АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ ОДНОВАЛЬНЫХ ВИБРАЦИОННЫХ КАТКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Объектом исследования являются малогабаритные одновальцовые вибрационные дорожные катки, необходимые для уплотнения грунтов и асфальтобетонных покрытий в ограниченных условиях, включая городскую застройку, подъездные пути и пешеходные зоны. Актуальность работы обусловила необходимость повышения эффективности дорожной техники в условиях роста требований к качеству и скорости строительства, а также с учётом возникновения современных технологий и материалов. Методы исследования включают анализ открытых источников, патентной документации, а также разработку расчётного модуля в среде MS Excel для проектирования оптимальных параметров вибрационных систем. Основные научные результаты заключаются в разработке принципиально нового закона движения рабочего процесса, основанного на асимметричных колебаниях, который позволяет улучшить показатели уплотнения при снижении массы катка. Кроме того, в работе представлены рекомендации по применению новых вибрационных устройств с высоким коэффициентом асимметрии, что открывает перспективы для их широкого развития. Полученные результаты позволяют создать более эффективные и экономичные конструкции дорожных катков для использования в различных условиях эксплуатации. В статье рассмотрены законы изменения силового воздействия на рабочее оборудование малогабаритного одновальцового катка – валец и предложен принципиально новый вариант идеального закона колебаний, генерируемого вибрационным устройством

Ключевые слова:
каток, дорожный, вибрационный, малогабаритный, одновальный, вынуждающая сила, параметры колебаний, закон движения рабочего оборудования
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. В процессе развития конструктивных решений по совершенствованию дорожных катков отечественными и зарубежными производителями можно наблюдать некоторые характерные этапы их развития, начиная с прицепных статических и до самоходных вибрационных с управляемыми параметрами вибрации. Информация о накопленном опыте проектирования и создания вибрационных дорожных катков и их классификационных схемах в достаточной степени отражены в технической и справочной литературе [1–3]. В реализации задач совершенствования конструкций дорожных катков можно выделить два направления. Первое направление характеризуется тем, что создаётся конструкция дорожного катка с определёнными техническими характеристиками и в дальнейшем определяются те технологические параметры, которые можно реализовывать созданной машиной в различных конкретных условиях [4–5], условно – «от конструкции к технологии». Во втором случае, на основе исследования физико-механических и реологических свойств уплотняемых сред определяются рациональные технологические параметры для тех или иных конкретных условий и под них создаются конструктивные решения с заданными конструктивными характеристиками [6 - 9], условно – «от технологии к конструкции». При этом, не исключается применение комбинированного подхода к решению таких задач. Применение малогабаритных двухвальцовых катков с массой до M1500 кг вызвало значительное сокращение интереса к одновальцоым малогабаритным вибрационным каткам с массой в пределах 100… 300 кг. Однако, современные конструктивные решения могут позволить подойти к вопросу совершенствования таких катков с более эффективными показателями при их использовании.

Типовая конструкция малогабаритного одновального вибрационного катка может включать вибрационный механизм и привод передвижения и [1] (рис. 1).

Вибрационный валец, выполненный в виде цилиндрической трубы, во внутренней части которого встроены два рабочих узла: вибрационный узел, (включает позиции 1,2,4 – 7, 11 и 12); и узел привода вращения и перекатывания цилиндрического вальца (8 и 10). Таким образом, в конструкции вибрационного вала используются два механизма, один из которых обеспечивает движение вибровальца по уплотняемой поверхности со скоростью v, м/с , а второй, создание круговой вынуждающей силы F1, кН .

 

 

Рис. 1. Схема компоновки вибрационного вальца

1, 8 – амортизаторы; 2, 10 – гидромоторы; 3, 9 – опоры; 4 – датчик частоты оборотов; 5 – заливная пробка;
6, 7 – дебаланс; 11 – корпус вибратора; 12 – вибровал

 

 

Материалы и методы. В работе использованы методы анализа открытых источников информации в области исследования, проектирования и расчёта конструктивных и технологических параметров дорожных катков, размещённых в отечественных, зарубежных научных публикациях и в патентной документации. Учитывая, что в работе дорожного катка задействована комбинация сил: статическая сила веса катка и вынуждающая сила вибрационного устройства, то в работе используется методика проектирования, связанная с разработкой «идеального закона» [10, 11] движения рабочего органа вибрационной машины. При разработке идеального закона колебаний вибрационного малогабаритного одновального дорожного (далее - ВМОД) катка использованы принципы метода наложения быстрых процессов на медленные [12 - 14]. В работе использовался разработанный авторами расчётный модуль и математический аппарат для программного продукта MS Excel, который позволяет определять зависимые параметры колебательной системы и производить построение соответствующих графиков и функциональных зависимостей.

Основная часть. Для уплотнения материала дорожными катками используются некоторые общепринятые «законы» нагружения, т.е. форма колебаний, комбинации действующих сил, величина и поведение суммарной вынуждающей силы и параметрами всех её составляющих.

Простейшим законом [1, 2, 15] изменения и поведения вынуждающей силы для дорожного катка является

F=mrω2cos⁡(ωt)                (1)

где F  – вынуждающая сила вибратора с круговыми колебаниями с массой дебаланса (m ), со смещённым центром тяжести (r ) и угловой скоростью вращения (ω ), соответственно (кг, м, рад/с).

Данный закон (1) изменения вынуждающей (уплотняющей) силы позволяет получить круговую силу, соответствующую синусоидальному закону. При вращении дебалансов с частотой n (об/мин) или f (об/с) имеем продолжительность циклического воздействия T=1f  (с), в пределах которого вынуждающая сила F  (Н) имеет в вертикальном направлении равные по величине значения сил: F=F , рис. 2.

Причем: F  направлена на выполнение полезной работы – уплотнение, F  – на выполнение холостого хода – на подъём (подскок) катка.

 

Рис. 2. Схема возбуждения вибрации вальца круговой вынуждающей силой

 F   действие вынуждающей силы в направлении выполнения полезной работы по уплотнению грунта, F   тоже, в направлении «холостого хода»

 

Второй вариант закона изменения величины вынуждающей силы может быть записан в форме:

 

F=m1r1ω12cosω1t,при ω - по часовой стрелкеm2r2ω22cosω2t,  при ω- против по часовой стрелки                 (2)

 

Конструктивная особенность такого вибрационного устройства заключается в том, что на общем валу закреплены два дебаланса. Один дебаланс закреплён на валу неподвижно, а второй, с возможностью поворота на некоторый угол при изменении направления вращения вала [16 - 18].

В таком законе величина суммарной вынужденной силы неподвижного и подвижного дебаланса при вращении вала против часовой стрелки имеет меньшую величину при снижении суммарного статического момента, рис. 3.

M2=m2·r2<m1·r1=M1 ,

что позволяет получить:

F>F                            (3)

 

 

Рис. 3. Схема возбуждения вибрации круговой вынуждающей силой у вальца с изменяемым направлением вращения дебалансного вала

а, б – вращение дебалансного вала по и против часовой стрелки,  F,F  – суммарная вынуждающая сила, соответственно при вращении дебалансного вала по и против часовой стрелки,
1 и 2 – соответственно, неподвижный и подвижный дебаланс

 

 

Следующий закон изменения вынуждающей силы для дорожных катков может быть представлен в виде:

 

F=m1r1ω12cosωt+m1r1ω12cosωt                                          (4)

 

При сложении двух равнозначных колебаний при встречном вращении дебалансов генерируются направленные колебания вдоль перпендикуляра к середине линии, соединяющей центры вращения двух дебалансных валов, рис. 4.

Направленные колебания, у которых вынуждающая сила действует вдоль некоторой прямой линии, имеет существенное преимущество перед круговыми. Она, как правило, направляется непосредственно на выполнение полезной работы, без рассеивания по окружности и без раскачивания системы.

F=F=F=F1+F1                 (5)

где F  и  F  – суммарная вынуждающая сила, направленная на выполнение полезной и «холостой» работы, соответственно.

Наряду с вынуждающей силой вращающегося инерционного вибрационного тела – дебаланса, существенное влияние на процесс уплотнения грунта оказывает масса колеблющейся части катка и соотношение веса этой части и величины вынуждающей силы GкF или FGк .

Рис. 4. Схема возбуждения вибрации двумя
круговыми вынуждающими силами
F1 ,
генерирующими суммарную вынуждающую силу направленных колебаний 
F ,
действующей вдоль вертикальной оси, 1 – дебалансы с круговой вынуждающей силой.

 

Одним из основных параметров дорожных катков вообще, и малогабаритных в частности, является масса катка (mк ) или вальца, которая участвует в колебательном движении и определяет его вес (Gк=mкg ). Масса дебаланса (mд ), вращающаяся вокруг центра вращения, расположенного в центре окружности поперечного сечения вальца с угловой скоростью (ωд ), с центром массы на расстоянии (r ) от центра вращения генерирует вынуждающую круговую силу

F=mдrωд2cosωдt                    (6)

Схема нагружения вальца катка приведена на рис. 5.

 

 

Рис. 5. Схема нагружения вальца катка

v  – скорость передвижения катка (м/c), ωк  – угловая скорость вальца при перекатывании

 

 

Для выбора и определения параметров вибрационного процесса уплотнения грунта катками, целесообразно рассмотреть характерные варианты соотношения величины вынуждающей силы вибрационного устройства катка и его веса, колеблющейся массы FGк . Для простейшего случая принимаем величину силы тяжести катка Gк =1000 Н. Варианты соотношения величины вынуждающей силы вибрационного устройства катка и его веса, колеблющейся массы, FGк  могут принимать следующие значения:

1)   F≪Gк (200≪1000); 2)     F<Gк → (800<1000);3) F=Gк → (1000=1000); 4) F>Gк → (1200>1000); 5) FGк → (2000≫1000);6) FGк →  (4000≫1000)         (7)

Для численного расчёта по каждому варианту выражения (7) формируем исходные данные из условия, что величина вынуждающей круговой силы (F ) составляет, соответственно 200, 800, 4000 Н. Исходные параметры для (7) приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

Исходные параметры для численного расчёта по выражению (7)

Вариант

n

f

T

dt

ω

r

m

m*r

об/мин

Гц

с

с

рад/с

м

кг

кг*м

1

750

12,5

0,08

0,004

78,5

0,325

0,1

0,0325

2

750

12,5

0,08

0,004

78,5

0,325

0,4

0,13

3

750

12,5

0,08

0,004

78,5

0,325

0,5

0,1625

4

750

12,5

0,08

0,004

78,5

0,325

0,6

0,195

5

750

12,5

0,08

0,004

78,5

0,325

1

0,325

6

750

12,5

0,08

0,004

78,5

0,65

1

0,65

 

 

Результаты расчёта величины вынуждающей силы (F ) и суммарной силы Fсум  (Н), для варианта 1 (7), приведены в табл. 2

График изменения величины вынуждающей силы при наличии силы веса катка, приведен на рис. 6.

Результаты расчёта величины вынуждающей силы (F ) и суммарной силы Fсум  (Н), для варианта 2 (7), приведены в табл. 3.

 

 

Таблица 2

Расчёт величин суммарной вынуждающей силы при соотношении FGк= 2001000

dt

ω

m

r

F

G

Fсум

0

78,5

0,1

0,325

-200,3

-1000

-1200,3

0,004

78,5

0,1

0,325

-190,4

-1000

-1190,4

0,008

78,5

0,1

0,325

-161,9

-1000

-1161,9

0,012

78,5

0,1

0,325

-117,5

-1000

-1117,5

0,016

78,5

0,1

0,325

-61,7

-1000

-1061,7

0,02

78,5

0,1

0,325

0,2

-1000

-999,8

0,024

78,5

0,1

0,325

62,0

-1000

-938

0,028

78,5

0,1

0,325

117,8

-1000

-882,2

0,032

78,5

0,1

0,325

162,1

-1000

-837,9

0,036

78,5

0,1

0,325

190,5

-1000

-809,5

0,04

78,5

0,1

0,325

200,3

-1000

-799,7

0,044

78,5

0,1

0,325

190,5

-1000

-809,5

0,048

78,5

0,1

0,325

162,1

-1000

-837,9

0,052

78,5

0,1

0,325

117,8

-1000

-882,2

0,056

78,5

0,1

0,325

62,0

-1000

-938

0,06

78,5

0,1

0,325

0,2

-1000

-999,8

0,064

78,5

0,1

0,325

-61,7

-1000

-1061,7

0,068

78,5

0,1

0,325

-117,5

-1000

-1117,5

0,072

78,5

0,1

0,325

-161,9

-1000

-1161,9

0,076

78,5

0,1

0,325

-190,4

-1000

-1190,4

0,08

78,5

0,1

0,325

-200,3

-1000

-1200,3

 

Рис. 6. Изменения величины вынуждающей (Ряд 1) и суммарной (ряд 3) силы F (Н) при наличии силы веса катка (Ряд 2) при соотношении FGк= 200≪1000  

 

 

График изменения величины вынуждающей силы при наличии силы веса катка, приведен на рис. 7.

Расчёты, табл. 3, и график, рис. 7, показывают, что соотношение величины вынуждающей силы вибрационного колебания и веса дорожного катка формируют условия уплотнения, сравнительные со статическим методом. Суммарная сила уплотнения Fсум=F+Gк , направлена, рис. 7, в сторону уплотнения грунта, на что указывает знак минус.

Закон движения центра массы колеблющейся части малогабаритного одновальцового катка для вариантов 1 и 2 (7) при FGк  и при F<Gк  запишется в виде

Fсум=F+Gк=G+mдrдωд2cos(ωдt)    (8)

Выполняя последовательно расчёты для вариантов 3…6 (7) составляем таблицу результатов, табл. 4.

 

 

Таблица 3

Расчёт величин суммарной вынуждающей силы при соотношении FGк= 8001000

dt

ω

m

r

F

G

Fсум

0

78,5

0,4

0,325

-801,091

-1000

-1801,09

0,004

78,5

0,4

0,325

-761,529

-1000

-1761,53

0,008

78,5

0,4

0,325

-647,497

-1000

-1647,5

0,012

78,5

0,4

0,325

-470,148

-1000

-1470,15

0,016

78,5

0,4

0,325

-246,823

-1000

-1246,82

0,02

78,5

0,4

0,325

0,637931

-1000

-999,362

0,024

78,5

0,4

0,325

248,0365

-1000

-751,963

0,028

78,5

0,4

0,325

471,18

-1000

-528,82

0,032

78,5

0,4

0,325

648,2474

-1000

-351,753

0,036

78,5

0,4

0,325

761,9237

-1000

-238,076

0,04

78,5

0,4

0,325

801,0925

-1000

-198,908

0,044

78,5

0,4

0,325

761,9237

-1000

-238,076

0,048

78,5

0,4

0,325

648,2474

-1000

-351,753

0,052

78,5

0,4

0,325

471,18

-1000

-528,82

0,056

78,5

0,4

0,325

248,0365

-1000

-751,963

0,06

78,5

0,4

0,325

0,637931

-1000

-999,362

0,064

78,5

0,4

0,325

-246,823

-1000

-1246,82

0,068

78,5

0,4

0,325

-470,148

-1000

-1470,15

0,072

78,5

0,4

0,325

-647,497

-1000

-1647,5

0,076

78,5

0,4

0,325

-761,529

-1000

-1761,53

0,08

78,5

0,4

0,325

-801,091

-1000

-1801,09

 

 

 

Рис. 7. Изменения величины вынуждающей (Ряд 1) и суммарной (ряд 3) силы F (Н) при наличии силы веса катка (Ряд 2) при соотношении FGк= 800≪1000  

Таблица 4

Результаты расчёта по вариантам соотношений вынуждающей вибрационной силы и веса катка, в соответствии с исходными параметрами табл. 1.

Вариант

Соотношение сил

Графики изменения величины вынуждающей (Ряд 1) и суммарной (ряд 3) силы F (Н) при наличии силы веса катка (Ряд 2), при соответствующих соотношениях F и Gк

F/Gк

пример

 

FGк

200<<1000

 

 

F<Gк

800<1000

 

 

F=Gк

1000 = 1000

 

 

F>Gк

1200 > 1000

 

 

F>>Gк

2000 >> 1000

 

6

F>>Gк

4000>>1000

 

           

 

 

Из приведенных результатов расчёта и поведения рассматриваемых параметров, следует выделить некоторые очевидные особенности и закономерности.

Так, в варианте 3, величина вынуждающей силы колебаний сопоставима с весом катка, т.е. F=Gк , суммарное усилие в направлении выполнения полезной работы достигает Fсум=F= 2000 (Н), а в направлении выполнения холостого хода, на подъём катка, составляет Fсум=F=0.  Таким образом, формируется пограничное состояние между контактом и отрывом катка от уплотняемого грунта.

В варианте 4 величина составляющей вынуждающей силы, направленной вверх, в сторону выполнения «холостого» хода формирует условия отрыва вальца катка от грунта. В силу того, что данная составляющая вынуждающей силы мала по сравнению с весом катка, она не в состоянии существенно влиять на процесс взаимодействия катка с грунтом.

В варианте 5 величина вынуждающей силы, направленной вверх, в сторону выполнения «холостого» хода превосходит по величине вес катка, и может обеспечить отрыв катка от грунта. При этом, составляющая вынуждающей силы в направлении выполнения процесса уплотнения грунта составляет по модулю F=2000+1000=3000 (Н), а в направлении «холостого» хода - F=2000-1000=1000  (Н).

При существенном превышении величины составляющей вынуждающей силы над силой веса катка (7), вариант 6, возникает опасность возникновения ситуации, когда частота собственных колебаний катка войдёт в противофазу с частотой вынужденных колебаний от вибрационного устройства. При этом, разность фаз собственных и вынужденных колебаний может составлять 0-π радиан. При этом, происходит снижение эффективности уплотнения из-за снижения величины суммарной вынуждающей силы на 67 %, рис. 8.

 

Рис. 8. График снижения модуля величины
суммарной вынуждающей силы
Fсум=3000  (Н),
действующей в направлении выполнения полезной работы при переходе собственных частот колебаний катка в противофазу с вынуждающей силой
вибрационного устройства до
Fсум=1000 (Н)

 

Таким образом, при нарушении синхронности в работе вынуждающей силы вибрационного устройства и собственных колебаний катка при отрыве от грунта в пределах угла сдвига фаз 0…180º, происходит снижение величины суммарной вынуждающей силы на 67 %, с 3 кН до
 1 кН. Превышение величины вынуждающей силы, направленной на выполнение «холостого» хода силы веса катка, приближает процесс уплотнения к некоторому пограничному условию, когда возможен сход частоты колебаний катка с расчётного и переход к неуправляемому противофазному действию приложенных сил. В варианте 6 составляющая суммарной вынуждающей силы, направленная вверх, в сторону выполнения «холостого» хода, составляет 2000 (Н), что в два раза превышает вес катка. Величина такого усилия позволяет может приводить к отрыву катка от грунта и вызывать появление противофазных колебаний вынуждающей силы вибрационного устройства и силы веса катка.

Таким образом, колебания от круговой вынуждающей силы вибрационного устройства малогабаритного катка достаточно жёстко связаны с его массой и весом. Очевидно, что составляющая вынуждающей силы вибрационного устройства, направленная вверх, в сторону выполнения «холостого» хода, не должна превышать по величине силу веса самого катка.

Возможность повышения эффективности работы малогабаритных дорожных катков связано с созданием и использованием не симметричных вынужденных колебаний в самом вибрационном устройстве. В практике реализации и использования данного направления совершенствования дорожных катков информация отсутствует. Однако, в практике патентования имеется ряд технических решений [19–25], относящихся к вибрационным устройствам, которые могли бы послужить прообразом не симметричных, или асимметричных, колебаний в конструкции малогабаритных одновальцовых дорожных катков.

Наглядным примером возможности использования не симметричных, «комбинированных», по [22], колебаний может послужить само техническое решение [22], если на его основе провести численные расчёты.

Вибрационный механизм [22] установлен в продольном сечении вальца и представляет собой две пары дебалансных валов 1 и 2 (рис. 9, а).

 

Рис. 9. Схема вибрационного устройства [22]

а – схема кинематическая, б – схема действующих сил

 

 

Концы валов 1 содержат большие зубчатые колёса с дебалансами 1.1 и 1.2. Концы валов 2 содержат зубчатые колёса 2.1 и 2.2. Соотношение делительных диаметров колёс дебалансных валов 1 и 2 составляет 2:1. Зубчатое колесо 1.1 находится в зацеплении с зубчатыми колёсами 1.2 и 2.1. Зубчатое колесо 1.2 находится в зацеплении с зубчатыми колёсами 1.1 и 2.2. Таким образом соотношение угловых частот составляет: ω2=2ω1 . Силы F1  действуют вдоль продольной оси барабана, образуя общую продольную силу 2F1 . Силы F2  действуют вертикально, образуя общую вертикальную силу, направленную на уплотнение материала, 2F2 . Сумма этих сил образует суммарную вынуждающую силу

                        (9)

При этом, величина суммарной силы, Fсум , с учётом силы тяжести катка Gк  составляет:

   (10)

где F  – вынуждающая сила вибрационного устройства, рис. 9.

Суммарная вынуждающая сила в конечном счёте определяет характер колебаний одновальцового вибрационного катка.

Выполненные ранее численные расчёты для варианта 3 табл. 4 могут быть исходными данными для численного расчёта.

Зададимся следующими исходными параметрами:

– частота вращения дебалансных валов: n1=500 об/м, n2 = 1000 об/м,

угловая скорость дебалансных валов:
 
ω1 = 52.3 р/с; ω2 =104,7 р/с,

амплитудное значение вынуждающей силы вибрационного устройства в направлении выполнения «холостого» хода: F=Fхх= 1000 (Н).

Через статические моменты дебалансов определяются масса дебалансов и эксцентриситет центра масс:

эксцентриситет дебалансов: r1=3 см; r2 = 3 см.

масса дебалансов: m1=6,1 кг, m2=1,52 кг,

В работе [22] введены некоторые особенности или ограничения: первый линия нейтрали зацепления зубчатых колёс 1.1 и 1.2 лежит ниже продольной оси вальца для снижения влияния возможного момента опрокидывания вальца от действия силы  2F1 , второй – центры вращения валов, соответственно, зубчатого колёса 2.1 лежит выше линии нейтрали зацепления зубчатых колёс 1.1 и 1.2, а зубчатого колеса 2.2 лежит ниже  линии указанной нейтрали. Это вызвано, прежде всего тем, чтобы вывести из зацепления зубчатые колёса 1.1 и 2.2, а также, зубчатые колёса 1.2 и 2.1. При этом, образуется некоторый момент, при вращении зубчатых колёс 2.1 и 2.2, который не оказывает существенно влияния на общий процесс.

В первый момент (рис. 9, а) в вертикальной плоскости действует максимальная сила 2F2 , а сила 2F1=0 . Далее, в пределах периода колебания (T=0,12 с ) происходит изменение проекции величины 2F2  и величины 2F1  и как результат, величины Fсум .

Исходные параметры сводим в расчётную таблицу (табл. 5).

 

Таблица 5

Исходные параметры для численного расчёта [22]

 

pi

№ вибратора

1

2

3

4

3,1416

Масса (кг)

6,1

6,1

1,52

1,52

 

Радиус (см)

3

3

3

3

T

Нач. фаза (град)

0

0

0

0

0,12

Скорость (об/мин)

500

500

1000

1000

dt

R (м)

0,03

0,03

0,03

0,03

0,006

ϕ0 (рад)

0

0

0

0

 

ω (1/с)

52,36

52,36

104,72

104,72

 

Расчёт проведен по 20 значащим точкам в пределах периода, в котором происходит одно колебание силы дебалансов на зубчатых колёсах 1.1 и1.2 и два полных колебания сил дебалансов на зубчатых колёсах 2.1 и 2.2. Эти колебания симметричны относительно нейтральной оси и составляют, соответственно, значение ±1000  Н, с соотношением модулей k=1,0 . Максимальное значение модуля силы Fсум  составляет: Fсум, нб =2000 Н, в направлении выполнения полезной работы, а минимальное   Fсум.нм=1121  Н, в направлении выполнения холостого хода. Таким образом, в вертикальной плоскости создаётся асимметрии величины вынуждающей силы, которая составляет: k=1.79  (табл. 6).

График изменения величины вынуждающей силы пары 1.1 и 1.2 представлен на рис. 10.

График изменения величины вынуждающей силы пары 2.1 и 2.2 представлен на рис. 11.

На рис. 12 представлены совместно графики изменения вынуждающих сил пары 1.1 и 1.2, а также, пары 2.1 и 2.2.

Наибольшей информативностью численного анализа является график (рис. 13), на котором отражён график изменения суммарной вынуждающей силы, ряд 1.

 

Таблица 6

Результаты расчёта параметров вынуждающей силы вибрационного устройства

по исходным данным, обозначенным в [22]

 

t

F1

F1

F2

F2

2F1

2F2

Fсум

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

-8-

-9-

0

0

0

0

500

500

0

1000

1000

1

0,006

154,3

154,3

404,5

404,5

308,6

809

1117,6

2

0,012

293,6

293,6

154,6

154,6

587,2

309,2

896,4

3

0,018

404,2

404,2

-154,3

-154,3

808,4

-308,6

499,8

4

0,024

475,3

475,3

-404,4

-404,4

950,6

-808,8

141,8

5

0,03

500

500

-500

-500

1000

-1000

0

6

0,036

475,9

475,9

-404,7

-404,7

951,8

-809,4

142,4

7

0,042

405,3

405,3

-154,9

-154,9

810,6

-309,8

500,8

8

0,048

295,1

295,1

154,1

154,1

590,2

308,2

898,4

9

0,054

156,1

156,1

404,2

404,2

312,2

808,4

1120,6

10

0,06

1,8

1,8

500

500

3,6

1000

1003,6

11

0,066

-152,6

-152,6

404,9

404,9

-305,2

809,8

504,6

12

0,072

-292,2

-292,2

155,2

155,2

-584,4

310,4

-274

13

0,078

-403,1

-403,1

-153,8

-153,8

-806,2

-307,6

-1113,8

14

0,084

-474,8

-474,8

-404

-404

-949,6

-808

-1757,6

15

0,09

-500

-500

-500

-500

-1000

-1000

-2000

16

0,096

-476,4

-476,4

-405,1

-405,1

-952,8

-810,2

-1763

17

0,102

-406,3

-406,3

-155,5

-155,5

-812,6

-311

-1123,6

18

0,108

-296,5

-296,5

153,5

153,5

-593

307

-286

19

0,114

-157,8

-157,8

403,9

403,9

-315,6

807,8

492,2

20

0,12

-3,6

-3,6

500

500

-7,2

1000

992,8

 

Max

 

 

 

 

 

 

-2000

 

Min

 

 

 

 

 

 

1121

 

kас

 

 

 

 

 

 

1,79

 

Рис. 10. изменения величины вынуждающей силы пары 1.1 и 1.2.

 

 

Рис. 11. Изменения величины вынуждающей силы пары 2.1 и 2.2.

 

Рис. 12. Графики изменения вынуждающих сил пары 1.1 и 1.2, ряд 2, а также, пары 2.1 и 2.2, ряд 1

 

 

Рис. 13. Графики численного анализа по заявленным предложениям технического решения [22]

 

 

Из расчёта (табл. 6) и графика (рис. 13) видно, что суммарная величина вынуждающей силы является асимметричной относительно нейтральной оси и коэффициент асимметрии при этом составляет: k=1,79 .

Выполненный численные расчёты на базе патента [22] показывает, что данное технические решения, содержащие две ступени вибрационного устройства с кратными частотами вращения дебалансных валов, позволяют получать асимметричные колебания с существенным превышением величины вынуждающей силы в направлении выполнения полезной работы, по сравнению с величиной вынуждающей силы, действующей в направлении холостого хода.

Исследование направлено на создание, в конечном итоге, асимметричной по величине суммарной вынуждающей силы. При этом, коэффициент асимметрии величины суммарной вынуждающей силы составляет kас=0,8770,49=1,79 . За счёт выбора рациональных параметров, в частности, соотношения статических моментов, можно достичь величины коэффициента асимметрии равного двум.

Таким образом, использование вибрационного устройства с асимметричной вынуждающей силой позволяет существенно повысить величину усилия, действующего в направлении выполнения полезной работы малогабаритного одновальцового дорожного катка, а также повысить эффективность уплотнения при меньшей его массе. К примеру, техническое решение [25] позволяет достигать величины вынуждающей силы вибрационного устройства с коэффициентом асимметрии kас=3 , рис. 14.

 

 

Рис. 14. График соотношения величины суммарной вынуждающей силы, действующей в направлении
выполнения полезной работы, уплотнения (вниз) и в направлении холостого хода (вверх)

 

 

В практике создания технических решений по повышению коэффициента асимметрии вынуждающей силы для одновальцового вибрационного катка может быть использованы технические решения [19].

Вывод. Проведенные исследования подтвердили актуальность и перспективность конструкций малогабаритных одновальцовых вибрационных катков. Разработанный принципиально новый закон движения рабочего оборудования на основе асимметричных колебаний позволяет значительно повысить эффективность уплотнения грунтов и асфальтобетонных покрытий, а также снизить массу катка без потери других характеристик.

Полученные результаты показывают, что использование вибрационных устройств с высоким коэффициентом асимметрии вынуждающей силы способствует созданию более производительных и экономичных машин. Предложенные решения позволяют не только улучшить эксплуатационные характеристики катков, но и снизить затраты на их производство и обслуживание.

Дальнейшее развитие темы может быть связано с проведением экспериментальных исследований по реализации асимметричных изменений в других условиях, а также с открытием вибрационных устройств с еще более устойчивыми показателями асимметрии для повышения эффективности уплотнения. Данные результаты могут быть использованы при проектировании новых и модернизации существующих моделей катков, востребованных в условиях ограниченного пространства эксплуатации.

Список литературы

1. Баловнев В.И., Глаголев С.Н., Данилов Р.Г., Кустарев Г.В., Шестопалов К.К., Герасимов М.Д. Машины для земляных работ. 2 кн. Кн. 2. Погрузочно-разгрузочные и уплотняющие машины: учебное пособие для вузов. Белгород: Изд-во БГТУ. 2011. 451 с.

2. Бостанов Б.О. Разработка кинематики и динамики комбинированного вибровозбудителя дорожных катков: дис…. канд. техн. наук. Республика Казахстан Алматы, 2010. 124 С.

3. Джолдасбеков С.У., Темирбеков Е.С. Проектирование безударной дорожки вибровозбудителя дорожных катков. Фундаментальные проблемы теоретической и прикладной механики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 4 (5). С. 2143–2145.

4. Бурый Г.Г. Обоснование режимных параметров вибрационных катков с учетом массы уплотняемого грунта в зоне активного действия вибрации. дисс…. канд. техн. наук. Омск. 2016. 113 с.

5. Тюремнов И.С., Игнатьев А.А. Уплотнение грунтов вибрационными катками: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2012. 140 с.

6. Тюремнов И.С., Филатов И.С., Игнатьев А.А. Обзор рекомендаций производителей по использованию вибрационных катков для уплотнения грунта // Вестник ТОГУ. 2014. № 2(33). С. 155–162.

7. Тюремнов И.С., Новичихин А.А. Уплотнение грунтов вибрационными плитами: монография. Ярославль: Изд-во ЯГТУ. 2018. 143 с.

8. Yao Y.S., Feng Z.X., Li Y.W. Study on double-frequency composed vibrating compaction method based on resonance and antifriction principle // Advanced Materials Research. 2011. Vol. 402. Pp. 742–746. DOI:https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/AMR.402.742

9. Yao Y. S, Li Y.W., Shi X., Feng Z.X. Industrial experiment on double-frequency composed vibratory roller // Journal of Chang'an University (Natural Science Edition). 2013. Vol. 33. Pp. 101–106.

10. Yao Y., Feng Z., Chen S., Zhang Z., Zhao L., Zhao W. Design and Fabrication of a Road Roller with Double-Frequency Composed Vibration and Its Compaction Performance // Arabian Journal for Science and Engineering. 2014. Vol. 39. Pp. 9219–9225. DOI:https://doi.org/10.1007/s13369-014-1469-9

11. Герасимов М.Д., Герасимов Д.М, Любимый Н.С., Мкртычев О.В. Вибрационные устройства с асимметричными колебаниями: монография: 2 ч. // Белгород: Изд-во БГТУ. 2024. Ч. 2. 230 C.

12. Дубков В.В., Базинская А.М. Определение параметров осцилляторно-вибрационного катка // Вестник СибАДИ. 2016. № 4 (50). С. 13–17 с.

13. Пат. 2654892, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Валец вибрационного катка / Кондаков В. Е., Орищук Р. Н.; заявл. 20.02.2017; опубл. 23.05.2018, Бюл. №15. 8 с.

14. Пат. 2681032, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Комбинированный валец вибрационного катка / Кондаков В. Е., Семенов Ю. Д.; заявл.: 14.03.2018; опубл. 01.03.2019 Бюл. № 7. 10 с.

15. Пат. 2716343, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Каток-трамбовка / Кузин Н. И.; заявл.: 23.07.2019; опубл. 11.03.2020 Бюл. № 8. 7 с.

16. Пат. 2804316, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Валец дорожного катка / Головнин А. А.; заявл.: 19.04.2023; опубл. 27.09.2023 Бюл. № 27. 14 с.

17. Пат. 226690, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Валец дорожного катка / Савельев С. В., Литовченко Р. Е.; заявл.: 29.01.2024; опубл. 18.06.2024 Бюл. № 17. 10 с.

18. Пат. 151654, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Осцилляторный валец дорожного катка с изменяемой величиной крутильных колебаний / Серебренников В. С., Мухин Р. Ю.; заявл.: 20.05.2014; опубл. 27.09.2014 Бюл. № 27. 5 с.

19. Пат. 2151837, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Вибрационный валец катка / Лещинский А.В., Иванченко С.Н., Сидорков В.В.; заявл.: 9.10.1998; опубл. 27.06.2000 Бюл. № 18. 7 с.

20. Пат. 181993, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Валец вибрационного катка / Кондаков В. Е.; заявл.: 01.03.2018; опубл. 31.07.2018 Бюл. № 22. 7 с.

21. Пат. 2746773, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Вибрационный валец дорожного катка / Шишкин Е. А.; заявл.: 06.10.2020; опубл. 20.04.2021 Бюл. № 11. 8 с.

22. Пат. 9402706, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Вибратор / Хайруллин И.Х., Хайруллин Т.И., Скуратов С.П.; заявл.: 22.07.1994; опубл. 20.05.1996 Бюл. № 13. 6 с.

23. Пат. 2292960, Российская Федерация, МПК E01C 19/28. Электромеханический вибратор / Ахунов Т. А., Макаров Л.Н., Шаршунов Ю. Е., Чебурахин И. М.; заявл.: 11.01.2005; опубл. 10.02.2007 Бюл. № 4. 6 с.

24. Пат. 2091183, Российская Федерация, МПК B06B 1/04. Способ реализации электромагнитным приводом асимметричного вибрационного движения колебательной механической системы / Крейнин Г.В., Мацеевич Б.В., Михайлов В.Д., Сериков В.В., Ушанков А.Е., Янбулатов Р.И.; заявл.: 06.06.1995; опубл. 27.09.1997 Бюл. № 6. 10 с.

25. Пат. 2806379, Российская Федерация, МПК B06B 1/04. Полигармоническое вибрационное устройство / Герасимов М. Д., Тихонов А. А., Рязанцев В. Г., Любимый Н. С., Анциферов С И.; заявл.: 22

26. Golovnin A.A. Road roller drum. Patent RF. 226690, 2024.


Войти или Создать
* Забыли пароль?