ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМАХ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВА, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается многообразие форм и структур, объединяющих в себе основные институты (государство, образование, бизнес, наука) в системе инновационной деятельности национальной экономики. Выделяются такие организационные формы и объединения субъектов инновационной деятельности как: технологические платформы, кластеры, образовательные кластеры, государственно-частное партнерство, «треугольник знаний», «тройная спираль». Характеризуются их основные черты и особенности. Делается акцент на трансформации традиционного университета в предпринимательский.

Ключевые слова:
инновационная деятельность, образование, наука, технологические платформы, кластеры, государственно-частное партнерство, треугольник знаний
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Современные тенденции в мировом экономическом пространстве обнаруживают смещение вектора его развития в направлении инновационной деятельности. Формируется экономика нового типа, т.е., экономика, где определяющим ресурсом выступают новейшие знания. А необходимость воспроизводства новейших знаний в условиях институциональных разрывов между разработкой нововведений и их коммерциализацией, провоцирует создание инновационных структур организации инновационной деятельности [1, С.3]. Мы имеем ввиду организационный механизм многостороннего взаимодействия между субъектами реального сектора экономики, научными и образовательными организациями и органами государственного управления, который воплощается в различных инновационных объединениях «университеты-предприятия» и «государство-университеты» и предпринимательских структурах инновационного типа. Развиваются новые интегрированные формы организации системы образования и бизнеса [2, С.10]. Инновационная среда в экономике знаний оказывает влияние на специфику и роль традиционных университетов. Традиционный университет меняет свою институциональную форму, становясь предпринимательским университетом [3, С.8].

Методология. Основу проведения данного исследования составили фундаментальные и прикладные работы зарубежных и отечественных ученых, изучающих трансформацию организационных структур и моделей в инновационной среде экономики знаний. В качестве методов исследования были использованы: анализ (компаративный, институциональный), индукция и дедукция, методы группировки и классификации, научного наблюдения, теоретического обобщения.

Основная часть. В современной инновационной среде национальных экономик наблюдается развитие многообразия форм и структур, объединяющих в себе основные институты: государство, образование, бизнес, науку. По мнению Харина А.А. принципиально новой интегрированной структурой может стать приоритетная технологическая платформа, включающая вузы, научно-исследовательские учреждения и предприятия - инновационная интегрированная структура. Исследователь определяет такую структуру как «совокупность хозяйствующих субъектов, связанных друг с другом сетевой системой финансово-хозяйственных отношений, направленной на повышение эффективности инновационной деятельности участников посредством оптимизации ресурсного обеспечения» [2, С.11]. Роль государства заключается в поддержке развития взаимодействия предприятий и научно-образовательных организаций, путем формирования условий для расширения практики вовлечения высших учебных заведений в деятельность, осуществляемую организациями реального сектора экономики в сфере научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), а также для развития потенциала высших учебных заведений как исследовательских (конструкторских, инжиниринговых) организаций. В качестве механизма интеграционного взаимодействия исследователь предлагает создание научно-исследовательского центра, который будет являться посреднической структурой между патентом и публикацией.

Мясникович М.В.  также видит повышение эффективности инновационной деятельности Беларуси в создании технологических платформ. Это объединение науки, бизнеса и образования в тех направлениях, которые представляют государственный интерес не только в Беларуси, но и в других странах. Технологическая платформа, как инновационная интегрированная структура представляет определенный интерес в таких направлениях как: информационные и космические технологии, энергетика, транспорт, лазеры, биотехнологии, фармация и тонкая химия [4]. 

Следует обратить внимание, также на еще одну форму интеграции науки, бизнеса и образования в Беларуси – форму кластеров, которые условно можно разделить на: образовательные и смешанные («научно-образовательные» и «производственно-образовательные») [5]. Кластер выступает здесь в роли интеграционного механизма, обеспечивающего интенсивное развитие и социальное партнерство образующих его организаций. Так же как и все интегрированные структуры кластеры создаются для увеличения ресурсной базы и упрощения доступа к новым технологиям, для увеличения внешнего и внутреннего потребительских рынков, для объединения научно-исследовательской базы и обеспечения открытости к использованию научных знаний [6]. В зависимости от формы кластера ядром кластера могут быть организации и предприятия, выпускающие конечную продукцию, или образовательные учреждения. По мнению Борздовой Т.В. особенностью кластеризации в Республике Беларусь и ее стимулирующим инструментом могут стать свободные экономические зоны, являющиеся частью территории хозяйственного комплекса региона [7]. В Беларуси усиливается внимание к созданию инновационно-промышленных кластеров. Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Беларуси, утвержденная 16 января 2014 года, предполагает две формы сотрудничества: простая форма – заключение между участниками кластера договора простого товарищества, и продвинутая форма – создание участниками кластера отдельного юридического лица, либо возложение функций на действующее, которое будет являться организацией кластерного развития [8].

Образовательные кластеры, предполагают сотрудничество между вузами, другими образовательными учреждениями. Ядро такого кластера – университет. По мнению российских исследователей, сотрудничество в рамках образовательного кластера предполагает научно-исследовательскую деятельность субъектов образовательной системы как по вертикали, так и по горизонтали. Преимущества создания кластера – обмен технологиями, знаниями, рост квалификации среди трудовых ресурсов, преимущества агломераций и социальная инфраструктура [9, С.77].

Нельзя не остановиться на такой форме интеграции образования, государства и бизнеса как государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство характеризуется как объединение усилий государства и вузов для создания благоприятного инвестиционного климата, в целях формирования спроса на инновации. Такое объединение предполагает построение механизма управления на основе равномерного распределения рисков, при котором научные исследования и разработки осуществляются на основе интеллектуального капитала вуза, инвестиционного капитала государства и государственной собственности. При этом необходимо активное использование инструментов государственного заказа и государственных закупок в качестве инструментария оказания государственной поддержки [9, С.83].

В качестве интегрированной формы организации системы образования и бизнеса следует отметить концепцию тройной спирали Г. Ицковица и Л. Лейдесдорфа «университет-предприятие-государство», которая появилась как пересечение двух так называемых двойных спиралей: «университеты-предприятия» и «государство-университеты» [10]. Концепция основана на трансформации, смещении и расширении приоритетов в деятельности участников объединения, и на возможности осуществления эффективных взаимных обменов функциями и результатами деятельности, а также, в рамках тройной спирали, их устойчивого воспроизводства [11]. Так, по мнению Ицковица Г., традиционная регулирующая и направляющая роль государства несколько расширяется, поскольку, создавая фонды для финансирования инновационного бизнеса, государство выполняет роль бизнеса [12]. Бизнес-структуры, осуществляя образовательные услуги и совершенствуя учебные программы, выполняют функции системы образования. Университеты, создавая инновационные компании, например, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры предпринимательства и т.д., в целях коммерциализации знаний и увеличения внебюджетных доходов, а также осуществляя платные образовательные услуги, начинают выполнять роль бизнеса, роль предпринимательства. В модели тройной спирали достигается баланс интересов и формируется сотрудничество, которое развивается в наиболее эффективном направлении. Инковиц Г. рассматривает тройную спираль не только как сотрудничество трех институциональных форм, но и как взаимодействие трех пространств: знаний, согласия и инноваций. 

Грудзинский А.О. и Бедный А.Б. в своих исследованиях трансформации современных университетов акцентируют внимание на концепции рыночно-ориентированного инновационного университета, основанного на треугольнике знаний (образование-наука-инновации). Авторы замечают, что современные тенденции в сфере инновационной деятельности ведущих стран мирового сообщества, в том числе и Болонский процесс в системе образования, обуславливают необходимость внесения изменений в систему отношений университетов с предприятиями. Эти изменения диктуются новой нетрадиционной для вузовской деятельности функцией – трансфера знаний. Инновационная деятельность таких университетов предполагает «передачу знаний, включая технологии, опыт и навыки, от университета к внешним заказчикам – предприятиям, общественным и государственным структурам, приводя к инновациям в экономике и общественной сфере» [13]. 

Выводы: Современное инновационное пространство характеризуется многообразием форм и структур, объединяющих в себе такие институты экономики как: государство, образование, бизнес, наука.  Следует выделить такие организационные формы и объединения субъектов инновационной деятельности как: технологические платформы, кластеры, образовательные кластеры, государственно-частное партнерство, «треугольник знаний», «тройная спираль». Причины такой интеграции – трансформация, смещение и расширение приоритетов функционирования субъектов инновационной деятельности. Цель такого объединения – повышение эффективности инновационной деятельности его участников и страны в целом. Главенствующая роль во всех интеграционных структурах принадлежит университету, как ведущему звену в системе генерации и коммерциализации новейших знаний. Университеты, создавая инновационные компании, например, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры предпринимательства и т.д., в целях коммерциализации знаний и увеличения внебюджетных доходов, а также осуществляя платные образовательные услуги (образовательное антрепренерство), начинают выполнять роль бизнеса, роль предпринимательства и трансформируются в предпринимательские университеты. В Беларуси наметился процесс изменения классической парадигмы образования. Поэтапно формируется и реализуется модель высшего образования, основанная на интеграции учреждений образования в крупные учебно-научно-производственные кластеры, в результате чего вузы постепенно начинают приобретать предпринимательскую специфику деятельности.

*Работа выполнена в рамках гранта «БРФФИ – РГНФ-2015г. № Г15Р-004 от 04.05.15

Список литературы

1. Галимулина Ф.Ф. Управление развитием технологических платформ в инновационных секторах Российской экономики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Казань, 2014. 162 с.

2. Харин А.А. Методология формирования инновационных интегрированных структур образования, науки и бизнеса: диссертация на соискание степ. доктора экон. наук: по специальности 08.00.05 ГОУВПО «Государственный университет управления». Москва, 2012. 304 с.

3. Корженевская О.Н. Специфика развития вузовского предпринимательства в условиях формирования экономики знаний. Автореферат дир-ции на соискание степени канд.эк.наук, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, 2014. 26 с.

4. Мясникович М.В. Интеграция в ЕЭП, ЕврАзЭС и СНГ:вектор перспективы//Белорусский экономический журнал. 2013. - №2. С.4-17

5. Марков А. В. Производственно-образовательные кластеры в Беларуси. Актуальные проблемы бизнес-образования: материалы XIV Междунар. науч.-практич. конф., 16-17 апр. 2015 г., Минск / Бел. гос. ун-т, Ин-т бизнеса и менеджмента технологий. Минск, 2015. С.162-167

6. Приложение 2 к стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года [Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. URL: www.government.by/upload/docs/fileaaec28e03042f52d.PDF (дата обращения: 28.12.2015)

7. Борздова Т.В. Инновационные кластеры в Республике Беларусь: возможности формирования. [Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. URL: http://www.e-edu.by/main/departments/realestate/staff/borzdova/publications/2-22.pdf (дата обращения: 07.02.2016)

8. Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров РБ № 27 от 16.01.2014. [Электронный ресурс]. URL:www.ekonomist.by/news/show/11467 (дата обращения: 12.03.2016)

9. Джинждолия, А.Ф. Развитие предпринимательства в образовательной сфере в рамках государственно-частного и социального партнерства в условиях экономики знаний: монография/ А.Ф. Джинджолия, И.А. Морозова, Л.С. Шаховская, М.Н. Мысин; под общ. ред. Л.С. Шаховской; ВолгГТУ. Волгоград, 2015. 160 с.

10. Ицковиц Г. ДНК инновационного развития// Экспертный сайт высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.opec.ru/1335337.html (дата обращения: 02.12.2015)

11. Тройная спираль профессора Генри Ицковица. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/370024 (дата обращения: 17.11.2015)

12. Инковиц Г. Модель тройной спирали//Инновационная Россия №4, 2011.

13. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Трансфер знаний - функция инновационного университета// Высшее образование в России. 2009. №9. С.66-71


Войти или Создать
* Забыли пароль?