РАЗРАБОТКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОЙ НЕЙРОННОЙ СЕТИ ДЛЯ ИИ-ВОДИТЕЛЯ В СОСТАВЕ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Усовершенствование систем управления беспилотными транспортными средствами является наиболее актуальной задачей в робототехнике. Применение такого инструмента как искусственные нейронные сети позволяют решить проблемы с интеллектуальным и адаптивным управлением. Существует такое понятие как ИИ-водитель (водитель с искусственным интеллектом), что подразумевает собой систему, способную контролировать скорость и положение беспилотного транспортного средства в пространстве. В данной статье предложен способ разработки искусственной нейронной сети для ИИ-водителя с учетом появления препятствий на пути у беспилотного транспортного средства, проведено составление эмпирической базы данных для обучения и осуществлено моделирование разработанной системы для получения как управляющего сигнала, так и траектории движения. Предложенная система состоит из двух искусственных нейронных сетей, которые разделяют задачу управления беспилотным транспортным средством на две подзадачи: обработка данных с дальномеров и генерирование сигнала установки скорости для правого и левого привода. Такой подход уменьшает переобучение нейронной сети и позволяет получить меньшую ошибку при обучении. Применение искусственного интеллекта даст возможность повысить функциональность и надежность систем управления беспилотными транспортными средствами.

Ключевые слова:
нейронные сети, математическое моделирование, беспилотные транспортные средства
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В мобильной робототехнике объезд препятствий и планирование маршрута робота может осуществляться при помощи методов оптимизации, таких как рой частиц [7], генетические алгоритмы [11], пчелиный алгоритм [3], муравьиные алгоритмы [5], а также с использованием искусственных нейронных сетей (ИНС) [8]. Данная статья рассматривает последний метод, так как при работе с датчиками и проектированием нейронной сети был применен метод обучения с учителем. Были проведены исследования по моделированию траектории передвижения мобильного робота с дифференциальным приводом колес и искусственной нейронной сети для объезда препятствий в работе [1]. Где была разработана ИНС, способная по расстоянию до препятствия определить необходимую скорость и направление движения, а системой выбора скорости для каждого колеса служила булева логика, что являлось простым набором правил. В работе [2] описана методология проектирования ИНС с применением эвристического подхода создания обучающей выборки. В данной статье была проведена модификация системы управления путем интегрирования ИНС замещающей блок булевой логики на ИИ-водителя. На рис. 1 показано как выглядит этот блок. ИИ- водитель объединяет в себе две ИНС:

  1. NN_find_obstaclesрешает задачу выбора ускорения и направления движения;
  2. set_velocytesпо выходу выше описанного блока решает какую скорость выбрать для каждого колеса.

Рис. 1. Модель искусственной нейронной сети для ИИ-водителя

Объединяя эти два блока получаем модель, позволяющую управлять дифференциальным приводом на основе появления препятствий. Рассмотрим подробнее вторую ИНС.

Методология. В данной статье использовалась сеть с прямым распространением данных, которая обучалась с использованием алгоритма обратного распространения ошибки. Данный метод предполагает, что обучение закончится в двух случаях:

  1. Количество пройденных итераций превысит максимум;
  2. Значение ошибки обучения станет меньше установленной.

Таким образом, на каждой итерации ошибка обучения (разница между выходным значением нейронной сети и целевой выборкой) будет сравниваться с заданной, пока одно из условий не будет выполнено.

Данная нейронная сеть обучалась по методу «с учителем» ‒ это означает, что необходимо разработать эмпирическую базу данных, которая бы соответствовала конкретному применению ИНС в системе и адекватно реагировала на выход первой сети, как на рис. 1.

В таблице 1 собран сжатый пример эмпирической базы данных обучения нейронной сети, где в общей системе управления коэффициент ускорения и направление являются выходом первой ИНС (NN_find_obstacles), что также является входом set_velocytes.

 

Таблица 1

Эмпирическая база данных

Коэффициент ускорения

Направление

Скорость правого привода

Скорость левого привода

100

0

10

10

90

0

9

9

80

0

8

8

70

10

0

7

60

10

0

7

50

10

0

7

40

10

0

7

70

-10

7

0

60

-10

7

0

50

-10

7

0

40

-10

7

0

30

10

0

10

20

10

0

10

10

10

0

10

30

-10

10

0

20

-10

10

0

10

-10

10

0

0

0

0

0

 

 

Следовательно, изменение скоростей для дифференциального привода БТС ориентируется на появление препятствий и устанавливает значение скорости для маневра влево и вправо соответственно сигналу с предыдущей ИНС.

Проектирование блока set_velocytes. После разработки эмпирической базы данных для обучения искусственной нейронной сети следует спроектировать ее архитектуру. В данном случае была выбрана трехслойная сеть с двумя входами и выходами, обученная при помощи функции байесовской регуляции. На рис. 2 показана архитектура этой ИНС.

Рис. 2. Архитектура и данные об обучении искусственной нейронной сети

Данная сеть была обучена за 1000 итераций с ошибкой в 0,0724, как показано на рис. 2. Нейронная сеть состоит из 3-х слоев с 5-ю нейронами в каждом, с линейными функциями активациями в первых двух и сигмоидальной функцией в выходном слое.

Результаты обучения представлены на рис. 3, где показан выход нейронной сети по левому и правому двигателю в сравнении с обучающей выборкой.

      Рис. 3. Результаты обучения искусственной нейронной сети для правого и левого привода

Как видно из рис. 3 ИНС была обучена с малой ошибкой, так как выход нейронной сети и обучающая выборка практически совпадают.

Моделирование искусственной нейронной сети в составе бесплотного транспортного средства с дифференциальным приводом. Модель, представленная на рисунке 4, состоит из следующих блоков:

  1. set_ob – искусственно заданная диаграмма появления препятствий;
  2. II_driver – блок ИИ-водителя, показанная на рисунке 1;
  3. Block_of_dif_drive – блок, описывающий поведение дифференциального привода;
  4. Kin_and_MR – кинематическая модель четырехколесного беспилотного транспортного средства.

На рис. 6 показан выход блока set_ob, представляющий собой диаграмму изменения расстояния до препятствий во времени. Расчет координат [14] беспилотного транспортного средства с дифференциальным приводом осуществляется с помощью следующей системы дифференциальных уравнений:

Рис. 4. Моделирование обхода препятствий для беспилотного транспортного средства

dXPdt=VBR+VBL2 sinθ+x0dYPdt=VBR+VBL2cosθ+y0dθrobdt=VBR-VBLL+θ0,

где XP   координата Х; YP   координата YVBR , VBL   линейные скорости правого и левого привода БТС ; L   ширина БТС; θ   угол поворота БТС; [x0,y0]   начальные координаты, которые равны [0,0].

Выходом блока ИИ-водителя тоже является диаграмма (рис. 6), представляющая собой диаграмму скоростей для правого привода (выход 1) и для левого (выход 2).

Рис. 5. Диаграмма появления препятствий на пути беспилотного транспортного средства

Рис. 6. Выход искусственной нейронной сети, установка скоростей для левого и правого привода беспилотного транспортного средства

Таким образом задается управляющий сигнал для блока Block_of_dif_drive, где с помощью ПИД-регулятора устанавливается необходимая скорость для БТС. На рис. 7а показан выход этого блока, а именно линейная скорость правого колеса (выход 1) и левого (выход 2).

  

(а)                                                       (б)

Рис. 7. Выход блока Block_of_dif_drive (а) и изменение угла поворота беспилотного транспортного средства (б)

Если сравнить графики на рисунке 6 и 7а становиться очевидно, что блок Block_of_dif_drive устанавливает скорость в точности по указанию ИИ-водителя. На рисунке 7б показано изменение угла поворота беспилотного транспортного средства, этот параметр является выходом блока Kin_and_MR.

Изменение угла поворота хорошо прослеживается на рисунке 8 при объезде препятствий. Здесь показано изменение траектории по мере появления преград на пути беспилотного транспортного средства.

Рис. 8. Траектория обхода препятствия беспилотным транспортным средством и визуальное представление появления преград (1 ‒ первый поворот, 2 ‒ второй поворот, 3 ‒ третий поворот)

Квадраты на рисунке 10 являются представлением препятствий, а их номер в какой момент времени они появились, соответствуя рис. 8.

Выводы. Таким образом, при моделировании объезда искусственно созданных препятствий, ИИ-водитель показал хорошие результаты, так как траектория движения БТС изменяется с точностью по концепции разработанной ИНС. Также результаты данного исследования показали большой потенциал искусственных нейронных сетей при проектировании ИИ-водителя. В дальнейшем планируется проведение модификаций обучающей выборки и интеграции в систему управления ИНС по контролю заданной траектории.

Источник финансирования. Конкурс УМНИК 17-12 (б), Автонет - 2017.

Список литературы

1. Круглова Т.Н., Власов А.С. Моделирование траектории передвижения мобильного робота с дифференциальным приводом колес и искусственной нейронной сети для объезда препятствий // Интеллектуальные энергоси¬стемы: материалы V Между- нар. молодеж. форума, г. Томск, 9-13 октября 2017 г.: в 3 т. Томск, политехи, ун-т Энергет. ин-т. Томск, 2017. Т. 1. С. 162-165.

2. Круглова Т.Н., Власов А.С. Нейросетевое планирование траектории и обхода препятствий мобильным роботом // Интеллектуальные энергоси¬стемы : материалы V Между- нар. молодеж. форума, г. Томск, 9-13 октября 2017 г.: в 3 т. Томск, политехи, ун-т Энергет. ин-т. - Томск, 2017. Т. 1. С. 159-162.

3. Marco A. Contreras-Cruz, Victor Ayala-Ramirez., Uriel H. Hernandez-Belmonte. Mobile robot path planning using artificial bee colony and evolutionary programming // Applied Soft Computing 2015. 30. Pp. 319-328.

4. Ismail AL-Taharwa., Alaa Sheta., Mohammed Al-Weshah. A Mobile Robot Path Planning Using Genetic Algorithm in Static Environment // Journal of Computer Science. 2008. 4 (4). Pp. 341-344.

5. Michael B., Michael M., Nicole W., Xiao-Hua Yu. Ant Colony Optimization Algorithm for Robot Path Planning // 2010 International Conference On Computer Design And Appliations (ICCDA 2010).

6. Wang Y., Zhou H., Wang Y. Mobile robot dynamic path planning based on improved genetic algorithm // AIP Conference Proceedings. 2017. 1864. 020046 https://doi.org/10.1063/1.4992863.

7. Chołodowicz E., Figurowski D. Mobile Robot Path Planning with Obstacle Avoidance using Particle Swarm Optimization // Pomiary Automatyka Robotyka, R. 21, Nr 3/2017, 59-68. DOI:https://doi.org/10.14313/PAR_225/59.

8. Ouarda Hr. Neural Path planning For Mobile Robots // International journal of systems applications, engineering & development. 2011. Issue 3. Vol. 5. Pp. 367-376.

9. Nagib G., Gharieb W. Path planning for a mobile robot using genetic algorithms https://www.researchgate.net/publication/4113354.

10. Chih-Jer Lin., Yen-Lin Chen., Cheng-Hsin Liu., Shen Kai Yu. Path planning of a Mobile Robot Using Real-coded Genetic Algorithm Based Simultaneous Exploration // 2nd International Conference on Advances in Computer Science and Engineering (CSE 2013). Pp. 91-94.

11. Arora T., Gigras Y., Arora V. Robotic Path Planning using Genetic Algorithm in Dynamic Environment // International Journal of Computer Applications (0975 8887). Vol. 89 (11) March 2014.

12. Михайлов Б.Б., Назарова А.В., Ющенко А.С. Автономные мобильные роботы - навигация и управление // Известия ЮФУ. Технические науки Раздел I. Технологии управления и моделирования. С. 48-67.

13. Sedeño-Noda A., Raith A.A. Dijkstra-like method computing all extreme supported non-dominated solutions of the biobjective shortest path problem // Computers & Operations Research. 2015. Pp. 83-94.

14. Myint C., Win N. N. Position and Velocity control for Two-Wheel Differential Drive Mobile Robot. International Journal of Science, Engineering and Technology Research (IJSETR) Volume 5, Issue 9, September. 2016. Pp. 2849-2855.

15. Dušek F., Honc D., Rozsival P. Mathematical Model of Differentially Steered Mobile Robot // In Proceedings of the 18th International Conference on Process Control, Tatranská Lomnica, Slovakia, Pp. 221-229.


Войти или Создать
* Забыли пароль?