АНАЛИЗ МАЛОЭТАЖНОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ЛЕНИНГРАДА (НА ПРИМЕРЕ РАЙОНА УДЕЛЬНОЙ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены районы малоэтажной застройки г. Ленинграда в период с 1944 по 1950 годы. Отражено существующее состояние застройки. Проведён подробный анализ особенностей жилых кварталов на примере района Удельной. Представлены графические схемы, отображающие расположение малоэтажных кварталов в современной градостроительной ткани. Описан процесс вовлечения творческих коллективов архитекторов в проектирование малоэтажных зданий. Даны общие характеристики градостроительного и архитектурного аспекта застройки. Проанализированы характерные особенности планировочной структуры сложившиеся в каждом районе малоэтажного строительства. Дана оценка сохранности ансамбля застройки на современном этапе. Представлена существующая градостроительная ткань района Удельной, с указанием поэтапного формирования застройки. Проанализированы архитектурные особенности малоэтажной застройки района Удельной на примере трёх типов домов. В табличной форме представлен сравнительный анализ трёх типов домов. В сравнительном анализе дано графическое представление главных фасадов и объёмной композиции зданий. В графической схеме проиллюстрирован силуэт Елецкой улицы района Удельной. Дано общее описание среды благоустройства района. Как результат исследования выявлены положительные и отрицательные стороны малоэтажной застройки. В заключении указаны эксплуатационные недостатки анализируемых малоэтажных зданий. На основе всех материалов, представленных в статье, предлагается реновация районов малоэтажной застройки, как единого ансамбля.

Ключевые слова:
советская архитектура, сталинский ампир, жилая архитектура, советские архитекторы, конструктивизм, ансамбль, архитектура Ленинграда
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Объектом исследования в статье является архитектура районов малоэтажных зданий, построенных в Ленинграде в 1944–1950 гг. Целю статьи ставится наиболее полно рассмотреть градостроительные и архитектурные особенности малоэтажной застройки послевоенной пятилетки в городе Ленинграде. В статье основное внимание уделено существующему состоянию сложившейся малоэтажной застройки. В качестве частного примера взят район железнодорожной станции «Удельная» и примыкающие к нему улицы.  

Автором ставится задача выявить общие концептуальные принципы формирования структуры жилых районов. В качестве общего разбора архитектурной среды ставится задача рассмотреть общие черты экстерьера и интерьера улиц.

Исследование архитектуры Ленинграда периода 1944–1950 года актуально по причине недостаточного внимания со стороны исследователей. Аскетизм послевоенной застройки и её текущее состояние отличны от выразительной архитектуры всего периода архитектурного ретроспетктивизма (1932–1955 гг.) [6]. Малоэтажная застройка в текущем состоянии в течении последних десятилетий подавляется и вытесняется новой застройкой по причине неоцененности её положительных качеств. В статье обращено внимание на эти качества. Существующий тезис исследователей о том, что архитектура ретроспективизма является образцом высокопрофессиональной работы зодчих Ленинграда тождественен для примера малоэтажной застройки 1944–1950 годов [1, 8].

Материалы и методы. В статье рассмотрено возникновение и современное состояние малоэтажной застройки периода 1944-1950 годов. Анализируется текущая структура районов, делаются выводы о влиянии более современных зданий, на основе чего выявляются более сохранившиеся кварталы, и кварталы находящиеся на грани вытеснения новым строительством.

Для анализа сложившейся градостроительной ситуации к началу 2020 года, выполнены трёхмерные модели основных кварталов послевоенного малоэтажного строительства. На моделях наглядно представлены объекты сохранившейся малоэтажной застройки. Так же на моделях обозначены пятна благоустройства, сложившиеся на период возникновение кварталов.

Для анализа района Удельной так же построена трехмерная модель участка. Проведен более подробный анализ этапов развития застройки района. Создана развёртка фасадов квартала схематично иллюстрирующая их силуэт и соотношение. Для развертки выбрана улица, наиболее полно характеризующая специфику малоэтажной застройки.

Для анализа архитектуры района приводятся чертежи фасадов, фотографий и концептуальной объемно-планировочной модели наиболее характерных данной застройке зданий.

Уделено внимание элементам и деталям оформления фасадов, даны общие характеристики сложившегося ансамбля.

Основная часть. В 1944 году после снятия блокады в Ленинграде было организовано массовое проектирование и строительство новых жилых кварталов. Работа велась сразу в нескольких районах города. Был организован конкурс среди мастерских Ленниипроекта под руководством Ленинградского отделения Союза советских архитекторов (ЛОСА). После проведения конкурса на лучшие планировочные решения было отобрано несколько лучших проектов. На основании отобранных решений было поручено разработать дальнейшее архитектурное содержание зданий нескольким архитектурным мастерским Ленниипроекта [9]. Все постройки проектировались малоэтажными и строились в условиях дефицита квалифицированной рабочей силы и качественных строительных материалов. В результате проведённого масштабного мероприятия создания жилых кварталов в нескольких районах города до сих пор сохранились малоэтажные жилые массивы, построенные в описанный период, задавшие тон развитию градостроительной среды вокруг.

В статье журнала «Архитектура Ленинграда» № 1 (10) 1949 года был подробно рассмотрен процесс организации и проведения конкурса. Автор статьи А. А. Любош даёт общий обзор проектов, прошедших через конкурс и фокусирует внимание на отобранных для проектирования победителях. Победители конкурса представляли определённые архитектурные мастерские ЛенНИИпроекта, для каждого района были разработаны проекты отдельными мастерскими. А.А. Любош дал подробный анализ архитектурного и технического качества застройки, и сделал выводы о соответствии и состоянии проектной и строительной отрасли того периода. С учётом многих недочётов в организации строительства данная практика возведения малоэтажного строительства в послевоенном Ленинграде оказалась скорее удовлетворительной, чем успешной. Доработка требовалась на всех этапах организации производства, при дальнейшем развитии архитектурного проектирования и организации нового строительства в Ленинграде все нюансы и недочёты были учтены [9].

Общее описание архитектуры

В период с 1947 по 1949 год были построены жилые дома различной планировки двух-, трех- и четырехэтажные многоквартирные, и дома-общежития. Архитектура зданий формировалась с применением минимальных архитектурных деталей, последовательной симметричностью композицией фасадов, преимущественно оштукатуренными и окрашенными фасадами, поэтажным разнообразием решений оконных и дверных проёмов. Несмотря на своеобразие авторского решения архитектуры для каждой отдельной мастерской, здания в основном представляли собой единое архитектурное узнаваемое решение.

Истоки архитектуры

Исходными примерами малоэтажной застройки и их архитектурных решений можно считать застройку Тракторной улицы и Серафимовского городка, возведённых на проспекте Стачек в период конструктивизма 20-х годов. Данная застройка может считаться основой на которой формировалась послевоенная малоэтажной архитектура. Например, непосредственная близость к конструктивистской застройке оправдала композицию обширного малоэтажного жилмассива вдоль Трефолевой и Баррикадной улицы, и разрабатывалась мастерской В.А. Каменского, в которую в том числе входил Н.И. Баранов ведущий архитектор Ленинграда до 1950 года. Стоит отметить, что прямое участие Н.И. Баранова касалось всех районов застройки периода 1944-1950 годов.

Общие черты архитектурно-градостроительной концепции

Архитектурные и градостроительные характерные черты малоэтажных массивов сохранились в разных градостроительных условиях. В первом приближении можно выделить общие особенности, объединяющие застройку данного периода, её сложившееся состояние в современной застройке.

  • Выделяется уникальное расположение участков, соседство со сложившейся архитектурной средой. Хорошо прослеживается последующая трансформация среды в ходе уплотнения окружающей застройки.
  • Все здания имеют характерный авторский почерк мастерской разрабатывавшей данный тип здания. Авторским почерком можно считать предмет коллективного творчества, прошедший процедуру конкурсного отбора в ЛОСА, с исправлением выявленных недостатков и дополненный корректировками.
  • Сложившиеся здания являются примером первых практических опытов в серийном строительстве, на основе типовых решений.
  • Актуальность возникновения и использования застройки для жителей города. Были выполнены ряд задачи развития города согласно генеральному плану; создание крупных частично озеленённых районов низкой плотности расселения.

Рис.1. Схема расположения районов малоэтажной застройки на основе генерального плана Ленинграда  разработанного под руководством Н.В. Баранова в 1948 году 1) район Автово, 2) Невский район, 3) район Черной речки, 4) район Удельной, 5) район Малой Охты

 

 

Особенности малоэтажных районов Ленинграда

В число наиболее крупных массивов можно отнести так же застройку Чёрной речки и Автово. Во многих районах малоэтажная застройка 1944-1950 годов стала основой формирования последующих жилых массивов. В дальнейшем градостроительная ткань формировалась с учётом организации кварталов, решённых в период формирования малоэтажного жилья.

Наименее окружающая застройка сформировалась в кварталах Удельной и Невского района. Отчуждение новой городской среды, сформировавшейся, в том числе и в постсоветский период, изменила её характер и привела к дисбалансу плотности застройки. Однако, ансамбль зданий Удельной органично оформлен по сей день благодаря структуре района (наличие трамвайного кольца и сквера при нём). Сочетание типовых серийных домов Удельной сложилось органично, как и в районе Чёрной речки, что поддерживает её эстетическую привлекательность по сей день.

Застройка Невского района формировалась в близи жилой застройкой памятника конструктивизма – Палевского жилмассива и промышленной зоны. Сформированные кварталы оказались разрознены между собой и почти не связаны с памятником конструктивизма визуально. Последующее строительство более высокой этажности полностью подавило имеющиеся визуальные и градостроительные связи. Это привело к тому, что положение и состояние малоэтажной застройки Невского района наиболее плачевное из всех районов. Застройка постепенно морально изнашивается и окончательно утрачивается её архитектурная роль в районе.

Сложившаяся градостроительная среда Удельной

В качестве отдельного примера рассмотрим район жилой застройки Удельной. Северные районы Ленинграда застраивались архитектурным коллективом мастерской О. И. Гурьева. Жилые массивы формировались в разных техниках, с соблюдением советских неоклассических приёмов.

Градостроительная структура железнодорожной станции «Удельная» задается открытым пространством перед самой станцией и трамвайным кольцом со сквером, перетекающим в пространство проспекта Энгельса. В 1982 году в узел кольца и железнодорожной станции был добавлен павильон станции метро Удельная. Сквер образованный вокруг кольца заключён между двумя улицами, Елецкой и Енотаевской. Так же пространство сквера пересекается Ярославским проспектом параллельные ему улицы разрываются пространством сквера.

Рис. 2. Историко-градостроительный опорный план. Район Удельной

– застройка периода 1920-1932; – застройка 1944-1950-х годов;

– застройка начала1950-х годов; – застройка до 1955 года

Озеленение сквера вокруг трамвайного кольца было поддержано озеленением жилых кварталов. Визуально данный зелёный массив связан с Удельным парком (парком Челюскинцев) расположенным на противоположной стороне от железнодорожных путей.

Самым презентабельным ансамблем района Удельной можно считать проспект Энгельса. Архитектурный ансамбль сочетает в себе различные архитектурные стили советской архитектуры и переходит в Большой Сампсониевский проспект, который сформирован разнообразными примерами архитектуры ретроспективизма. В районе железнодорожной станции Удельной линия фасадов проспекта Энгельса включает несколько типовых построек коллектива О. И. Гурьева.

Наиболее характерной средой района можно считать район сквера трамвайного кольца. Застройка вокруг трамвайного кольца сформирована малоэтажными зданиями. Вдоль улиц устроены газоны и посадки постаревших деревьев. Застройка представляет из себя небольшие кварталы. Размер квартала не превышает по длине и ширине два-три корпуса типового дома застройки. Здания соединены различными архитектурными конструкциями приёмом «мембранности» [7]. Всего в районе сквера Удельной можно насчитать не более семи полноценных малоэтажных кварталов. Основной тип квартальной застройки формируется между Ярославским, Костромским и Удельным проспектами. Со стороны проспекта Энгельса «мембранность» выражена в виде высоких металлических решёток, соединяющих фасады домов. Вдоль малых улиц и проспектов здания так же соединены между собой, ограничивая пространство двора, но уже с помощью полуметровых в высоту стенок, выложенных из рваного камня с разрывом для калитки. В некоторых случаях по указанным стенкам устроены невысокие металлические решётки. Дворы малоэтажных кварталов благоустроены, разросшиеся деревья сильно затеняют и заслоняют интерьер двора. В первоначальном виде деревья должны были создавать небольшую тень и уютное обрамление дворовых фасадов. В нескольких кварталах присутствует центральная площадка. Центральная площадка в квартале на углу проспекта Энгельса и Енотаевской улицы имеет аскетично выполненный фонтанчик. В целом кварталы имеют запущенное благоустройство, но благодаря обильным посадкам деревьев здания утопают в зелени, что придаёт им образ загородных построек, отчуждённых от городской среды. Для того чтобы вернуть кварталам первоначальный вид необходима стрижка деревьев и комплексная организация благоустройства.

В описанной застройке можно выявить три группы жилых зданий:

  • группа малоэтажных зданий, формирующих внутренние кварталы и сквер трамвайного кольца;
  • группа трёхэтажных зданий, формирующих транзитные магистрали, к ним же можно отнести постройки переменной этажности 3–4 этажа;
  • группа зданий формирующих проспект Энгельса, с наиболее длинной протяжённостью корпуса.

Помимо двух-трехэтажных зданий в застройку включены четырёхэтажные здания, построенные в следующий этап застройки района. Эти здания не относятся к малоэтажным кварталам, рассматриваемым в статье. Они отличаются архитектурным решением фасадов, и располагаются в основном вдоль проспекта Энгельса и Скобелевского проспекта.

Во второй половине 50х годов градостроительную среду проспекта Энгельса дополнили постройки коллектива мастерской А.Я. Мачерета высотой в пять этажей с яркой и выразительной архитектурой фасадов. В районе Удельной также сохранилось несколько построек конструктивизма – здание магазина на Скобелевском проспекте дом 8 и жилой дом проспекта Энгельса дом 55, их архитектура органично вписывается в архитектуру малоэтажной застройки 1944-1950 годов. На протяжении всего советского периода район дополнялся жилыми и общественными зданиями. После Перестройки в районе станции метро Удельная были возведены высотные здания. В данный момент уже несколько исторических малоэтажных зданий периода 1944-1950 годов снесены и на их месте построены современные многоэтажные постройки. Процесс активного строительства на Удельной ускорился в последние годы. Причиной тому стали допущенние уплотнительной застройки города и в целом привлекательность района для новых жителей.

Архитектура района Удельной

Малоэтажные типы жилых домов Удельной были разработанными специально для северных кварталов. Общие решения как для Удельной, так для и Новой Деревни (Черная речка) были разработаны мастерскими О.И. Гурьева и И.И. Фомина, Е.А. Левинсона. Для всех зданий характерно минимальное применение декора, а общую эстетичность застройки компенсирует яркая окраска оштукатуренных фасадов. Горизонтальные тяги тонкие, выстроенные простым каблучковым обломом. У всех построек присутствует оштукатуренный и окрашенный в белый цвет карниз. Цоколь зданий облицован рваным камнем или имитацией выщербленного кирпича.

Рис. 3. Силуэт застройки по Елецкой улице

Для рассмотрения можно выделить три типа зданий, формирующих сквер трамвайного кольца:

Первый тип двух-трёхэтажное здание, симметрично выстроенное сочетание разновысотных объёмов с центральным трёхэтажным и фланкирующими двухэтажными. Здание разработано мастерской О.И. Гурьева, в нижней части на фасаде здания присутствуют лишь циркульные сандрики и оконные обрамления. Главным акцентом является балкон третьего этажа с металлической зигзагообразной решёткой ограждения, и изогнутыми спаренными прутьями в качестве декоративных консолей для балкона. Самая декорированная часть – это фриз трёхэтажной части здания с лепниной в виде веночков, чередующихся с уступчатыми оштукатуренными кобылками, поддерживающими свес кровли. По центру здания над фасадом трёхэтажной части в продолжении стены расположен щипец с круглым сквозным проёмом, щипец проходит сквозь свес кровли. Цоколь оформлен кирпичиками выщербленного камня, карнизы и детали окрашены в белый цвет.

Второй тип здания сформирован по тому же принципу организации основных объемов. Отличается от остальных жилых домов высоким в два этажа порталом в центре трёхэтажной части здания. В глубине портала утоплена входная дверь, почерк характерный мастерской И.И. Фомина и Е.А. Левинсона, и подобный приём можно найти у зданий, построенных в 1930х годах на Ивановской улице. Над порталом широкое трёхчастное окно, разделённое белыми полуколоннами. Два здания на Елецкой дом 9 и Енотаевская дом 10 выстроены по этому проекту, только дом на Енотаевской улице обращён северным фасадом в сквер, а потому не имеет крупного портала. На данном фасаде широкий проём углублённой лоджии на третьем этаже и несколько равномерно расставленных балконов с металлическим ограждением. Карниз у зданий тоже с зубчиками. Выкрашенные в белый откосы окон и проёмов чётко выделяются на фасадах, добавляя изящества почти не декорированной стене здания.

Третий тип самый уникальный тип здания для района Удельной. Это двухэтажный почти кубический объём. Каждый фасад здания имеет симметрично расположенные окна чередующиеся широкие с узкими в зависимости от наличия балкона. Балконы имеют металлическое ограждение с зигзагообразным рисунком. Самая необычная часть здания – световой фонарь, многоугольный объём венчающий здание. Этот фонарь освещает центральную лестницу и формирует уникальный силуэт.

 

Архитектура района Удельной имеет интересное очертание силуэта малых улиц, этот силуэт во много задаёт характер среде, он сомасштабен восприятию человека, благодаря малой этажности зданий. Единственное что подавляет силуэт, разросшиеся и неухоженные деревья.

Выводы

На примере района Удельной можно выделить общие плюсы и минусы, присущие для всей малоэтажной застройки периода с 1947 по 1949 год.

К плюсам можно отнести:

  • Ансамблевость застройки, где каждое здание является с периодичностью повторяющимся элементом комплекса.
  • Целостный силуэт формирующий экстерьер улиц
  • Единство архитектурных решений фасадов зданий всех типов и серий.
  • Уютный и сомасштабный для человека интерьер кварталов домов.
  • Достаточно удачная реализация концепция города-сада.
  • Выдержанная аскетичность выраженная в архитектурном облике на высоком профессиональном уровне

Минусами застройки являются:

  • Требующие регулярной реставрации строительные материалы.
  • Низкое качество изначально проведённых строительных работ.
  • Незавершённость ансамблей малоэтажной среды, что привело к её растворению в новой застройке с течением времени.
  • Зависимость среды ансамблей от качества поддержания благоустройства дворов и улиц.

Из полученных результатов следует вывод, что большинство проблем застройки лежат не в их изначальном замысле, а в необходимости поддержания их в надлежащем виде. Малоэтажные районы периода 1944–1950 годов близки к природной среде. Воздействие влаги, удерживаемой растениями и продуктов их жизнедеятельности отрицательно сказываются на достаточно капризных материалах, из которых выстроены здания. В остальном малоэтажные ансамбли могут быть успешно регенерированы, но регенерацию требуется проводить в комплексе для всей застройки отдельного района, с учётом благоустройства.

Таким образом в данной статье стоит выявились проблемы, которые ставят под вопрос дальнейшую судьбу малоэтажной застройки периода 1944-1950 годов. Углублённое изучение этих проблем и предложения по их решению могут стать материалом для дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Курбатов Ю.И. Петроград - Ленинград - Санкт-Петербург: Архитектурно-градостроительные уроки. СПб.: Искусство-СПб. 2008. С. 35-37.

2. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. Григорий Симонов. Сост. Исаченко В. Г. СПб.: «Лениздат». 2000. С. 60-85.

3. Курбатов Ю.И. Зодчие Санкт-Петербурга. Олег Гурьев. ХХ век. СПб.: 2000. С. 390-398.

4. Иконников А. В. Историзм в архитектуре. М.: Стройиздат. 1997. 557с.

5. Лисовский В. Г., Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города: От классики к современности. СПб.: Коло, 2009. Том 2. 584 с.

6. Семенцов С.В. Градостроительство Петрограда-Ленинграда: от революционного разгрома 1917-1918 годов к возрождению 1935 г. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. №1(15). С. 130-143.

7. Хан-Магомедов С.О. «Сталинский ампир»: проблемы, течения, мастера // Архитектура сталинской эпохи. Опыт исторического осмысления. Сост. и отв. ред. Косенкова Ю.Л. М.: КомКнига. 2010. С. 24

8. Любош А.А. Малоэтажные дома. Некоторые итоги проектирования и строительства // Архитектура Ленинграда. 1949. №1 С. 1-9.

9. Возняк Е.Р. Основы теории архитектурных форм исторических зданий: монография, СПбГАСУ. СПб.: Коло. 2016. 192с.

10. Блинова Е.К. Ордерные системы в архитектуре Ленинграда 1930-1950-Х ГОДОВ // Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления. Сост. и отв. Редактор Ю. Л. Косенкова. М.: КомКнига. 2010. С. 128-141.

11. Блинова Е.К. Ордерная система как архитектурная пластика и её взаимосвязь со скульптурой (на примере архитектуры Ленинграда 1930-1960-х годов) // Искусство скульптуры в ХХ веке: проблемы, тенденции, мастера. Очерки. Материалы международной научной конференции. Москва, 2006. [Научный совет по историко-теоретическим проблемам искусствознания ОИФН РАН, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина]. М.: Галарт, 2009. С.192-203.

12. Рябушин А.В. Этапы развития советской архитектуры. М.: 1979. 55c.

13. Ленинград: Планировка и застройка 1945-1957. Под ред. В.А. Витмана и др. Л.: Стройиздат. 1958. 180 с.

14. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Под общ.ред. М.Г. Бархина, А.В. Иконникова и др. М.: Искусство. 1975. 559с.

15. Ретроспективизм. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Лита. 2000. 863с.

16. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. В 2-х т. Под общ. ред. М. Бархина (и др.). Том 1. М.: «Искусство». 1975. 544с.

17. Фомин И.И. Микрорайон малоэтажной застройки в Володарском районе Ленинграда // Архитектура Ленинграда. 1946. №1. С. 19-32.

18. Обласов Ю.А. Использование приемов неоклассицизма в фасадной и объемно-планировочной структуре жилой архитектуры Ленинграда 1930-1950-х гг // Вестник гражданских инженеров. 2017. № 2 (61). С. 41-49.

19. Искандаров М.М., Михайлов А.Ю. Советский неоклассицизм: исследовательские интерпретации архитектуры 1930-1950-х гг. // Известия КазГАСУ. 2011. № 1 (15). С. 24-30.

20. Возняк Е.Р. Методика исследования детализации фасадов исторических зданий на основе теории архитектурных форм. // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 22-26.

21. Золотарева М.В., Песчанская Е.А. Особенности развития архитектуры Ленинграда первого послевоенного десятилетия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. №10. С. 44-47.

22. Ерохин С.В. Историзм в советской архитектуре 1920-1950-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-1 (86). С. 73-78.

23. Шпаков И.В. Основные тенденции в советском архитектурном проектировании и строительстве жилых зданий в послевоенное десятилетие // Краеведческие записки сборник статей. Юго-Западный государственный университет, кафедра истории и социально-культурного сервиса, научно-образовательный центр региональных культурно-исторических исследований «Родомысл». Курск, 2016. С. 43-46.

24. Кваша А.Д. Элементы рациональной архитектуры в малоэтажном домостроении // Архитектура и строительство России. 2013. № 4. С. 14.

25. Усанова А.Л. Советская архитектура 1930-1950-х годов. к проблеме стиля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 2-1 (52). С. 186-188.


Войти или Создать
* Забыли пароль?