МОДЕЛИ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКИХ АКВАТОРИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предлагается подход к архитектурно-ландшафтному формированию общественных пространств на воде, основанный на модельном представлении контактной зоны «река-город». Систематизированы функциональные нагрузки общественных пространств, выносимых в структуру городских акваторий. Представлено несколько перспективных направлений формирования общественных пространств на воде как содержательных уровней диалогового взаимодействия между акваторией и прибрежной городской застройкой: 1) сценарно-функциональный подход к формированию линейных пространств общественно-пешеходный среды; 2) дополнение и развитие экологического комплекса самой акватории; 3) эстетическая гармонизация среды прибрежных зон; 4) усиление поперечных связей города и акватории через размещение общественных пространств на воде. В рамках первого направления, основанного на сценарно-функциональном подходе, предложено восемь функционально-планировочных моделей организации общественных пространств на воде: «линейно-поступательная модель»; «сложно-расчлененная модель»; «поперечная» сценарно-функциональная модель; «замкнутая (кольцевая) модель»; «радиальная (дугообразная)»; «веерная» (лучевая) модель общественных пространств в структуре акватории; «возвратно-поступательная» (комбинированная) модель», «дискретная модель». Предложен ряд теоретических моделей организации общественных пространств в структуре городских акваторий, отражающих принципы эстетической гармонизации приречных ландшафтов, дополнения и реабилитации утраченных качеств их экологического комплекса и организации «поперечных связей» городской среды с акваторией. Представленные модели расширяют область возможных концептуальных подходов и направлений реконструкции, модернизации и приспособления приречных зон и акваторий под общественные функции, а также формируют новые методические средства предпроектного анализа, вариантного поиска и моделирования контактной зоны «застройка – акватория».

Ключевые слова:
общественные пространства на воде, городская акватория, прибрежная зона, приречный ландшафт, функционально-пространственные и планировочные модели
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Архитектурно-ландшафтная организация приречных территорий остается сегодня одним из актуальных вопросов в формировании общественной городской среды. Развитие общественных пространств у воды взамен бывших промышленных территорий, деградированных ландшафтов обеспечивает возможность дальнейшего развития побережья, в целом городской среды, гармонично соединяя ее с водоемом [1]. Новым этапом освоения городских акваторий выступает качественное расширение зоны общественных пространств и реконструированных прибрежных территорий в виде набережных, общественно-пешеходных зон и приречных променадов [2, 3]. Это происходит, в том числе, с вынесением ряда общественных функций, знаковых объектов городской среды, арт-объектов и публичных пространств непосредственно в структуру водоема [4, 5]. Отчасти это связано с ограниченностью территории самих береговых зон, не способных внедрить усиленный ритм общественной жизни в свой планировочный потенциал, с другой стороны, сама акватория, как ландшафтная единица, становится площадкой новых архитектурных экспериментов, включаясь в дизайн-концепцию реконструкции и модернизации набережных.

Появление подобных подходов и концептуальных направлений обеспечивает обилие конкурсных проектов, а также реализованных проектных предложений по развитию и реновации приречных территорий. В России знаковыми событиями в данном направлении выступают: ежегодно проводимый архитектурный фестиваль «Эко-берег»; прошедшие масштабные международные конкурсы по развитию приречных территорий Москвы-реки и по формированию концепций архитектурно-ландшафтного освоения водно-зеленой зоны озера Кабан в г. Казань и др. Удачные примеры реновации приречных зон с приспособлением под общественные функции имеются за рубежом, например: реконструированная набережная южного берега реки Темзы в Лондоне; проект расширения публичной и пешеходной зоны центральной набережной Торонто в Канаде; реконструкция общественных зон в порту Тель-Авива в Израиле и др. [6].

В то же время опыт использования в описанных проектах именно акватории как проектной площадки для размещения общественных функций носит скорее локальный, авторский, эксклюзивный характер и не имеет четких закономерностей и методики организации, что делает этот аспект архитектурно-ландшафтного проектирования малоизученным и актуальным. Целью данного исследования выступает поиск и разработка возможных архитектурно-планировочных и функционально-пространственных моделей организации общественных пространств в структуре городских акваторий, расширяющих палитру методических средств и инструментов архитектурно-ландшафтного и средового проектирования.

Решение такой достаточно сложной и многоаспектной задачи по архитектурной организации и размещению общественных пространств у воды и в структуре городского водоема определяет многообразие направлений и подходов к реновации приречных зон с решением различных локальных и глобальных задач взаимодействия акватории и города. Анализ теоретических источников показал, что в исследованиях по формированию прибрежной городской среды уже рассматривались аспекты композиционного взаимодействия «воды и архитектуры», визуальной оценки формируемых речных панорам и фасадов [7, 8]; решались функционально-планировочные задачи организации рекреационных прибрежных зон крупных городов, а также оптимального функционального зонирования прибрежных территорий в зависимости от планировочной структуры города [9, 10].

В связи с необходимостью оценки возможного техногенного воздействия на акваторию при формировании прибрежных зон с общественными функциями сформировался ряд исследований в рамках «экологического подхода» с решением задач «устойчивого развития» урбанизированной архитектурно-ландшафтной среды, в том числе многофункционального использования общественных пространств городских акваторий, и формирования на этой основе экоустойчивых «культурных ландшафтов» городов у воды [11–13].

Методология. В рамках отмеченных исследований по проблемам организации общественной городской среды в прибрежной зоне перспективным представляется подход, рассматривающий контактные области «акватория – город» - как своеобразное поле «диалога двух стихий» [14]. Развивая данное утверждение, в предлагаемом исследовании применяется методика, основанная на системном представлении подобного диалога. Основу данного методического подхода к организации общественных пространств в структуре ландшафтного комплекса городской акватории составляют следующие положения: а) диалог формируется как своеобразное «поле взаимодействия» между акваторией и внедряемыми в нее антропогенными объектами и пространствами б) структура и содержательное наполнение формируемого «диалога» может иметь «многоуровневое описание», позволяющее «выстраивать» его на различных уровнях функционально-пространственного, визуального и композиционного «взаимодействия» акватории и городской застройки [15]. Опираясь на методические положения данного перспективного подхода к возможному формированию общественных пространств в структуре приречных ландшафтов и городских акваторий, в исследовании предпринята попытка модельного представления и описания устойчивых ситуаций взаимодействия акватории и объектов с общественными функциями, что будет способствовать в дальнейшем расширению области вариантного поиска проектных решений, а также формированию методического «инструментария» и арсенала средств и методов проектной работы в этом аспекте.

Основная часть. Исследование представленного выше отечественного и зарубежного опыта функционального освоения прибрежных зон позволяет выделить и сгруппировать характерные общественные функции городских пространств «у воды» и «на воде». Систематизация возможных функциональных нагрузок пространственных ситуаций, «выносимых» в структуру городских акваторий, позволяет сформировать возможное разнообразие архитектурно-планировочных и функционально-пространственных моделей подобных общественных пространств. В результате классификации общественных функций, выносимых в зону городской акватории, условно можно выделить три группы:

1) камерные интимные функции, включая: локальные зоны отдыха, небольшие рекреации в виде смотровых площадок, плавучих модулей, искусственных островов, пантонных мостков и др. (рис. 1);

2) парадные, праздничные пространства: фестивальные площадки на воде, дебаркадеры с общественно-развлекательными функциями и функциями общепита (рестораны и кафе на воде); фрагменты парковых пространств на воде: аттракционы, «обитаемые мосты» плавучий ресторан, сцена, медиа-фонтан с лазерным шоу на воде и др. (рис. 2);

3) общественно-деловые пространства на воде: променады и пешеходные галереи в виде пантонных мостов, пирсов и свайных сооружений; музейно-выставочные функции; причалы, пирсы и искусственные острова для яхт, катамаранов и прогулочных судов и др. (рис. 3).

Типы возможного композиционного и пространственного взаимодействия общественных объектов и акватории могут включать варианты:

а) общественные пространства «интегрированы» в структуру акватории (погружные ванны, модули для дайвинга, заглубленные галереи и др.);

б) общественные пространства и объекты расположены на воде (пантонные мосты, плавучие острова, дебаркадеры, пирсы, надводные парки др.);

 в) общественные функциональные пространства расположены над водой (консольные смотровые площадки, вынесенные над водой пандус-галереи, секции канатной дороги между берегами акватории).

Концепция внедрения общественной функции в ландшафтный и природный комплекс городской акватории порождает проблемы создания продуманных ансамблей с учетом визуальных характеристик формируемых фрагментов архитектурно-ландшафтной среды, в том числе: продуманных маршрутов, и свойств видовых картин, а также грамотное использование художественных качеств природного ландшафта акватории и уже сложившейся в береговой полосе эмоционально ориентированной среды набережной, как публичной и пешеходной зоны.

В этом аспекте можно выделить несколько перспективных направлений функционального и архитектурно-художественного освоения пространства акватории.

 Первое направление – «сценарно-функциональное представление» общественно-пешеходной среды в зоне акватории – характерно при эко-реконструкции урбанизированных и техногенных городских ландшафтов. В этом случае при организации во времени «линейных» функций (променадов, пешеходных набережных) среда прибрежных зон и самих акваторий может рассматриваться как своеобразный «пространственно-тематический сценарий». В основу сценарного освоения формируемых общественных пространств могут быть положены различные концепции и «сценарии» развития прибрежной зоны: декоративно-пластические, световые, цвето-морфные, метроритмические и др. Однако для создания у посетителей запоминающегося и целостного впечатления от посещения променада, особое значение имеет использование единого художественно-архитектурного стиля на протяжении всего линейного маршрута. Например, применение различных тематических ретроспекций, постисторических реминисценсий в оформлении планируемых на променаде объектов, площадок, досуговых зон может стать единым стилистическим лейтмотивом общественных пространств на воде, который также является связующим компонентом единого пространственно-временного сценария. В качестве носителей функциональных, тематических и композиционно-стилистических «нагрузок» могут выступать малые формы в определенном стиле, в том числе и береговое ограждение, гармонирующее с историческими объектами, и создающее чередование «движений» и «пауз», своеобразные тематические объекты с общественными функциями: аллеи, сцены, террасы, кафе на воде и т.д., которые будут иметь определенную функциональную направленность, например: «обитаемый мост», «ресторан – дебаркадер», «тихая заводь» и др.

Особенностью данного подхода является представление общественного пространства как «линейного тематического маршрута», разворачивающегося во времени и включающего в себя следующие циклические компоненты: а) «маркеры» – достопримечательности места, проектируемые катализаторы общественной активности и полифункциональности среды; б) «мизансцены» – микропространства общественной деятельности, информационного обмена и пешеходного движения, формируемые вокруг маркеров; в) «тематические зоны» - совокупность мизансцен, объединенных единым архитектурно-художественным стилем, «тематическим» звучанием и декоративно-пластическим «языком» пространства; г) «интегральный сценарий» - как пространственно-временная последовательность тематических зон в рамках одной концепции.

Такой сценарно-функциональный подход к использованию городских акваторий порождает несколько возможных архитектурно-планировочных и функционально-пространственных моделей размещения общественных пространств на воде.

А. «Линейно-поступательная» модель общественного пространства на воде – характерна параллельным размещением пешеходных связей и линейных пространств относительно береговой полосы городской акватории. Выражением такой модели выступает линейный водный парк, пантонный мост, связывающий отдельные плавучие модули или смотровые площадки на воде, формирующие своеобразные маркеры и мизансцены (рис. 4).

Б. «Сложно-расчлененная модель» общественных пространств на воде – формирует сложный пространственно-временной сценарий с характерной сменой направлений и маршрутов движения, возвращением к береговой полосе, пересечениями пешеходных связей. Примерами такого рода пространств выступают: болотный парк, секторальный пруд, «мост поворотов» и др. (рис. 5).

В. «Поперечная сценарно-функциональная модель» общественных пространств на
воде – характеризуется их перпендикулярным расположением относительно береговой полосы и линейной структуры городского водоема с организацией «мостового перехода», связывающего его противоположные берега. В качестве вариаций возможна организация нескольких пространственно-тематических сценариев общественных пространств на воде в одном уровне, двух- и многоуровневых структурах. Примерами такого рода пространств выступают: многоуровневые обитаемые мосты, торгово-пешеходные эспланады, смотровые площадки над переливными плотинами и др. (рис. 6).

Г. «Замкнутая (кольцевая) модель» общественного пространства на воде – предполагает объединение суши и акватории через замкнутую непрерывную цепь связующих маршрутов и пространственно-временных тематических зон в рамках единой концепции развития прибрежной зоны городской акватории. Примером выступают проекты расширения и модернизации приречных парков с выносом отдельных функциональных зон - кафе, ресторанов, прогулочных аллей и секторов парка - в акваторию (рис. 7).

Д. «Радиальная (дугообразная) модель» общественного пространства на воде – определяет дуговую траекторию формирования пешеходных связей и предполагает развитие и обогащение сценария берегового променада за счет усложнения средовых ситуаций с размещением части знаковых объектов – «маркеров» и «мизансцен» в акватории с объединением их за счет дебаркадоров, пантонных мостов, надводных галерей – как своеобразных тематических зон. В качестве примеров такого подхода выступают проекты развития водно-зеленой зоны береговой акватории, создание надводного променада-дублера, создание искусственной косы-пирса, вычленяющей из основной акватории замкнутый мини-водоем, бассейн (рис. 8).

Е. «Веерная» (лучевая) модель» общественного пространства, расположенного в структуре акватории, формируется за счет размещения в ней серии искусственных островов, плавучих платформ или объектов с точечной, локальной общественной функцией, связанных самостоятельными пешеходными, функциональными связями (мини-мостами) с береговой зоной, основной сушей. Разнообразие и индивидуальность функций каждого такого объекта на воде – определяет самобытность тематических зон – как своеобразных сценарных маршрутов, идущих от «центра», который может быть представлен: а) площадью в структуре набережной, б) завершением поперечного спуска, в) выступающим мысом в береговой полосе и т.д. (рис. 9).

Ж. «Возвратно-поступательная» (комбинированная) модель» сценарно-функциональной организации общественных пространств в структуре акватории – формируется в условиях сложно-расчлененного контура береговой зоны, в которой комбинируется метроритмическое расположение фьердов, сильно выступающих мысов и полуостровов, связи между которыми (пешеходные и функциональные) организуются по воде. «Маркерами» и мизансценами в данном случае выступают знаковые природные или антропогенные объекты в структуре данных выступающих частей суши, обращенные в акваторию. Примерами подобной организации общественных пространств выступают фестивальные зоны на воде, рыбацкие поселки, культурно-познавательный экологический центр с туристическим маршрутом по полуостровам (рис. 10).

З. «Дискретная модель» общественных пространств на воде – характерна для сложной формообразующей линии береговой полосы городского водоема с множеством островов различной конфигурации, выступов, мысов, заводей и т.д., выступающих своеобразными «маркерами» и природными достопримечательностями места. С учетом данной модели объединение природных достопримечательностей и «духов места» происходит за счет включения в структуру акватории локальных общественно-пешеходных связей и самостоятельных сценарно-тематических маршрутов, формирующих несколько концепций реновации среды прибрежной зоны (рис. 11)

Представленные модели отражают разнообразие форм сценарно-функциональной организации непрерывного общественного пешеходного пространства или серии пространственно-средовых ситуаций в структуре акватории на основе дополнения и развития общественных функций существующего променада набережной и выявления архитектурно-ландшафтного потенциала прибрежной зоны. Однако в большинстве случаев на первый план при формировании общественных функций на воде выходят не столько композиционно-пространственные и средовые, сколько экологические проблемы, что делает актуальным сохранение природного потенциала самой акватории.

Второе направление возможного формообразования и размещения общественных функций на воде – «дополнение и развитие экологического комплекса самой акватории - позволяет обеспечить экологическую реабилитацию среды прибрежных зон (примерами выступают: плавучий эко-парк, болотный парк, расширение сети обитаемых водоемов и др.). Долговременное игнорирование ценных внутригородских прибрежных территорий в большинстве случаев приводит к деградации этих зон. Нарушенная экология большинства портовых территорий в сочетании с низкой эффективностью освоения стали основными причинами для формирования нового направления, а именно экологической реабилитации. Данное направление организации общественных пространств на воде основано на дополнении (реабилитации) утраченных качеств приречных ландшафтов по трем составляющим компонентам:

1) Первый структурный компонент ландшафта городской акватории – «рельеф». Моделями возможной трансформации рельефа с помощью общественной функции выступают: а) Модель «береговой склон» – предполагает дополнение и развитие качеств рельефа и микрорельефа береговых склонов за счет интеграции в него объектов с общественно-пешеходными функциями с частичным выносом их в акваторию (смотровые площадки, подпорные стены, гроты, исторические редуты и др); б) Модель «тематические террасы» – предполагает функциональное освоение приречных склонов в виде тематических террас (например террасы: «историческая», «ландшафтная», «общественная», «береговая» и др.) с выходом в акваторию; в) Модель «искусственные острова» – предполагает формирование дополнительной системы экологических островов с культурно-познавательными маршрутами.

2) Второй структурный компонент ландшафтного комплекса акватории – «зеленые структуры». Перспективными моделями организации общественных пространств в этом направлении выступают: а) Модель «парк на воде» – предполагает развитие комплекса зеленых структур приречного ландшафта в виде плавучих модулей с контейнерным озеленением, секторов парка платформ; б) Модель «буферная зона» – предполагает восстановление прибрежной зеленой полосы – как воднозащитного барьера с променадом; в) Модель «зеленые эспланады» – размещение в структуре акватории озелененных мостов, водных аллей.

3) Третий структурный компонент приречной зоны – «зеркало» самой акватории предполагает в качестве перспективных моделей формирования общественных пространств у воды: а) усиление визуальной и художественной выразительности береговой линии за счет включения в нее арт-объектов, площадок со скульптурами, инсталляциями; б) усложнение конфигурации и абриса береговой полосы и зеркала акватории за счет воссоздания и регенерации утраченных компонентов (мысов, заводей, островов и др.).

Третье направление формирования общественных пространств на воде – «эстетическая гармонизация среды прибрежной зоны и акватории». Принцип эстетической гармонизации среды означает необходимость перехода от частных, фрагментарных преобразований прибрежной городской среды к рассмотрению её с позиций более высокой упорядоченности, целостности и «взаимосогласованности» отдельных частей. Это становится возможным лишь в случае соотнесения, формируемых новых архитектурно-ландшафтных ансамблей на воде с эстетическими ценностями территории, с включением различных композиционных и содержательных связей.

В этом аспекте может быть реализовано несколько моделей композиционной организации общественных пространств на воде: а) «тождественная модель», предполагает «слияние» вновь формируемых объектов с ландшафтным комплексом акватории по ряду признаков эстетической гармонизации; б) «компромиссная модель» отражает «работу в стиле», вариации на тему «био-подобной» архитектуры, либо поиск разумного баланса между сохранением «знаков прошлого» сложившейся прибрежной зоны и включением «элементов будущего». Второй вариант формообразования предполагает усложнение ведущих композиционных и образных характеристик среды прибрежной территории, поиск новых приемов симбиоза антропогенных и естественных природных структур в формировании общественных пространств на воде, использование как современного информационно-пластического слоя и знаковых элементов, так и исторического наследия в создании запоминающегося образа акватории и интегрированных в нее объектов.

Четвертое направление – «Усиление поперечных связей города и акватории через размещение общественных пространств на воде – может рассматриваться как способ формирования «контактной зоны» реки и города». Отличительной особенностью данного подхода является формирование удобных и «сильных» связей-спусков и коммуникаций из городского центра к прибрежным зонам и акватории. В этом случае роль общественных пространств, размещаемых в структуре акватории, будет определяться: а) возможностью «усиления» функционального взаимодействия застройки прибрежной зоны и городского водоема через продолжение поперечных спусков и пешеходных эспланад с выходов на воду, а также б) формированием «устойчивых визуальных связей» города и акватории. «Продуманное» размещение общественных пространств и объектов на воде создает систему знаковых видовых точек и устойчивых моделей восприятия, которые включают: а) визуальные модели самой акватории и объектов на ней со стороны города, по оси поперечных спусков, со смотровых площадок; б) модели восприятия водного фасада города со стороны акватории и объектов, размещенных в ней.

Подобные приемы и модели визуального и композиционного формирования общественных пространств на воде будут способствовать усилению значимости и развитию образно-эмоциональных характеристик речного и водного фасада.

Выводы. С позиций архитектурно-ландшафтного формирования контактной зоны «река-город» предложен ряд подходов к устойчивому развитию прибрежных территорий через размещение пространств и объектов с общественными функциями на воде. Сформирован комплекс теоретических моделей организации общественных пространств в структуре городских акваторий, который позволяет организовать сценарно-функциональные маршруты в линейных пешеходных пространствах, применить приемы эстетической гармонизации приречных ландшафтов, дополнить утраченные качества их экологического комплекса и организовать поперечные связи города и акватории. Перечень представленных в исследовании моделей позволяет расширить область концептуальных поисков и вариантных решений при реконструкции и модернизации архитектурной среды приречных зон.

Список литературы

1. Gray F. Designing the seaside. Architecture, Society and Nature. London. Reaktion Books Ltd, 2006. Рр. 160-170.

2. Botao L. Zhangjiagang Town River Reconstruction [Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. URL: http://www.archdaily.com/563128/zhangjiagang-town-river-reconstruction-botao-landscape (дата обращения: 04.02.2020).

3. Australians Do It Better: Instructions for the Perfect Waterfront. Article by Maria Giovanna Drago. [Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. URL: https://landarchs.com/australians-do-it-better-instructions-for-the-perfect-waterfront/ (дата обращения: 11.02.2017).

4. Экономов И.С. Современная типология архитектурных объектов на воде // Academia. Архитектура и строительство. 2010. №4. С. 47-52.

5. Labarre S. Architects turn hydroelectric power Station into thing of beauty [Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. URL: http://www.fastcodesign.com/1664367/architects-turn-hydroelectric-power-into- thing-of-beauty (дата обращения: 12.01.2019).

6. Ильичёва Д.А. Зарубежный опыт использования прибрежных территорий // Architecture and Modern Information Technologies. 2016. №3 (36). С. 10-15.

7. Ариф А.М. Вода и архитектура: смысловая и композиционная связь [Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. URL: https://ais.by/article/voda-i-arhitektura-smyslovaya-i-kompozicionnaya-svyaz (дата обращения: 10.02.2014)

8. Рудакова О.Н. Модели визуального восприятия архитектурно-пространственных и композиционных качеств застройки прибрежных территорий // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2016. № 8. С. 80-85

9. Задворянская Т.И. Ландшафтно-градостроительная организация рекреационных зон в структуре прибрежных территорий крупных городов: на примере Воронежа: автореф. дисс.… канд. арх. Воронеж, 2009. 23 с.

10. Литвинов Д. В. Анализ функционального зонирования прибрежных зон крупных городов Поволжья / Городская политика и управление городом // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2011. № 3. С. 58-60.

11. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. Санкт-Петербург: Полиграфист, 2002. 295 с.

12. Robert MacFarlane. Multi-functional landscapes: conceptual and planning issues for the countryside // Landscape and sustainability. Second Edition. Edited by John F. Benson and Maggie Roe. London and New York, 2007. Pp. 138-166.

13. Ерышева Е.А., Моор В.К. Особенности устойчивого развития культурного ландшафта приморского города // Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2014 году. Сб. науч. тр. РААСН. Юго-Западный государственный университет. Курск: Деловая полиграфия. 2015. С. 54-63.

14. Гельфонд А.Л., Родина О.А. Типология на границе стихий - архитектура приречных дебаркадеров (на примере Волжского бассейна) // Academia. Архитектура и строительство. РААСН. 2014. №3. С. 36-41.

15. Рудакова О.Н. Теоретический подход к архитектурно-пространственному моделированию контактной зоны «река-город» // Инженерный вестник Дона. 2016. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3922


Войти или Создать
* Забыли пароль?