Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
С введением западных санкций, вызванных событиями на Украине, резким падением цен на нефть и другие сырьевые товары, Россия оказалась в сложной экономической ситуации, остро стал вопрос о замещении технологий и товаров, импортируемых из-за рубежа. В статье рассматриваются не только условия, при которых в России начался новый этап государственной политики импортозамещения, но и важнейшие факторы ее реализации. Руководство Российской Федерации неоднократно поднимало проблемы импортозамещения, но их решение не всегда было позитивным и системным, и только события последних лет вселяют надежду на положительные результаты. Автор утверждают, что, несмотря на многофакторные проблемы, экономическая политика импортозамещения имеет реальные перспективы успешной реализации намеченных программ. В реализации утвержденных программ импортозамещения первостепенное значение приобретают инвестиции. В статье анализируются условия создания благоприятного инвестиционного климата в современной России.

Ключевые слова:
западные санкции, технологическое отставание, импортозамещение, инвестиционный климат
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Введение. По данным Минпромторга РФ, собственное производство в таких важнейших отраслях, как  тяжелое машиностроение,  станкостроение, радиоэлектронная промышленность  составляет всего 20–30 процентов от потребности [1], а доля импорта превышает допустимые пределы для обеспечения экономической безопасности страны. По количеству выпускаемой продукции многие наши отрасли находятся еще в прошлом веке. Это относится и к судостроению, и приборостроению, и авиастроению, некоторым другим отраслям экономики. «К сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия», – признавал В.В. Путин еще в первый свой президентский период [2].  Вследствие этого происходит сильнейшая экономическая зависимость России от других стран, в частности от Евросоюза и США. Более того, при масштабном импорте производство собственной продукции резко снижается, о чем красноречиво свидетельствуют приведенные выше факты, а также возросшие объемы импорта. За последнее десятилетие импортозависимость России в долларовом эквиваленте возросла почти в 10 раз: если в 2000 г. наша страна ввозила из-за рубежа товаров всего на 45 млрд долларов, то к 2013 г. – на сумму 341 млрд долларов [3].   

В условиях экономических санкций, затрудняющих доступ к западным товарам и технологиям, резкого снижения экспортной выручки стало сложнее закупать за границей недостающую технику, оборудование, запасные части к ввезенным ранее машинам и агрегатам, поэтому так остро стал вопрос об импортозамещении, создании отечественного современного технологического оборудования для производства собственных товаров. Замещение товаров, оборудования и технологий, ввозимых в Россию, невозможно без большого объема капиталовложений, инвестиций в инновационное производство, что в свою очередь напрямую зависит от инвестиционного климата в стране.

Основная часть. Основная причина такого состояния ведущих отраслей российской экономики заключается в неблагоприятных условиях для ведения бизнеса, в том числе в состоянии инвестиционного климата в стране. Анализ показывает, что инновационно-инвестиционная компонента импортозамещения сегодня оставляет желать лучшего. Это объясняется тем обстоятельством, что в 2014 г. российская экономика столкнулась с острым валютно-финансовым и экономическим кризисом. Снижение темпов ВВП впервые (после кризисного 2009 г.) перешагнуло в область отрицательных значений. Национальная валюта девальвировалась более чем на 80 %. Экономическая политика с ее ставкой на нефть и экспорт других видов сырья после резкого падения мировых цен на энергоносители  еще раз продемонстрировала свою полную несостоятельность. Ситуацию в экономике усугубили антироссийские санкции, инициированные США в связи с событиями на Украине. Курс на международную изоляцию России, на ограничение ее доступа к мировым финансовым рынкам, современным технологиям увеличит и без того существенное технологическое отставание России от западных стран.

Промышленным предприятиям, опытно-конструкторским и научным учреждениям сегодня не хватает инвестиций для разработки и внедрения научных достижений в производство. Государственное финансирование инновационных процессов явно недостаточно для обеспечения прорыва в импортозамещении.

Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему страны.

Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата.

Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких, как: динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.

Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике более широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. К таковым относятся: экономические факторы: характеристика экономического потенциала (обеспеченность страны или региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры); общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы); зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала); политические факторы: степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей региона, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений; социальные и социокультурные факторы: уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов; организационно-правовые: отношение власти к отечественным и  иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей; финансовые факторы: доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества и др. [4].   

Значение инвестиционного климата для социально – экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов трудно переоценить. Достаточно сказать, что при благоприятном инвестиционном климате в регион поступают всё новые и новые финансовые ресурсы как отечественного, так и иностранного происхождения. И чем больше денег приходит в регион, тем больше возможностей у местных властей для комплексного социально-экономического развития на основе модернизации и инновации. Учитывая тот факт, что без инвестиций невозможно произвести импортозамещение, повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках, то инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций. «И если мы хотим не говорить и рассуждать о модернизации, а к ней приступить, отмечал экс-президент Д.А.Медведев, – то центральное звено успешной модернизации – это кардинальное улучшение инвестиционного климата (выделено авт.). Модернизация практически требует сотен миллиардов долларов прямых инвестиций. И чтобы эти миллиарды долларов пришли, нужен не такой инвестиционный климат, который у нас есть» [5]. В его Послании Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. прямо указывалось: «улучшение предпринимательского климата – это наилучший способ обеспечить высокие темпы экономического роста» [6].

На съезде «Деловой России» В.В. Путин заявил: «Совершенно очевидно, что нам необходимо запустить наш собственный, внутренний инвестиционный мотор, поддержать именно производственный бизнес, создать такие условия, чтобы вкладываться в отечественную экономику и промышленность было выгодно». Однако, несмотря на многочисленные публичные заявления руководителей страны последних пяти лет, существенного улучшения инвестиционного климата в России не произошло. «Инвестиционный климат в России и раньше не отличался мягкостью, а сейчас его можно назвать откровенно суровым. Главная причина – повышение, вопреки всем декларациям, административного давления на бизнес. Одно из проявлений этого процесса – борьба с офшорами путём запретов и ужесточения санкций без улучшения условий ведения бизнеса внутри страны», – утверждает аналитик АКГ «Градиент Альфа» Егор Двинянин [7]. Неоднократно по этому поводу высказывался и В.В. Путин: «Размещение нового производства в России должно быть более выгодным, чем в других странах», – заявил глава государства, выступая с очередным посланием политической элите в декабре 2014 г. [8]. Размещение нового производства в России пока не только менее выгодно, чем в цивилизованных государствах, но и  сопряжена с коррупцией чиновников, вымогающих крупные взятки, рейдерством, боязнью потерять капитал из-за отсутствия гарантий неприкосновенности частной собственности. Примеров тому много, достаточно упомянуть дело ЮКОСа,  рейдерский захват сети салонов сотовой связи «Евросеть», с нуля созданной талантливым предпринимателем Е.Чичваркиным, и др. После того, как была разрушена одна из самых преуспевающих нефтяных компаний с годовым доходом в десятки миллиардов долларов, а ее владельцы были отправлены за решетку, подавляющее большинство крупных российских предпринимателей стали регистрировать свои компании не на родине, а за рубежом – на Кипре, Багамах, Мальдивах, в Швейцарии.

В результате значительная часть отечественного бизнеса стремится избежать российской юрисдикции и регистрирует свои компании за границей, в том числе в офшорах. Регистрация компаний в офшорных зонах выгодна предпринимателям по многим причинам. В соответствии с действующим законодательством все офшорные компании, регистрируемые, например, на Сейшельских островах, почти полностью освобождены от налогов; разрешены акции на предъявителя; доступ к информации об акционерах и директорах для третьих лиц закрыт; ведение бухгалтерского учета и составление годовых отчетов не обязательны; валютный контроль отсутствует. По утверждению С.М. Миронова, бывшего главы Совета Федерации, из офшоров сегодня управляется 70 % российской экономики, что подтверждается многими фактами. Так, контрольный пакет акций (85,51 %) крупнейшей отечественной сталелитейной компании «Новолипецкий металлургический комбинат» стоимостью 13,3 млрд. долл. принадлежит компании «Fletcher Group Holdings Limited», базирующейся на Кипре. Основной владелец НЛМК В.Лисин, которому принадлежит свыше 80 % акций комбината, возглавляет список самых богатых бизнесменов России. Другой известный российский бизнесмен О. Дерипаска также держит свои активы вдалеке от России. Его Объединенная компания «Российский алюминий», являющаяся вторым в мире производителем алюминия и глинозема, зарегистрирована на британском острове Джерси. И активы миллиардера Р. Абрамовича также размещены за рубежом, в основном в офшорах [9].

В Послании президента В.В. Путина от 4 декабря 2014 г. предлагалось провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. «Все мы понимаем, что происхождение денег разное, по-разному они заработаны и получены. Но, убеждён, нам нужно окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны. Это очень важно и нужно сделать» [8]. Однако, несмотря на заявления руководства страны, попытки улучшить инвестиционный климат, условия для ведения бизнеса, бегство капиталов продолжается до сих пор. Это хорошо видно из следующей таблицы.

 

Таблица 1

Вывоз капитала из России в 2008-2015 гг.

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Итого:

Млрд

долл.

133,7

56,1

33,6

84,2

53,9

59,7

151,5

128

прогноз

700,7

 

Как следует из таблицы, отток капитала из России в 2014 г. в сумме 151,5 млрд долларов побил все рекорды и оказался значительно выше прогнозов Минэкономразвития и Центрального Банка РФ. Всего за восемь последних лет бизнесмены вывели из нашей страны свыше 700 млрд долларов США, что по курсу ЦБ РФ на     10 ноября 2015 г. превышает 45 трлн рублей или более трех годовых бюджетов Российской Федерации. В 2014 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику РФ снизился на    70 процентов по сравнению с 2013 г., когда в развитие промышленного производства на территории Российской Федерации иностранные компании вложили всего 26,118 млрд долларов США [10]. Если сравнить эту сумму с российскими капиталами, вывезенными за рубеж и по разным причинам не ставшими собственными инвестициями в реализацию утвержденных программ импортозамещения, то окажется, что прямые иностранные инвестиции – это всего 0,04 % от отечественных финансов, вложенных нашими бизнесменами в 2008 – 2015 гг. в чужую экономику.

На вопрос, как можно изменить к лучшему создавшуюся ситуацию, ответ однозначный: улучшением условий для ведения бизнеса, изменением инвестиционного климата. В мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса наша страна отстоит от передовых государств на 100 с лишним пунктов. С целью улучшения инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса В.В.Путин  в мае 2012 г. подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором была поставлена задача – повысить позицию страны в новом международном рейтинге «Doing Business» с 120-й до 50-й в 2015 г. и до 20-й в 2018 г. Однако наша страна в рейтинге «Doing Business» – 2014 г. заняла всего лишь 92-е место [11]таким образом, задача, поставленная в указе главы государства, оказалась не выполненной.

Более того, в апреле 2014 г. агентство «Standard & Poors» понизило кредитные рейтинги России, отметив, что напряжённая геополитическая ситуация оказывает негативное влияние на инвестиционный климат России. Краткосрочный рейтинг России в иностранной валюте был понижен с A2 до A3, долгосрочный рейтинг в национальной валюте – до BBB с BBB+, с прогнозом по долгосрочным рейтингам на «негативный». В январе 2015 г.  агентство «Fitch» понизило оценку кредитоспособности России с «BBB» до «BBB–»  с негативным прогнозом. Уровень «BBB–»  у рейтинговых агентств квалифицируется как «предмусорный». Аналогичный низкий уровень российскому суверенному рейтингу был выведен агентством «S&P».  По этому поводу один из лучших финансистов России А.Л. Кудрин выступил со следующим комментарием: «Меняя инвестиционный рейтинг на мусорный, агентство фактически заявляет: «С этой страной работать на обычных, цивилизованных условиях нельзя. Любые инвестиции в эту страну вы должны взвешивать в 7 раз дольше, чем в обычной ситуации» [12]. Позитивный момент во всей этой ситуации состоит в том, что внешнее давление будет стимулировать российские власти на реальную работу по изменению инновационного климата. В такой ситуации России остаётся рассчитывать только на собственные силы, а для этого необходимо провести целый ряд реформ, чтобы упростить регистрацию новых предприятий и привлечение инвестиций в ключевые отрасли для реализации утвержденных программ импортозамещения. Российские бизнесмены чаще продают иностранным партнерам патенты на изобретения, чем сами производят новые конкурентные  товары. Причина такого положения дел кроется в неуверенности российских предпринимателей в завтрашнем дне, наличии рисков больше потерять, чем выиграть от долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики.  Поэтому обеспечение конкурентоспособности российской юрисдикции требует системных мер для принципиального улучшения инвестиционного климата. Без улучшения инвестиционного климата остается реальная опасность того, что научные открытия и создаваемые в России инновации не станут ресурсом для развития российских производств, способных заменить иностранные технологии и товары.

Нельзя сказать, что в сфере условий для бизнеса и привлечения инвестиций в России ничего не делается. Так, произошло сокращение количества разрешений, необходимых для реализации строительных проектов, и времени, необходимого для регистрации нового здания. На получение разрешения в строительной отрасли теперь нужно потратить 297 дней, а не 344 дня, как годом ранее, и пройти при этом предстоит 36 процедур, а не 42. Также Россия облегчила процедуру доступа к электроэнергии для предприятий, сделав получение электроэнергии более простым и менее затратным. Количество процедур сократилось вдвое – до пяти, а количество дней на их прохождение – с 281 до 162. Как видим, барьеров на пути предпринимателей стало немного меньше, но, тем не менее, они сильно усложняют ведение бизнеса в нашей стране.

В помощь бизнесменам в рамках федерального правительства стал действовать институт омбудсмена по инвестициям. В Минэкономразвития РФ был создан департамент инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства, куда стекаются обращения инвесторов, столкнувшихся с административными барьерами. Курирует эту работу первый вице-премьер И.И. Шувалов. Он обеспечивает  координацию деятельности федеральных исполнительных органов власти по рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов. Инвесторы получили право также обращаться к заместителям полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, за которыми закреплен статус инвестиционных уполномоченных. Однако институт омбудсмена по инвестициям больше подходит для крупных инвесторов, отсюда возникает необходимость создания института омбудсмена на региональном уровне для малого и среднего бизнеса. В регионах должны быть свои региональные омбудсмены по правам предпринимателей.

Региональные власти понимают значение  инвестиционного климата. Так, в Рязанской области разработана и реализуется концепция «Механизм создания условий привлечения инвестиций в коммунальный комплекс». В Курской области разработана «Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года», в которой вопросы улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций получили всестороннее освещение. В Липецкой области для организации работы по привлечению потенциальных инвесторов в экономику муниципальных образований подготовлен перечень из 100 объектов муниципальной собственности для привлечения инвестиций через механизм государственно-частного партнерства. В Тульском регионе действует закон «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области». Региональный закон устанавливает налоговые льготы для хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории области. В целях реализации инвестиционных проектов в бюджете Тульской области предусматриваются инвестиции в форме капитальных вложений с объемом в  300 млн рублей ежегодно Действенным средством привлечения инвестиций в регионы, как показала практика, стали региональные экономические и инвестиционные форумы. Благодаря им только Тульская область смогла подписать соглашений о привлечении в регион свыше 500 млрд. рублей инвестиций [13]. Следует заметить, что наибольший приток инвестиций происходил до  введения антироссийских санкций, а с осложнением обстановки инвестиционная деятельность отечественных и зарубежных бизнесменов резко снизилась. При этом вместо притока денег в экономику усилился отток капитала из России. В 2014 г. по сравнению с 2013 г.  вывоз капитала из нашей страны за рубеж увеличился в 2,54 раза с  59,7 до151,5 млрд долларов [14].

Таким образом, чтобы успешно решать проблемы импортозамещения в условиях западных санкций, необходимо, в первую очередь, существенным образом улучшить инвестиционный климат в стране.

 

Список литературы

1. Глаголев, С.Н., Моисеев В.В. Импортозамещение в экономике России. Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. С.276.

2. Послание президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ// Российская газета. - 2006. - 11 мая.

3. Причины кризиса 2014 г. в России. - URL: http://voprosik.net/prichiny-krizisa-2014-v-rossii/(дата обращения: 09.11.2015).

4. Глаголев С.Н., Моисеев В.В. Проблемы иностранных инвестиций в России в условиях экономических санкций. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. С. 26-27.

5. Инициативы Дмитрия Медведева по модернизации и инвестклимату//Российская газета, 2011, 31 марта.

6. Послание Президента Федеральному собранию 22 декабря 2011 г.//Официальный сайт президента РФ Д.А. Медведева. - URL: http://kremlin.ru/news/14088 (дата обращения: 02.11.2015).

7. Инвестиционный климат: есть куда расти. - URL: http://businessofrussia.com/june-2014/item/702-invest-climate.html (дата обращения - 21.10.2015).

8. Послание президента В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 г. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 29.10.2015).

9. Моисеев В.В. Офшорная экономика//Человек и труд. 2012. № 8. С. 22.

10. Пономарева И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы// Молодой ученый. 2014. №12. С. 169-174.

11. Инвестиционный климат: есть куда расти. - URL: http://businessofrussia.com/june-2014/ item/702-invest-climate.html (дата обращения - 21.10.2015).

12. Инвестиционный климат: есть куда расти. - URL: http://businessofrussia.com/june-2014/ item/702-invest-climate.html (дата обращения - 21.10.2015).

13. Сайт «Региональное законодательство». - URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds= 911964 (дата обращения - 21.10.2015).

14. ЦБ: Отток капитала из России в 2014 г. вырос в 2,5 раза. - URL: http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2015/01/16/cb-ottok-kapitala-iz-rossii-v-2014-g-vyros-v-2,5-raza (дата обращения -10.11.2015).


Войти или Создать
* Забыли пароль?