с 01.01.2022 по настоящее время
АО БЕРЕГОВОЙ-СПЕЦЗАСТРОЙЩИК (Администрация, Заместитель генерального директора по развитию территории)
с 01.01.2018 по настоящее время
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
с 01.01.2006 по 01.01.2012
Москва, Россия
УДК 728.7 Временные и передвижные жилища
В статье исследуется роль временных жилищ в программах восстановления для зон чрезвычайных ситуаций Российской Федерации. Анализируется частота стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также ряд проблем связанных с необходимостью расселения пострадавшего населения в существующий жилой фонд поселений, располагаемых на смежных с зоной ЧС территориях, или переселение пострадавших в другие регионы. Рассматриваются особенности использования пунктов временного размещения как стационарных, так и мобильных, возможная длительность их применения, анализируется обеспеченность ими регионов Российской Федерации. Осуществляется обзор существующих исследовательских работ и разработанных решений по мобильным жилищам для временного пребывания на примере отечественных и зарубежных работ. Обосновывается актуальность дальнейших исследований в вопросе определения общих проблем, закономерностей и технических решений при формировании временных жилищ для зон чрезвычайных ситуаций Российской Федерации в контексте дальнейшей разработки принципов. Выделяются цели, границы, новизна, задачи дальнейшего исследования. Впервые поднимается вопрос возможности применения трансформирующихся мобильных зданий из жестких элементов в качестве временных жилищ для зон чрезвычайных ситуации в Российской Федерации в рамках общего исследования по формированию принципов.
временные жилища для зон чрезвычайных ситуаций (ЧС), мобильные жилища, принципы формирования временных жилищ, трансформируемые жилища, трансформирующиеся мобильные здания из жестких элементов
Материалы и методы исследования. Для подготовки статьи применяется теоретический метод исследования – изучение и анализ разнообразных источников информации как отечественных, так и зарубежных авторов.
В качества материалов для исследования используются нормативно-правовые источники, доклады, статьи, книги и методические рекомендации.
Применяемый метод системного анализа, опирающийся на комплексный подход, включающий в себя изучение работ по исследованию вопросов разработки и применения временных жилищ, анализ существующей нормативно-правовой документации и конкретных примеров реализации конструктивно-технических требований на территории субъектов Российской Федерации, позволил выявить предпосылки формирования архитектуры временных жилищ для зон чрезвычайных ситуации Российской Федерации, определить проблематику и сформировать укрупненный план дальнейших исследований, на примере ключевых предпосылок.
Объект исследования, цели и задачи. В качестве объекта исследование выделяются мобильные жилища для временного пребывания.
Ключевыми целями является:
- исследование применения временных жилищ в РФ для зон ЧС;
- исследование предпосылок для формирования архитектуры временных жилищ для зон ЧС в Российской Федерации;
- определить необходимость дальнейших исследований в части применения временных жилищ для устранения последствий ЧС.
Задачи.
- Изучить нормативно-правовые источники в части обеспечения временными жилищами населения РФ в зонах ЧС.
- Выявить ограничения существующих решений в РФ в части применения их для ликвидации последствий ЧС.
- Рассмотреть отечественные и зарубежные труды в рамках применения жилищ для временного пребывания.
- Сформировать укрупненный план исследований, на примере ключевых предпосылок.
Введение. Территория Российской Федерации подвержена влиянию различных видов опасных природных явлений и процессов, разрушительное проявление которые реализуется ежегодно как природные катастрофы и стихийные бедствия, приводя к масштабному материальному ущербу и появлению человеческих жертв среди населения страны. К возникновению жертв и ущерба также приводят техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации, включая вооруженные конфликты.
Частота стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций значительно возросла за последние годы [1–5].
Таблица 1
Количество чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за период 2017–2021 гг.
(по данным официальных источников)
Вид чрезвычайных |
Годы |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Всех видов, |
257 |
266 |
266 |
331 |
386 |
в том числе природные |
42 |
44 |
49 |
104 |
110 |
При этом наибольшее количество разрушений жилищ возникает вследствие природных чрезвычайных ситуаций, это могут быть: землетрясения, извержения вулканов, пожары, наводнения, цунами, сели, обвалы, осыпи, оползни, лавины, метеорологического характера (включая бури, ураганы, смерчи, шквалы), разрушения в виду подверженности территории различным геологическим процессам (карсты, суффозия) и пр.
Жилища чрезвычайно уязвимы, и их разрушение является одним из наиболее заметных последствий стихийного бедствия. Как следствие, в большинстве случаев после стихийных бедствий значительное количество людей становятся бездомными и остро нуждаются в жилье.
Сценарии разрушений в различных чрезвычайных ситуациях создают условия для усиления последствий стихийного бедствия. Чем раньше будут выполнены восстановительные работы, тем меньше будет последствий в будущем.
Одной из проблем в вопросе восстановления жилых зданий после чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) является время, необходимое для ремонта, разработки архитектурных решений и строительства новых.
Одними из ключевых работ по устранению последствий ЧС являются действия, ориентированные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, минимизацию зон ЧС, подавление действий, характерных для них опасных факторов, оперативное восстановление жизнедеятельности и социально-экономического состояния пострадавших [6, 7].
При потере жилищ для защиты населения от внешних факторов, обеспечения санитарно-гигиенических условий на территории, приостановки и снижения социально-экономической напряженности необходимо расселение пострадавших в кратчайшие сроки. Учитывая широкую географию расположения зон ЧС на территории Российской Федерации, значительную удаленность населенных пунктов друг от друга, не всегда возможно выполнить оперативное расселение нуждающихся в существующий жилой фонд поселений, располагаемых на смежных с зоной ЧС территориях, а переселение в другие регионы не всегда целесообразно.
Это связано с тем, что вынужденное переселение создает кадровый дисбаланс и, как следствие, приводит к нарушению производственных цепочек и безработице. Также при планировании переселений следует учитывать низкую мобильность пожилых групп населения, формирующийся негативный эффект от разрыва социальных контактов, а также значительный рост нагрузки на существующую инфраструктуру.
Степень изученности темы в современный период времени в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Вопросы формирования временных жилищ рассматривались в работах отечественных и зарубежных специалистов, ключевым образом временные жилища выделялись как наиболее значимые для освоения северных и труднодоступных территорий, в периоды войн, природных катаклизмов и перенаселенности мегаполисов.
Для Российской Федерации и стран постсоветского пространства с учетом значительно меняющихся температурных режимов, многие разработки зарубежных архитекторов не могут быть применены. В работах российских специалистов выделяются многие значимые параметры временного жилья, такие как транспортируемость, оборачиваемость, сборность, скорость возведения, энергоэффективность, экологичность и пр., но в целом рассматриваются в ограниченном формате применения.
Так, например, в своем труде Стаукас В.П. [11] исследует мобильные временные жилища как один из нестационарных рекреационных объектов.
Черепанов Д.А. и Ермаков А.Д. рассматривают мобильные дома в качестве средств размещения автотуристов для отдыха и проживания на природе, в том числе и в кемпинге [12], Пюрвеев Д. и Майдар Д. – как объект кочевого образа жизни [13].
В последние десятилетия в некоторой мере затрагивали вопрос применения быстровозводимых комплексов в условиях ЧС в России и за рубежом: Асаул А.Н., Казаков Ю.Н., Быков В.Л., Князь И.П., Ерофеев П.Ю. [14].
Однако в значительной части эти исследования охватывают быстровозводимые здания в широком функциональном назначении и, лишь касаясь возможности их применения в условиях ЧС. В части возможного использования для гражданских целей в качестве временных жилищ упоминаются сборно-разборные и контейнерные виды комплексов, но не учитываются новейшие зарубежные разработки трансформируемых зданий и не прогнозируется их применение как перспективного класса.
Указанные работы не рассматривают принципы применения временных жилищ для зон чрезвычайных ситуаций, отсутствуют рекомендации в части их унификации с учетом применения в ключевых регионах, подверженных ЧС на территории Российской Федерации, их историко-культурных особенностей и пр.
Перспективность применения быстровозводимых временных поселков из мобильных зданий для проживания пострадавшего население исследовал Медведев Г.Н., Щеголькова В.В., Лагутина А.В., Шалимов Д.П. [13]. Данное исследование обобщенно излагает возможность применения блок-контейнеров для проживания населения, пострадавшего в ЧС.
Вопросы архитектуры быстрого реагирования в концепции временного мобильного жилья в условиях чрезвычайных ситуаций рассматривались в работах Аширова А.М., Айдарова Г.Н. [15]. В основе изложенной ими проектной модели мобильного модуля предполагаются сборные конструкции из деревянных и картонных элементов, при этом в качестве групп потребителей рассматриваются беженцы, туристы, паломники, мигранты и гастарбайтеры. Использование предполагалось в Республике Татарстан.
Также стоит отметить труд А.В. Панфилова, в своей работе [16] по анализу особенностей развития и классификационных основ формирования мобильного жилища для временного пребывания автор рассматривает различные системы классификаций мобильных жилищ с целью сформировать универсальную классификационная модель мобильного жилища, основанную на взаимном сочетании факторов, отвечающих за формирование его внешних и внутренних характеристик. В рамках данной работы автор рассматривает среди различных видов мобильных жилищ также и трансформируемый вид в контексте разработки классификационной системы, упоминает такое значимое свойство как адаптируемость жилищ. Однако структура классификационного механизма предлагаемой системы не детализирована применительно к зонам ЧС, не выделяет конкретные виды и особенности территорий Российской Федерации, не исследуются историко-культурные особенности и т.д. При этом под историко-культурными факторами, понимается система, сочетающая в себе особенности хозяйственно-культурных типов и историко-культурных областей — двух типологически разных систем, но тесно связанных.
Основная часть. На сегодняшний день временное жилище все больше становится значимой частью архитектуры. Историческое развитие начинается с периодов зарождения первобытных шалашей, которые использовали древние кочевые народы на рассвете цивилизаций до новейших высокотехнологичных и адаптивных проектов различных типов временных жилищ. В качестве примеров древних временных жилищ следует отметить шалаши, шатры и кибитки кочевников, юрты, чумы и яранги северных народов, многообразные плавучие жилища народов Востока и Африки.
Вопросы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и его защиты при наступлении ЧС являются приоритетными видами деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления подсистем Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) [7].
Существуют утвержденные МЧС России методики и рекомендации по созданию пунктов временного размещения (далее – ПВР) для пострадавшего в ЧС групп населения. На основании исходных данных из зоны ЧС и результатов работы оперативной группы руководителями служб жизнеобеспечения формируется план мероприятий, для развертывания ПВР. В местах концентрации пострадавшего населения в случае нецелесообразности или невозможности расселения его в капитальные строения, возводятся временные поселки (рис. 1). Поселки могут быть образованы из палаток, сборно-разборных и контейнерных модулей, пневмокаркасных зданий, юрт и пр. [8].
Рис. 1. Пункт временного размещения г. Белгород.
[Электронный ресурс]. – URL: https://moe-belgorod.ru/news/city/1152894 (дата обращения 08.04.2023)
Однако ключевая особенность ПВР – это краткосрочность использования. Срок размещения пострадавшего населения в ПВР должен быть, как правило, не более 6 месяцев [9].
Стоит отметить, что создание ПВР может осуществляться на базе объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания населения, и для размещения административных и общественных организаций, но в рамках соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р 22.3.19–2022 [10].
При этом сопоставив плановую вместимость ПВР и общую численность населения в разрезе субъектов РФ за 2020 год, можно заметить, что процент обеспеченности варьируется, начиная от 0,17 % в республике Карачаево-Черкессия и заканчивая 34,3 % для Магаданской области [4].
Таким образом, можно констатировать высокий разброс в обеспеченности ПВР субъектов Российской Федерации, при этом стоит отметить, что величина риска ЧС (природного, техногенного и биолого-социального характера) из года в год может меняться.
Поэтому одним из решений, по оперативному нивелированию возможного дефицита и гармонизации обеспеченности ПВР субъектов Российской Федерации, способен стать мобильный фонд временных жилищ. При этом следует предусматривать период их использования более чем 6 мес, в связи с продолжительностью ремонтно-восстановительных работ жилищ и необходимой инфраструктуры.
В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 22.3.18-2021 [8] приведены конструктивные требования к мобильным пунктам временного размещения, развертываемым на базе палаток каркасных (пневмокаркасных) и зданий и сооружений мобильных (инвентарных).
Так, например, решения на базе палаток должны быть оборудованы входным тамбуром (шлюзом) и иметь плотно закрывающийся вход. Окна и двери должны быть оснащены защитными сетками. Однако на практике (рис. 2) данное требование не в полной мере достижимо с учетом имеющегося мобильного фонда ПВР.
Также палатки должны быть оборудованы съемным сборно-разборным полом, а конструктив обеспечивать возможность установки не менее одной дровяной печи, подключение внешних тепловентиляционных агрегатов (не менее двух) и ввода кабелей электроснабжения (рис. 3).
Существуют и более технологичные решения, так, например, НПО "Центр Профессионального Снаряжения" в рамках спец. заказа АО “Оборонстрой” разработало автономный полевой лагерь [19], в котором применены системы кондиционирования и обогрева способные поддерживать комфортную температуру внутри при перепадах температуры снаружи от -50 до +50 градусов по Цельсию при этом системы размещаются за пределами жилой зоны палатки (рис. 4). А полы в палатках покрыты панелями с антискользящим покрытием, под которыми находится слой утеплителя (рис. 5).
Рис. 2. Входная зона пункта временного размещения г. Белгород.
[Электронный ресурс]. – URL: https://fonar.tv/online/2022/03/18/voennaya-specoperaciya-na-ukraine-chto-proishodit-v-belgorodskoy-oblasti-23-y-den (дата обращения 23.07.2023).
Рис. 3. Сборно-разборный пол и дровяная печь в пункте временного размещения на учениях в Воронежской области. [Электронный ресурс]. – URL: https://special.govvrn.ru/novost/-/~/id/4278194 (дата обращения 23.07.2023).
Рис. 4. Входная зона палатки автономного полевого лагеря АПЛ-500 с системой обогрева приставной тепловой пушкой. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/ustroystvo-avtonomnogo-polevogo-lagerya-apl-500/ (дата обращения 23.07.2023)
Рис. 5. Конструкция пола палатки автономного полевого лагеря АПЛ-500.
[Электронный ресурс]. – URL: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/ustroystvo-avtonomnogo-polevogo-lagerya-apl-500/(дата обращения 23.07.2023).
Данные примеры показывают возможности по совершенствованию используемых конструктивно-технических решений.
Помимо организации проживания пострадавшего населения в ПВР, одним из способов реализации права на жилище является предоставление помещений специализированного жилищного фонда. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда в соответствии с жилищным кодексом [20] среди прочих относятся жилые помещения маневренного фонда, которые предназначены для временного проживания граждан. Примером использования некапитального строения в качестве маневренного фонда для временного проживания может послужить общежитие (рис. 5), построенное в 2018 г. для студентов Санкт-Петербургского политехнического университет Петра Великого из быстровозводимых блок-модулей.
Рис. 6. Комплекс модульных зданий, общежития студентов Политехнического университета Петра Великого (Фото с наружи, фасады).
[Электронный ресурс]. – URL: https://www.elmaco.ru/portfolio/kompleks-modulnyix-obshhezhitij-dlya-studentov-politexnicheskogo-universiteta-v-sankt-peterburge (дата обращения 04.05.2023)
Таким образом, следует отметить что обзор существующих исследовательских работ и разработанных решений мобильного жилища для временного пребывания подтверждает высокую актуальность и необходимость дальнейших разработок по созданию универсального временного мобильного жилища для зон ЧС на территории Российской Федерации как для использования в формате ПВР, так и в качестве временного жилища маневренного фонда. Существующие работы не сопоставимы между собой ввиду их фрагментарности, а также появления новых технических решений, так, например, в отечественных трудах не исследуется применимость трансформирующихся мобильных зданий из жестких элементов для зон ЧС, в этой связи отсутствует комплексность обобщающих исследований.
За последние десятилетия в США и странах Западной Европы разработаны и реализованы новые программы и стратегии осуществления строительства временных жилищ, однако их анализ показывает, что многие из этих решений не учитывают региональные особенности и формируют чуждую среду и не могут быть применены для других стран. [17].
Выявление особенностей местного жилья и того, как они отражают образ жизни населения (традиции, привычки, культурные ценности, особенности жизненного уклада) важно для соответствия временных жилищ потребностям и ожиданиям людей.
При правильном использовании, то есть с учетом культурной и местной интеграции, инновации и технологии могут внести полезный вклад в улучшение решений по временному размещению. Поэтому проекты временных жилищ должны быть сбалансированы и сочетать в себе как современные технологические решении, так и местные особенности жилищ и материалов, а одной из задач проектировании является заблаговременное привлечение местных сообществ для оценки своих собственных потребностей, чтобы гарантировать, что временные решения будут приемлемы для их образа жизни. [17]
Подход, заключающийся в проектировании временного жилья с привлечением местных сообществ, был опробован и описан экспертами из Индийского технологический института [18]. Так для пострадавших от наводнения поселений в долине реки Брахмапутра в Индии проектировалось аварийное убежище (временное жилище), в которых должно было размещаться эвакуированное население. Исследовались образ жизни и социально-культурная среда жителей в данных поселениях, проводились регулярные консультативные встречи с жителями, затем был сформирован полноценный прототип и передан в одну семью, для того чтобы опытным путем подтвердить простоту установки и эксплуатационные особенности, затем были осуществлены модификации. Итог применения такого гибкого подхода с вовлечением групп населения в процесс архитектурного моделирования был задокументирован и положительно оценен пострадавшими жителями, также была разработана методология совместного проектирования, включающая исследования в части критериев дизайна, основанных на видах человеческих потребностей.
Поэтому проектирование жилищ является многодисциплинарной задачей и должно учитывать результаты анализа природно-климатических, социальных, культурных, религиозных, экономических, градостроительных, технологических и других факторов.
В этой связи автором начата исследовательская работа, целью которой является определение критериев и требований к временному мобильному жилищу фонда расселения на территориях ЧС в Российской Федерации.
Исследование планируется осуществлять в границах всего спектра мобильного жилища от его зарождения до начала XXI века, в части эволюции его объемно-планировочных и конструктивно-технических решений (преимущественно стандартного жилища).
В качестве основных задач исследования планируется выполнение анализа специфики формирования основных видов временных жилищ в Российской Федерации и за рубежом, основных зон ЧС, определение ключевых требований к временному мобильному жилищу и критериев выбора конструктивно-технологических и функционально-планировочных, объемно-планировочных его решений.
По результатам комплекса исследований положения, планируемые к вынесению на защиту и составляющие научную новизну работы, будут включать:
- ключевые требования к временному мобильному жилищу для основных зон чрезвычайных ситуации в Российской Федерации;
- принципы и рекомендаций формирования мобильного жилища для временного пребывания, предназначенного для различных природно-климатических условий эксплуатации на территории Российской Федерации, с учетом новейших разработок в области перспективных направлений развития архитектуры.
Выводы. Ежегодный рост числа ЧС в Российской Федерации и существенный разброс в обеспеченности ПВР субъектов Российской Федерации, с учетом годовой волатильности величины риска ЧС (природного, техногенного и биолого-социального характера) отмечается особая роль временных жилищ для зон ЧС.
Помимо вопроса первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и его защиты при наступлении ЧС, важное значение имеет обеспечение временным жилищем в горизонте среднесрочного использования, более 6 месяцев. В этой связи роль временных жилищ не ограничивается только использованием в качестве ПВР в рамках текущей нормативно-правовой базы МЧС.
Также на основании проведенного анализа, подтверждается перспективность использования временных жилищ для противодействия последствиям ЧС на территории Российской Федерации в рамках государственного и муниципального маневренного фонда.
Проведенный в статье обзор говорит о том, что текущие исследования охватывают быстровозводимые здания в широком функциональном назначении, и лишь касаясь возможности их применения в условиях ЧС, без учета множества региональных особенностей субъектов Российской Федерации. Таким образом, на текущий день отсутствует комплексный анализ с выделением наиболее подходящих видов временных жилищ, в том числе с точки зрения формирования оптимальных архитектурно-планировочных решений, проработанных с учётом планировочных схем, функционально-планировочных и объёмно-планировочных решений, а также учитывающий условия градостроительного размещения и новейшие конструктивно-технические возможности.
В качестве перспективного вида временных жилищ для зон ЧС в Российской Федерации, следует исследовать возможности применения трансформирующихся мобильных зданий из жестких элементов.
При этом следует учитывать, что для формирования резервного мобильного фонда, позволяющего противостоять последствиям ЧС на территории Российской Федерации в краткосрочном и среднесрочном периоде, важно исследовать общие проблемы и закономерности и в дальнейшем на основе комплексного анализа, целесообразно выделение перспективных классов с описанием принципов по формированию временных жилищ для указанных территорий и разработки модели на их основе.
1. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году». М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018, 376 с.
2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году». М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019, 344 с.
3. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году». М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020, 259 с.
4. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году». М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021, 264 с.
5. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2021 году». М.: МЧС России; ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России», 2022, 250 с.
6. Методические рекомендации «по порядку создания пунктов временного размещения пострадавших в чрезвычайных ситуациях». М.: МЧС России. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-pervoocherednogo-zhizneobespecheniia-naseleniia_1/metodicheskie-rekomendatsii/ (дата обращения 08.04.2023).
7. Федеральный закон № 68 от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс]. URL: https://mchs.gov.ru/uploads/document/2022-01-13/f90164668fe9c6203b010a334b94c352.pdf (дата обращения 07.04.2023).
8. Национальный стандарт ГОСТ Р 22.3.18-2021 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пункты временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Общие требования. Приемка в эксплуатацию [Электронный ресурс]. URL:https://docs.cntd.ru/document/1200178018/titles/7DK0KB (дата обращения 08.04.2023).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс]. URL: https://54.mchs.gov.ru/uploads/resource/2022-03-31/postanovleniya-pravitelstva-rf_1648720520998618807.pdf (дата обращения 07.04.2023).
10. Национальный стандарт ГОСТ Р 22.3.19-2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Стационарные пункты временного размещения населения, пострадавшего в ЧС. Общие требования. Приемка в эксплуатацию. URL:https://mchs.gov.ru/dokumenty/6418 (дата обращения 09.04.2023).
11. Стаукас В.П. Градостроительная организация районов и центров отдыха. Л.: Стройиздат, 1977. 164 с.
12. Черепанов Д.А., Ермаков А.С. Анализ рынка мобильных средств размещения автотуристов // Сервис в России и за рубежом. 2014, №7(54). С. 179-191.
13. Медведев Г.Н., Щегольков В.В., Лагутина А.В., Шалимов Д.П. Перспективы применения в МЧС России быстровозводимых временных поселков из мобильных зданий для проживания пострадавшего в ЧС населения // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8, № 4(30). С. 34-39.
14. Асаул А.Н., Быков В.Л., Князь И.П., Ерофеев П.Ю. Теория и практика использования быстровозводимых зданий в обычных условиях и чрезвычайных ситуациях в России и зарубежом // Под ред. д.т.н., проф. Ю.Н. Казакова СПб.: «Гуманистика», 2004. 472 с.
15. Аширова М.В., Айдарова Г.Н. Архитектура быстрого реагирования: концепция временного мобильного жилья в условиях чрезвычайных ситуаций // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. №2(36). С. 17-22.
16. Панфилов А.В. Эволюция, особенности развития и классификационные основы формирования мобильного жилища для временного пребывания // Архитектура и современные информационные технологии, 2011. №4(17). С. 14.
17. Феликс Д., Монтейро, Д., Бранко, Дж. М. и др. Роль временных жилых домов в реконструкции жилья после бедствий // Журнал жилищного строительства и постройки. Окружающая среда. 2015. № 30(4). С. 683-699. DOIhttps://doi.org/10.1007/s10901-014-9431-4.
18. Kankana N.D., Amarendra K.D. SHELTERING EMERGENCIES: Design development process of temporary housing in post-disaster settlement by community participation//Conference: Proceedings of NordDesign 2020 URL: https://www.designsociety.org/publication/42531/SHELTERING+EMERGENCIES%3A+Design+development+process+of+temporary+housing+in+post-disaster+settlement+by+community+participation(дата обращения 13.04.2023).
19. Жуковский А.В. Городок закрытого цикла жизнеобеспечения для комфортного проживания военнослужащих в полевых условиях (АПЛ-500). Журнал «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации» 2001. URL: https://mto.ric.mil.ru/Stati/item/316019/ (дата обращения 23.07.2023).
20. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 24.06.2023) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/efcb64953d29f609d8bd6ce72849678dd48c75e6/ (дата обращения 25.07.2023)