ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КВАРТАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ КВАРТАЛА, ОГРАНИЧЕННОГО МАЛЫМ ПР., 11-ОЙ ЛИНИЕЙ, СРЕДНИМ ПР., 12-ОЙ ЛИНИЕЙ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исторический центр Санкт-Петербурга представляет собой центр грандиозной агломерации и одного из крупнейших градостроительных объектов в Списке ЮНЕСКО. За годы преемственного развития города и его окрестностей был сформирован своеобразный генетический код Санкт-Петербурга, включающий как материальные, так и нематериальные составляющие. В международной теории и практике сохранения наследия эти составляющие получили название атрибутов ценности. Рядовая историческая застройка, будучи одним из атрибутов ценности объекта всемирного наследия, не только отражает этапы архитектурно-градостроительного развития территории, но также участвует в формировании гармоничной окружающей среды и является одним из индикаторов ее завершенности. Исторические здания охраняются Законом Санкт-Петербурга № 820-7 «О границах объединенных зон охраны…». В настоящее время разработаны и одобрены Методическим советом Минкультуры России границы исторического поселения федерального значения «г. Санкт-Петербург» и предмет его охраны, в состав которого также входит историческая застройка. В связи с этим методика классификации исторической застройки представляется не просто актуальной, но и необходимой, вне зависимости от того, в рамках какого инструмента она может в дальнейшем использоваться. Методика отталкивается от триады «ценность, целостность, подлинность», которые рассматриваются в контексте значения исторической застройки как атрибута ценности объекта всемирного наследия

Ключевые слова:
объекты культурного наследия, предметы охраны объекта культурного наследия, историческая городская среда, рядовая историческая застройка, ценность, подлинность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Историческая городская среда города является неотъемлемой частью его пространственно-композиционной среды, которую необходимо сохранять. При этом необходимо выделять отдельные аспекты и критерии – как особенностей самой среды, так и ее сохранения. Это отмечается многими отечественными и зарубежными специалистами [1, 2].

Специалистами долгое время уделялось особое внимание сохранению объектов культурного наследия. Выделялись критерии их отнесения к объектам культурного наследия: их целостность, характеристики, подлинность. Впоследствии специалисты пришли к мнению, что для сохранения подлинности и целостности самого объекта культурного наследия необходимо сохранять не только памятники и ансамбли, но и объекты рядовой (фоновой) застройки [3–5].

В XX веке идея ценности наследия дополнилась такими категориями как целостность и подлинность. Была выделена трехчастная система – ценность, целостность, подлинность – в рамках которой идет оценка объектов культурного наследия. Система охраны объектов наследия при этом разрабатывалась с учетом категорий ценности. Данный процесс шел постепенно: от объекта к историческому городскому ландшафту [6–8].

Вышеуказанное нашло свое отражение в нормативно-правовых актах в сфере охраны объектов культурного наследия и исторической среды вокруг них, в которых указаны рекомендации. Многие документы направлены на выявление ценных качеств городской среды и способов ее развития, сохранения и регенерации [9–12].

Это вызывает ряд вопросов. Каким образом прописать критерии сохранения исторической среды, позволив ей при этом развиваться? Возможно ли одновременно сохранить и развивать городскую территорию? Допускается ли появление новых объектов в сложившейся исторической среде, и какие допустимы параметры новых включений?

Материалы и методы. Аналитическим методом рассматриваются существующие объекты в рассматриваемом квартале. Сравнительным анализом анализируются имеющиеся карты на данную территорию (рис. 1). Фиксируется существующий характер застройки методом фотофиксации застройки (рис. 2). В результате анализа исторических карт и планов, а также существующего состояния составляется историко-культурный опорный план (рис. 3). В целях моего исследования для анализа сохранения среды и ее возможной регенерации строятся 3д модели строений в квартале (рис. 4) [6, 7, 13, 14].

Основная часть. В том числе для исследования необходимо проанализировать здания, расположенные в квартале, в том числе и объекты культурного наследия. Рассмотрим историю и особенности объектов культурного наследия.

Цель исследования – проанализировать здания, расположенные в рассматриваемом квартале для оценки сохранности исторической среды.

Объект исследования – здания, расположенные в квартале, ограниченном Малым пр., 11-ой линией, Средним пр., 12-ой линией Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Задачи исследования: проанализировать сохранность существующей застройки в квартале, ограниченном Малым пр., 11-ой линией, Средним пр., 12-ой линией Васильевского острова в Санкт-Петербурге; обозначить ее ценность и общую архитектурную объемно-планировочную завершенность; проанализировать возможность внедрения объекта нового строительства в сложившуюся историческую среду квартала; по результатам анализа предложить возможные критерии для проектирования объекта нового строительства.

Особняк Э. Э. Бремме. Санкт-Петербург, Василеостровский район, 12-я линия, 41.

 

Рис. 1. Исторические карты рассматриваемого квартала (разработка Пасечника И.Л. 2019 г.)

 

Рис. 2. Современная фотофиксация застройки квартала (разработка Пасечника И.Л. 2019 г.)

 

Рис. 3. Историко-культурный опорный план квартала (разработка Пасечника И.Л. 2019 г.)

 

 

Рис. 4. 3д модель строений в квартале (разработка Пасечника И.Л. 2019 г.)

 

 

 

 

Рис. 5. Исторические фотографии и чертежи (разработка Пасечника И.Л. 2019 г.)

 

 

Рис. 6. Фото объекта (выполнено Пасечником И.Л. в 2019 г.)

 

Дом – 2-этажный, с мезонином в лицевой части, деревянный, обшитый. Композиция 7-осевого фасада с легкой асимметрией. Архитектурно-пластическое решение включает: окна прямоугольные в наличниках с сандриками (в 1 этаже), полуциркульные под архивольтами на импостах (в мезонине); деревянный дверной козырек на деревянных резных кронштейнах; венчающий карниз профилированный, на модульонах; завершающий мезонин фронтон с круглым окном в тимпане (рис. 5 и 6) [15–17].

История участка. Дом построен в I половине XIX в. В 1851 г. перестроен по проекту арх. Н.П. Гребенки. В 1906 г. реконструирован (арх. В.С. Карпович) с изменением объемно-пространственной композиции, конфигурации крыши и пятна застройки. В 1971г. демонтированы керамические панно (художник П.К. Ваулин).

Градостроительная и архитектурная ценность. Дом – один из немногих сохранившихся образцов деревянной особняковой архитектуры I половины XIX в. Дом формирует историческую застройку 12 линии, гармонично вписываясь в окружающую среду.

Предметы охраны: местоположение особняка, объемно-пространственное решение лицевой части здания, архитектурно-художественное решение лицевого фасада, включая исторический материал.

Дом П.А. Бенигсена. Санкт-Петербург, Василеостровский район, 12-я линия, 31, 33, 35.

 

Рис. 7 Фото объекта (выполнено Пасечником И.Л.
 в 2019 г.)

На участке, объединённом в XVIII в. – каменный 5-этажный на подвале жилой дом, состоящий из 3-х и 5-этажных корпусов, поставленных вплотную друг к другу и объединённых единым оформлением фасадов. Дворовое пространство 3-частное, с двойными изолированными внутренними дворами, проезд в которые осуществляется через арки в каждом из 3-х корпусов. Композиция 39-осевого фасада 3-частная, симметрично-центричная, с 13-осевым центром и 13-осевыми боковыми частями, имеющими идентичное оформление. Арочные проезды, входные проемы – прямоугольные и полуциркульные. Окна в наличниках с замками и сандриками различной формы. Фасад отличается разнообразием фактурной отделки стен (гладкая и фактурная, имитирующая облицовку камнем штукатурка, рустовка), двухцветовым колористическим решением с выделением деталей. В пластическом оформлении использованы орнаментальная лепка (стилизованные пальмы, гирлянды), металлодекор. Фасад завершает карниз на модульонах. Дворовые фасады без элементов декора. Флигеля 5-, 6-этажные, с подвалами и без них. Стены гладкооштукатуренные, без пластического оформления (рис. 7) [14–17].

История участка. Все здания построены в 1901-1902 гг. на месте старой застройки, арх. В.Р.Курзанов.

Градостроительная и архитектурная ценность. Дом – образец доходной жилой постройки начала XX в. в стиле классицистического модерна. Формирует историческую застройку улицы и является ее акцентом, выразительным по силуэту и пластике.

Дом К.Г. Чубакова. Санкт-Петербург, Василеостровский район, 11 линия, 58.

 

Рис. 8. Фото объекта (выполнено Пасечником И.Л. в 2019 г.)

На участке – лицевой дом, вошедший во фронт застройки 11 линии, южный и северный флигели первого двора, поперечный флигель, южный и северный флигели второго двора. Застройка периметральная, с двумя внутренними дворами, соединенными арочным проездом. Дом – 6-этажный, на подвале. Стены кирпичные, оштукатуренные. Цоколь гранитный. Композиция 13-осевого фасада носит центрический характер. 3-осевой центр выделен арочным проездом, входным проемом, двойным окном в фигурном наличнике, балконом, раскреповкой карниза, дугообразным аттиком, фланкируемым полукруглыми щипцами и башенками. Архитектурно-пластическое оформление включает трактовку 1 этажа как цокольного, обособленного гранитной облицовкой, разорванной на разных уровнях междуэтажной тягой; разнообразие фактурной обработки стены (гладкая и фактурная штукатурка, керамическая плитка, облицовка диоритом); многоцветное колористическое решение; окна одинарные и двойные. Флигеля – 6-этажные. Стены кирпичные, оштукатуренные, без элементов декора (рис. 8) [14, 17, 18].

История участка. Дом и флигели построены в 1906 г. со сносом старой застройки, арх. М.Ф.Еремеев.

Градостроительная и архитектурная ценность. Дом – образец доходной жилой постройки начала XX в. в стиле модерн. Формирует историческую застройку улицы и является ее выразительной архитектурной доминантой. Флигели формируют объемно-планировочную структуру участка.

Дом И.Л. Львова. Санкт-Петербург, Василеостровский район, 11 линия, 48.

На участке – лицевой дом, вошедший во фронт застройки 11 линии, южный, западный и северный флигеля. Застройка периметральная с замкнутым внутренним двором. Дом 1 – 6-этажный, без подвала. Композиция 9-осевого фасада симметричная, с центральным полуциркульным парадным входом и прямоугольным эркером, завершенным террасой с пилонами и с двумя симметричными балконами на 2 этаже. Боковые эркеры 3-гранные. В архитектурно-пластическом решении использованы: разнообразие фактурной обработки стен (рустовка, гладкая штукатурка; штукатурка, имитирующая облицовку камнем) и формы проемов (одинарные, двойные, тройные, дугообразнозавершенные, полуциркульные, трапециевидные). Здание завершает дугообразный фронтон. Дворовый фасад без элементов декора. Флигеля – 5-этажные, кирпичные, оштукатуренные, без элементов декора (рис. 9) [14, 19].

 

Рис. 9. Фото объекта

 (выполнено Пасечником И.Л. в 2019 г.)

 

История участка. Дом построен в 1913 г. по проекту арх. И.А. Претро на месте 2-этажного деревянного на каменном 1-м этаже дома. Флигеля построены в 1903-1908 гг.

Градостроительная и архитектурная ценность. Здание - образец доходного жилого дома начала XX в. в стиле модерн. Формирует историческую застройку улицы и является одной из ее высотных доминант. Флигеля формируют объемно-планировочную структуру участка.

Дом И.Д. Коробкова. Санкт-Петербург, Василеостровский район, 11 линия, 46.

На участке – лицевой дом, вошедший во фронт застройки 11 линии, южный, западный и северный флигели. Застройка периметральная с замкнутым внутренним двором. Дом 1 – 6-этажный, без подвала. Стены кирпичные, оштукатуренные. Цоколь известняковый. 9-осевая композиция фасада симметричная, с центральной осью, акцентированной арочным проездом, облицованным на 1/2 керамической плиткой и балконами 2, 3 этажей. Архитектурно-пластическое решение включает боковые ризалиты с 3-осевыми полукруглыми эркерами, заваршенными террасами; боковые парадные входы, расположенные под сводами, опирающимися на пилоны; фактурную и гладкую штукатурку в 3 цвета. Собственно, декоративные элементы: филенки, изогнутая тяга с гирляндами. Завершающий карниз нависающий, раскрепованный, профилированный, с модульонами. Дворовый фасад без элементов декора. Флигеля – 6-этажные, кирпичные, оштукатуренные, без пластического оформления (рис. 10) [14, 20].

 

 

Рис. 10 Фото объекта (выполнено Пасечником И.Л. в 2019 г.)

 

История участка. Все здания возведены в 1901-1902гг. на месте деревянных строений, арх. Д.А. Шагин, В.В. Шауб.

Градостроительная, архитектурная и культурная ценность. Дом - образец доходной жилой постройки начала XX в. в стиле модерн. Формирует историческую застройку улицы и является одной из ее высотных доминант. Дом связан с именем писателя А.Н. Толстого и историка искусств профессора Д.В. Айналова. Флигеля формируют объемно-планировочную структуру участка.

Выводы.

  1. Новизна исследования заключается в предложенном исследовании квартала и характеристик исторической среды, в то время как в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами установлены требования по обобщённому анализу. Данная статья является авторской.
  2. По результатам анализа квартала можно сделать выводы о состоянии среды в квартале, в том числе выявить завершённая она или нет, имеются ли места возможной регенерации и даны предложения по ее освоению.
  3. По результатам анализа могут быть даны рекомендации, касающиеся каждого отдельно взятого объекта застройки (за исключением объектов культурного наследия и не обладающих архитектурно-градостроительной ценностью неисторических зданий).
  4. Параметры возможных преобразований должны быть определены на основе анализа характеристик историко-градостроительной среды конкретного квартала и закреплены в требованиях соответствующего режима использования земель.
  5. Требования Закона Санкт-Петербурга № 820-7 «О границах объединенных зон охраны…» являются достаточными для рассматриваемого квартала для сохранения его исторической среды и возможной регенерации.
  6. Высотные ограничения в проекте Закона Санкт-Петербурга № 820-7 «О границах объединённых зон охраны…», которые в декабре 2019 года прошли государственную историко-культурную экспертизу, более чётко установили параметры для возможных объектов, что в свою очередь отразилось на сохранении исторической среды.
  7. Стоит отметить, что для разработки более качественных и более конкретных режимов зон охраны необходимо изучать каждый квартал с разных аспектов: история застройки, характер среды, состояние и объемно-пространственные характеристики объектов культурного наследия, градостроительная составляющая исследуемого квартала.
Список литературы

1. Девятова Ю.А. Комплексный подход к архитектурному проектированию в исторической городской среде // Архитектон: известия вузов. 2016. № 53. С. 48-52.

2. Абрамов А.И. Философский словарь. М.: Республика, 2001. 719 с.

3. Подъямпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособие для вузов. М.: Стройиздат, 1988. 264 с.

4. Рёскин Дж. Семь светочей архитектуры / Пер. с англ. М. Куренной, Н. Лебедевой, С. Сухарева. СПб: Азбука-классика, 2007. 320 с.

5. Крогиус В.Р. Исторические города России как феномен ее архитектурного наследия. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 312 с.

6. Методические указания по определению предмета охраны объектов культурного наследия. В 2 кн. М.: ООО «ПФ-Градо», 2011. 53 с.

7. Шевченко Э.А. Методические рекомендации оценки историко-культурной ценности поселения. Применение критериев историко-культурной ценности поселения в оценке недвижимости, расположенной в границах исторического поселения. СПб.: Изд-во «Зодчий», 2014. 264 с.

8. Слабуха А.В. Установление историко-культурной ценности объектов архитектурного наследия (часть 1): организационно-методические проблемы // Человек и культура. 2016. № 6. С. 1-8.

9. Слабуха А.В. Установление историко-культурной ценности объектов архитектурного наследия (часть 2): критерии и метод в современной экспертной практике // Человек и культура. 2016. № 6. С. 9-22.

10. Пасечник И.Л., Марушина Н.В. Категория ценности в теории и практике сохранения исторической городской среды (в контексте сохранения рядовой исторической застройки) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 3. С. 9-19

11. Philippot P. Historic preservation: philosophy, criteria, guidelines from M.K. Talley, N. Stanley-Price, A. Melucco Vaccaro. Historical and philosophical issues in the conservation of cultural heritage. USA: Getty Institute, 1996. Pp. 268-274.

12. Romualdo Del Bianco Fondazione. How to assess built heritage? Assumptions, methodologies, examples of heritage assessment systems. International Scientific Committee for Theory and Philosophy of Conservation and Restoration ICOMOS, Romualdo Del Bianco Fondazione, Lublin University of Technology. Florence-Lublin, 2015. 267 p.

13. Directeur de publication Duncan Marshall Établir une proposition d’inscription au patrimoine mondial. Manuel de référence. Publié par l’Organisation des Nations Unies pour l’éducation, la science et la culture. Deuxième édition, 2011. 142 p.

14. Пыляев М. И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. М.: Директ-Медиа, 2007. 817 с.

15. Цылов Н.И. Атлас тринадцати частей С.-Петербурга с подробным изображением набережных, улиц, переулков, казенных и обывательских домов Санкт-Петербург. тип. Штаба Отд. кор. внутр. стражи, ценз, 1849. 392с.

16. Колодезникова К.С. Историческая застройка Санкт-Петербурга. Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, культурную ценность. Справочник. «Альт-Софт», 2001. 42с.

17. Гинзбург А.М., Кириков Б.М. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX-начала XX века. СПб.: Пилигрим, 1996. 395 с.

18. Кириков Б.М., Николаева Т.И. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга: Василеостровский район. Санкт-Петербург: Коло, 2006. 688 с.

19. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Москва: Изд-во В. Шевчук, 2015. 290 с.

20. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Санкт-Петербург: Крига, 2009. 350 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?