ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И СРЕДСТВА ЦИФРОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматривается система городских визуальных коммуникаций как базовый принцип невербальных взаимодействий в условиях современной урбанизации, направленный на формирование комфортного городского пространства для жизни. Основная часть материала посвящена исследованию визуального поля городской среды и его развития с учетом антропологических и социокультурных закономерностей. Анализируются особенности визуального пространства в крупном современном городе, погруженном в цифровую эпоху. Это позволяет выявить средообразующие возможности путем создания навигационной системы, освоить средства и примеры визуально-художественного формирования городской среды. Обосновывается, что рациональная система визуально-графических знаков повышает удобное ориентирование человека в условиях урбанизации, снижает негативное воздействие «побочных эффектов», – неизменных спутников городских коммуникаций, сокращает риски от информационного шума и др. В ходе исследования и анализа выявляется авторский взгляд на архитектурно-градостроительную ситуацию регионов, что служит основанием для рекомендаций по улучшению региональной политики повышения эффективности управления городским навигационным развитием, где многосценарный подход и система визуально-графических знаков будет решать задачи ориентирования, информационной перегрузки, а также поможет регулировать движение потоков людей и транзит наземного транспорта в предметно-пространственных ситуациях.

Ключевые слова:
город, урбанизация, человек, качество жизни, визуальные коммуникации, цифровая навигация, дизайн-проект
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В ходе рассмотрения тематики данной статьи, в общем виде посвященной невербальным коммуникациям,  авторами доказывается, что, во-первых,  в современных реалиях нарастания процессов урбанизации, динамики темпов развития городской жизни, визуальные коммуникации и средства цифровой навигационной системы становятся важным фактором повышения комфортного существования городского населения; во-вторых, обосновывается тезис о том, что потенциально новые решения для городов, в том числе, регионального масштаба, способствуют выстраиванию благоприятных взаимоотношений между  человеком, городским жителем, окружающей городской коммуникативной средой и дизайнерскими решениями, дизайн-проектированием города нового типа.

Процедура и методы исследования включают в себя: 1) эргоцентрический подход, базовый в сегодняшних проектных дизайнерских методиках [1–3];

2) современные подходы в теории и практике архитектуры, градостроительства, дизайнерской отрасли знания, актуальные для осмысления новых направлений в сфере развития города [4, с. 35–36];

3) основные методы, принципы и подходы, выступающие методологическим основанием раскрытия темы статьи (анализ и синтез, культурно-исторический, контекстный подходы, системный принцип  и принцип эргоцентризма, метод реконструкции и интерпретации и др.).

Результаты проведённого исследования способствуют научно обоснованному прогнозированию «узких» и проблемных городских зон, выделению среди них социально-приоритетных являющиеся задачей «номер один», с точки зрения предпочтительных «социальных запросов» со стороны граждан; служат основанием для рекомендаций по улучшению региональной архитектурно-градостроительной политики, повышения эффективности управления городским навигационным развитием.

Теоретическая/практическая значимость состоит в актуализации навигационной схемы невербальных коммуникаций, обеспечивающей новую, основанную на цифровых технологиях, систему городского уличного ориентирования; в обосновании эффективности новой модели, отвечающей социальным запросам городского населения, поскольку ее внедрение в визуально - коммуникативное пространство города будет способствовать обеспечению качества жизни населения, снижать навигационные риски и неудобства, неизбежные при современных темпах развития городской инфраструктуры, уровень развития которой «не успевает» за ростом транспортных потоков, создавая дополнительные трудности в уличном городском сегменте передвижения. То есть, она направлена на улучшение качества жизни и коммуницирования населения.

Система городских визуальных коммуникаций как базовый принцип невербальных взаимодействий. Следует отметить характерную особенность современного городского пространства, с точки зрения его невербальной коммуникации и организации навигационной системы, вхождение дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальностей в нашу жизнь, приводит к тому, что человек теряет навык ориентации в мире. Действительно, сегодня населению городов становится все сложнее понять непростую структуру города. Это создает определенные трудности с ориентированием в нем человека.  Обращение к характерной схеме: моментальное переключение между «офлайн» и «онлайн» [2, с. 76–77, с. 83; 5–7] показывает, что мозг человека не в состоянии «вытянуть» такое скоростное «переключение». Отсюда возникает «расхождение» реальностей. Получая новые объемы информации человек, желает применить ее с наибольшей пользой для себя. Это относится к сфере невербальных коммуникаций, применению новых удобных средств визуальной цифровой навигации в родном городе [5].

Традиционно тему ориентации в городе привязывают к целям передвижения горожан (туризм, покупки, проживание), тогда как суть проблемы в другом: меняется и городская среда, и ее «потребители», что создает предпосылки появления новых форм восприятия пространства города и взаимодействия с ним, соответственно происходит формирование предметно-пространственных средств для оптимизации этих процессов [8, с. 3].

Город – это не просто территория жизни социума, это и коммуникативно-социальный объект. Современное понимание города переходит за территориальные рамки и включает в себя восприятие городского пространства в контексте социального значения и связей [9].

В связи с изменениями условий среды обитания человека, появляются новые подходы к проектированию и благоустройству городских территорий и модернизируются существующие. Такая ситуация требует ответа на вопросы о том, как формировать городскую среду, и все чаще приходится искать средства для создания комфортных, живых, функциональных, безопасных и узнаваемых населенных пунктов [10].

В этом свете важны работы Э. Дю Плесси, А. Дамазио, К.Н. Леду, которые отмечают серьезный сдвиг в современном понимании неврологами того, как мы сосредотачиваем внимание в процессе ориентации [11, с. 269–270]. Старая парадигма, восходя к Декарту, предполагает доминирование «рацио», разумности, относя эмоции к примитивным низшим реакциям [12, с. 99–100, с. 104–105]. Любой человек инстинктивно стремится к объектам, которые вызывают у него положительные эмоции, и старается избегать отрицательных [13, с. 120, 133–134; 14, с. 13, с. 26].

Самыми ранними свидетельствами невербальной коммуникации считаются образцы первобытного искусства – хорошо известные сегодня пещерные изображения каменного века, изучение которых, во-первых, дало представление о миграционных процессах этого периода истории, о быте, жизнедеятельности первобытных коллективов; и, во-вторых, дало общую картину культурно-исторической динамики знаковой системы и визуального языка. Дальнейшая эволюция системы «знака», невербальной коммуникации заметно ускоряется с прогрессом письменной культуры и культуры информации (фактов, сведений, новых открытий). Об этом написан, ряд интересных трудов М. К. Петрова, российского культуролога. Эти работы основывались, в том числе на богатом личном экспедиционном опыте, почерпанного и далее обобщенного, в период его участия в полевых исследованиях, где ученый на практике изучал расселение, передвижение разных племен, этносов, сопоставляя его с изменением в знаковой системе, знаковом кодировании информации. Строго говоря, по мере культурной динамики трансформации претерпевала визуальная культура невербальных знаковых коммуникаций между людьми.

Письменная культура в своем развитии стимулировала и развитие культуры визуальной: она приобрела новые смыслы. Теперь она сообщала не только информацию, но и получила контроль над эмоциями аудитории. Приведем характерный пример: «Я смотрю на предмет и вижу мир вокруг себя". Что означают эти утверждения? В повседневной жизни зрение или видение, по сути, является практическим средством ориентации. Это означает, что человеческий глаз фиксирует объект в определенном месте. Это процесс распознавания самых незначительных признаков [13; 15]. Все приводит к простоте формы, изображающей конкретное действие, объект или направление. Как правило, предпочтение отдается той версии шаблона формы/фона, которая создает более простую целостную модель. Например, чем проще форма пространства между фигурами на рисунке, тем больше вероятность того, что оно будет восприниматься как отдельный узор, а не как бесконечный фон. Простота эффективна не только в форме модели, но и в его ориентации в пространстве [13, с. 222].

В контексте современных реалий это касается, в первую очередь, количества рекламы, которая сводится либо к минимуму, либо убирается вовсе. Вывески с логотипами и названиями организаций приобретают нейтральный характер, вписанный в архитектурный стиль, цветопластику и содержание зданий и сооружений, учитывающий исторический контекст улицы/района, закладывая основу для визуально-экологичной городской инфраструктуры (рис. 1), [16]. Но также «знак» не должен «потеряться» в экстерьере или интерьере. Напротив, «знак» призван служить направляющим элементом, для чего, соответственно, нужна работа «на контрасте», чтобы «знак» был заметен на фоне улицы и выполнял заложенные свойства [5].

 

Рис. 1. Вид на общественное городское пространство на месте бывшего Хлебзавода №9, г. Москва

(Источник: https://prorus.ru/projects/gorodskoe-obshchestvennoe-prostranstvo-hlebozavod-9-v-moskve)

 

 

Механизмы ориентирования в городской визуальной коммуникации. Современные мегаполисы как маршрутные системы настолько сложны, что их структура не может быть распознана на простом уровне восприятия [8, с. 3].

Многообразие визуальной коммуникации меняет характер восприятия, а его познание зависит от широкого разнообразия когнитивных механизмов, участвующих в адаптации содержания мысли к визуальным образам и их развитии посредством визуального мышления [5, 15].

Эффекты силы, передаваемые визуальными моделями, являются неотъемлемым свойством объекта восприятия, например, формы и цвета. Репрезентативная сила составляет основное содержание восприятия в повседневной жизни [13, с. 374].

Визуальные объекты можно разделить на те, для которых приоритетом является функциональность, и те, для которых приоритетом является красота или эстетика. Способность человека производить информацию намного превышает его способность воспринимать и усваивать ее. В связи с этим, дизайнеры и архитекторы часто должны балансировать между функциональностью и эстетикой визуальных объектов в городском пространстве. Однако, слишком много информации, может привести к перенасыщению, что затрудняет восприятие и понимание. Важно учитывать особенности аудитории и создавать визуальные объекты, которые будут понятны и доступны для большинства людей [17]. Например, точкой притяжения, осуществляющей еще и функции ориентирования, может служить стрит-арт культура. Современная монументальная живопись – мурализм, объединяет специалистов разных сфер деятельности, для создания уникальных городских пространств и мест встречи (рис. 2), [5, 16]. Многие общественные городские пространства делают муралы своей визитной карточкой, где фраза «Давай встретимся у…» становится чем-то вроде пароля и объединяет людей.

 

Рис. 2. Вид на общественное городское пространство на месте бывшего Хлебзавода №9, г. Москва
 (Источник:
https://hlebozavod9.ru/)

 

 

Заметим также: тактильные дорожки, звуковые сигналы, шрифт Брайля – не менее важные ориентиры, которые предусматриваются в обязательном порядке при проектировании. Причем, этот метод значим для выработки комплексного подхода к созданию безбарьерной среды и жизненно важных условий для свободного передвижения маломобильных групп населения. Так, скажем, в «живом» городском пространстве можно расположить QR-коды, ведущие на интерактивные виртуальные карты (рис. 3), [16] с голосовым сопровождением и чат-системой, с возможностью установить «предупреждающую» вибрацию, например, о поворотах, для глухих и слабослышащих людей.

 

Рис. 3. Интерактивная карта-генплан с сайта общественного городского пространства на месте бывшего Хлебзавода №9,
г. Москва (Источник:
https://hlebozavod9.ru/)

В них будут указаны ближайшие медучреждения, магазины, достопримечательности и культурные объекты, места отдыха и досуга. Карты будут полезны туристам и местным жителям и станут отличным источником информации, в частности, для слабовидящих и слепых людей. В ряду позитивных апробированных примеров назовем навигационную экосистему – московский метрополитен, который работает в связке с наземным транспортом. Попадая в подземные лабиринты подуличных переходов, объединенных с выходами из метро, человек в большой толпе, благодаря расположенным в нужном месте знакам визуальной навигации, с легкостью маневрирует между станциями, преодолевая огромные расстояния за считанные секунды. Причем, пиктограммы имеют простую и узнаваемую для всех форму, что позволяет отличить полезную информацию от важных предупреждений. Схемы, нумерация и указатели расположены на комфортных расстояниях с яркой подсветкой, для лучшей видимости (рис. 4), [5, 18].

 

Рис. 4. Проект визуальной навигации для Московского общественного транспорта
 (Источник: https://ru.pinterest.com/pin/748019819331656983)

 

 

Среди ярких и характерных признаков цифровой эпохи специалисты не без весомых оснований называют информационно-коммуникационную структуру – вербально-символьную систему ориентации (нумерация, текст, картинка-символ) [8, с. 10–11; 14, с. 13–26], наиболее распространенную сегодня, и невербальную систему. И подчеркивают, что в результате преобразований, осуществляемых в рамках новой парадигмы, возникает структура или универсальный «пульт управления» (рис. 6), [16]. Он вполне понятен разным категориям пользователей, населению, позволяя без труда ориентироваться в окружающем пространстве. То есть, это говорит о развитии вербально-символьной системы ориентации – информационно-коммуникационной.

В обществе современной цивилизации, будь то городской ландшафт, виртуальная реальность или компьютерные игры, или сухая структура информационной логистики, становится невозможным универсальное определение не только содержания, но и смысла визуальной коммуникации. Помимо визуальной природы языка коммуникации (т.е. его обращения к нашей способности зрительного восприятия), все остальное определяется только в локальном и непосредственном контексте, т.е. «здесь и сейчас» [5; 20]. Похоже, что в этих суждениях есть частичное согласие.

 

Рис. 6. Проект студии «WRS.design» для общественного городского пространства на месте бывшего Хлебзавода №9, г. Москва (Источник: https://hlebozavod9.ru/)

 

Нужно признать: в городах регионального масштаба отсутствуют дизайн-коды и слаженные механизмы ориентирования и визуальной коммуникации.

А между тем улицы, перекрестки, площади, доминирующие здания, витрины и пластика фасадов на первых этажах, завершения зданий и силуэт городских панорам служат интегральной градостроительной системой ориентации. Она должна быть положена в основу виртуально-цифровой и вербально-символьной навигации. При этом также возможно в основу визуального качества городской среды положить некий интегральный бренд. Для Иркутска, например, это бренд Байкальской воды [21].

Чтобы создать такую навигационную систему, которая позволит, с одной стороны, не зависеть от внешних источников информации, а с другой, быть свободным в выборе средств, нужно проанализировать историю и принципы градостроительной организации, а также ее особенности.  Изучить современные тенденции города и локальный культурный слой, который позволит сформировать уникальный облик. Найти точки соприкосновения органов власти с общественностью, посредством социальных опросов и помощи в формировании комьюнити (сообществ), с целью объединения дизайнеров, градостроителей, художников для разработки дизайн-концепции территориального брендинга, развития идентичности региона и сохранения культурной среды города в процессе развития и модернизации [5, 15, 22, 23].

Заключение. Таким образом, в ходе рассуждений по заявленной тематике статьи, мы приходим к выводу о том, что сегодня крайне важно выстроить многосценарный технологический подход к решению проблемы и реализации проекта комфортной городской среды в условиях активной урбанизации. Это подразумевает использование различных инструментов и технологий, которые учитывают особенности всех групп населения и устраняют барьеры в доступности ресурсов и услуг: анализ территориальных особенностей региона; социальные опросы горожан; сбор и систематизация полученной информации; создание концепций и предложений, исходя из проанализированной информации; разработка нескольких вариантов визуального ряда; утверждение дизайн-проекта и реализация.


 
Список литературы

1. Михайлов С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция): специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»: Автореферат на соискание доктора искусствоведения / Михайлов С. М.; Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики. М. 2011. 57 c.

2. Михайлов С.М., Михайлова А.С. Пешеходная улица как арт-объект в дизайне современного города // Архитектура и строительство России. 2017. № 1. С. 76-83.

3. Павловская Е.Э. Основы дизайна и композиции: современные концепции. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 120 c.

4. Крупенков А.Н. Пройдемся по старому городу. Б.: Изд-во Константа, 2012. 740 c.

5. Калинина Г.Н., Тикунова С.В., Орешкина С. Э Рационально и эстетически организованная городская среда (аксиология «места» и навигации) // Вестник МГУКИ. 2023. № 1 (111). С. 70-77.

6. Воль Р.Р., Страусс А.Л. Символическая репрезентация и городская среда // Личность. Культура. Общество. 2015. Т. 17 № 87/88, вып. 3/4. С. 35-46.

7. Колин Э. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М.: Изд-во Альпина Паблишер, 2020. 288 c.

8. Гаврюшкин А.В. Информационно-ориентационные аспекты дизайна городской среды: специальность «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия»: автореферат на соискание кандидата архитектуры. М., 2010. 27 c.

9. Волчкова И.М., Лазарева Э.А. Город как средоточие коммуникаций (проспект коллективной монографии) [Электронный ресурс]. Архитектон: известия вузов. 2008. №1(21). URL: http://archvuz.ru/2008_1/1 (дата обращения: 05.04.2023).

10. Щипалкин В.П. Использование принципов тактического урбанизма при реновации территории эспланады г. Перми [Электронный ресурс]. Архитектон: известия вузов. 2022. №2(78). URL: http://archvuz.ru/2022_2/22/ (дата обращения: 21.02.2023).

11. Плесси Э. Психология рекламного влияния. Как эффективно воздействовать на потребителей. СПб.: Изд-во Питер Пресс, 2007. 272 c.

12. Калинина Г. Н., Рыбалкина П. В. Проектное мышление и «человек проектирующий» (философско-культурологическая экспликация) // Человек и культура. 2018. № 5. С. 13-20. DOI:https://doi.org/10.25136/2409-8744.2018.5.27073

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Изд-во Прогресс, 1974. 384 c.

14. Баркова Э.В. Визуальная коммуникация в эко-ориентированных целях развития культуры // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. К.: Изд-во Казан. ун-та. 2015. С. 13-26.

15. Вашунина И.В., Егорова Л.А., Рябова М. Э. Визуальная коммуникация в соотношении оффлайн и онлайн: Специфика восприятия в современном социокультурном дискурсе // Общероссийский научный журнал о мире образования. Преподаватель XXI век. 2018. № 3, часть 2. С. 292-305.

16. Общественное городское пространство Хлебзавод №9 [Электронный ресурс]. Сайт. URL: https://hlebozavod9.ru/ (дата обращения: 21.02.2023).

17. Шевченко В.Э. Теоретические основы визуальной коммуникации // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2013. №20 (163), вып. 19. С. 174-180.

18. Навигация в подуличных переходах Московского метро [Электронный ресурс]. Сайт. URL: https://www.artlebedev.ru/metro/passage-navigation/ (дата обращения: 21.02.2023).

19. Новый язык коммуникаций Московского транспорта [Электронный ресурс]. Сайт. URL: https://www.artlebedev.ru/deptrans/mostransport/ (дата обращения: 21.02.2023).

20. Салмин Л.Ю. Визуальные коммуникации. Новая реальность [Электронный ресурс]. Архитектон: известия вузов. 2016. №4 (56). URL: http://archvuz.ru/2016_4/5 (дата обращения: 21.02.2023).

21. Большаков А.Г. Градостроительная форма городского ландшафта как условие и результат планирования и регулирования градостроительной деятельности в Иркутске // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. № 7 (47). С. 70-80.

22. Лесовик В.С., Шеремет А.А., Чулкова И.Л., Журавлева А.Э. Геоника (геомиметика) и поиск оптимальных решений в строительном материаловедении // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2021. Т. 18-№ 1(77). С. 120-134. DOI: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2021-18-1-120-134

23. Михайлов С.М., Михайлова А.С. Время индустриального дизайна // Социокультурные проблемы дизайна. РнД.: Изд-во Антей, 2008. С. 35-46.

24. Борисов С.Н., Борисова О.С., Калинина Г.Н. Знание и наука: культурно-историческая эволюция и современность: учебное пособие. Б.: ИЗД-ВО ИПК БГИИК, 2016. 192 c.

25. Глазычев Л.Г., Егоров М.М., Ильина Т.В. Городская среда. Технология развития: Настольная книга. М.: Изд-во Ладья, 1995. 240 c.

26. Калинина Г.Н., Тикунова С.В. Репрезентация средового пространства как образа жизни, творчества и реализации индивидуума // Научный рецензируемый журнал. Наука. Искусство. Культура. 2021. № 2 (100). С. 99-105.

27. Михайлов С.М. Интерактивность как определяющий признак дизайна постиндустриального общества // Научно-технический журнал по дизайну и архитектуре. Дизайн-ревю. 2010. № 1-4.

28. Михайлов С.М. От абстрактного к конкретному, от конкретного к абстрактному // Проблемы дизайна-5: Сб. РАХ/Под ред. В. Р. Аронова. М.: Изд-во Артпроект, 2009. С. 70-77.

29. Нехамкин А.Н., Нехамкин В.А. Социальное прогнозирование: достижения, недостатки, пути совершенствования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 2. С. 57-59.

30. Тикунова С.В. Идентичность человека и городского архитектурно-ландшафтного пространства: точки пересечения и разрыва // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2 (100). С. 88-95. DOIhttps://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-2100-88-95

31. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология. Здоровые города. М.: Изд-во Академия, 2008. 368 c.

32. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход). М.: Изд-во Архитектура-С., 2009. 408 c.


Войти или Создать
* Забыли пароль?