Белгородская область, Россия
Российский университет дружбы народов (профессор, заведующий кафедрой)
Белгород, Белгородская область, Россия
ГРНТИ 67.25 Районная планировка. Градостроительство
ББК 38 Строительство
Новый урбанизм – это градостроительная концепция, направленная на создание комфортного городского пространства. В статье изучены предпосылки возникновения и развития концепции от идеи города-сада Эбенизера Говарда до возникновения конгресса Нового урбанизма, возглавляемого Андресом Дуэни и Элизабет Платер-Зиберк. Прослежены этапы развития идей с целью формирования города для людей, их основные представители и их вклад в формирование концепции: К. Линч, который заложил основы средового подхода к проектированию, критическая деятельность по отношению к планировочной парадигме градостроительства Д. Джекобс, критик нерационального использования исчерпаемых ресурсов Д. Говард Кунстлер, основоположник европейской ветви движения Нового урбанизма Леон Крие, а также П. Карлтроп и Д. Соломон, А. Дуэни,. Э. Платер-Зиберк, С. Полизойдес и Э. Мьюл. Рассмотрен основной документ - Хартия Нового Урбанизма, который описывает основные постулаты движения и состоит из трех блоков, описывающих формации разного масштаба: 1) регион: агломерация – город – поселок; 2) соседство – район – коридор; 3) квартал – улица – здание. Сформулированы и раскрыты основные положения Нового урбанизма: транспортного-ориентированное развитие, направленное на максимальное использование территории вокруг транспортных узлов; компактное развитие, направленное на ограничение бесконтрольного роста городов; трансектное планирование (градостроительная модель постепенной смены зон от городского ядра к природной); смешанное функциональное использование территории, направленное на создание функционально насыщенных территорий.
город-сад, средовой подход, Новый урбанизм, транспортно-ориентированное развитие, компактное развитие, город для людей
Введение. На сегодняшний день достаточно активно в градостроительстве развиваются принципы Нового урбанизма – концепции, которая получила свое развитие от идеи города-сада. Это связано с наличием проблем в городах, которые обусловлены быстрыми темпами урбанизации и ее влиянием на природный каркас и комфортность городской среды. Исследованиями в этой области велись такими зарубежными теоретиками и практиками градостроительства, как Э. Говард, П. Геддес, Д.Джекобс, Я Гейл, Л. Крие, А.Дуэни и др.
Основная часть. Новый урбанизм является попыткой соединить в себе все плюсы противоположных по своей сути подходов в градостроительстве: восприятия города как системы и восприятия города как среды. Целью концепции Нового урбанизма является создание комфортного городского пространства, удовлетворяющего потребности горожан в коммуникации при сохранении функции города как системы эффективного создания, распространения и приумножения ресурсов. Свою окончательную форму как движение Новый урбанизм приобрел только в 90-е годы ХХ века, однако идеи, повлиявшие на его становление, зародились еще в конце XIX века.
Первой была идея города-сада, которую в 1898 году описал в своей книге «Garden Cities of Tj-morrow» Эбенизер Говард – английский судебный репортёр. К концу XIX века. индустриализация привела к росту городов и упадку деревень. Выход из данной ситуации Говард видел в деурбанизации и ограничении роста крупных городов [1]. В центре его идеи стояло создание самодостаточного малого города нового типа, где основополагающими условиями застройки были комфортные условия проживания и близость к природе, в противовес крупным индустриальными городам. Структура идеального города-сада Говарда представляла собой концентрические круги, в центре которых расположен парк с общественными и культурными учреждениями, который опоясывала торговая зона в виде стеклянной галереи, окружённый жилой застройкой. Всё производство вынесено на внешний круг. Город занимал площадь 6000 акров, из них под застройку выделялась только шестая часть, остальное отводилось под сельскохозяйственные угодья. Надзором и контролем над соблюдением правил застройки должен был заниматься специальный общественный орган, главными задачами которого являлись пресечение нерационального изменения использования земли, а также строгое соблюдение линий фасадов улиц. В основах идей Говарда лежали не только смена образа жизни, но и смена социального и политического устройства общества: небольшое сообщество (в городе должно было жить максимум 32000 человек), независимое от внешних факторов, должно было выступать саморегулятором внутри города. Подход Говарда к проектированию носил авторитарный и патерналистский характер (рис.1).
В то время, пока в Англии Говард формировал идею города-сада, в США в 1893 году на Чикагской выставке зародилось движение «города красоты» (City Beautiful Movement) которое активно существовало всего десять лет - с 1899 по 1909 год [2]. В основе этого движения лежала идея создания Монументального города. Сторонники этого движения предполагали, что красота и церемониальность города способствует гармоничному его развитию. Самым значимым проектом этого движения стал генеральный план Чикаго, созданный архитектором Даниелом Бёрнемом в 1909 году, который предполагал устройство системы бульваров и пышных парков, создание значимых для города общественных пространств. В отличие от движения города-сада, которое предлагало бросить большие города и начать строить новые в гармонии с сельской местностью и природой, движение «города красоты» выступало за изменение существующих городов.
Рис. 1. Структура концепции «города-сада». Разраб. Ладик Е.И., Перькова М.В.
Не меньшее влияние на формирование идей Нового урбанизма оказал Патрик Геддес, которого называют отцом-основателем современного городского планирования. Зоолог по образованию, Геддес в молодости проникся эволюционной теорией Дарвина, и в последствии, занимаясь городским планированием, он понимал, насколько важны для эволюции среда и наследственность. В своей книге «Cities in evolution: an introduction the town planning movement and the study of civics», вышедшей в 1915 году он формулирует основы регионального планирования, где излагалась идея, что город является инструментом эволюции, что при планировании нельзя не учитывать естественные особенности территории, которые создают сложные многоуровневые взаимосвязи между людьми и окружающей средой, взаимоотношения между городом и сельской местностью, определяют характер как поселений, так и профессии людей, в них живущих (рис. 2) [3].
Идеи Геддеса формализовал и популяризировал его ученик Льюис Мамфорд – американский историк и социолог, входивший в Ассоциацию регионального планирования Америки, созданную в 1923 году Кларенсом Стайном. Главной работой Мамфорда можно считать вышедшую в 1961 году, после почти пятидесяти лет его деятельности, книгу «The city in history», в которой были изложены основные его идеи по поводу функций города, которыми Мамфорд считал сохранение и трансляцию культурного наследия человеческой цивилизации. Он был противником беспорядочного разрастания городов и их огромных размеров, считал, что город должен быть, в первую очередь, для человека. Он одним из первых указал, что именно социальное и экономическое разнообразное использование города делает его устойчивым. Кроме того, Мамфорд утверждал, что горожане, промышленность и производство, земля и природа составляют единую систему, деятельность которой необходимо планировать и регулировать [4].
Рис. 2. Разрез долины (valley section) Патрика Геддеса, 1909 год
Во многом Новый урбанизм возник как ответ на модернистские идеи Ле Корбюзье, который в 1920-е годы разработал идею «Лучезарного города» - совершенно противоположного городу-саду. В 1925-м году он представил «План Вуазен», где предполагалось снести большую половину центра Парижа и застроить его высотными жилыми зданиями, окруженными парками. Помимо этого, Ле Корбюзье считал нужным приспособить города к автомобилям – он задавался вопросом, как организовать в городе максимально быстрое движение [5]. В противоположность Геддесу, который считал преемственность важной для города, Ле Корбюзье стремился к сносу старых строений и возведению новых на их месте. Созданный в 1928-м году Международный Конгресс Современной Архитектуры, просуществовавший до 1959 года, в 1933-м принял Афинскую хартию, написанную Ле Корбюзье, в которой, прежде всего, признавалось, что многоквартирное многоэтажное здание, свободно расположенное в пространстве, является единственным приемлемым в современных условиях типом жилища, а также, что всю городскую территорию следует разделять на жилые, производственные и рекреационные зоны, имеющие четкие границы. Модернистские идеи Ле Корбюзье оказали огромное влияние на градостроительство и архитектуру во всем мире, в том числе и на Советский Союз, наследием которого и являются современные российские города.
На формирование идей Нового урбанизма повлияли последствия экономического подъема в США после Второй Мировой войны, который начался сразу после ее окончания и продолжался до 1970-х годов. Это время для США и многих европейских стран можно охарактеризовать стабильным экономическим ростом, такими социальными эффектами, как бэби-бум, появление субкультур, в связи с увеличением свободного времени у молодежи, а также удешевление топлива и автомобилей. Это повлекло их массовое распространение, что привело к субурбанизации – росту пригородов американских городов. Именно в это время формируется образ «американской мечты» в виде загородного домовладения, автомобиля у каждого взрослого члена семьи и работы в городе. В связи с необходимостью обслуживания новых американских субурбий и предотвращения заторов в это время были построены сотни многоуровневых развязок и тысячи километров новых хайвеев. При этом полное игнорирование развития общественного транспорта привело к тому, что автомобиль стал самым удобным, а порой и единственным возможным средством передвижения для американцев. [6].
В 60-е годы формируются первые идеи города для людей. Так, Кевин Линч стал первым профессиональным планировщиком, который понял важность восприятия среды сточки зрения человека и заложил основы средового подхода к проектированию, идеи о котором высказал в своей книге «Образ города», вышедшей в 1961 году. Средовой подход предполагает комплексное изучение среды проектирования и ее пользователей, отход от усредненного типа потребителя и направленность на решение в первую очередь психологических и социальных потребностей разных слоев населения. Линч считал важным свойством города его способность создавать легко читаемый устойчивый образ среды, выделять распознаваемые элементы, легко связываемые в целое (рис. 3) [7].
В это же время, деятельность Джейн Джекобс, журналистки канадско-американского происхождения, которую называют крестной матерью Нового урбанизма, была связана с критикой современной на тот момент тотальной планировочной парадигмы градостроительства. В своей книге «Смерть и жизнь больших американских городов», вышедшей в 1961-м году, Джекобс нелестно отзывается об идеях, заложенных Говардом, Геддесом, Мамфордом и Бёрнемом, указывая на то, что в их подходах горожане игнорируются как городской субъект. Она утверждала, что именно улица является ядром активной городской жизни, что город следует реконструировать «снизу», думала о том, как улучшить то, что уже имеется, а не рушить улицу, и строить все заново [8]. Кроме того, именно Джекобс впервые выдвинула идею смешанного использования. Многие свои мысли Джейн Джекобс сформулировала благодаря работе с Уильямом Уайтом, американским урбанистом и аналитиком, который является автором проекта «Уличная жизнь», суть которого заключалась в изучении поведения горожан на улицах и открытых общественных пространствах. Результатом исследования явилась книга «Social life of small urban places», написанная в 1980-м году. В своем исследовании Уайт изучал, как люди взаимодействуют окружающей средой, как ходят, где останавливаются, что привлекает их внимание [9].
Так же, в 60-е годы начал свою профессиональную деятельность датский архитектор Ян Гейл. Основной идеей всех его работ является приоритет пешехода перед автомобилем в городе. Кроме того, Гейл понимал важность человеческого масштаба для восприятия среды [10]. Начав с экспериментального временного перекрытия одной из центральных улиц Копенгагена в 1962-м году, Гейл с тех пор добился увеличения пешеходных зон в центре города до 100 000 м2 к 2000-му году [11]. С тех пор, стратегию, направленную на приспособление городов к пешеходному и велосипедному передвижению, называют копенгагенизацией. Свои идеи о комфортной среде Гейл изложил в книгах «Life between buildings. Using public space» 1987 года и «Города для людей» 2010 года.
Новый виток истории Нового урбанизма случился в 70-х годах ХХ века. В 1973 году случился нефтяной кризис, цены на нефть были искусственно завышены ОПЕК в 4 раза, что привело к серьезному дефициту топлива в США и странах Европы. Особенно сильно это повлияло на американцев, живущих в пригородных субурбиях, так как их основным средством передвижения был автомобиль. В обществе остро встал вопрос ограниченности ресурсов и необходимости разработки новых стратегий развития глобального сообщества, который в последствии привел к принятию стратегии устойчивого развития. Одним из видных критиков нерационального использования исчерпаемых ресурсов является Джеймс Говард Кунстлер. В своей книге 1994 года «The Geography of Nowhere: The Rise and Decline of America's Man-Made Landscape» он исследует причины и последствия разрастания субурбий американских городов и указывает на пагубное влияние автомобиля на окружающую среду и образ жизни жителей городов и пригородов Кунстлер называет субурбии самым большим явлением нерационального использования ресурсов [12].
В связи с тем, что американский путь развития городов вызывал множество вопросов, большая часть деятелей, продвигающих идею города для людей, вела свою работу в США. Основоположником европейской ветви движения Нового урбанизма можно назвать Леона Крие. Идеологически Крие является антагонистом Ле Корбюзье, в отличие от утопических идей которого, идеи архитектора люксембургского происхождения направлены на реалистичный подход к реконструкции города, разумном увязывании традиций в архитектуре и градостроительстве и современной практики. Главной структурной единицей города Крие считает квартал – самодостаточный «город в городе», а полицентрическую структуру города – наиболее устойчивой. Воплотить в жизнь свои идеи Крие удалось на примере экспериментального генерального плана города Паундбери, расположенного к западу от Дорчестера, Дорсет, Великобритания. Генплан характеризуется четырьмя городскими кварталами – с самодостаточными общественными центрами, находящимися в десятиминутной пешеходной доступности от жилой застройки. В данный момент, проект находится в стадии реализации [13]
К 90-м годам ХХ века большинство идей нового подхода к проектированию и переустройству городов уже было высказано, вопросом времени являлась только их формализация. Ядро создателей Конгресса Нового Урбанизма образовалось из двух «кружков по интересам», развивших похожие идеи о комфортной городской среде на разных побережьях США в начале 90-х. Западное побережье представляли Питер Карлтроп, Дуглас Кельбах и Дэниел Соломон. Группу восточного побережья составляли Андрес Дуэни, Элизабет Платер-Зиберк, Стефанос Полизойдес и Элизабет Мьюл, в то время вместе изучавшие архитектуру в Принстонском университете. В 1991-м году комиссия местного самоуправления Сакраменто, Калифорния, пригласила эту группу архитекторов для разработки принципов сообщества по землепользованию. Этот свод правил был назван Ahwahnee Principles (в честь места проведения конференции) и представлен другим местным муниципалитетам. Принципы Ahwahnee – это набор принципов, в которых подчеркивается практика устойчивого городского планирования, в который были включены такие основополагающие для Нового урбанизма положения, как транспортно-ориентированное развитие, смешанное функциональное использование, пешеходная доступность, компактность застройки и другие элементы.
Рис. 3. Структура средового подхода. Сост. Ладик Е.И., Перькова М.В.
Окончательно Новый урбанизм как концепция развития территории сформировался в 1993 году, когда вышеназванная группа архитекторов во главе с Андресом Дуэни решила основать конгресс Нового урбанизма (CNU), основным документом которого стала Хартия Нового Урбанизма, которая описывает основные постулаты данного движения, сформированные на основе почти векового опыта городского планирования. Хартия состоит из трех блоков каждом по девять пунктов, описывающих формации разного масштаба:
1. Регион (the region): агломерация (metropolis), город (city) и поселок (town).
2. Соседство (the neighborhood), район (the district) и коридор (the corridor).
3. Квартал (the block), улица (the street) и здание (the building) [14].
Хартия акцентирует внимание на важности границ урбанизированных поселений и исторической преемственности в архитектуре, градостроительстве и ландшафтном дизайне, необходимости сохранения ресурсов, возможности создания устойчивых городских сообществ посредством применения архитектурного и градостроительного инструментария. На данный момент Конгресс Нового урбанизма насчитывает более тысячи участников. Конференции Конгресса проводятся ежегодно в разных городах США.
В 2009-м году соучредители конгресса Стефанос Полизойдес, Элизабет Мьюл и Хэнк Диттмар написали «Каноны устойчивой архитектуры и урбанизма» для того, чтобы конкретизировать связь Нового урбанизма с устойчивым развитием. Каноны устойчивой архитектуры и урбанизма – это свод принципов для поселений и урбанизированных территорий, призванных установить гармоничные взаимоотношения между искусством строительства, созданием сообщества и сохранением окружающей среды.
Выводы. Таким образом, основными положениями, которые были разработаны в рамках Нового урбанизма, и на которые опирается концепция, являются:
1. Транспортно-ориентированное развитие (transit-oriented development).
Идея транспортно-ориентированного развития или «застройки, ориентированной на массовые виды транспорта», впервые была предложена Дугласом Кельбахом в книге «The Pedestrian Pocket Book», выпущенной в 1989 году и развита единомышленником Кельбаха Питером Карлтропом в книге «The Next American Metropolis: Ecology, Community, and the American Dream», написанной в 1993-м году. В основе концепта лежит максимально эффективное использование территории вблизи транспортного узла. Транспортно-ориентированная зона представляет собой соседство или район, в центре которого расположен крупный транспортный узел (железнодорожная станция, станция метрополитена, остановка трамвая, троллейбуса или автобуса), в радиусе 400 м от которой расположена зона высокоплотной многофункциональной застройки, ориентированной на пешеходное передвижение [15]. В зоне радиусом 800 м располагается менее плотная застройка меньшей этажности, ориентированная на поддержание ядра транспортно-ориентированной зоны (рис. 4).
Рис. 4. Схема транспортно-ориентированной зоны Питера Карлтропа
Данное положение призвано решить ряд транспортных проблем, в том числе, так называемый эффект «последней мили», термин, использующийся как в управлении цепочками поставок товаров, так и в транспортном планировании Последней (или первой в случае обратного движения) милей называется движение людей (или товаров) от крупного транспортного узла к конечной точке назначения, и проблема заключается в том, что на этот отрезок пути расходуется около 30% ресурсов. Транспортно-ориентированное развитие нивелирует данный эффект посредством более плотной застройки в пешеходной доступности транспортного узла, а также внедрения альтернативных видов транспорта для возможности пересадки на транспортном узле.
2. Компактное развитие или умный рост (smart growth).
Идея компактного развития заключается в наиболее эффективном использовании уже существующих активов городской территории, приоритете переустройства городов перед использованием неосвоенных пространств. Концепция направлена на сдерживание бесконтрольного расползания урбанизированной территории. Компактность городского пространства влечет за собой ряд экологических, экономических и социальных преимуществ. Так, близкое расположение всех необходимых функций повседневного использования побуждает жителей отказаться от автомобиля, что в свою очередь снижает количество выбросов парниковых газов в атмосферу. Снижается эффект антропогенного воздействия на неурбанизированные территории. Затраты на поставку товаров снижаются за счёт более коротких расстояний. Разумное повышение плотности населения ведет к созданию устойчивых городских сообществ.
3. Трансектное планирование (transect planning).
Заимствованный из экологии термин «трансект» предполагает узкую прямоугольную площадку, отмеченную на местности для изучения видов, численности популяций, и других исследований. Модель разработана Андресом Дуэни и представляет собой ряд плавно сменяющие друг друга зон от пригодных к городским с определенными параметрами (рис. 5).
Рис. 5. Городской разрез (urban-to-rural transect) Андреса Дуэни. Источник: SmartCode
Зона Т1 – представляет собой природные территории, заповедники, заказники и другие особо охраняемые природные территории, а также земли, непригодные для расселения по геологическим, климатическим, гидрологическим и другим признакам.
Зона Т2 – включает в себя сельскохозяйственные территории и угодья, фермы и домашние хозяйства, является сдерживающим фактором для разрастания городов.
Зона Т3 – является зоной индивидуальной жилой застройки малой плотности, представляет собой границу урбанизированной территории, должна проектироваться с учетом смешанного функционального использования, может иметь крупное квартальное членение.
Зона Т4 – представляет основную городскую зону, и по замыслу создателей концепта должна занимать наибольшую территорию города. Зона представлена застройкой средней этажности и включает в себя широкий спектр функций.
Зона Т5 – характеризует центр города, представлена многофункциональной высокоплотной застройкой и ориентирована на пешеходное передвижение.
Зона Т6 – представлена городским ядром, имеет самый широкий ряд функций, характерна только для крупных городов, при необходимости возможна высотная застройка
Специализированные сооружения, вредные производства и другие элементы урбанизированной среды, которые не могут или не должны располагаться вблизи жилых единиц выносятся в специализированные районы (SD – special district).
Основным документом, регулирующим правила расположения тех или иных функций в зонах, возможности их совмещения с жилой функцией, высотность зданий, организацию пешеходных связей и другие аспекты создания комфортной среды, является SmartCode.
4. Смешанное функциональное использование (mixed-use development).
Оно подразумевает смешение жилой, торговой, культурной, развлекательной, рекреационной и других функций в районах, кварталах и зданиях. Такая стратегия развития городского пространства считается исторически сложившейся, в связи с тем, что в период до индустриализации, города имели небольшой диаметр, рабочие места зачастую обустраивались на первых этажах зданий. Потребность в перемещении на большие расстояния внутри города отсутствовала. В период бурного развития промышленности идея разделения жилого и рабочего пространства для минимизации вредного воздействия производств на горожан была наиболее подходящей и правильной. Однако, такая практика зонирования укрупнению единиц зонирования, в результате чего появились спальные районы в российских городах – массивы однотипной жилой застройки без общественного функционального наполнения, и субурбии в американских городах, которые по сути являются одноэтажными спальными районами. Все это приводит к маятниковым миграциям, увеличению числа автомобилей, увеличению суммарного пробега и дополнительной нагрузке на транспортную систему. При сегодняшней экономической ситуации новые урбанисты считают такую модель зонирования устаревшей и предлагают вернуться к традиционному смешанному функциональному использованию, которое имеет ряд преимуществ, в том числе, более эффективное использование городского пространства.
В целом, концепция Нового урбанизма, предполагает подход к проектированию городов, направленный на создание комфортной городской среды, ориентированной на человека, а также влияние на социальную структуру общества посредством создания условий для коммуникации людей. Идеальным городом для новых урбанистов является тот, в котором центром социальной активности являются улицы и общественные пространства, среда соразмерна человеку, а передвижение горожан осуществляется в основном на велосипедах и общественном транспорте. Движение Нового урбанизма призвано организовать основу для устойчивого развития урбанизированных территорий и установить такие принципы градостроительного развития и переустройства городской среды, которые смогут обеспечить высокое качество жизни без ущерба для природного каркаса.
1. Howard, Ebeneser. Garden cities of to-morrow. London: Sonnenschein & Co., 1902. 195 p.
2. Wilson, William H. The City Beautiful movement. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1994. 384 p.
3. Geddes, Patrick. Cities in evolution: an introduction to the town planning movement and to the study of civics. London: Wil-liams & Norgate, 1915. 446 p.
4. Mumford, Lewis. The city in history. San Diego: Harcourt, Brace & World, 1961. 567 p.
5. Curtis, William. Modern Architecture since 1900. New York City: Phaidon Press, 1986. 736 p.
6. Vuchic, Vukan. Transportation for Liva-ble Cities. USA: Center for Urban Policy Re-search (CUPR Press), 1999. 352 p.
7. Lynch, Kevin. The image of the city. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1960. 194 p.
8. Jacobs, Jane. The death and life of great American cities. New York City: Vintage Books, 1961. 458 p.
9. Whyte, William H. Social life of small urban places. New York City: Project for Public Spaces, 1980. 125 p.
10. Gehl, Jan. Cities for People. Washington D.C.: Island Press, 2010. 288 p.
11. Hollis, Leo. Cities Are Good for You: The Genius of the Metropolis. London: Blooms-bury Press, 2013. 416 p.
12. Kunstler, James Howard. The Geography of Nowhere: The Rise and Decline of America's Man-Made Landscape. New York City: Simon & Schuster, 1994. 304 p.
13. Krier, Leon. Architecture of Community. Washington D.C.: Island Press, 2009. 496 p.
14. Congress for the New Urbanism. Charter of the New Urbanism. New York City: McGraw Hill Professional, 2013. 320 p.
15. Carltrop, Peter. The Next American Me-tropolis: Ecology, Community, and the American Dream. New York City: Princeton Architectural Press, 1993. 176 p.