СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВЫХ ЦЕНТРОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены особенности организации выразительных архитектурно-художественных решений внешнего облика и интерьерных пространств деловых центров. Предлагаются различные подходы к эстетическому формированию деловой среды, исходя из специфики градостроительного размещения, класса и функционально-типологической классификации зданий деловых центров. Представлен ряд приемов формирования композиции для трех типов высотных зданий общественно-деловых центров: многофункциональных, специализированных и универсальных. Разработан арсенал средств и приемов проектирования эстетически привлекательной внутренней среды и комфортных интерьерных пространств деловых и офисных зданий. Данные приемы основаны на активизации деловой среды за счет включения внутренних общественных и коллективных пространств, за счет выявления и акцентирования зон коммуникаций и технических устройств, сценарного моделирования офисно-деловых и коммуникативных пространств, нетрадиционного трассирования коммуникационных потоков. Применение разработанных методических средств позволит повысить потребительские и архитектурно-художественные качества зданий общественно-деловых центров, а также комфортность, коммерческую эффективность и эстетические характеристики деловой среды.

Ключевые слова:
деловой центр, офисные здания, деловая среда, архитектурно-художественные решения, приемы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Архитектурная организация интерьерных пространств и художественная выразительность внешнего облика общественно-деловых, офисных и бизнес-центров является одним из ключей к формированию привлекательной и репрезентативной деловой среды крупных городов [1]. В то же время, несмотря на развитый арсенал средств пластической детализации современной архитектуры, большинство офисно-деловых зданий и комплексов носит достаточно сдержанный и прагматичный характер, ограничиваясь минималистичным внешним объемом, с модульным наполнением офисными пространствами. Либо в угоду рыночной ориентации деловой и архитектурно-строительной деятельности создается мнимый «имидж-образ» объекта недвижимости [2], привлекающий потенциальных покупателей и пользователей экстравагантным объемным решением, и зачастую достаточно оторванный от контекста и внутреннего функционально-планировочного решения самого офисного здания.

Интерьерные решения офисно-деловых пространств, сдаваемых в аренду, в основном ограничиваются модульной структурой плана, формируемой системой офисных перегородок, либо свободным размещением офисного оборудования в модульной сетке колонн каркаса [3, 4]. Приоритетным показателем эффективности деловой среды здесь выступает не столько дизайн офисно-делового пространства, сколько количество мест офисных работников и занимаемая площадь. В тоже время, архитектурно-художественное решение деловых пространств должно быть ориентировано на создание ощущения сопричастности культуре компании, обеспечивать самоидентификацию фирмы, визуальное информирование, привлечение клиентов, создание эстетичной корпоративной среды, инициирующей работу [5, 6].

Качество формируемых образных, объемно-пространственных решений, узнаваемость фасадов и интерьеров делового и бизнес-центра будут во многом определяться его «классом» [7].  Наиболее  престижные и дорогостоящие здания «А» класса, как правило, имеют самобытный архитектурно-художественный облик, диктуемый выигрышным  месторасположением в историческом центре или административно-деловой зоне города, и нередко выступают своеобразными «визитным карточками» города; деловые здания «В» класса, находящиеся в менее престижных районах с фоновой застройкой и с ограниченным количеством предлагаемых общественно-деловых функций должны носить скорее контекстуальный характер, поддерживая и развивая архитектурное окружение; в случае с «С» классом, который включает приспособленные под офисно-деловые функции исторические здания и реконструированные помещения, образ самого административно-делового здания уходит на второй план, уступая место изначальному статусу исторического объекта в городской среде.

Поскольку участки под застройку деловых центров, как правило, находятся на «въездах» в город, либо в его центральной части, большинство подобных средовых объектов являются высотными. Высотные здания с общественно-деловой функцией включают три типа: многофункциональные, специализированные, универсальные [8, 9]. Учитывая данное обстоятельство, внешний архитектурно-художественный облик высотных зданий может формироваться несколькими подходами. 

Первый подход учитывает особенность высотных универсальных зданий, которые проектируются так, чтобы в последующем в процессе эксплуатации была возможность многочисленных перепланировок, в том числе с целью изменения функционального назначения помещений. В этом случае внутренняя планировка объекта не оказывает решающего значения для морфологии объема, что позволяет варьировать стилистику его образного решения и пластику фасада с включением трех аспектов детализации архитектурной формы: объем здания; архитектурные детали, фактура. Примерами многочисленных интерпретаций этих слагаемых выступают высотные объемы делового центра Москва-Сити: «Башня Эволюция», «Балчуг Плаза», «Башня Федерация» и др.

Второй подход связан с формированием облика высотных многофункциональных и специализированных зданий, которые включают в свой состав разнохарактерные функционально-планировочные компоненты. Характерное архитектурно-пластическое решение высотное специализированное здание приобретает в соответствии с «образом функции», становясь преимущественно: «жилым», «административным», «офисным» и т.п., в зависимости от того какой функционально-планировочный компонент занимает большую площадь по сравнению с другими.

В случае эквивалентного распределения площадей между несколькими функционально-планировочными элементами целесообразно формировать образ здания, построенный на использовании названия, которое будет состоять из двух слов, описывающих функцию, например,  офисно-гостиничное здание; торгово-выставочное, офисно-банковское здание, конгресс-отель и др. Собирательный образ делового здания (комплекса) в этом случае может строиться на следующих приемах сопоставлении и взаимодействии двух пластических и функциональных основ: а) прием «последовательного развития» подразумевает тождественное взаимодействие двух и более композиционных тем в образе делового центра, которые развивают и дополняют друг друга в общей пластической «полифонии» комплекса; б) прием «комбинаторики», предусматривает «равновесное» чередование черт и пластических акцентов разных функциональных основ, без преимущества и очевидного доминирования одного из них; в) прием «позитивного контраста» позволяет формировать общую композицию комплекса на противопоставлении и «противоборстве» двух пластических «тональностей».

 Третий подход в поиске индивидуальности архитектурного образа делового центра учитывает особенность включения в его состав различных функционально планировочных, объемных и инженерно-технических компонентов, которые становятся неожиданным и своеобразным «катализатором» его композиционного формообразования.

Функционально-планировочные и объемные компоненты делового здания можно условно разделить на: а) основные (офисные, общественные, жилые, производственные, банковские и др.); б) вспомогательные (торгово-сервисные: супермаркеты, магазины, рестораны, кафе, автостоянки; культурно-развлекательные; физкультурно-оздоровительные) и в) эксплуатационно-технические (диспетчерские, помещения служб эксплуатации, лестнично-лифтовые группы, эскалаторы, блоки инженерных коммуникаций и др.)

Учитывая данную классификацию, возможно применение следующих приемов архитектурно-художественной организации облика деловых центров и комплексов:

- прием сознательного встраивания или выделения элементов «основного производственного», «общественного» или «технического ядра» из объема офисного здания (делового комплекса) с целью создания выразительной композиции, отвечающей эстетическим потребностям потенциального пользователя деловой и бизнес-среды;

- сознательное акцентирование (объемное, декоративно-пластическое, цветовое) технических зон и коммуникаций делового центра - как образная трактовка и имиджевая «кодировка» его внешнего облика.

Третьим приемом выступает использование специфики контекста (перепадов рельефа, эмоционального фона исторической застройки и др.)  и визуальная «интеграция» комплекса зданий, объемов и функционально планировочных блоков делового центра с данным контекстом (природным ландшафтом, застройкой исторического центра, плотной жилой структурой).

Четвертый прием формообразования предполагает выстраивание вертикальной композиции здания делового центра с учетом его функционального зонирования. Вертикальные функциональные зоны выделяют по этажам высотной части и стилобата высотного здания. Их целесообразно располагать в следующей последовательности: а) стилобатная часть: общественные, в т.ч. зальные пространства, вспомогательные и эксплуатационно-технические помещения; б) высотная часть - помещения основного функционального назначения: нижние этажи – офисы, средние этажи – жилище для временного проживания, верхние этажи – жилище для постоянного проживания; также в верхней части высотного здания рекомендуется размещать: атриумы, зимние сады, холлы, спортивные залы, бассейны. Декоративно-пластическое и цветовое зонирование вертикальной композиции делового центра может придать его объему индивидуальную выразительность. Если деловой центр представлен в виде нескольких сблокированных двух и более секций, объемов (возможно разной этажности, высотных и не высотных), композиция всего комплекса может строиться на распределении между ними акцентно-доминантных отношений и возможности использования в формообразовании функционального назначения блоков и сложной конфигурации их планировочных решений.

Другим самостоятельным направлением формирования привлекательной и репрезентативной деловой среды офисных и бизнес-центров является архитектурно-дизайнерская организация в них внутренних общественных и коллективных пространств. Образованию «коллективных» зон в объектах делового строительства способствует ряд факторов:

а) укрупняются параметры офисных структур, которые соединяются в «перетекающие» объемные комбинации и пространственные коммуникации с необходимым насыщением их общественными функциями;

б) возрастают требования собственников и пользователей деловых и бизнес-центров к оснащению общественных пространств – как своеобразной «визитной карточки» здания (комплекса);

в) модернизируется инженерно-техническое, выставочное, рекреационное, торговое оборудование деловой среды, формирующее самостоятельные очаги информационного обмена и общественной активности;

г) становится популярной концепция совместных «пользовательских» пространств офисных работников – как своеобразного «домашнего клуба».

Требование комплексной общественно-деловой и бизнес-среды, где необходимым компонентом выступает «общественное ядро», сосредотачивающее разного рода общественные, предпринимательские, коммерческие и эмоционально-художественные ценности и интересы, делает актуальным выявление архитектурно-дизайнерских средств и приемов формирования такой «коллективной среды».

Изучение теоретических источников и практики современного проектирования объектов деловой среды крупных городов позволило выявить следующие формы «коллективных зон» в общественно-деловых центрах и комплексах:

1) зоны коммуникаций – пронизывающие деловую, офисную, зрелищно-выставочную, торговую и рекреационную структуру бизнес-центров, ее тела и объемы (инженерные сети, наклонные, горизонтальные и вертикальные пространственные коммуникации);

2) пространства «общего пользования» – места бытового общения и рекреационные зоны, озелененные пространства, атриумы, холлы, зимние сады, блоки повседневного обслуживания, спортивно-оздоровительные зоны, зоны общения и развлечения (клубные помещения, игровые зоны);

3) технические, хозяйственные и парковочные зоны;

4) сервисная зона (прачечные, химчистка, кафе, бары, отделения банка).

Учитывая данную классификацию, возможно применение следующих приемов архитектурно-пространственной организации общественных зон в среде деловых центров и комплексов:

- композиционно-образное акцентирование стилизованного «общественного стилобата» делового центра для организации открытых общественных пространств – рекреационных зон, спортивных площадок, клубных помещений, зрелищных зальных пространств и др.;

- сценарное моделирование и функционально-художественная организация внутренних общественных пространств делового центра по интерьерной оси: «входная зона (вестибюль) – холл первого этажа – лестнично-лифтовой блок – межофисные рекреационные зоны», создающей своеобразные тематические зоны и «визуальный сценарий» внутриофисного движения и общения;

- нетрадиционное трассирование коммуникационных потоков и создание перетекающих коллективных пространств, «деформирующих» привычные объемные схемы основного офисно-делового здания, с включением внешних лифтов, открытых коммуникаций-переходов, «обитаемых мостов», эксплуатируемых крыш высотных зданий со смотровыми площадками и др.

Таким образом, применение обозначенных приемов позволит повысить потребительские и архитектурно-художественные качества объектов общественно-деловых и бизнес-центров, определяющие комфортность всех элементов деловой среды и коммерческую оправданность строительства.

 

Список литературы

1. Гельфонд А.Л. Деловой центр как новый тип общественного здания. Монография // Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ. 2012. 130 c.

2. Есаулов Г.В. Образ или имидж? О специфике изучения архитектуры новейшего времени. В кн.: Эстетика архитектуры и дизайна: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (4-6 октября 2010 г.) // Сб. статей. М.: Архитектура-С. 2010. С. 267.

3. Актуальные офисные проекты [Электронный ресурс]. // Источник: Недвижимость и цены. Элитная недвижимость Санкт-Петербурга. 26.09.2006. Режим доступа: http://vipflat.ru/news/66633/ (дата обращения: 02.03.2019)

4. Вартапетова Н.Е. Архитектурно-планировочные принципы организации офисных объектов: диссертация кандидата архитектуры: 05.23.21 // Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. Москва. 2010. 168 c.

5. Муратов А. Станет ли офис лучше? // Проект Россия. 2006. № 4 (42). С. 48-50.

6. Каясов А.А. Перспективы развития деловых центров в российских регионах // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2011. №4. С. 16-20.

7. Каясов А.А. Архитектурно-планировочные принципы формирования регионального делового центра в структуре крупнейшего постсоветского нестоличного города (на примере города Самары) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том. 14. № 2 (3). 2012. C. 822-826.

8. Борисова В.Г. Бизнес-центр как многофункциональное общественное здание // Успехи современного естествознания. 2004. № 12. С. 110-110. Режим доступа: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13854 (дата обращения: 26.06.2019)

9. Боженко И.А. Тенденции развития полифункциональных общественных центров в мегаполисах // Стройкомплекс Среднего Урала. Екатеринбург. 2008. № 7-8 (120). С. 28-33


Войти или Создать
* Забыли пароль?