СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИИ «УЛИЧНОГО ИСКУССТВА» В АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследуются возможности повышения туристической привлекательности и обновления городского контекста за счет потенциала «уличного искусства». Предлагается систематизация направлений уличного искусства по признаку использования различных средств функционального воздействия на городскую среду. Проводится анализ размещения существующих объектов «уличного искусства» на территории г. Ростова-на-Дону с учетом различных жанров и направлений. Для пространственного объединения разрозненных «очагов творчества» предлагается «сценарный подход» к интеграции объектов уличного искусства в городское пространство с организацией туристических маршрутов по работам стрит-арт художников. Проведен анализ городского пространства с точки зрения сложившихся транзитных пешеходных пространств. Анализируются потенциально возможные маршруты и коммуникации, а также необустроенные пространства для их реновации с учетом возможностей уличного искусства. Формируется интегральный маршрут-сценарий по объектам уличного искусства в пределах исторического центра города, объединяющий участки города с характерными разновидностями уличного искусства и потенциальными местами нанесения работ. Предлагается комплексная план-схема территорий г. Ростова-на-Дону для потенциального развития уличного искусства с учетом сценарного подхода. Разработанная схема может быть использована при разработке мастер-плана города и служить ориентиром при выборе мест первоочередной реновации с раскрытием потенциала уличного искусства в обновлении и актуализации архитектурного пространства города Ростова-на-Дону.

Ключевые слова:
архитектурное пространство, уличное искусство, среда, сценарный подход, туристический маршрут-сценарий.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Повышение туристической привлекательности архитектурного пространства города – важная задача для обеспечения его экономического и культурного развития. В условиях постоянного роста конкуренции территорий (стран, регионов, городов) между собой все большее значение уделяется продвижению уникального имиджа места, созданию его собственного бренда для привлечения целевой аудитории – туристов, потенциальных и постоянных жителей города, инвесторов и т.д. [1–3]. В современных исследованиях отмечается неразрывная связь между развитием индустрии туризма и качеством архитектурной среды [4], поддержкой идентичности и уникальности городского контекста [5]. В этой связи исследователи Пономарева И.Ю. и др. отмечают туризм как направление устойчивого развития малых городов, в котором на формируемый «турпродукт» оказывает наибольшее влияние культурно-историческое наследие города [6]. Костромина Д.А. и др. раскрывает туристическую составляющую городов-миллионеров на различных уровнях, отражающих природные, культурно-социальные, культурно-исторические, инфраструктурные особенности [7]. Данное положение развивают Нюренбергер Л.Б., Петренко Н.Е., которые выявляют факторы, влияющие на впечатление «потребителя городского туризма». К ним относятся: пространственно-геометрическое представление о городе, представление об истории города, восприятие стиля, темпа и характера жизни горожан, перцептивное восприятие города и эстетики жизни, формирование образа города [8].

Традиционно характеристики образа города и качество его архитектурной среды формируется на 2-х уровнях: а) «базовом», на котором оказывают влияние масштабность и объемно-пространственное решение застройки, ее пластические и стилевые характеристики; б) «дополнительном», включающим «декоративную основу» городского пространства – элементы монументально-декоративного творчества и дизайна, системы визуальных коммуникаций, произведения «уличного искусства» [9]. Таким образом, различные жанры и объекты «уличного искусства», которые прошли свою историю и эволюцию под влиянием времени, могут активно дополнять первоначальную идентичность города и входить в его туристическую составляющую. В то же время, формирование образа городского пространства элементами уличного искусства в российских городах носит большей частью стихийный характер и происходит преимущественно в рамках отдельных арт-фестивалей, разовых акций при помощи активности горожан, дизайнеров, архитекторов и поддержки их действий администрацией [10]. Это делает актуальным поиск новых способов формирования непрерывной «ткани» городского пространства с использованием потенциала уличного искусства.

Объектом исследования в данной статье выступают элементы «уличного искусства», которые включают такие разновидности дизайна архитектурной среды, как«стрит-арт», граффити, супер-графику, уличные перформансы, «паблик-арт», «урбанистический дизайн». Цель исследования – выработка научно-проектного подхода к активному взаимодействию изобразительного и выразительного языка уличного искусства с городским контекстом, для усиления эстетической, культурной и туристической привлекательности среды города. Задачи исследования:

1) определить основные методические положения предлагаемого научно-проектного подхода к продуктивной интеграции уличного искусства в городское пространство для получения качественного «туристического продукта»;

2) сделать оценку существующего размещения различных жанров и объектов уличного искусства на примере карты-схемы г. Ростова-на-Дону;

3) выявить характер существующих туристических коммуникаций в центральной части г. Ростова-на-Дону и дополнить их локальными туристическими маршрутами по объектам уличного искусства;

4) предложить интегральный туристический маршрут-сценарий на основе включения различных жанров и разновидностей уличного искусства;

5) сформировать модели возможных сценариев взаимодействия уличного искусства и объектов исторического центра г. Ростова-на-Дону.

Материалы и методы. Особенностью включения объектов уличного искусства в городской контекст является их совместная работа с архитектурной основой: зданиями, сооружениями и «линейным пространством» улиц, влияющим на впечатление «потребителя городского туризма». Рядом исследователей отмечается важность формирования публичных линейных и транзитных пространств для раскрытия туристического потенциала и образа города [11, 12]. В этой связи продуктивным представляется «сценарный подход» к интеграции объектов «уличного искусства» и городской среды. В основу сценарного освоения формируемых общественных пространств могут быть положены различные концепции и «программы» формирования линейной среды языком стрит-арта: цветовые, метро-ритмические, стилевые, жанровые и др. Для создания запоминающегося и целостного впечатления от фрагмента улицы необходимо использовать единый тематический стиль на протяжении всего линейного маршрута, например, созданный в рамках одного фестиваля, или одной творческой группой дизайнеров [1, 10, 13]. Носителями эстетических и композиционно-стилистических впечатлений могут выступать жанровые работы в различных направлениях уличного искусства, малые формы в определенном стиле, создающие чередование «движений» и «пауз».

Особенностью данного методического подхода является архитектурное формирование общественного пространства как сложного «тематического маршрута», разворачивающегося во времени и включающего в себя следующие циклические компоненты [14]: а) «маркеры» ‒ объекты уличного искусства ‒ как проектируемые «точки активности» среды; б) «мизансцены» ‒ микропространства общественной деятельности, информационного обмена и пешеходного движения, формируемые вокруг маркеров; в) «тематические зоны» ‒ совокупность мизансцен, объединенных единым архитектурно-художественным стилем, «тематическим» звучанием и декоративно-пластическим «языком» уличного искусства; г) «интегральный сценарий» ‒ как пространственно-временная последовательность тематических зон в рамках одной концепции [15, 16]. Применение обозначенного теоретического подхода требует изучения и систематизации сложившихся тематических направлений уличного искусства, которое выполнено на примере архитектурной среды г. Ростова-на-Дону.

Основная часть. Анализ обширной практики обновления городского пространства г. Ростова-на-Дону позволил произвести систематизацию жанров и направлений среди объектов уличного искусства по признаку использования различных средств функционального воздействия на городскую среду, которые представлены на карте-схеме города (рис. 1).

«Декоративное направление» делает основной акцент на визуальной составляющей, «изобразительном языке» среды и продвижении определенных ценностей. Функциональные возможности жанра обширны: обновление городской среды, придание ей новых смыслов, смещение визуальных акцентов, пропаганда идей, повышение культурного уровня горожан, создание запоминающегося образа города в различных средствах самовыражения, техниках и материалах. Самой популярной формой данного направления стали «муралы» ‒ монументальные настенные изображения на торцах зданий.

«Концептуальное направление» уделяет внимание прежде всего актуализации определенной проблемы, злободневного или философского вопроса, а затем уже технике и качеству реализации. Работы данного жанра зачастую однозначны и представлены в виде текста, схем или графиков. Данное «высказывание» в городской среде является отражением внутреннего голоса художника или общества. Места для создания концептуальных работ многообразны: это могут быть крупные общественные пространства и фрагменты среды, в которые человек попадает при исследовании и погружении в проблему. Работы данного направления имеют сильное эмоциональное воздействие, выводят горожан на внутренний диалог.

«Протестный жанр» самый недолговечный, так как зачастую является реакцией на конфликты, аллогизмы и неустроенность городской среды, отсутствие должного внимания к противоречиям контекста. Существующие места размещения объектов данных направлений уличного искусства представлены на карте-схеме города (рис. 1).

Данная схема показывает, что наибольшая концентрация объектов «уличного искусства» и их вариативность наблюдается на центральных улицах города по причине наибольшей пешеходной активности с использованием всех жанров и направлений. В то же время в жилых районах города с преобладающей однообразной высотной застройкой наблюдается интерес к «декоративному направлению».

 

Без имени-1 копия

Рис. 1. Схема размещения существующих объектов «уличного искусства» на территории г. Ростова-на-Дону
с учетом различных жанров и направлений

 

Для пространственного объединения этих разрозненных «очагов творчества» предлагается концепция «сценарного» формирования различных туристических маршрутов по работам стрит-арт художников с учетом их возможностей воздействия на архитектурную среду города. Методические основы данного подхода предполагают выстраивание активных «транзитных» общественных пространств и определенной программы восприятия, включающей «точки» активностей ‒ «маркеры», «мизансцены» вокруг них и «тематические зоны», которые объединяются в единый «интегральный сценарий». С этой целью проведен анализ городского пространства с точки зрения наличия уже сложившихся транзитных пешеходных пространств, который показал: центральные районы города – основная территория пребывания и перемещения туристов и отдыха местных жителей, что представлено на схеме активных туристических коммуникаций (рис. 2).

 

 

Рис. 2. План-схема существующих активных туристических коммуникаций в центральной части
г. Ростова-на-Дону

 

Как видно на схеме, активные пешеходные коммуникации носят выборочный характер и ограничиваются благоустроенной территорией центральных улиц: ул. Пушкинской, пер. Соборным, ул. Садовой, набережными города, парком им. Октябрьской революции и парком им. Горького. В структуре данных коммуникаций для популяризации уличного искусства в Ростове-на-Дону проводятся экскурсии организаторами фестивалей по так называемым «малым» туристическим маршрутам, представленным на рис. 3.

В то же время, отдельные фрагменты территории исторического центра, обладающие определенной семантикой, но находящиеся в состоянии неблагоустроенности и деградации, не попадают в «стандартные маршруты» туристов. Активно «поддержать» и «оживить» данные маргинальные пространства возможно с помощью элементов уличного искусства, создав сценарные маршруты на тему старых ростовских двориков, исторических доходных домов, многие из которых находятся в аварийном состоянии. Концептуальной основой стрит-арта и тематических маршрутов для туристов могут выступать: творчество местных жителей и их байки; темы мифов и легенд Ростова, вехи его исторического пути, воспетые «языком» уличного искусства.

Подобные маршруты дают возможность погрузиться в жизнь города через творчество его горожан, узнать их ценности, проследить их настенную коммуникацию между собой, их отождествление себя с окружающим пространством или же погрузиться в историю города и его нынешнюю жизнь посредством иллюстраций. Однако, как показывает схема размещения малых туристических маршрутов (рис. 3), на данный момент экскурсии по работам уличного искусства проводятся лишь по определенным локальным темам и не представляют единый интегральный сценарий, объединяющий между собой работы разных фестивалей, а также существующие стрит-арт пространства и знаковые объекты среды. Разработка целостного непрерывного маршрута позволит создать в историческом центре новый сценарий пешеходного движения, раскрывающий колорит и ментальность среды города.

 

 

Рис. 3. Схема малых туристических маршрутов для развития «фестивального» уличного искусства
в исторической части города

 

На рис. 4 изображена схема  предлагаемого интегрального маршрута – сценария, объединяющего участки города с характерными разновидностями уличного искусства. В «программу» передвижения и восприятия интегрированы как существующие работы уличного искусства, выполненные в рамках фестивалей, так и одиночные знаковые произведения, а также, самостоятельные стрит-арт пространства. Маршрут составлен таким образом, чтобы включить потенциально значимые здания и пространства для возможного последующего нанесения работ. Критериями отбора таких площадок для экспериментального творчества стали деградированные и малоинформативные пространства, нуждающиеся в обновлении и придании новых смыслов и функций. Сценарий передвижения и восприятия среды формируется двумя типа «маркеров»: объектами культурного наследия и достопримечательностями среды, дополненными знаковыми произведениями уличного искусства. «Тематические зоны» носят преимущественно непрерывный, «перетекающий» характер и определяются содержанием «маркеров» и фестивальной тематикой малых маршрутов и стрит-арт-пространств (рис. 4).

 

Рис. 4. Схема интегрального маршрута-сценария
с преобладающими разновидностями уличного искусства

Учитывая особенности морфологии городской ткани улиц и кварталов исторического центра г. Ростова-на-Дону, отдельные тематические зоны интегрального сценария могут носить не только линейно-последовательный, но и более сложный характер. В связи с этим в данном исследовании сформированы модели возможных сценариев взаимодействия уличного искусства и застройки исторического центра г. Ростова-на-Дону, включая объекты культурного наследия (ОКН).

Модель №1. Линейно-поступательный (метрический) сценарий (рис. 5). Программа восприятия среды строится на существующей «метрике» непрерывного фасадного фронта улицы, где «маркерами» выступают здания и сооружения исторического центра, в т.ч. ОКН, с интегрированными в них произведениями уличного искусства: муралами на открывающихся торцах зданий, декоративными панно в уровне 1-го этажа, росписями на глухих поверхностях фоновых объектов. Особенностью такого взаимодействия выступает подчиненный характер произведений уличного искусства по отношению к доминирующему фасадному фронту ОКН. Роль данных объектов – заполнение информационных пустот и поддержка ритма движения за счет уже имеющихся работ стрит-арт фестивалей и вновь планируемых.

 

 

Рис. 5. Модель линейно-поступательного (метрического) сценария взаимодействия объектов исторического центра и произведений уличного искусства

 

Модель №2. Сложный метро-ритмичный сценарий. Модель применима к дискретному и переменному восприятию линейного пространства исторического центра (рис. 6).

 

 

Рис. 6. Модель сложного «метро-ритмичного» сценария взаимодействия объектов уличного искусства
и исторического контекста

 

Подобный сценарий оптимален для уличного фронта, который детерминирован курдонерми, разрывами в фасадном строе, вкраплениями «пристроек-паразитов», фоновой застройкой с небольшими двориками, нишами. В данном случае произведения уличного искусства принимают на себя двойственную роль: а) с одной стороны, это «буферные», связующие элементы между зданиями ОКН, поддерживающие визуальный ритм перцептивного пространства; б) с другой стороны, они выполняют роль акцентов, нивелирующих информационные аллогизмы, пустоты, стилевые противоречия, используя цветовые комбинации «декоративного жанра», графические и сюжетные композиции «концептуального» направления.

Модель №3. Кольцевой (замкнутый) сценарий (рис. 7). Данная сценарная модель применима для квартальной застройки со сложной геометрией пространства, расчлененной системой дворов и внутренних транзитных и кольцевых маршрутов. Как правило, это «ткань» кварталов, находящаяся в состоянии неблагоустроенности и деградации, и нуждающаяся в обновлении своей семантики (дворовые пространства исторического центра с трансформаторными подстанциями, насосными, котельными и другим объектами малой энергетики). Здесь актуальны «концептуальный» и «протестный» жанр уличного искусства, которые позволят придать новый смыл чужеродным постройкам и связать старые дворы «кольцевыми» туристическими маршрутами, используя изобразительный язык на тему городских мифов, легенд, вех исторического пути города.

 

Рис. 7. Модель «кольцевого (замкнутого) сценария» взаимодействия объектов уличного искусства и застройки центральной части города

 

 

Помимо исторического центра, не менее остро нуждаются в переосмыслении пространства и новые жилые районы города. Строительство жилых комплексов из повторяющихся по своей геометрии объемов и блок-секций, приводит к однообразию застройки, ухудшает качество среды. Подобные районы нередко ассоциируются у людей с чувством безысходности, угнетением, повседневности, скуки и обыденности. Уличное искусство может стать бюджетным инструментом повышения качества жилой среды, превратив целые районы в «арт-кварталы».

В качестве экспериментальной разработки – составлена план-схема «неблагоприятных» территорий города, имеющих:

а) преимущественно плотную застройку и невыразительные фасадные решения;

б) микрорайоны с необустроенными дворовыми пространствами;

в) зеленые зоны города, находящиеся в запустении и загрязнении, с отсутствием ощущения безопасности;

г) «мертвые» необустроенные придорожные территории, вдоль железнодорожных путей (рис. 6).

Рис. 8. Комплексная план-схема «проблемных» территорий г. Ростова-на-Дону для потенциального развития уличного искусства с учетом сценарного подхода

 

Данные территории нуждаются в новых выразительных средствах и реновации городского интерьера с привлечением потенциала «уличного искусства». Например, появление арт-объектов в зеленых зонах поможет привлечь большее количество людей, сконцентрировать зоны отдыха и активных пеших прогулок, увеличит чувство безопасности, что в совокупности повлияет на психологическое и физическое здоровье горожан. Для зеленых зон предпочтительны такие формы уличного искусства, как инсталляция, способная своими средствами усилить погружение человека в природный контекст, не причиняя физического и эстетического вреда сложившейся системе.

Ограждающие конструкции, заброшенные объекты и промышленные сооружения вдоль железнодорожных путей давно становятся холстом для нанесения работ уличными художниками. Однако данная территория может использоваться как начало формирования образа города у туристов. При приближении к населенному пункту у пассажиров повышается зрительная концентрация внимания, что может быть использовано для начала погружения в культурный контекст города. Вдоль железнодорожных путей наиболее актуален «декоративный жанр», способный при помощи выразительных средств, погрузить пассажиров в культурный контекст города.

Работы «декоративного жанра» оптимальны в центре города на местах сноса зданий, невыразительных фасадах зданий, малых архитектурных формах и участках с деградированной городской средой. В создании декоративных концептуальных работ в исторической застройке есть ограничения по их нанесению, поэтому при взаимодействии с объектами культурного наследия могут быть применены такие формы уличного искусства как инсталляция и перфоманс, не менее эффектные, чем привычные настенные изображения.

Выводы.

1. Определены основные методические положения сценарного подхода к продуктивному взаимодействию уличного искусства с застройкой исторического центра на четырех уровнях освоения городского пространства: маркеры, мизансцены, тематические зоны, интегральный сценарий. Предлагаемый сценарный поход создает инструменты воздействия на городскую среду языком уличного искусства, создавая для туристов различные маршруты-сценарии: жанровые, колористические, исторические.

2. Разработаны схемы существующего размещения различных жанров уличного искусства и локальных тематических маршрутов в исторической части г. Ростова-на-Дону; разработанные схемы выступают инструментом развития туристической индустрии с привязкой туристических маршрутов к потенциально значимым территориям и закреплением за локациями и маршрутами отдельных видов уличного искусства.

3. Предложен интегральный туристический маршрут-сценарий на основе раскрытия потенциала различных жанров и направлений уличного искусства. Практическим применением схемы интегрального сценария является объединение разрозненных и локальных маршрутов на территории исторического центра г. Ростова-на-Дону в единую программу восприятия и перцептивного освоения тематических пространств с применением выразительного и изобразительного языка стрит-арта.

4. Сформированы модели возможных сценариев взаимодействия уличного искусства и объектов исторического центра г. Ростова-на-Дону. Для жилых и периферийных районов города предложена комплексная план-схема, отражающая размещение некомфортных или имеющих нераскрытый потенциал зон, качество и привлекательность которых можно улучшить при помощи создания тематических маршрутов-сценариев с использованием возможностей уличного искусства.

5. Предлагаемый сценарный подход к формированию туристически привлекательной архитектурной среды может быть использован при разработке мастер-плана города и служить ориентиром при выборе мест первоочередной реновации с раскрытием потенциала уличного искусства.

Список литературы

1. Блинова О.А. Street-art как инструмент брендинга городского пространства (на примере Екатеринбурга) // Управление культурой. 2023. №4 (8). С. 28-33.

2. Горгорова Ю.В. Целенаправленное формирование образа архитектурного объекта на основе маркетинговой стратегии кобрендинга // Инженерный вестник Дона. 2023. №1. С. 332-347.

3. Kumar A. What is Brand and Branding? Concepts, Characteristics. [Электронный ресурс]. URL: investortonight.com/blog/what-is-brand-branding/ (дата обращения 25.07.2024)

4. Линч К. Образ города (пер. с англ. В. Л. Глазычева). М.: Стройиздат, 1982. 328 с.

5. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. М. СПЦ-принт. 2003. 297 с.

6. Поносов И. А. Искусство и город. М. Юпитер-Импекс. 2021. 288 с.

7. Trubina E. G. Street Art in Non-Capital Urban Centres: Between Exploiting Commercial Appeal and Expressing Social Concerns // Cultural Studies. 2018 No. 32 (5). P. 676-703.

8. Андреев Н.В., Андреева Д.В. Факторный подход в исследовании архитектурного решения торговой среды в Ростовской области начала XX века // Инженерный вестник Дона. 2021. №12. С. 349-365.

9. Аборас А.Ю., Скопинцев А.В. Модели архитектурного формирования общественных пространств в структуре городских акваторий // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2020. № 5. С. 64-76. DOI:https://doi.org/10.34031/2071-7318-2020-5-5-64-76

10. Шайдуллина А. В., Street art в культурном пространстве города. Магистерская диссертация УрФУ 2016. [Электронный ресурс] URL: elar.urfu.ru/bitstream/10995/43695/1/m_th_a.v.shaydullina_2016.pdf (дата обращения 23.07.2024)

11. Крашенников А. В. Жилые кварталы. М.: Высшая школа, 1988. 87с

12. Медведев М. А. Взаимодействие интерактивных арт-практик с городской средой // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. №2. С. 81-84

13. Hoai Anh Tran, Jeongmin Hyeong. Transit places and the production of public spaces // Urban Matters Journal, Issue: Just mobility, transport and urban infrastructures. 2023. [Электронный ресурс] URL: urbanmattersjournal.com/transit-places-and-the-production-of-public-spaces/ (дата обращения 20.07.2024)

14. Крашенинников А. В. Сценарное проектирование городской среды // AMIT. 2017. №4 (41). С. 242-256.

15. Крашенинников А.В., Николаев Е. Перспективные модели публичных пространств городской среды // Архитектура и строительство России. Ежемесячный научно-практический и культурно-просветительский журнал. 2019. № 1 (229). С. 34-39.


Войти или Создать
* Забыли пароль?