снижении массы катка. Кроме того, в работе представлены рекомендации по применению новых вибрационных устройств с высоким коэффициентом асимметрии, что открывает перспективы для их широкого развития. Полученные результаты позволяют создать более эффективные и экономичные конструкции дорожных катков для использования в различных условиях эксплуатации. В статье рассмотрены законы изменения силового воздействия на рабочее оборудование малогабаритного одновальцового катка – валец и предложен принципиально новый вариант идеального закона колебаний, генерируемого вибрационным устройством
каток, дорожный, вибрационный, малогабаритный, одновальный, вынуждающая сила, параметры колебаний, закон движения рабочего оборудования
Введение. В процессе развития конструктивных решений по совершенствованию дорожных катков отечественными и зарубежными производителями можно наблюдать некоторые характерные этапы их развития, начиная с прицепных статических и до самоходных вибрационных с управляемыми параметрами вибрации. Информация о накопленном опыте проектирования и создания вибрационных дорожных катков и их классификационных схемах в достаточной степени отражены в технической и справочной литературе [1–3]. В реализации задач совершенствования конструкций дорожных катков можно выделить два направления. Первое направление характеризуется тем, что создаётся конструкция дорожного катка с определёнными техническими характеристиками и в дальнейшем определяются те технологические параметры, которые можно реализовывать созданной машиной в различных конкретных условиях [4–5], условно – «от конструкции к технологии». Во втором случае, на основе исследования физико-механических и реологических свойств уплотняемых сред определяются рациональные технологические параметры для тех или иных конкретных условий и под них создаются конструктивные решения с заданными конструктивными характеристиками [6 - 9], условно – «от технологии к конструкции». При этом, не исключается применение комбинированного подхода к решению таких задач. Применение малогабаритных двухвальцовых катков с массой до M≅1500 кг вызвало значительное сокращение интереса к одновальцоым малогабаритным вибрационным каткам с массой в пределах 100… 300 кг. Однако, современные конструктивные решения могут позволить подойти к вопросу совершенствования таких катков с более эффективными показателями при их использовании.
Типовая конструкция малогабаритного одновального вибрационного катка может включать вибрационный механизм и привод передвижения и [1] (рис. 1).
Вибрационный валец, выполненный в виде цилиндрической трубы, во внутренней части которого встроены два рабочих узла: вибрационный узел, (включает позиции 1,2,4 – 7, 11 и 12); и узел привода вращения и перекатывания цилиндрического вальца (8 и 10). Таким образом, в конструкции вибрационного вала используются два механизма, один из которых обеспечивает движение вибровальца по уплотняемой поверхности со скоростью , а второй, создание круговой вынуждающей силы
.
Рис. 1. Схема компоновки вибрационного вальца
1, 8 – амортизаторы; 2, 10 – гидромоторы; 3, 9 – опоры; 4 – датчик частоты оборотов; 5 – заливная пробка;
6, 7 – дебаланс; 11 – корпус вибратора; 12 – вибровал
Материалы и методы. В работе использованы методы анализа открытых источников информации в области исследования, проектирования и расчёта конструктивных и технологических параметров дорожных катков, размещённых в отечественных, зарубежных научных публикациях и в патентной документации. Учитывая, что в работе дорожного катка задействована комбинация сил: статическая сила веса катка и вынуждающая сила вибрационного устройства, то в работе используется методика проектирования, связанная с разработкой «идеального закона» [10, 11] движения рабочего органа вибрационной машины. При разработке идеального закона колебаний вибрационного малогабаритного одновального дорожного (далее - ВМОД) катка использованы принципы метода наложения быстрых процессов на медленные [12 - 14]. В работе использовался разработанный авторами расчётный модуль и математический аппарат для программного продукта MS Excel, который позволяет определять зависимые параметры колебательной системы и производить построение соответствующих графиков и функциональных зависимостей.
Основная часть. Для уплотнения материала дорожными катками используются некоторые общепринятые «законы» нагружения, т.е. форма колебаний, комбинации действующих сил, величина и поведение суммарной вынуждающей силы и параметрами всех её составляющих.
Простейшим законом [1, 2, 15] изменения и поведения вынуждающей силы для дорожного катка является
где – вынуждающая сила вибратора с круговыми колебаниями с массой дебаланса (
), со смещённым центром тяжести (
) и угловой скоростью вращения (
), соответственно (кг, м, рад/с).
Данный закон (1) изменения вынуждающей (уплотняющей) силы позволяет получить круговую силу, соответствующую синусоидальному закону. При вращении дебалансов с частотой n (об/мин) или f (об/с) имеем продолжительность циклического воздействия (с), в пределах которого вынуждающая сила
(Н) имеет в вертикальном направлении равные по величине значения сил:
, рис. 2.
Причем: направлена на выполнение полезной работы – уплотнение,
– на выполнение холостого хода – на подъём (подскок) катка.
Рис. 2. Схема возбуждения вибрации вальца круговой вынуждающей силой
– действие вынуждающей силы в направлении выполнения полезной работы по уплотнению грунта,
– тоже, в направлении «холостого хода»
Второй вариант закона изменения величины вынуждающей силы может быть записан в форме:
(2)
Конструктивная особенность такого вибрационного устройства заключается в том, что на общем валу закреплены два дебаланса. Один дебаланс закреплён на валу неподвижно, а второй, с возможностью поворота на некоторый угол при изменении направления вращения вала [16 - 18].
В таком законе величина суммарной вынужденной силы неподвижного и подвижного дебаланса при вращении вала против часовой стрелки имеет меньшую величину при снижении суммарного статического момента, рис. 3.
,
что позволяет получить:
(3)
Рис. 3. Схема возбуждения вибрации круговой вынуждающей силой у вальца с изменяемым направлением вращения дебалансного вала
а, б – вращение дебалансного вала по и против часовой стрелки, – суммарная вынуждающая сила, соответственно при вращении дебалансного вала по и против часовой стрелки,
1 и 2 – соответственно, неподвижный и подвижный дебаланс
Следующий закон изменения вынуждающей силы для дорожных катков может быть представлен в виде:
(4)
При сложении двух равнозначных колебаний при встречном вращении дебалансов генерируются направленные колебания вдоль перпендикуляра к середине линии, соединяющей центры вращения двух дебалансных валов, рис. 4.
Направленные колебания, у которых вынуждающая сила действует вдоль некоторой прямой линии, имеет существенное преимущество перед круговыми. Она, как правило, направляется непосредственно на выполнение полезной работы, без рассеивания по окружности и без раскачивания системы.
(5)
где и
– суммарная вынуждающая сила, направленная на выполнение полезной и «холостой» работы, соответственно.
Наряду с вынуждающей силой вращающегося инерционного вибрационного тела – дебаланса, существенное влияние на процесс уплотнения грунта оказывает масса колеблющейся части катка и соотношение веса этой части и величины вынуждающей силы .
Рис. 4. Схема возбуждения вибрации двумя
круговыми вынуждающими силами ,
генерирующими суммарную вынуждающую силу направленных колебаний ,
действующей вдоль вертикальной оси, 1 – дебалансы с круговой вынуждающей силой.
Одним из основных параметров дорожных катков вообще, и малогабаритных в частности, является масса катка ( ) или вальца, которая участвует в колебательном движении и определяет его вес (
). Масса дебаланса (
), вращающаяся вокруг центра вращения, расположенного в центре окружности поперечного сечения вальца с угловой скоростью (
), с центром массы на расстоянии (
) от центра вращения генерирует вынуждающую круговую силу
(6)
Схема нагружения вальца катка приведена на рис. 5.
Рис. 5. Схема нагружения вальца катка
– скорость передвижения катка (м/c),
– угловая скорость вальца при перекатывании
Для выбора и определения параметров вибрационного процесса уплотнения грунта катками, целесообразно рассмотреть характерные варианты соотношения величины вынуждающей силы вибрационного устройства катка и его веса, колеблющейся массы . Для простейшего случая принимаем величину силы тяжести катка
=1000 Н. Варианты соотношения величины вынуждающей силы вибрационного устройства катка и его веса, колеблющейся массы,
могут принимать следующие значения:
(7)
Для численного расчёта по каждому варианту выражения (7) формируем исходные данные из условия, что величина вынуждающей круговой силы ( ) составляет, соответственно 200, 800, 4000 Н. Исходные параметры для (7) приведены в табл. 1.
Таблица 1
Исходные параметры для численного расчёта по выражению (7)
Вариант |
n |
f |
T |
dt |
ω |
r |
m |
m*r |
об/мин |
Гц |
с |
с |
рад/с |
м |
кг |
кг*м |
|
1 |
750 |
12,5 |
0,08 |
0,004 |
78,5 |
0,325 |
0,1 |
0,0325 |
2 |
750 |
12,5 |
0,08 |
0,004 |
78,5 |
0,325 |
0,4 |
0,13 |
3 |
750 |
12,5 |
0,08 |
0,004 |
78,5 |
0,325 |
0,5 |
0,1625 |
4 |
750 |
12,5 |
0,08 |
0,004 |
78,5 |
0,325 |
0,6 |
0,195 |
5 |
750 |
12,5 |
0,08 |
0,004 |
78,5 |
0,325 |
1 |
0,325 |
6 |
750 |
12,5 |
0,08 |
0,004 |
78,5 |
0,65 |
1 |
0,65 |
Результаты расчёта величины вынуждающей силы ( ) и суммарной силы
(Н), для варианта 1 (7), приведены в табл. 2
График изменения величины вынуждающей силы при наличии силы веса катка, приведен на рис. 6.
Результаты расчёта величины вынуждающей силы ( ) и суммарной силы
(Н), для варианта 2 (7), приведены в табл. 3.
Таблица 2
Расчёт величин суммарной вынуждающей силы при соотношении
dt |
ω |
m |
r |
F |
G |
Fсум |
0 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
-200,3 |
-1000 |
-1200,3 |
0,004 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
-190,4 |
-1000 |
-1190,4 |
0,008 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
-161,9 |
-1000 |
-1161,9 |
0,012 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
-117,5 |
-1000 |
-1117,5 |
0,016 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
-61,7 |
-1000 |
-1061,7 |
0,02 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
0,2 |
-1000 |
-999,8 |
0,024 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
62,0 |
-1000 |
-938 |
0,028 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
117,8 |
-1000 |
-882,2 |
0,032 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
162,1 |
-1000 |
-837,9 |
0,036 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
190,5 |
-1000 |
-809,5 |
0,04 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
200,3 |
-1000 |
-799,7 |
0,044 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
190,5 |
-1000 |
-809,5 |
0,048 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
162,1 |
-1000 |
-837,9 |
0,052 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
117,8 |
-1000 |
-882,2 |
0,056 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
62,0 |
-1000 |
-938 |
0,06 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
0,2 |
-1000 |
-999,8 |
0,064 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
-61,7 |
-1000 |
-1061,7 |
0,068 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
-117,5 |
-1000 |
-1117,5 |
0,072 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
-161,9 |
-1000 |
-1161,9 |
0,076 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
-190,4 |
-1000 |
-1190,4 |
0,08 |
78,5 |
0,1 |
0,325 |
-200,3 |
-1000 |
-1200,3 |
Рис. 6. Изменения величины вынуждающей (Ряд 1) и суммарной (ряд 3) силы F (Н) при наличии силы веса катка (Ряд 2) при соотношении
График изменения величины вынуждающей силы при наличии силы веса катка, приведен на рис. 7.
Расчёты, табл. 3, и график, рис. 7, показывают, что соотношение величины вынуждающей силы вибрационного колебания и веса дорожного катка формируют условия уплотнения, сравнительные со статическим методом. Суммарная сила уплотнения , направлена, рис. 7, в сторону уплотнения грунта, на что указывает знак минус.
Закон движения центра массы колеблющейся части малогабаритного одновальцового катка для вариантов 1 и 2 (7) при и при
запишется в виде
(8)
Выполняя последовательно расчёты для вариантов 3…6 (7) составляем таблицу результатов, табл. 4.
Таблица 3
Расчёт величин суммарной вынуждающей силы при соотношении
dt |
ω |
m |
r |
F |
G |
Fсум |
0 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
-801,091 |
-1000 |
-1801,09 |
0,004 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
-761,529 |
-1000 |
-1761,53 |
0,008 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
-647,497 |
-1000 |
-1647,5 |
0,012 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
-470,148 |
-1000 |
-1470,15 |
0,016 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
-246,823 |
-1000 |
-1246,82 |
0,02 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
0,637931 |
-1000 |
-999,362 |
0,024 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
248,0365 |
-1000 |
-751,963 |
0,028 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
471,18 |
-1000 |
-528,82 |
0,032 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
648,2474 |
-1000 |
-351,753 |
0,036 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
761,9237 |
-1000 |
-238,076 |
0,04 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
801,0925 |
-1000 |
-198,908 |
0,044 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
761,9237 |
-1000 |
-238,076 |
0,048 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
648,2474 |
-1000 |
-351,753 |
0,052 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
471,18 |
-1000 |
-528,82 |
0,056 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
248,0365 |
-1000 |
-751,963 |
0,06 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
0,637931 |
-1000 |
-999,362 |
0,064 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
-246,823 |
-1000 |
-1246,82 |
0,068 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
-470,148 |
-1000 |
-1470,15 |
0,072 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
-647,497 |
-1000 |
-1647,5 |
0,076 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
-761,529 |
-1000 |
-1761,53 |
0,08 |
78,5 |
0,4 |
0,325 |
-801,091 |
-1000 |
-1801,09 |
Рис. 7. Изменения величины вынуждающей (Ряд 1) и суммарной (ряд 3) силы F (Н) при наличии силы веса катка (Ряд 2) при соотношении
Таблица 4
Результаты расчёта по вариантам соотношений вынуждающей вибрационной силы и веса катка, в соответствии с исходными параметрами табл. 1.
Вариант |
Соотношение сил |
Графики изменения величины вынуждающей (Ряд 1) и суммарной (ряд 3) силы F (Н) при наличии силы веса катка (Ряд 2), при соответствующих соотношениях |
|||
|
пример |
||||
|
|
200<<1000 |
|
||
|
|
800<1000 |
|
||
|
|
1000 = 1000 |
|
||
|
|
1200 > 1000 |
|
||
|
|
2000 >> 1000 |
|
||
6 |
|
4000>>1000 |
|
||
Из приведенных результатов расчёта и поведения рассматриваемых параметров, следует выделить некоторые очевидные особенности и закономерности.
Так, в варианте 3, величина вынуждающей силы колебаний сопоставима с весом катка, т.е. , суммарное усилие в направлении выполнения полезной работы достигает
2000 (Н), а в направлении выполнения холостого хода, на подъём катка, составляет
Таким образом, формируется пограничное состояние между контактом и отрывом катка от уплотняемого грунта.
В варианте 4 величина составляющей вынуждающей силы, направленной вверх, в сторону выполнения «холостого» хода формирует условия отрыва вальца катка от грунта. В силу того, что данная составляющая вынуждающей силы мала по сравнению с весом катка, она не в состоянии существенно влиять на процесс взаимодействия катка с грунтом.
В варианте 5 величина вынуждающей силы, направленной вверх, в сторону выполнения «холостого» хода превосходит по величине вес катка, и может обеспечить отрыв катка от грунта. При этом, составляющая вынуждающей силы в направлении выполнения процесса уплотнения грунта составляет по модулю (Н), а в направлении «холостого» хода -
(Н).
При существенном превышении величины составляющей вынуждающей силы над силой веса катка (7), вариант 6, возникает опасность возникновения ситуации, когда частота собственных колебаний катка войдёт в противофазу с частотой вынужденных колебаний от вибрационного устройства. При этом, разность фаз собственных и вынужденных колебаний может составлять 0-π радиан. При этом, происходит снижение эффективности уплотнения из-за снижения величины суммарной вынуждающей силы на 67 %, рис. 8.
Рис. 8. График снижения модуля величины
суммарной вынуждающей силы (Н),
действующей в направлении выполнения полезной работы при переходе собственных частот колебаний катка в противофазу с вынуждающей силой
вибрационного устройства до (Н)
Таким образом, при нарушении синхронности в работе вынуждающей силы вибрационного устройства и собственных колебаний катка при отрыве от грунта в пределах угла сдвига фаз 0…180º, происходит снижение величины суммарной вынуждающей силы на 67 %, с 3 кН до
1 кН. Превышение величины вынуждающей силы, направленной на выполнение «холостого» хода силы веса катка, приближает процесс уплотнения к некоторому пограничному условию, когда возможен сход частоты колебаний катка с расчётного и переход к неуправляемому противофазному действию приложенных сил. В варианте 6 составляющая суммарной вынуждающей силы, направленная вверх, в сторону выполнения «холостого» хода, составляет 2000 (Н), что в два раза превышает вес катка. Величина такого усилия позволяет может приводить к отрыву катка от грунта и вызывать появление противофазных колебаний вынуждающей силы вибрационного устройства и силы веса катка.
Таким образом, колебания от круговой вынуждающей силы вибрационного устройства малогабаритного катка достаточно жёстко связаны с его массой и весом. Очевидно, что составляющая вынуждающей силы вибрационного устройства, направленная вверх, в сторону выполнения «холостого» хода, не должна превышать по величине силу веса самого катка.
Возможность повышения эффективности работы малогабаритных дорожных катков связано с созданием и использованием не симметричных вынужденных колебаний в самом вибрационном устройстве. В практике реализации и использования данного направления совершенствования дорожных катков информация отсутствует. Однако, в практике патентования имеется ряд технических решений [19–25], относящихся к вибрационным устройствам, которые могли бы послужить прообразом не симметричных, или асимметричных, колебаний в конструкции малогабаритных одновальцовых дорожных катков.
Наглядным примером возможности использования не симметричных, «комбинированных», по [22], колебаний может послужить само техническое решение [22], если на его основе провести численные расчёты.
Вибрационный механизм [22] установлен в продольном сечении вальца и представляет собой две пары дебалансных валов 1 и 2 (рис. 9, а).
Рис. 9. Схема вибрационного устройства [22]
а – схема кинематическая, б – схема действующих сил
Концы валов 1 содержат большие зубчатые колёса с дебалансами 1.1 и 1.2. Концы валов 2 содержат зубчатые колёса 2.1 и 2.2. Соотношение делительных диаметров колёс дебалансных валов 1 и 2 составляет 2:1. Зубчатое колесо 1.1 находится в зацеплении с зубчатыми колёсами 1.2 и 2.1. Зубчатое колесо 1.2 находится в зацеплении с зубчатыми колёсами 1.1 и 2.2. Таким образом соотношение угловых частот составляет: . Силы
действуют вдоль продольной оси барабана, образуя общую продольную силу
. Силы
действуют вертикально, образуя общую вертикальную силу, направленную на уплотнение материала,
. Сумма этих сил образует суммарную вынуждающую силу
(9)
При этом, величина суммарной силы, , с учётом силы тяжести катка
составляет:
(10)
где – вынуждающая сила вибрационного устройства, рис. 9.
Суммарная вынуждающая сила в конечном счёте определяет характер колебаний одновальцового вибрационного катка.
Выполненные ранее численные расчёты для варианта 3 табл. 4 могут быть исходными данными для численного расчёта.
Зададимся следующими исходными параметрами:
– частота вращения дебалансных валов: n1=500 об/м, n2 = 1000 об/м,
– угловая скорость дебалансных валов:
ω1 = 52.3 р/с; ω2 =104,7 р/с,
– амплитудное значение вынуждающей силы вибрационного устройства в направлении выполнения «холостого» хода: 1000 (Н).
Через статические моменты дебалансов определяются масса дебалансов и эксцентриситет центра масс:
– эксцентриситет дебалансов: r1=3 см; r2 = 3 см.
– масса дебалансов: m1=6,1 кг, m2=1,52 кг,
В работе [22] введены некоторые особенности или ограничения: первый – линия нейтрали зацепления зубчатых колёс 1.1 и 1.2 лежит ниже продольной оси вальца для снижения влияния возможного момента опрокидывания вальца от действия силы , второй – центры вращения валов, соответственно, зубчатого колёса 2.1 лежит выше линии нейтрали зацепления зубчатых колёс 1.1 и 1.2, а зубчатого колеса 2.2 лежит ниже линии указанной нейтрали. Это вызвано, прежде всего тем, чтобы вывести из зацепления зубчатые колёса 1.1 и 2.2, а также, зубчатые колёса 1.2 и 2.1. При этом, образуется некоторый момент, при вращении зубчатых колёс 2.1 и 2.2, который не оказывает существенно влияния на общий процесс.
В первый момент (рис. 9, а) в вертикальной плоскости действует максимальная сила , а сила
. Далее, в пределах периода колебания (
) происходит изменение проекции величины
и величины
и как результат, величины
.
Исходные параметры сводим в расчётную таблицу (табл. 5).
Таблица 5
Исходные параметры для численного расчёта [22]
pi |
№ вибратора |
1 |
2 |
3 |
4 |
3,1416 |
Масса (кг) |
6,1 |
6,1 |
1,52 |
1,52 |
Радиус (см) |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
T |
Нач. фаза (град) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,12 |
Скорость (об/мин) |
500 |
500 |
1000 |
1000 |
dt |
R (м) |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,006 |
ϕ0 (рад) |
0 |
0 |
0 |
0 |
ω (1/с) |
52,36 |
52,36 |
104,72 |
104,72 |
Расчёт проведен по 20 значащим точкам в пределах периода, в котором происходит одно колебание силы дебалансов на зубчатых колёсах 1.1 и1.2 и два полных колебания сил дебалансов на зубчатых колёсах 2.1 и 2.2. Эти колебания симметричны относительно нейтральной оси и составляют, соответственно, значение Н, с соотношением модулей
. Максимальное значение модуля силы
составляет:
=2000 Н, в направлении выполнения полезной работы, а минимальное –
Н, в направлении выполнения холостого хода. Таким образом, в вертикальной плоскости создаётся асимметрии величины вынуждающей силы, которая составляет:
(табл. 6).
График изменения величины вынуждающей силы пары 1.1 и 1.2 представлен на рис. 10.
График изменения величины вынуждающей силы пары 2.1 и 2.2 представлен на рис. 11.
На рис. 12 представлены совместно графики изменения вынуждающих сил пары 1.1 и 1.2, а также, пары 2.1 и 2.2.
Наибольшей информативностью численного анализа является график (рис. 13), на котором отражён график изменения суммарной вынуждающей силы, ряд 1.
Таблица 6
Результаты расчёта параметров вынуждающей силы вибрационного устройства
по исходным данным, обозначенным в [22]
№ |
t |
F1 |
F1 |
F2 |
F2 |
2F1 |
2F2 |
Fсум |
-1- |
-2- |
-3- |
-4- |
-5- |
-6- |
-7- |
-8- |
-9- |
0 |
0 |
0 |
0 |
500 |
500 |
0 |
1000 |
1000 |
1 |
0,006 |
154,3 |
154,3 |
404,5 |
404,5 |
308,6 |
809 |
1117,6 |
2 |
0,012 |
293,6 |
293,6 |
154,6 |
154,6 |
587,2 |
309,2 |
896,4 |
3 |
0,018 |
404,2 |
404,2 |
-154,3 |
-154,3 |
808,4 |
-308,6 |
499,8 |
4 |
0,024 |
475,3 |
475,3 |
-404,4 |
-404,4 |
950,6 |
-808,8 |
141,8 |
5 |
0,03 |
500 |
500 |
-500 |
-500 |
1000 |
-1000 |
0 |
6 |
0,036 |
475,9 |
475,9 |
-404,7 |
-404,7 |
951,8 |
-809,4 |
142,4 |
7 |
0,042 |
405,3 |
405,3 |
-154,9 |
-154,9 |
810,6 |
-309,8 |
500,8 |
8 |
0,048 |
295,1 |
295,1 |
154,1 |
154,1 |
590,2 |
308,2 |
898,4 |
9 |
0,054 |
156,1 |
156,1 |
404,2 |
404,2 |
312,2 |
808,4 |
1120,6 |
10 |
0,06 |
1,8 |
1,8 |
500 |
500 |
3,6 |
1000 |
1003,6 |
11 |
0,066 |
-152,6 |
-152,6 |
404,9 |
404,9 |
-305,2 |
809,8 |
504,6 |
12 |
0,072 |
-292,2 |
-292,2 |
155,2 |
155,2 |
-584,4 |
310,4 |
-274 |
13 |
0,078 |
-403,1 |
-403,1 |
-153,8 |
-153,8 |
-806,2 |
-307,6 |
-1113,8 |
14 |
0,084 |
-474,8 |
-474,8 |
-404 |
-404 |
-949,6 |
-808 |
-1757,6 |
15 |
0,09 |
-500 |
-500 |
-500 |
-500 |
-1000 |
-1000 |
-2000 |
16 |
0,096 |
-476,4 |
-476,4 |
-405,1 |
-405,1 |
-952,8 |
-810,2 |
-1763 |
17 |
0,102 |
-406,3 |
-406,3 |
-155,5 |
-155,5 |
-812,6 |
-311 |
-1123,6 |
18 |
0,108 |
-296,5 |
-296,5 |
153,5 |
153,5 |
-593 |
307 |
-286 |
19 |
0,114 |
-157,8 |
-157,8 |
403,9 |
403,9 |
-315,6 |
807,8 |
492,2 |
20 |
0,12 |
-3,6 |
-3,6 |
500 |
500 |
-7,2 |
1000 |
992,8 |
Max |
|
|
|
|
|
|
-2000 |
|
Min |
|
|
|
|
|
|
1121 |
|
kас |
|
|
|
|
|
|
1,79 |
Рис. 10. изменения величины вынуждающей силы пары 1.1 и 1.2.
Рис. 11. Изменения величины вынуждающей силы пары 2.1 и 2.2.
Рис. 12. Графики изменения вынуждающих сил пары 1.1 и 1.2, ряд 2, а также, пары 2.1 и 2.2, ряд 1
Рис. 13. Графики численного анализа по заявленным предложениям технического решения [22]
Из расчёта (табл. 6) и графика (рис. 13) видно, что суммарная величина вынуждающей силы является асимметричной относительно нейтральной оси и коэффициент асимметрии при этом составляет: .
Выполненный численные расчёты на базе патента [22] показывает, что данное технические решения, содержащие две ступени вибрационного устройства с кратными частотами вращения дебалансных валов, позволяют получать асимметричные колебания с существенным превышением величины вынуждающей силы в направлении выполнения полезной работы, по сравнению с величиной вынуждающей силы, действующей в направлении холостого хода.
Исследование направлено на создание, в конечном итоге, асимметричной по величине суммарной вынуждающей силы. При этом, коэффициент асимметрии величины суммарной вынуждающей силы составляет . За счёт выбора рациональных параметров, в частности, соотношения статических моментов, можно достичь величины коэффициента асимметрии равного двум.
Таким образом, использование вибрационного устройства с асимметричной вынуждающей силой позволяет существенно повысить величину усилия, действующего в направлении выполнения полезной работы малогабаритного одновальцового дорожного катка, а также повысить эффективность уплотнения при меньшей его массе. К примеру, техническое решение [25] позволяет достигать величины вынуждающей силы вибрационного устройства с коэффициентом асимметрии , рис. 14.
Рис. 14. График соотношения величины суммарной вынуждающей силы, действующей в направлении
выполнения полезной работы, уплотнения (вниз) и в направлении холостого хода (вверх)
В практике создания технических решений по повышению коэффициента асимметрии вынуждающей силы для одновальцового вибрационного катка может быть использованы технические решения [19].
Вывод. Проведенные исследования подтвердили актуальность и перспективность конструкций малогабаритных одновальцовых вибрационных катков. Разработанный принципиально новый закон движения рабочего оборудования на основе асимметричных колебаний позволяет значительно повысить эффективность уплотнения грунтов и асфальтобетонных покрытий, а также снизить массу катка без потери других характеристик.
Полученные результаты показывают, что использование вибрационных устройств с высоким коэффициентом асимметрии вынуждающей силы способствует созданию более производительных и экономичных машин. Предложенные решения позволяют не только улучшить эксплуатационные характеристики катков, но и снизить затраты на их производство и обслуживание.
Дальнейшее развитие темы может быть связано с проведением экспериментальных исследований по реализации асимметричных изменений в других условиях, а также с открытием вибрационных устройств с еще более устойчивыми показателями асимметрии для повышения эффективности уплотнения. Данные результаты могут быть использованы при проектировании новых и модернизации существующих моделей катков, востребованных в условиях ограниченного пространства эксплуатации.
1. Баловнев В.И., Глаголев С.Н., Данилов Р.Г., Кустарев Г.В., Шестопалов К.К., Герасимов М.Д. Машины для земляных работ. 2 кн. Кн. 2. Погрузочно-разгрузочные и уплотняющие машины: учебное пособие для вузов. Белгород: Изд-во БГТУ. 2011. 451 с.
2. Бостанов Б.О. Разработка кинематики и динамики комбинированного вибровозбудителя дорожных катков: дис…. канд. техн. наук. Республика Казахстан Алматы, 2010. 124 С.
3. Джолдасбеков С.У., Темирбеков Е.С. Проектирование безударной дорожки вибровозбудителя дорожных катков. Фундаментальные проблемы теоретической и прикладной механики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 4 (5). С. 2143–2145.
4. Бурый Г.Г. Обоснование режимных параметров вибрационных катков с учетом массы уплотняемого грунта в зоне активного действия вибрации. дисс…. канд. техн. наук. Омск. 2016. 113 с.
5. Тюремнов И.С., Игнатьев А.А. Уплотнение грунтов вибрационными катками: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2012. 140 с.
6. Тюремнов И.С., Филатов И.С., Игнатьев А.А. Обзор рекомендаций производителей по использованию вибрационных катков для уплотнения грунта // Вестник ТОГУ. 2014. № 2(33). С. 155–162.
7. Тюремнов И.С., Новичихин А.А. Уплотнение грунтов вибрационными плитами: монография. Ярославль: Изд-во ЯГТУ. 2018. 143 с.
8. Yao Y.S., Feng Z.X., Li Y.W. Study on double-frequency composed vibrating compaction method based on resonance and antifriction principle // Advanced Materials Research. 2011. Vol. 402. Pp. 742–746. DOI:https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/AMR.402.742
9. Yao Y. S, Li Y.W., Shi X., Feng Z.X. Industrial experiment on double-frequency composed vibratory roller // Journal of Chang'an University (Natural Science Edition). 2013. Vol. 33. Pp. 101–106.
10. Yao Y., Feng Z., Chen S., Zhang Z., Zhao L., Zhao W. Design and Fabrication of a Road Roller with Double-Frequency Composed Vibration and Its Compaction Performance // Arabian Journal for Science and Engineering. 2014. Vol. 39. Pp. 9219–9225. DOI:https://doi.org/10.1007/s13369-014-1469-9
11. Герасимов М.Д., Герасимов Д.М, Любимый Н.С., Мкртычев О.В. Вибрационные устройства с асимметричными колебаниями: монография: 2 ч. // Белгород: Изд-во БГТУ. 2024. Ч. 2. 230 C.
12. Дубков В.В., Базинская А.М. Определение параметров осцилляторно-вибрационного катка // Вестник СибАДИ. 2016. № 4 (50). С. 13–17 с.
13. Пат. 2654892, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Валец вибрационного катка / Кондаков В. Е., Орищук Р. Н.; заявл. 20.02.2017; опубл. 23.05.2018, Бюл. №15. 8 с.
14. Пат. 2681032, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Комбинированный валец вибрационного катка / Кондаков В. Е., Семенов Ю. Д.; заявл.: 14.03.2018; опубл. 01.03.2019 Бюл. № 7. 10 с.
15. Пат. 2716343, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Каток-трамбовка / Кузин Н. И.; заявл.: 23.07.2019; опубл. 11.03.2020 Бюл. № 8. 7 с.
16. Пат. 2804316, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Валец дорожного катка / Головнин А. А.; заявл.: 19.04.2023; опубл. 27.09.2023 Бюл. № 27. 14 с.
17. Пат. 226690, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Валец дорожного катка / Савельев С. В., Литовченко Р. Е.; заявл.: 29.01.2024; опубл. 18.06.2024 Бюл. № 17. 10 с.
18. Пат. 151654, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Осцилляторный валец дорожного катка с изменяемой величиной крутильных колебаний / Серебренников В. С., Мухин Р. Ю.; заявл.: 20.05.2014; опубл. 27.09.2014 Бюл. № 27. 5 с.
19. Пат. 2151837, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Вибрационный валец катка / Лещинский А.В., Иванченко С.Н., Сидорков В.В.; заявл.: 9.10.1998; опубл. 27.06.2000 Бюл. № 18. 7 с.
20. Пат. 181993, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Валец вибрационного катка / Кондаков В. Е.; заявл.: 01.03.2018; опубл. 31.07.2018 Бюл. № 22. 7 с.
21. Пат. 2746773, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Вибрационный валец дорожного катка / Шишкин Е. А.; заявл.: 06.10.2020; опубл. 20.04.2021 Бюл. № 11. 8 с.
22. Пат. 9402706, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Вибратор / Хайруллин И.Х., Хайруллин Т.И., Скуратов С.П.; заявл.: 22.07.1994; опубл. 20.05.1996 Бюл. № 13. 6 с.
23. Пат. 2292960, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Электромеханический вибратор / Ахунов Т. А., Макаров Л.Н., Шаршунов Ю. Е., Чебурахин И. М.; заявл.: 11.01.2005; опубл. 10.02.2007 Бюл. № 4. 6 с.
24. Пат. 2091183, Российская Федерация, МПК B06B 1/04. Способ реализации электромагнитным приводом асимметричного вибрационного движения колебательной механической системы / Крейнин Г.В., Мацеевич Б.В., Михайлов В.Д., Сериков В.В., Ушанков А.Е., Янбулатов Р.И.; заявл.: 06.06.1995; опубл. 27.09.1997 Бюл. № 6. 10 с.
25. Пат. 2806379, Российская Федерация, МПК B06B 1/04. Полигармоническое вибрационное устройство / Герасимов М. Д., Тихонов А. А., Рязанцев В. Г., Любимый Н. С., Анциферов С И.; заявл.: 22
26. Golovnin A.A. Road roller drum. Patent RF. 226690, 2024.