Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На сегодняшний день в рамках федеральной концепции повышения качества жизни россиян особенно остро стоит вопрос улучшения жилищных условий граждан. Существующие в настоящее время и действовавшие ранее механизмы в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов по обеспечению доступности и комфортности жилья основываются на двух ключевых инструментах: государственные субсидии (в основном из фе-дерального бюджета) и дисконтирование ставки процента по ипотеке для определенных категорий граждан. Значительных результатов такие механизмы не принесли, в результате чего по-прежнему остается актуальной проблема обеспечения населения доступным и качественным жильем, описываемая в данной статье. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют комплексный анализ и системный подход к рассмотрению поста-новлений и приказов Правительства РФ в области улучшения жилищных условий, программ и проектов, направленных на решение рассматриваемой проблемы, методических рекомендаций ученых-экономистов и практиков, а также трудов в области изучения жилищной проблемы и качества жизни населения. Возможность улучшить жилищные условия является сложной проблемой, в которой тесно переплетаются демографические и социально-экономические характеристики текущего уровня жизни населения, параметры кредитно-финансовой системы, ценовой и тарифной политики в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального обслуживания. Однако, в настоящее время одним из ключевых факторов, препятствующих улучшению жилищных условий граждан, является уровень их доходов. Именно поэтому ключе-вой особенностью рассматриваемой в статье модели обеспечения жильем населения являются льготные условия и доступная цена недвижимости.

Ключевые слова:
региональные программы, доступное жилье, экономическая модель жилищной проблемы
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. Жилищные условия занимают одно из центральных положений в системе критериев качества жизни, определяя условия жизнедеятельности человека, его развитие и состояние общества в целом. Разделяя мнение автора Е.Л. Березиной, заметим, что в современной научной литературе используется общеизвестный набор индикаторов, характеризующих жилищные аспекты качества жизни – обеспеченность населения жилой площадью, удельный вес ветхого и аварийного жилья, динамика жилищного фонда, доля благоустроенного жилья и другие. При этом доступность жилья зачастую не фигурирует как индикатор, а чаще используется в качестве интегрального показателя других параметров. На сегодняшний день в экономике и социологии нет конкретного определения понятия «доступное жилье», однако, все больше программ и проектов, направленных на изучение и повышение последнего, реализуется на территории РФ [1].

В послании Президента России Федеральному Собранию отдельное внимание было уделено проблеме доступности жилья и качества жилищных условий граждан. «Понимаю, насколько важно для человека, для каждой семьи иметь свой дом, свое жилье. Для нашей страны это проблема проблем. Она тянется из десятилетия в десятилетие. В 2017 году три миллиона семей в России улучшили свои жилищные условия. Теперь нам необходимо стабильно (обращаю внимание, впервые в истории современной России) выйти на уровень, когда ежегодно не менее пяти миллионов семей улучшают свои жилищные условия. Это сложная задача – прыгнуть с трех миллионов до пяти. У нас в прошлом году было 3,1 миллиона, а нужно пять. Но это решаемая задача. Вижу три ключевых фактора повышения доступности жилья. Первый – это рост доходов граждан. Об этом я говорил, мы должны это обеспечить. Снижение ставок ипотечного кредитования и, конечно, увеличение предложения на жилищном рынке» – обращается Владимир Владимирович к парламентариям [6].

Одним из основных направлений улучшения благосостояния граждан России на 2018-2030 годы в рамках государственной политики стало обеспечение населения жильем, включая реализацию подпрограмм «Молодая семья»; «Жилье для российской семьи»; «Переселение из аварийного жилья» и другие.

Автор Г.В. Гудименко считает, что поскольку одним из ключевых направлений государственной политики является повышения качества и уровня жизни граждан, а важнейшей потребностью человека является наличие жилой площади, обеспеченности жильем является одной из целей человеческого развития. При этом последнее является неотъемлемой частью механизма развития человеческого потенциала, который, в свою очередь, обеспечивает долголетие, здоровье, высокий уровень образования [3].

Следовательно, каждое развитое государство заботится о том, чтобы его граждане на должном уровне могли удовлетворить свои потребности в материальных благах, бытовых и культурных услугах. В то время как ключевым показателем материального благосостояния, наряду с уровнем доходов и сбережений, является наличие недвижимого имущества.

Методика. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют комплексный анализ и системный подход к рассмотрению постановлений Правительства РФ в области улучшения жилищных условий, программ и проектов, направленных на решение рассматриваемой проблемы, методических рекомендаций, а также трудов ученых-экономистов в области изучения жилищной проблемы и качества жизни населения.

Основная часть. По итогам 2016 года на территории РФ показатель обеспеченности жилой площадью на 1-го жителя зафиксирован на уровне 24,5 м2 и 26,1 м2 для жителей городской и сельской местности, соответственно (табл. 1). При этом следует отметить стабильно негативную тенденцию сохранения доли семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в общем числе семей. Этот показатель остается неизменным с 2009 года и составляет 5 %, что в абсолютном выражении более 2 500 тыс. семей.

Возможность улучшить жилищные условия является сложной проблемой, в которой тесно переплетаются демографические и социально-экономические характеристики текущего уровня благосостояния населения, параметры бюджетно-нормативной и кредитно-финансовой системы, ценовой и тарифной политики в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального обслуживания. Однако, в настоящее время одним из ключевых факторов, препятствующих улучшению жилищных условий граждан, является уровень их доходов.

По данным Федеральной службы государственной статистики за рассматриваемый период с 2011 по 2016 гг., включительно, в России наблюдалась тенденция роста среднегодового размера номинальной заработной платы (рис. 1). Однако, в 2015 году средний уровень заработной платы был зафиксирован на 9 % ниже, чем в предыдущем году, что является негативным фактором, особенно с учетом высокого значения индекса потребительских цен в этом периоде.

 

Таблица 1

Основные показатели жилищных условий населения (составлено по [9])

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года) – всего, м2

22,2

22,6

23

23,4

23,4

23,7

24,4

24,9

         из нее:

               

   в городской местности

21,8

22,1

22,5

22,9

22,9

23,3

24

24,5

   в сельской местности

23,4

24

24,5

24,8

24,7

25

25,6

26,1

Число квартир всего, млн.

59,5

60,1

60,8

61,5

61,3

62,9

64

64,9

         из них:

               

   однокомнатных

13,9

14,1

14,3

14,6

14,5

14,5

15,4

15,8

   двухкомнатных

23,7

23,9

24,1

24,3

24

23,9

24,9

25,2

   трехкомнатных

17,3

17,4

17,6

17,7

17,6

17,5

18,2

18,4

   четырехкомнатных и более

4,6

4,7

4,8

4,9

4,9

4,9

5,2

5,3

Средний размер одной квартиры, м2общей площади жилых помещений

52,4

52,8

53,3

53,6

54,1

54

54,6

54,9

   однокомнатной

33,3

33,4

33,6

33,8

34,6

34,4

35

35,2

   двухкомнатной

46,9

47,1

47,3

47,5

48,1

47,6

48,3

48,6

   трехкомнатной

62,8

63,2

63,6

64

64,4

64,3

65,2

65,6

   четырехкомнатной и более

100

101,8

103,7

105,4

102,8

102,5

104,5

105,6

 

Продолжение таблицы 1

Удельный вес числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в общем числе семей (на конец года), процентов

5

5

5

5

5

5

5

5

Капитально отремонтированных помещений в квартирах жилых домов за год, тыс. м2 общей площади

17316

8660

4326

3995

3045

2836

4332

2314

Приватизировано жилых помещений (с начала приватизации, по состоянию на конец года):

 

 

 

 

 

 

 

 

   всего, тыс.

27672

28459

28752

29156

29839

30158

30557

30756

   в процентах от общего числа жилых помещений, подлежащих приватизации

73

75

76

77

78

79

77

81

 

 

Рис. 1. Динамика среднегодовой номинальной заработной платы (рублей)

 

 

При этом не стоит на месте и уровень цен на недвижимость. Анализ ценовых тенденций на рынке жилья двух прошедших лет (рис. 2) позволяет сделать вывод о том, что на первичном рынке жилья сохраняется тенденция роста цен практически во всех категориях: типовые квартиры, квартиры улучшенного качества, элитные квартиры. Это обусловлено, с одной стороны, ростом цен на строительные материалы и комплектующие, с другой – не уменьшающейся потребностью населения в собственном жилье.

Анализ динамики номинальной среднегодовой заработной платы и цен на рынке недвижимости подтверждает наличие проблемы доступности жилья и обуславливает необходимость разработки механизма, позволяющего различным категориям граждан, в первую очередь, не имеющих высоких доходов, улучшать свои жилищные условия. На сегодняшний день реализуется или уже реализовано субъектами Федерации большое количество проектов и программ, в числе которых:

1.  «Обеспечение жильем молодых семей» –г. Саратов.

2.  «Молодым семьям– доступное жилье» –
г. Иркутск.

3.  «Молодежная квартира» – Удмуртская Республика.

4.  «Молодежи – доступное жилье» – г. Санкт-Петербург.

5.  «Социальная ипотека» – Республика Башкортостан и другие.

В ходе анализа этих проектов, мы пришли к выводу, что в настоящее время нет унифицированной модели, позволяющей использовать отличные от традиционных механизмы, например, без привлечения ипотечного кредита или в обход безвозмездному отвлечению бюджетных средств. Учитывая все недостатки существующих программ и текущий уровень доходности граждан, в частности сегмента
малозащищенного – молодежи, нами предлагается модель обеспечения доступного жилья по льготной цене и на привлекательных условиях без привлечения гражданами заемных средств и безвозмездных субсидий государства.

 

Рис. 2. Ценовые тенденции на рынке жилья в 2016–2017 гг.

 

Механизм такой модели достаточно прост:

  1. Выбирается наиболее незащищенная категория граждан, имеющая трудности в приобретении жилья, например, молодёжь в возрасте до 36 лет.
  2. Определяется орган власти (департамент, управление, фонд и другие), курирующий и администрирующий реализацию проекта в рамках рассматриваемой модели.
  3. Производится отбор строительной организации, которая будет выполнять функции заказчика-застройщика.
  4. Осуществляется анализ потребности граждан субъекта федерации в жилье, его площади и конфигурации (квартиры-студии, однокомнатные, двухкомнатные и так далее), производится расчет финансово-экономической модели проекта.
  5. Производится набор участников согласно схемы (рис. 3).

 

 

 

 

1. Соответствие гражданина основным критериям участия.

2. Сбор необходимых документов для участия в проекте.

3. Подача документов в электронном виде (online).

4. Заключение договора о паевом взносе, выбор планировки квартиры.

5. Регистрация участника проекта, как члена жилищного накопительного кооператива (участник-пайщик).

6. Оплата первоначального взноса (30 % от стоимости предполагаемого жилья).

7. Бронирование квартиры (online).

8. В период строительства (до ввода домов в эксплуатацию) паевые взносы участником-пайщиком не вносятся.

9. Ввод домов в эксплуатацию. Заселение участников.

10. Внесение остатка стоимости (70 %) ежемесячными платежами в течение 5 лет.

11. Полная оплата стоимости квартиры, оформление права собственности.

 

Рис. 3. Пошаговая схема реализации проекта

Льготность и доступность такой модели заключается в предоставляемой рассрочке платежа на 5 лет и стоимости квадратного метра жилой площади в размере 38–40 тыс. руб. (в частности, для жителей Белгородской области).

В качестве исходных данных для расчета финансово-экономической модели были приняты следующие условия:

 

Таблица 2

Вводные данные для расчета финансово-экономической модели

№ п/п

Наименование

Значение

Ед. измер.

1

Площадь квартир, м2 в т.ч.

22 350

м2

1.1

реализуемая в рамках проекта

17 880

м2

1.2

реализуемая на сторону по рыночной цене

4 470

м2

2

Удельная себестоимость СМР 1 м2

35 000

руб./м2

3

Затраты на СМР

782 250 000

руб.

4

Затраты на проект и инженерные сети

67 308 000

руб.

5

Себестоимость строительства

849 558 000

руб.

6

Удельная себестоимость строительства 1 м2

38 012

руб./м2

7

Срок строительства

12

месяцев

8

Срок реализации в рамках проекта

3

месяца

9

Срок реализации на сторону по рыночной цене

12

месяц

10

Единовременный взнос

30 %

от ст-ти кв-ры

11

Рассрочка остаточной стоимости

70 %

от ст-ти кв-ры

12

Срок рассрочки по выплате долга

5

лет

13

Цена за 1 м2 при реализации в рамках проекта

38 000

руб./м2

14

Цена за 1 м2 при реализации по рыночной цене

48 000

руб./м2

15

Выручка от продаж рамках проекта

679 440 000

руб.

16

Выручка от продаж на рынке

214 560 000

руб.

17

Сумма доходов от реализации

894 000 000

руб.

18

ФОТ в месяц

600 000

руб./мес.

19

Взносы во внебюджетные фонды

30,2 %

 

20

ФОТ с налогами в месяц

781 200

руб./мес.

 

 

Расчет удельной себестоимости строительства производился на основе договорных цен по видам строительных, монтажных, отделочных и специальных работ, а также среднерыночной стоимости материалов и комплектующих. Удельная себестоимость строительно-монтажных, отделочных и иных видов работ на территории города Белгорода сложилась в размере 38 012 рублей за 1 квадратный метр.

Для реализации предложенного механизма на стадии строительства используется 3 источника финансирования: единовременный взнос участников программы; средства областного бюджета и займ.

В результате реализации проекта по предложенной модели денежный поток нарастающим итогом составит 12 799 тыс. руб., при этом будет построено и введено в эксплуатацию 745 квартир (22 350 кв.м. жилой площади) и обеспечено доступным жильем 596 молодых специалистов и их семей, приобретающих квартиры по данному проекту (табл. 3).

В расходы заказчика-застройщика включен фонд оплаты труда из расчета 15 человек со средней месячной заработной платой в размере 40 000 руб.

Таким образом, финансово-экономический механизм разработанной модели предполагает возможность применения как на базе государственных структур (ГУП, МУП, департаментов и т.п.), так и частными обществами с различной формой собственности. Источники финансирования таких программ могут варьироваться в зависимости от Оператора, вводных данных и желаемых технико-экономических показателей по итогам реализации.

 

Таблица 3

Технико-экономические показатели реализации модели

 

№ п/п

Наименование показателя

Ед. измер.

Значение

1

Обеспечение доступным жильем

чел.

596

2

Объем ввода льготного жилья

кв.м.

17 880

3

Величина привлеченных инвестиций на этапе строительства

тыс. руб.

718 832

4

Остаток долга участников

тыс. руб.

475 608

5

Выручка от продажи рыночных квартир

тыс. руб.

214 560

6

Стоимость строительства

тыс. руб.

849 558

7

Возврат займа и средств бюджета

тыс. руб.

515 000

8

Проценты к получению

тыс. руб.

36 000

9

Проценты к уплате

тыс. руб.

55 625

10

Расходы заказчика-застройщика

тыс. руб.

12 018

11

Финансовый результат

тыс. руб.

12 799

 

Выводы. Реализация данной модели в рамках регионального проекта уже в ближайшее время позволит решить ряд задач:

  • предоставить возможность улучшения жилищных условий по доступной цене и на льготных условиях молодым специалистам и их семьям;
  • улучшить социально-экономическую обстановку в сфере строительства и недвижимости;
  • разработать механизм, представляющий альтернативу ипотечному кредитованию и государственному субсидированию населения на безвозвратной основе;
  • повысить инвестиционную привлекательность региона;
  • осуществить поддержку среднего и малого предпринимательства на территории области путем привлечения местных подрядчиков и поставщиков материалов и комплектующих;
  • увеличить объем налоговых выплат в бюджет;
  • создать дополнительные рабочие места.
Список литературы

1. Березина Е.Л. Доступность жилья в си-стеме качества жизни населения региона: социально-экономические факторы и проблемы измерения: на примере Тюменской области: диссертация на соиск. степ. кандидата социологических наук : 22.00.03 / Березина Екатерина Львовна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т]. Тюмень, 2013. 192 с

2. Воейков М., Анисимова Г. Социальный контекст экономического неравенства в России // Общество и экономика. 2017. №10. С. 95-117

3. Гудименко Г.В. Жилищная политика как фактор повышения уровня и качества жизни населения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rusnauka.com/8_NND_2010/Economics/60359.doc.htm

4. Никитенко Е.В. Анализ уровня доступности жилья [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-urovnya-dostupnosti-zhilya

5. Официальный портал города Иркутска [Интернет-источник] Режим доступа: http://admirk.ru/Pages/Podprogramma-Sodeistvie-jilischnomu-stroitelstvu-municipalnoi-programmy-Jilische-na-2013-2019-gody.aspx

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Интернет-источник] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/

7. Санкт-Петербургский центр доступно-го жилья [Интернет-источник] Режим доступа: http://gorcenter.spb.ru/company

8. Селиверстов Ю.И., Шевченко М.А. Проблемы обеспечения жильем молодых семей: рынок недвижимости и доходы граждан / Экономика. Общество. Человек: межвузовский сборник научных трудов. Вып. XXХII // науч. ред. проф. Е.Н. Чижова; Белгор. гос. технол. ун-т им. В.Г. Шухова; Белгор. регион. отд-е РАЕН. Белгород: Изд-во БГТУ, 2017.

9. Селиверстов Ю.И., Шевченко М.А. Обеспечение населения доступным жильем: опыт регионов // Управление городом: теория и практика. Белгород: МАУ «ИМРСИ». 2018. № 1 (28). С. 10-18.

10. Федеральная служба государственной статистики Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/housing/#

11. Федеральная служба государственной статистики по Белгородской области. Режим доступа: http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/ru/statistics/grp/


Войти или Создать
* Забыли пароль?