РАЗВИТИЕ МОЛОДЁЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ И МАЛЫХ ГОРОДАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Развитие молодёжного предпринимательства и ремесленничества в сельских территориях и малых городах является одним из важных источников экономического роста региона. В этой связи разработка вопросов совершенствования государственной поддержки молодёжного предпринимательства и ремесленничества в сельских территориях и малых городах Белгородской области и разработка на этой основе практических рекомендаций по их реализации является особенно актуальной.

Ключевые слова:
малый бизнес, молодежное предпринимательство, ремесленничество, сельские территории, малые города
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Развитие малого предпринимательства и, в частности, молодёжного предпринимательства иремесленничества позволяет решать такие социальные задачи, как создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и социальной напряженности, формирование среднего класса и повышение качества жизни белгородцев.

Несмотря на это, молодёжное предпринимательство и ремесленничество  в сельских территориях и малых городах очень медленно развивается и пока занимает весьма скромное место, хотя его роль в современных условиях должна быть существенно выше. Данное обстоятельство предполагает создание всех необходимых условий для развития этого сектора экономики в Белгородской области. Особое значение имеет развитие системы государственной поддержки.

Устойчивому развитию малого бизнеса способствуют созданные организации инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства [2].

Однако, несмотря на потенциально благоприятные перспективы развития молодёжного предпринимательства и ремесленничества в сельских территориях и малых городах Белгородской области, в настоящее время меры по его поддержке реализованы всё ещё на низком уровне.

Общепризнано, что одной из причин, препятствующих успешному развитию малого бизнеса, в том числе молодёжного предпринимательства и ремесленничества в сельских территориях и малых городах, является отсутствие достаточных и доступных источников финансирования [3]. Поэтому совершенно очевидно, что полноценное развитие молодёжного предпринимательства и ремесленничества в сельских территориях и малых городах Белгородской области невозможно без решения проблемы его финансового обеспечения.

Необходимость вливания денежных средств в малый бизнес объясняется следующими факторами: наличие в Белгородской области развитого молодёжного предпринимательства и ремесленничества в сельских территориях и малых городах позволит решить социальные проблемы, в частности, проблему занятости населения; стабильно функционирующее молодёжное предпринимательство – залог эффективного использования ресурсов экономики.

Мировая практика убеждает, что более 90 процентов субъектов малого бизнеса не смогут начать работу без заемных средств. В этой связи целесообразно, чтобы правительство, зная эту потребность, всячески стимулировало программы кредитования банками молодёжного предпринимательства и ремесленничества в сельских территориях и малых городах. При этом необходимо, чтобы финансово-кредитная система обеспечивала финансирование всех этапов процесса: от стартовых вложений к кредитному финансированию на завершающих стадиях.

Кредитование представляет собой получение кредита с обязательством возвратить полученную сумму вместе с процентами в течение определенного периода времени. Согласно определению Л. П. Кроливецкой и Е. В. Тихомировой, под кредитом понимается «система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или иных материальных средств кредитором во временное пользование заемщику на условиях возвратности, срочности и, как правило, с уплатой процента»[4]. Основным преимуществом кредитования является то, что после возврата кредита владелец сохраняет свой контроль над предприятием и не несет более никаких обязательств перед своим кредитором.

Зарубежный опыт подтверждает, что именно кредитование является важнейшим источником формирования финансовых ресурсов малых предприятий. Так, в США в 2015 г. более 60 % малых предприятий имели кредит в форме кредитной линии, ссуды (на приобретение транспортных средств, оборудования, ипотечной ссуды) или финансового лизинга. Также в США
77 % владельцев малых предприятий как минимум один раз за время ведения бизнеса обращались за получением кредита. В странах Европы в 2015  г. 76 % малых предприятий имели кредитные линии в одном или более банке [5].

Рассмотрим подробно причины, препятствующие кредитованию молодёжного предпринимательства (табл. 1).

 

Таблица 1

Причины, препятствующие кредитованию молодёжного предпринимательства

Причины, препятствующие кредитованию молодежного предпринимательства

Характеристика

1

2

3

1.

Высокие процентные ставки

В связи с тем, что кредитование малого бизнеса считается для банков операциям с высоким уровнем риска кредитные организации устанавливают процентные ставки, покрывающие риски и расходы. В среднем размер ставок по кредитованию схож у различных банков, различны сроки кредитования, требования к залогам, поручительству, представляемым документам. По беззалоговым кредитам ставки варьируются от 11 % до 23 % в 2011 г. против 18-32 % в 2009 г. По кредитам с залоговым обеспечением ставки начинаются в среднем от 10 % годовых на короткий период кредитования

2.

Короткие сроки кредитования

Если проанализировать предложения банков по кредитным продуктам для малого бизнеса, то становится очевидным, что наиболее распространенный срок кредитования составляет 36 месяцев. Для субъектов малого предпринимательства, планирующих инвестиционную деятельность за счет кредитных средств, такой срок является крайне малым.

3.

Недостаточная информированность субъекта малого предпринимательства от имеющихся продуктах кредитования

Достаточно сложно изменить устоявшееся мнение руководителей малого бизнеса о недоступности банковского кредитования для юридических лиц – малых предприятий. Считается, что получить кредит физическому лицу гораздо проще под залог недвижимости, а рисковать собственным жильем готовы не многие руководители малого бизнеса. Хотя в настоящее время, не без усилий со стороны государства, многие банки активно предлагают различные кредитные продукты для малого предпринимательства, в том числе беззалоговые

4.

Неспособность субъекта малого предпринимательства сориентироваться в имеющихся кредитных продуктах в силу сложности представления информации

Информационные материалы, размещенные на сайте кредитных организаций, не всегда позволяют пользователю информации самостоятельно разобраться с условиями предоставления кредитных продуктов, просчитать возможные варианты кредитования и оценить размер затрат по обслуживанию долговых обязательств. Лишь отдельные банки представляют кредитные калькуляторы для субъектов малого предпринимательства. Например, ОАО «Сбербанк России» занимает лидирующие позиции в кредитовании малого бизнеса, но получить информацию возможно лишь при непосредственном обращении в банк

5.

 Неосведомленность о мерах государственной поддержки, в т. ч. на региональном уровне, малого бизнеса в части субсидирования процентных ставок по кредитам

В рамках реализации государственной политики по поддержке развития малого бизнеса оказывается серьезная финансовая поддержка малого бизнеса во всех регионах. Однако, проблема малого бизнеса заключается в том, что он не достаточно информирован о существующих программах поддержки, без которых справится с финансовыми и организационными проблемами, возникающими при попытке организовать свой бизнес путем привлечения заемных средств, весьма сложно

 

 

Для преодоления проблем, препятствующих активному развитию кредитования молодёжного предпринимательства, целесообразно внедрить следующую финансово-кредитную поддержку:

- со стороны государства обеспечить возможность банковскому сектору предоставлять кредиты малому бизнесу по более низким ставкам с компенсацией выпадающих доходов за счет предоставления определенных преференций по налогу на прибыль;

- разработать механизм предоставления льгот банкам, страховым и лизинговым компаниям, которые предоставляют среднесрочные и долгосрочные кредиты субъектам малого предпринимательства;

- федеральным и местным органам власти совместно с банковским сектором обеспечить более активную информационную поддержку малым предприятиям в части раскрытия имеющихся возможностей кредитования и субсидирования, в т. ч. путём создания консультационных колл центров;

- создать сеть региональных агентств, которые будут вести реестр кредитных историй заемщиков — малых предприятий и предпринимателей с целью снижения рисков при кредитовании и уменьшения расходов при рассмотрении проектов.

Внедрение указанных мер позволит упростить и расширить доступ к кредитным ресурсам, что будет способствовать стабильному росту молодёжного предпринимательства и повышению производительности их деятельности.

 

Список литературы

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2007 г N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) [Электронный ресурс]. - Электронная правовая система Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года: [утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 янв. 2010 г. № 27-пп] [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.belregion.ru

3. Бондаренко И. А. Программно-целевой подход к поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. 2011. № 6 (42). С. 68-72

4. Гусева Т.А., Козельская Н.Л. Государственная поддержка: реальность и перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2014. № 1. С. 4-9.

5. Каманина Р. В. Особенности развития малого предпринимательства в России // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. 2011. № 5 (41). С. 76 - 83.

6. Кроливецкая Л.П. Тихомирова Е.В. Кредитные операции коммерческих банков России: учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. 230 с.

7. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство М.: ИНФРА-М, 2014. 453 с.

8. Лермонтов Ю. М. Малый бизнес: новые стимулы // Аудит и налогообложение. 2012. № 9. С. 9-14.

9. Матузенко Е. В. Особенности государственной поддержки предпринимательства в Белгородской области // Сборник научных докладов профессорско-преподавательского состава и аспирантов университета. Белгород: БУПК, 2014. С. 80-85.

10. Чижова Е.Н., Сергеева Т.С. Формы государственной инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства: монография. Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. 171 с.

11. Шибаев С. Р. Феноменология предпринимательства // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. 2011. № 1 (37). С. 93- 97.

12. Шпынова А. И. Кредитование малых и средних предприятий: зарубежный и российкий опыт М.: ПОЛПРЕД Справочники, 2016. 156 с. - ISBN 978-5-904113-04


Войти или Создать
* Забыли пароль?