ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В СФЕРЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Несомненно, наращение объемов производства энергии альтернативными способами способствует улучшению экологической ситуации в регионе. В то же время, стихия рынка не содержит мотивирующих факторов такого наращения. Альтернативные способы производства энергии в большинстве регионов России не эффективны по сравнению с традиционными. Поэтому требуется поиск и обоснование инновационных подходов к формированию региональной инвестиционной стратегии в сфере альтернативной энергетики.

Ключевые слова:
Инновации, инвестиции, региональная стратегия, альтернативная энергетика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. К основным проблемам, препятствующим потоку инвестиций в сферу альтернативной энергетики на территории Белгородской области и многих других регионов России, на наш взгляд, прежде всего относятся следующие.

1. Далекая от совершенства федеральная и региональная нормативно-правовая база в области расширения использования возобновляемых источников энергии. Действующие законодательные акты не стимулирует государственные предприятия, субъектов предпринимательской деятельности и домашние хозяйства использовать возобновляемые источники энергии. В настоящее время на энергию, полученную из любых источников устанавливаются единые тарифы.

2.  Отсутствуют какие-либо налоговые льготы для хозяйствующих субъектов, которые оснащают свои производственные и непроизводственные объекты генераторами энергии из возобновляемых источников. Снижение налогового бремени всегда было и остается мощным экономическим стимулом инвестиций в новые виды деятельности.

3. Не создан благоприятный инвестиционный климат для предприятий, занимающихся производством оборудования для энергетических установок, работающих на альтернативных источниках энергии.

4. Прямые государственные инвестиции на возведение объектов альтернативной энергетики из федерального или регионального бюджета также отсутствуют. Кроме того, отсутствуют какие-либо  субсидии организациям на возмещение затрат на строительство новых или модернизацию существующих энергетических установок, использующих для выработки энергии возобновляемые источники.

5. У хозяйствующих субъектов и семейных хозяйств отсутствуют свободные финансовые ресурсы, которые могли бы быть направлены на приобретение и монтаж генераторов на альтернативных видах энергоносителей.

Полагаем, что основным направлением поиска инновационных решений обозначенных проблем следует признать государственно-частное партнерство. Достаточно успешным представляется опыт регионов Китая, США, Японии, ряда европейских и других стран, уже давно занимающихся внедрением государственных экономических и административных мер стимулирования частных инвестиций в сферу альтернативной энергетики [1, 2, 3, 4].

На рисунке 1 сгруппированы государства, активно развивающие альтернативную энергетику по видам и формам стимулирующего воздействия.

Рисунок отражает скорее доминирующие инструменты стимулирования инвестиций в альтернативную энергетику того или иного государства. На наш взгляд, наиболее важным выводом из приведенной схемы, должно стать утверждение, что ни в одной стране мира без государственного вмешательства альтернативная энергетика не развивается [5].

Полагаем, что основополагающим принципом инвестиционной стратегии развития альтернативной энергетики в Белгородской области должны стать гарантии эффективности внебюджетных капиталовложений, а сама стратегия содержать инструменты, способные ликвидировать указанные выше препятствия [7].

 

Рис. 1. Группировка стран по видам и формам стимулирования развития альтернативной энергетики [6]

 

 

Целью региональной инвестиционной стратегии развития альтернативной энергетики в Белгородской области определим обеспечение потока капиталовложений в сферу альтернативной энергетики в объеме достаточном для достижения целевого показателя - 4,5 % от общего объема энергии, которая будет потребляться в 2020 году, должна быть произведена с использованием возобновляемых источников.

Основная часть. Приведем обоснование конкретного комплекса инновационных мероприятий, которые на наш взгляд должна включать в себя инвестиционная стратегия региона в сфере альтернативной энергетики. Учитывая специфику Белгородской области, отметим, что меры стратегии будут направлены в основном на стимулирование  инвестиционной активности в объекты альтернативной энергетики застройщиков индивидуального жилья и хозяйствующих субъектов, имеющих в собственности малоэтажные жилые и производственные помещения [8].

Административные меры. Инструменты инвестиционной стратегии, которые будут включены в этот блок, на наш взгляд, должны быть направлены не на принуждение к определенным действиям, то есть не на ущемление прав и свобод, а наоборот на их расширение и защиту [9].

Принуждение участников региональных программ индивидуального строительства к обязательной установке на своем участке солнечных батарей или тепловых насосов, на наш взгляд, нецелесообразно. Во-первых, подобные ограничения несколько ограничивают их права на доступ к общему розничному рынку электро- и тепловой энергии, а, во-вторых, не соответствуют духу и социальным ценностям цивилизованного общества XXI века.

Приемлемым вариантом административного воздействия на застройщиков индивидуальных домов по нашему мнению будут следующие меры.

  1. Защита и четкая регламентация их прав на доступ к солнечной энергии. Сюда будет входить запрет на возведение высотных сооружений на соседних участках и прилегающих к ним территориях, а также ограничения по зеленым насаждениям вблизи участков застройщиков. По этому пути пошли многие из муниципалитетов США и их опыт доказал необходимость и обоснованность подобных мер [10].
  2. Возможность приобрести или получить на льготных условиях участок большей площадью под индивидуальное жилищное строительство без увеличения его суммарной стоимости и платы за подвод необходимых коммуникаций.
  3. Обеспечить информационную поддержку и бесплатные консультации по техническим аспектам установки генераторов солнечной энергии и тепловых насосов.

Полагаем, этими тремя мерами следует ограничить административное воздействие на участников программ индивидуального жилищного строительства.

Органам региональной исполнительной власти в рамках данного комплекса мероприятий необходимо:

-      построить региональную систему целевых показателей потребления и производства энергии из возобновляемых источников;

-      разработать региональную схему размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии с ее привязкой к территориям, выделенным для индивидуального жилищного строительства;

-      разработать рекомендации предприятиям, функционирующих на рынке энергетического сервиса по учету и тарификации энергии, произведенной из возобновляемых источников.

Экономические меры. Подобному виду стимулирования инвестиционной деятельности в сфере развития альтернативной  энергетики, на наш взгляд, предстоит сыграть ведущую роль, поэтому остановимся на них более подробно.

Зарубежный опыт стимулирования возобновляемых источников энергии демонстрирует успешность применения таких инструментов, как инвестиционный налоговый кредит, гарантированные тарифы на энергию, «зеленые сертификаты», фиксированные льготные выплаты, ускоренная амортизация оборудования и другие [11, 12, 13].

К сожалению, применение некоторых из перечисленных инструментов выходит за рамки компетенции региональных законодательных и исполнительных органов власти и без изменения законодательства на федеральном уровне не могут быть использованы. Примером такого исключения может стать ускоренная амортизация. Большинство налоговых льгот также не может быть применено на уровне региона. Тем не менее, остается достаточно широкий спектр возможных инструментов стимулирования инвестиций в объекты альтернативной энергетики регионального уровня.

  1. Налоговые льготы. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие виды региональных и местных налогов.

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор [14].

Очевидно, что такие налоги как на игорный бизнес и транспортный следует исключить из возможных льгот для обладателей генераторов энергии из возобновляемых источников.

Льготы по налогу на имущество организаций могут быть привлекательными инструментами стимулирования капиталовложений в объекты альтернативной энергетики для организаций, имеющих в своей собственности малоэтажные строения как в пределах городских территорий та и за чертой города.

Освобождение организаций от уплаты налога на имущество в отношении генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, может быть установлено сроком на 5 лет. Конечно, реализация данного мероприятия предполагает некоторое недополучение налоговых доходов бюджетом Белгородской области, но это все же лучше, чем единовременные субсидии из регионального бюджета.

Реализация данного мероприятия дает активизацию инвестиций хозяйствующих субъектов в объекты, использующие возобновляемые источники энергии, посредством снижения налоговой базы.

Льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, могут быть достаточно эффективными по отношению к застройщикам индивидуального жилья.

  1. Предоставление субсидий хозяйствующим субъектам и физическим лицам на возмещение существенной части затрат на уплату процентов за пользование кредитами, возможно и части платежей по договору лизинга, в том числе полученным по договорам, на строительство новых, а также реконструкцию или модернизацию существующих установок с целью их перевода на использование возобновляемых источников энергии.

Полагаем, достаточным уровнем субсидирования будет возмещение затрат хозяйствующих субъектов и физических лиц в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

В настоящий момент достаточных средств для инвестиций в новые энергетические объекты и модернизацию действующих не имеют ни предприятия ни индивидуальные застройщики. Они вынуждены привлекать инвестиционные кредиты на приобретение и установку подобных объектов, поэтому данная мера необходима и предполагает снижение инвестиционных затрат за счет бюджетного финансирования.

Ввиду высокой стоимости кредитных ресурсов и достаточно большого срока окупаемости фотоэлектрических установок и тепловых насосов хозяйствующие субъекты, равно как и физические лица – индивидуальные застройщики, не имеют возможности привлекать банковские кредиты инвестиционные кредиты на реализацию проектов по получению энергии из возобновляемых источников. В связи с этим, реализация подобного мероприятия необходима для повышения доступности банковского капитала и снижения долговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и физических лиц, участвующих в развитии альтернативной энергетики в Белгородской области.

Реализация подобного мероприятия объективно необходима для привлечения капиталовложений из внебюджетных источников и гарантии их экономической эффективности.

  1. «Зеленый тариф». В настоящее время такое специфическое название меры экономического стимулирования инвестиций в сферу альтернативной энергетики стало общепризнанным. «Зеленый тариф» - это специально завышенная цена, по которой гарантируется закупка электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников: солнца, ветра, воды, тепла земли, биогаза и других [15].

В основе механизма «Зеленого тарифа» лежат три основополагающих принципа:

  • гарантия подключения к энергосбытовой сети;
  • долгосрочный договор, гарантирующий покупку всей произведенной электроэнергии из возобновляемых источников;
  • гарантия надбавки к стоимости произведенной из возобновляемых источников электроэнергии.

Тарифы на «зеленую» энергию могут быть различными не только для различных возобновляемых источников, но и в зависимости от установленной мощности электрогенераторной установки. Мировой опыт свидетельствует, что указанная надбавка к произведённой электроэнергии должна гарантироваться производителю в долгосрочной перспективе (от 10 до 25 лет). Иначе не будет компенсирован риск неэффективных капиталовложений в установку по производству энергии из возобновляемых источников.

Кроме того, необходимо предусмотреть возможность выхода на региональный энергетический рынок компаний – оптовых производителей солнечной электроэнергии, которые смогут продавать электроэнергию по договорам как с непосредственными потребителями электроэнергии, так и с энергоснабжающими компаниями.

Необходимо создать условия, по которым оптовый рынок будет обязан выкупать всю солнечную электроэнергию (не проданную по прямым контрактам) и рассчитываться за нее в полном объеме.

Для облегчения нагрузки на региональный бюджет в период до принятия федерального законодательства о «зеленом» тарифе, полагаем, будет достаточной мерой определения этого тарифа на уровне розничной цены электроэнергии. Таким образом, минуя дополнительные бюджетные издержки, будет гарантирован выкуп электроэнергии, произведенной с помощью альтернативных технологий.

Прямые инвестиции. По нашему мнению, наиболее эффективным направлением прямых расходов из бюджетных источников будет научное, информационное и организационное сопровождение мероприятий инвестиционной стратегии.

Исследование солнечной активности в регионе, вычисление теплоемкости и теплоотдачи различных грунтов, канализационных стоков и подземных вод целесообразно производить централизованно.

Для индивидуальных застройщиков необходимо создать консультационные центры, способные аккумулировать информацию по возможности применения солнечных батарей и тепловых насосов различных типов в различных частях Белгородской области. Базу данных о поставщиках оборудования для энергетических установок, и подрядчиках по их монтажу, также целесообразно иметь в одном месте или сделать ее общедоступной посредством сети Интернет.

По направлению организационного обеспечения, прежде всего, следует профинансировать разработку процедур получения возмещения части процентов по банковским инвестиционным кредитам предприятиям и физическим лицам на приобретение и установку генераторов энергии из возобновляемых источников.

Выводы. Таким образом в форме частно-государственного партнерства, будет гарантирована эффективность частных капиталовложений в сферу альтернативной энергетики, что позволит значительно снизить нагрузку на региональный и федеральный бюджеты.

 

Рис. 2. Предлагаемые инструменты региональной инвестиционной стратегии в сфере развития

альтернативной энергетики

 

 

На рисунке 2 представлена схема всех мероприятий, предусмотренных нами в структуре инвестиционной стратегии в сфере альтернативной энергетики на территории Белгородской области.

Результатом реализации инвестиционной стратегии развития сферы альтернативной энергетики в Белгородской области должно стать:

  • увеличение доли выработки энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии к 2020 году до 4,5 % от общего объема использования энергетических ресурсов;
  • увеличение суммарной тепловой и электрической мощности установок и оборудования, использующих возобновляемые источники энергии;
  • снижение общей экологической нагрузки.

 

*Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-12-31004.

Список литературы

1. Стрельцов Д.В. «Чистая энергетика» в Японии // Восточная аналитика. 2011. № 2. С. 106-117.

2. Захарова Т.В. Перспективы Китая как возможного лидера «зеленых» инноваций: факторы удешевления // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4(24). С. 103-109.

3. Шувалова О.В. Особенности развития альтернативной энергетики Германии // Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образования. 2012. №6.

4. Павлова М.Ю., Дэвид Андерсон. Возможности инвестиций в альтернативную энергетику // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 11. С. 190-196.

5. Альтернативная энергетика России: перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: http:///www.cleandex.ru/articles/2015/01/22/alternativnaya_energetika_rossii_perspektivy_razvitiya (дата обращения: 05.12.2015).

6. Бутузов В.А. Перспективы развития российского солнечного теплоснабжения [Электронный ресурс]. URL: http://www.energystrategy.ru/ab_ins/source/7-8.06.11/Butuzov.pdf (дата обращения: 05.12.2015).

7. Глаголев С.Н., Дорошенко Ю.А., Манин А.В. Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, значение, импакт-факторы и способы оптимизации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. №2. С. 127-131.

8. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года: постановление правительства Белгородской обл. от 25 января 2010 года № 27-пп // Белгородские известия. 2010. № 31.

9. Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М., Сомина И.В. Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности экономических систем // Белгородский экономический вестник. 2014. № 2 (74). С. 3-7.

10. В США произошла энергетическая революция [Электронный ресурс] URL: http://sites.google.com/site/newsnethitech/home/tehnoblog (дата обращения 22.04.2015).

11. Капитонов И.А. Инвестиционная привлекательность альтернативной энергетики как инновационно ориентированного сектора мировой экономики // Вестник экономической интеграции. 2011. № 10. С. 94-99

12. Ратнер С.В., Дира Д.В. Методические подходы к разработке механизмов налогового стимулирования развития альтернативной энергетики в России // Финансы и кредит. 2012. № 20(500). С. 27-36.

13. Ратнер С.В., Дира Д.В. Налоговое стимулирование альтернативной энергетики в Европе // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 17. С. 56-62.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. ст. 3824.

15. Марченко О.В., Соломин С.В. О мерах по стимулированию развития возобновляемых источников энергии // Science Time 2015. № 4(16). С. 472-477.


Войти или Создать
* Забыли пароль?