Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Подземная архитектура, духовно и исторически связанная с Христианством, представляет несомненный интерес для исследования. Указанное направление в архитектуре образует ряд самобытных типологических групп. В их числе объекты, связанные с христианскими святынями, начиная с первых веков новой эры. К подземной архитектуре относятся отдельные пещерные храмы, мартирии, крупные монастырские комплексы, объекты, сочетающие светскую и богослужебную направленности. С рассматриваемой тематикой соотносятся крипты и храмовые подклеты. Не смотря на очевидность существенных духовных и строительно-технологических ограничений, в архитектуре подземных храмов присутствует значительная свобода в компоновке богослужебных пространств. Многие объекты, относящиеся к доиконоборческому периоду, либо к синодальному периоду Русской Церкви, являют не встречающиеся в надземных храмах композиционные решения и их идейно-символические обоснования. Объединение типологических групп подземной архитектуры Христианства в целостное исследование представляется плодотворным для понимания истоков и разработки принципов развития уникальной и малоизвестной составляющей храмового зодчества. В настоящей статье обоснована актуальность комплексного анализа подземной архитектуры Христианства. Определена цель исследования – изучение теоретико-богословских основ и разработка методики современного развития традиции подземной архитектуры Христианства. Цель работы структурирована на логически связанные группы локальных задач. Методика исследования базируется на теологическом подходе, обосновывающем архитектурно-композиционные особенности исходя из историко-богословских и практических богослужебных позиций.

Ключевые слова:
архитектура, Христианство, методика проектирования, теологический подход, подземный храм, пещерный монастырь
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В настоящее время актуален поиск истоков, первооснов христианской традиции в материальной культуре. Основополагающее понятие о преимущественной «внутренней» духовной красоте, определяющей внешний облик, как человека, так и создаваемых им объектов, генетически связано с подземной архитектурой, для которой внешнее выражение исключено, или значительно сокращено. Изучение богословия, символики и архитектуры подземных храмовых комплексов, восходящих к первым векам новой эры, является плодотворным в свете указанной проблемы.

Для изучения рассматриваемой тематики существует обширная аналитическая база, отраженная в научных исследованиях. Христианские катакомбы на территории современной Италии [1] проанализированы в работах П.Б. Шаскольского [2], Т.Ю. Воробьевой, А.В. Крамера. Росписи в катакомбах Рима исследованы в трудах Н.В. Покровского, Т. Зуйковой. История архитектуры христианских катакомб рассмотрена в исследованиях Н.И. Брунова.

Исторический аспект пещерных культовых сооружений Каппадокии [3] (Византия, ныне на территории Турции) дан в работах М.В. Бибикова, Р. Остерхаута [4], И.Н. Попова. Византийским росписям в Каппадокии посвящены труды Н.В. Квливидзе.

История пещерных культовых сооружений в России отражена в трудах О.Г. Кирьяновой [5], И.А. Агапова, Т.А. Бобровского, Ю.Ю. Шевченко [6]. Классификация культовых пещер европейской части России разработана В.В. Степкиным [7–9].

Крымские пещерные храмы рассмотрены в работах Ю.М. Могаричева [10], Н.В. Днепровского [11], А.Ю. Виноградова, М.С. Желтова, В.Н. Даниленко, Н.И. Репникова, А.Г. Герцен [12]. Литургическое устройство пещерных храмов Крыма рассматривает Н.Е. Гайдуков [13]. Роспись крымских пещерных сооружений исследована А.С. Ергиной.

Пещерным монастырям Воронежского и Белгородского края посвящены исследования А.О. Амелькина, В.И. Плужникова, В.В. Степкина [7], Н. Никольского, В.Н. Тевяшова, Е.Ю. Захарова, С.К. Кондратьевой [14], П.Ю. Вовженяк [15]. История Киево-Печерской Лавры представлена в трудах Е.А. Кивлицкого, С.К. Килессо. Работы В.М. Колпаковой посвящены историческому анализу, а труды Я.В. Литвиненко [16] датировке стенописи пещер. Псково-Печерский монастырь, в том числе его пещеры, исследованы в работах И.И. Лагунина.

Ведутся работы по выявлению характера пещерных комплексов на территории России и их устройству; по созданию кадастра, базы и каталога пещерных христианских религиозных комплексов (монастыри, церкви, источники) на территории Российской Федерации [17]. Современные возможности использования резервов подземных уровней городов рассмотрены А.В. Анисимовым [18].

Незначителен опубликованный археологический материал при замечательной сохранности архитектурных форм. Специальных научных конференций, посвященных христианским пещерным комплексам, проведено весьма мало. Большинство историков архитектуры рассматривают подземные храмы в отрыве от богослужебной практики. Проводящие аналогичные исследования священники аргументировано опровергают выводы многих светских исследователей об атрибуции тех или иных структурных частей объектов. Пещерные объекты анализируются изолированно от подземных частей храмов, подклетов, крипт, тогда как их совместное исследование могло бы принести интересные результаты. В качестве практических результатов в имеющихся исследованиях обыкновенно присутствуют реставрационная и музейная составляющие, современное творческое развитие традиции на рассматривается. Отметим отсутствие комплексных работ, объединяющих анализ исторических и современных аспектов методики создания сакральных поземных пространств, что подтверждает актуальность намеченного исследования. Вместе с тем, анализ литературных источников дает существенную и во многом исчерпывающую фактическую информацию для изучения архитектуры подземных христианских храмов.

Методы. Работа основывается на комплексном методе и включает изучение литературных источников, электронных ресурсов; натурное обследование христианских объектов регионов России; системный анализ сопоставляемых характеристик объектов; объемное моделирование. Особенностью методики исследования является теологический подход, обосновывающий архитектурно-композиционные особенности объектов исходя из историко-богословских и практических богослужебных позиций.

Основная часть. В период раннего Христианства созданы многочисленные подземные храмовые комплексы, в настоящее время являющиеся одними из древнейших сохранившихся религиозных христианских объектов, возникших задолго до разделения восточной и западной Церквей [19]. Основные события Нового Завета – Рождество и Воскресение Спасителя связаны с пещерами, включенными со временем в качестве особо почитаемых христианских святынь в храмы. Возведение подземных монастырей продолжалось на протяжении всего известного периода распространения Христианства на Востоке и в Европе, древнейшая традиция не угасала в России вплоть до XIX века. Подземные религиозные объекты являются важной составляющей истории Русской Православной Церкви. На территории России пещерные монастыри строились в Х–XIX веках в Киевской, Волынской, Черниговской, Харьковской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Московской, Петербургской, Псковской губерниях. Отдельный аспект исследования – храмы с развитой подземной частью, криптами, отмечающие сакральную составляющую места, возведенные в качестве мемориальных объектов над захоронениями. Областью современной подземной архитектуры Христианства является, помимо объектов, обусловленных собственно религиозной составляющей, строительство храмовых комплексов с развитой функциональной составляющей при ограничениях высотности в условиях не нарушаемой историко-архитектурной застройки или ландшафта.

В первые века новой эры при гонениях на христиан устройство подземных храмов обосновывалось необходимыми мерами по скрытности собраний братьев по вере, в последующие столетия значимость защиты или укрытия умалилась. Очевидно, существуют глубинные причины столь длительного существования традиции ухода христианских подвижников «под землю», связанные с догматическими основами и народным пониманием веры, плодотворными для современного изучения (рис. 1). В связи с современным распространением эсхатологических настроений, устройство подземных религиозных комплексов является одним из путей реализации естественного желания уединенной аскетической жизни для наиболее полного воплощения христианских идеалов [20].

Сохранившиеся древнейшие христианские объекты под землей относятся к доиконоборческому периоду, времени вариантного формирования состава и форм богослужения, в том числе Литургического. Долговечный строительный материал пещерных храмов, создающий трудности для позднейших реконструкций, сохранил до наших дней неизменными структурные части храмов в их первоначальных компоновках и следы богослужебного обустройства – Престолов, Жертвенников, темплонов, сосудов-агиасм, баптистериев, вспомогательных помещений. Непростая технология возведения объектов вместе с задачами крайнего духовного самоограничения или монашеского «теснения» не привели к скудости объемно-пространственных решений. Напротив, в архитектуре подземных храмов присутствует значительная свобода в компоновке богослужебных пространств, зачастую превосходящая по неординарности наземные постройки. Сказанное верно и для отечественных объектов синодального периода, где присутствуют относящиеся к «народному» Православию оригинальные, немного наивные идейно-символические обоснования подземной храмовой и монастырской архитектуры. Изучение указанной архитектуры в связи с изменениями богословия и богослужебной практики составит основу методики проектирования, позволяющей непредвзятое рассмотрение устоявшихся композиционных решений храмовых объектов, принимаемых в настоящее время в качестве единственно возможных (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Позиции актуальности (на рисунке в ветвях креста) и принципы современного проектирования,

предполагаемые к разработке (на рисунке в окружностях). В центре – Бахчисарайский Успенский монастырь, Крым (рис. и фото Борисова С.В.)

 

 

Архитектура подземных христианских объектов имитирует аналогичные наземные постройки, также, создает свой собственный неповторимый пространственный «язык». Его геометрия основана исключительно на сочетании криволинейных в планах и вертикальных разрезах поверхностей, очерчивающих несущие элементы и псевдо купольные завершения. Поверхности пространственно выявляются светотеневыми эффектами, обусловленными продуманным расположением проемов, зачастую ориентированных на значимые мемориальные объекты, либо связанные с положением светила в существенные богослужебные моменты. Указанные особенности древнейших христианских построек во многом близки современным положениям нелинейной архитектуры. Изучение формальных геометрических основ и численных соотношений уникального «языка» архитектуры подземных храмов поспособствует развитию традиции на современном этапе с возможным выходом на методические аспекты храмового зодчества в целом (рис. 1).

Большинство пещерных сооружений представляют собой часть сложных многоуровневых комплексов, возведенных в несколько строительных этапов, в которых наземные и подземные части взаимно дополняют друг друга. Существенным аспектом актуальности изучения подземной архитектуры Христианства является нередко возникающая в настоящее время задача создания храмовых объектов на выраженном рельефе с несколькими полуподземными уровнями. Имеется современная тенденция к усложнению функционального наполнения храмовых комплексов при недостаточном понимании взаимосвязей их структурных частей в прерванной на столетие традиции Православия. В связи со сказанным, считаем продуктивным исследование функциональных и коммуникационных взаимосвязей в многоуровневых подземно-надземных комплексах, как актуальных аналогах при создании современных православных религиозных объектов с развитым наполнением социального служения. Представляет интерес изучение опыта поэтапного развития подземно-надземных комплексов [21], как аналога при создании современных храмовых объектов, предполагающих не единовременное возведение (рис. 1).

Подземные и полуподземные структурные части нередко входят в объемно-планировочную композицию храмов. Помимо утилитарных помещений, не представляющих интерес в контексте настоящего исследования, в подклетах располагаются храмы или часовни, крипты, мартирии. Имеются примеры главенствующей роли подземной части, ее пространственной интерьерной связи с надземным уровнем в объектах, возведенных над христианскими святынями. Составной частью исследования является определение роли подземной части храма в создании общего проектного решения, исходя из теоретико-богословских и функционально-планировочных задач.

Иной гранью рассматриваемой тематики являются задачи сохранения исторических и природных ландшафтов в современном строительстве [18]. К факторам, ограничивающим высотность и требующим существенное заглубление зданий, в том числе, храмов, отнесем создание историко-ландшафтных мемориальных комплексов [22], проектирование в не допускающем нарушений историческом архитектурном или архитектурно-ландшафтном пространстве. При создании современных религиозных объектов в данных условиях, очевидно, актуален опыт архитектуры подземных христианских храмов, опирающийся исключительно на понимание внутреннего пространства объектов [23].

Указанные аспекты формируют состав структурных частей разнопланового изучения архитектуры подземных храмовых комплексов Христианства: богословия и символики, методики создания сакральных поземных пространств; функционального наполнения и структурных взаимосвязей многоуровневых подземно-надземных религиозных комплексов. Гипотезой исследования является утверждение о том, что методика храмового зодчества, обращенная к первоистокам Христианства и основанная на общехристианском понятии о преимущественной «внутренней» духовной красоте, проявившемся в наибольшей полноте в подземной архитектуре, является актуальной для современности. Разработка положений гипотезы обосновывает существенность исторических и современных достижений в области подземной архитектуры Христианства для церковного искусства и архитектуры.

Цель аналитической работы – изучение теоретико-богословских основ и разработка с привлечением исторического опыта методики современного развития традиции подземной архитектуры Христианства с распространением ее на храмовое зодчество в целом (рис. 2). Ограничениями исследования являются:

• в части изучения опыта раннехристианских подземных объектов – территории первоначального распространения Христианства;

• в части регионального историко-архитектурного исследования – административные границы Российской Федерации с прилегающими территориями бывших республик Советского Союза (ранее Российской империи);

• в части методических аспектов современного проектирования – подземные и подземно-надземные объекты Православия, как обусловленные религиозной составляющей, так и при строительстве в условиях не нарушаемой исторической застройки или ландшафта.

Объект исследования – подземные сооружения, используемые с целью совершения богослужений и социального служения православными христианами, называемые нами подземной архитектурой Христианства. Предмет – история, современные методические аспекты и принципы подземной православной церковной архитектуры, актуальные для храмового зодчества в целом.

 

Рис. 2. Методика исследования

Для достижения цели работы представляется необходимым решить следующие задачи (рис. 2):

• изучить богословие архитектуры подземных храмовых комплексов, восходящих к первым векам новой эры, как основу для последующего развития архитектуры Христианства;

• проанализировать проявления христианской аскезы в сфере материальных объектов с опорой на понимание соотношения закрытости и открытости пространств, освещенности и отсутствия света;

• изучить функциональные и архитектурно-планировочные особенности подземных храмов, являющихся первоистоками христианской архитектуры;

• систематизировать информацию о подземной архитектуре Христианства в регионах России, уточнить историческую конфессиональную принадлежность, уточнить на основе объемно-планировочных решений архитектурную типологию указанных объектов;

• выявить объемно-пространственные закономерности, архитектурно-художественные особенности, позиции сходства и различий региональной российской подземной архитектуры Христианства;

• систематизировать информацию об архитектурных особенностях современных подземных объектов Христианства различных конфессий и деноминаций и сопоставить ее с историческими аспектами для выявления направленности развития традиции подземного зодчества;

• разработать методические аспекты православного храмового зодчества, исходя из общехристианского понятия о преимущественной «внутренней» духовной красоте с опорой на аспекты подземной архитектуры Христианства; наметить реализацию указанной методики в современном храмостроении;

• разработать принципы современного проектирования подземных и подземно-надземных объектов Православия, обусловленных религиозной составляющей:

композиционные и архитектурно-художественные принципы формирования подземных и подземно-надземных пространств в зависимости от степени открытости / закрытости и условий освещения;

функционально-планировочные, структурные и коммуникационные принципы организации многоуровневых подземно-надземных православных храмовых комплексов;

принципы поэтапного развития подземно-надземных комплексов при создании современных храмовых объектов, предполагающих не единовременное возведение;

• разработать принципы достижения гармонического единства с не нарушаемой исторической застройкой или ландшафтом при строительстве подземно-надземных православных объектов в условиях ограничения высотности.

Выводы. Современные события в области Христианства постоянно напоминают о присутствии в числе религиозных объектов составляющей подземной архитектуры. В текущем году проведены новые исследования пещерного церковного комплекса так называемой Якорной церкви VIXVIII вв. в Великобритании, Дербишир, определены периоды ее религиозного и светского использования. Во время торжеств 21 июля 2021 года в честь праздника Казанской иконы Богородицы в возрожденном кафедральном соборе города Казани обнародованы данные об археологических исследованиях и реставрации подземной церкви на месте обретения чудотворной иконы в XVI веке.

Результатом настоящей работы является доказательство актуальности комплексных исследований в области подземной архитектуры христианства. Обоснована плодотворность методики современного развития в традиции подземной архитектуры Христианства с ее распространением на храмовое зодчество в целом. Выдвинута гипотеза о том, что методика храмового зодчества, обращенная к первоистокам Христианства и основанная на общехристианском понятии о преимущественной «внутренней» духовной красоте, проявившемся в наибольшей полноте в подземной архитектуре, является актуальной для современности. Разработана структура исследовательской работы, состоящая в соответствии с общей целью и задачами из основных последовательных логически связанных этапов:

• исследование богословских, символических основ подземной архитектуры Христианства, их выражения в истоках подземной архитектуры;

• анализ отечественного опыта подземной архитектуры Христианства, систематизация типологических аспектов;

• разработка методических аспектов проектирования современных христианских подземных комплексов, реализация теоретических разработок в проектных предложениях.

Список литературы

1. Тальберг Н.Д. История христианской церкви. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. 558 с.

2. Шаскольский П.Б. Христианские катакомбы в окрестностях Рима и их изучение (к открытию новых катакомб на Латинской дороге) // Вестник русской христианской гуманитарной академии / подготовка публикации А.В Свешников, А.И. Клюев, О.В. Метель. 2013. Том 14. выпуск 1. С. 81-93.

3. Кулаковский Ю.А. История Византии: в 3 томах. СПб: Алетейя, 1996. 456 с.

4. Оустерхаут Р. Византийские строители / перевод Л.А. Беляев, редакция и комментарии Л.А. Беляев, Г.Ю. Ивакин. Киев, Москва: Корвин Пресс, 2005. 332 с.

5. Кирьянова О.Г. Пещерные храмы и монастыри России: историко-культурный потенциал // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. 2018. №1(31). URL: cr-journal.ru 03_2018_16_37_58_1522168678.pdf (дата обращения 22.07.2021).

6. Шевченко Ю.Ю. К вопросу о методике датировки первохристианских пещерных храмов Восточной Европы // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. 2011. №3. С. 55-147.

7. Степкин В.В. Пещеростроительство в лесостепном Подонье (VIII-ХХ вв.). Автореферат диссертации кандидата исторических наук. Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2005.

8. Степкин В.В. Пещеры на территории монастырей Русской Православной Церкви XVII-XXI вв.: генезис и место в сакральном ландшафте // Вестник Самарского университета. История, педагогика, Филология. 2019. Т. 25. №1. С. 32-42. DOI:https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-1-32-42.

9. Степкин В.В. Региональные особенности размещение культовых пещер в европейской части России // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. №3(19). С. 90-98.

10. Могаричев Ю.М., Ергина А.С. Фресковые росписи пещерных Георгиевских церквей Инкермана // Византийский временник. 2020. Т 104. С. 273-298.

11. Днепровский Н.В., Шкурда В.А. К вопросу о первоначальной литургической планировке триконхиальных пещерных церквей Эски-Кермена // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. 2011. №3. С. 187-207.

12. Герцен А.Г., Махнева О.А. Пещерные города Крыма. Севастополь, Библекс, 2006. 192 с.

13. Гайдуков Н.Е. Сакральное пространство и литургические устройства в доиконоборческих пещерных храмах юго-западной Таврики // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси: сборник по материалам Международного симпозиума, июнь 2004 г. М.: Индрик, 2006. С. 186-215.

14. Кондратьева С.К. Дивногорские пещеры в фотоматериалах, рисунках, чертежах // сборник Международного научного форума: Пещеры как объекты истории и культуры, 19-22 апреля 2016 г., Воронеж - Дивногорье, Воронеж: Научная книга, 2016. С. 128-136.

15. Вовженяк П.Ю. Пещерные монастыри Белгородской области // материалы XI Международного молодежного форума «Образование. Наука. Производство», 2019 г. Белгород: Издательство БГТУ им. В.Г. Шухова. С. 77-84.

16. Литвиненко Я.В. Анализ стенописи на древнерусских участках Ближних пещер Киево-Печерской Лавры // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2018. Том 45. № 2. С. 277-284. DOI:https://doi.org/10.18413/2075-4458-2018-45-2-277-284.

17. Долотов Ю.А. Подземные культовые сооружение России: общий обзор // Спелеология и спелестология: сборник материалов IV международной научной заочной конференции. Набережные Челны: НИСПТР, 2013. С. 265-277.

18. Анисимов А.В. Подземные резервы крупнейших городов для развития объектов культуры // Academia. Архитектура и строительство. 2021. №2. С. 66-73. DOIhttps://doi.org/10.22337/2077-9038-2021-2-66-73.

19. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. Л.: Наука, 1985. 152 с.

20. Борисов С.В. О современном понимании аскетизма в храмовой архитектуре // Architecture and Modern Information Technologies [Электронный ресурс]. 2017. №4(41). С. 201-218. URL: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/15_borisov/index.php. (дата обращения 22.07.2021).

21. Борисов С.В. Особенности композиционных решений православных храмов при поэтапном возведении // Новые идеи нового века - 2018: материалы Восемнадцатой Международной научной конференции: в 3 т. / Тихоокеан.гос. ун-т. Т.1. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. С. 39-44. (дата обращения 22.07.2021).

22. Борисов С.В., Левчук В.И. Икона - музейный экспонат в православном храме // Новые идеи нового века - 2017: материалы Семнадцатой Международной научной конференции: в 3 т. / Тихоокеан.гос. ун-т. Т.1. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. С. 23-28. (дата обращения 22.07.2021).

23. Борисов С.В. Современность и традиция в архитектуре православных храмов // «Архитектон: известия вузов» [Электронный ресурс]. 2017. №57 (март). URL: http://archvuz.ru/2017_1/2. (дата обращения 22.07.2021).


Войти или Создать
* Забыли пароль?