ROMANTICISM IN THE ARCHITECTURE OF APARTMENT HOUSES OF NIKOLAI MATVEEVICH SOKOLOV
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the identification of romantic trends in the work of the Rostov city architect of the late XIX - early XX century Nikolai Matveevich Sokolov, reveals unknown facts of this stage of his creative activity. Most of N. M. Sokolov's works are objects of cultural heritage of regional and Federal significance. The architect was a consistent supporter of the rational direction of architecture, was a master of the «brick style». At the same time in his works, in the apartment houses under consideration, romantic features are clearly traced. The purpose of the study is to consider the objects inherent in the romantic direction of the second half of the XIX-early XX centuries, their analysis and systematization of data. The problem of this study is to identify romantic trends in the works of architect N. M. Sokolov, which influenced the creative activity of Nikolai Matveevich as a city architect of Rostov-on-don, the objects of which form the historical part of the city. The authors revealed new facts of the biography and creativity of the architect, introduced new archival materials into scientific use, systematized information about the life of the architect and his creative heritage. Special attention is paid to the current state and protection of the works of architect Nikolai Sokolov Matveevich.

Keywords:
apartment houses, romanticism, creativity, architecture of the late XIX-early XX century, Rostov-on-don, architect, Sokolov Nikolai Matveevich
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Данная статья посвящена выявлению романтических тенденций в творчестве ростовского архитектора конца XIX – начала XX века Николая Матвеевича Соколова. Целью является анализ и систематизация данных о его архитектурных объектах и выявление в архитектурном облике здания черт и элементов, присущих романтическому направлению второй половины XIX – начала XX вв. Благодаря введению в научный обиход новых фактологических данных и архивных материалов, результатам натурных обследований, авторы расширяют круг известных произведений архитектора. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью в этом вопросе. Проблемная ситуация данного исследования заключается в том, что архитектор Соколов Н.М. признанный мастер «кирпичного стиля» и рационального направления архитектуры, однако в его творчестве находят отражения и романтические тенденции. Авторами собран материал, который дает возможность провести детальное исследование и сформировать целостное представление о присутствии романтизма в работах Соколова Н.М. Основой метода исследования стал стилистический и сравнительный анализ произведений Н.М. Соколова.

На рубеже конца XIX – начала XX века Николай Матвеевич Соколов был городским архитектором Ростова-на-Дону и внес огромный вклад в историю развития архитектуры города. Его сохранившиеся объекты, продолжают занимать важное место в облике исторического центра Ростова-на-Дону. Основные этапы творческой биографии архитектора определили характер его творческого метода: «… в 1880 г. поступил в Институт гражданских инженеров, откуда выпущен по первому разряду с настоящим званием в 1885г. ...в скором времени (1886г.) перешёл в Ростов н/Д на место городского техника с правами государственной службы...» [1, с. 148–152]. С 1887 года работал городским архитектором Ростова-на-Дону. Многие ростовские здания в XIX веке строились по «образцовым» проектам, проектное творчество местных архитекторов продемонстрировано широким диапазоном влияния столичной архитектурной моды Москвы и Санкт-Петербурга. Архитектор Соколов Н.М. в основном работает в «кирпичном стиле», предпочитая в своем творчестве готические мотивы с элементами романтизма. Он продолжает линию своих преподавателей – архитекторов –
В.А. Шретера и И.С. Китнера, оказавших на Соколова большое влияние во время его обучения в Институте гражданских инженеров. В.А. Шретер и И.С. Китнер являлись лидерами «кирпичной архитектуры», положенной в основу рационального направления. Они были как выдающимися архитекторами-практиками, так и авторитетными преподавателями, которые воспитали не одно поколение сильных архитекторов и внесли огромный вклад в развитие русской архитектуры и строительного дела [2].

«Кирпичный» стиль был определяющим в массовом строительстве промышленных сооружений, больниц, учебных заведений, жилых домов, торговых и других типов зданий в русле романтической эпохе. В России, в том числе и в Ростове-на-Дону, романтизм стал проявляться с утратой высокого идейного звучания, обобщения трактовки форм в архитектуре. Направление романтизма не имело четких границ и норм, выражалось в идеализации народного зодчества, новизны пространственных впечатлений, формировании новых художественных закономерностей, стремлении к театрализации архитектурной среды (проявившегося в зодчестве эпохи эклектики). Романтизм предлагает – сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. К концу XIX века в России формы романтизма – готический, романский, русско-византийский, барокко, классицистический стиль переплетались с мотивами неорусского стиля, давая причудливый симбиоз, а интерес к ним еще больше возрос. Внимательное изучение декора готической архитектуры и конструкций, стремление к исторической достоверности экстерьера и жилого интерьера, появившееся во второй половине XIX в., сменилось к концу века свободной стилизацией и интерпретацией архитектурных и орнаментальных мотивов готической эпохи, которую стали рассматривать как прототип новой «органической архитектуры» [3].

Методология. Метод исследования основан на архивных поисках, фотофиксации существующих построек, их натурном исследовании, изучение с помощью сравнительно-исторического метода, обобщение уже известных материалов, выявление новых документов в разных проектных организациях, архивах и музейных фондах, изучение общей и специальной литературы.

Основная часть. Наиболее яркими примерами романтизма являются работы городского архитектора Соколова Николая Матвеевича: Дом Братьев Мартын или «Красный домик» и Дом Шендерова.

Дом Шендерова расположен на проспекте Ворошиловском, между улицами Темерницкой и Серафимовича (бывшей Казанской). Возводил этот дом в середине 1890-х известный ростовский предприниматель и домовладелец И.О. Шендеров. «Ход строительства отразил и бытие площади, и уклад семьи, и «вектор развития» ее талантливых личностей» [4, с. 45].

Глава семьи, Израиль Осипович Шендеров, поселился в Ростове в 1864 году [5]. В 1890-м году он решает построить большой дом для всей семьи. Место выбрал на Большом проспекте, так как рядом располагались синагоги и школы, посещаемые его детьми. Он заранее знал, как будет эксплуатироваться дом, и что где будет располагаться. Дом в основном предполагалось занять торговыми помещениями и помещениями, сдаваемыми в аренду, подвал будет занят складскими помещениями, а в части второго этажа расположить апартаменты семьи. Для разработки проекта был приглашен городской архитектор Николай Матвеевич Соколов, с 1887 года работающий в Ростове. «Он занимался обширной частной практикой, убеждающей в его профессиональном опыте и хорошем вкусе» [1].

Здание было возведено в 1892 году, основной двухэтажный корпус дома замкнул торец квартала, завершали дом три высоких шатра, украшающих западную часть площади. Остальные два крыла дома – южный и северный, строились более пяти лет и были закончены уже после смерти главы семьи. По завершению строительства дом имел П-образную конфигурацию плана, благодаря чему был организован большой двор и въезд в него. В практике Н.М. Соколова дом Шендеровых стал самым большим, богатым и романтическим творением. В то время в творчестве Соколова присутствовали в большей степени архитектурные мотивы псевдоготики, ярко проявившиеся в использовании шатровых завершений. При возведении дома Шендеровых, архитектор развивает излюбленную тему. Архитектурно-художественное оформление фасадов представлено композиционными приемами кирпичного декора, характерными для переходного периода от эклектики к модерну, в русле романтического направления. Главный фасад двухэтажного корпуса, обращенный к площади, расчленяет центральной и крайними раскреповками, во втором этаже акцентирует их эркерами, над которыми поднимает три шатра. Центральный высокий на четверике, он завершает бельведером, крайние пониженные – завершает фигурными шпилями.

Парадный вход, размещенный на месте бывшего проезда во двор, акцентирует центральный объем фасада. Штукатурный и лепной декор подчеркивал основные членения и формы здания, формировал его нарядный, романтический и самобытный облик. Живописный наряд здания дополняли ажурные кованые ограждения балконов и парапетов. Оба этажа рустованы. На фасадах располагаются декоративные элементы в виде женских головок, герм, гирлянд, венков, стилизованного растительного орнамента и др. Фамильный дом имел выгодное местоположение в системе застройки квартала [4].

 

 

Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\рис2.jpg

Рис. 1. Доходный дом Шендерова, арх. Н.М. Соколов, г. Ростов-на-Дону [4]

 

Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\рис1.jpg

Рис. 2. Доходный дом Шендерова, арх. Н.М. Соколов, г. Ростов-на-Дону. Фото Петрусенко Ю.В., 2018 г.

 

Архитектурно-художественная пластика главного фасада, обращенного на восток, представлена выступающей центральной частью и боковыми ризалитами, которые, на уровне второго этажа, переходят в прямоугольные эркеры. Центральный ризалит на уровне первого этажа выделен высоким проемом с арочным сводом. Два арочных окна, второго этажа, полуциркульной формы объединены высокой полуколонной стилизованного коринфского ордера. Фриз северной и южной части фасада оформлен раппортом лепного растительного орнамента. Северная и южная часть фасада, представленная эркерами, сформирована профилированными наличниками слуховых окон шатровых крыш, подкарнизная часть эркеров оформлена мелкими сухариками и филенками. Перемычки оконных проемов второго этажа центрального и бокового эркеров, оформлены маскаронами – вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас, а подоконная часть проемов обрамлена декоративными поясками. Пластика центральной, северной и южной раскреповок главного фасада представлена лепными волютами и пальметтами в оформлении сложнопрофилированных наличников окон второго этажа; маскароны расположены в простенках оконных проемов второго этажа. Портал парадного входа фланкирован лопатками на массивных волютообразных кронштейнах, пьедесталы лопаток оформлены «алмазными» квадрами. Вертикальные прямоугольные ниши и фусты лопаток оформлены лепным декором геральдического и растительного характера. Антревольты оформлены растительным орнаментом и лепным декором в виде крылатых посохов Гермеса – атрибутики древнегреческой мифологии. Оформление арки парадного входа венчает замковый камень в виде листа аканта. Массивный кордон рустованного цоколя. Подоконные ниши проемов второго этажа оформлены лепным декором растительного орнамента. Над оконными проемами первого этажа профилированная тяга, лепной декор в виде раковины. Простенки второго этажа представлены рустованными лопатками, простенки первого этажа рустованы. Аттик центральной раскреповки декорирован вертикальной порезкой и профилированным карнизом. Тумбы парапета крыши оформлены декоративными пальметтами. Люкарны четверика в основании шатровых крыш, декоративная башня – ротонда венчает центральный шатер. Архитектор стремился создать романтический образ, с которым, прежде всего, ассоциируются формы неоготики, нарочито, показывая принадлежность здания к данному стилистическому направлению. Здание является объектом культурного наследия регионального значения [6].

В годы Великой Отечественной войны здание уцелело, но был разрушен центральный шатер и повреждена крыша. В 1943 году здание было отремонтировано, и там располагалась редакция газеты «Молот» и типография. В 1949 году помещения стали занимать областная станция юных техников, областная заочная и средняя школы, областной институт усовершенствования учителей. В угловом помещении по улице Темерницкой располагалась аптека до 1965 года. Часть помещений второго этажа оставалась жилыми и для них были устроены со двора тамбура входов и лестницы. В 1995 году помещения здания были проданы «Промстройбанку». Была начата реконструкция здания, в ходе которой было выявлено предаварийное состояние ряда конструктивных элементов здания и необходимо было значительное вложение средств на ремонт и реставрацию фасадов. «Промстройбанк» продал здание Ростовскому отделению «Альфа-банка» г. Москвы. Доходный дом Шендерова был отреставрирован и приблизился к своему подлинному виду. Был восстановлен центральный шатер, увенчанный бельведером. Но по сохранившимся фотографиям было выявлено, что в ходе реставрации были упрощены архитектурные детали фасада. Но все же, обновленный вид фамильного дома производит на ростовчан приятное впечатление [4].

Особняк «Дом братьев Мартын» – яркий представитель псевдоготики этого периода. Псевдоготика – возникла в русле развития национально-романтического направления в русской архитектуре, «екатерининской эпохи», основанная на свободном сочетании элементов европейской готики и московского барокко. В России псевдоготика очень полюбилась. Ее ценителями были дворяне, которые принялись активно восстанавливать усадьбы, церкви, соборы и различные исторические здания. Большую популярность стиль получил на западе страны, в основном в Санкт-Петербурге и Москве. Что интересно, стилю псевдоготики в архитектуре следовали в России в основном при строительстве доходных домов. Нравились дворянам шпили, башни, витражные стекла и характерные оконные проемы, огромные парадные. Здания дополнялись и чисто русскими деталями. Стиль псевдоготики в архитектуре получил довольно широкое распространение. Все это мы наблюдаем в особняке братьев Мартын.

Дом братьев Мартын – объект исторического и культурного наследия федерального значения, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, улица Большая Садовая, 125/69. Этот старинный особняк построен местным городским архитектором Н. М. Соколовым в 1893 г. в центре бывшей крепости Святого Димитрия Ростовского (1761–1835 гг.). Он был возведен для семьи
И. Р. Мартын – британского подданного, основателя фирмы «Джон Мартын и К0», литейно-механического завода, располагавшегося рядом с домом
[7]. В разные годы в доме размещались, коммунальные квартиры, учреждения, магазины, общественные организации. За время его эксплуатации произошли значительные утраты, помещения подверглись перепланировкам, детали художественного оформления были разрушены.

Этот «Красный домик», как его ласково называют ростовчане, – градообразующий особняк старого города Ростова-на-Дону, на пересечении ул. Большая Садовая и пер. Крепостного, обладающим высокой историко-архитектурной ценностью как единственный в своем роде особняк в ансамбле с постройками имения, выполненный в стиле псевдоготики. Здание представляет собой Г-образную конфигурацию в плане. На главном фасаде здания установлена информационная доска: «Памятник федерального значения. Дом братьев Мартын, 1893 г., арх. Н.М. Соколов. Охраняется государством» [8].

Здание имеет два парадных фасада, обращенных к прилегающим улицам и объединенных угловым, полуциркульным в плане, башнеобразным объемом, увенчанным пирамидальным шатром. Плоскости стен сочетают в себе европейский красный кирпичный и русский «белокаменный» декор. В композиции фасадов выделяются две раскреповки, фланкирующие угловой объем, и юго-западная, акцентирующая парадный вход в здание. Раскреповки завершены щипцами. Архитектурно-художественный облик южного и восточного фасадов, формируют средневековые архитектурные элементы и кирпичный декор. Они представляют художественную ценность: профилированный венчающий карниз из белого камня; аркатурный фриз на ступенчатых сухариках; простеночные лопатки на ступенчатых кронштейнах и с ложными выступами, имитирующими машикули, завершенные щипцами. Дополняют художественное оформление фасадов средневековые элементы: сандрики в виде коробовой арки и массивные наружные подоконники в оформлении оконных проемов первого яруса; массивные пологие перспективные клинчатые перемычки над проемами первого яруса; сандрики в виде лежачей арки, завершенные щипцами, увенчанные стилизованным флероном, в оконных проемах второго яруса; подоконные ширинки с имитацией массверка; междуэтажная тяга с зубцами; стрельчатые проемы слуховых окон; ложный выступ второго яруса углового объема, завершенный щипцом; стрельчатые проемы слухового окна и балконной двери. Симметрию западного фасада подчеркивает центральная раскреповка, увенчанная трехступенчатым аттиком с аркатурным фризом и двойным стрельчатым слуховым окном, обрамленным сандриками и лопатками. Крайние оконные проемы первого и второго этажей слепые. Архитектурно-художественный облик западного и северного фасадов формирует кирпичный декор, аналогичный декору главных экстерьеров. К раскреповке западного фасада, в уровне второго этажа, примыкает балкон-терраса, опирающийся на конструкцию из столбов и стрельчатых арок. Ограждение балкона состоит из сборных литых чугунных элементов: восьмигранных угловых тумб с навершиями и решеток с массверком. Композицию восточного фасада одноэтажного формирует ритм слепых окон и простеночных лопаток на ступенчатых кронштейнах. Кирпичный декор каждого из фасадов привратницкой представлен щипцовыми завершениями, стрельчатыми слуховыми окнами и килевидными сандриками оконных проемов [8, с. 4–5].

 

 

Описание: C:\Users\Юлия\Desktop\рис3.jpg

Рис. 3. Дом Братьев Мартын, арх. Н.М. Соколов, г. Ростов-на-Дону. Фото Беловой А.Ю, 2018 г.

 

 

В решении фасадов важную роль играет первоначальное сочетание красного цвета кирпичных неоштукатуренных стен и белых элементов декора вносящее праздничный строй в архитектурно-художественный облик зданий. В оформлении фасадов и интерьеров здания применены кованые и литые декоративные элементы. Помимо ограждения балкона, козырек над проемом парадного входа, выполнен из кованых ажурных элементов: тимпана, фриза, кронштейнов. Двухэтажное здание с краснокирпичным фасадом построено в духе романтического направления эклектики, в его оформлении сочетаются элементы различных архитектурных стилей.

Чудом сохранившийся особняк в 1995 году Указом Президента РФ был признан памятником архитектуры федерального значения. «Соседство с новостройками» – это не шаблонная фраза. В ходе строительных работ, которые проводились рядом, произошла деформация несущих конструкций «Красного дома» [9]. В 2007 г. здание, находившееся в аварийном состоянии, было передано Государственному музею-заповеднику М.А. Шолохова. Чтобы вернуть исторический облик памятнику, который представляет историко-архитектурную ценность как единственный в своём роде, выполненный в стиле псевдоготики, в 2008–2014 гг. была проведена его реставрация.

Во время реставрации на основе разработанной научно-проектной документации выполнено: усиление фундаментов здания, устройством буроинъекционных свай; осуществлена замена деревянных междуэтажных покрытий на монолитные железобетонные;  заменено устройство крыши; выполнены работы  по воссозданию шпиля шатра и шпилей слуховых окон; реставрация кирпичной кладки; замена наружных сетей водопровода и канализации, тепловых сетей; внутренняя отделка помещений, устройство полов, монтаж конструкций лестницы, усиление фундаментов террасы и ее устройство; покрытие полов гранитом; монтаж осветительных приборов; реставрация фасада и балконов; реставрация зеркал печей; воссоздание кованых ворот; установка фонарей. Художественную ценность представляет ограждение парадной междуэтажной лестницы, выполненное из сборных литых чугунных элементов: ступеней, подстенков, стоек ограждения. Во время реставрации фрагмент лестницы пришлось отливать заново. Лучшие современные литейщики так и не смогли повторить работу старых мастеров, даже с пятой попытки. «Шолохов-Центр» музей – заповедник М.А. Шолохова был открыт после реставрации Дома братьев Мартын в 2015 году.

Выводы. В данном исследовании, на основе документально-фотографического материала, натурных и архивных исследований, анализа композиционно-художественных особенностей архитектуры, сопоставлении элементов и архитектурных форм с различными стилистическими направлениями, были выявлены черты и элементы романтического направления архитектуры России конца XIX – начала XX в.в., в творчестве архитектора Николая Матвеевича Соколова.

Научное и творческое осмысление прошлого позволило многогранно проанализировать произведения, выявить их композиционные, стилистические, архитектурные и художественные особенности. Эти особенности выполнены в стиле псевдоготики с использованием элементов и мотивов, взятых из архитектуры немецкого и русского средневековья, в духе романтического направления.  Это, несомненно, способствует обогащению практического опыта, разнообразию поисков в современных условиях.

Источник финансирования. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-31-27001. Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 19-31-27001.

References

1. Baranovsky G.V. Jubilee collection of information about the activities of former students of the Institute of civil engineers (Construction school) 1842-1892. [Yubilejnyj sbornik svedenij o deyatel'nosti byvshih vospitannikov Instituta grazhdanskih inzhenerov (Stroitel'nogo uchilishcha) 1842-1892g.]. St. Petersburg, 1893. Vol. 1. (rus)

2. Nikolaeva T.I. Victor Schroeter. Jerome Kitner. [Viktor SHreter. Ieronim Kitner]. St. Petersburg: Ed.Colo house, 2007. 400 p. (rus)

3. Borisova E.A. Russian architecture in the era of romanticism [Russkaya arhitektura v epohu romantizma]. SPb.: Dmitry Bulanin, 1997. 316 p. (rus)

4. Voloshinov A.F. The Crossroads of centuries. Series «the Fate of streets, squares, architects». Rostov n/A: Publishing house «don publishing house». [Perekrestok stoletij. Seriya «Sud'by ulic, ploshchadej, zodchih»], 2004. 224 p. (rus)

5. Alphabet of Jews with academic degrees, Rostov n / don merchants and burghers (manuscript). Comp. Volkenstein I. F.-Rostov n / A, 1898. [Alfavit evreev, imeyushchih uchennye stepeni, rostovskih n/Donu kupcov i meshchan (rukopis')]. L.6, about (stored in the DSPB). (rus)

6. Protection obligation No. 65-17 on the object of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation: «I.O. Shenderov's Apartment house, arch. N. M. Sokolov», from 14.04.2017 [Ohrannoe obyazatel'stvo No. 65-17 na ob"ekt kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federacii: «Dohodnyj dom I.O. SHenderova, arh. N.M. Sokolov», ot 14.04.2017] (rus)

7. Kukushin B.C. Eclecticism History of architecture of the Lower don and the Azov sea [Eklektika Istoriya arhitektury Nizhnego Dona i Priazov'ya.]. Rostov-on-don: Gingo, 1995. 275 p. (rus)

8. Protection obligation No. 37-16 of the object of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation: «House of brothers Martin, XIX century», from 26.02.2016. [Ohrannoe obyazatel'stvo No. 37-16 ob"ekta kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federacii: «Dom brat'ev Martyn, XIX v.», ot 26.02.2016]. (rus)

9. The house of Martyn brothers. «don Babylon». [Dom brat'ev Martyn - «Donskoj Vavilon»]. [Electronic resource] Systems. requirements: AdobeAcrobatReader. URL: http://samsebetourist.ru/dom-bratev-martyn. (accessed 8.01.2019). (rus)


Login or Create
* Forgot password?