сотрудник
Россия
сотрудник
Казахстан
сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 72 Архитектура
ГРНТИ 67.07 Архитектура
ОКСО 07.03.01 Архитектура
ББК 38 Строительство
ТБК 852 Архитектура
BISAC ARC011000 Buildings / Public, Commercial & Industrial
В статье рассматриваются проблемы сохранения и возрождения исторических и национальных традиций в архитектуре сельского жилища этносов Российско-Казахстанского приграничья. Актуальность исследования обусловлена мировыми процессами глобализации, ростом численности населения городов и постепенной утратой уникальных объектов материальной культуры в сельской местности. Целью исследования является выявление объемно-планировочных и архитектурно-художественных особенностей сельских жилищ русского, казахского, татарского и башкирского народов Российско-Казахстанского приграничья. В научной работе были применены следующие методы: натурные наблюдения существующих зданий и сооружений на исследуемой территории, изучение природно-климатических и ландшафтных характеристик местности, сравнительный анализ установившихся типов жилища этносов. В рамках исследования рассмотрены архитектурно-художественные решения фасадов традиционных жилищ разных народов, особенности организации интерьерных пространств, их композиционное и колористическое решение и прослежена взаимосвязь исторически сложившихся приемов с современными методами строительства жилых домов сельского населения региона. В результате исследования был сделан вывод о том, что происходит частичная потеря идентичности, сглаживание национальных особенностей в объёмно-планировочном и архитектурно-художественном решении жилища этносов на исследуемой территории. В тоже время сохранение и возрождение национальных особенностей поможет не только обогатить архитектуру сельского жилища, но и будет способствовать повышению туристского интереса и развитию этнокультурного туризма в Российско-Казахстанском приграничье.
объемно-планировочные и архитектурно-художественные особенности, сельское жилище, изба, юрта, Российско-Казахстанское приграничье, этнокультурный туризм
Введение. Развитие архитектуры жилища во многом связано с различными культурными и социально-экономическими тенденциями, происходящими в обществе. Одной из важных проблем в сельской архитектуре жилища современного периода является возрождение и возврат к историческим и национальным традициям строительства зданий и сооружений. Данная проблема наметилась в связи с мировыми процессами глобализации и роста численности городского населения. Термин «глобализация» расшифровывается, как «усиление процессов взаимозависимости, взаимопроникновения и взаимообусловленности экономических, политических, правовых, идеологических, культурных компонентов мирового сообщества», который свидетельствует, о том, что происходит стирание ярких национальных особенностей архитектуры различных культур и, как следствие, - создание единой, безликой архитектуры [1]. Стремлению сохранить самобытность соответствует формирование стилистических направлений в архитектуре, таких как регионализм, историзм. Этому способствуют также широкая организация в различных странах конференций, встреч, симпозиумов, семинаров, выставок по национальным вопросам и этнографическим исследованиям. Кроме того, развитие этнокультурного туризма в различных странах создает условия для возрождения национальных особенностей в архитектуре. Для регионов, в которых необходимо возрождать историческое культурное наследие данная проблематика особенно актуальна. Как было ранее выявлено, Российско-Казахстанское приграничье, как часть Евразийского пространства, обладает множеством сохранившихся объектов культурного материального и нематериального наследия различных этносов, среди которых особое значение играет нематериальное в виде обрядов, ритуалов и праздников, а также ведение традиционной хозяйственно-бытовой деятельности, что представляет несомненный интерес для этнокультурного туризма [2]. Этнический состав Российско-Казахстанского приграничья многообразен. К народам, сохранившим самобытное культурное наследие в основном, относятся русские, казахи, татары и башкиры. В Российско-Казахстанском приграничье, в частности в таких областях, как Астраханская, Волгоградская, Саратовская, а также Западно-Казахстанская, Атыраусская и Актюбинская преобладает казахское и русское население, а в Самарской и Оренбургской областях проживает в основном татарские и башкирские народы. Несмотря на многовековые процессы взаимовлияния соседствующих народов, общность пройденного ими исторического пути, этносам во многом удалось сохранить культуру и быт, которые проявились в формировании пространства современного сельского жилища и его архитектурно-художественном решении. Таким образом, целью данного исследования является выявление национальных особенностей сельского жилища, возрождение и сохранение самобытности в современной архитектуре жилых домов различных этносов Российско-Казахстанского приграничного региона.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются натурные наблюдения, фотофиксация существующих зданий и сооружений на исследуемой территории, изучение природно-климатических и ландшафтных характеристик местности, сравнительный анализ исторически сложившихся традиционных типов жилища различных народов, проживающих в Российско-Казахстанском приграничье.
Основная часть. Национальные особенности архитектуры, как отмечает Яралов Ю.С. в монографии «Национальное и интернациональное в советской архитектуре», складывались под влиянием таких факторов, как природно-климатические и географические условия, строительные материалы, социально-экономическая и историческая среда, строительные и художественные традиции, развитие техники и технологий, менталитет народа, как совокупность представлений, критериев оценок и вкусов произведений архитектуры, а также синтез различных искусств [3].
Рассматриваемый регион отличается резко-континентальным, засушливым климатом, высоким уровнем температуры наружного воздуха в летний и зимний периоды (средняя температура июля в регионе + 23 °C, средняя температура января в регионе - 12 °C), большим значением среднегодовой скорости ветра (3,16 м/с), значительным показателем суммарной годовой солнечной радиации (от 1100 до 1200 кВт·ч/м2), незначительным уровнем суммы годовых осадков (от 413 до 253 мм) и комфортным значением относительной влажности воздуха в год (от 65 до 74 %). Местность Российско-Казахстанского приграничья в основном равнинная, изредка характеризующаяся возвышенностями, оврагами и балками, лесистость территории составляет около
4 %, а территория располагается в основном в лесостепной, степной и полупустынной природных зонах [4, 5]. Например, в Самарской области, где преобладает лесостепная природная зона средняя температура в январе равняется -14,5 °C, а в июле +26,8 °C, наибольшее количество осадков в году наблюдается в октябре – 48,8 мм, в то время как в Атыраусской области, где преобладает полупустынная природная зона, средняя температура в январе имеет отметку в – 4,9 °C, а в июле
+ 34,2 °C и максимальное количество осадков в году выпадает в мае – 17,9 мм (рис. 1). Природно-климатические и географические условия региона в большей степени влияют на способы строительства, конструктивные и архитектурно-планировочные особенности зданий и построек, вследствие необходимости защиты от неблагоприятного внешнего воздействия и формирования комфортного пространства.
Рис. 1. Сравнительные характеристики климата Самарской и Атыраусской областей (авторская иллюстрация)
Проследим развитие объемно-планировочного решения сельского жилища русского, татарского и башкирского населения в Российско-Казахстанском приграничье начиная с XIX в. по настоящее время (рис. 2–5).
Для жилища татарского народа был характерен бревенчатый четырехстенный или шестистенный сруб, покрытый двухскатной крышей [6]. Торцевой фасад жилых домов старой постройки, имевший как правило три окна, был обращен к улице. В настоящее время распространенным типом жилища являются трехкамерные дома: изба-сени-клеть или изба-сени-изба, также иногда встречаются дома крестообразной формы в плане. Изменение площади подобного жилого дома связано с пристройкой различных помещений, которые могут формировать, как симметричный, так ассиметричный объем. Новые постройки, как правило, строят больших по площади и объёму размеров по сравнению с традиционными. Фасад, обращенный на улицу, имеет 5-–6 окон, а кровля может иметь крутой уклон и сложную форму с мансардным этажом [7].
Рис. 2. Характерные приемы организации сельского жилища русского народа, применяемые в настоящее время в Российско-Казахстанском приграничье (авторская таблица)
Для жилища русских традиционным является деревянная изба-пятистенок с двух или четырехскатной (шатровой) крышей [6, 8]. В современном русском жилом доме на фасаде, ориентированном на улицу, количество окон равняется 2-3, а крыша, как правило, двухскатная с ломаным скатом или совмещённая с крышей над пристройкой.
Техника домостроительства башкир, перенятая у русских, имела много общего в формировании объемно-пространственного решения избы. Так для башкирского жилища характерно в настоящее время двухкамерное пространство со встроенной стеной (изба-пятистенок), покрытое шатровой крышей.
Жилище татарского, русского и башкирского народов, населяющих РКП, совершенствовало свою конструктивную и объемно-планировочную структуры за счет изменения соотношения размеров основного объёма и пристройки, изменения конфигурации здания в плане.
В связи с переходом к оседлому образу жизни казахи Российско-Казахстанского приграничья перенимали опыт строительства стационарных жилищ у оседлых народов, среди которых были русские, украинцы, татары, башкиры и др. Казахский стационарный жилой дом в короткий период от построек земляночного, полуземляночного типа и сооружений, напоминающих по своим формам юрту, прошел к «там уй», а затем и к деревянным «агаш уй». Жилище «там уй» выполнялось из саманного или сырцового кирпича, оно имело фундамент из камня или щебня, стены из кирпича толщина которого варьировалась от 10 до 20 см, окна выполнялись из стекол, кровлю сооружали из деревянных балок, которые сверху накрывались камышом и уплотнялись дерном или глиной [9]. Стены «там уй» оштукатуривались, как снаружи, так и внутри, а в кровле нередко сооружали отверстие для отвода дыма. В настоящее время по типу «там уй» сооружаются различные хозяйственно-бытовые постройки или сооружения в казахской усадьбе. Деревянные дома «агаш уй», возникавшие в конце XVIII – начале XIX в. как и татарские, русские и башкирские жилища имели двух или трехкамерное деление дома на избу-сени-клеть или избу-сени-избу, кровля зачастую была полого-двухскатная или редко двухскатная [9]. Современные «агаш уй», сменив основной строительный материал (с дерева на обожженный кирпич), остались в основном неизменными в объемно-пространственном решении жилого казахского дома.
Рис. 3. Характерные приемы организации сельского жилища казахского народа, применяемые в настоящее время в Российско-Казахстанском приграничье (авторская таблица)
Распространенным традиционным типом внутренней планировки и формирования интерьера жилища русского населения исследуемого региона являлся общерусский тип, который характеризовался расположением печи справа от входа и направлением ее устья к боковой стене. По диагонали от печи устраивался передний – «красный» угол, в котором размещались иконы. В переднем углу стоял большой стол, а вдоль стен – широкие лавки. Рядом с печью над входом располагались полати, а пространство за печью предназначалось для женщин, которое отгораживалось занавеской или деревянной перегородкой. Стены, простенки и углы жилища украшались ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, скатертями и молитвенниками, особое место занимал сундук, где хранились одежды и драгоценные вещи. На большинстве предметов быта была нанесена искусная роспись с сохранением естественного цвета древесины и разнообразной поверхностью за счет света и полутени на узорчатой резьбе. Ведущей цветовой гаммой интерьера жилища была золотисто-охристая с введением белого и красного цветов. Белыми были полотенца на иконах, красный цвет небольшими пятнами сверкал на одежде, полотенцах, в росписях домашней утвари и др. Русский орнамент отличался наличием множества его видов: геометрического, антропоморфного, зооморфного и растительного мотивов, который сохранился в настоящее время [7, 12, 13].
Внутренняя планировка и интерьер татарского жилища имела схожий характер с русской организацией дома. Дом отапливался печью, которая была зачастую комбинацией из русской печи и пристроенной к ней глинобитным очагом с одним или двумя вмазанными котлами. Печь располагалась на некотором расстоянии от стен, образуя проход на женскую половину дома. Устье печи, обычно, как и в русском варианте, обращалось к боковой стене. В соответствии с общетюркскими традициями, как и в юрте, у татар сохранился особый способ отделения женской («почмак як») и мужской («тур») частей жилища. Таким образом, площадь избы разделялась по линии печи капитальной перегородкой или занавесью «чаршау» на кухонную (женскую) и гостевую (мужскую) половины. Татарская печь имела ряд специфических особенностей: она ставилась на небольшое деревянное основание, имела сравнительно низко поставленное отверстие шестка для устройства трубы-дымохода, а также пространство над печью использовалось для складирования различной домашней утвари. Для интерьера были характерны встроенные лавки, полки, нары. Общесемейный стол ставился у одной из стен, либо в центре комнаты. Как и в русском жилище, татарский дом имел богато украшенные поверхности стен сотканными скатертями и салфетками. Атрибутом интерьера являлся «шамаиль» - написанный на стекле, холсте, бумаге или вышитый на ткани текст из Корана. Жилище отличалось обилием перин и пуховых подушек, цветами на подоконниках и устланными на полу дорожками и коврами. Особое место в интерьере занимал красный или зеленый сундук, где хранились одежда, ткани, драгоценности и др. ценные вещи. Все предметы интерьера татарского жилища богато украшались узорами и орнаментами. Специфической чертой татарского орнамента сегодня является преобладание цветочно-растительных и геометрических мотивов и отсутствие зооморфного сюжета. В цветовой гамме жилища применяется зеленый, синий, красный и желтые цвета [7, 13, 14].
Рис. 4. Характерные приемы организации сельского жилища татарского народа, применяемые в настоящее время в Российско-Казахстанском приграничье (авторская таблица)
Планировочная организация внутреннего пространства башкирского жилища имела много общего с общерусским типом планировки и имела отдельные характерные элементы татарского дома. В интерьере, как и в русском жилище, значительная роль отводилась печке. Ее обычно располагали у двери с небольшим отступом и первоначально она имела простую конструкцию и сочетала в себе очаг с котлом, а в последующем стали применяться печи по татарскому образцу. В избах башкирского народа наблюдалось разделение жилой площади на «чистую» (гостевую) половину и кухню. Отличительным элементом убранства дома являлся деревянный дощатый настил – нары. Они занимали значительную площадь, встраивались между стенами, достигая ширины до 2 м. Также, кроме основных нар у входа устраивали дополнительные короткие. Доски нар устилали войлоком, поверх которых клали безворсовые домотканые ковры, стеганные подстилки и др. В гостевой половине размещались сундуки на деревянных подставках с паласами, кошмами, одеялами и т.д. Стены увешивались вышитыми полотенцами, ковриками, занавесками. Перед устьем печи, обращенным к передней стене, всегда оставлялось пространство, отделенное занавесом. Здесь находился небольшой помост для разделки пищи, хранения посуды и продовольственных запасов. Убранство башкирского жилища зачастую сохранило свои традиционные черты и отличается преобладанием геометрического, растительного и зооморфного орнаментов, с применением красного, жёлтого, черного и зеленого цветов. В интерьере при украшении различных предметов быта реже встречаются голубой, синий, алый и оранжевый, в отличие от жилища других народов [10, 15].
Современное внутреннее пространство жилища русского, татарского и башкирского населения в основном сохранило характерные традиционные черты, такие как выделение «чистой» половины жилища. Однако расширение жилой части дома привело в настоящее время к многокомнатности и функциональному разделению помещений, когда каждое помещение предназначено для определенных бытовых процессов (общая комната или «зал», спальни, а также кухня, столовая и т.д.) Общий план дома усложнился за счет пристройки сеней, коридора, веранды или крыльца, а печь стала располагаться в задней части дома и с появлением газового отопления перестала служить для обогрева жилого пространства и стала использоваться для приготовления пищи, подогрева воды или для приготовления корма скоту или птице. Наряду с изменениями во внутренней планировке жилища русского, татарского и башкирского населения произошли изменения в обстановке и убранстве дома. Сельские дома зачастую обставляются мебелью по городскому типу: шифоньеры, кресла, кровати, журнальные столики и т.д., внутренний периметр стен в большинстве случаев покрашен, побелен или оклеен обоями. Сундуки ставят уже в задней части дома, либо у задней стены, на веранде. В них хранят вышедшие из употребления всевозможные занавеси, домотканые полотенца, скатерти, салфетки и т.д. [16]. Однако, в некоторых башкирских домах старой постройки наряду с кроватями сохраняется устройство нар.
Рис. 5. Характерные приемы организации сельского жилища башкирского народа, применяемые в настоящее время в Российско-Казахстанском приграничье (авторская таблица)
В планировочной организации интерьера жилища казахов также огромное значение имела печь, которая отапливала помещение и служила для приготовления пищи. Ее как правило располагали посередине помещения, тем самым деля комнату на две части: пространство ближе ко входу служило прихожей и кухней, другая часть пространства была жилой комнатой. Печь была низкой с вмазанным как у татар и башкир котлом. Интерьер казахского дома характеризовался отсутствием большого количества мебели. Ковры, кошмы, матрацы и тюфяки заменяли предметы убранства и мебели. Пол устилали кошмой из овечьей шерсти. Спальные места сооружались на шерстяных матрацах, обтянутых тканью («курпе»). Обеденный стол заменяли низкие столики или скатерти («дастархан»), постеленные на пол. Для складывания подушек и матрацев применялись сундуки. Почетное место для гостей в центре общей комнаты покрывалось поверх простой кошмы коврами или войлочными подстилками. Характерной деталью казахского интерьера стационарного жилища, перенятого из убранства юрты, было оформление предметов быта различными орнаментами и всевозможным декором. Внутреннее пространство юрты всегда имело яркое и интенсивное насыщение цветом и орнаментацией различных поверхностей пола и стен. Ковры, кошмы, паласы, чехлы подушек, стеганные одеяла украшаются узорами. Основными цветовыми сочетаниями являлись холодный красный, синий и серый фон, а в качестве рисунка орнамента применялись темно-коричный и черный цвета. Среди различных типов орнамента для казахского характерны зооморфный, геометрический, растительный и космогонический. Орнамент исполнялся в различных техниках: был вырезан на дереве при изготовлении посуды, гравирован или припаян на металле для украшения сундуков, вкатан или вшит в войлок, вышит на ткани или на ворсовом ковре и др. [17, 18].
Современная планировка и интерьерное решение казахского дома претерпели изменения, как и у других народов в направлении расширения помещений и увеличения количества комнат. Так для формирования общей комнаты выделяются значительные площади (средняя площадь 28–36 м2, нередко встречаются комнаты площадью 42–48 м2). Это объясняется сохранением традиций проведения семейных торжеств с большим количеством приглашенных, а также проживанием в течение длительного срока родственников семьи. В тоже время многофункциональность помещений сохранилась в современных жилищах. Она выражается в трансформации функциональной организации пространства за счет переноса матрасов и низеньких столиков или скатертей из одного помещения в другое. Так комнаты для встречи гостей и общесемейного отдыха домочадцев, могут использоваться при надобности в качестве спален или кухонь. Если в вопросе планировочной организации казахского жилого дома произошли изменения, то в убранстве жилища, сохраняется этническое своеобразие. Предметы быта, среди которых ковры, паласы, чехлы подушек, одеяла и др. остаются богато украшенные орнаментами. Однако вследствие развития технологий и заводского производства тканей наблюдается большее, чем раньше разнообразие цветов, таких как голубой, белый, желтый, красный, зеленый, черный, синий и их полутонов.
Архитектурно-художественные особен-ности оформления фасадов домов русского, татарского и башкирского народов заключаются в разнообразном декоре (рис. 2–5).
В русских домах приемы украшения фасадов основаны на деревянной резьбе, которой покрывались отдельные детали: ставни оконных проемов, наличники и полотна дверей, подзоры кровель. Жилище, как правило, оставаясь неокрашенным с поверхностью рубленных стен здания создавало единую композицию с теплым тоном обработанного дерева в деталях [19]. Оконные проемы имели размеры 0,4×0,6 м, тогда как сейчас дома характеризуются наличием больших окон (0,8×1,2 м; 0,9×1,2 м и т.д.). Архитектурная резьба на различных декоративных элементах выполнялась в традиционных мотивах – геометрическом, растительном, зооморфном типах. В современных русских жилищах декоративные элементы здания при меньшем использовании резьбы и ее упрощении, покрываются краской. Преимущественно используются белый, синий, зелёный, иногда желтый и красно-коричневые цвета. Для русской усадьбы были характерны высокие глухие ворота с калиткой, выполненные из вертикально поставленных досок, украшенных также резьбой и иногда накрытых двухскатной кровлей. Однако, в настоящее время входные элементы усадьбы, как ворота и калитка в меньшей степени декорированы и при их строительстве используются современные строительные материалы, такие как сетки, перфорированные металлические листы, пластик и др.
В жилых домах татарского населения деревянная резьба играла менее важную роль. В художественно-декоративном украшении, активно применялись цвет и техника накладного декора. В татарском жилище в цвете решалось все, начиная от жилого дома и заканчивая хозяйственными и бытовыми постройками, выходящими на улицу. Особенностью традиционного оформления фасадов жилых домов являлись следующие приемы колористики: полихромность цветового решения с выбором характерной гаммы цветов (зеленого, голубого, желтого и белого, как акцентных – синего и красного), а также использование принципа чередования цветов (большими плоскостями или раскраской «в полоску») [20]. Как отмечают исследователи Аитов Р.Р., Афанасьева Е.А. и Токмакова Г.Ю в татарской сельской жилой архитектуре цветовая проработка поверхностей строений и их деталей связана с приемами пластической декоративной отделки, т.е. «цвет использовался как композиционно-художественное средство, выявляющее структуру сооружения» [8]. Наблюдалась традиционная отделка поверхностей – обшивка досками плоскостей стен, углов и фронтона дома, украшение декором наличников с элементами накладной резьбы, карнизов, подзоров кровель и др. Накладной декор осуществлялся в геометрическом и растительном мотиве с применением элементов в виде ромбов, квадратов, кругов, растений и др. Торцевые фронтоны и нижняя подшивка скатной кровли оформлялась резным или ажурным способом. Оконные проемы, как правило имели размеры 0,6×0,9 м, а полотна входных дверей филенчатые одностворчатые, иногда двухстворчатые украшались накладными элементами или окрашивались исходя из общего колористического решения дома. Особое внимание уделялось декору наличников оконных проемов различными узорами цветочного орнамента. В настоящее время декоративная отделка фронтона в основном имеет упрощенный вариант, когда фронтонное окно выявляется без создания фронтонной ниши. Это связано с формированием целостной композиции уличного фасада здания при снижении высоты заборов перед ним, заменой его решеткой или сеткой. Огороженное забором или высаженными деревьями, пространство перед уличным фасадом дома является характерным отличием традиционного татарского жилища с расположением постройки в глубине усадьбы. В тоже время в связи с появлением новых строительных материалов происходит смена деревянных стен на кирпичные, а вместо обшивки фасада деревянными досками методом «в елочку» им на смену приходит сайдинг. Таким образом, часто наличники выполняют из листового железа или цветного профильного листа. Также, стоит отметить, что в последнее время стали появляться дома, выполненные из красного кирпича с применением белого силикатного для украшения фасадов домов и декорирования оконных проемов. Однако, ворота в современных усадьбах, как значимый элемент усадьбы тщательно воспроизводятся в традиционных формах. Одним из распространенных вариантов на данный момент являются ворота на трех столбах со скатной кровлей. На столбах крепятся полотнища ворот и калитки и над калиткой или всеми полотнищами устанавливается ажурная решетка или общий скат [20].
Фасад дома башкирского населения, обращенный к улице, имел большую орнаментальность чем противоположная сторона дома, выходящая во двор усадьбы. На фасаде наиболее декорированным элементом были наличники окон, ставни, фронтон. Примечательно то, что башкирский декор в технике исполнения был схож с русским, т.е. применялись различные приемы резьбы. В основном на наличниках оконных проемов размещался зооморфный орнамент, изображавший фазанов, тетеревов, куниц, крылатых коней и др., а также космогонический с солярными узорами. Также, широко распространены геометрические знаки – ромбы, прямоугольники, треугольники и др. При оформлении башкирского жилища старались сохранить натуральный цвет дерева, поэтому резные элементы декора оставляли неокрашенными. Однако, цвет присутствовал в украшении дома. Наиболее характерными были белый, голубой, зеленый, желтый цвета и их полутона. Как и в русском жилище, со стороны улицы в башкирской усадьбе устраивался глухой забор с калиткой, изредка украшенный резьбой. В настоящее время архитектурный декор башкирских домов многообразен, наряду с резьбой сочетается покраска поверхностей и отдельных элементов, фигурной рустовкой заделывается фронтон, на зашитых досками стенах появляются многоцветные аппликации и в нем сохраняются орнаментальные зооморфные и космогонические мотивы [15].
Внешнее оформление стационарных казахских домов в период их формирования и в последующем отличался отсутствием какого-либо декора в художественном оформлении фасадов зданий и сдержанным колористическим решением. Данное явление прослеживается при исследовании исторического типа жилища казахов – юрты. Отмечается, что экстерьер юрты характеризовался спокойным цветовым решением и интегрированной в ландшафт формой, в отличие от интерьерного пространства кочевого жилища. Как правило, юрты покрывались кошмой, сотканной из натуральной шерсти верблюдов или овец, имевших волокна бежевого, светло-коричневого цвета. В цветовом оформлении стационарного жилища казахи старались сохранить натуральный цвет дерева, но в тех домах, где применялась саманная техника строительства подобные здания белились, а отдельные элементы, такие как наличники оконных проемов оформляли цветом и накладными декоративными деталями, ставни в большинстве случаев отсутствовали. Жилища в основном белились до основания фронтона, а сам фронтон здания оставался деревянным. Наиболее характерными цветами в декоре казахского жилища являлись белый, голубой, синий и зеленый. По аналогии с оформлением юрты, когда ее опоясывали узорчатые ленты, а полог, заменяющий дверь, украшали орнаментами и символами, в современном доме украшение входа остается актуальным. Входная дверь зачастую выполняется из дерева с декоративными накладными элементами в основном геометрического орнамента, в виде ромбов, кругов, крестов и др. Казахские усадьбы в отличие от русских, татарских и башкирских не огораживались глухим забором, а имели низкий забор решетчатого характера, выполненный из дерева, или наблюдалось полное его отсутствие со свободным расположением хозяйственных построек. Художественное и колористическое решение казахского жилища не претерпело серьезных трансформаций. Изменениям подверглись, как и в жилищах других народов, основные строительные материалы. Вместо дерева и самана в настоящее время применяется кирпич, а деревянный фронтон обшивают сайдингом [17].
К традиционным строительным материала народов Российско-Казахстанского приграничья относят дерево, камыш, солому, саман, дерн и др. Срубы из дерева состояли в среднем из 12–15 бревен-венцов для домов русского и татарского народов, для башкирского из 9–11 бревен [10]. Их сооружали поставленными на дубовые стойки, бутовый камень или известняк с формированием подполья под передней половиной избы. Пазы сруба в таком случае прокладывались мхом или паклей, а снаружи промазывались глиной. В степной зоне исследуемого региона помимо срубной техники, для жилищного строительства применяли саманный метод. Стены избы выкладывали из кирпичей, изготовленных и высушенных в специальных формах из смеси глины, соломы и песка. Щели между кирпичами заливали жидкой глиной. Также, саман применялся при каркасной технологии, где на деревянный каркас с заполнением промежутков соломой или песком и армированный обрешеткой, наносилась глиняная смесь. В последствии стены саманного дома оштукатуривались.
Саманные технологии применяются и в настоящее время в хозяйственно-бытовых сооружениях казахского населения. Среди сохранившихся домостроительных традиций населения Поволжья наблюдается применение камыша в качестве строительного материала. Подобно саманной технологии в современности возводятся «камышанки» - каркасные дома, где вместо соломы и песка применяются пучки камыша [11].
Как показали исследования, новое жилищное строительство этносов Российско-Казахстанского приграничья ведется преимущественно из кирпича – силикатного, глиняного или их комбинаций, а также газобетонных блоков. Для облицовки домов часто используется виниловый сайдинг, для покрытия кровли применяют асбестоцементный шифер, профилированный лист, металлическую черепицу и др. Ограждения и ворота выполняются из современных строительных материалов, таких как сетки, перфорированные металлические листы, пластик и др. В тоже время несмотря на достаточно широкое использование новых строительных и отделочных материалов наблюдается относительное постоянство применения цвета, формы декора в оформлении фасадов жилых домов и убранства в решении интерьерных пространств современных жилых домов этносов Российско-Казахстанского приграничья.
Выводы. Вследствие глобализации, которая повлияла на архитектуру застройки в сельской местности, происходит частичная потеря идентичности, сглаживание национальных особенностей в объёмно-планировочном и архитектурно-художественном решении сельского жилища. Поиск самобытности и уникальности объектов материальной культуры, сохранение и возрождение национальных особенностей и традиционных приемов планировки поможет не только обогатить архитектуру сельского жилища, но и будет способствовать повышению туристского интереса и развитию этнокультурного туризма в рассматриваемом регионе и явиться активным ресурсом поддержания сельских территорий.
При формировании современных построек с применением прогрессивных методов строительства, инженерного обеспечения, строительных и отделочных материалов на селе, следует учитывать выявленные национальные особенности, как в планировочной организации, так и в архитектурно-художественном оформлении интерьеров и фасадов зданий, влияющие на создание их образных характеристик, вытекающих из многовекового опыта и культурного наследия народов Российско-Казахстанского приграничья. Сочетание архитектуры новых компонентов учреждений этнокультурного туризма в сельской местности с существующими поселениями, в которых происходит знакомство туристов с культурой и бытом этноса, должно происходить через создание стилистического единства с сохраненным и возрожденным народным жилищем, имеющем ценное историко-архитектурное значение.
1. Социология права. Словарь специальных терминов [Электронный ресурс]. URL: https://1127.slovaronline.com/27-%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения 20.12.2020).
2. Bancerova O.L., Kasimova A.R. Formation of ethno-cultural tourism clusters in Russia-Kazakhstan borderline territory // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Vol. 9, Iss. 4(28). Pp. 771-776. doi: https://doi.org/10.14505//jemt.v9.4(28).10.
3. Яралов Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре. М.: Стройиздат, 1985. 224 с.
4. Российско-Казахстанский транс-граничный регион: история, геоэкология и устойчивое развитие // под ред. А.А. Чибилева. Екатеринбург: УрО РАН, 2011. 216 с.
5. Ilvitskaya S.V., Bancerova O.L., Kasimova A.R. Regional features of the formation of sustainable tourist buildings of the Russian-Kazakhstan border // Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering. 2020. Vol. 164. Pр. 11033. doi:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202016411033.
6. Корнеева Ю.В. Архитектурные традиции народов Среднего Поволжья второй половины XIXвека // Сборник материалов XXIII Международной научно-практической конференции «Наука сегодня: теория, практика, инновации». Астрахань, 1 октября 2017 г. Астрахань: Научный центр «Олимп», 2017. С.119-121.
7. Аитов Р.Р., Афанасьева Е. А., Токмакова Г.Ю. Принцип чередования цветов как характерная особенность архитектурных традиций казанских татар // Известия КазГАСУ. 2019. №4 (50). С. 7-17.
8. Банцерова О.Л., Касимова А.Р. Формирование типов этнического жилища в процессе создания культурно-исторической общности евразийских народов // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 5 (83). С. 29-33.
9. Дукомбаев А.Т. Типология оседлых памятников кочевников казахских степей // Материалы LIX Российской археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. Благовещенск, 08-12 апреля 2019 г. Благовещенск: изд-во БГПУ, 2019. С. 207-209.
10. Многонациональный Самарский край [Электронный ресурс]. URL: http://narod.samddn.ru/43-russkie/images/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5/PeredUgol.jpg (дата обращения 20.12.2020).
11. Домостроительные традиции нижневолжского населения Астраханской области [Электронный ресурс]. URL: http://catalog.folc.ru/catalog/traditsionnaya-khozyaystvennaya-i-bytovaya-kultura/413.html (дата обращения 20.12.2020).
12. Липинская В.А. Традиционная культура русского народа в средней полосе Европейской части страны: этнографический альбом. М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2015. 320 с.
13. Жаренкова Е.С. Этническая специфика орнаментальной культуры народов Самарской области // Исторические, философские политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-2 (21). С. 59-52.
14. Мухаметшин Ю.Г., Халиков Н.А. Усадьба тюркских народов: сельское жилище татар Поволжья и Урала. Астана: Тюркская академия, 2011. 358 с.
15. Даминев И.И. Внешнее оформление и внутреннее обустройство жилища башкир во второй половине XX века // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал XXI века». Казань, 29 января 2018 г. Уфа: изд-во «ОМЕГА САЙНС», 2018. С. 66-70.
16. Розенберг Н. В. Особенности полиэтнической культуры Поволжья в контексте культуры повседневности // Вестник ТГУ. 2012. №12. С. 390-395.
17. Сабитов А.Р. Архитектура жилища малых железнодорожных поселков в Западном Казахстане: дис. … канд. арх.: 18.00.02 / А.Р. Сабитов. М., 1987. 197 с.
18. Абдалимова Ж.С. Национальный орнамент в прикладном искусстве Казахстана // Культурное наследие Сибири. 2017. № 4 (22). С. 96-100.
19. Бологова И.Ю., Козлова В.А. Русская изба как объект этнографического туризма [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29039202&pf=1& (дата обращения 20.12.2020).
20. Аитов Р.Р., Афанасьева Е.А. Традиционная колористика татарского сельского жилого дома в современных условиях // Известия КазГАСУ. 2016. №2 (36). С. 7-16.