РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСОДЕФИЦИТНОГО РЕГИОНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Определены ключевые особенности и характеристики региональной структуры в административно-хозяйственном делении территории России в зависимости от экономического размещения производств и приближенности к ресурсам. Выделены основные критерии типизации регионов с точки зрения государства. Установлены характерные особенности и существенные различия государственного регулирования инвестиционными процессами в условиях самодостаточных и ресурсодеффицитных регионов, выявлены негативные тенденции и особенности, отражающие специфику механизма реализации инвестиций в таких регионах. Выявлены закономерности, которые влияют на формирование политики государственного регулирования инвестициями, которая в свою очередь влияют на формирование механизма государственного регулирования инвестициями. В качестве вывода предложено, что бы проектирование инвестиционных процессов имело опережающий характер с интегрированностью всех региональных инвестиционных проектов на всех уровнях принимаемых решений и объектов инвестирования, которая в свою очередь позволит реализовать политику замкнутости региональных инвестиционных процессов. Предложенное позволит иметь наиболее высокий экономический эффект от реализации на объектах инвестирования первичных и вторичных инвестиций.

Ключевые слова:
региональная структура, территориальное деление государства, типизация регионов, ресурсодеффицитный регион, запаздывание инвестиций, система реализации инвестиционных процессов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На протяжении более чем 20-летнего периода трансформации отечественной социально-экономической системы в условиях совершенствования рыночных отношений, особенно, с учетом действия современных внешних и внутренних факторов, инфляционных ожиданий, эволюционной деформации экономической структуры общества, политического регулирования социальных и других демографических и национально-культурных тенденций становится очевидным необходимость и актуальность сформировавшихся условий и тенденций на административно-хозяйственную деференцированность территорий, сформировавшихся в виде регионального строения экономического пространства Российской Федерации [1].

Региональная структура, принятая в административно-хозяйственном делении территории Российской Федерации обусловлено не только большой протяженностью территории страны и исторически сложившимся социально-экономическим делением государства  на обособленные республики, края, области, но и необходимостью формирования процесса административного управления, экономическим районированием, формированием территориальных производственных комплексов исходя из требований экономического размещения производств и приближенности к ресурсам, а так же с учетом транспортной инфраструктуры и комплекса социально-экономического обеспечения.

В итоге в современных экономических условиях вся территория государства представляется в виде локальных, открытых социально-экономических систем, в которых реализуется полный цикл экономического развития территории и социальной инфраструктуры, которые в совокупности представляют субъект Российской Федерации, имеющие свои цели и задачи, а также собственную программу развития.

Вместе с этим существующее территориальное деление государства осуществлено в едином экономическом и правовом пространстве, на котором действует единая законодательная база, финансово-кредитная система, налоговая политика и т.д.  Сложившееся в настоящее время территориальное деление страны создает позитивные предпосылки на использование имеющихся на территории ресурсов, интеллектуально-кадровых потенциалов, промышленных производств, социальной сферы, что в целом предопределяет и экономическое деление государства, конкурентоспособность территории и ее уровень развития, и в итоге, степень дотационности и/или финансовую независимость от федерального центра.

Исследуя карту экономического деления государства и структуру регионов в зависимости от их финансовой независимости, формируется многофакторная система взаимосвязи каждого региона с государством в области своего социально-экономического развития, формирования долгосрочных стратегий, инвестиционных процессов и форм и методов реализации конкретных инвестиционных программ. В свою очередь определяется каждый регион как уникальный и неповторимый субъект Российской Федерации, имеющий свои преимущества, специфические ресурсы, особенности экономической структуры, национально-культурной традиции и ментальность населения, геополитического положения. Следовательно, актуальна необходимость формирования общего для всех регионов подходов по распределению инвестиционных ресурсов, основанного на анализе и учете особенностей и внутренних факторов каждого региона. Типизация регионов с точки зрения государства в настоящее время строится по таким классическим критериям как:

- ресурсодефицитность;

- финансовая обеспеченность;

- геополитическая специфичность.

Исходя из таких допущений и такой классификации, становится возможным построить более адекватную и селективную систему реализации государственных инвестиций и механизма государственного регулирования инвестиционными процессами. 

Наибольший научный интерес, с учетом условий современной экономики и внешней изоляции Российской экономической системы со стороны ведущих экономически развитых стран, представляют регионы, находящиеся в статусе дотационных и ресурсодефицитных, осуществляющие инвестиционные процессы на своей территории.  Как следствие такого подхода, актуальным является специфика реализации государственного регулирования инвестициями в таких административных территориях. По нашему мнению, более специфичным и не менее актуальным является процесс регулирования инвестициями в так называемых ресурсодефицитных регионах, которые имеют высшую степень экономической независимости от федерального центра. В случае с дотационными регионами априори системы государственного  регулирования носит жесткий, административный характер и механизм регулирования сводится к тотальному, постадийному контролю распределения инвестиционных ресурсов, ориентируемых федеральным центром на реализацию конкретных инновационных, экономических, социальных задач на территории такого региона. А в случае с финансовой экономической самодостаточности  региона, система государственного регулирования носит более тонкий, специфический характер, сущность которой в целом сводится к поддержанию необходимого равновесия в процессе регулирования собственных инвестиционных ресурсов и государственных целевых средств, а так же, ориентация таких составляющих инвестиционного потенциала на цели социально-экономического развития территории. В итоге система государственного регулирования инвестиционными процессами ресурсодефицитного региона представляется более сложной, требующей более комплексного подхода к его исследованию и формированию.

В процессе исследования системы реализации инвестиций  в условиях ресурсодефицитного региона были вскрыты некоторые негативные тенденции и особенности, отражающие специфику механизма реализации инвестиций, существующие в настоящее время и предопределяющие новые качественные требования к свойствам механизма государственного регулирования инвестициями, необходимость которых определяется недостаточно высокой эффективностью результатов инвестиций. На примере Ямало-Ненецкого автономного округа можно заключить, что общий объем инвестиций в реальный сектор экономики в 2013 году составил 547,130 млрд. рублей, или 41,9 % от валового регионального продукта. В итоге валовой региональный продукт за аналогичный последующий период увеличился только на 4,5 %, то есть на каждый рубль вложенных средств субъект получил всего лишь 26,8 % прироста валового регионального продукта, не считая собственных средств субъектов хозяйствования, которые реализовали инвестиции в процессе коммерческой деятельности [2].

Вместе с тем, инвестиции, имеющие жесткое адресное направление в целевых инвестиционных программах региона были реализованы практически полностью. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе в 2014 году реализовывалось 28 государственных программ, отвечающих стратегическим приоритетам региона, общим объемом финансирования 128,278 млрд. рублей, которые были полностью освоены [3].  Очевидно, что при четко поставленных задачах, жестко определенных процедурах и действенного контроля, эффективность инвестиций становится существенно высокой. Исходя из данной предпосылки становится очевидным необходимость формирования комплексного механизма государственного регулирования инвестиционными процессами, ориентирующих все инвестиционные процессы региона на цели социально-экономического развития региона и повышения уровня жизни и доходов населения. В ходе исследований были выявлены следующие, приведенные ниже негативные особенности действующей системы реализации инвестиционных процессов.

 

 

Рис. 1. Диаграмма 1. Увеличение валового регионального продукта

Ямало-Ненецкого автономного округа в зависимости от объема инвестиций

 

 

В качестве основной негативной особенности выступает запаздывание инвестиций за темпом роста экономики региона, что проявляется в наличии неудовлетворенных инвестиционных потребностей, замедления темпов обновления производств, что в свою очередь приводит к снижению инновационной восприимчивости региона и постепенному замедлению экономического роста. В результате инвестиции из фактора развития экономики превращаются в финансовые ресурсы, обеспечивающие поддержанию производственной активности на достигнутом уровне и сохранения процесса расширенного воспроизводства на экстенсивной основе.  

Следующей негативной особенностью является несогласованность во времени и пространстве средств и методов регулирования процессов реализации инвестиций, проявляющиеся как неорганизованность логики процесса регулирования на разных уровнях принятия решения об инвестициях, а так же по разным направлениям реализации инвестиций и объектам инвестирования. Вследствие указанного выше возникают перекосы в социально-экономическом развитии отраслей и комплексов на одной территории, неполное освоение инвестиционных средств и допущение их неправомерного и нецелевого использования, которые в свою очередь отрицательно влияют на скорость реализации инвестиций и увеличивают длительность инвестиционного процесса.

Очередная негативная особенность заключается в краткосрочных временных периодах действия предлагаемых государственных мер стимулирования эффективности реализации инвестиционных процессов в целях повышения их положительного эффекта для субъектов инвестиций. Предлагается множество программ, реализующие различные механизмы стимулирования, такие как преференции для малого бизнеса, наукоемких производств, предприятиям и организациям социальной сферы, проектов, реализующих местное сырье и т.д. носит скоротечный характер и субъект инвестиций, подготавливающий инвестиционный процесс по одним программам оказывается за рамками инвестиционного процесса при изменении условий программ. Так же существует негармонизированность законодательных и нормативных правовых актов, определяющих условия реализации инвестиций как на уровне федерального центра, так и на уровне региональных и муниципальных объектов инвестиций. В основном несогласованность проявляется в таких аспектах как установление сроков реализации, суммы средств, условий и порядка возврата инвестиций и т.д.

Осложняет вышеприведенную особенность практическое отсутствие инструментов, позволяющих интегрировать инвестиционные процессы, реализуемые на разных уровнях государственного управления – федеральном, региональном и муниципальном. Отсутствие таких механизмов согласования целей инвестиций не только в административно-правовом, но и в методологическом плане предопределяет невысокий эффект, разобщенность и рассредоточенность  инвестиционных процессов и невозможность получения синергетического эффекта от интегрирования в одном экономическом пространстве региона разных по масштабам и горизонтам реализации инвестиционных ресурсов.

 В качестве следствия несогласованности целей в виде компенсации проявляющегося негатива в инвестициях в настоящее время наблюдается излишняя бюрократизация в регулировании инвестиций на каждом этапе инвестиционного цикла. В данном случае принцип многоуровневости власти и соответствующих контролирующих органов в системе государственного регулирования инвестиционными процессами приводит к излишним процедурам контроля, учета, регулирования в области, не относимой по объекту инвестиций, а занимающих место в качестве промежуточных инстанций. 

Сложившееся положение усугубляется недостаточным учетом в планировании и проектировании инвестиционных процессов, геополитической спецификой региона, тенденции экономического развития исторически сложившейся экономической структуры и действующих традиций и культуры экономических отношений, что в итоге вызывает структурные перекосы в экономике региона, вынужденную миграцию, экологический ущерб и т.д.

Исходя из комплексного рассмотрения вышеприведенных особенностей как проявление негативных факторов реализации инвестиционных проектов, возникающих в процессе недостаточного регулирования последнего с точки зрения государственных интересов и целей развития общества в целом, а так же в результате анализа существующих региональных инвестиционных программ административных территорий, подпадающих под статус ресурсодеффицитных и не дотационных были предложены закономерности [1], определяющие существующую систему реализации инвестиционных процессов (рис. 2).

 

Рис. 2. Закономерности, определяющие существующую систему реализации инвестиционных процессов

 

 

Действия данных закономерностей обуславливает необходимость формирования нового подхода по организации государственного регулирования инвестиционными процессами с целью наибольшей компенсации влияния закономерностей и проявления негативных особенностей инвестиционных процессов. Данные закономерности наталкивают на формирование специфической политики государственного регулирования инвестициями, которая обуславливает формирование механизма на основе концепции опережения инвестиционных процессов над темпами развития экономики региона, а так же формирования единой политики целеполагания инвестиций на основе многоуровневой интеграции процессов вложения средств вне зависимости от каких источников они осуществляются. Концепция опережающего проектирования инвестиционных процессов  на основе интегрирования инвестиционных предложений на ранней стадии проектирования процессов вложения денежных средств позволит учесть вышеприведённые негативные особенности и закономерности. Кроме этого сочетания опережающего характера проектирования с интегрированностью всех региональных инвестиционных проектов на всех уровнях принимаемых решений и объектов инвестирования позволит реализовать политику замкнутости региональных инвестиционных процессов, которая обуславливает: во-первых, реализацию первичных инвестиций на объектах инвестирования, являющееся исключительно субъектами хозяйствования региона – сфера производственных и коммерческих интересов, которые локализуются в рамках административного пространства территории; во-вторых, вторичные инвестиции, возникающие как следствие первичных инвестиций в форме его результата либо инициирования экономической активности в сложных отраслях должны проявляться только на территории отдельно взятого региона и которые ведут свою хозяйственную деятельность там же.

Список литературы

1. Кадышев Е.Н., Басыров А.Я. «Концепция и политика формирования системы государственного регулирования инвестиций как фактор развития предпринимательства» // Научный журнал «Вестник Башкирского университета».. 2013. № 3. С. 1110.

2. Макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие автономного округа на очередной финансовый год и плановый период, одобренные Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. Систем. требования: Microsoft Office Excel 2010. URL: http://de.gov.yanao.ru/opendata/8901017406-makroekonomika (дата обращения 02.10.2015).

3. Закон ЯНАО от 26.05.2015 № 42-ЗАО «Об утверждении отчета об исполнении окружного бюджета за 2014 год», приложение 7 «Перечень государственных программ Ямало-Ненецкого автономного округа за 2014 год».


Войти или Создать
* Забыли пароль?