Самара, Самарская область, Россия
Россия
Россия
УДК 727.8 Здания для обработки и хранения документации (органов научно-технической информации, библиотек, архивов, патентных бюро и т.п.)
Данное исследование актуализирует потребность внедрения новых способов перехода библиотек в открытую многофункциональную, культурно-коммуникационную систему для создания среды просвещения, коммуникации и самообразования. В настоящее время возникает потребность в формировании информационной среды, которая будет более привлекательной для современного человека, в том числе для детей. Вопрос реализации современных подходов к проектированию детских библиотек актуален, т.к. меняется представление о библиотечном пространстве – оно требует многофункциональности, адаптивности, востребованности для своей аудитории и должно отвечать мировым тенденциям. Авторами исследования выявлено влияние градостроительного размещения на обеспечение эффективности работы библиотеки; определены типы и подтипы размещения детских библиотек в структуре города; обобщен современный спектр услуг для детских медиатек; сформулированы принципы адаптации к меняющимся потребностям общества, предложена функционально-технологическая схема и выявлены функциональные блоки с необходимыми зонами. А также разработана экспериментальная модель современной детской библиотеки в г. Самара. В результате, можно сделать вывод, что детская библиотека представляет собой уникальный тип библиотеки, ориентированный на детей и отличающийся по своим особенностям и целям от других типов библиотек
детские библиотеки, медиатеки, медиаресурсы, функционально-технологическая схема, комфорт, доступность
Введение. Новый этап исторического развития, который наступил в начале XXI века, сместил фокус внимания на получение информации и знаний [1]. Архитектура должна реагировать на сложившиеся перемены, поэтому особую актуальность получают исследования, которые отражают изменения в формировании объектов, связанных с обменом и получением информации и знаний. И тут особое внимание стоит уделить формированию зданий библиотек, которые на сегодняшний момент требуют существенных трансформаций [2–4]. Особое внимание стоит уделить детским библиотекам, так как именно они должны становиться не только хранилищем информации, но и насыщенным информационно-образовательным пространством с возможностью для детей творчески выражаться и получать новые знания [5–7]. Активное внедрение сверхтехнологий требует качественного и количественного пересмотра библиотечного пространства [8–9].
Так как детские библиотеки формируют новое поколение читателей, то для них должно становиться приоритетным в организации объекта его изменчивость, неоднородность, дифференциация, комфортность и мобильность пространства. Но в настоящее время детские библиотеки имеют не развитый функциональный состав, что приводит к потере внимания к данным объектам.
Библиотеки традиционно служат хранилищем знаний в бумажном формате, однако с развитием цифровизации необходимо разрабатывать новые способы передачи и хранения информации. Детская библиотека, являясь в настоящее время частью информационного пространства, должна отражать современную мультимедийную среду, которая строится с учетом возрастных категорий пользователей, что, несомненно, обеспечит интерес к предоставляемой информации [10–11].
Проводимые исследования среди пользователей детских библиотек выявили желание видеть современный интерьер – 41 % респондентов, а также свободный доступ к книгам для их выбора. Опрос выявил необходимость в дополнительных пространствах: 35 % - зона «тишины»; 27,2 % – зона общения; 24,3 % - игровая зона; 22,4 % – техлаборатория; 13,6 % – зона блогинга (видеостудия) [9].
В настоящее время практически все общедоступные библиотеки России обслуживают детское население. По данным ГИВЦ на 1 января 2023 года количество публичных библиотек МК РФ составило 40906 единиц, в том числе 3230 детских специализированных библиотек. Но включение детских библиотек в централизованные библиотеки смешанного типа, привело к потере именно детского индивидуального пространства, а также отразилось на обслуживании данных помещений [12].
В Российской Федерации культура возведена в ранг национальных приоритетов. Федеральный проект в России «Культурная среда» разработан на основе национального проекта «Культура». Основные цели и задачи – увеличение посещаемости учреждений культуры на 15%, увеличение количества обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз. Ведущей программой Федерального проекта является создание модельных библиотек, которые стали настоящим прорывом. Также важным моментом является то, что библиотечная политика в интересах Детства на период до 2030 года реализует стратегию развития библиотечного дела в России, которая учитывает важность связи задач устойчивого развития государства с информационной и культурной деятельностью библиотек. Это предусматривает внедрение мер по цифровой трансформации библиотечной сети и созданию системы продвижения литературы в медиасфере [9, 13].
Все вышесказанное является актуальным и изменяет представление о библиотечном пространстве, способствуя увеличению интеллектуального потенциала городов за счет внедрения новых форм обслуживания посетителей [14–16]. Именно поэтому необходимо проводить больше исследований в этой области, разрабатывать решения по организации многофункциональной библиотечной системы, которая организует интеллектуальную среду для самообразования, коммуникаций и просвещения.
Цель данного исследования – выявление перспективных направлений и современных подходов архитектурно-планировочной организации детских библиотек с разработкой экспериментальной модели. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: выявить влияние градостроительного размещения на обеспечение эффективной работы детских библиотек; определить типы и подтипы размещения детских библиотек в городской структуре; обобщить современный спектр услуг для детских медиатек; выявить основные функционально-планировочные блоки детских библиотек; сформулировать принципы для способности адаптироваться к меняющимся потребностям и разработать экспериментальную модель современной детской библиотеки. Объект исследования - современная детская библиотека с новым форматом передачи и хранения информационных ресурсов. Предметом исследования стали архитектурно-типологические, технологические и градостроительные особенности формирования современного библиотечного пространства для детей.
Методика. Основными методами исследования стали комплексный анализ факторов, влияющих на архитектурно-планировочную организацию детских библиотек; систематизация научно-теоретической базы и прикладных способов решения проблемы проектирования и строительства детских библиотек, а также графоаналитический анализ и моделирование.
Данное исследование опирается на научные труды в следующих областях: исторические особенности развития библиотечного дела (Б.Ф. Володин, И.В. Балкова, Т.Н. Коровянская, Э. Нуркулова и др.); аспекты архитектурного проектирования зданий библиотек (Л.З. Амлинский, В.М. Виноградов, Д. Гаврецкий, Ф.Н. Пащенко, Л.И. Алешин); формирование мультимедийной среды библиотек (И.А. Власенко, Н.Л. Голубева, Е.Г. Федюн, Л.М. Панчишко, Н.А. Стефановская, И.А. Климанова и др.).
Хотя многие отечественные и зарубежные исследователи занимаются изучением различных вопросов проектирования и строительства библиотек, многие аспекты нуждаются в корректировке в зависимости от современных требований.
Поэтому так важно развивать исследования в сфере детских библиотек, поддерживать национальный проект Культура на увеличение посещаемости и обращения к цифровым ресурсам. А для этого необходимо создавать адаптивные, многофункциональные объекты, ориентированные на определенную аудиторию и возрастную категорию, которые будут доступны для людей с ограниченными возможностями и отвечать мировым стандартам [17–19].
Основная часть. Современные детские библиотеки должны не только формировать информационное пространство, но и обеспечивать юным читателям комфорт и возможность для саморазвития, социализации и дисциплинированности.
Рассмотрим факторы, которые влияют на объемно-пространственную и архитектурно-планировочную организацию детских библиотек в структуре крупных городов.
1. Градостроительное размещение, при котором учитываются следующие показатели: особенности и характеристики участка (рельеф, наличие водоемов, геологические характеристики, климатические условия и экологические воздействия и прочее); форма и вид окружающей застройки (ближайшее архитектурное окружение, функциональное зонирование территории и т.п.); структура и плотность населения (социально-возрастной состав, плотность населения); транспортная доступность (наличие остановок общественного транспорта, парковок, развязок и др.); допустимые технико-экономические показатели (площадь, высотность, функциональное назначение и иные показатели). Все перечисленные показатели являются важными, так как они обеспечивают эффективность работы детской библиотеки в городе и качество предоставляемых услуг.
Авторами исследования был проведен анализ размещения детских библиотек в структуре городской застройки разных регионов и выявлены следующие актуальные типы размещения: встроенно-пристроенный тип, встроенный тип и отдельно стоящий. Встроенно-пристроенные и встроенные модели детских библиотек, предполагающие размещение внутри уже существующих зданий – школ, детских садов, торговых центров, культурных центров или многофункциональных комплексов, имеют свои преимущества и недостатки. С одной стороны, это экономит средства на строительство и обеспечивает удобный доступ для определенной целевой аудитории. Но такая интеграция сопряжена с существенными ограничениями. Площадь, отведенная под библиотеку, оказывается ограниченной, что ограничивает возможности расширения и изменения ассортимента. Отдельно стоящий объект обладает гораздо большей гибкостью и потенциалом, открывает возможности для сотрудничества и может позволить создать уникальную архитектуру, адаптированную к потребностям детей. В результате более детального оценивания градостроительного размещения детских библиотек, выявленные типы можно поделить на несколько подтипов: встроенно-пристроенный делится на школьный и общедоступный; встроенный на школьный и общедоступный и отдельно стоящий может быть общедоступным [20].
2. Для того чтобы внедрить глобальные изменения в структуру детской библиотеки, необходимо проанализировать потребности и запросы детей-посетителей, изучить тренды и инновации, а также последние тенденции и библиотечной сфере и информационных технологиях. Обобщение полученной информации будет способствовать трансформации помещений и позволит расширить спектр услуг для детей [2, 5]. Выявлено, что именно детская медиатека отвечает последним современным тенденциям. Медиатека позволит предоставить следующие услуги: цифровые ресурсы для расширенного доступа к электронным изданиям в удобном формате; аудиовизуальные материалы и специальные пространства для просмотра и прослушивания; интерактивные технологии, позволяющие искать информацию детям и подросткам в привлекательной и интересной форме; программы мастер-классов, лекций и культурных мероприятий для обучения и развития. Безусловно, медиатека должна быть оснащена современным техническим обеспечением (компьютеры, планшеты, ноутбуки и другие электронные устройства), а также содержать традиционный фонд, который необходимо эффективно интегрировать в современные медиатеки.
Обобщив изученную информацию, требования СанПиН, ГОСТ и СП, а также логику взаимодействия групп помещений и блоков комплекса, можно предложить функционально-технологическую схему детской библиотеки и основные функциональные блоки (рис. 1): входной блок (зона вестибюля, гардеробная зона, информационная зона, зона санузлов, медпункт, зона охраны, многофункциональная атриумная зона); развлекательный блок (зона магазинов, зона отдых и общения, зона санузлов); административный блок (кабинеты, переговорные, зона санузлов, зона отдыха); блок хранения (закрытый фонд, открытый фонд, кладовая, КУИ); событийный блок (выставочная зона, событийная площадка); блок медиатеки (зона индивидуальной работы, зона мастер-классов и групповой работы, зона работы за ноутбуками и стационарными компьютерами, переговорная, коворкинг, зона полиграфии и сервисных услуг); технический блок (зона служебных помещений, кабинет комплектования, зона технических помещений); читальный блок (зона книжных выставок, зона новинок литературы, зона периодических изданий, зона свободного чтения, зона абонемента, зона читального зала, зона редкого фонда, зона тишины); парковый блок (активная и тихая зона); игровой блок (детская игровая зона, взрослая игровая зона); кафе (помещения для посетителей, производственные помещения, помещения для приема и хранения продуктов, административно-бытовые помещения) и паркинг (зона парковки, охрана).
3. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, детская библиотека должна отвечать потребностям своих посетителей и иметь возможность быстро адаптироваться к меняющимся условиям [8]. Чтобы удовлетворить этим условиям детская библиотека должна соответствовать определенным принципам, которые можно сформулировать так:
- Маневренность, при которой определенные пространства могут быстро менять свою конфигурацию в соответствии с текущими потребностями (использование сборно-разборной мебели и трансформируемые перегородки);
- Приспосабливаемость, используемые элементы могут быть многофункциональными и гибкими;
- Временное использование, которое может быть организовано следующим образом (рис. 2):
- режим работы по требованию (посещение после школы или в выходные);
- режим работы по записи (запись на определенный интервал времени);
- режим работы для групповых мероприятий и мастер-классов;
- режим работы с учетом возраста детей (доступ к информации для определенной возрастной группы);
- онлайн-режим (доступ к информационным, развивающим, развлекательным и образовательным материалам в онлайн-формате).
Рис. 1. Функционально-технологическая схема детской библиотеки |
Рис. 2. Использование пространства детской библиотеки по времени |
Учет выше изложенных факторов, влияющих на архитектурно-планировочную и объемно-пространственную организацию детских библиотек, позволит создать многофункциональную современную детскую библиотеку, которая будет отвечать потребностям юных пользователей и предложит востребованные пространства для обучения, общения и культурного просвещения.
Международный опыт проектирования детских библиотек вносит новые тенденции, которые основываются на создании динамичных пространств, способных адаптироваться к различным функциям одновременно, связи с игрой, а также внедрением новых технологий. Рассмотрим некоторые примеры подробно. Например, библиотека Чунцинского электроэнергетического колледжа (Китай, Тонг Нан, арх. Ган Вэй, 2023 г.) является пространственным ядром кампуса, который расположен на холмистом рельефе, благодаря чему здание имеет лентообразную форму. Сложный ландшафт позволяет использовать среду для обучения и развития мышления. Приподнятый первый этаж здания, обращенный к ландшафтному водоему, образует пространство, защищенное от дождя и солнца, которое можно использовать для чтения, учебы и общения. Центральная лестница, расположенная в атриуме воплощает энергию между человеком и природой, циркуляции и связи между небом землей посредством науки (рис. 3).
В книжном доме (Китай, Пинтань, арх. Питер В. Ферретто, 2021 г.) стены преобразованы в матрицу книжных полок и окон, а внутреннее пространство – в место игры и чтения. Дом книги выполнен полностью из дерева. На фасаде – поликарбонатные панели, чтобы пропускать солнечный свет и смотреть наружу. Внутреннее пространство органично сформировано лестницей, которая не только является средством вертикальной коммуникации, но и пространством для игры и чтения, образуя общественные игровые «острова» на промежуточных площадках. Открытая проницаемая структура придает интерьеру непрерывность и гибкость (рис. 4).
Рис. 3. Библиотека Чунцинского электроэнергетического колледжа, Китай, Тонг Нан, арх. Ган Вэй, 2023 г. [https://www.archdaily.com/1023695/library-of-chongqing-electric-power-college-gu-zhihong-studio-aatu?ad_medium=gallery] |
Рис. 4. Дом книги, Китай, Пинтань, арх. Питер В. Ферретто, 2021 г. [https://www.archdaily.com/975470/pingtan-book-house-condition-lab-and-ual-studio?ad_medium=gallery] |
В библиотеке Уинтропа (США, Уинтроп, арх. Рэй Джонстон, 2022 г.) экстерьер и интерьер отражают окружающую природную среду. Фасад представлен простой формой с широкими свесами крыш и видимыми конструкциями. Во внутреннее пространство также включены элементы естественного дизайна – скульптурное «дерево обучения» и камин в зале с большими окнами (рис. 5).
Рис. 5. библиотеке Уинтропа (США, Уинтроп, арх. Рэй Джонстон, 2022 г. [https://www.archdaily.com/994775/winthrop-library-johnston-architects?ad_medium=gallery] |
Интерьер библиотеки филиала экспериментальной школы Хэби в Шанхайской консерватории музыки (Китай, Хэби, арх. Хуэй ВАНГ, 2023 г.) выполнен для разной возрастной группы по этажам. Предусматривает зоны для начальной школы на первом этаже, для средней школы на втором этаже, зона для учителей на третьем этаже. Выбор цвета обусловлен размерами пространств и возрастной группой школьников. Для больших пространств выбран белый цвет, чтобы подчеркнуть тихий характер библиотеки. Яркие цвета присутствуют на полу, мебели и книжных полках. Для младших школьников интерьер выполнен в ярких цветах. Для маленьких читателей пространство разделено на более мелкие независимые зоны с помощью книжных полок. В результате образуется пространство, предназначенное для одной учебной группы. Также книжные полки прорезаны нишами разной формы, напоминающими «пещеры», что обеспечивает визуальную проницаемость между зонами. Зона средней школы представляет «острова» для чтения в нейтральных тонах с тематическим цветом. Стол-остров сложной формы служит учебной зоной, предназначенной для целого класса (рис. 6).
Рис. 6. Реновация интерьера библиотеки филиала экспериментальной школы Хэби в Шанхайской консерватории музыки, Китай Хэби, арх. арх. Хуэй ВАНГ, 2023 г. [https://www.archdaily.com/1011546/shanghai-conservatory-of-music-experimental-school-hebi-branch-library-interior-renovation-urbanus?ad_medium=gallery] |
Обобщение передового международного опыта проектирования и строительства детских библиотек позволило выявить особенности, которые необходимо учитывать при формировании объемно-пространственной композиции детской библиотеки: развитое благоустройство участка, с местами для проведения мероприятий на свежем воздухе; гармоничный и привлекательный объем здания; включение в пространство элементов естественного дизайна, использование цветовой гаммы, характерной для определенного возраста детей, чтобы стимулировать активность и обучение.
В результате, основой объемно-планировочного решения детской библиотеки, является группировка помещений в соответствии с их функциональным назначением. Кроме того, здание, в котором главная целевая аудитория являются дети, должно способствовать созданию психологического и санитарно-гигиенического комфорта.
Разработанная в рамках исследования функционально-технологическая схема с выявленными основными функциональными блоками, а также рассмотренные факторы и сформулированные принципы для способности адаптации объекта к меняющимся потребностям прошли апробацию в экспериментальной модели детской библиотеки в г. Самара (рис. 7). Рассматривая градостроительное размещение участка под проектирование, обращаем внимание, что территория включена в транспортный каркас города, имеется связь с историческим центром города, в пешеходной доступности расположены остановки общественного транспорта (автобус, трамвай). Также в пешеходной доступности находятся образовательные организации (детский сад № 303, средняя общеобразовательная школа №92, Самарский национальный исследовательский университет им. Академика С.П. Королева) и большая рекреационная зона (Ботанический сад). Пешеходная доступность с данными объектами будет способствовать притоку посетителей в проектируемую детскую библиотеку. На разрабатываемой территории предполагается размещение отдельно стоящей общедоступной библиотеки максимальной вместимости 1500 человек. Функциональная схема детской библиотеки разработана с учетом СанНиП и предложенной в исследовании функционально-технологической схемы. Принципы маневренности и приспосабливаемости учтены в блоке медиатеки, читальном и событийном блоках для преобразования пространства под разные мероприятия. В решении детской библиотеки максимально используется естественный свет за счет ленточного остекления и атриума. Проектируемое здание детской библиотеки будет являться уникальным объектом и местом притяжения детей и подростков. Основные объемы облицованы белыми бетонными панелями с контрастными полосами.
Выводы. В итоге исследования можно сделать следующие выводы:
- В исследовании выявлены особенности градостроительного размещения, непосредственного окружения и самого участка, которые влияют на обеспечение эффективной работы библиотеки (природное окружение, градостроительная ситуация, структура населения, плотность населения, транспортная доступность, допустимые технико-экономические показатели).
- Определены 3 типа по способам градостроительного размещения: встроенно-пристроенный, встроенный и отдельно стоящий, а также несколько подтипов: встроенно-пристроенный школьный и общедоступный; встроенный школьный и общедоступный и отдельно стоящий может быть общедоступным.
- Исходя из существующих требований СанПиН, ГОСТ и СП, а также логики взаимодействия групп помещений и блоков, выявлены основные функционально-планировочные блоки (входной, развлекательный, административный, хранения, событийный, медиатека, технический, парковая, игровой, читальный, кафе, паркинг).
- В исследовании сформулированы основные принципы для способности адаптироваться к меняющимся потребностям: маневренность, приспосабливаемость, временное использование.
- Предложенная в исследовании функционально-технологическая схема с выявленными основными функциональными блоками и сформулированными принципами апробированы в экспериментальной модели детской библиотеки в г. Самара.
Таким образом, детскую библиотеку необходимо рассматривать как отдельный тип, так как она сосредоточена на специфической аудитории, которые предъявляют определенные требования и запросы.
1. Власенко И.А. Технологии, меняющие мир образ будущего и детские библиотеки // Библиотечное дело. 2018. № 22 (328). С. 9–10.
2. Туранина Н.А., Чесовская А.А. Детские библиотеки будущего // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. В 5-ти томах. Белгород, 2022. С. 225–231.
3. Голубева Н.Л., Федюн Е.Г., Панчишко Л.М. Формирование мультимедийной среды библиотеки, обслуживающей детей и подростков: информационнокоммуникационный подход // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 170–172. DOI:https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-388-170-172
4. Davis Ju. The reflexive library leader: developing academic library leaders to meet modern library needs // Journal of Library Administration. 2023. Т. 63. № 7. С. 877–897.
5. Ермакова Е.Н. Детская библиотека –творческая лаборатория для проектной и исследовательской деятельности школьников // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2021. № 1 (19). С. 140–143.
6. Lesneski T.E., Bray H. Redefining library as culture house: the Missoula public library partnership // ABI Technik. 2023. Т. 43. № 1. С. 13–28. DOI:https://doi.org/10.1515/abitech-2023-0003
7. Wang F. Research on library space construction and services under the background of smart library // International Journal of Social Sciences and Public Administration. 2024. Т. 3. № 1. С. 264–269. DOI:https://doi.org/10.62051/ijsspa.v3n1.38
8. Baryshev R.A., Verkhovets S.V., Babina O.I. The smart library project: development of information and library services for educational and scientific activity // The Electronic Library. 2018. Т. 36. № 3. С. 535–549. DOI:https://doi.org/10.1108/EL-01-2017-0017
9. Стефановская Н.А., Климанова И.А. Реальное и виртуальное пространство чтения в детской библиотеке // Homo legens в прошлом и настоящем. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2023. С. 218–220.
10. Плющ И.В. Детская библиотека как элемент структуры образовательной системы для несовершеннолетних // Приднепровский научный вестник. 2023. Т. 11. № 1. С. 176–178.
11. Сокольская Л.В. Родители как целевая аудитория репутационного менеджмента детских библиотек // Вестник культуры и искусств. 2020. № 3 (63). С. 25–35.
12. Кузнецова А.А., Иконописцева О.Г., Ненашева А.А. Историческая трансформация библиотек // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство. Сборник статей 79-ой всероссийской научно-технической конференции. Самара, 2022. С. 427–434.
13. Национальный проект Культура [Электронный ресурс] URL: Культура – Национальный проект «Культура» (xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai) (дата обращения 10.10.2024)
14. Кузнецова А.А., Жданова И.В., Ненашева А.А. Поиск теоретических основ проектирования детских медиатек // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. Т. 24. № 84. С. 61–70. DOI:https://doi.org/10.37313/2413-9645-2022-24-84-61-70
15. Murliasari R. Strategy for improving library facilities and infrastructure in the development of modern library in pandemic era // Indonesian Journal of Librarianship. 2022. С. 99–112. DOI:https://doi.org/10.33701/ijolib.v2i2.2008
16. Igarashi T., Watanabe M., Tomita Yu., Sugeno Yu., Yamagishi M., Koizumi M. Public library events with spaces and collections: case analysis of the Helsinki central library OODI // Journal of Librarianship and Information Science. 2023. Т. 55. № 3. С. 681–693. DOI:https://doi.org/10.1177/09610006221097405
17. Ефимова С.Г., Меньшова С.В. Функциональная модель деятельности современной вузовской библиотеки (на примере библиотеки ННГАСУ) // Мир педагогики и психологии. 2020. № 5 (46). С. 6–11.
18. Белогородцева А.Г. Библиотека "PRO – ДВИЖЕНИЕ": концепция развития // Наука и образование: новое время. 2019. № 3 (32). С. 180–184.
19. Воскобойникова Е.А., Стручаева Т.М. Формирование читательской компетентности младших школьников на основе комплексного подхода // Начальная школа. 2019. № 6. С. 26–29.
20. Кузнецова А.А., Ненашева А.А. Особенности расположения детских библиотек в структуре крупного города // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство. Сборник статей 81-ой Всероссийской научно-технической конференции. Самара, 2024. С. 449–456.