Abstract and keywords
Abstract (English):
In terms of Western sanctions caused by the events in Ukraine, a sharp drop in prices for oil and other energy resources, Russia is in a difficult economic situation. Under these conditions, the island became a question of replacement technologies and products imported from abroad, especially from the EU countries that joined the anti-Russian sanctions, initiated by the United States. The political leadership of the Russian Federation have repeatedly raised the issue of import substitution, and only the events of recent years have allowed to translate public policy in this area to the positive changes to the actual implementation of programs developed its own production of goods and technology that were previously imported from abroad.

Keywords:
Western sanctions, public policy issues of import substitution
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Введение. Россия сегодня импортирует машины и оборудование, автомобили и трактора, металлорежущие станки и кузнечнопрессовое оборудование, компьютеры и телефоны, телевизоры и видеомагнитофоны, медицинские приборы и медикаменты, мясо и молочные продукты, напитки алкогольные и безалкогольные, одежду и обувь,  мебель и много другое. Вследствие этого происходит сильнейшая экономическая зависимость России от других стран, в частности от Евросоюза и США.

Причиной высокой зависимости от импорта, по нашему мнению, стала неверная промышленная стратегия, проводимая в постсоветский период. Достаточно сказать, что результатом экономической политики тех лет, ошибок в государственном регулировании экономики стало падение объема станков и кузнечнопрессового оборудования, являющихся основой промышленного производства. Особенно заметна импортозависимость в станкостроительной отрасли, фундаменте обрабатывающей промышленности. Недофинансирование отрасли привело к тому, что выпуск отечественных металлорежущих станков (токарных, фрезерных и др.) снизился по сравнению с 1991 годом более чем в 25 раз. По данным Росстата, в год современная Россия производит около 4000 станков. Станки с числовым программным управлением, которые в малых количествах производятся в современной России, почти полностью комплектуются импортируемыми из Германии и Японии системами ЧПУ, датчиками, измерительными системами, роботами, электротехническими и электронными изделиями, гидравлическими системами и т.п. По данным Минпромторга России, доля импорта в станкостроении сегодня превышает 90 %. Если принять во внимание тот факт, что из 1600 тыс. металлорежущих станков более 75 % имеют полный моральный и физический износ и подлежит списанию из основных фондов, то станет понятна острота сложившейся ситуации.

Катастрофа самолета иностранного производства авиакомпании «Когалымавиа» в небе над Египтом 31 октября 2015 г., унесшая жизни 224 человек, способствовала возобновление дискуссии о проблемах отечественного авиастроения. В российской прессе стали публиковаться многочисленные статьи о том, что в бывшем Советском Союзе авиационная промышленность олицетворяла научно-технический прогресс,  отечественные заводы практически полностью обеспечивали разработку и производство всех необходимых материалов и комплектующих, а вопросы, связанные с импортозамещением в этой отрасли  даже не обсуждались. Действительно, в авиастроении в советский период успешно работало около 250 предприятий, выпускавших ежегодно более 150 магистральных, региональных и грузовых самолетов (без учета боевых самолетов) на равных конкурировавших с лучшими мировыми образцами. Эта авиатехника не только обеспечивала потребности гражданской авиации огромной страны, но и экспортировалась во многие страны мира. Наши авиалайнеры составляли почти четверть всего  мирового авиапарка того времени.

Российские авиакомпании, включая «Аэрофлот», «Ютэйр»  и «Трансаэро», которая задолжала кредиторам 250 млрд рублей, отказывались от приобретения отечественных самолетов, ссылаясь на их якобы низкую конкурентоспособность по сравнению с зарубежными. Так, компания «Ютэйр» подписала контракт на поставку 40(!) среднемагистральных самолетов «Boeing-737». Стоимость контракта составила 3,3 млрд долларов США. Парк самолетов «Трансаэро» в 2011 г. состоял из 68 самолетов фирмы «Boeing» и всего трех российских Ту-214. Российская компания «Трансаэро» сделала ставку на расширение своего авиапарка по принципу «много и дёшево». Как видим, призыв главы государства о поддержке отечественного производителя российскими авиаперевозчиками во главе с Минтрансом не был услышан.

Не лучше положение в других ведущих отраслях российской экономики. Так, в тяжелом машиностроении доля импорта составляет 
60–80 %, в легкой промышленности  – 70–90 %, в радиоэлектронной промышленности – 80–
90 %, в фармацевтике и медицинской промышленности – 70–80 % [1].

Для преодоления негативных тенденций в экономике, наглядно проявившихся с введением западных санкций, России предстоит создать новые механизмы наращивания инвестиций, модернизации технологий, повышения уровня человеческого капитала.

Основная часть. Стратегия импортозамещения пред­полагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий. Сама по себе стратегия импортозаме­щения опирается на развитие про­изводства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. Результатом импортозамещения должно стать повы­шение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стиму­лирования технологической модернизации производства, повышения его эффектив­ности и освоения новых конкурентоспо­собных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать новые рабочие места.

Успешное импортозамещение наблюдалось в России после девальвации рубля, произошедшей в 1998 г., когда объём импорта сократился на 20 %, а в 1999 году – ещё на 28 % (до $53 млрд.) [1]. При этом возросший после кризиса спрос на отечественную продукцию был достаточно легко удовлетворён на экстенсивной основе за счёт незагруженных производственных мощностей. Вызванное девальвацией снижение импорта стало важнейшим фактором экономического роста. По подсчетам экономистов, рост ВВП и промышленного производства в России, произошедший в 1999 году, на 25 % был обязан процессу импортозамещения.

В дальнейшем импортозамещение продолжилось, но уже было менее интенсивным. Дополнительный импульс ему придал экономический кризис 2008–2009 годов, сопровождавшийся значительным падением курса рубля, повлиявшим на стоимость импортных товаров и технологического оборудования.

В 2014–2015 годах курс национальной валюты снизился практически в два раза по сравнению с 2013 годом, что способствовало началу нового этапа импортозамещения. Это проявилось в снижении импорта и достаточно высоких темпах роста в ряде отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Разработанные программы импортозамещения стали действовать во многих отраслях реального сектора экономики, прежде всего, там, где у России имеются очевидные конкурентные преимущества, такие, как доступное сырьё, большой внутренний рынок, многолетние традиции и опыт.

В марте 2014 г. премьер-министр Д.А. Медведев назвал развитие импортозамещающих производств одним из приоритетных направлений политики, так как страна «слишком подсела на импортную иголку». По его словам, потенциал страны позволяет производить самостоятельно большой  спектр товаров: «Всего делать невозможно, но очень многие вещи, которые покупаем, мы способны делать сами» [2].

B Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию от 4 декабря 2014 г. была поставлена задача стимулирования импортозамещения и содействия ускоренному развитию несырьевых компаний, призванных изменить экспортный потенциал страны [3]. Задача ускоренного импортозамещения, поставленная главой государства, была обусловлена необходимостью выработки комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики в условиях нестабильного курса рубля и антироссийских санкций. Реализация установок главы государства направлена на усиление экономической безопасности страны за счет снижения зависимости от импорта.

Чтобы выполнить установки государственной политики и успешно реализовать принятые программы импортозамещения в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и других отраслях российской экономики  и на этой основе успешно замещать товары и технологии, произведенные за границей, сегодня требуются огромные финансовые вложения. Импортозамещение как многофакторный процесс предполагает большой объем инвестиций в реальный сектор экономики как со стороны государства через бюджеты всех уровней, так и со стороны предпринимателей.  При этом следует иметь в виду, что сегодня у предпринимателей ограничен доступ к кредитам. Дело в том, что санкции, наложенные ЕС и США в адрес многих российских компаний, не позволяют осуществлять займы за рубежом, которые во многом выручали в прошлом. В свою очередь, кредиты внутри России сейчас не очень выгодны: слишком высока ставка рефинансирования ЦБ, которая в несколько раз выше европейских условий получения денег на развитие инновационного производства. Развивать, а тем более создавать с нуля производство с рентабельностью, превышающей кредитные платежи коммерческим банкам на таких условиях, весьма проблематично.

Другая проблема, которая сопровождает импортозамещение в России, – это недостаток квалифицированных кадров в целом ряде производств. В начале рыночных реформ многие граждане РФ, выбирая профессию, ориентировались на гуманитарную отрасль, на сервисы, а  инженерное дело, технические и тем более рабочие специальности были не популярны. Отрицательную роль сыграла так называемая утечка мозгов  – процесс массовой эмиграции, при которой из страны по экономическим, политическим, религиозным или иным причинам уезжали учёные, специалисты, квалифицированные рабочие. По утверждению министра образования и науки Д. Ливанова, за период с 1989 по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, еще 30 тысяч докторов и кандидатов наук работают за рубежом по временным контрактам и «это наиболее востребованные ученые, находящиеся в продуктивном научном возрасте».    А согласно неправительственным источникам, только «за первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, при этом прямые потери бюджета, затраченные на их подготовку, составили не менее 60 млрд долларов США. По данным фонда «Открытая экономика», отъезд российских учёных за рубеж не только не уменьшается, но существенно возрос за последние годы. Директор по исследованиям фонда «Открытая экономика» И. Стерлигов утверждает, что после 2000-го года из страны в основном уезжают молодые исследователи и студенты – более 4000 человек в год. К концу 2000-х годов из нашей страны в поисках лучших условий для работы, по некоторым данным ежегодно уезжало около 200 тыс. специалистов с высшим образованием. В последующие годы этот процесс замедлился. Так, в 2012 г. за рубеж уехало из России всего 122751, а в 2013 г. немногим больше – 186382 человека [4]. В результате во многих сегментах реального сектора российской экономики сейчас испытывается дефицит кадров. В то же время опытные российские специалисты участвуют в производстве современных товаров и технологий в странах Евросоюза, США, других государствах. Общеизвестный факт: в корпорации Билла Гейтса 22 % сотрудников – это выходцы из России.

Решать кадровую проблему можно разными способами. Первый вариант – готовить новых современных специалистов, причем к работе в условиях экономики знаний. В российских учебных заведениях сохранилась развитая научно-производственная база, которая может быть задействована для подготовки специалистов самых разных отраслей. Второй вариант – привлечение специалистов из-за рубежа, однако он осложнен низким курсом рубля по отношению к доллару и евро и далеко не каждого высококвалифицированного иностранца можно в этих условиях привлечь на работу в Россию. Третий вариант – возвратить уехавших в разные годы ученых и специалистов. Получившие опыт работы за рубежом, овладевшие современным технологиями («ноу-хау»), они могли бы сыграть важную роль в практической реализации программ импортозамещения, стартовавших в последние годы.

Только вряд ли бывшие наши соотечественники прельстятся на условия работы и низкие оклады, покупательная способность которых не идет ни в какое сравнение с зарубежными аналогами. Одной из многих причин такого положения – недостаточное финансирование социальной политики в Российской Федерации, и перманентный дефицит иностранных и отечественных инвестиций, как в экономику, так и в социальную сферу. Отток капитала за границу – это та брешь, через которую подтачивается фундамент социально-экономического развития современной России. Более 4 триллионов рублей потенциальных инвестиций (в переводе на отечественную валюту) Россия потеряла только в 2014 г., что сопоставимо с третьей частью государственного бюджета. Триллионы рублей, утекающие ежегодно за рубеж, не инвестируются в российскую экономику, в импортозамещение.  По этой же причине происходит недофинансирование отечественной науки и опытно-конструкторских работ – основы для инновационного импортозамещения. Известный постулат: состояние научного потенциала и в конечном итоге результативность научной и научно-технической деятельности определяется ее финансированием. А в результате перехода к рыночным отношениям стали сворачиваться или откладывались на неопределенный срок многие перспективные научные исследования и разработки. В так называемые «лихие 90-е» российская наука почти перестала быть востребованной государством, что значительно снизило ресурсную базу ее поддержки. Однако, несмотря на суровые испытания, отечественная наука сумела сохранить свой потенциал и в этом огромная заслуга научного сообщества и, в первую очередь, тех, кто продолжал в то трудное время работать в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях, довольствуясь нищенской зарплатой и едва сводя концы с концами, не говоря уже о достойном обеспечении необходимым научным оборудованием, реактивами и т.д.

В настоящее время у нас в стране финансирование науки заметно выросло по сравнению со временем, когда в институтах не было средств на элементарные расходы, когда нередки были задержки выплат мизерных зарплат. Сейчас средства из федерального бюджета на финансирование науки выделяются на регулярной основе и практически без задержек. Государственной целевой финансовой поддержкой охвачены приоритетные направления развития науки и техники, НИОКР, выполняемые в рамках федеральных целевых программ. Появились гранты, размеры которых позволяют вести серьезные исследования. Вместе с тем, еще не все проблемы финансирования отечественной науки успешно решены. В настоящее время решение данных проблем остается важнейшей государственной задачей. Сценарии Концепции долгосрочной стратегии до 2020 г. предусматривают рост внутренних затрат на исследования и разработки до 3 % ВВП [5].

Соответствующими программами, разработанными Минобрнаки РФ на среднесрочную перспективу, предусмотрен целый комплекс мер по обеспечению российских секторов экономики с инновационной направленностью и участвовавших в реализации государственной политики импортозамещения, специалистами, способными к творческому труду, основанному на современных знаниях и высоких технологиях. Предполагается актуализировать содержание образовательных программ профессионального, общего и дополнительного образования с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний в первую очередь по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в ключевых областях естественных и точных наук и в сфере подготовки управленческих кадров. В части профессионального образования такая актуализация должна опираться на развитие системы взаимодействия образовательных организаций с предприятиями, развивающими высокотехнологичные производства, посредством создания малых инновационных хозяйственных обществ, а также на международные стандарты.

В целях обеспечения экономики высокопрофессиональными техническими кадрами и оптимизации системы профессионального образования будет реализована модель прикладного бакалавриата, предполагающая получение фундаментальных знаний в определенной предметной области и квалификации для работы со сложными технологиями и с рядом смежных технологий. При этом будет обеспечено сочетание в современном инженерном образовании технических и управленческих компетенций.

Необходимо расширять практику подготовки кадров в ведущих международных университетах в первую очередь на уровне аспирантуры, разрабатывать и реализовывать меры по привлечению их на работу в ключевые российские вузы и научные организации. В целях повышения доступности качественного профессионального образования и расширения его ресурсной базы будут усовершенствованы механизмы образовательного кредитования, в том числе магистерских программ и программ дополнительного образования, с учетом возможности кредитования обучения в ведущих международных университетах.

Будет реализован комплекс мер по удержанию в России и привлечению из-за рубежа высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных. Данный комплекс мер будет включать повышение общей привлекательности России для таких специалистов, адресное привлечение, стимулирование российских работодателей (ведущих вузов и научных организаций, органов государственного управления) к участию в привлечении таких специалистов.

Профессиональными сообществами будут созданы регулярно обновляемые отраслевые рейтинги вузов, факультетов, институтов, ведущих обучение по соответствующим специальностям. При этом будет осуществлено прекращение государственного финансирования обучения в аспирантуре и магистратуре и закрытие диссертационных советов в вузах по тем специальностям, по которым вузы не имеют серьезного научного задела.

Выводы. Политика импортозамещения представляет собой долгосрочную комплексную  программу развития экономики страны, включающую перечень мероприятий, направленных на снижение зависимости отечественной экономики от импорта. В настоящее время РФ необходима научно-обоснованная национальная программа импортозамещения.

Реализовываться эта программа должна по трем направлениям. Первое должно охва­тывать импортные товары, аналоги которых производятся в РФ в недостаточном коли­честве. С этой целью необходимо ставить задачу модернизации действующих про­изводств таким образом, чтобы увеличить выпуск нужной продукции. Второе   направление охватывает импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно и нужно освоить в сжатые сроки. Наконец, третье направление вклю­чает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невоз­можно в силу объективных причин.

В качестве инструмента реализации такой политики может выступать государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а также программы развития отдельных секторов экономики (авиастроения, судостроения, электронной и радиоэлектронной промышленности, космического комплекса, фармацевтической, нефтегазовой  промышленности)  при достаточном их финансировании.

Реализация программ импортозамещения в России, несмотря на отмеченные сложности, имеют все шансы на успех.

 

References

1. Glagolev, S.N., Moiseev V.V. Importozameschenie v ekonomike Rossii. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2015. S. 7.

2. Importozameschenie: kakie vozmozhny scenarii? - URL: http://i.rbc.ru/publication/analytic/importozameshchenie_kakie_vozmozhny_stsenarii. (data obrascheniya- 28.10.2015).

3. Poslanie prezidenta V.V.Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federacii. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (data obrascheniya: 29.10.2015).

4. Utechka mozgov iz Rossiyskoy Federacii//- URL: http://www. https://ru. wikipedia.org/ wiki/%D0%A3%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D0% BC%D0%BE%D0%B7% . (data obrascheniya: 14.10.2015).

5. Mindeli L., Chernyh S. Problemy finansirovaniya rossiyskoy nauki // Obschestvo i ekonomika. 2009. № 1. S. 129-142.


Login or Create
* Forgot password?