ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ТЕРРИТОРИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВОСТОЧНОГО САЯНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
При информационном моделировании важно определить содержание,направление и форму информационных потоков. Информационные потоки экологического просвещения формируются в визит-центре, распределяются по территории экотуризма и направлены на формирование экологического менталитета у различных групп посетителей территории экотуризма. Информационная система экологического образования и просвещения, формирующая ответственное отношение туристов к окружающей их природной среде, интегрирована в туристический каркас территории. Декомпозиция сети туристических маршрутов в центральной части Восточного Саяна позволила определить поле влияние информационных центров и, на этом основании выявить основные характеристики: главную тему экспозиций, экологических маршрутов, набор функций, архитектурный стиль.Территория экотуризма рассматривается как социальное пространство. Сила влияния информационных объектов зависит от их позиции в социальном пространстве, которая определяется величиной их социального капитала. Методологическим подходом в моделировании информационного содержания эколого-просветительского визит-центра является концепция социального поля П. Бурдье, с позиции которой экологическое поле стремиться максимально увеличить свое влияние. Институтом, оказывающим это влияние, является система просвещения. В результате, автором предложена концептуальная модель системы экологического просвещения, суть которой состоит в том, что содержание главной темы визит-центра должно соответствовать его полю влияния.

Ключевые слова:
экологическое просвещение, туристическая сеть, туристический маршрут, визит-центр, информационная модель, информационный поток, содержание, форма, социальное пространство, культурное пространство, социальный капитал, экологическая ценность, культурная ценность, рекреационная ценность, трансформация, концепция социального поля П. Бурдье, акторно-сетевая теория, физическое пространство природных и природно-антропогенных ландшафтов, сетевое пространство туристических маршрутов, пространство эколого-просветительских информационных потоков.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Любой объект может быть представлен в виде модели его информационной структуры.

Экологическое просвещение, представленное как непрерывная цепь информационно-коммуникационных потоков, не является исключением. Экологическое просвещение является эффективным методом управления рекреационным воздействием на территории экотуризма. Оно дает знания о природе и культуре территории и, соответственно, формирует экологический менталитет.

Именно формирование экологического менталитета является основным путем, ведущим к сбалансированному развитию человека и природы. Поэтому информационное моделирование территории экотуризма – это моделирование социального пространства. Реализуя потенциал окружающей среды, совершенствуя деятельность учреждений, можно обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создавать возможности для развития и самореализации человека.

Информационным объектом на территории экотуризма являются эколого-просветительские информационные визит-центры, целью создания которых является формирование экологического сознания у посетителей. Основной задачей визит-центров является организация информационных потоков, которые обеспечивают создание у посетителей незабываемого образа территории, формируют ответственное отношение к окружающей среде и способствуют осознанному выбору туристических маршрутов и услуг. 

При информационном моделировании важно определить содержание и форму информационных объектов. Содержание - это концепция, главная тема информации визит-центров. Для воплощения содержания необходима грамотная с точки зрения градостроительства и архитектуры форма визит-центра, которая включает следующие параметры: архитектурный стиль, технологии строительства, функции объекта.

Информационные потоки экологического просвещения формируются в визит-центре, распределяются по территории экотуризма и направлены на формирование экологического менталитета у различных групп посетителей территории экотуризма.

В соответствии с целью и задачами экологического просвещения конструируется его содержание, которое отображает разнообразие природы, ее целостность и единство природы и общества.

Для усиления информационного влияния на посетителей содержание информации должно представлять хорошо организованную систему. Содержание информации воплощается в главной теме визит-центра. Ее функция состоит главным образом в том, чтобы задать тон, направить и ограничить содержание выставок. Главная тема – это характеристика конкретной территории, фундаментально наполненная содержанием, которое будет оказывать большее воздействие на посетителей, потому что оно будет ясное и целенаправленное. Без основной темы содержание выставки будет состоять фрагментировано, и давать информацию ради информации - вместо того, чтобы донести до посетителей опыт, имеющий глубокое содержание.

Если на охраняемой территории существует сеть эколого-просветительских учреждений главная тема придает ей связанность на принципе от общего к частному.

Информационному наполнению визит-центра должен соответствовать образ объекта, направленный на чувственное восприятие территории. Для воплощения содержания главной темы необходима грамотная с точки зрения экологии, градостроительства и архитектуры форма подачи информации, которая наиболее полно отражает уникальность территории, ее природные и культурные особенности.

Постановка проблемы. Исследуются территориальные предпосылки создания в центральной части Восточного Саяна территории экологического туризма. В настоящий момент самодеятельный туристических поток в Саянском районе Красноярского края составляет 12 тысяч человек в год.

В экологическом отношении исследуемая территория является эталонной, она входит в 200 экорегионов мира, где сосредоточено 90 % биоразнообразия планеты. Основная проблема, возникающая от рекреационного использования территории – замусоривание участков возле охотничьих зимовий и вандализм (пожоги избушек). Поэтому возможно последовательное увеличение туристического потока при постоянном мониторинге экологического состояния экосистемы.

Массовое развитие туризма привело к критическому увеличению рекреационных нагрузок на туристические территории, что стало причиной деградации природной среды, снижению биологического разнообразия экосистем и последующему снижению туристического интереса к территории.

Снижение эстетических и экологических свойств природных ландшафтов может быть результатом безответственного поведения туристов. Самым распространенным воздействием подобного рода является замусоривание территории, вандализм, приводящий к разрушению объектов туристического притяжения. Отходы от туристической деятельности, как и способы их устранения, приводит к ухудшению санитарных условий природной территории.

Маршрут от аэропорта Лукла до базового лагеря у подножия горы Эверест получил неофициальное название - «тропа мусора и туалетной бумаги». Самодеятельные туристы каждое лето оккупируют побережье Байкала, оставляя после отдыха в выходные дни до одного ведра мусора от каждого посетителя.

Шалаболинские петроглифы, расположеные на правом берегу р. Туба (правый приток р. Енисей) являются древним культовым комплексом. В результате неконтролируемого туризма в большом количестве появляются современные надписи поверх рисунков, разрушаются силуэты, контуры и детали изображений.

Происходящие на туристских территориях негативные изменения потребовали поиска подходов к управлению рекреационным воздействием на туристические территории.

С середины 2000-х гг. исследования в области управления рекреационным воздействием встраиваются в концепцию устойчивого развития. Концепция устойчивого развития была сформулирована как способ преодоления главной для современной цивилизации экологической угрозы. В основе концепции устойчивого развития лежит мировоззренческий образ будущего - гармоничное сосуществование человека и природы, идея изменения поведения людей для сохранения природного и культурного наследия для будущих поколений. В итоге в 1996 г. ВТО, Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC), организацией «Зеленый мир»  разработана концепция устойчивого развития туризма в 21-м веке: «Agenda 21 for travel and tourism industry», где была предложена программа действий для государственных организаций и туристических компаний [1]. Программа включает необходимость организации системы экологического образования и воспитания широких слоев населения, в целях повышения культуры природопользования, сохранения и восстановления уникальных природных комплексов;

Для достижения прогнозируемого результата в социальной сфере (мировоззренческого образа будущего) возникает необходимость в социальном проектировании и моделировании градостроительного обустройства территорий экотуризма.

Степень изученности проблемы. Социальное направление в проектировании возникло в конце прошлого столетия.  Такие исследователи как В.Л. Глазычев, Г.П. Щедровицкий, О.И. Генисаретский, А.Г. Раппапорт и др. [2-6] впервые рассмотрели проектирование как путь решения социальных проблем. Важной вехой в реализации этого направления стала книга американского архитектора и специалиста по кросс-культурным исследованиям А. Рапопорта House Form & Culture («Форма дома и культура», 1969) [7], где автор утверждает, что форма дома – это не просто результат действия физических сил или какого-то случайного фактора, а последовательность воздействий целого спектра социально-культурных факторов.

Социологизация исследований в области развития туризма была предпринята Российским научно-исследовательским институтом природного и культурного наследия (Ю.А. Веденин, Ю.С. Путрик, В.Л. Каганский) [9–12]. Развитие теории культурного ландшафта привело к пониманию значения для развития туризма и сохранения природы воздействие ландшафта на человека. Поэтому большее внимание стало уделяться изучению информационного поля ландшафта, созданию привлекательного образа территории.

В начале 70-х годов 20-го века научный оборот введена категория социального пространства, которое согласно концепции П. Бурдье рассматривалось как топология, разделенная на ряд элементов - полей. Поля имеют силовой характер и посредством информации, механизмов культуры воздействуют на людей.

Акцентированное внимание на форме объекта было положено в теории катастроф (морфогенеза) Рене Тома: для устойчивости формы объекта необходимо определить параметры управляющие формой [13–14].

Согласно акторно-сетевой теории (Джон Ло) пространство выступает как способ организации объектов [15]. Поэтому, проектирование формы объектов предполагает определение параметров пространств в которых объект существует. Синтез этих позиций в социальной топологии может служить методологическим путем моделирования социального пространства. В туризме – это моделирование информационных объектов.

 

Рис. 1. Территориальное планирование экопросветительских учреждений центральной части Восточного Саяна [28]

Материалы и методы.

Моделирование содержания эколого-просветительской информации. Методической основой моделирования содержания (главной темы) визит-центра стала модель социального поля П. Бурдье. Влияние визит-центра зависит от его позиции в социальном пространстве, то есть от величины культурного капитала. Посредством расчленения пространства на структурные элементы - позиции объекта в конкретной точке пространства, можно определить конфигурацию поля влияния объекта и, оценить объем и структуру его культурного капитала, иначе говоря, легитимную для данного места модель гармоничного взаимодействия человека и природы. Это позволяет проектировать содержание и структуру главной темы визит-центра, которая и транслирует для посетителей легитимную модель [17].

Для усиления влияние экологического поля автором предложена концептуальная модель системы экологического просвещения, суть которой состоит в том, что содержание информации визит-центра (главная тема) должно соответствовать месту его локализации – полю влияния визит-центра на посетителей.

Моделирование формы эколого-просветительской информации. Для чувственного влияния на посетителей объект должен иметь характерный, индивидуальный облик, ассоциированный именно с данным местом. Поэтому конструирование устойчивой формы объектов предполагает включение пространственных отношений. В рамках акторно-сетевой теории объекты являются пересечением различных пространств – регионов, сетей и потоков. Пространства создают объекты определенной формы и устанавливают пределы условиям возможности существования объектов [17].

Эколого-просветительский информационный визит-центр – это топологически множественный объект, который существует и преобразует три формы пространственности: физическое пространство природных и природно-антропогенных ландшафтов, сетевое пространство туристических маршрутов и пространство эколого-просветительских информационных потоков. В информационном пространстве для устойчивого существования объекта необходима постоянная трансформация.

Влияние экологической ценности территории на проектирование визит-центра. Встроенные в природный ландшафт искусственные сооружения функционируют в нем, подчиняясь природным законам. Новые антропогенные объекты физически входят в ландшафт, становятся его элементами. Но не обусловлены им и поэтому являются чужеродными. Ландшафт стремится отторгнуть их или модифицировать. Для повышения устойчивости внедряемых элементов человек должен максимально уменьшать их «чужеродность» для ландшафта: минимизируя степень изменения ландшафта или делая объект максимально естественным [18].

Культурная ценность ландшафтов. В естественно развившихся традиционных культурных ландшафтах природные процессы, в результате длительных, целенаправленных воздействий человека, претерпевают определенные изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. Исторически сложившийся культурный ландшафт целесообразен, ему присущи черты живого организма или биоценоза. Эти черты сознательно или неосознанно заимствуются у природы проживающим в этой местности народом в устройстве быта, жилищ, усадеб. Визит-центр, становясь элементом культурного пространства, должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный район и, с высокой степенью выразительности, демонстрировать отличительные черты [24] региональной архитектуры, в которой отражен результат наложения исторических и культурных волн.

Рекреационная ценность. Эстетика природного ландшафта – красота, индивидуальность местности, ее привлекательность для человека - является видом природного ресурса, необходимого для отдыха, восстановления сил и здоровья людей. Критерием эстетической ценности результатов преобразовательной деятельности человека выступают закономерности природы, которые являются основанием красоты: фактура, цвет форма, композиция [24]. Нарушение этих закономерностей приводит к разрушению эстетического значения природы. Поэтому важно сохранить эстетическое единство рекреационного пространства и объекта, то есть гармонично интегрировать визит-центр в ландшафт и с его помощью раскрыть наиболее эстетически ценное в природном ландшафте.

Влияние туристической сети на проектирование визит-центров. Как объект, существующий в сети туристических маршрутов, визит-центр сохраняет свою целостность, благодаря порядку постоянно выполняемых функций, неразрывно связанных с функциями, выполняемыми элементами туристической сети. Единство функциональной направленности туристической сети и визит-центра создает синергетический эффект в экологическом просвещении.

Элементы туристической сети могут выполнять различные функции: познавательную, развлекательную, научную, информационную. Поэтому, визит-центр – это многофункциональный объект, что хорошо согласуется с охраной природы, так как полифункциональное строительство дает возможность сокращать площадь застройки путем объединения различных функций в одном здании.

Функцией-доминантой визит-центра является эколого-просветительская функция, которая институционально закреплена за учреждением и состоит в просветительской работе. Как туристско-информационный центр, визит-центр предоставляет туристическую информации об отдыхе, достопримечательностях, объектах туристического показа, маршрутах, обычаях местного населения.

Научно-исследовательская функция визит-центра состоит в проведении научных исследований, создании музейных экспозиций.

Главная цель визит-центра, как познавательно-развлекательного, развить у туристов через развлечения чувство бережного отношения к природе.

Содержание и форма информационного объекта конструируется внутренними, в пределах своей географической локации (поле влияния) пространственными отношениями. Пересечения форм пространственности задают характеристики визит-центра: порядок выполняемых функций, главную тему экспозиций, архитектурный стиль, технологии строительства.

Основная часть. Информационная система экологического образования и просвещения, формирующая ответственное отношение туристов к окружающей их природной среде, интегрирована в туристический каркас территории. Структура связанной туристической сети служит отображением возможности сети по распределению экологической информации между информационными центрами. Декомпозиция графа сети туристических маршрутов в центральной части Восточного Саяна позволила определить поле влияние информационных центров и, на этом основании выявить основные характеристики: главную тему экспозиций, экологических маршрутов, набор функций, архитектурный стиль.

Объекты моделирования:

  1. Главный эколого-просветительский, культурный, развлекательный, информационный визит-центр территории расположен в опорном планировочном центре «Приисковый» – нежилом поселке золотодобытчиков Негота.

Через поселок Негота проходили основные пути охотников-промысловиков, золотодоискателей, научные экспедиции Д.К. Соловьева, Г.Л. Федосеева [18–22], в результате деятельности которых были организованы Саянский заповедник и Тофаларский заказник. Туристические маршруты, которые начинаются в планировочном центре, - сплавы по Малому Агулу, Агулу, Кизиру и Кану, пешие и конные маршруты по Тукшинскому и Канскому белогорьям в долину реки Дикий Кан, Малый Агул, г. Пирамида, Хребтовому озеру, по следам экспедиций Д.К. Соловьева и Г.Л. Федосеева. Подграф главного визит-центра показывает, что поле его влияния охватывает основную часть территории экотуризма. Главная тема экспозиций визит-центра – это процесс освоения природного комплекса Восточных Саян. Поэтому, в состав визит-центра входят музеи золотодобычи, пушного промысла, основания заповедного дела в России. Дополнительной инфраструктурой визит-центра являются познавательно-развлекательная площадка «Золотой прииск», демонстрационный вольер пушных зверей (соболь) и система маркированных эколого-просветительских маршрутов к избушке Д.К. Соловьева, по следам Г.Л. Федосеева [18-22], на конях по золотым приискам, экологическая тропа «Охотничий путик» с сибирским зимовьем и орудиями лова. Элементы туристической сети выполняют эколого-просветительскую, туристско-информационную и познавательно-развлекательную функции. В результате главный визит-центр территории экотуризма – это многофункциональный комплекс, назначение которого туристическое информирование о территории, экологическое просвещение и познавательное развлечение посетителей в пределах главной темы.

Экокультурный информационный визит-центр расположен на стыке нескольких функциональных зон. Туристические маршруты начинаются в рекреационной зоне и зоне охраны культурно-исторических объектов, продолжаются в особо охраняемой зоне, зонах традиционного природопользования и познавательного туризма, то есть на участках территории ценных [24-27] в культурном, рекреационном, экологическом отношении. Для строительства эколого-просветительского учреждения требуется использование характерных элементов сибирского промыслового деревянного зодчества, реконструкции исторического поселка из экологически чистого местного материала – дерева.

Рис. 2. Нежилой п. Негота [28]

 

  1. Этно-экологический просветительский информационный визит-центр планировочного центра в поселке Орье. Орье – поселок, входящий в ареал проживания местного русского населения. Здесь сохраняется оригинальный образ жизни местного населения, на основе которого возможно развитие таких видов экотуризма как фотоохота, рекреационная рыбная ловля, контролируемый сбор дикоросов [24-27], сельский туризм – проживание в гостевых домах местных жителей и путешествия в верховья Кана на лодках. Основные туристические маршруты визит-центра идут по планируемому природному парку Канское белогорье, включая сплавы по реке Кан и Кизир, ландшафтный и геотуризм. Подграф визит-центра, расположенного в поселке Орье, показывает, что поле его влияния охватывает рекреационную зону природного парка Канское Белогорье, который планируется для демонстации форм рельефа ледникового происхождения. Этому посвящена главная тема визит-центра в поселке Орье. Главная тема отражается в экспозициях визит-центра и эколого-просветительском маршруте «К Дикому Кану». Сопутствующая визит-центру туристическая инфраструктура – лодочная станция. Визит-центр выполняет туристско-информационную и эколого-просветительскую функции. Визит-центр расположен в охранной зоне планируемого парка Канское белогорье. Туристические маршруты визит-центра проложены в рекреационной зоне и зоне традиционного природопользования. Строительство визит-центра должно быть направлено на раскрытие эстетической ценности реки Кан и окружающего ее природного ландшафта, осуществляться по технологиям местных жителей, с сохранением традиционных материалов и конструкций.

Рис. 3. П. Орье [28]

3. Этно-экологический информационный визит-центр планировочного центра поселка Верхняя Гутара. Верхняя Гутара – поселок, населенный тофаларами, ареал проживания которых сосредоточен в области бассейнов рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара. Основой хозяйственной деятельности тофов, при их кочевой жизни, до конца 20-х годов прошлого столетия были оленеводство и охота, рыболовство и собирательство. Занятия коренного населения основаны на использовании естественной биологической продуктивности ландшафтов тайги и горной тундры. Традиционные методы ведения хозяйства тофаларов не наносят урона природной среде.  Сохранение культурно-экологического наследия и адаптация его к современным условиям жизни - один из путей преодоления экологического кризиса [18].

Основные туристические маршруты визит-центра - это этнографические туры (ознакомление с традиционным бытом тофаларов) и сплавы по рекам Казыр, Агул, Гутара. Подграф визит-центра, расположенного в поселке Верхняя Гутара, показывает, что поле его влияния включает территорию традиционного природопользования тофаларов и гидрологического памятника природы Гутарский водопад. Главная тема визит-центра - совокупность мира нетронутой природы и традиционного природопользования тофаларов; сопутствующая инфраструктура – этнографический музей, демонстрационный вольер – оленеводство, эколого-просветительская площадка – гидрологический памятник природы Гутарский водопад, этно-экологический маршрут «Тофалары» с посещение опытных маралятника и кабаржатника, природно-исторический экстремальный экспедиционный маршрут «По следам экспедиции  Кошурникова», которая трагически закончилась в 1942-м году гибелью экспедиции за несколько км от пункта назначения. Функции визит-центра – этно-эколого-просветительская и туристско-информационная. Поле влияние визит-центра включает участки территории ценные в культурном и экологическом отношениях. Строительство эколого-просветительского учреждения должно осуществляться по технологиям этнической архитектуры тофаларов с использованием местных экологически чистых материалов: дерево, береста, камень, шкуры оленей [24-27].

4. Эколого-просветительский информационный визит-пункт планировочного узла у озера Медвежье и Кинзелюкского водопада. Основные туристические маршруты, исходящие от визит-пункта: конные и пешие маршруты в долину реки Малый Агул, Орзогайским гольцам, сплав по Кизиру. Подграф визит-пункта показывает, что поле влияния эколого-просветительского визит-пункта составляет зона познавательного туризма и рекреационная зона.

Рис. 4. П. Верхняя Гутара [28]

Главная тема визит-пункта – эколого-просветительская информация об охраняемых объектах. В состав сопутствующей инфраструктуры входит обзорная эколого-просветительская площадка Кинзелюкский водопад и экологическая тропа к минеральным источникам долины. Здесь размещена информация о правилах посещения охраняемых объектов, туристических маршрутах. В функции визит-пункта входит туристическое и экологическое информирование посетителей об охраняемых объектах природы. В результате расположения визит-пункта на территории, имеющей экологическую и эстетическую ценность, основными требованиями к технологии строительства визит-пункта являются минимизация воздействия на ландшафт (сохранение почвенно-растительного слоя строительством на сваях), использование при строительстве местных экологически чистых материалов (дерево, камень), энергетическая самодостаточность, раскрытие вида на ландшафтный памятник - Кинзелюкский водопад [24–27].

Рис. 5. Оз. Медвежье [28]

Рис. 6. Кинзелюкский водопад [28]

5. Эколого-просветительский информационный визит-пункт планировочного узла у озера Агульское. Основные туристические маршруты направлены на ознакомление с памятником природы ледником Кусургашева, посещение пика Грандиозный и сплавы по реке Казыр. Подграф визит-пункта показывает, что поле влияния эколого-просветительского визит-пункта составляет зона познавательного туризма, которая включает охраняемый природный комплекс озеро Агульское, ледник Кусургашева и рекреационная зоны. Главная тема визит-пункта – эколого-просветительская информация об охраняемых объектах. В состав сопутствующей инфраструктуры входит обзорная эколого-просветительская площадка ледник Кусургашева и экологическая тропа к нему. Здесь размещена информация о правилах посещения охраняемых объектов, туристических маршрутах. В функции визит-пункта входит туристическое и экологическое информирование посетителей об охраняемых объектах природы. В результате расположения визит-пункта на территории, имеющей экологическую и эстетическую ценность, основными требованиями к технологии строительства визит-пункта являются минимизация воздействия на ландшафт (сохранение почвенно-растительного слоя путем строительства на сваях), использование при строительстве местных экологически чистых материалов (дерево, камень), использование возобновляемых источников энергии, интегрированность в окружающий ландшафт.

Рис. 7. Оз. Агульское [28]

6. Эколого-просветительский культурный визит-центр, расположенный в планировочном узле поселка Тугач. Подграф визит-центра, расположенного в поселке Тугач, показывает, что поле его влияния включает территорию поселка Тугач. Главная тема визит-центра - лагерное освоение Сибири. Сопутствующая инфраструктура - музей «сталинские лагеря», эколого-просветительская площадка – сплав леса. Функции визит-центра – эколого- и культурно-просветительская.

Визит-центр расположен на исторической территории Тугачлага, ценной в культурном аспекте, поэтому предпочтительно его размещение в реконструируемых исторических объектах [24-27].

Рис. 8. П. Тугач [28]

Выводы. Моделирование системы эко-просветительских учреждений территории экотуризма направлено на максимальное воздействие на посетителей для формирования экологического сознания. Это достигается тем, что система экологического просвещения охватывает весь туристический поток.

Объектно-ориентированный подход в информационном моделировании территории экотуризма позволяет определить содержание и форму информационных объектов, наиболее эффективно воздействующих на посетителей для формирования экологического сознания. Территория экотуризма рассматривается как социальное пространство. Сила влияния информационных объектов зависит от их позиции в социальном пространстве, которая определяется величиной их социального капитала.

Методологическим подходом в моделировании информационного содержания эколого-просветительского визит-центра является концепция социального поля П. Бурдье, с позиции которой экологическое поле стремиться максимально увеличить свое влияние. Институтом, оказывающим это влияние, является система просвещения. В результате, автором предложена концептуальная модель системы экологического просвещения, суть которой состоит в том, что содержание главной темы визит-центра должно соответствовать его полю влияния.

Методологическим подходом в конструировании устойчивой формы информационного объекта стала акторно-сетевая теория, которая предполагает включение в этот процесс пространственных отношений. Эколого-просветительский визит-центр представлен как топологически множественный объект, форма которого зависит от функциональных зон, входящих в поле его локализации.

Информационная система экологического образования и просвещения интегрирована в туристический каркас территории, что позволяет ей охватить весь туристический поток. Целью системы экологического просвещения является максимальное воздействие на посетителей с целью формирования экологического сознания. Для этого с помощью топологического анализа схемы туристических маршрутов территории выявлена пространственная локализация полей влияния визит-центров, которая позволяет определить основные их характеристики: главная тема экспозиций, набор выполняемых функций, архитектурный стиль, технологии строительства.

Список литературы

1. Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry. URL:https://www.e-unwto.org/doi/book/10.18111/9789284403714

2. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. Наука, М., 1984. 180 с.

3. Генисаретский О.И. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. М., 1991. 153 с.

4. Генисаретский О.И. Дизайн и культура. М., 1984. 141 с.

5. Раппапорт А.Г. Проблема пространства в проектировании системных объектов // Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне: Материалы Всесоюзной конференции «Художественное конструирование комплексных объектов в машиностроении и приборостроении». М., 1977.

6. Раппапорт А.Г. Предмет теории композиции в архитектуре. Архитектурная композиция: Современные проблемы. Стройиздат, М., 1970. С. 38-40.

7. Rapoport A. House Form and Culture. Prentice-Hall, 1969. 146 p.

8. Веденин Ю.А., Шульгин П.М. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия России. Организационно-управленческие и финансово-правовые аспекты культурной политики. Обзорная и служебная информация. Вып. 10. ГИВЦ. М.,1992.

9. Путрик Ю.С. Разработка и использование перспективных схем развития туризма. М.: ЦРИБ «Турист», 1988. 63 с.

10. Путрик Ю.С. Практическое руководство по организации сельского туризма. М.: Международная туристская академия, 2009. 112 с.

11. Путрик Ю.С. Использование объектов культурного и природного наследия народов России в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи. ИПСИ. М., 2015. 214 с.

12. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. Новое литературное обозрение. М., 2001. 576 с.

13. Том Р. Структурная устойчивость и морфогенез. М.: Логос, 2002. 278 с.

14. Том Р. Математические модели морфогенеза. М.: Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2006. 136 с.

15. Law J., Hassard J., (eds) Actor Network Theory and After (Oxford and Keele: Blackwell and the Sociological Review). 1999. 264 p.

16. Бурдье П. Социология социального пространства. пер. с фр. М; Институт экспериментальной социологии. Алетейя. Ист. кн., 2005 (ГУП Тип. Наука). 288 с

17. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практика. пер. с фр. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб. АЛЕТЕЙЯ, 2005. 576 с.

18. Громов К.И. Саянский заповедник. Заповедники СССР. М., 1951.

19. Соловьев Д.К. Заповедники, их выделение, значение, организация и прочее // Саянский охот.-промысловый р-н и соболиный промысел в нем: отчет Саян. экспедиции Департамента земледелия. Петроград, 1920.

20. Соловьев Д.К. Саянский промыслово-охотничий район и соболиный промысел в нем // Труды экспедиции по изучению соболя и исследованию соболиного промысла, Петроград, 1921.

21. Соловьев Д.К. Типы организаций, способствующих охране природы. Петроград. Девятая государственная типография. Моховая, 40. 1918

22. Чипура С.В. Тофаларский заказник в системе ООПТ Алтае-Саянского региона (природная среда, формы хозяйственной деятельности, этно-ландшафтный туризм). Автореф. дис. канд. геогр. наук. 25.00.23. Барнаул. 2007.

23. Штильмарк Ф.Р. О судьбе Саянского заповедника // Охрана дикой природы. № 2. С. 43-46. Ин-т проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, 2001.

24. Астанин Д.М. Использование каркасного метода в планировании и функциональном зонировании территорий, благоприятных для организации экотуризма (на примере центральной части Восточного Саяна) // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2017. № 3. С. 51-60.

25. Астанин Д.М. Использование характерных элементов оборонного и промыслового зодчества Сибири при строительстве туристических комплексов в Восточных Саянах // Новые информационные технологии в науке нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2017. С. 156-159.

26. Астанин Д.М. Планируемый главный визит-центр территории экотуризма центральной части Восточного Саяна // Современные концепции развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 177-180.

27. Астанин Д.М. Реновация первого соболиного заповедника Российской империи в проектируемый Саянский биосферный резерват как иллюстрация возрождения природно-экономического потенциала российских регионов // ЦИТИСЭ. 2019. № 4 (21). С. 487-499.

28. Астанин Д.М. Территориальное планирование системы эко-туристических просветительских учреждений // Архитектон: известия вузов. 2016. № 55. С. 3.


Войти или Создать
* Забыли пароль?