Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Идея создания комфортного, удобного города для проживания всех жителей, волнует умы архитекторов и градостроителей не одну сотню лет. Современный город должен представлять собой комфортную среду, не только с точки зрения функциональности, но и экологии, эстетики, безопасности. В статье проведен анализ методик оценки комфортности городской среды, рассмотрены параметры комплексной оценки градостроительного комплекса. Рассмотрены концепции смарт-развития и устойчивого развития территорий. Применен критический подход к модернизму и конструктивизму в градостроительстве, на примере городов Чандигарх (Индия) и Бразилиа. Исследованы идеи нового урбанизма, гуманизации городского пространства, концепции города для людей, а не для машин. Рассмотрены возможности использования баланса социальных интересов в организации городского ландшафта. Соотношение функциональности и приватности городской среды показано на примере многоэтажной и квартальной застройки. В заключении предлагаются параметры, соблюдение которых необходимо для создания комфортной городской среды.

Ключевые слова:
морфотипы, городская застройка, комфортность, городской ландшафт, современный город, урбанизм
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Использование пространства в городской среде представляет собой сочетание и взаимопроникновение природной и антропогенной составляющих среды. Грамотное и ответственное распределение нагрузок на среду составляет главный аспект градостроительного проектирования. Лишь при верном решении этой задачи все элементы городского ландшафта будут выполнять все свои функции в полном объеме. Привлекательность городской среды для современного человека нераздельно следует с экологической безопасностью и гражданской ответственностью, как отдельного индивидуума, так и всего общества в целом.

Современный город должен представлять собой комфортную среду, как с точки зрения функциональности, так и экологии. Одним из актуальных направлений градостроительной науки является создание и совершенствование методики оценки комфорта городской среды. Имея в арсенале надежные критерии оценки городского ландшафта, архитектор может определять комфортность среды не на основе субъективного вкуса и предпочтений, а руководствуясь научным подходом.

Существующие методики оценки комфортности городской среды можно систематизировать по следующим критериям:

  • Методики, берущие за основу один из компонентов среды, как правило, количество зеленых насаждений (Таран, Беликова). Безусловно, привлекательность зеленых насаждений обусловлена не только эстетическими параметрами, но и улучшением микроклимата в городе.
  • Методики, включающие комплексную оценку городского комплекса. Для полноты исследования выделяется четыре основных параметра: природный, социальный, экологический и геохимический [1].
  1. Природная концепция

В данной концепции городская среда воспринимается как система природных комплексов, соединенных в одном объекте. Актуальность природной концепции подтверждена многими исследованиями. Так А.Г. Большаков определяет данную концепцию через систему ландшафтно-сообразных границ и членений. В современном городе, подчиненном ландшафтной топографии, элемент рельефа получает максимальную экологическую упорядоченность. Такая концепция должна учитываться при планировке открытых зеленых пространств, в противном случае разрушается природная основа градостроительной формы [2].

  1. Природно-социальная концепция

Рассматривает воздействие качественно новых процессов, возникающих в процессе функционирования города, на жизнь горожан

  1. Ландшафтно-геохимическая концепция

Рассматривает город, как мощный источник техногенного воздействия на городской ландшафт. В этой концепции выделяют пять типов городских ландшафтов: селитебный, селитебно-транспортный, парково-рекреационный, агротехнический и промышленный [3].

  1. Экологическая концепция

Сопоставляет компоненты природного комплекса города и различий в их состояниях при антропогенном воздействии. Данная концепция рассматривает городской ландшафт как закрытую экосистему. В основе этой системы - человек и его жизненная среда. В основу положен вопрос оценки условий жизни горожан через отношение застройки и зеленых насаждений, эстетических свойств городской среды, микроклимата, удобства. Городская экосистема состоит из взаимосвязанных и взаимопроникающих подсистем (сред): квазиприродной (преобразованной географической среды), ландшафтно-архитектурной, социально-экономической, общественно-производственной [4].

  1. Смарт-развитие

Smart-code – это попытка определить рамки урбанистического процесса, базируясь на удобстве его жителей. В этой методике городской ландшафт разделяется на шесть морфотипов (рис.1).

 

 

< сельская территория >                          < транзит >                        < городская территория >

 

Природная зона

Зона села

Пригородная зона

Городская зона

Зона центра города

Зона

городского ядра

Обособленные районы

Рис. 1. Морфотипы освоенных территорий

 

 

Смарт код разрабатывается индивидуально для каждого города, но основывается на компактном развитии всей агломерации, способствующем более эффективному использованию городской территории. Перспективное развитие обеспечивает защиту сельскохозяйственных земель, повышает комфортность жизни в городе, выдерживает иерархию от высокой плотности застройки в центре города до низкой в сельской и пригородной зонах.

Эта концепция подчинена жесткому структурированию, обеспечивающему высокое качество жизни с минимальным использованием энергоресурсов и охрану природных и сельских территорий.

Движение нового урбанизма призвано обеспечить основу для устойчивого городского развития, что приобрело особую актуальность в конце 20- начале 21 веков.

  1. Устойчивое развитие территорий

Основной темой устойчивого развития является нахождение баланса между окружающей средой и промышленным развитием. Концепция получила поддержку ООН, основные ее положения изложены в отчете Bruntdland, вышедшем в 1987 году. Этот документ определяет устойчивое развитие как «развитие, которое отвечает нуждам настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [5].

  1. Идеальный город вчера и сегодня

Середина 20-го века ознаменована движением функционализма и модернизма в архитектуре. Техническая революция привела к масштабной индустриализации и всеобщему распространению автомобильного транспорта. Одной из целей модернистов в градостроительстве была создать максимальные удобства для автомобилей. Наиболее показательными примерами модернизма и функционализма в градостроительстве является город Чандигарх в Индии по проекту Ле Корбюзье и столица Бразилии - Бразилиа Оскара Нимейера.

Чандигарх спроектирован в 1950-х гг. прошлого века в расчете на заселение полумиллиона человек. Территория города разбита на жилые сектора, каждый размером 1 кв.км, включающие магазин, школу ,храм и т.д., необходимые для жизни (рис.2).

Четкое деление на кварталы с автодорогами вместе с функциональными серыми зданиями делает Чандигарх похожим на советские города 60–70-х годов. Город был окружен 16-километровой лесополосой, препятствующей расползанию городской застройки, столь характерной для Индии. Но, создав, город максимально функциональным, и по мнению архитекторов, удобным для жизни, тем самым привело к обесчеловечиванию городского пространства и отмиранию городских центров. Чандигарх – подлинный символ триумфа и трагедии архитектуры тоталитарного колониализма, в основе которой лежит принцип бесправности «адресата», архитектуры для тех, кто вынужден и готов довольствоваться, тем, что ему дали [6].

 

 

http://1.bp.blogspot.com/-nuZ4OsB3U0o/T9ReeYYnwpI/AAAAAAAAALU/afKe24JqUzU/s1600/081128-LeCorbusier-ChandigarhS.jpg

Рис. 2. План города Чандигарх

 

 

Современная столица Бразилии – Бразилиа на генеральном плане напоминает крылья летящей огромной птицы. На одном «крыле» расположились в основном общественные сооружения, на другом - жилые здания. Таким образом в проекте реализована не свойственная градостроительству изобразительная символика. «Архитектура должна выражать технические и социальные достижения своего времени, однако если они не уравновешены, возникает конфликт, пагубный как для содержания работы, так и для всего дела в целом.», – такого принципа стремился придерживаться О.Нимейер [7]. Однако, на практике, вскоре после основания, Бразилиа фактически разделился на два города- монументальный город для правительства и большого бизнеса и город лачуг, «фавел», обитатели которого обеспечивают работу правительственного ядра [8].

Модернисты пытались создать единый, универсальный для всех стран и народов город, однако каждый город по-своему уникален и неповторим. Идеи нового урбанизма, возникшие в 70-80х годах 20 века, особенно развились в 90-х годах. Взяв за основу историческую и культурную особенность городской среды, идеологи нового урбанизма стремились создать город, удобный и доступный человеку без машины. Отойдя от идеи автомобиля, как главной единицы, урбанисты взяли за цель гуманизацию городской среды. Другой компонент, необходимый для современной городской среды – это открытые пространства. Известный архитектор М. Посохин утверждает, что «город без свободных пространств - это лабиринт, угнетающий человека. Необходимо ритмичное чередование закрытых и открытых пространств, сочетание узких и широких улиц, больших и малых площадей, бульваров и парков» [9].

Поисками источников жизненной энергии городов занимался датский архитектор Ян Гейл. Он сформулировал понятие «живой город», которое подразумевает насыщенность пространства  человеческой деятельностью. В своей книге «Город для людей» он писал: «Город тем более оживает, чем больше людей передвигаются пешком, используют велосипеды и проводят время в общественных зонах» [10].

Испанский социолог М.Кастельс отмечает, что «развитие электронных коммуникационных и информационных систем позволяет все более уменьшать зависимость между пространственной близостью и выполнением функций повседневной жизни: работой, покупками, развлечениями, заботой о здоровье, образованием, коммунальными услугами, надзором за детьми, ... усиливается тенденция к «офису на ходу» [11].

Концепции развития городского пространства посвящены много современных исследований. Так, В. Князев считает, что основной тренд современного города – это поколенческий сдвиг. Развитие информационных технологий создало предпосылки для перехода от «умных» вещей, таких как смартфон, компьютер к системе «умного» дома. В условиях перехода к «умным» вещам и интеллектуальным системам, построенным по принципу «система в системе», нужна принципиально иная, чем существовавшая в индустриальную эпоху, архитектура, близкая к системному дизайну и системной инженерии. Задачей архитектуры становится связывание «умных» вещей в единую систему – «умный» город» [12].

Детальную систематизацию мотиваций градостроительной деятельности как определенных социальных ценностей провел А.Г. Большаков (табл. 1) [13].

 

Таблица 1

Интерпретация социальных ценностей в пространствах городской застройки

Городское пространство

Здоровье

Функциональность

(богатство)

Историческая

память

Публичность

Красота

Приватность

Порядок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Так, парки и скверы олицетворяют здоровье. Кварталы с плотной застройкой и максимально допустимой этажностью А.Г. Большаков считает олицетворением «богатства», но мы полагаем данную мотивацию градостроительной деятельности именовать «функциональностью». Квартал с общественными зданиями и пространствами посвящен категории «публичности».  Квартал с художественным замыслом, различных по форме и объемам пространств, показывает заботу градостроителей о «красоте». Простой порядок, основанный на доминировании параллельных и перпендикулярных линий планировочных границ кварталов и прямоугольной геометрией объектов указывает на «простоту», преобладающую у его планировщиков. Бережное отношение к сохранности историко-культурного наследия и условиям его экспонирования показывают мотивацию «память» в современном городе.

Соотношение функциональности и приватности можно наглядно рассмотреть на примере микрорайонной и квартальной застройки. Квартальная застройка характеризуется преобладанием мало - и среднеэтажных домов, с уютными небольшими дворами у каждого дома. Планировка таких кварталов включает необходимые объекты социальной инфраструктуры в шаговой доступности. Компактное дворовое пространство позволяет родителям спокойно отпускать детей гулять, сохраняя их в зоне видимости. В квартальной застройке все большее распространение получает правило «двор без машин», когда автомобили размещаются в специализированных подземных или надземных паркингах, а дворы предназначены для пешеходов, что соответствует концепции гуманизма городской среды.

В отличие от квартальной, микрорайонная застройка, широко распространенная в Советском Союзе не предполагала наличия у жильцов большого количества личного автотранспорта, а все пешеходные маршруты проходят либо через дорогу, либо вдоль нее. В настоящее время, благодаря своему повсеместному распространению, автомобили захватили все свободное пространство во дворах, а по пути в школу или в магазин есть риск попасть под машину. 

Отдельно стоящие многоэтажки в микрорайоне порождают «ничейные» пространства между ними, которые подчас являются неухоженными, замусоренными пустырями [14]. Такая «ничейность» территории порождает незащищенность жителя, как только он выходит за порог собственной квартиры. Другой аспект безопасности - «свои» и «чужие» люди. В микрорайоне не отличить постороннего от местного, все перемещаются во всех направлениях. Потоки «своих» и «чужих» постоянно смешиваются, нарушая безопасность и «приватность» пространства.

Мы живем в огромной стране, где в изобилии присутствуют общественные пространства, а также многоэтажная жилая застройка, олицетворяющая функциональность задействованной площади. Но для настоящего комфорта городской среды не хватает приватного пространства, не только в виде малоэтажной застройки, но и внутри общественных пространств, сомасштабно отдельному человеку.

Вывод. Подводя итоги сказанного хочется отметить, что под комфортной средой подразумевается:

  • Безопасность и защищенность, четкое разделение автотранспортных, велосипедных и пешеходных потоков, создание зон с приоритетом пешеходов, в том числе людей с особенностями, формированием безбарьерной среды, оснащением «умными» дорогами.
  • Ориентированность городского центра на пешехода, формирование пешеходной сети для горожан, и маршрутов для туристов.
  • Эргономическое оснащение улиц необходимыми осветительными приборами, разметкой, местами отдыха и т.д.
  • Психоэмоциональный и эстетический комфорт.
Список литературы

1. Керженцева А.С. Природный комплекс большого города. Ландшафтно-экологический анализ // Наука. 2000. 273 с.

2. Большаков А.Г. Градостроительная форма городского ландшафта как условие и результат планирования и регулирования градостроительной деятельности в Иркутске // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2005. №2(22 ). С. 164-171.

3. Касимов Н.С. Экогеохимия ландшафтов. М. 2013. 115 с.

4. Денисов В.В. Экология города Учебное пособие. М.: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ". 2008. 832 с.

5. Our common future. Report of the World Commission of Environment and Development. United Nations, 1987.

6. Микулина Е. Идеалисты.Чандигарх. «Город солнца» // Проект-классика. №2. 2001.

7. Нимейер О. Архитектура и общество. М. 1975. 192 с.

8. Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М. 1990. 469 с.

9. Посохин М.В. Город для человека. М. Прогресс. 1973. 166 с.

10. Гейл Я. Город для людей // Альпина Паблишер, 2012. 2763 с.

11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // ГУ ВШЭ. 2000. 458 с.

12. Княгинин В. Кризис города // Эксперт. 2010. № 18. С.78-82

13. Большаков А.Г. Оценка морфотипов застройки как отражения интересов и ценностей городского сообщества и их баланс как принцип градостроительной регенерации исторического центра // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №9(68). С. 89-97.

14. Иванченко Е.А. Комфортная городская среда. Основные проблемы придомовых территорий многоквартирных жилых домов. // Строительство и архитектура-2017: материалы науч.- практ. конф. Ростов-на-Дону, 2017. С. 31-34.


Войти или Создать
* Забыли пароль?