ПРОБЛЕМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматриваются проблема разработки механизма повышения конкурентоспособности промышленного предприятия при импортозамещении товаров. Особое внимание автора уделяется кондитерской промышленности на примере Белгородской области. После введения продовольственного эмбарго против украинской кондитерской продукции, экономическая ситуация кондитерской промышленности Российской Федерации изменилась, что повело за собой некоторые проблемы роста конкурентоспособности отечественных предприятий.

Ключевые слова:
импортозамещение товаров, кондитерская промышленность, конкурентоспособность промышленного предприятия, продовольственное эмбарго; система развития импортозамещения в регионе
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В настоящее время термин импортозамещения звучит в речи каждого политика Российской Федерации, так как этот процесс является наиболее важным для каждой отрасли промышленности страны. В предыдущих работах мною были рассмотрены понятия «конкурентоспособности промышленного предприятия» и «импортозамещения» [1], после чего я пришла к выводу, что проблема импортозамещения товаров влечет за собой еще ряд проблем, которые необходимо решать параллельно. После того как наша страна ввела продовольственное эмбарго против некоторых стран Евросоюза, наш рынок стал ориентированным на внутреннюю экономику. Это и понятно, так как первой проблемой импортозамещения является: направленность промышленных предприятий на внутренний рынок, что соответственно ведет к прекращению экспортной политики предприятия. Конечно, не стоит утверждать, что вся промышленность Российской Федерации направлена исключительно на политику импортозамещения, но нужно учитывать и тот факт, что с каждым кварталом импортозаменяемой продукции становится все больше.

После того, как 20 марта 2014 г. США расширили список российских высокопоставленных должностных лиц, против которых они ввели санкции, а также ввели санкции против банка «Россия», и крупных российских бизнесменов, которых сочли связанными деловыми отношениями с президентом В.В. Путиным (Г.Н. Тимченко, братья А.Р. и Б.Р. Ротенберг, Ю.В. Ковальчук). Позже, 27 марта США приостановили сотрудничество с Россией в сфере борьбы с наркотиками, а также приостановили выдачу американским компаниям лицензий на экспорт в Россию «потенциально опасной продукции» [6].

Направленность отечественных предприятий на импортную политику непосредственно ведет за собой к снижению конкурентоспособности самого предприятия, а, следовательно, есть риск, что и выпускаемая продукция станет также низкокачественной, что повлечет за собой ее низкую конкурентоспособность.

Изучив зарубежный опыт политики импортозамещения, можно сделать вывод, что прибегая к использованию такой политики, выявляются следующие проблемы:

1. Реализация производимой продукции направлена только на внутреннюю экономику.

2. Конкурентоспособность предприятия снижается, в итоге на плаву остаются только фирмы-монополисты, а малый и средний бизнес исчезают.

3. Снижение эффективности национальной экономики.

Целью данной работы является изучение проблемы импортозамещения кондитерских товаров в Белгородской области и предложения по разработке механизма повышения конкурентоспособности промышленного предприятия в современных экономических условиях.

С проблемой импортозамещения работали многие как российские, так и зарубежные авторы, вот некоторые из них: Алтухов А.И., Боев В.Р., Клюкач В.А., Борхунов H.A., Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н., Водянов A.A., Гордеев A.B., Гончаров В.Д., Киселев С.В, Коровкин В.П., Серков А.Ф., Тарасов В.И., Ушачев И.Г., Агирбов Ю.И., Фаминског И.П., Хлебутин Е.Б., Шмелев Г.И. и др., Линдсей Д.Е., Долан Э.Дж. и др. [2].

Исследовав работы перечисленных ученых, можно сделать вывод, что в них был разработан механизм обеспечения продовольственной безопасности, а также в их работах были разработаны методы повышения конкурентоспособности промышленных отечественных предприятий, что привело к улучшению ситуации с продовольственным обеспечением российского населения.[3]

Импортозамещение можно рассматривать как один из механизмов повышения конкурентоспособности отечественного промышленного предприятия.

Методика. Конкурентоспособность предприятия зависит от своего окружения, как внешнего, так и внутреннего. Некоторые элементы внешнего окружения частично могут находиться под контролем самого предприятия, и завесить от целей и стратегий предприятия. В то время как другие (внутренние) элементы не зависят от какой-либо деятельности предприятия, поэтому к ним необходимо приспосабливаться. Все внешнее окружение можно разделить на следующие факторы: общегосударственные, региональные и отраслевые.

Для более подробного определения, каким образом импортозамещения может повысить конкурентоспособность промышленного предприятия, можно составить механизм. Данный механизм преследует основную цель – повешение конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях введения ответных санкций. Для достижения поставленной цели необходимо провести ряд исследований, в ходе которых выявятся проблемы. Решения этих проблем приводятся в комплексе мероприятий, описанных в представленном механизме.

 

Цель: повышение конкурентоспособности

предприятия

Исследования

Маркетинговое исследование

Социальный опрос потребителей и рабочих

Исследования внешней среды

Исследование внутренней среды

Анализ и выявление проблем

SWOT-анализ

Анализ конкурентов

PEST-анализ

Разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности

Использование полных мощностей производства предприятия

Соответствие выпускаемой продукции требованиям ГОСТ

Использование федеральных программ поддержки импотрозамещения

Использование ряда мероприятий социальной рекламы

 

 

Рис. 1. Механизм повышения конкурентоспособности предприятия

 

 

Способность промышленного предприятия соответствовать или превышать по каким-либо либо показателям своих конкурентов можно оценить с помощью экономических величин. Основными направлениями к управлению конкурентоспособностью предприятия являются привлечение новых инвесторов, ресурсов, а также непосредственно удовлетворение потребностей, а в настоящее время важной потребностью является социально-экономическая, в виде производимой продукцией предприятия. При условии выполнения вышеперечисленных направлений возникает возможность оценить организационно-экономическую основу промышленного предприятия.

Основная часть. После введения западными странами санкции против Российской Федерации, что повело за собой ответные санкции в виде продовольственного эмбарго, многие российские банки стали активнее использовать политику кредитования импортозамещающих отраслей, таких как пищевая и сельскохозяйственная. Но существует и такие отрасли в кредитовании которым российские банки стали уделять меньшее внимание по сравнению с прошлыми годами. К таким отраслям относятся туристическая сфера и сфера авторынка. В целом можно сделать вывод, что политика кредитования переориентировалась с одних видов отраслей на другие, в связи с изменениями во внешней экономики. Данные о смене приоритетов приводит ИТАР ТАСС, которые были получены в ходе маркетингового исследования в виде опроса банкиров, а также при изучении отчетности по международным стандартам 50 крупнейших банков Российской Федерации. Несколько лет банками приоритет отдавался нефтяной отрасли, металлургии, финансовому сектору и телекоммуникациям, после введения экономических санкций и продовольственного эмбарго приоритеты изменились [4].

Проанализировав ситуацию на Белгородском рынке, можно увидеть, не значительные изменения. Так правительством Белгородской области было принято решение, еще задолго до введения против Российской Федерации экономических санкций западными странами, о направлении политики в сторону импортозамещения. Благодаря дальновидности Белгородских депутатов, рынок продовольственных товаров Белгородской области насыщен большим количеством ассортимента отечественной продукции.

Белгородским руководством было принято решение о создании комплексов животноводства с высокой производственной мощностью. Поэтому не удивительно, что нашу область называют «мясной столицей России».

Большинство таких документов в Белгородской области приняты и успешно действуют. Сельскохозяйственная отрасль региона уже сегодня готова работать в условиях введённых санкций и обеспечить другие регионы России продукцией белгородских сельхозтоваропроизводителей. По данным органов статистики, в 2013 году доля Белгородской области в общероссийском объёме произведённой продукции составила 4,27 %. При этом регион занял уверенное первое место по производству скота и птицы на убой в живом весе (12,3 %) и производству комбикормов (18 %).

В рамках экономического Совета состоялась встреча заместителя мэра — начальника департамента экономического развития Виталия Чехунова с предпринимательским сообществом Белгорода. Участники обсудили вопросы, связанные с инвестиционной деятельностью в областном центре и импортозамещением продукции белгородскими товаропроизводителями.

Заместитель начальника департамента – начальник управления экономического развития Игорь Русинов проинформировал, что Белгородская область на протяжении многих лет входит в число первых десяти регионов с наименьшими инвестиционными рисками. Высокий уровень инвестиционной привлекательности показывает и Белгород как областной центр.

В прошлом году сумма инвестиций в основной капитал города превысила 30 млрд. рублей. Наблюдается рост инвестиций в химическом производстве, производстве пищевых продуктов, транспорте и связи, образовании. Анализ источников финансирования инвестиций показал, что основную их часть составляют собственные средства белгородских организаций. В 2013 году их объём достиг 13,9 млрд. рублей. Объём же привлечённых средств уменьшился на 7 млрд. рублей. В этой связи, подчеркнул Игорь Русинов, особое значение приобретает программа импортозамещения продукции. В 2013 году сумма ввезённых в область потребительских товаров составила более 20 млрд. рублей. Среди них молочная и мясная продукция, безалкогольные напитки, кондитерские изделия, растительное масло. Аналогичные товары с успехом производятся и на территории Белгорода.

Своё мнение о том, как увеличить объём белгородской продукции на местных рынках, высказали руководители Белгородского молочного комбината Раиса Костомицкая, ОАО «Колос» Игорь Фатьянов, кондитерской фабрики «Белогорье» Сергей Сиротенко, Белгородского хладокомбината Георгий Бузиашвили. Среди основных сдерживающих факторов они назвали дефицит качественного сырья, малый объём дотаций из областного и федерального бюджетов.

Продовольственный аспект современного социально-экономического общественного развития нашел особое отражение в Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности. В ней содержится прямое указание на необходимость обеспечивать каждому гражданину права на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание.

Так как кондитерская продукция является неотъемлемой частью продуктового портфеля современных потребителей, необходимо, чтобы продукция соответствовала не только требованиям сертификации систем менеджмента (ТУ, ГОСТ, ИСО 9001), но и социальным аспектам общества [5].

Выводы. Итак, подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что проблема импортозамещения продовольственных товаров имеет место быть не только на региональных рынках, но также и на всем российском рынке. При изучении этой проблемы, выявляется еще несколько проблем немало важных для экономики Российской Федерации. К ним относятся снижении конкуренции на внутреннем рынке, для решения этой проблемы был разработан механизм повышения конкурентоспособности промышленного предприятия, с учетом всех изменений на внешнем и внутреннем рынке пищевой и сельскохозяйственной отрасли. Следующая проблема, к которой приводит политика импортозамещения – это снижение эффективности национальной экономики. Решение этой проблемы будет приведено и рассмотрено в других работах.

 

Этапы создания ценности предложения

Этапы потребительской лояльности

Этапы потребительской мотивации

Направления социально- рыночной политики предприятия  в контексте его функциональных

процессов

Формирование социально-ценностного предложения потребителю

Трансляция социально-ценностного предложения потребителю

Закрепление осознанной убежденности потребителя в социальной ценности предложения

Эмоциональный аспект отношения потребителя к предприятию и его продукции

Когнитивный аспект отношения потребителя к предприятию

Поведенческий аспект потребителя, его намерения

Удовлетворенность потребителя продукцией предприятия

Закрепление доверия потребителя к предприятию и продукции

Приверженность потребителя к предприятию и продукции

Формирование рационального продуктового и сервисного предложения потребителю в процессе производства 

Продвижение продукции процессе удовлетворения потребности в продуктах питания

Качественное обслуживание потребителей в процессе приобретения

 

Рис. 2. Блоки социально-рыночной политики предприятия кондитерской промышленности

Список литературы

1. Филип Котлер. Основы маркетинга. Перевод с английского В. Б. Боброва. Общая редакция и вступительная статья Е. М. Пеньковой. М.: Изд. Прогресс, 2011. 496 с.

2. Сучкова Н. А. Импортозамещение в продовольственном секторе России: диссертация кандидата экономических наук: М.. 2009. С. 57-59.

3. Максимчук Е.В., Суворова А.А. Некоторые экономические аспекты импортозамещения // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 6. С. 109-112.

4. Банки РФ начали кредитовать импортозамещающие отрасли пищевой промышленности и сельского хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zol.ru/znews/showlinks (дата обращения: 24.09.2015)

5. Щетинина Е.Д., Дубровина Т.А. Социально-рыночная политика предприятий кондитерской промышленности // Белгородский экономический вестник. 2014. №4(76). С. 60-66.

6. Глаголев С.Н., Моисеев В.В. Сущность и основное содержание антироссийских санкций запада // Наукоемкие технологии и инновации: сб. докладов Юбилейной Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. Ч. 7. С. 81-95.


Войти или Создать
* Забыли пароль?