Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В условиях западных санкций, резкого падения цен на нефть и другие энергоносители, Россия оказалась в кризисной экономической ситуации. Нынешний кризис характеризуется спадом промышленного производства, падением объемов валового внутреннего продукта (ВВП), девальвацией национальной валюты, ростом инфляции, падением реальных доходов населения. В этих условиях остро стал вопрос о корректировке экономической политики, выработке и реализации антикризисных мер. Политическое руководство Российской Федерации неоднократно заявляло, что кризисные явления в экономике являются следствием низких цен на нефть, воздействием западных санкций, однако зависимость экономики от внешних негативных факторов можно было минимизировать при условии диверсификации, структурных изменений, сделав ставку не на сырьевую, а обрабатывающую промышленность. Примером для подражания мог бы стать опыт Германии, Китая, Великобритании, США, Японии и других, развитых в экономическом отношении стран, в которых нет такого падения ВВП и тотальной зависимости от конъюнктуры цен на энергоносители.

Ключевые слова:
западные санкции, экономика, антикризисная политика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Введение. Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая в Кремле с ежегодным посланием 3 декабря 2015 г. отмечал: «В прошлом году мы столкнулись с серьёзными экономическими вызовами. Упали цены на нефть, другие наши традиционные экспортные товары, был ограничен и доступ российских финансовых учреждений, компаний на мировые финансовые рынки. Знаю, что многим сейчас непросто. Сложности в экономике сказываются на доходах и в целом на уровне жизни наших людей. И хорошо понимаю, что люди задаются вопросами: когда мы преодолеем трудности и что для этого будем делать»? [7] В этой статье автор делает попытку не только объяснить причины очередного кризиса, постигшего экономику и финансы России, но и предложить научно обоснованные рекомендации выхода из кризисной ситуации и улучшения дел в экономики самой большой (по территории) страны мира.

Кризис 2014-2016 гг. в России отличается от предыдущего кризиса 2008-2009 гг. Основное отличие состоит в том, что главной причиной предыдущего кризиса был глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в США и затронувший значительную часть как экономически развитых, так и подавляющую часть развивающихся государств мира, в том числе и Россию [6]. Новый экономический кризис в нашей стране проистекает в то время, когда ни США, ни Япония, ни Германия и ряд других развитых государств мира в кризисе не находятся. Кризисные явления испытывают в основном государства с сырьевой, отсталой экономикой: Россия, Венесуэла, Аргентина, Намибия и т.п. Этим странам присущи минерально-сырьевая специализация экономики, слабое развитие обрабатывающей промышленности, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Действительно, если проанализировать показатели ВВП мира за 2015 г., то станет очевидным, что страны-экспортеры сырья значительно ухудшили свои экономические показатели, у них заметно снизился ВВП в номинальном выражении, в то время как развитые экономики, напротив, смогли нарастить совокупные объемы произведенных и потребленных товаров и услуг в прошлом году. Чтобы нагляднее было видно место Российской Федерации в мировом рейтинге экономик по итогам 2015 г., достаточно взглянуть на следующую таблицу.

Таблица 1

Валовой внутренний продукт стран мира

в номинальном значении (в млрд долларов США) 

Страна

2015 г.

Место

США

18124,7

1

Китай

11211,9

2

Япония

4210,4

3

Германия

3413,5

4

Великобритания

2853,4

5

Франция

2469,5

6

Индия

2308,0

7

Бразилия

1903,9

8

Италия

1842,8

9

Канада

1615,5

10

Южная Корея

1435,1

11

Австралия

1252,3

12

Мексика

1232,0

13

Испания

1230,2

14

Россия

1176,0

15

 

 Из таблицы следует, что объем ВВП Российской Федерации в 2015 г. меньше, чем ВВП Испании и даже Мексики, где нет таких богатых природных ресурсов, как в нашей державе, но есть правильное ведение дел в экономике [2, с. 122–123]. Сравнивая территорию России и территорию Испании, опередившую в экономическом отношении нашу державу, становится что называется «за державу обидно». Богатая страна (около трети всех природных ресурсов мира, почти 400 млрд долларов международных резервов),  талантливые люди, а экономика всё падает и падает… Основная причина такого положения дел кроется прежде всего в том, что члены российского  правительства во главе с премьером вместо реальной работы по диверсификации экономики, изменению ее структуры с акцентом на обрабатывающие отрасли промышленности уповают на изменение мировой конъюнктуры на сырье, поставщиком которого для развитых стран Россия является в настоящее время. При более грамотном подходе российского правительства экономика великой державы давно смогла бы слезть с нефтяной иглы, перестать быть сырьевым придатком Европы, Китая и других развитых стран. И если бы модернизацию экономики начали 10–15 лет назад, России не страшны были бы сегодня ни падение цен на нефть, ни западные санкции, а жизненный уровень россиян был бы намного выше.

Основная часть. Из-за отсталой экономики Российская Федерация сегодня импортирует машины и оборудование, автомобили и трактора, металлорежущие станки и кузнечнопрессовое оборудование, компьютеры и телефоны, телевизоры и видеомагнитофоны, медицинские приборы и медикаменты, мясо и молочные продукты, напитки алкогольные и безалкогольные, одежду и обувь,  мебель и много другое. Вследствие этого происходит сильнейшая экономическая зависимость России от других стран, в частности от Евросоюза и США. За последнее десятилетие импортозависимость России в долларовом эквиваленте возросла почти в 10 раз: если в 2000 г. наша страна ввозила из-за рубежа товаров всего на 45 млрд долларов, то к 2013 г. – на сумму 341 млрд долларов [3]. По данным Минпромторга России, доля импорта в станкостроении сегодня превышает 90 %. Не лучше положение в других ведущих отраслях российской экономики. Так, в тяжелом машиностроении доля импорта составляет 60–80 %, в легкой промышленности – 70–90 %, в радиоэлектронной промышленности – 80–90 %, фармацевтике и медицинской промышленности – 70–80 % [4, с.7].

В условиях экономических санкций, затрудняющих доступ к западным товарам и технологиям, резкого снижения валютной выручки стало сложнее закупать за границей недостающую технику, оборудование, запасные части к ввезенным ранее машинам и агрегатам, поэтому так остро стал вопрос об импортозамещении, создании отечественного современного технологического оборудования для производства собственных товаров. Некомпетентная по большому счету экономическая политика, приведшая к тотальной зависимости от цен на нефть и другое сырье, отсталости отечественного промышленного производства, агропромышленного комплекса и других отраслей экономики – вот главная причина экономического кризиса
2014–2016 гг. Если бы реальный сектор российской экономики состоял большей частью из промышленного производства, оснащенного современным технологическим оборудованием, который выпускал бы конкурентоспособную продукцию с высокой долей добавленной стоимости, за которой стояли бы в очереди покупатели со всего мира (как за российскими зенитно-ракетными комплексами С-300 или С-400), то никакого бы кризиса от падения цен на нефть в России не было бы и в помине. В самом деле, экономика США, Китая, Германии, Японии не оказалась подвержена кризису в 2014–2016 гг. потому, что львиную долю в их ВВП и соответственно в доходной части государственных бюджетов составляет производство и экспорт высокотехнологичной продукции, основанной на инновациях, а не сырья, как в России.

В связи с этим нельзя не отметить, что политическое руководство России в осуществлении экономической политики могло с успехом использовать опыт Китая по развитию собственной промышленности. У китайского руководства есть чему поучиться: по объему валового внутреннего продукта КНР занимает второе место в мире (с 2014 г., когда у России уже начался очередной экономический кризис), а по паритету покупательной способности (ППС) Китай в том же году вышел на первое место в мире.

Экономика КНР, насчитывающая свыше 360 отраслей, более 370 тыс. промышленных предприятий, занимая первое место в мире по количеству фабрик и заводов. Китай развивает автомобильную, авиационную, космическую, химическую, фармацевтическую, электронную и др. промышленность. Китай является крупнейшим в мире производителем многих видов промышленной продукции – стали, чугуна, стальных труб, телевизоров, радиоприёмников, мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, хлопчатобумажных и шёлковых тканей, обуви, одежды. Кроме того, Китай производит более 18 млн автомобилей в год, это больше, чем США и Япония вместе взятые. Поэтому Китай по праву  называется первой мировой индустриальной державой по объёмам промышленного производства, «фабрикой мира», лидируя по выпуску товаров народного потребления и темпам роста ВВП.

Китайское политическое руководство, делая ставку на современные инновационные технологии, развивает собственную систему образования, широко практикуя обучение своих студентов за рубежом (особенно в США и Японии). В соответствии с десятилетним планом модернизации производственных мощностей, утвержденным Госсоветом КНР, в стране создается благоприятный инвестиционный климат, позволяющий развивать био- и нанотехнологии,  телекоммуникационную индустрию, другие прогрессивные сектора экономики. Шагая в ногу со временем, государство создает многочисленные индустриально-технологические парки, национальные «Силиконовые долины». В самой густо населенной стране мира насчитывается свыше 500 млн пользователей Интернета, более 1 миллиарда пользователей мобильной телефонной связи [5]. А ведь15 лет назад  ВВП Китая значительно уступал России, а спустя полтора десятка лет обогнал нашу страну почти в 10 раз! Ошеломляющий рывок в развитии экономики - чем не пример для подражания?

«Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, для России непозволительно, – заявил В.В. Путин, идя на очередной президентский срок. –  Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе» [8].  Другими словами, Россия имеет несовременную, отсталую экономику.

Нынешний кризис показал, что политическое руководство нашей страны, действуя в период высоких цен на нефть и газ при политической стабильности и высоком рейтинге президента, не смогло по-настоящему организовать модернизацию реального сектора экономики, направить усилия органов власти и бизнеса на строительство высокотехнологичных предприятий, выпускающих инновационную, конкурентоспособную продукцию, реализовать многочисленные программы импортозамещения.

Среди задач, реализация которых будет способствовать переводу отечественной экономики с сырьевого на инновационный путь развития, первоочередной является создание благоприятного экономического климата в нашей стране. Значение  инвестиционного климата для социально-экономического развития страны, выхода ее из кризиса трудно переоценить. Достаточно сказать, что при благоприятном инвестиционном климате развивается и промышленность, и сельское хозяйство, и транспорт, и другие отрасли экономики, поэтому инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на вверенной территории для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций. «И если мы хотим не говорить и рассуждать о модернизации, а к ней приступить, – справедливо отмечал экс-президент Д.А. Медведев, – то центральное звено успешной модернизации – это кардинальное улучшение инвестиционного климата (выделено авт.). Модернизация практически требует сотен миллиардов долларов прямых инвестиций. И чтобы эти миллиарды долларов пришли, нужен не такой инвестиционный климат, который у нас есть» [9].  О том, что в России создан не совсем благоприятный климат для ведения бизнеса, неоспоримо свидетельствует тот факт, что за последнее десятилетие из страны было выведено свыше 700 млрд долларов или более 4-х годовых  государственных бюджетов. При более благоприятных условиях для предпринимательства эти деньги могли быть с успехом инвестированы в новые инновационные предприятия в таких важные отрасли российской экономики, как станкостроение (более 1,5 млн станков морально и физически устарели), авиастроение (свыше 90 % самолетов у авиаперевозчиков в РФ – импортные), судостроение, медицинскую и фармацевтическую промышленность и т.д. Практически везде нужно реформировать, переоснащать, наращивать, заниматься импортозамещением, тем более в условиях западных санкций. «Совершенно очевидно, что нам необходимо запустить наш собственный, внутренний инвестиционный мотор, поддержать именно производственный бизнес, – заявил В.В. Путин на съезде «Деловой России», – создать такие условия, чтобы вкладываться в отечественную экономику и промышленность было выгодно». А пока, выходит, не выгодно?

Со всей очевидностью недостатки в этой важнейшей сфере  продемонстрировало так называемое «дело ЮКОСа». После того, как была разрушена одна из самых преуспевающих нефтяных компаний с годовым доходом в десятки миллиардов долларов, а ее владельцы на много лет были лишены свободы, подавляющее большинство крупных российских предпринимателей стали регистрировать свои компании за рубежом, в офшорах на Кипре, Багамах, Мальдивах, в Швейцарии. По утверждению С. Миронова, бывшего главы Совета Федерации, из офшоров сегодня управляется 70 % российской экономики, что подтверждается многими фактами. Так, контрольный пакет акций
(85,51 %) крупнейшей отечественной сталелитейной компании «Новолипецкий металлургический комбинат» (основной владелец НЛМК
В. Лисин) принадлежит компании «Fletcher Group Holdings Limited», зарегистрированной на Кипре. Другой известный российский бизнесмен О. Дерипаска также держит свои активы вдалеке от России: его компания «Российский алюминий» зарегистрирована на британском острове Джерси. Поэтому не случайно в Послании президента В.В. Путина от 4 декабря 2014 г. предлагалось провести полную амнистию капиталов, которые возвратятся в Россию, под отечественную юрисдикцию. Однако отечественные бизнесмены, наученные горьким опытом общения с властью, доверяют не столько красивым словам, сколько конкретным делам, поэтому подавляющее большинство предпринимателей по-прежнему держат свои капиталы за границей, где они недосягаемы для всякого рода рейдеров и коррупционеров. Глава государства в очередном своем послании Федеральному Собранию в декабре 2015 г. по этому поводу высказался следующим образом: «83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили. И это, конечно, не то, что нам нужно с точки зрения делового климата» [7]. 

Для преодоления негативных тенденций в экономике, наглядно проявившихся с введением западных санкций, России предстоит создать новые механизмы наращивания инвестиций, модернизации технологий, повышения уровня человеческого капитала и качества институтов, вплотную заняться не на словах, а на деле импортозамещением. Импортозамещение, несомненно, позволит в значительной степени миними­зировать негативный эффект от антироссийских санкций, ее результатом должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке [10, с.205]. Решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать новые рабочие места, то есть будет способствовать выходу из кризиса.

Антикризисная политика Российской Федерации содержится в целом ряде руководящих документов, в том числе в антикризисных планах. Так, в период кризиса 2008-2009 гг. был разработан и реализован правительственный антикризисный план, который содержал экстренные меры по спасению обвалившегося фондового рынка, поддержанию курса национальной валюты, банковской системы, промышленных предприятий, олигархов, а также безработных россиян и других категорий населения. Олигархам, заложившим в западных кредитных учреждениях акции своих прибыльных предприятий под валютные кредиты, государством было выделено 11 млрд долларов США, системообразующим банкам на предотвращение кризиса ликвидности выделили из госбюджета и резервных фондов 1,126 трлн руб., в том числе Газпромбанку – 103,9 млрд, ВТБ – 268,5 млрд, Сбербанку 754,2 млрд рублей. А всего банковской системе в период предыдущего кризиса, по заявлению Д.А. Медведева, было выделено более 5 трлн рублей на поддержание ликвидности и кредитование реального сектора экономики [10, с.201, 213, 218–219]. Как показала практика, отечественные банки в кризис не спешили расставаться с огромными суммами. Вместо кредитования предприятий они скупали доллары, спекулируя на курсовой разнице и используя девальвацию рубля для извлечения прибыли. А чтобы к ним не было претензий со стороны правительства, выделившего триллионы рублей, банки устанавливали так называемые «заградительные проценты», делая получение кредитов невыгодным для бизнеса. Точно такую же политику российские банки применили и в период нового кризиса 2014-2016 гг., когда правительство выделило им для кредитования реального сектора 1,5 трлн рублей. Эти деньги банки в основном направили на покупку иностранной валюты, способствуя обвалу рубля на 250% за два года. Многие банки на полученные деньги от государства скупили доллары в среднем по 40 рублей, а на пике продали их по 80 рублей, а Сбербанк так даже по 90 рублей за 1 доллар США. Нетрудно подсчитать банковскую прибыль на простом примере: на каждый миллиард долларов приходилось по 40-50 миллиардов рублей прибыли. Разумеется, коммерческие банки в 2014-2016 гг. снова выставили «заградительные проценты», и получение кредитов опять становилось невыгодным для предприятий.  Выходит, что опыт ничему не научил наше правительство, и оно снова наступило на те же грабли. А ведь для кредитования реального сектора экономики можно было найти и более надежные пути, например, через государственные банки и казначейства.

Возможно, этими и другими рекомендациями ученых и экономистов правительство во главе с Д.А. Медведевым воспользуется при разработке и утверждении очередного антикризисного плана. Как сообщала российская печать, антикризисные меры, включая финансовую поддержку автопрома, агропромышленного комплекса и других секторов отечественной экономики, членами правительства разрабатывались в начале 2016 г. На момент написания статьи новый вариант антикризисного плана еще не был утвержден по причине отсутствия у правительства необходимых финансовых ресурсов. Комментируя это обстоятельство, министр финансов РФ А. Силуанов заявил в феврале 2016 г.: «…из 250 млрд руб. средств на его исполнение у правительства есть лишь 120 млрд руб. антикризисного фонда».  В качестве выхода из создавшегося положения глава минфина предложил правительству России недостающие 130 млрд рублей для реализации антикризисного плана попросить у президента В.В. Путина.

Выводы. Таким образом, российская экономическая политика с ее ставкой на нефть и экспорт других видов сырья после резкого падения мировых цен на энергоносители  еще раз продемонстрировала свою полную несостоятельность по сравнению с другими развитыми странами. Ситуацию в экономике усугубили антироссийские санкции, инициированные США в связи с событиями на Украине. Курс на международную изоляцию России, на ограничение ее доступа к мировым финансовым рынкам, современным технологиям увеличит и без того существенное технологическое отставание России от западных стран. И если не предпринимать никаких мер по изменению сложившихся реалий в экономике, Российская Федерация закрепит за собой незавидную роль сырьевого придатка развитых государств. Россию ждут многие годы застоя и стагнации, если не будет реформ или не подорожает нефть.

Антикризисная политика Российского государства направлена, главным образом на латание дыр в экономике в текущий момент. Действия правительства в кризисный период не отличаются системностью и больше напоминают работу пожарных, заливающих очаги возгорания водой или пеной в зависимости от обстоятельств. Разумеется, все эти действия по выводу страны из очередного кризиса необходимы.

В чем отличие умного правительства от мудрого? Умное ищет и находит выход из самого сложной кризисной ситуации, а мудрое руководит экономикой так, чтобы в кризисное состояние она не попадала. Хочется надеяться, что российское правительство будет становиться мудрее от кризиса к кризису и в конце концов достигнет такого же высокого профессионального уровня руководства экономикой, как правительства Японии, Китая, Германии, США и целого ряда других развитых государств, чья экономика в 2014-2016 гг. не испытывает кризиса, как Российская Федерация сегодня.

 

Список литературы

1. Глаголев, С.Н., Моисеев В.В. Инвестиционный климат как фактор импортозамещения.// Вестник Белгородского государственного технологического университета. 2016. № 2. С. 200-205.

2. Галкина Е.В., Моисеев В.В. Актуальные проблемы государственного регулирования экономики в условиях кризиса // Материалы V Международной научной конференции на тему: «Конфликты в современном мире: международное, государственное и человеческое измерение», Саратов, 8 апреля 2016 г. Саратов: СНИГУ, 2016. 420 с.

3. Причины кризиса 2014 г. в России. - URL: http://voprosik.net/prichiny-krizisa-2014-v-rossii/(дата обращения: 26.02.2016).

4. Глаголев, С.Н., Моисеев В.В. Импортозамещение в экономике России. Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. 276 с.

5. Экономика КНР - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%. (дата обращения: 26.02.2016).

6. Моисеев В.В. Россия в глобальном кризисе. Монография. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. - 360 с.

7. Послание президента В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 г. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 27.02.2016).

8. Путин В. О наших экономических задачах//Ведомости. 2012. 30 января.

9. Инициативы Дмитрия Медведева по модернизации и инвестклимату // Российская газета. 2011. 31 марта.

10. Глаголев, С.Н., Моисеев В.В. Проблемы импортозамещения в России// Вестник Белгородского государственного технологического университета. 2016. № 1. С.204-208.

11. У правительства РФ не хватает денег на антикризисный план - URL: http://gigamir.net/money/economics/pub2439513 (дата обращения: 25.02.2016); Силуанов: мы попросим у Путина 130 млрд рублей из резервного фонда - URL: http://www.trud.ru/article/27-02-2016/1334717_siluanov_my_poprosim_u_putina_130_mlrd _rublej_iz_rezervnogo_fonda.html (дата обращения: 27.02.2016).


Войти или Создать
* Забыли пароль?