Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье описывается важность колористики. Цвет – неотъемлемая часть, формирующая полную картину мира. Он может объединять городские ансамбли, нести эмоциональную и эстетическую нагрузку. Благодаря цвету мир наполняется выразительностью. Разнообразные функции света в жизни человека помогают раскрыть понятия цветового феномена, содержащего в себе смешение цветов, теорию цветовых гармоний, проявляющиеся в духовных и материальных качествах бытия. Цветовой феномен подразумевает под собой сформировавшиеся в сознании ассоциации. Важным аспектом в формировании архитектурного пространства является колористика предметно- пространственной среды. Она понимается как система, включающая в себя цветовое окружение природных объектов и созданную человеком архитектуру. Для успешного проектирования предметно-пространственной среды использовался творческий опыт и научные исследования в области цветового решения. В архитектуре цвет проявлялся с точки зрения эстетического и психологического подходов. Любая деятельность по созданию колористических решений архитектурного пространства преследует цель удовлетворения эстетических требований. Кроме этого, чтобы колористика была направлена на широкий спектр решения проблем, она должна учитывать и функцию объектов, их конструкцию и особенности концепции объекта

Ключевые слова:
цвет, колористика, эстетическое переживание, городская среда, цветоведение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. С самого рождения человека окружает цвет. Такой сложный феномен сопровождает людей повсюду. Все увиденное человеческим глазом происходит благодаря цветовой оценке. Это помогает в формировании чувственного восприятия индивида. Общество привыкло расценивать окрас всего как нечто привычное. Однако, колорит не является чем-то обыденным, а во многом до сих пор не раскрыт. Значимость цвета в жизни разнообразна. Он сопровождает человека повсюду. Окружающая среда имеет свои цветовые свойства. Большинство информации из предметного мира индивид получает через зрительное восприятие. Благодаря колориту картина мира наполняется выразительностью и получается наиболее полной и ясной. В своих сочинениях Аристотель говорит, что «все живое стремится к цвету» [1–3, 5].

В природном и городском пространстве всё имеет свой колорит. Все, что образовано природой, для человеческого восприятия является гармоничным. В естественной среде сочетание цветов и форм зачастую успокаивает. Однако, в городской среде добиться правильного сочетания не просто. Городу часто дается оценка по его колористическому облику. А.В. Ефимов раскрывает проблему отсутствия единства колорита в городе. Автор говорит о том, что городские жители привыкают к скудности и однообразию, «лишаются полноценного общения с природой», в следствие чего происходит эстетическая неудовлетворенность [2, 5]. Недостаток цветовых контактов с природой, игнорирование правил использования цветов в городской среде приводит к неудовлетворенности населенными пунктами. У жителей теряется способность к эстетическому переживанию, к восприятию цветового образа города, что свидетельствует о социально-чувственной и воспитательной роли цвета в среде.

Разнообразные функции света в жизни человека помогают раскрыть понятия цветового феномена, содержащего в себе смешение цветов, теорию цветовых гармоний, проявляющиеся в духовных и материальных качествах бытия.  Цветовой феномен подразумевает под собой сформировавшиеся в сознании ассоциации. Для каждой отдельной личности цвет несет особую эмоциональную и эстетическую нагрузку, образуя цветовую культуру. В работе А.А. Исаева подробно рассматривается цветовой феномен. Цветовой феномен и культура неразрывно связаны с социально-пространственными процессами города. Восприятие цвета неразрывно связано с органами чувств людей, при малейшем дисбалансе меняется композиция, что приводит к эстетическому голоданию общества.

Методы. В исследовании используется научная литература, касающаяся цветоведения и связи цвета в архитектуре с настроением и поведением людей. Основной целью работы является анализ колористических решений на основе исторических и географических аспектов формирования архитектуры, а также влияния цвета на каркас и ткань города.

Основная часть. С пониманием влияния цвета на состояние человека сформировался термин «колористика». Его можно трактовать в двух значениях: как наука о цвете, изучающая физические свойства цвета, а также его восприятие, и цветность, образующая окружающую предметную цветовую среду. Цветность несет в себе утилитарные функции, эстетические переживания, помогает наполнить мир духовным содержанием.  Колористика опирается на эстетику и символику цвета. Научно доказано, что цвет влияет на процессы в организме человека. В работах Р. Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие» и «Архитектурно- пространственная среда как объект зрительного восприятия» Беляевой Е.Л. поднимается вопрос эстетического восприятия окружающей среды через зрительные органы. Исследования показали, что около 80 % поглощаемого цвета оказывает действие на нервную систему, а остальные- на зрение. Исходя из этого, при проектировании городской среды, необходимо учитывать психологические особенности колористики.

Важно рассмотреть колористику предметно- пространственной среды. Она понимается как система, включающая в себя цветовое окружение природных объектов и созданную человеком архитектуру, произведения монументального искусства. В искусственной цветовой среде используются как факторы, отражающие закономерности природы, так и эстетические нормы, и идеология. При правильной проработке всех трех аспектов колористика благоприятно влияет на психологическое состояния жителей.

Колористика должна соответствовать трем аспектам: структуре, хроматическому содержанию, динамике. Структура понимается как связь цветовых пятен в среде. Хроматическое содержание – цветовая палитра предметно пространственной структуры, а динамика – движение двух первых аспектов в пространстве и времени.

Основными функциями предметно- пространственной колористики являются утилитарная и художественно- эстетическая. Для их образования необходимо подчиняться свойствам колористики как науки и иметь профессионализм в области дизайна архитектурной среды. Проектирование подразумевает под собой понимание основных цветов, их влияния на психику человека. Для создания благоприятной эстетической обстановки учитывают различные свойства цвета. Он может выполнять психологическую, утилитарную, информативную и эстетическую функции. Благодаря цвету создаются акценты, нюансы и композиции.

Художественно-эстетическая функция колористики заключается в порождении чувств у участника городского пространства. Это помогает запомнить художественные образы той или иной среды, воссоздать ассоциации с определенным местом.

Цветовая гамма архитектурного пространства может создать целостность композиции, а может внести диссонанс. Подбор цветового решения зависит от природно-климатических особенностей, традиций и религии народов, исторической ценности, структуры города и предпочтения дизайнеров. Проектировщики подбирают акцентные цвета, выделяющие наиболее важные объекты и создают цветовые доминанты, формирующие единый колорит пространства, а также не забывают о символическом значении цвета. Для создания уникальной колористики города учитываются все особенности.

Географические особенности расположения местности обуславливают применения определенных оттенков цветовой палитры. Воздействие определенных климатических факторов влияет на образование комфортной цветовой среды. Колористика также влияет на окружение: зрительно увеличивает или уменьшает пространство, подчеркивает ценность природы, выявляет каркас города.

Благодаря историческим аспектам формирования городской среды, город приобрёл свой неповторимый колорит. Для территории с мусульманской или буддийской религией характерно глиняное строительство. Глиняные города имели красно- коричневый или охристый окрас. Города Йемена или Мексики окрашены в красный цвет с яркой росписью, а купола церквей и мечетей выделялись белой побелкой. Для средней Азии также характерны цветные изразцы.  Психология этого городского колорита говорит об их духовной культуре.

В искусстве появляются каноны, диктующие, что можно использовать в цвете и форме, а что запрещено. Символика цвета в христианском искусстве канонизирована. Здесь закрепились строгие цветопредпочтения: золотой, символ света и величия, а также слава и достоинство; красный – символ жизни; белый – святость и духовность. Кроме этого, используется синий- цвет гармонии, истины и смирения, черный – зла, греха и смерти, и зеленый – земного начала и юности. Использование в большей степени этих цветовых канонов привело к замедлению в развитии цветовой культуры, но при этом развивались материальные и духовные ценности цвета.

До XIX века развитие европейских город происходило медленно. Здания европейских улиц имели серый оттенок. Вопреки разнообразию форм и смене стилей, колористика имела «земляные» цвета. На смену средневековым канонам пришла раскрепощенная цветовая культура эпохи Возрождения. Однако, процесс этот оказался непростой, нес в себе утраты и деградацию колористической культуры.

Значимые открытия в области цвета состоялись в XX веке, при создании физиологической оптики и голографии. Результаты этих наработок использовали как последователи кубизма и поп-арта, так и стали применяться в прикладном цветоведении.

Для успешного проектирования предметно-пространственной среды использовался творческий опыт и научные исследования в области цветового решения. Цвет – это формообразующая часть пространства. В архитектуре он проявлялся с точки зрения эстетического и психологического подходов. Любая деятельность по созданию колористических решений архитектурного пространства преследует цель удовлетворение эстетических требований. Кроме этого, чтобы колористика была направлена на широкий спектр решения проблем, она должна учитывать и функцию объектов, их конструкцию и особенности концепции объекта.

Для проектирования конкретной среды обязательно учитывается психологическое воздействие цвета. Важно понимать функции цвета и цветовые предпочтения в различных обстановках. Для детских садов, больниц или особых психологических групп разработаны колористические решения, подходящие конкретным местам. Однако, при создании более сложных пространств влияния цвета учитываются с разный сторон- колористический выбор человека.

Колористический выбор человека способствует развитию цветовой науки, помогает изменить сложившиеся стереотипы. Данный выбор создается на основе концептуального цвета, с учетом эстетики, психологического влияния на человека и символики. Цветовые предпочтения – идеал в сознании человека, при создании материального объекта может видоизмениться. Один и тот же любимый цвет индивид не будет использовать во всех предметах обихода. Соответственно, цвет учитывает тип объекта, к которому он применяется.

Проблема колористического выбора – объект исследования дизайнеров и архитекторов. С течением времени, изменением стилей в архитектуре, разнообразием материалов для создания красок в цветовых предпочтениях происходят изменения. Для архитектуры древнего Египта и Греции характерны яркие цвета, в эпоху Ренессанса преобладали однообразные цвета, русское барокко снова внесло яркость колористического решения.

Исследования в области цветового предпочтения проходили как в России, так и за рубежом. Венгерский ученый А. Немчич выделил три условия, воздействующие на колористический выбор индивидов: физиология – достаточная сформированность цветового восприятия зрительных процессов человека; веяния в области дизайна и архитектуры определенного исторического периода, влияющие на духовность человека; наличие красителей и материалов, как средств реализации колористических решений. Отсюда следует, что колористический выбор и его эстетические переживания характерны для каждого исторического периода в отдельности.

Важной отраслью в науке о цвете является колористика города. У нее есть своя специфика. Главная задача городской колористики – создание гармонии в городе за счет малого количества цветов, подходящих каждому географическому району.

Архитектура города и его цветовые предпочтения влияют на композиционную особенность колористики города. Городская колористика склонна к раскрытию структуры городского пространства, при создании акцентных пятен или создании полихромии в зависимости от значимости объекта городской структуры. Она также способна создавать целостную композицию в городе: за счет цвета возможно создание городского ансамбля в целом, привнесении своих неповторимых особенностей каждому отдельному населенному пункту. Примером является концепция «Белый город» в городе Белгороде, способствующая колористическому решению улиц и архитектурных объектов через использования светлых оттенков колера. Это создаст единую атмосферу города, свяжет исторические особенности формирования Белгорода (город на меловых холмах), привнесет отличительные черты, характерные только городу Белгороду.

Для реализации социально- культурных потребностей пространственной среды используются полихромия, устанавливающая свои принципы в формировании колористического решения города. Следовательно, цвет объединен со средой, то есть колористика есть культура данной среды. Значение цвета в городе увеличивается за счет развития города, количества проживающих в нем людей. Колористика непосредственно развивается с городом. Его функциональные и исторические особенности накладывают свои требования на цветовую культуру. Она созревает вместе с градостроительным каркасом и тканью города. Цветовое влияние на каркас и ткань способствуют развитию колористики, полихромия ткани является фоном, для каркаса.

На городскую колористику также влияет образ жизни города: сферы деятельности и производства города, досуг жителей, быт, социальные группы и слои. Важной функцией городской жизни является разделение социальных процессов. Для этого необходимо разграничить городское пространство по сфере деятельности и выявить цветовые характеристики структуры города. Это присуще каркасу города, развивающему основные районы. Полихромия центра наиболее сложна, требует большей продуманности, развития динамики, отражения культурных и исторических ценностей, внедрению эстетики. Для центра характерна уникальность, благоприятная эмоциональная и эстетическая атмосфера.

Выводы. Колористика – наука, развивающаяся с течением времени. Она должна учитывать:

  1. Исторически сложившиеся особенности данной территории.
  2. Географические и климатические влияния (использование ярких цветов в районах крайнего севера и светлых- в жарких странах).
  3. Цветовое проектирование невозможно без развития пространства, эстетической выразительности, создания благоприятного психологического климата, выбора определенной социальной группы.
  4. Обоснование средового подхода колористики, для которых важны социальные и пространственные требования, и специфику эстетического восприятия предметно- пространственной среды.
  5. Средовой подход реализуется посредством всех факторов колористического решения среды.
  6. Для более зрелой цветовой среды процесс развития фрагментов и их функционирования в городе протекает наиболее насыщенно и разнообразно.
  7. Цветовое влияние каркаса города на ткани и наоборот приводят к циклическому изменению колористики города, внося новое даже в старые городские районы.
  8. Разносторонние исследования в области колористики города как пространственно- временное явление повлияло на рассмотрение проблем в области архитектуры и дизайна, взаимодействия архитектурных объектов с архитектурными ансамблями в целом.
Список литературы

1. Аристотель. Физика // Сочинения в 4 т. М.: Мысль. 1981. С. 59-262.

2. Ефимов A.B. Колористика города. М.: Стройиздат. 1990. 272 с.

3. Исаев А. А. Феномен цвета: опыт онтологического анализа // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук Сборник статей Международной научной конференции в 2 т. Магнитогорск: МаГУ. 2006. Т. 2. С. 290-297.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С. 2012. 392 с.

5. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат. 1977. 65с.

6. Немчич А. Цветовая система КОЛОРОИД // Техническая эстетика. 1982. № 1. С. 12-14.

7. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М.: Мир. 1982. С. 16.

8. Бассегода Ноннель X. Антонио Гауди. Под ред. B.JI. Глазычева. М.: Сройиздат. 1986. 208 с.

9. Бычков В.В. Эстетическое значение цвета в восточно-христианском искусстве // Вопросы истории и теории эстетики. М.: МГУ. 1975. 124с.

10. Мельнык У.В. Цвет в дизайне городской среды // Вестник славянских культур. 2013. № XXX. С. 86-89.

11. Михайлов С.М. Дизайн городской среды феномен современной проектно-художественной культуры. В сб. научных трудов: Дизайн. Выпуск IV. М. НИИ Российской академии художеств. 1996. С. 124-141.

12. Петров Г.А. Проблема цвета в архитектуре городов. Г. А. Петров; отв. ред. А. Г. Моллот. Гомель. [б. и.]. 1957. 90 с.

13. Щепетков Н. Цветовой свет в городе. Проблемы светоцветовой среды. Материалы международного семинара: Колористика города. М. 1990. С. 182-190.

14. Юстова E.H. Научные задачи колориметрии. Техническая эстетика. 1988. №11. С. 21-23.

15. Norman R.D., Skott W.A. Color and affekt: A review and semantic evaluation // J. of General psychology.1952. № 46. Pp.185-223.

16. Tosca F. I am the space where I belong. Материалы международного семинара: Колористика города. М. 1990. С.67-74.


Войти или Создать
* Забыли пароль?