аспирант с 01.01.2018 по настоящее время
Россия
Архитектура советского модернизма занимает важное место в истории мирового зодчества. В связи с относительно недавним признанием советского модернизма, как отдельного архитектурного направления, в большинстве регионов нашей страны (в том числе на Юге России) объекты, реализованные в 1960-1980-х гг., не исследованы. Это может привести к невосполнимой утрате сооружений, обладающих композиционно-художественной ценностью. Одним из таких объектов является здание бывшего музея интернациональной дружбы, расположенное в парке культуры и отдыха им. г. Плевен в Ростове-на-Дону. Сооружение спроектировано с использованием основных планировочных, художественных и градостроительных приемов советского модернизма. В статье рассматриваются особенности музея с различных точек зрения. Проводится ретроспективный анализ трансформаций градостроительной ситуации, оказавшей влияние на формирование объемно-композиционного решения здания. Определяются архитектурно-художественные особенности музея на основании натурных исследований и изучении сохранившихся исторических графических материалов. Выявляется ценность объекта, как сооружения, отражающего основные тенденции советской архитектуры 1960-1980-х гг. Исследуется современное состояние здания бывшего музея, фиксируются утраченные особенности архитектурного и градостроительного решений. Подтверждается необходимость восстановления и сохранения его первоначального облика.
советский модернизм, музей, Ростов-на-Дону, архитектура 1960-1980-х гг., парк им. г. Плевен, восстановление
Введение. В 2011 году француз Фредерик Шобен, редактор журнала «Citizen K», выпустил книгу-фотоальбом под названием «СССР. Cosmic, communist, constructions photographed», посвященную архитектурным шедеврам, реализованным в 60–80-х гг. ХХ в. в бывших странах Советского Союза. В архитектурном обществе это событие породило волну интереса к зодчеству СССР периода 1960–1980-х гг., которое условно обозначили термином «советский модернизм». В Европе расцвет архитектурного модернизма пришелся еще на 30–40-е гг. ХХ в., а в Советском Союзе модернизм получил распространение только в начале 1960-х гг. после утверждения в 1955 г. указа «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В связи с относительно недавним по меркам истории архитектуры признанием того, что зодчество советского
модернизма – это значимое архитектурное направление, обладающее рядом отличительных черт от других стилей ХХ в., на сегодняшний день труды, посвященные изучению особенностям архитектуры Советского Союза 1960–1980-х гг., немногочисленны [1–4], а на региональном уровне тенденции советского модернизма не имеют широкого освещения в научной литературе. В большинстве регионов нашей страны (в том числе на Юге России) значимые объекты, реализованные в 1960-1980-х гг., не выявлены и не исследованы на предмет характерных особенностей, что может привести к невосполнимой для отечественной и мировой архитектуры утрате. Задача современных исследователей архитектуры не допустить этого. Уже в настоящее время многие сооружения советского модернизма, по временному показателю не относящиеся к объектам культурного наследия, либо безвозвратно потеряны, либо изменили свой облик до неузнаваемости. К последним относится расположенное в парке культуры и отдыха им. города Плевен (далее – парк им. г. Плевен) в Ростове-на-Дону здание бывшего музея интернациональной дружбы, ставшее объектом текущего исследования. Основная цель работы заключается в выявлении архитектурно-композиционных особенностей музея, характерных для модернизма и определяющих его художественную ценность.
Материалы и методы. Многоаспектный анализ здания бывшего музея интернациональной дружбы в парке им. г. Плевен в Ростове-на-Дону выполнен на основании проведения натурных исследований объекта, а также изучения архивных источников, изобразительных и картографических материалов.
Рис. 1. Парк им. г. Плевен в Ростове-на-Дону. Схема градостроительной ситуации
честь тридцатилетия социалистической Революции в Болгарии 10 сентября 1974 г. на площади Плевен в Ростове-на-Дону был торжественно открыт монумент советско-болгарской дружбы «Дружба крылатая» (рис. 2), изображающий «двух женщин – советскую и болгарскую, поднявшихся в полный рост и устремившихся в могучем и вдохновленном порыве вперед» [13]. Авторами памятника стали болгарский скульптор Димитр Цонков и ростовский архитектор Борис Бельченко. Композиционно относительно оси трех главных аллей монумент расположен западнее, что позволило ему во взаимодействии с находящимся на противоположной стороне Коммунистического пр. памятником Солдатам Победы стать визуальным акцентом для связи двух парков – им. г. Плевен и «Аллея Роз».
Рис. 2. Монумент советско-болгарской дружбы.
Арх. Бельченко Б., скульптор Цонков Д.
10 сентября 1975 г. в парке им. г. Плевен состоялось торжественное открытие музея интернациональной дружбы. Начальником штаба по строительству сооружения являлся Григориадис К.П. [9]. В честь этого события в парке был организован митинг, на который пришли тысячи ростовчан. Среди официальных гостей мероприятия присутствовали первый секретарь городского комитета КПСС Головец Б.И., депутат Верховного Совета РСФСР Пискарев И.Г., секретарь Советского райкома ВЛКСМ Зайцева Н.А., секретарь обкома КПСС Тесля М.Е., члены бюро обкома КПСС, члены облисполкома, а также болгарская делегация во главе с секретарем Плевенского городского комитета Болгарской коммунистической партии Димитром Василевым [14]. Наличие такого широкого круга представителей власти подчеркивает значимость события для города.
Новое здание музея стало одним из основных фрагментов, формирующих композиционное ядро парка им. г. Плевен (рис. 3). Сооружение расположено с западной стороны от главной площади, в центре которой была организована масштабная цветочная клумба, имеющая в плане сложную многоугольную форму. С восточной стороны от цветника был установлен памятник, предположительно (по воспоминаниям очевидцев) посвященный Димитрову Г.М. – деятелю болгарского и международного коммунистического движения. Все три элемента: музей, цветник и памятник; – располагались на одной, проходящей перпендикулярно главной аллее парка линии, формируя таким образом второстепенную ось и определяя вытянутую вдоль этой оси прямоугольную конфигурацию центральной площади с востока на запад. Комплексный подход к организации городского пространства с использованием асимметричной композиции является одним из характерных признаков советского модернизма. Визуальным акцентом при таком подходе чаще всего являлись здания общественного назначения, в том числе музеи, среди которых можно отметить историко-краеведческий музей на пл. Партизан в Брянске (арх. Зеленов А.А., 1976–1985 гг.), музей АЗЛК на Волгоградском пр. в Москве (арх. Регентов Ю., 1975–1978 гг.) и т.д.
Рис. 3. Здание музея интернациональной дружбы в парке им. г. Плевен в Ростове-на-Дону.
Схема градостроительной ситуации
Музей интернациональной дружбы в парке им. г. Плевен в Ростове-на-Дону был возведен на прямоугольной платформе, высота которой составляла около полутора метров. Со стороны парка к зданию вела масштабная лестница, занимающая половину длины платформы. Вторая часть, расположенная справа от лестницы, представляла собой каскад цветочных клумб, форма которых повторяла принцип организации геометрического рисунка центрального цветника. С южной стороны к платформе примыкал скульптурный объект, являющийся стендом для размещения афиш и плакатов (рис. 4). По воспоминаниям жителей города, его художественное оформление соответствовало памятнику Димитрову Г.М. Объемно-композиционное решение здания музея выявляет его отличающуюся предельным лаконизмом функционально-планировочную структуру, что представляет собой важную особенность здания, так как большинство аналогичных по назначению сооружений периода 1960-1980-х гг. имеют достаточно сложную пространственную организацию.
Форма исследуемого музея в плане образована двумя несущими дугообразными стенами одинакового радиуса (около 10,5 м.), расположенными симметрично относительно второстепенной оси парка и сдвинутыми по отношению друг к другу таким образом, что конфигурация плана имеет вид ракушки (рис. 5). В образовавшихся из-за сдвига разрывах между стенами расположены витражи с квадратным членением остекления. В витраже, обращенном в парк, организован вход в здание, двери которого имели более мелкую квадратную разбивку с четырьмя вставками скульптурных изображений в форме окружности. Над входной группой выступал мощный козырек, на котором была размещена надпись «Музей интернациональной дружбы» (рис. 6).
Рис. 4. Музей интернациональной дружбы в парке им. г. Плевен в Ростове-на-Дону, 1970-е гг.
Рис. 5. Схема организации участка вокруг бывшего музея интернациональной дружбы, 2019
Рис. 6. Музей интернациональной дружбы в парке им. г. Плевен, южный фасад
Внутреннее пространство музея было разделено перегородкой на два зала. По воспоминаниям посетителей, это была своеобразная «ракушка из двух уровней». Фотографии интерьеров музея из старых ростовских газет [15] подтверждают, что выставочные экспонаты размещались вдоль стен, а центральные пространства залов оставались свободными для движения (рис. 7). Основной темой экспозиции были советско-болгарские дружеские отношения: в музее демонстрировались фотографии, рассказывающие о связях жителей Плевенского округа с краем Тихого Дона; образцы, выпускаемой в Болгарии продукции; выставки произведений донских художников и т.д. [14–17]
Рис. 7. Интерьер зала музея интернациональной дружбы в парке им. г. Плевен, 1977
В композиционно-объемном решении музея две дугообразные стены превращаются в плавно-поднимающиеся в разные стороны формы, закручивающиеся относительно друг друга (см. рис. 6). Подобный прием можно встретить и в некоторых других объектах, реализованных на территории СССР в 1960-1980-х гг., например, в здании кафе «Ракушка», располагавшемся в Москве на ул. Вернадского (рис. 8), или в сооружении около детского кинотеатра «Дельфин» в микрорайоне Остров в Херсоне (рис. 9). Это подчеркивает характерность для советского модернизма использования скульптурных, криволинейных, обтекаемых форм, которые были присущи основным мировым архитектурным течениям ХХ века.
Рис. 8. Кафе «Ракушка» на ул. Вернадского, Москва
Рис. 9. Сооружение около детского кинотеатра «Дельфин», микрорайон Остров, Херсон
Сплошную плоскость белых стен музея по всей длине на уровне козырька «разрывают» выступающие, подобно зубцам шестеренки, фрагменты – по 6 штук на каждой дугообразной форме. Визуальным акцентом объема здания выступает размещенный благодаря глубокому вертикальному разрезу в северной стене музея скульптурный элемент, имеющий двухстороннюю ориентацию: он одинаково хорошо просматривается посетителями, движущимися по парку как со стороны Коммунистического пр., так и со стороны пр. Стачки (см. рис. 4, рис. 6). Волнообразные геометрические формы, в которых выполнена скульптура, аналогичны используемым художественно-композиционным приемам при решении памятника Димитрову Г.М. и стенда для афиш. Применение на фасадах зданий, реализованных в 1960–1980-х гг., в качестве декоративного убранства рельефов, горельефов и абстрактных скульптурных форм наряду с мозаичными панно [18, 19] является для Ростова-на-Дону наиболее распространенным приемом, который архитекторы использовали для восполнения недостаточного эмоционального воздействия относительно аскетичных объектов модернизма на человека [20].
Устремленное динамично вверх, подобное цилиндру здание музея контрастировало со статичной горизонтально-ориентированной прямоугольной платформой, выступающей в качестве стилобата. Противопоставление вертикальных и горизонтальных объемов в рамках одного сооружения, сочетание цилиндрических и прямоугольных форм, а также использование мощного стилобатного основания представляют собой распространенные приемы архитектуры СССР в период 60–80-х гг. ХХ в. Еще одной яркой чертой советского и мирового модернизма, которую можно наблюдать в здании музея, является применение плоской кровли и верхнего освещения для зальных пространств зрелищных учреждений (рис. 10).
Рис. 10. Музей интернациональной дружбы в парке им. г. Плевен, вид на кровлю
В 80-х гг. музей интернациональной дружбы стал филиалом областного музея краеведения, куда часто приводили на экскурсии учеников находящихся рядом школ. А в 1986 году здесь «произошло невероятное событие – состоялось открытие первой выставки военно-исторической миниатюры под названием «Стойкий оловянный солдатик» [21]. Точная дата закрытия музея неизвестна. В 2013 году здесь начал свою работу ресторан «Сан-Тропе». В настоящий момент бывшее здание музея интернациональной дружбы можно узнать только по двум фрагментам дугообразных стен, обшитых деревянным планкеном и выступающих над многочисленными, окруженными кованым забором пристройками подсобных и основных помещений ресторана, которые заняли всю раннее существовавшую платформу и еще значительную часть парка (рис. 11). Музей стал частью интерьера ресторана (см. рис. 5). Внутри его стены также имеют деревянную обшивку, а бывшие экспозиционные пространства теперь представляют собой единый VIP-зал. Прямого выхода в парк больше нет – вплотную к техническим сооружениям ресторана примыкают конструкции выходящей на площадь парка им. г. Плевен сцены, а входная группа ресторана организована со стороны внутреннего проезда с пр. Стачки, расположенного с западной стороны парка. На месте памятника Димитрову Г.М. сегодня расположена площадка с детскими аттракционами (см. рис. 11). Вместо обширной многоугольной по форме цветочной клумбы в центре площади размещен небольшой прямоугольный с небольшими дугообразными выступами в плане фонтан (рис. 12, рис. 13). В целом, можно говорить о том, что на данный момент утерянным является не только обладающее художественной ценностью здание музея, но и в целом градостроительное решение парковой территории, отражающее тенденции советской архитектуры периода 1960-1980-х гг.
Рис. 11. Парк им. г. Плевен. Площадь им. г. Плевен. Схема градостроительной ситуации, 2019
Рис. 12. Здание ресторана «Сан-Тропе», 2019
Рис. 13. Центральная площадь парка
им. г. Плевен, 2019
Выводы. Таким образом, результаты градостроительного и архитектурно-художественного анализов здания музея интернациональной дружбы в парке им. г. Плевен в Ростове-на-Дону показали, что объект и в отдельности, и в совокупности с окружением, формирующим визуальный и пространственный облик парка, обладает ценностью, как сооружение, отразившее в себе значительную часть основных тенденций советского модернизма: пластицизм и нелинейность форм; контраст горизонтальных и вертикальных объемов; сочетание монументального искусства и архитектуры; антидекоративизм; использование плоской кровли и верхнего освещения; «чистые» белые поверхности стен с витражными вставками; значительный навес над входом; комплексный подход к организации градостроительного пространства. Это определяет необходимость восстановления первоначального вида музея и фрагмента связанной с ним территории, которое может быть основано на визуальной реконструкции – виртуальном воссоздании объекта и городского контекста на основе существующих исторических графических материалов и натурных исследований.
1. Anderson R. Russia. Modern architectures in history. London: Reaction Books, 2002. 352 p.
2. Бондаренко И.А., Волчок Ю.П., и др. Эстетика "оттепели". Новое в архитектуре, искусстве, культуре / ред. Казакова О.В. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. 494 c.
3. Meuser Ph., Zadornin D., Sheina K. Towards a Typology of Soviet Mass Housing Prefabrication in the USSR 1955-1991. Berlin: Dom Publishers, 2015. 456 p.
4. Ritter K., Shapiro-Obermair E., Wachter A. Soviet Modernism 1955-1991. Unknown History. Zürich: Park books, 2012. 358 p.
5. Костарев Н. Болгарские маки // Молот. 1973. № 264 (12 ноября). С. 3.
6. Ростовчане - плевенцам // Вечерний Ростов. 1975. № 41 (18 февраля). С. 3.
7. Дорогами интернациональной дружбы. Соратники и побратимы // Молот. 1974. № 188 (11 августа). С. 4.
8. На земле Плевенской // Молот. 1974. № 206 (1 сентября). С. 3.
9. Открыт музей интернациональной дружбы // Молот. 1975. № 212 (10 сентября). С. 1.
10. Плевенская панорама // Молот. 1974. № 286 (6 декабря). С. 4.
11. Ребайн Я. Ростов архитектурный // Молот. 1973. № 224 (23 сентября). С. 3.
12. Русанов С. Уверенная поступь // Вечерний Ростов. 1975. № 131 (6 июня). С. 2.
13. Старкова Л. Монумент нерушимого братства // Молот. 1974. № 213 (10 сентября). С. 3.
14. Серов К. Дружба - навеки // Вечерний Ростов. 1975. № 213 (10 сентября). С. 3.
15. Недери Е. В честь крепнущей болгаро-советской дружбы // Молот. 1975. № 213 (11 сентября). С. 4.
16. Турбина В. На площади Плевена // Вечерний Ростов. 1975. № 236 (7 октября). С. 3.
17. Мамаев Г. Новые экспонаты // Вечерний Ростов. 1976. № 213 (8 сентября). С. 3.
18. Иванова-Ильичева А.М., Орехов Н.В. Монументальное искусство в декоре зданий Ростова-на-Дону эпохи советского модернизма // Сб. тезисов Международной научно-практической конференции «Архитектура и искусство: от теории к практике». Ростов н/Д - Таганрог: Изд-во: Южный федеральный университет, 2018. С. 45-50.
19. Иванова-Ильичева А.М., Стушняя И.А., Орехов Н.В. Мозаика в декоративном убранстве зданий эпохи советского модернизма (на примере города Ростова-на-Дону) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. С. 100-103.
20. Сидоренко Н.Р. Скульптура как декоративный элемент в архитектуре зданий Ростова-на-Дону 1960-1980-х гг. // Актуальные проблемы городов: Электронный сборник научных трудов ІII международной очно-заочной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Макеевка, ДонНАСА, 2019. С. 216-222.
21. К 30-летию первой выставки военно-исторической миниатюры в Ростове-на-Дону. [Электронный ресурс] // Новости музеев. 11.12.2016. URL: http://zoo.ru/N64544 (дата обращения: 10 сентября 2019).